Замятин мы развитие жанра антиутопии. Жанр антиутопии. Роман Замятина «Мы». Социальный прогноз писателя и реальность ХХ века. Отличия антиутопии от утопии

Антиуто́пия или дисто́пия (англ. dystopia, словослияние от dysfunction - «дисфункция», и utopia) - жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее - и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia - синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия - это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия - это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин «антиутопия» распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.

Отличия антиутопии от утопии

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако, если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»: «…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».



Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, также как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним согласился крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.

Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль. Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман Замятина. Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.



Под названием романа “Мы” автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.

Основная проблема - поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек - винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира - абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель - это Бог, сошедший на землю. Благодетель - единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”.

Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя “Интеграла”. С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город”.

В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Роман “Мы” мне показался интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие его.

Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире. “Мы” - роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде.
И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе:
как избежать их окончательного осуществления?”
Н.А. Бердяев

  1. Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
  2. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
  3. Учить их логически мыслить, выделять главное.
  4. Развивать речь учеников.
  5. Воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.
  2. Выписать оксюмороны из текста романа.

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: “Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.”

Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}

Запишем эпиграф.

Теперь вспомним, что же такое утопия ?

{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.

Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924-м году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа драматична, как и история жизни его автора.

– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)

Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.

Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.

Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.

В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.

С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.

– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?

Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.

– Для чего изображается это далекое будущее?

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

III. Работа по содержанию и анализ романа.

– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.

– Как вы понимаете название романа?

“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность. “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.

– В чем суть этого миропорядка?

  1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
  2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.
  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.

– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?

Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.

– На какой идее зарождался новый миропорядок?

На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.

– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?

Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.

Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.

– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?

Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:

– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.

– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.

– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?

Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток) . Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.

– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:

1) Новую идеологию.

  1. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье

2) Новую мораль.

  1. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.
  2. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.
  3. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
  4. “Нумер” Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.

3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.

  1. В музыке идеальную не свободу выражает марш.
  2. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
  3. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)

– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?

Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.

Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.

– Что стало источником этих перемен?

Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.

– Сопоставьте две сцены в романе:

  1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.
  2. И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.

– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?

Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.

– Как вы понимаете финал романа?

Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

– Что вам открыл роман?

– Как этот роман связан с современностью?

– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?

Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.

IV. Итог урока.

Записать в тетрадь выводы:

  1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.

Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.

V. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
  2. Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман “Что делать?” А.Г.Чернышевского) и город из романа Е.Замятина “Мы”. Сделать рисунки.
  3. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
  4. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
  5. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
  6. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
  7. Можно ли согласиться с Д.Фурмановым, что “замятинство – опасное явление”?

Цели урока : углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя.

Методические приемы: проверка знаний учащихся; разъяснение понятий (теория литературы); рассказ учителя; лекция с элементами беседы по тексту романа.

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?
Н. А. Бердяев

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания (чтение и анализ 2-3 сочинений по роману А. А. Фадеева «Разгром»).

II. Работа с эпиграфом

Запишем эпиграф и вспомним, что такое утопия .

Утопия (от греч. U - «нет» и topos - «место») в литературе - развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии . Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Т. Мора. Классические образцы утопий - «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

Утопия - мечта.

Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Ответим на вопрос в конце урока.

III. Слово учителя

Роман Замятина «Мы», написанный в 1921-22 годах , впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью-Йорке, впервые на русском языке - там же, в 1952 году . В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя» . История романа драматична, так же как и судьба его автора.

Евгений Иванович Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.

Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника. Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке».

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, в частности участвует в постройке знаменитого «Красина» (освоение Арктики). Однако уже в сентябре 1917 года возвращается в революционную Россию.

В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера», «Дракон» и др.), в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие. В рассказе «Пещера» на смену былому образу жизни, духовным интересам, нравственным представлениям приходит одичавшая жизнь с убогими ценностями: «В центре этой вселенной - бог. Коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка».

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель он был всегда честен: «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В октябре 1931 года благодаря посредничеству Горького Замятин выехал за границу и с 1932 года жил в Париже.

II. Предварительная беседа по роману
- Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?

Далекое будущее, ХХХI век.
Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До ХХ века это будущее обычно представлялось прекрасным. Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира (ковры-самолеты, золотые яблочки, сапоги-скороходы и т. п.).

- Для чего изображается это далекое будущее? (Обсуждение.)

Комментарий учителя:

Замятин почти не дает воли своей инженерно-технической фантазии. Он прогнозирует не столько пути развития техники, покорения и преобразования природы, сколько пути развития человека, человеческого общества. Его интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Прогресс знания, науки, техники - это еще не прогресс человечества. «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты , не утопия, а антиутопия .

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в ХХ веке и приобрел статус футурологического прогноза, «романа-предупреждения».

V. Практическая работа
Задание.
Замятин активно пользуется оксюморонами (сочетание противоположностей).

- Найдите их в тексте.

Дикое состояние свободы,
благодетельное иго разума,
математически безошибочное счастье,
наш долг заставить их быть счастливыми,
неомраченные безумием мысли лица,
самая трудная и высокая любовь - это жестокость,
вдохновение - неизвестная форма эпилепсии,
душа - тяжелое заболевание.

- Чему служат оксюмороны?

Оксюмороны подчеркивают искусственность, противоестественность отношений между людьми и отношений между государством и людьми; вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

VI. Заключительное слово учителя

Жанр антиутопии пережил в ХХ веке настоящий расцвет. Среди лучших антиутопий - «О дивный новый мир» (1932) Хаксли, «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949) Оруэлла, «451° по Фаренгейту» Брэдбери (1953). «Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи.

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Вспомним представления Л. Н. Толстого о движущих силах истории в романе «Война и мир».

После 1917 года была сделана попытка «выпрямить» эту запутанную нить история. И Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведет к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-романтиков, обнаруживает бездушный казарменный строй, в котором обезличенные «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный неодушевленный механизм .

VII. Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Как устроено «счастливое» общество будущего?
- О чем предупреждает Замятин своей повестью?
- Насколько актуально это предупреждение сегодня?
- Подумайте над эпиграфом к уроку.

- В чем заключается заветная мечта главного героя романа, Д-503?

(Заветная мечта Д-503 - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства - это прямая - мудрейшая из линий» .

Формула счастья математически точна: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину . Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, - это преступно, а уменьшить сумму на 50 миллионов лет - это не преступно. Ну, разве не смешно?» (Запись 3-я).

Комментарий учителя:

Вспомним Достоевского , «Преступление и наказание», разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха - и тысячи молодых жизней: «Да тут арифметика!» . Анонимный персонаж «Записок из подполья» Достоевского восстает против математики, унижающей его человеческое достоинство и лишающей его своей воли : «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля бывает!»

- Каково место человека, личности в таком государстве? Как ведет себя Человек?

Человек в Едином Государстве - лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения - «разумная механистичность» , все выходящее за ее пределы - «дикая фантазия», а «припадки «вдохновения» - неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий - свобод а. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку: «Откуда было взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т. е. зверей, обезьян, стада» (Запись 3-я).

- В чем видится «корень зла», препятствующего всеобщему счастью?

«Корень зла» - в способности человека на фантазию, то есть свободную мысль. Этот корень надо выдернуть - и проблемы решены. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии (Запись 40-я): «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Душа - это «болезнь» .

- Действительно ли человек в Едином Государстве счастлив?

(Обсуждение.)

- Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?

Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной наука. Система научной этики основана «на вычитании, сложении, делении, умножении»; «Единая Государственная наука ошибаться не может» (Запись 3-я).

Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество «разума»: «Разум должен победить». Правда, эта заключительная фраза романа записана после Великой Операции над его мозгом, прижигания «жалкого мозгового узелка», отвечающего за фантазию (что и делало его человеком).

- Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время?

Проблема ответственности науки и людей науки перед обществом, отдельным человеком остро встала уже в середине ХX века. Вспомним хотя бы экологические проблемы, проблему использования атомной энергии (и академика Сахарова), проблему клонирования.

Государство вмешивается в строение личности, в ход ее творческой деятельности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы.

- Что противостоит обезличиванию человека в романе?

Любовь. Непризнаваемая Д-503, неосознанная им любовь к I-330, постепенно пробуждает личность героя, его «я». Любовь к нему О-90 дает надежду на будущее - ребенок О-90 и Д-503 оказывается за Зеленой Стеной и вырастет свободным.

- Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина?

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина, что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Вопрос «что такое мы?» переходит из записи в запись: «мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (Запись 8-я), «мы победим» (Запись 40-я).
Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

III. Роман «Мы» в литературном контексте времени

Комментарий учителя:

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро . У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием - «Мы» :

Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов и суши...
Все - мы, во всем - мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Вспомним блоковское : «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою!» («Скифы» ).

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000» . Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из этих миллионов : «Партия - рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Единица! Кому она нужна?!.. Единица - вздор, единица - ноль...», «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз».

III. Заключительное слово учителя

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем . Люди превращаются в придаток машины, в винтики.
Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель. От этого, как избежать «окончательного осуществления» утопий, предостерегает Бердяев.
От этого предостерегают все романы-антиутопии ХХ века и прежде всего роман «Мы».

Домашнее задание

1. Дополнительные вопросы по роману Е. Замятина «Мы»:
- Какие литературные традиции продолжает и развивает Замятин?
- Что «угадано» Замятиным в романе? Найдите образы-символы.
- Почему Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
- Почему в ХХ веке стал популярным жанр антиутопии?

Образы и символы щедринских произведений Замятин часто использовал в переписке с родственниками и друзьями. Нередки ссылки на щедринские образы в публицистических и литературно-критических произведениях Замятина, созданных в первые годы советской власти.

В статье «О служебном искусстве» (1918) он с гневом и сарказмом говорит о властвующих деятелях, разрушающих памятники старины: «Снос памятников делается не во имя украшения нашей жизни - до того ли? - а во имя украшения увядающих наших помпадуров новыми лаврами. Можно ли верить, что заботятся об украшении жизни те, кто из Кремля, цитадели красоты, сделал красногвардейскую цитадель? Какое дело до красоты принципиальным бегемотам, и какое дело красоте до них?».

II. Беседа

- Давайте откроем главу «Подтверждение покаяния. Заключение» из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. О чем эта глава?

(В главе «Подтверждение покаяния. Заключение» Щедрин описывает одного из самых страшных градоначальников города Глупова Угрюм-Бурчеева, который вознамерился переделать город в фантастическую казарму.)

- Какие общие черты вы могли бы отметить у двух властителей?

(Уже в некоторых чертах внешности и поведения можно увидеть много общего между образами градоначальника Щедрина и вождя Единого Государства - Благодетеля - у Замятина .)

Задание.
Найдите описание этих героев в книгах. Читаем вслух отрывки.

Угрюм-Бурчеев наделен «каким-то деревянным лицом, никогда не освещающимся улыбкой», светлым, как сталь, взором, недоступным «ни для оттенков, ни для колебаний». Он обладает «голой решимостью» и действует с «регулярностью самого отчетливого механизма» . По мысли Щедрина, он окончательно «упразднил» в себе всякое «естество», а это в свою очередь привело к «окаменению».

В его жестоко-механическом поведении даже привыкшие ко всяким правителям глуповцы увидели сатанинские проявления. «Молча указывали они, - пишет Щедрин, - на вытянутые в струну дома свои, на разбитые перед этими домами палисадники, на форменные казакины, в которых однообразно были обмундированы все жители до одного - и трепетные губы их шептали: сатана!».

В облике замятинского Благодетеля преобладают те же черты, что и в Угрюм-Бурчееве: непреклонность, жестокость, решительность, автоматизм .
Замятин неоднократно выделяет в портрете идеолога Единого Государства «тяжкие каменные руки», «медленный, чугунный жест», отсутствие какого-либо намека на человечность . Достаточно вспомнить сцену казни поэта-ослушника во время так называемого Праздника Правосудия: «Наверху, на Кубе, возле Машины - неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями. Но зато руки... Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане, поставленные руки выходят огромными, приковывают взор - заслоняют собою все. Эти, тяжкие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки - ясно: они каменные, и колени еле выдерживают их вес...».

- Как вы могли бы охарактеризовать правление Угрюм-Бурчеева и Благодетеля?

(Оба правителя властвуют с непреклонностью и жестокостью маши н. Угрюм-Бурчеев пытается свести все многообразие жизни к элементарной «прямой линии»: «Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево, предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? - утвердительно отвечать на этот вопрос трудно».

Страсть Угрюм-Бурчеева к прямой линии была связана с его стремлением упростить отношения между людьми, лишить человека свободы, радости, многомерности переживаний. Эта страсть обусловлена его натурой, естеством. Он пытается нивелировать необъятный и разнородный живой мир в силу своего идиотизма, он «нивеллятор» от природы.)

- Как соотносятся эти образы?

(Замятин, создав образ Благодетеля, отказался от гротескности и примитивности Угрюм-Бурчеева. Но писатель при этом как бы перенес в будущее любовь щедринского градоначальника к прямой линии, связав ее с идеей всеобщего счастья .

Замятин реализовал в романе мысль Щедрина о появлении в новые эпохи угрюм-бурчеевых, наделенных жаждой осчастливить человечество , то есть генетически Благодетель Замятина восходит к градоначальнику Щедрина.

«В то время еще ничего не было достоверно известно ни о «коммунистах», ни о социалистах, ни о так называемых нивелляторах вообще, - с иронией замечает щедринский повествователь. - Тем не менее нивелляторство существовало, и притом в самых обширных размерах. Были нивелляторы «хождения в струну», нивелляторы «бараньего рога», нивелляторы «ежовых рукавиц» и проч. и проч. Но никто не видел в этом ничего угрожающего обществу или подрывающего его основы... Сами нивелляторы не подозревали, что они - нивелляторы, а называли себя добрыми и благопопечительными устроителями, в меру усмотрения радеющими о счастье подчиненных им лиц. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазам) мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию…»)

- В чем заключается «истина» для Благодетеля из романа «Мы»?

(Благодетель у Замятина - высшее существо Единого Государства, стоящее на страже его норм и предписаний. Его нивелляторство носит изощренный характер и имеет философское и идеологическое обоснование.

Для Благодетеля существовало лишь жалкое человеческое стадо, которому не нужны ни свобода, ни правда, а только счастье, основанное на сытом удовлетворении и благополучии . Он провозглашает жестокую «истину» о том, что путь к счастью лежит через преодоление жалости к человеку и насилие над нам. Благодетель берет на себя роль палача и уверен в своей способности вести людей к земному раю.

Обвиняя строителя «Интеграла» в преступлении перед государством, Благодетель с надменностью вождя заявляет: «Я спрашиваю: о чем люди - с самых пеленок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье, - и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это?»)

- В чем заключается основное сходство между Угрюм-Бурчеевым и Благодетелем?

(Главное, что объединяет Угрюм-Бурчеева и Благодетеля, - это их стремление к универсальной регламентации жизни. )

- Найдите соответствия в государственном устройстве города Глупова и Единого государства.

(План Угрюм-Бурчеева переустройства города Глупова содержит в себе многие структурные элементы замятинского Единого Государства . В соответствии с планом в воспаленном воображении градоначальника возникает некий «театр абсурда», действующими лицами которого выступают не люди с их индивидуальными чертами, а жалкие марширующие тени: «Таинственные тени гуськом шли одна за другой, застегнутые, выстриженные, однообразным шагом, в однообразных одеждах, все шли... Все они были снабжены одинаковыми физиономиями, все одинаково молчали и все одинаково куда-то исчезали...».

К каждому взводу граждан у Щедрина приставлен командир и шпион. Город должен превратиться в казарму, в которой у людей «нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким».

То, что у Щедрина было «систематическим бредом» Угрюм-Бурчеева и с его исчезновением вспоминалось глуповцами как кошмарный сон, у Замятина стало явью Единого Государства .

Все сферы существования в нем строго регламентированы Часовой Скрижалью. Это основной свод норм и ограничений, который расписывает жизнь каждого жителя или «нумера» с точностью до минуты. Личное время каждого почти целиком поглощено нормированным временем государства и составляет всего 2 часа в сутки. За соблюдением норм времени пристально следят Хранители и добровольные доносчики. Нормированное время определяет и ограниченное, изолированное пространство. «Нумера» живут в стеклянных, прозрачных клетках, коллективно посещают залы для обязательных тэйлоровских упражнений, слушают раз и навсегда установленные лекции в аудиториях.)

- Как складываются отношения общества и природы в городе Глупове и в Едином Государстве?

(Объединяет город Угрюм-Бурчеева с Единым Государством и стремление его правителей уничтожить все природное.

Но если Угрюм-Бурчееву так и не удается покорить природу, остановить или изменить течение реки, то в государстве Благодетеля полностью избавились от всего природного. «Машиноравный» человек не только не нуждается в общении с природой, но и считает свой искусственный мир самой разумной и единственной формой существования жизни . Отсюда и Зеленая Стена, и нефтяная пища, и прочие прелести стеклянно-стерильного мира. Замятин, как и Щедрин, прекрасно понимал, что может произойти с человечеством, если оно на практике начнет осуществлять безумные утопии преобразования природы.)

III. Слово учителя

В письме к художнику Юрию Анненкову , которое тот назвал очень метко и точно - «кратчайшим шуточным конспектом романа «Мы» , Замятин с неподражаемым юмором отмечал: «дорогой мой Юрий Анненков! Ты прав. Техника - всемогуща, всеведуща, всеблаженна. Будет время, когда во всем - только организованность, когда человек и природа - обратятся в формулу, в клавиатуру.
И вот - я вижу, это блаженное время. Все симплифицировано. В архитектуре допущена только одна форма - куб. Цветы? Они нецелесообразны, это красота - бесполезная: их нет. Деревьев тоже. Музыка - это, конечно, только звучащие Пифагоровы штаны. Из произведений древней эпохи в хрестоматию вошло только Расписание железных дорог.
Люди смазаны машинным маслом, начищены и точны, как шестиколесный герой расписания. Уклонение от норм называют безумием. А по тому уклоняющихся от норм шекспиров, достоевских и скрябиных завязывают в сумасшедшие рубахи и сажают в пробковые изоляторы. Детей изготовляют на фабриках - сотнями, в оригинальных упаковках, как патентованные средства; раньше, говорят, это делали каким-то кустарным способом... Дорогой мой друг! В этой целесообразной, организованной и точнейшей вселенной тебя укачало бы в полчаса ».

IV. Итог урока

- Каков жанр романа «Мы» и рассмотренного отрывка «Истории одного города»? О чем хотели сказать авторы в своих произведениях?

Рассмотренная глава из «Истории» Щедрина и роман «Мы» по своим жанровым особенностям являются антиутопиями, то есть сатирически показывают модели нежелаемого, негативного общества, подавляющего свободу индивидуума, естественные чувства человека .

Замятин вслед за Салтыковым-Щедриным предупредил нас о том, как страшна любая система, фабрикующая в массовом порядке людей-роботов, делающая главным инструментом своей политики насилие во всех его формах . Эти произведения дают возможность в полной мере понять тревогу писателей за будущее России.

Сочинение


«Будущее светло и прекрасно», - писал в своем романе «Что делать?» идеолог русской революции Н. Г. Чернышевский. С ним соглашались многие русские писатели прошлого столетия, создавшие свои варианты социальных утопий, а именно: Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. XX в. внес в этот хор писательских голосов свои коррективы. Сама историческая действительность обусловила появление многих произведений в жанре антиутопии как в русской, так и в зарубежной литературе (Дж. Оруэлл, О. Хаксли).
«Мы» - роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам автор утверждал, что «этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства». Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит нивелирование личности, излишняя жестокость, разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций. Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.

Уже в упомянутом выше романе Н. Г. Чернышевского нарисован будущий «город солнца», воплощающий радость и гармонию на земле. Замятин во многом повторяет описание этой классической литературной утопии: перед нами предстают «стеклянные купола аудиториумов», «стеклянный, электрический, огнедышащий “Интеграл”, «божественные параллелепипеды прозрачных жилищ». Каково же отношение автора ко всему этому великолепию? Писателя интересуют не столько признаки материального благополучия и прогресса, сколько духовное состояние будущего общества, и прежде всего взаимоотношения личности и государства. Замятин показал читателю общество будущего, где человек - только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются теории о том, что «несвобода» - истинное «счастье», естественное состояние для человека, потерявшего свое «я» и являющегося ничтожной и незначительной частью всеохватывающего безличного «мы». Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной безопасности. Но автор художественно убедительно показывает, что настоящего счастья механическими средствами не достичь, живой человеческой душе не нужна формация абсолютного блага. Живая душа всегда будет в движении, свойственном всему природному, естественному, ее не удовлетворят конечные идеальные конструкции.
Роман А. Платонова «Чевенгур» - это произведение об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о «строителях страны», об их идеях, мыслях и переживаниях. Главный герой романа - Александр Дванов - отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм. Автор показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе вырождаются в свою противоположность: деление людей на «наших» и «не наших» и травлю последних. Самоуправство идеологов - людей номер один в тоталитарном государстве - не имеет границ. Вот, к примеру, Прокофий, «имевший все сочинения Карла Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию, как хотел, - в зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки». И мы видим, к чему привело такое идеологическое руководство в Чевенгуре. Коммунары с уверенностью и воодушевлением борются с «буржуазным элементом»: «Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа». Товарищи уже все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, имущество, ведущее к неравенству и эксплуатации, уничтожили. Но так и не дождались они первого утра «нового века» - коммунизм не наступил...
Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению «нового века». Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. Андрей Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность друг от друга «не слишком далеко» и «не слишком близко». Своим гротескным произведением Платонов выступил против нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная невозможна. Такое равенство остановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит автор.

Другие сочинения по этому произведению

"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. - Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. «Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы» Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Почему роман Е. Замятина называется «Мы»? Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы")

Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы»»

(урок-открытие).

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н.А. Бердяев

Назначение утопии состоит прежде всего,

в том, чтобы указать миру путь к совершенству,

задача антиутопии, предупредить мир об опаснос-

тях, которые ждут его на этом пути.

М.А. Нянковский.

Цели:

- образовательные : углубить представление учащихся о жанре антиутопии; познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.И. Замятина; дать представление о противоречиях в творческой судьбе писателя; познакомить с историей публикации романа; развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной и исследовательской деятельности;

- воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация «Роман Е.И. Замятина «Мы»»:

    портрет Е.И. Замятина;

    иллюстрации к роману;

    лозунги-цитаты из романа.

2. Схемы к проекту.

3. Таблицы для оценки проекта.

4. Слайды с тестом и ответами.

Словарь урока: утопия, антиутопия, оксюморон.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель. Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.

(Утопия - вымышленная картина идеального жизненного устройства.)

Учитель. Итак, утопия – мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока.

Учитель. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра – антиутопического романа.

Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.

II . Возникновение жанра антиутопии (сообщение ученика)

Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве, на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с XVI по XIX столетие в мировой литературе создается немало утопий.

Н а и б о л е е я р к и е п р и м е р ы: (слайд 1).

    Т. Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478 – 1535 гг.), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся и все счастливы;

    итальянский гуманист Т. Кампанелла «Город солнца» (1568 – 1639 гг.);

    английский писатель – социалист В. Моррис «Вести ниоткуда»;

    Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны);

    М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города» (Угрюм – Бурчеев).

Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех.

В XX веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.

Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда – возникновение нового жанра, жанра антиутопии.

III. Краткие биографические сведения о писателе и истории публикации романа «Мы».

Замятин Евгений Иванович (1884 – 1937 гг.) – прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905 -1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906 – 1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, когда была опубликована повесть «Уездное».

Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.

Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь - ненависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, её готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости.

Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутёвый» автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду. В 1916 году писатель уезжает в Англию, возвращается в Россию осенью 1917 года, где встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. Существенным было творчество Замятина тех лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, повести, рассказы, сказки, драматические произведения, в которых писатель касался «больных» сторон революционной и послереволюционной действительности. Литературными критиками и многими писателями это было воспринято как отступничество, измена.

Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое общество.

«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдалённого будущего, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее математически выверенное счастье путём упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь, одинаковой нефтяной пищи, строжайшей дисциплины.

Счастье достигнуто – воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина – Интеграл, долженствующий распространить это принудительное счастье на всю Вселенную.

К концу 20-х годов вокруг Замятина складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатора Г.Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой. В 1929 году в пражском журнале «Воля России» без ведома автора был напечатан с сокращениями. Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обречённый на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И.В.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году просьба была удовлетворена.

Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

IV . Защита проекта творческой группой по теме: Противоречия в судьбе и творчестве писателя. Жанр и смысл названия «Мы». История публикации. (5 мин) .

Учитель: У каждого на парте лежат таблицы, в которых вы должны оценить защиту информационного проекта по критериям: содержание; эмоциональность и речь; практическая значимость.

Итак, слово – творческой группе.

Проблема: почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял своей актуальности?

Е.И.Замятин прожил недолгую (1884-1937 гг.), но до отказа наполненную событиями, размышлениями, творческую жизнь. Судьба его – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Творческая группа комментируют схемы, изображённые на слайдах).

Вся жизнь Замятина построена на противоречиях.

антисоветчик

антисоветчик

Революционер-

большевик

Писатель

Замятин - анти

Эмигрант

Любит Родину

Неореализм

Символист

Писатель не принимал шаблонов в жизни, неустанно искал свежие образы, метафоры.

Замятин – мастер русской литературы.

Замятин –

продолжатель традиции Гоголя,

Салтыкова – Щедрина, Достоевского

ГОСУДАРСТВО

Роман «Мы»

Антиутопия 1921, 1924, 1952, 1988


Античность

Библейские

Миф о Прометее

Вавилонская

Адам и Ева

Учитель. В курсе изучения литературы мы не раз встречались с утопией. Что это за жанр?

Утопия (греч. «и» - нет, «топос» - место) – литературный жанр, описывающий искусственно созданное идеальное государственное и общественное устройство.

Произведения.(Роман Чернышевского «Что делать?», 4-й сон Веры Павловны.) Но роман Замятина – антиутопия. Что это за жанр?

Антиутопия – это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда.

Нам знакомы его черты. (« История одного города» Салтыкова-Щедрина.)

    Рисунки по ассоциациям.

(Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного государства. (Слова литературоведа Жолковского: «Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на отрицании бога, свободы человеческой природы».)

Насколько прав был в своих предсказаниях Замятин, считавший, что возникновение тоталитарных режимов вызвало серьёзные сомнения в существовании идеального общества. Поэтому и возник жанр антиутопии.

Писатель мечтал опубликовать «мы» в России, но цензура сказала: «Нет!» Роман получил известность за границей – в 1924 году, тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. Лишь в 1988 году роман вышел в России.

Рамки романа – антиутопия, думается, для Замятина слишком узки. Иными словами, наличие фантастики порождено не столько спецификой жанра. сколько стремлением художника выйти за пределы действительности и проверить истинность тех или иных идей.

А фантастический сюжет обретает «достоверность», поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Учитель. Кто вспоминает миф об изгнании из рая?

Учащиеся. Р – 13.

Учитель. О распятии Иисуса?

Учащиеся. Благодетель.

Учитель. Легенду о Прометее?

Учащиеся. Д – 503 и «некий государственный поэт».

Учитель. С кем сопоставимо судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

Учащиеся. С Адамом.

Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.

Учитель. Как вы поняли смысл названия романа?

Учащиеся. Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие романа, автор показывает трагедию одного человека.

    Практическая значимость проекта.

Работая над данной темой, мы задумались над тем, почему роман «Мы» актуален сегодня, и пришли к выводу, что он предостерегает любое общество от опасности, в котором «Я» не существует, разоблачает идеи механизированного общества. (Лица без эмоций, душа без лирики, люди запрограммированные.) Каждый человек в России, да и вся страна в целом сегодня должны задуматься о сохранении своего имени – необычного, загадочного, индивидуального. Не хотелось бы вновь превратиться в серую массу.

Оценивается проект по критериям (учащиеся заполняют таблицы).

Учитель. (подводит итог выступления группы). Вы показали свою компетентность при обобщении материала о Замятине, его произведении в виде схем. Чувствуется, что проведена большая поисковая и творческая работа.

V . Анализ романа.

Учитель. вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?

Учащиеся. Далёкое будущее, XXXI век. Казалось бы, создано, наконец, то государство – мечта, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. будущее ему всегда представлялось прекрасным, ещё со времён долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры – самолёты и сапоги – скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть – самобранка для достатка и сытной жизни…

Учитель. Для чего изображается столь далёкое будущее - XXXI век?

Учитель. Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.

Учитель. Что в центре внимания автора?

Учащиеся. Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники – это ещё не прогресс человечества.

Учитель. Сегодня на уроке уже говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрёл статус «романа – предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.

После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории.

Е.И. Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привёл к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого, гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов – романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй.

В нём не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы»; в котором не человеческое общество, а сложный неодушевлённый механизм, т.е. полная противоположность желаемому.

На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своём произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.

VI . Словарная работа.

Учащиеся записывают определение в тетради.

Оксюморон (от греческого oxymoron – буквально: остроумно – глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

Учитель. Приведите примеры оксюморонов из романа.

Учащиеся. Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; наш долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь – жестокость.

Учитель. Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?

Учащиеся. ( делают вывод ) Именно оксюмороны подчёркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приёма показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

VII . Проверка усвоения изученного материала.

Учитель. На слайдах представлен тест, в котором вы должны выбрать правильные ответы.

1 . Какие особенности и черты романа Е.И. Замятина «Мы» убеждают нас в том, что по жанру это антиутопия? (Три ответа )

1. Изображение машинизированного будущего, построенного в соответст вии с утопическими идеями.

2. Прославление Благодетеля и Единого Государства.

3. Несоответствие идей всеобщего счастья конкретным судьбам героев – нумеров.

4. В романе высмеивается современная Замятину Россия.

5. Превращение людей в нумера.

2. По структуре роман «Мы» представляет дневник, состоящий из сорока конспектов строителя Интеграла. Какие сюжетные линии оказываются для Д – 503 наиболее важными? (Два ответа )

1. Любовь «по розовым талончикам» между Д – 503 и О – 90.

2. Отношения с другими нумерами и Благодетелем.

3. Любовь с первого взгляда к I – 330.

4. Любовь и предательство Ю.

5. История Единого Государства.

3. Против каких явлений действительности 1920 – х гг. направлен роман Е. Замятина? (Один ответ )

1. Против интеллигенции и культуры.

2. Против современного писателю общественного строя.

3. Против мещанства как социального и духовного явления.

4. Против бездуховности, подозрительности, доносительстве как норме жизни.

5. Против социалистической революции.


Деятельность учащихся:

В каждом вопросе подчёркивают верные ответы. После выполнения меняются работами и проверяют друг у друга по «ключу», предложенному учителем. За каждый верный ответ – 1 балл. Подсчитывают количество полученных баллов в данном задании.

Ключ к проверке теста.

1, 3, 5

3, 5

Учитель подводит итоги, задавая вопросы:

    Кто получил 6 баллов? 5 баллов? 4 балла? 3 балла?

VIII . Итог урока.Учитель. Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным? Учитель. Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия, предупреждение об опасностях о пути реализации утопической идеи.

Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?

Выставляются оценки за урок.

IX . Домашнее задание: написать сочинение – эссе: «Предсказания и предостережения романа Замятина «Мы»».

Открытый урок по литературе