Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества? Какое из утверждений верно? Политический режим представляет собой

Критерий прогресса не выводится из самой исторических наблюдений, а представляет собой ту меру, с которым историк подходит к анализу исторической действительности. Поэтому критерий прогресса априорен и принадлежит не собственно истории, а философии истории. В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Они видели конечную цель прогресса как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее – осознание человеком свободы. В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества.

Под общественным прогрессом понимают развитие к лучшему общества в целом. Именно в этом качестве прежде всего прогресс предстает как идея истории. Однако понятие прогресса используют также в науке, технике, нравственности, религии, праве и т. д., употребляя понятие прогресса применительно к отдельным сферам жизни общества. При этом проявляется проблема, заключающаяся в том, что прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях . При этом прогрессивное или регрессивное изменение общества определяется по той сфере жизни, которая принимается за приоритетную в конкретной философской концепции.

Просветителям и их преемникам неоспоримым свидетельством прогресса всегда служило развитие науки и техники. Наиболее явно и быстро изменения происходят в политической жизни - периодический расцвет и упадок великих империй, преобразование внутреннего строя различных государств, порабощение одних народов другими, - постольку первые концепции общественного развития в древности стремятся дать объяснения именно политическим изменениям, которым придается характер цикличности. Так, уже Платон и Аристотель создали первые циклические теории развития общества. По мере развития общества циклический характер общественных изменений распространялся и на другие сферы его жизни. Всемирная история воспринималась как история расцвета, величия и гибели великих империй. Ш. Л. Монтескье "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734); Джованни Баттиста Вико (1668-1744) "Основания новой науки [об общей природе наций]" изложил теорию исторического круговорота , состоящего из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой, сменяющих друг друга в процессе всеобщего кризиса.

Умы эпохи Просвещения (Тюрго и Кондорсе, Пристли и Гиббон, Гердер и др.) пришли к убеждению, что новая эпоха в общественном развитии Европы далеко превзошла античность и является дальнейшей ступенью общественного развития. Появились первые теории общественного прогресса во всемирной истории, подорвавшие представления о ее цикличности и утвердившие идею поступательного развития человечества . Было изложено в книге Ж. А. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума".

Теории локальных цивилизаций . В XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В книге "Россия и Европа" он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский). К которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами.

Теория общественно-экономических формаций . Из теорий социального развития середины XIX - конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Над разработкой и согласованием ее отдельных фрагментов трудились несколько поколений марксистов, стремившихся, с одной стороны, устранить ее внутренние противоречия, а с другой - дополнить ее. Маркс и Энгельс стремились обосновать свою концепцию общественно-экономических формаций многочисленными ссылками на исторические источники, хронологические таблицы и фактический материал, она тем не менее в основном покоилась на отвлеченных, умозрительных представлениях своих предшественников и современников(Сен-Симона, Гегеля, Л. Г. Моргана и др.). Концепция формаций представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю, своего рода логику истории.

а) общество – часть природы

б) природа – часть общества

в) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир

г) общество, создав культуру («вторую природу»), потеряло связь с природой

5. Назовите неправильные утверждения:

а) свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б) нет человека – нет общества

в) каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения

г) жизнь общества не подтверждена изменениям

д) знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития

Кто был создателем учения о ноосфере?

а) В.И. Вернадский в) Ч. Дарвин

б) Л.Н. Гумилев г) О. Конт

Какое из утверждений верно?

а) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

б) общество и природа неразрывно связаны и подчиняются общим законом

в) общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей

8. «Многообразные связи, возникшие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности – это…»:

а) национальные отношения

б) общественные отношения

в) производственные отношения

9. Закончите определение: «Общество – это …»:

а) динамическая система

б) совокупность людей, объединенных историческими формами их взаимосвязи и взаимодействия

в) «коллектив» коллективов

г) все перечисленное выше

10. Приведите в соответствие название сферы общественной жизни и ее институтов:

1) духовная сфера жизни общества

3) экономическая сфера жизни общества

4) политическая сфера жизни общества

а) власть, государство, избирательное право

б) производство материальных благ, финансы, торговля

в) классы, нации, первичные коллективы

г) театр, религия, наука, нравственные нормы, образование

Как называют науки, изучающие общественную жизнь?

а) гуманитарные науки

б) естественные науки

в) общественные науки

12. К экономической сфере общественной жизни можно отнести:

а) все отношения между классами, общественными группами

б) отношения в процессе материального производства

в) отношения, возникающие по вопросу государственной влсти

13. Деятельность государственных организаций, политических партий относится к:

а) духовной сфере общественной жизни

б) социальной сфере общественной жизни



в) политической сфере общественной жизни

14. Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера жизни общества

2) социальная сфера жизни общества

3) политическая сфера жизни общества

4) духовная сфера жизни общества

а) социология

б) политология

в) правоведение

г) экономика

е) эстетика

Одним из первых обосновал идею общественного прогресса

а) древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до н. э.)

б) французский философ А. Тюрго (XVIII в.)

в) немецкий ученый К. Маркс (XIX в.)

16. Немецкий философ Г. Гегель (первая половина XX в.) утверждал, что:

а) общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному

б) социальный прогресс есть восходящее развитие человеческого разума

в) человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

17. Закончите определение: «Общественный прогресс – это …»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким

18. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческие философы Платон и Аристотель

б) древнегреческий поэт Гесиод

в) французский просветитель Ж.А. Кондорсе

Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений?

а) внешние факторы, влияние природной среды

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все перечисленное выше

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной куль-туре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология сво-бодных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географиче-ского положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлин-ное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участво-вали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и обще-ства как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подра-жания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образо-вания, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответ-ствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безогово-рочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государ-ства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям

искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Госу-дарство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Пла-тон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетво-рить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склон-ности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия

аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она

– не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по

его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился под-чинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-пра-вители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Пла-тон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанали-зировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; разви-тие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть госу-дарства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум осно-ваниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В резуль-тате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправиль-ные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыс-литель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристо-тель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что есте-ственное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наибо-лее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

Комплект 1

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1. Закончите определение: «Общество - это...»:

а . определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности

б . определенный этап исторического развития че­ловечества

в . человечество в целом

г. правильны все определения

2. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества?

а. общество - часть природы

б. природа - часть общества

в. общество и природа во взаимосвязи единый реальный мир

г. общество, создав культуру, потеряло связь с природой

3. Назовите неправильные утверждения:

а.

б .нет человека - нет общества

в.

г.

д

4. Кто был создателем учения о ноосфере?

а. И. Вернадский

б. Ч. Дарвин

в . Л. Н. Гумилев

г. О. Конт

5. Выберите верное определение. В переводе с греческого языка слово «экономика» – это :

а. организация хозяйства по территориальному признаку;

б. искусство ведения домашнего хозяйства;

в. рациональное распределение материальных благ.

г. хозяйственная деятельность.

6. Какое из утверждений верно?

а. общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь пред­ставление об обществе в целом

б. общество и природа неразрывно связаны и под­чиняются общим законам

в. общество обособилось от природы и не подчиня­ется действию природных

7. Приведите в соответствие название сферы обще­ственной жизни и ее институтов :

а. духовная сфера жизни общества

б. социальная сфера жизни общества

в экономическая сфера жизни общества

г. политическая сфера жизни общества

1) власть, государство, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, торговля

3) классы, нации, первичные коллективы

4) театр, религия, наука, нравственные нормы, об­разование

8. Деятельность государственных организаций, поли­тических партий относится к:

а. духовной сфере общественной жизни

б. социальной сфере общественной жизни

в. политической сфере общественной жизни

г . экономическая сфера общественной жизни

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а.

б

в.

г .движение назад

10. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а.

б.

в.

г

11. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

б. проблемы экономического взаимодействия ме­жду различными странами

в. проблемы ликвидации последствий чернобыль­ского взрыва

г. экологическая проблема

12.Массовая культура - это:

а. вид культурной продукции, которая каждо­дневно производится в больших объемах

б. культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторий по различным кана­лам, включая средства массовой информации и коммуникации

в. ориентирована на отдельных личностей

г. правильны определения а,б

13.В чем проявляется процесс гуманитаризации обра­зования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисцип­лин в обучении

б.

в.

14. Какие положения характеризуют особенности со­временной науки?

а. наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях совре­менной НТР

б . сокращаются со стороны государства вложения в науку

в . развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сфе­ру материального производства

г. отказ от идеологизации обучения

15. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

16. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а.

б. способы обработки земли

в

г. создание человеком благ

14. Книгу «Закат Европы» написал:

а. Н. Я. Данилевский

б .О. Шпенглер

в. П. Сорокин

г . М. Вебер

17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности тради­ционных обществ:

а. экономическая сфера

б .социальная сфера

в. политическая сфера

г. духовная сфера

1) мышление образное, созерцательное

2) сословно-кастовая, иерархическая структура общества

3) господство государственной формы собственно­сти

4) государство вмешивается во все сферы деятель­ности общества

18. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а.

б.

в.

19. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а . философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

20 . Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в.

г .соответствие законам логики

Комплект 1.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает:

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. изобретения

2. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а

б .социальная сфера 2) господство частной собственности

в

структура

г

3. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а.

б. сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в .развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

4. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а.

б . научно-техническая революция

в.

г. охрана здоровья

5. К числу глобальных проблем современности отно­сятся:

а. предотвращение угрозы экологического кризи­са

б. предотвращение отрицательных последствий НТР

в. обеспечение человечества необходимыми ресур­сами

г. все перечисленные выше

6. Кинофильмы этого российского режиссера критика относит к явлению элитарной культуры:

а. Н. Михалков

б. Э. Рязанов

в. А. Тарковский

7. Основными функциями культуры являются:

а . регулирующая функция (регулирование поведе­ния человека, образцы поведения и ценности)

б. образовательно-воспитательная функция (уро­вень культуры личности определяется приобще­нием к культурному наследию)

в . интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества)

г . все перечисленные выше

8. Какие положения являются неверными?

а. все элементы материальной и духовной культу­ры неразрывно связаны между собой

б . культура представляет меру человеческого в че­ловеке

в. каждое поколение отбирает культурные тради­ции и ценности, накапливает и сохраняет их

г. каждое поколение создает, свей образцы культу­ры, не опираясь на опыт предшествующих поколе­ний

9 .Кооперацией называется:

а.

б.

в. сотрудничество ради решения общей задачи

г.

10. Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б .социализация

В) с в .самосовершенствование

Г) г .интеграцией

11.Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а . традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б. промышленное общество 2) власть и традиция

В) ин в

12. К основным проявлениям экологического кризиса относятся:

а. постепенное истощение природных ресурсов

б. загрязнение атмосферы, почв и Мирового океана.

в. рост заболеваний

г. исчезновение многих видов растений

13.Выберете правильное утверждение:

а. общество - это обособившаяся от природы часть мира

б. общество неразрывно связано с природой

в. нет природы, нет и общества.

14.К числу социальных институтов относятся:

а. политические институты

б .духовные институты

в. семейно-брачные институты

г. экономические институты

д. религиозные институты

15.Что относится к материальной культуре:

а. знания

б .здания

в .язык

г . символы

д. предметы быта

е. оборудование

16. Какой ученый впервые использовал термин «индивид»:

а. Цицерон

б. Платон

в. Сократ

г .Аристотель

1 комплект

1 вариант

7а-4,б-3,в-2,г-1

17а-3,б-2,в-4,г-1

2 вариант

2-1-б,2-в,3-г,4-а

11-а-2,б-1,в-3

Комплект 2

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ. Как называются науки, изучающие общественную жизнь?

а . гуманитарные науки;

б .естественные науки;

в. общественные науки

г технические науки.

2. Выберите правильный ответ. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а .древнегреческий поэт Гесиод (VIII -VII вв. до н.э.);

б .французский философ А.Тюрго(XVIII в.);

в .немецкий ученый К.Маркс (XIX в).

г. французский учёный О. Конт

3. Выберите правильный ответ. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а . циклический круговорот;

б. движение вперед;

в . движение по спирали.

г . движение назад

4. Падение покупательной способности денег называется:

а .инфляцией

б. дефляцией

в. эмиссией

г. дефолтом

5 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

6. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в.

г. ответственность

7. Основной вопрос, который решает экономика:

а .что производить?

б. как производить?

в. для кого производить?

г. все перечисленное выше

8. Выберите правильный ответ. Собственниками акционерного общества являются:

а. держатели акций;

б. работники фирмы;

в .директор фирмы.

г. предприниматели

9. Выберите верное определение. Социальные общности - это...

а . отношения между людьми в обществе;

б. совокупность социальных классов;

в. реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками.

г. совокупность групп.

10. Выберите правильные ответы. Об уровне национального самосознания, в частности, свидетельствуют:

а . умение не только говорить, но и писать на национальном языке;

б. знание истории своего народа;

в. чувство национального достоинства.

г. принадлежность к нации

11. Выберите верное определение. Менталитет – это:

а . совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом;

б. неодинаковое социальное положение людей;

в. признание обществом или его большей частью власти, прав, и полномочий какого- либо лица, органа, организации.

г. чувство гордости

12. Выберите правильный ответ. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств:

а. личный статус;

б. социальный статус;

в. социальный престиж.

г. социальная мобильность

13. Выберите правильный ответ. Люмпенизированные слои - это:

а . кустари;

б. деклассированные слои;

в. квалифицированные рабочие.

г . высшие слои

14. Выберите правильный ответ. Конституция РФ содержит … статей.

15. Выберите правильный ответ. Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее:

а . легальность;

б. легитимность;

в. этатизм.

г. суверенитет

16. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

17. Исторически возникший вид устойчивого социального объединения людей, представленный племенем, народностью, нацией - это:

а. этнос

б. община

в. класс

г. общность

18. Выберите правильный ответ. Социальной основой становления правового государства является:

а. становление гражданского общества;

б. принятие конституции;

в. проведение референдума по вопросу о правах человека.

г. развитие различных форм собственности

19. Выберите правильный ответ. Самой ранней мировой религией является :

а .христианство;

б .ислам;

в .буддизм.

г. синтоизм

20. Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а.

б.

в.

г. государство, в котором действует институт президентской власти

21. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а. политические отношения и политические организации;

б. политические отношения, политические организации и политические нормы;

в. политические отношения, политические организации, политические нормы, политические идеи, взгляды и политическая культура

22. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а .В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в .Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

23. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

24. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

25.Наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества – это:

а. история

б. социология

в. политология

г. философия

Комплект 2.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. К какому понятию относится определение «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»?

а . культура;

б. общество;

в. цивилизация;

г. наука

2. Выберите правильный ответ. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

3. Выберите правильный ответ. Общественный прогресс – это …:

а . уровень развития общества;

б. состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в .направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых форм общественной жизни к более сложным и высоким.

4. Выберите правильный ответ. Представление о мире и месте в нем человека называют:

а . мировоззрением;

б . идеологией;

в философией.

г. наука

5.Государство воздействует на экономику через:

а. государственные заказы

б .сбор налогов

в .регулирование денежного обращения

г. все перечисленное выше

6. Выберите правильный ответ. Основная цель рыночной экономики состоит:

а. в удовлетворении потребностей людей

б. в защите окружающей среды

в. в укреплении государства

г. в регулировании спроса

7. Выберите правильный ответ. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а . проблемы ликвидации последствий чернобыльского взрыва;

б. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения;

в . проблемы экономического взаимодействия между различными странами.

г. проблемы охраны здоровья

8. Выберите верное определение.

а .

б.

в.

г. доход страны

9. Выберите правильные ответы. Мировыми религиями являются:

а. индуизм;

б. буддизм;

в. христианство.

г. ислам

10. Выберите правильный ответ. В чем заключается процесс гуманитаризации образования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисциплин в обучении

б. в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении

в. в отказе от идеологизации обучения

г . в глубоком изучении истории

11. Выберите правильный ответ. Средством приобщения человека к образу жизни и культуре общества является:

а. наука;

б. образование;

в. мировоззрение.

г. философия

12. Выберите правильный ответ. Президент Российской Федерации избирается:

а. на шесть лет

б. на пять лет

в. на семь лет

г. на четыре года

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14. Выберите правильный ответ. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей:

а . политика;

б. диктатура;

в . власть.

г. режим

15. Выберите верное определение. К элементам общества не относится :

а. университет

б . плодородная земля

в. нация

г. социальные слои населения

16. Выберите правильный ответ. Участие личности в политике может проявиться в роли:

а. семьянина;

б. покупателя;

в. участника пикетирования.

г. воспитателя

17. Выберите правильный ответ.

Законодательная власть в РФ осуществляется:

а. Федеральным Собранием;

б. Правительством РФ;

в. Президентом РФ.

г . Верховным судом РФ

18. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает :

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. образование

19. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2)господство частной собственности

в. политическая сфера 3)сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4)правовое государство

20. Выберите правильный ответ. День прав человека отмечается во всем мире:

21. Приведите в соответствие понятие и его определение:

а. социальное государство 1) государство на территории

которого проживают различные

этносы (нации, народности)

б. многонациональное

государство 2) государство, политический

режим которого опирается на

строгое соблюдение правовых норм

в .правовое государство 3) государство, проводящее активную

социальную политику

22. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а. Наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях современной НТР;

б .сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в. развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

Ответы

2 комплект

1 вариант

6-в,г

10-б,в

11а

12а

13б

14а

15б

16а

17а

18а

19в

20б

21в

22-а-2,б-1,в-3

23б

24-б,в

25б

9-б,в,г

10а

11б

2вариант

12б

13в

14в

15б

16в

17а

18в

19-1-б,2-в,3-г,4-а

20в

21-а-3,б-1,в-2

22-а,в

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Что побуждает людей к деятельности?

а. потребность

б. мотив

в. цель

г. результат

2. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности индуст­риального общества:

а . экономическая сфера

б .политическая сфера

в. социальная сфера

г .духовная сфера

1) закрепление принципа равенства граждан перед законом, формирование правового государства и гражданского общества

2) разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур

3) рационализация духовной жизни, признание автономии личности от государства важнейшей ценностью

4) бурное развитие промышленности, господство частной собственности и рыночных отношений.

3. Сущность человека образует единство двух его сторон:

а. классовой

б. биологической

в. социальной

г. экономической

4.Основой человеческого существования является:

а. потребление

б. деятельность

в. любовь

г. дружба

5.Познание- это :

а. форма досуга

б. отражение действительности в сознании человека

в. постижение силами природы самих себя

г .способ существования человека

6.Деятельность складывается из:

а. действий

б. намерений

в. поступков

г. целей

7. Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

8. Возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация – это:

а. «плохой» прогресс

б. непоследовательный прогресс

в. регресс

г. прогресс

9 .Первоначально термин «культура» использовался в значении:

а. почитание

б .высшее качество

в . возделывание

г. деятельность

10. Назовите неправильные утверждения:

а. свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б .нет человека - нет общества

в. каждое новое поколение включается в уже сло­жившиеся общественные отношения

г. жизнь общества не подвержена изменениям

д . знания, трудовые умения, нормы морали явля­ются продуктами общественного развития

11. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а. каждая элита создает свои культурные ценно­сти и идеалы

б. возвышение искусства над политикой, наукой, моралью

в. распространение духовных ценностей среди большого числа людей, зрелищность и демокра­тичность

г . произведения, создаваемые в рамках этой куль­туры, рассчитаны на узкий круг тонко разбираю­щихся в искусстве людей

12. Основами экономического учения А.Смита являются:

а. свобода конкуренции

б . необходиморсть экономической и политической свободы

в. активное вмешательство государства в экономику

г .развитие монополий

13.Политический режим представляет собой:

б. атмосферу секретности и тайны, которой окружена работа правительства

в. методы и способы осуществления государственной власти.

г. распорядок работы государственных учреждений

14.Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

15. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а. предотвращение угрозы новой мировой войны

б. научно-техническая революция

в. глобальные проблемы современности

г . охрана здоровья

16 . Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а. традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б . промышленное общество 2) власть и традиция

В в . информационное общество 3) информация и знания

17.Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б.социализация

В) с в.самосовершенствовани

г.интеграцией

18.Совесть можно определить как:

а. ценности и идеалы общества

в. способность личности различать добро и зло

г. осознание личностью своих прав и свобод

19.Этнос – это:

а. любая социальная группа

б .национальное меньшинство

в. совокупность людей проживающих на определённой территории, обладающих общими чертами культуры и психики, сознанием единства

г. община людей

20. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени:

а . в Древнем Египте

б . в Древней Индии

в . в Древнем Китае

г . в Древнем Риме

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2) господство частной собственности

в .политическая сфера 3) сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4) правовое государство

2 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

3. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в. общие права и обязанности по отношению друг к другу.

г. национальный язык

4. Выберите правильный ответ. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений - это:

а. воспитание

б. обучение

в. образование

г. культура

5. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

6.Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

7. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а. В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в. Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

8.Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а. государство, в котором существует и реально действует конституция;

б. государство, главным принципом которого является верховенство права (закона);

в. государство с республиканской формой правления.

9. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

10. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

11. Выберите правильный ответ. Что является главным признаком рыночной экономики?

а . высокое качество продукции;

б . свобода предпринимательства и торговли;

в. отсутствие дефицита товаров.

г . массовое производство

12. Выберите верное определение.

Государственный бюджет - это…

а . сумма материальных благ, произведенных за определенный срок;

б. обобщающий показатель экономического развития страны;

в. основной финансовый план страны.

г. доход страны

13. Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14.К основным факторам происхождения человека относятся

а . естественный отбор и борьба за существование

б. труд

в . религия

г. мышление

е. обычай хоронить умерших

15. Социальная структура общества – это…

а. строение общества в целом;

б .совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

в. социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи

г. верно все выше перечисленное.

16. Кооперацией называется:

а. индивидуальная или групповая борьба

б. совокупность однонаправленных и повторяющихся действий

в .сотрудничество ради решения общей задачи

г. процесс временного проживания, в результате которого формируется общая культура группы

17.Центральное понятие теории социальной стратификации – понятие «страта» - означает:

а. расслоение общества;

б. большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре;

в. процесс дифференциации общества.

г. перемещения людей

18. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

19. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а. создание искусственных материалов

б. способы обработки земли

в . правила поведения в обществе

г. создание человеком благ

20.Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а. уровень (ступень) развития общества, его культура

б . состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в. направление общественного развития, при кото­ром происходит поступательное движение общест­ва от простых и низших форм общественной жиз­ни к более сложным и высоким

г .движение назад

21.Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

Ответы

3 комплект

1 вариант

2-а-4,б-1,в-2,г-3

3-б,в

10-г,а

11-а,б,г

12-а,б

13в

14в

15в

16-а-2,б-1,в-3

17б

18б

19в

20б

2 вариант

1-а-2,б-3,в-4,г-1

3-а,в

5-б,в

7-а-2,б-1,в-3

10б

11б

12в

13в

14-а,б,г

15б

16в

17б

18в

19б

20в

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Обществознание, 10 класс, профиль 1. Прогресс и регресс. 2. Противоречивость прогресса. 3. Критерии прогресса. 4. Многообразие путей и форм общественного развития. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress, которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Модели развития общества Социальная статика циклическая прогресс Социальная динамика линейная регресс спираль Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными Позитивные проявления и последствия Негативные проявления и последствия Возрастание и совершенствование материальнопроизводственной деятельности людей Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества Открытия в области ядерной физики Создание нового источника энергии Создание атомного оружия Задание: продолжить таблицу и сделать вывод, в чём проявляется противоречивость прогресса Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления. Пути развития реформа революция ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Тестовый контроль 1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности. 2. «Золотым веком» называл древнейшее общество: а) Платон; б) Аристотель; в) Лукреций Кар; г) Гесиод. 3. Французские просветители к критериям прогресса относили: а) развитие разума и нравственности; б) усложнение юридических институтов; в) развитие производительных сил; г) покорение природы. 4. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние. 5. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 6. К. Поппер считал, что: А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б. 7. Критерием развития общества не является: а) уровень развития науки: б) степень удовлетворения личностью своих потребностей; в) религиозные предпочтения общества; г) состояние экономики. 8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса: а) Ф. Шеллинг; б) Г. Гегель; в) А. Сен-Симон; г) Ш. Фурье. 9. Реформа - это преобразование: а) изменяющее политическое устройство общества; б) ликвидирующее старые социальные структуры; в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни; г) приводящее к регрессу общества. 10. Необходимым условием самореализации человека выступает: а) свобода; б) техника; в) мораль; г) культура. 11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это: а) реформа; б) инновация; в) революция; г) прогресс. 12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса: а) древнегреческий поэт Гесиод; б) французский философ А. Тюрго; в) немецкий философ Г Гегель; г) основатель марксизма К. Маркс. 13. Закончите определение: «Общественный прогресс это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему. 14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество: а) всеобщей гармонии; б) феодально-сословное; в) промышленно-индустриальное; г) социэтарное. 15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали: а) древнегреческий философ Платон; б) древнегреческий философ Аристотель; в) древнегреческий поэт Гесиод; г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе. 16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума. 17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 18. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) интересы развития производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма); г) все, перечисленное выше. 19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как: а) циклический круговорот; б) движение вперед; в) движение по спирали; г) развитие от сложного к простому. 20. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше. 21. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 22. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам, а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.