Соц революция экономическая реформа общественный прогресс. Социальное изменение и социальное развитие. Социальные движения. Концепция социального прогресса. Прогресс и регресс. Реформы и революции. Завоевание политической власти

22 мая 1957 г . на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку! ” по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.

Вручение Н.С.Хрущеву очередных наград Л.И.Брежневым

В период 1957 — 1959 гг . были проведены административные реформы , большая часть которых не привела к успеху.

В 1957 г . был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совета народного хозяйства — Совнархозы . В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов. Но переход к территориальной системе управления не принес ожидаемых экономических результатов.

В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств , на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г. ) все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы . Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “рязанская катастрофа ”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т! Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.

Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план ” на период 1959 — 1965 гг .

Явные, очевидные промахи, допускавшиеся Хрущевым при проведении реформ, во многом были связаны с личностью самого реформатора . Хрущев предпринимал многочисленные попытки всевозможных реорганизаций, искал выход из множества проблем, оставленных прошлым. Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из “сталинского времени”, воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. Отсюда и волюнтаризм , и нетерпимость ко всему, что не понимал и не мог понять.

Не случайно объектами его невежественной критики стали художники, писатели, кинематографисты. В то же время именно благодаря смягчению цензуры в период хрущевской оттепели были изданы ранее запрещенные произведения Ремарка, Хемингуэя; опубликована повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” — первое в легальной литературе описание сталинских лагерей; открыт театр “Современник”; стал критиковать режим и приобрел огромную популярность журнал “Новый мир” под редакцией А.Т. Твардовского.

Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики , ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г . Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа . К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания населения, начало радикального решения жилищной проблемы и др. В 1960 — 1962 гг. завершилось упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи. В стране введена система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.

К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи-шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Важной задачей явилось установление государственной системы социального обеспечения колхозников.

В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., стоял жилищный вопрос .

Жилищное строительство в 50-х годах

В результате военных разрушений без крова осталось 25 млн. человек. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951 — 1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. кв. метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. кв. метров. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные — в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.

Старое и новое Юго-Запада столицы. 1958 г.

Положительные результаты были достигнуты в этот период советской наукой , особенно в области прикладных знаний. Свидетельством высокого научного и технического уровня стал запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г ., первый полет человека в космос в 1961 г. (Ю.А. Гагарин) .

Ю.А.Гагарин и С.П.Королев

Вместе с тем в науке зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли в производстве развитых капиталистических стран. О возникновении этих противоречий с большой тревогой говорил крупный советской ученый П.Л. Капица в своих письмах о науке Н.С. Хрущеву в 1953 — 1958 гг.

И все же в 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем : заметные сдвиги произошли в социальной политике; в науке и технике; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались, но и росли. Однако высокий динамизм развития порождал большие надежды на будущее, тем более, что в те годы речь шла главным образом об удовлетворении самых насущных, неотложных проблем.

Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформирования советского общества. Но проводившиеся преобразования не принесли ожидаемого эффекта.

В начале 60-х гг. количество противников Хрущева неумолимо увеличивалось. Крепла оппозиция в рядах партийно-государственного аппарата. Нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации — все это вызвало недовольство и в центре, и на периферии.

В октябре 1964 г. , когда Хрущев отдыхал на Черном море, Президиум ЦК КПСС подготовил его смещение . Суслов представил на заседании Президиуму целый список обвинений первому секретарю, который был вынужден согласиться на уход по состоянию здоровья.

После смещения Н.С. Хрущева во главе партийно-государственного руководства страны был поставлен Л.И. Брежнев.

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

По мнению Эдвардса и Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность ин­теллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;

3) побуждение к актив­ным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правле­ния умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные пози­ции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образ­цам прежней предреволюционной жизни.


Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).

Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные изменения бывают двух типов – постепенные и скачкообразные. Постепенное преобразование политического режима власти, общественного устройства, экономического уклада, образа и уровня жизни людей принято называть реформой. Глубокое качественное изменение в развитии общества или познания, связанное с уничтожением основ прежней структуры, именуют революцией. Так, переворот, совершенный в астрономии Николаем Коперником, называют революцией.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Археологи отмечают неолитическую революцию, специалисты по управлению – революцию менеджеров, социологи говорят о "молчаливой революции", историки изучают социалистическую революцию.

Реформа и революция

Реформы – это постепенные, или инкрементальные (прирастающие), изменения; длительный процесс, в котором одна модификация следует за другой. Процесс идет малыми шагами, медленно и незаметно до тех пор, пока накопление не создаст значительную трансформацию на выходе.

Так, неолитическая революция, проходившая тысячелетия, постепенно меняла способ производства и образ жизни. Индустриальная революция, отдельные элементы которой появились задолго до внедрения машинных технологий, в результате привета к кумулятивному эффекту – радикальному разрыву с прошлым. Еще один пример – "молчаливая революция": изменение всех аспектов социальной жизни под влиянием распространения компьютеров и смены их поколений.

Революция – не путь количественного накопления новых признаков, а качественная трансформация прежнего уклада; она затрагивает не форму, а содержание общественной жизни. Это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформа, т.е. пере-формирование, изменение формы, предполагает частичные улучшения отдельных сторон жизни, хотя ее последствия, если они крупномасштабные, могут сказаться на всех сторонах жизни общества. Такими событиями в России были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская аграрная реформа. Обычно они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения). Любая реформа есть нововведение, но не каждое нововведение, если, например, оно затрагивает отдельное предприятие, называется реформой.

Революции, как и реформы, различаются масштабом , или своими размерами, областью принадлежности, субъектами осуществления и исторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не меняются, то оценка реформы или революции может измениться на прямо противоположную. Так произошло в случае с Октябрьской революцией 1917 г. в России.

Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительным процессом в истории человечества была неолитическая революция – качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени и всегда приводят к качественному изменению общества.

Социальная революция предстает перед нами как совокупность большого числа реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.

Октябрьская революция 1917 г. задумывалась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот – штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.

Начавшись в одной стране, революция может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазнодемократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла распространиться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.

Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны: либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (те же Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался социалистический лагерь, к которому присоединились Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.

Исследователи отмечают, что новая революция России не нужна. Две революции прошлого века привели ее к фундаментальному перераспределению собственности. Кровавая революция 1917 г. привела к передаче собственности от граждан к государству, а почти бескровная революция начала 1990-х гт. – к движению в обратном направлении. После каждой революции происходило огромное по своим размерам изъятие собственности.

Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другое могут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная и социалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкам относятся научная революция, революция в моде, в сознании людей и т.п. Социальная революция, затрагивающая интересы больших социальных групп в области культуры, называется культурной революцией.

Такая революция проходила в 1966–1976 гг. в Китае. Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды "красных охранников" (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и "западного влияния", переросшие затем в террор. Мао поставил перед китайскими коммунистами цель создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о "подлинно пролетарской культуре".

  • От лат. incrementum – рост, увеличение.

XX XXI вв.

План семинара

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.

Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.

Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.



Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).


Рис. 2. Схема Октябрьской революции 1917 г.

Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980–1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально-политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика

Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

· революция – коренное преобразование, реформа – частичное;

· революция радикальна, реформа более постепенна;

· революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

· революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов.

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара.

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

Российские реформы имели свои характерные черты:

· Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг.

· Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

· Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

· В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева.

· Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

· Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

· При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

· Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России

Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.

Составляющие процесса модернизации:

· в политике – создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений;

· в экономике – интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством;

· в социальной сфере – формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникает и развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников и демократической системы;

· в культуре – формирование высокодифференцированной, унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма.

Различают два типа модернизации:

1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.

2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.

Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:

1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.

2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.

3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.

4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.

Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные теоретические концепции революции.

2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции.

3. Какова история идеи социализма в России?

4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г.

5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»?

6. Каковы особенности российских реформ?

7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности.

8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации?

9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации.

10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации?

11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации?

Литература

1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997.

2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998.

4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995.

5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992.

7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002.

8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990.

9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994.

11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002.

12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010.

13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.

14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.

15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005.


6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.

План семинара

6.1. Идеология: понятие, структура, функции.

6.2. Основные типы идеологий.

6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России.

6.1. Идеология: понятие, структура, функции

Термин «идеология» возник на рубеже XVII XVIII вв. и был введен в научный оборот французским исследователем Антуаном Дестют де Трасси.

Идеология – это теоретическое выражение в виде идей, концепций представлений определенных социальных групп об устройстве и принципах функционирования реального общественного организма и общественном идеале. Идеология выступает отражением интересов, целей, систем ценностей конкретного общественного субъекта. Стремление различных групп общества воплотить свои собственные интересы (социальные, экономические, национальные и др.) привели к возникновению различных политических идеологий, которые стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания той или иной группы на власть, ее использование.

Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

Выделяют несколько уровней политической идеологии:

- теоретико-концептуальный – наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства и формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека. В марксистско-ленинской идеологии, которой придерживалась партия большевиков, к данному уровню относится, например, положение об отсутствии частной собственности в коммунистическом обществе;

- уровень идеологической пропаганды и агитации , на котором происходит адаптация, перевод основных требований с языка социально- философских принципов на язык программы и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Обращаясь к вышеприведенному примеру из марксистско-ленинской идеологии, положение об отсутствии частной собственности конкретизируется в требование «Земля - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим»;

- актуализированный уровен ь определяет степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности политической идеологии.

Политическая идеология выполняет ряд функций в обществе:

· ориентационную: задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека;

· мобилизационную: способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям;

· интегративную: на основе приверженности определенной идеологии происходит политическая социализация и объединение людей;

· выражение и защита интересов определенной социальной группы, как правило, институционально оформленных в политических партиях, движениях, для которых важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

Представления о том, как должно развиваться общество и какими методами добиваться этого развития, серьезно отличаются друг от друга. Поэтому существует широкий идейно-политический спектр политически значимых идейных направлений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества.

Понятие «социальные изменения» является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности.

В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

Структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, малой группы, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев, социально-классовых образований и др.);

Процессуальные социальные изменения (затрагивающие со­циальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

Функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);

Мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области - формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т.д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция - предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение от естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считают их «локомотивами истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

По мнению ряда современных отечественных социологов, недопустимо односторонне расценивать либо эволюционную, либо революционную форму социальных изменений. Это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга, точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие.

Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

Общим итогом реформ в странах развитой демократии стали не только изменения в системе власти и управления, но и глубокая трансформация самого западного "общества. Сложилась многоукладная, социально ориентированная рыночная экономика, возник многочисленный средний класс, заметно смягчилась социальная поляризация общества. Более демократическими стали властные структуры, произошла дифференциация носителей политической и экономической власти, получили развитие отношения социального партнерства, повысился уровень жизни населения.

Все это свидетельствует о том, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности для проведения глубоких общественных преобразований без социально-политических потрясений, массового применения насилия, коренной ломки сложившихся социальных структур.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Многие социальные институты, общности, социально-классовые образования и даже целые общества изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Особая сложность циклических социальных изменений состоит в том, что разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне». Спиралевидные процессы характеризуют социальную преемственность различных поколений. Каждое новое поколение тесно связано с предыдущими, но в то же время не похоже на них и привносит в социальную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем самым общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-исторических типов, одним из создателей которых был российский социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885). В западной социологии подобные концепции получили развитие в трудах О. Шпенглера (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975).

В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития «естественных» социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.

Концепции культурно-исторических типов сформировались как антиподы линейной теории общественного развития. В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, которая означа­ет непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер. Исторический процесс - это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которой является энергия, воплощенная в социальной деятельности людей. Подобная точка зрения все больше утверждается в современной отечественной социологической науке.