Соц эконом устройство киевской руси. Политическое и социальное устройство киевской руси. Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку о

Киевская Русь была раннефеодальной монархией, федерацией русских княжеств. Как и в Западной Европе, на Руси сложилась определенная система отношений между феодалами

Главой государства считался великий князь киевский, верховный правитель всех древнерусских земель, который сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную, административную и военную власть

Отдельными частями государства управляли удельные князья и бояре, которые за службу получали от великого князя земельные владения - вотчины - и становились его вассалами Князь назначал дружинников и бояр тысяцкими (представителями князя в больших городах), тиунами (хозяйственными управляющими князя), верни- ками (сборщиками дани) .

в государственной деятельности князь опирался на дружину, которая принимала участие не только в военных походах, а и в управлении государством

Власть великого князя ограничивалась боярской думой и вечем (народным собранием)

Вся господствующая верхушка в своей деятельности опиралась на нормы «Русской Правды» . В результате политического распада Киевского государства на отдельные самостоятельные княжества сформировался новый тип управления - конфедерация русских княжеств Органом управления конфедерации был съезд князей, на котором решались общие вопросы (принятие основ законодательства, организация совместных военных походов)

В Киевской руси сформировалась особая социальная структура наивысшее место в обществе занимали князья, бояре, священники далее шли купцы и ремесленники. Большинство населения составляли крестьяне - смерды. Поскольку они жили на земле князя, то должны были выполнять повинности: платить оброк и отрабатывать барщину. Постепенно независимость смердов ограничивалась Крестьяне, попавшие в зависимость от феодала, взяв у него заем («купу»), назывались закупами. Крестьяне, подписавшие с феодалом договор («ряд») о временной работе на него, становились рядовичами Крестьяне, не имеющие своего хозяйства и находящиеся в полной зависимости от феодала, назывались холопами Свободные крестьяне объединялись в сельские общины («вервь», «мир»), которые совместно владели лесами, лугами, водоемами Пахотные земли находились в индивидуальном владении членов общины

Хозяйство Киевской руси достигло высокого уровня развития, чему способствовали благоприятные природные условия и выгодное географическое положение страны. Основой хозяйства оставалось земледелие (пахотное, подсечное, переложное), развивались скотоводство, огородничество, садоводство, бортничество, охота В городах и селах развивались ремесла (железоплавильное, кузнечное, гончарное, ювелирное, ткацкое и др.) . «Путь из варяг в греки», проходивший по днепру, превращал Киевскую русь в центр международной торговли В конце Х в в период правления Владимира Великого появились первые деньги - сребреники и златники, потом - гривны. Однако хозяйство Киевской Руси имело натуральный характер, что послужило причиной слабости экономических связей между отдельными землями государства

Еще по теме Политическое устройство, социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (IX-XIV в.):

  1. Культура Киевской Руси и Галицко- Волынского государства
  2. 3. Политический строй и социально-экономическая структура Киевской Руси.
  3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ В ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛЕ
  4. 2.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII–XV вв.
Описание
Работа состоит из 1 файл

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:

История отечества

Тема: Социально - экономическое и политическое

устройство Киевской Руси.

Рязань 2007г.

План контрольной работы:

1. Социально-экономический строй: развитие сельского хозяйства и торговли, крестьянская община, феодально-зависимое крестьянство.

2. Политический строй,организация господствующего класса,суды и феодальное право.

3. Внутренняя политика государства в IX-XII вв.

I. Образование Древнерусского государства.

1. Факторы, обусловившие образование государства:

а) социальные;

б) внешнеполитические и экономические;

в) общественные;

г) "союзы союзов".

II. Социально-экономический строй.

1. Управление:

б) община;

г) система "старший город пригороды".

2. Социальный строй:

а) феодализм.

а) свободные общины;

б) смерды;

в) закупы;

г) изгои (свободные и зависимые) ;

д) челядь и холопы.

4. Вотчина.

5. Экономическое развитие.

6. Церковь.

III. Политический строй.

2. Община.

IV. Внутренняя политика.

1. Занятие славян.

2. Князь и его дружина. Полюдье.

3. Вотчинная собственность.

4. "Правда Русская"

5. Социальная организация и система управления государством

6. Восстания и социальное волнение.

V. Внешняя политика.

1. Русско-византийские отношения.

2. Разгром Хазарского каганата.

3. Борьба против кочевников.

Образование

1. Факторы

Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

а) социальные;

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".

Известно, что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI в. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

б) внешнеполитические

Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIII вв.

в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного раз вития. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных членов общины.

Формировалась социальная верхушка общества.

в) общественные

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборони тельные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев.

г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации.

Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

II Социально-экономический строй

1. Управление

В современной исторической - науке сложилось традиция, изображающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и противопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.

В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - политическую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. П. Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь) " Формирование территориальных связей, складывание города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на материалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель отживающего строя ищет пути решения этой проблемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойнике. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих торговых караванов. Можно сказать, что образ Соловья порожден эпохой формирования территориальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнюдь не безболезненно, подчас отчаянно сопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Владимира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". я5 я0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". я5 я0Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени периода распада старого родоплеменного единства.

б) община;

В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи.

Это, несмотря на то, что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей.

В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамыти Ярополка. Побегни за град. " Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произошедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне" Князья, правившие в конце X на чале XIвв. считались с растущей силой городской общины, стремились ее как-то ублажить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян смерть Владимира, а сев на стол, созвал "кыян" и "нача даяти им именье". После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим кунами, и раздая множество". Крепнущая городская община держала в поле зрения и религиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. Особенно важно подчеркнуть причастность "людей" киевской общины к учреждению христианство на Руси. Они присутствуют на совещании по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". В одной из скандинавских саг говорится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. При решение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внимательное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополчение - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. я525 я0Любопыт но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а.. нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы ручить белогвардейцев, поскольку "не бебовой у него, печенег же множьство много". Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских распрях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.

Пайди, сяди Кыеве на столе отни". Вои так же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку для отражения яросла вовых полков. я528 в) вече; Так начинался процесс формирования волост ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей.

Возмущенные, требующие оружие киевляне собираются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по ловцами и предъявляют князю требование о вы даче коней и оружие. То есть проявляется не зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская община действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с княжеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава.

Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепин считали, что термин "людье киевтии" обозначает торговоремесленное население Киева. Б. Д. Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В. В.

Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы евстии? " Это не могли быть ни киевская боярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают, грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с врагом, правят посольства. В событиях 1068-1069г. г. вече вырисовывается как верховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.

Период централизованного государства (начало 10 века - 1132 год).

Согласно легенде, изложенной в летописи, приблизительно в середине 9 века н.э. на Русь приходят варяги. Князь Рюрик основал в Новгороде приблизительно в 862 году государство. Варяжские вожди Аскольд и Дир приблизительно в это время приходят в Киев. По легенде они освободили полян от хазарской власти и начали здесь княжить. В летописи описуется приглашение варягов на княжеский престол - что бы они навели порядок. Но все же это считается легендой и не более. Затем в Киев прибыл Олег, которого считают основателем Киевского государства (879 - 910/912). Также, согласно легенды, он убил Аскольда и Дира и взял власть в свои руки. Олег присоединил к Киеву соседние племена северян, древлян, уличей и тиверцов, а также северные славянские племена. Он создал мощное Киевское государство. В 907 году он пошел войной на Византию. Два договора 907 и 911 годов свидетельствует о победе Олега: он заставил платить Византию дань, а русские купцы получили значительные торговые права. Олег - это фигура легендарная и о ней мало что известно. Неизвестен также год смерти.

Основание Киевского государства.

Следующим киевским князем после Олега стал Игорь (912 - 945 года) , который основал династию Рюриковичей, Он дважды ходил походами к Каспийскому морю и на и Закавказье (913 - 943/944), пытаясь пытаясь подчинить себе эти земли. В борьбе за побережье Черного моря он столкнулся с Византией. Поход на Константинополь в 941 году закончился неудачно. В 944 году Игорь был вынужден заключить договор с Византией на неравных правах. В это время начинается недовольство подчиненных племен, и в 945 году Игорь был убит во время собирания дани в землях древлян.
После смерти Игоря от имени малолетнего сына Святослава Русью правила вдова Ольга (945 - 964 год). Она жестоко расправилась с древлянами и установила новые нормы дани. Есть точка зрения, что Ольга была славянкой. В 957 году Ольга ездила в Константинополь, где приняла христианство.

Сын Ольги и Игоря - Святослав Храбрый (964 -972) славился своей воинственностью. Он подчинил вятичей и финские племена между Волгой и Окой (964 - 966), воевал с поволжскими болгарами, ходил походом на хазар, разрушив главные города Хазарского каганата - Саркель, Итиль и Самендер. Однако, это открыло путь на Украину другим кочевым народам Азии. Святослав подчинил себе ясов (осетин) и косогов (черкесов), расширив границы Руси до Кавказских гор.
В 969 году он пришел на помощь Византии, разбив болгар. Но затем он начал войну с Византией. Война закончилась неудачно. При возращении домой на дружину Святослава напали печенеги. Дружина была разбита, а сам Святослав был убит (весна 972 года).
Отправляясь в поход в Болгарию, Святослав разделил власть между сыновьями: Ярополк получил Киев, Олег - Древлянскую землю, Владимир - Новгород. После смерти отца, Ярополк желая объединить земли, начал войну с Олегом, а потом с Владимиром. Владимир нанял варягов и победил Ярополка, став единоличным правителем.


Владимир 1 Великий (980 - 1015) объединил земли, присоединив Полоцк, Перемышль, Червень. В 983 -985 он воевал с племенами ятвягов и поволжскими болгарами. Для охраны от печенегов он строил укрепленные города на речках Стугне, Трубеже, Суле. Он назначил наместниками своих сыновей: Изяслава - в Полоцк, Святополка - в Туров, Ярослава - в Новгород, Судислава - в Псков, Станислава - в Смоленск, Святослава - в Древлянскую землю, Мстислава - в Тмутаракань, Бориса - в Ростов, Глеба - в Муром.
В 987 году Владимир оказал помощь Византии в подавлении восстании Фоки. За это ему в жены была обещана сестра императоров Василия и Константина - Анна, но они не сдержали своего обещания. За это Владимир Осадил и взял Херсонес - византийскую колонию. После этого обещание было сдержано. В 987 - 988 году Владимир принял христианство, а также окрестил население Руси (хотя язычество еще долго было сильно).

После смерти Владимира власть захватил Святополк (1015 - 1019). Чтобы взять под контроль все земли он убил трех братьев - Святослава, Бориса и Глеба. Ярослав Новгородский выгнал в 1018 году из Киева Святополка, но тот с помощью польского короля в том же году захватил город обратно. Однако народ его не поддержал и в 1019 году Святослав бежал на Запад.

Ярослав 1 Мудрый (1019 -1054) продолжал политику своего отца. В 1036 -1037 годах он окончательно разбил печенегов. При нем в Киеве Было построено множество красивых зданий и храмов. Он поддерживал тесный связи с западноевропейскими монархами. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха 1. Он также занимался просвещением, организовал библиотеку.
При нем был основан Киево - Печерский монастырь. Ярослав приказал собрать все правовые акты в сборнике Русская Правда , который регулировал социальные и экономические отношения между различными слоями населения. При нем на первое место в управлении государства выходят славянские деятели, а варяги постепенно становяться только военной дружиной и только.

Под конец жизни Ярослав разделил Кевское государство между пятью сыновьями: Изяслав получил Киев, Древлянскую землю с Туровом и Новгород с Псковом; Святослав - Чернигов, Муром и Тьмутаракань; Игорь - Владимир - Волынский; Всеволод - Переяславль, Суздаль и Ростов; Вячеслав - Смоленск. Он предписал всем своим сыновьям подчиняться старшему сыну - Изяславу, которому был отдан Киевский престол.

После смерти Ярослава Изяслав 1 (1054 - 1078) старался разширить свою власть на земли своих братьев. Он занял Владимир - Волынский после смерти Игоря (1060), а также Полоцк (1067). После этого все земли, которые находились на правом берегу Днепра были под его властью. Вначале три брата - Изяслав, Святополк и Всеволод вместе управляли государством, боролись против половцев. Но после того, как Изяслав был разбит половцами в 1068 году, против него восстали киевляне и он был вынужден бежать в Польшу. Киевляне поставили на его место его брата Всеволода. Изяслав вернулся с польскими войсками, но в 1073 году был вынужден вновь бежать от недовольства киевлян.

В 1073 - 1076 годах в Киеве правил бывший черниговский князь Святослав 2 . Последний Ярославович на киевском престоле Всеволод 1 (1078 - 1093) объединил главные земли Киевского государства: Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск и земли Верхнего Повольжья. Он также боролся с безземельными князьями, которые с помощью половцев пытались захватить территории. Он знал пять языков, был женат на византийской принцессе.

Его приемником стал Святополк 2 (1093 - 1113), сын Изяслава. Ему приходилось все время вести борьбу с половцами, которые во главе с ханом Боняком постоянно нападали на киевские земли. Святополку помогал Владимир Мономах , переяславский князь. Он одержал победу над половцами в 1105 и 1111 году.

После смерти Святополка на великокняжеский киевский престол был приглашен Владимир Мономах. Он правил в 1113 - 1125 годах. Владимир Мономах подчинил себе большую часть бывшего Киевского государства, разбил половцев. Он имел широкие связи с западноевропейскими монархами. Мономах внес новые дополнения в Русскую Правду, а также оставил после себя Поучение детям , в котором советовал как управлять государством.

После его смерти его старший сын Мстислав 1 (1125 - 1132) получил Киев, Смоленск и Новгород, а другие земли достались его братьям. Он продолжал политику отца, однако после его смерти Киевское государство окончательно распалось на отдельные части.

С 10 по 13 век организация Киевского государства изменилась коренным образом. Во время правления Владимира и Ярослава происходит централизация - администрацию на местах назначают в Киеве. Однако затем начинается децентрализация и местные князья выходят из подчинения киевскому князю.

Вначале вся власть находилась в руках Киевского князя. Он был главнокомандующим войска, политическим правителем и верховным судьей. Такую власть имела семья Рюриковичей. Князья опирались на военную силу - дружину. Идеологически княжескую власть поддерживала церковь. Князь правил (исполнительная власть) и судил (судебная власть) с помощью назначенных им наместников, среди которых в основном были сыновья князя, посадников, воевод. Кроме центральной княжеской власти существовала и местная организация, которая состояла из тысячников , сотников и десятников . После этого княжеское и местное управление изменилось.

Дружинники князя имели двойную функцию: как войско и как его ближайшие советники. Дружинники находились при князе, жили при его дворе. Сначала дружина состояла из варягов, а затем она стала славянской, которая была связана с местной жизнью и населением. Высших дружинников набирали из лучших местных людей или из людей, которые отличились во время войны; их стали называть боярами.

Князь советовался с боярским советом, который состоял из старших дружинников, а также высших представителей местного населения и духовенства. Функции этого совета зависели от личной воли князя. Во время племенной организации важным органом власти было вече, на котором решались важные дела. При первых Рюриковичах их роль снизилась. Однако, после ослабления централизованного государства вече снова начинает играть важную роль. Но, на Украине оно не было постоянным органом власти (как это было в Новгороде и Пскове).

В княжеский период существовала особая социальная структура общества. На верхней ступени стояли бояре, лучшие люди. Однако, это не была замкнутая каста. В нее могли переходить сыновья священников и даже смерды. Большинство бояр были из числа княжеских дружинников, которые осели на земле, или из числа местных землевладельцев. Бояре имели некоторые привелегии, закон защищал их имущество и жизнь.

Население городов состояло из богатых и бедных слоев населения, которые занимались торговлей и ремеслом. Богатые торговцы почти не отличались от бояр, земельной аристократии. Богатых местных, а также иностранных купцов называли - гости , купцов среднего достатка - купцы , а мелких лавочников, ремесленников - чернь . В Киеве жили постоянно многие иностранные купцы - армяне, евреи, греки, немцы, чехи, поляки и другие.

Среди вольных людей, которые принадлежали к нижнему слою населения были смерды - наиболее многочисленная часть сельского населения. Они жили на собственной земле или на земле князя, платили подати, выполняли различные повинности - строили укрепления, мосты, дороги, принимали участие в народном ополчении.

Следующим слоев населения был слой закупов , людей, которые взяли займ - купу и должны были его отдать. Они были временно лишены свободы, но не теряли при этом гражданских прав.

Самой нижней категорией населения были рабы - челядь или холопы . В большинстве случаев это были военнопленные или дети рабов. С принятием христианства их положение улучшилось. Устав Владимира Мономаха также защищал их жизнь.

Для социального устройства Киевского государства было характерно то, что все эти слои не были замкнутыми. Холоп мог стать смердом или даже купцом, а боярин за какие-то преступления мог стать смердом.

12345678910Следующая ⇒

Образование Древнерусского государства -Киевская Русь

Государство Киевская Русь было создано в конце IX века.

В летописи «Повесть временных лет» (XII в.) рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор — в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика — Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, т.к.сын Рюрика — Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Т. о., под властью одно-го князя объединились Киев и Новгород.

Норманнская теория . (Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I). Сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само гос-во Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы — гребцы. Возможно «русь» — это название варяжского племени, из к-го происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян. Немецкие ученые решили, что Варяги — это выходцы с Запада, а значит, немцы создали гос-во Киевская Русь.

Антинорманнская теория. (XYIII век, при дочери Петра I — Елизавете Петровне) Ей не понравилось заявление не-мецких ученых о том, что российское гос-во было создано выход-цами с Запада. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М. В. не отрицал факт сущ-ния Рюрика, но отрицал его сканди-навское происхождение. Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы XX века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. => Южнее Киева на реке Рось про-живало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси. Антинорманнская теория пыта-ется доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами.

Социально-экономические предпосылки для появления гос-ва:

Изменение орудий земледельческого труда (появился плуг) и по-вышение произв-ти труда, появление прибавочного про-дукта.

Отделение скотоводства от земледелия.

Отделение ремесла от земледелия.

Рост городов и развитие торговли.

Появление частной собственности.

Возникновение имущественного и соц. неравенства.

Политические предпосылки:

Укрепление власти старейшин, вождей племен.

Образование больших союзов племен.

Необходимость защиты от внешних врагов — кочевников.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь — это было раннефеодальное государство. Просу-ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль-ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече — народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями — местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга — жена Игоря (945-964).

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины — дань, вы-плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги — князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава — Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства — пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо-дов (более 300) — в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа — в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека — в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси - «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв.

Общество в Киевской Руси делилось на

— свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре-месленники, своб.крестьяне)

— полусвободных (закупы, рядовичи)

— зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави-симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

3. Феодальная раздробленность на Руси: ее причины и последствия

Фе-одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен-тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес-ленных специальностей.

3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» — наследие отца.

2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращает-ся в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности — » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.

Походы монголов на Русь.

В Монголии произошло объед-е монгольских племен в единое гос-во. Глава гос-ва — Тимучин (Чингисхан). Это было раннефеод. гос-во., только монгольский феодализм имел особенности: был кочевой. Так складывается целая империя, к-ая делится на улусы:

— Вост. часть улуса – Зап. Сибирь – ст. сын Джучи – Синяя или Белая Орда;

— Зап. часть – Батый – Золотая Орда.

В 1227 году умер Джучи (отравили), потом Чингисхан (упал с лошади).

В 1236 году Батый завоевывает Волжскую Булгарию.

Выделяют два похода Батыя (внука Чингисхана) на Русь.

1 поход 1237-1238 гг., но Русь еще не была подчинена, хотя значи-тельная часть северо-восточной Руси подверглась разгрому.Отряды Батыя не дошли 100 верст до Новгорода и повернули назад из-за весенней распути-цы (1238 г.) или новгородцы откупились, выложив за 100 верст от города дань.

2 поход 1239-1240 гг. Основной удар Батый обрушил на южные рус-ские земли: Галицко-Волынскую, Киевскую. Пали Киев, Муром, Галич, Чернигов и др. Всего же не пострадали только Новгород, Псков, Витеб-ское княжество.

12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вернуться назад на Древняя Русь

Войско Древней Русивооружённые силы Киевской Руси (с конца IX века) и русских княжеств домонгольского периода (до середины XIII века).

Как и вооружённые силы раннесредневековых славян V-VIII веков, решали задачи борьбы с кочевниками степей Северного Причерноморья и Византийской империей, но принципиально отличались новой системой снабжения (с первой половины IX века) и проникновением в социальную верхушку восточнославянского общества варяжской военной знати в конце IX века.

Войско Древней Руси также использовалось князьями династиии Рюриковичей для внутриполитической борьбы на Руси.

Под 375 годом упоминается одно из первых военных столкновений древних славян. Антский старейшина Бож и вместе с ним 70 старейшин были убиты готами.

После упадка гуннской империи к концу V века, с началом Средневековья в Европе, славяне возвращаются на историческую арену.

В VI-VII веках происходит активная славянская колонизация Балканского полуострова, которым владела Византия — мощнейшее государство VI века, сокрушившее королевства вандалов в Северной Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании и вновь превратившее Средиземное море в Римское озеро.

Многократно при прямых столкновениях с византийцами славянские войска одерживали победы.

В частности, в 551 году славяне разбили византийскую конницу и взяли в плен её начальника Асбада, что указывает на наличие конницы у славян, и взяли г. Топер, ложным отступлением выманив его гарнизон на удаление от крепости и устроив засаду. В 597 году при осаде г. Фессалоника славяне применяли камнемётные машины, «черепахи», железные тараны и крючья. В VII веке славяне успешно действовали на море против Византии (осада Солуни в 610 году, десант на о.

Крит в 623 году, десант под стенами Константинополя в 626 году).

В следующий период, связанный с господством в степях тюрко-болгар, славяне оказываются отрезанными от византийских границ, но в IX веке происходят два события, непосредственно хронологически предшествовавшие эпохе Киевской Руси -русско-византийская война 830 года и русско-византийская война 860 года.

Обе экспедиции были морскими.

Организация войска IX-XI века

С расширением в первой половине IX века влияния киевских князей на племенные союзы древлян, дреговичей, кривичей и северян, налаживания системы сбора (проводился силами 100-200 воинов) и экспорта полюдья киевские князья начинают располагать средствами для содержания многочисленного войска в постоянной боеготовности, что требовалось для борьбы с кочевниками.

Также войско могло долго держаться под знамёнами, совершая многолетние походы, что требовалось для отстаивания интересов внешней торговли на Чёрном и Каспийском морях.

Ядро войска составляла княжеская дружина, появившаяся ещё в эпоху военной демократии. В её число входили воины-профессионалы. О численности старших дружинников (без учёта их собственных дружинников и слуг) можно судить по более поздним данным (Новгородская республика -300 «золотых поясов»; Куликовская битва более 500 погибших).

Более многочисленную молодую дружину составляли гриди (телохранители князя -численность находящихся в замке киевского князя «богатырей» Ибн — Фадлан определяет в 400 чел. под 922 годом), отроки (военные слуги), детские (дети старших дружинников). Однако дружина была немногочисленна и вряд ли превосходила 2000 человек.

Более многочисленной частью войска было ополчение – воин. На рубеже IX-X веков ополчение было племенным.

Данные археологии свидетельствуют об имущественном расслоении у восточных славян на рубеже VIII-IX веков и появлении тысяч усадеб-хором местной знати, в то время как дань рассчитывалась пропорционально дворам независимо от достатка из владельцев (однако, по одной из версий происхождения боярства, местная знать была прообразом старшей дружины). С середины IX века, когда княгиня Ольга организовала сбор дани на русском Севере через систему погостов (позже видим в Новгороде киевского наместника, переправляющего 2/3 новгородских даней в Киев), племенные ополчения утрачивают своё значение.

Наборы воев в начале правления Святослава Игоревича или при формировании Владимиром Святославичем гарнизонов построенных им на границе со степью крепостей носят разовый характер, нет сведений о том, что эта служба имела какой-то срок или что воин должен был являться на службу с каким-либо снаряжением.

С XI века старшая дружина начинает играть ключевую роль на вече.

Напротив, в более многочисленной части веча в молодших историки видят не младшую дружину князя, а народное ополчение города (купцы, ремесленники). Что касается сельского народного ополчения, то, по различным версиям, смерды участвовали в походах в качестве обслуги обоза, поставляли лошадей для городского ополчения (Пресняков А. Е.) либо сами служили в коннице (Рыбаков Б. А.).

В войнах Древней Руси определённое участие принимали наёмные войска.

Первоначально это были варяги, что связано с дружескими отношениями между Русью и Скандинавией. Они участвовали не только в качестве наёмников. Варяги встречаются и в числе ближайших сподвижников первых киевских князей. В некоторых походах X века русские князья нанимали печенегов и венгров. Позднее, в период феодальной раздробленности, в междоусобных войнах также нередко участвовали наёмники. Среди народов, входивших в число наёмников, помимо варягов и печенегов были половцы, венгры, западные и южные славяне, финно-угры и прибалты, немцы и некоторые другие.

Все они вооружались в своём стиле.

Общая численность войска могла быть более 10 000 человек.

Христианство
Идентификация и фальсификация товаров
Организация проведения товарной экспертизы

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Политическое устройство Киевской Руси

Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Во главе стоял Великий князь Киевский. После принятия восточного христианства князья воспринимаются как лица освященные властью, учрежденной Богом.

Полномочия князя – сбор налогов; законодательная деятельность; судебные и административные функции; военные функции (князь являлся верховным военачальником); представление государства во внешних сношениях.

Власть передавалась по наследству старшему в роду.

В Киевской Руси не было различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

Часто поручая суд своим заместителям «посадникам и тиунам» князь возглавлял аппарат управления княжеством.

Он назначал областных управителей – «посадников». В своей деятельности князь опирался на совет старейшин (княжеский совет). Совет – это совещательный орган, юридически не оформленный, но имеющий серьезное влияние на монарха в решении важнейших законодательных и религиозных вопросов, проблем внешней политики, сбора полюдья.

Совет состоял из бояр, городской знати, представителей высшего духовенства. Обязательность для князя совещаться с ними утверждалась обычаем.

Усиление феодалов в XI в. вызвало появление нового органа власти – снема , т.е. феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало вече .

Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (биричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Решения вече были обязательны для всех.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Существовало две формы организации производства:

  • вотчина (или отчина) – отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну, владельцем вотчины был князь или боярин;
  • земли общинников , ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства.

Основным населением страны были свободные люди, которые не знали сословных перегородок и делений.

Все свободное население пользовалось одинаковыми правами, но различные его группы отличались друг от друга по своему фактическому положению, богатству и социальному влиянию.

Высший слой населения или боярство состоял из двух элементов:

  • «Земские бояре», местная аристократия, возникшая до образования Древнерусского государства.

Это были потомки родовых старейшин и родовых князьков, крупные торговцы, вооруженное купечество;

  • «княжьи мужи», княжеское боярство, высший слой дружинников.

В течение XI-XII вв. происходит сближение и слияние земского и княжеского боярства. В результате этого процесса боярство превращается в феодалов.

К средним слоям населения можно причислить рядовую массу княжеских дружинников и средние слои городского купечества.

Низшие слои – городское и сельское простонародье – «смерды».

Они составляли основную массу населения, были лично свободны и объединялись в территориальные общины. Смерды платили дань князю, в экономическом отношении были зависимы от него и бояр.

Значительным слоем зависимого населения были холопы, проживавшие на землях крупных землевладельцев.

Холопство было двух видов: полное и неполное.

Полное – «челядь», рабы и т.д.

– обрабатывали боярские земли, обслуживали их дворы.

Неполное – закупы, пошедшие в кабалу к князю, так как не могли вернуть ему ссуду; рядовичи – заключившие ряд (договор) с феодалом; изгой – изгнанный из общины.

Рабство на Руси носило патриархальный характер.

Военная организация и военное дело

Древнерусского государства

Главными задачами военной организации Руси в IX – ХII вв.

были: охрана подвластных территорий и защита от кочевых племен; поддержка и охрана торговых караванов и путей; покорение соседних племен, захват новых земель; поддержание порядка на территории государства.

В распоряжении киевских князей была дружинная военная организация. Дружина являлась главным стержнем вооруженных сил. Когда князь переходил в другой удел, то с ним переходила и дружина. Дружинники составляли товарищество или братство, союз верных, на которых князь мог положиться в любую минуту.

Обычно это были сильные и хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Княжеская дружина делилась на высшую – княжьи мужи и бояре и младшую – «оброки», «чадь», «гридьба» впоследствии – двор или слуги.

Старшие бояре выступали в роли воевод, а младшие – исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Дружина вышла из среды купечества больших городов.

Дружинники не имели земельных владений и не были связаны с князем земельными отношениями. Они жили при дворе князя и содержались за его счет: получали одежду, пищу, вооружение, коней и в качестве добавочного вознаграждения получали долю из дани и военной добычи после походов.

Впоследствии (в XI в.) большая часть дружинников осела на землю, обзавелась своими дружинниками, которые принимали участие во всех походах князя. Количественный состав дружин по различным оценкам был ок.

700 – 800 чел.

В случае больших походов или нападения кочевников призывалось земское городское войско вои, которое являлось результатом военного устройства торговых городов. Торговые города образовывали организованный полк (тысячу), который подразделялся на сотни и десятки.

Тысячей командовал выбиравшийся городом, а затем назначаемый князем воевода или тысяцкий, сотнями и десятками – выборные сотские и десятские. Эти командиры «старцы градские» составляли военное управление города и принадлежащей ему области. В состав этого войска входили все горожане, способные носить оружие, за исключением самого младшего из взрослых сыновей в каждой семье. Сельские жители (смерды) привлекались в состав войска крайне редко и в ограниченном количестве.

Вои выступали в поход со своим оружием и снаряжением или получали его от князя. В зависимости от материального положения вои выступали в поход конными или «пешцами». По окончании похода вои распускались. В состав вооруженных сил Киевских князей входили также наемники из кочевых восточных племен: угров, печенегов, берендеев, торгов, ляхов, позже – половцев, которые несли приграничную службу на южных рубежах Руси.

Войско делилось на пехоту и конницу, причем главным родом была пехота, которая по вооружению и характеру действий делилась на тяжелую и легкую.

Конница имела второстепенное значение.

Она состояла преимущественно из княжеских и боярских дружинников, знатных и богатых людей, отчасти наемников. Это объясняется необходимостью в передвижениях в основном по рекам и морям, а также дороговизной и трудностью содержания конного войска.

Х в., при князе Владимире, вследствие постоянных столкновений русских с тюркскими племенами и уграми, сражавшимися на конях, число конницы стало увеличиваться для быстрого передвижения и маневрирования.

Основным оружием профессионального воина был обоюдоострый меч с тяжелым и длинным клинком (до 90 см).

С Х в. на Руси стала использоваться сабля, более удобная в конном бою. Кроме этого применялись длинные и короткие копья для метания (сулицы), топоры, рогатины, булавы, ножи, луки. Воины имели хорошее по тому времени защитное снаряжение, которое называлось броней, а позже доспехами. Это были шлемы с кольчужной сеткой, кольчуги, большие щиты миндалевидной формы.

Разностороннее и совершенное вооружение во многом способствовало ратным подвигам и славе русских воинов, которые сражались с врагами Отчизны.

Основу боевого порядка древнерусского войска в IX-XI вв.

составляла «стена» – тесно сомкнутое и глубокое построение из 10 – 20 шеренг (своего рода древнегреческая фаланга). Ее фланги прикрывались конницей, а перед фронтом действовала легкая пехота, которая метала в противника стрелы и легкие копья (сулицы). Такой боевой порядок применял в многочисленных сражениях князь Святослав.

Сила «стены» заключалась в ее монолитности и мощной атаке, недостаток – в малоподвижности и уязвимости флангов и тыла.

В последствии в боевой порядок вводится вторая линия стены, которая играла роль резерва и охраняла фланги и тыл от конных ударов противника.

русское войско выстраивалось для боя в линию, состоящую из трех частей: центральный полк («чело»), полки правой и левой руки (фланги). Этот боевой порядок назывался «полчный ряд». Он позволял комбинированно размещать пехоту и конницу, осуществлять маневр и наносить удары по врагу.

Славяне укрепляли свои города деревянными стенами неприступными для народов варварских, тогдашних соседей России, окружали глубокими рвами не только крепости, но и полевые станы свои для безопасности.

Наши предки умели брать чужые города и знали искусство осадных земляных работ.

Славяне заимствовали от варягов искусство мореплавания.

Военные корабли были гребными с большими парусами, на них помещалось от 40 до 60 чел.

Глава II. Период самостоятельных феодальных государств

(XII– первая пол. XV вв.)

Предыдущая12345678910111213Следующая

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет

В IX–X вв. сформировался важнейший формально-юридический при-знак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при мало-летнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся. В X в. и местные племенные князья заменяются младши-ми членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского кня-зя.

Уже сыновья Владимира Святославовича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.

Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в государстве этом не сложилось, не было выра-ботано ещё надёжных связок не только экономического характера, но да-же психологического, нравственного.

Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в на-чале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру).

Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие по-рядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.

киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата – идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и цер-ковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на рус-ского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.

Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дру-жины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врага-ми, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, рас-пространения власти на новые племена.

С принятием христианства цер-ковь стала формировать у русских князей представление о том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Функция регулятив-ная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мир-ными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организаци-ей бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.

Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя.

Князь был высшей судебной инстанцией, доступ-ной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционирова-ла на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.

Издревле князья выполняли ещё одну функцию – сбор налогов с под-властного населения.

Древним способом сбора налогов на Руси было по-людье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся князьями, как правило, два раза в год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью ча-ще двух раз в год, всё зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга упорядочила сбор дани, установив погосты – особые места – и учредила особых чиновников сборщиков налогов.

Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».

При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влия-тельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские). К окружению князя принадлежали тысяцкие, сотские и десят-ские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной сис-темы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений.

Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёз-ные изменения.

Между ним и князьями-наместниками, которые приобре-тают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обла-датель самого богатого стола.

Остальные князья – молодшие – его васса-лы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так назы-ваемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вас-салы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).

Политический строй Древней Руси. Государство Русь было раннефеодальной монархией.

Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Старшая дружина принимала участие в управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя. При принятии решений князь, в общем, был фигурой самостоятельной, но в значительной степени его деятельность направлялась верхушкой класса феодалов - боярством. Роль вече снизилась, оно полностью находилось в руках боярства. Великокняжеский двор стал административно - бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления государством.

Доходы князя составляли разные источники. В X - начале XI в. это в основном "полюдье", дань, получаемая с городов. В XI - начале XII в. с появлением крупного великокняжеского землевладения немаловажным источником доходов великого князя стали различные виды феодальной ренты. Вместе со складыванием великокняжеского землевладения функции великого князя значительно усложнились. Владея крупным собственным доменом, князь должен был вести в нем сложное хозяйство, управлять территориями, руководить многочисленной администрацией, вершить суд. Усложнились функции великого князя и по охране границ государства. Теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска.

Социально-экономический строй Древней Руси. Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Основной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передаваемое по наследству. Первое упоминание о вотчинах на Руси относится к Х в. Вотчина включала в себя не только земли, но и постройки, живой и мертвый инвентарь. Центром вотчины являлся "княждвор", в котором находились хоромы князя и его семьи. В вотчине находились также дома его слуг - бояр - дружинников, жилища смердов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции (См. дополнительный иллюстративный материал).

В ХI в. начинают складываться боярские, монастырские вотчины. Складывание боярских вотчин проходило несколькими путями:

  • - князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т.е. "прокорма", и она впоследствии превращалась в его наследственное владение;
  • - князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель;
  • - князь жаловал дружинника за службу из княжеской вотчины.

Складывание церковного и монастырского землевладения происходило в основном за счет княжеских пожалований, но происходил и захват земли свободных общинников. В дальнейшем количество и размеры боярских и монастырских вотчин увеличивались за счет пожалований, купли, продажи, дарения, освоения новых территорий и т.п. Духовенство в обществе занимало особое место, оно делилось на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый константинопольским патриархом, ему подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту.

В письменных источниках по истории Древней Руси содержатся различные термины для обозначения деревенского поселения: "погост", "мир", "слобода", "село", "деревня".

Население, проживавшее в сельской местности и занимавшееся сельскохозяйственным трудом, называлось смердами. Смерды жили как в свободных крестьянских общинах, еще не попавших под власть феодала, так и в феодальных вотчинах. Смерды, проживавшие в вотчинах, находились в более тяжёлом положении, так как теряли личную свободу. "Русская Правда" свидетельствует о том, что в XI в. уже существовали категории зависимого от феодалов населения - закупы, рядовичи, холопы, что является свидетельством раннего этапа закрепощения свободного населения. Закупом становился разорившийся смерд, который брал у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарём. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернёт долг. Господин мог подвергнуть закупа телесным наказаниям по своему усмотрению, за попытку побега закуп мог превратиться в холопа. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие различные работы. Несоблюдение договора грозило рядовичу полным холопством. Ещё одна категория зависимого населения, проживавшая в княжеской или боярской вотчине, были холопы. Они фактически были на положении рабов и пополнялись за счёт пленников или из числа разорившихся соплеменников. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. Главными формами эксплуатации зависимого населения вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.

В Киевской Руси было также свободное население, которое называлось "люди". Люди не состояли на службе у князя, но платили ему подати и дани. Из них набирались ратники, обычно составлялись городовые полки под командой княжеских бояр или тысяцких.

Так в экономике Руси продолжал развиваться феодализм. Но наряду с феодальным укладом в экономике существовали также рабство и первобытно-патриархальные отношения. Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных европейских образцов. Эти отличия заключались в том, на Руси в экономике огромную роль играло государство. Свидетельством этого являлось наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

С дальнейшим развитием ремесла и торговли на Руси росло число городов. Город был административным, торговым, ремесленным центром. Центром города являлся торг, где реализовывалась ремесленная продукция. Во главе городов стояли "старцы" и дружинники из крупных местных землевладельцев. Все большим влиянием в городе пользовались купцы, так как значение торговли в экономике Руси было велико. В IX - сер. XI в. интенсивная торговля велась на юге Руси с Византией, Хазарией. Большую роль в этой торговле играли арабские купцы. Русь вывозила меха, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани, серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, византийская церковная утварь.В сер. XI - XII вв. международная ситуация на юге изменилась: пал арабский Халифат, участились нападения половцев на южнорусские степи, в северном Причерноморье всю торговлю захватили генуэзские и венецианские купцы. И тогда центр торговли на Руси переместился с юга на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Более интенсивной стала торговля с западными странами, возросло значение Волжского торгового пути.

Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. В XI в. на Руси насчитывалось около 60 видов ремесел: кузнечное, оружейное, обработка цветных металлов, гончарное, кожевенное, портняжное, ювелирное. Изделия русских ремесленников были известны далеко за пределами страны. Высокого развития достигла на Руси гончарное ремесло. Гончары изготавливали посуду, выделывали кирпичи - "плинфу", черепицу, изразцы, служившие для украшения пола, стен и потоков зданий. Особым видом ремесла было стеклянное производство. Популярны были на Руси украшения из стекла: бусы и кольца. Исключительно широкое развитие на Руси имела деревообработка. Появление каменного строительства привело к появлению группы ремесленников - каменщиков. В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев - "гостей".