Связь социальной педагогики с науками. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Предмет и задачи социальной педагогики. Социализация как социально-педагогическое явление, виды социализации. Связь социальной педагогики с другими науками о

Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

Творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

Применение методов других наук - математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

Использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

Объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем -- перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

Разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.).



О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.

Психология и физиология явились основой и педагогической системы М.Монтессори. Физиолог по образованию и врач по профессии, М.Монтессори пришла к своей системе воспитания после многолетнего изучения детского организма и продолжительной педагогической работы с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Свой метод М.Монтессори называла методом “научной педагогики” именно потому, что он основан на физиологии и психологии. Свою “экспериментальную педагогику” М.Монтессори готова была даже назвать медицинской педагогикой, настолько неразрывно связаны в ее системе медицина и физиология (как совокупность наук о жизни человеческого организма) с педагогикой.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания.

В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Являясь частью педагогической науки, социальная педагогика тесно связана со всеми ее разделами. Вместе с тем, социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей педагогической науки, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено открытым характером социальной педагогики, отражающей такую же открытую социально-педагогическую практику.

Выявление места социальной педагогики в общей системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический) подходы; общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.) подходы.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

Наторп П. в своей книге “Философия как основа педагогики” еще в 1910 году попытался проанализировать наиболее известные педагогические концепции с точки зрения наличия в них философской основы. В результате он пришел к выводу, что ошибки в педагогических воззрениях Коменского коренятся в отсутствии достаточных философских оснований, хотя их необходимость великий педагог отчетливо понимал.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания - недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. Они могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки учителя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Павловский А.И. считает, что этика - это наука о морали и нравственности. Мораль - это внешняя, а нравственность - внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Педагогическая информатика - сравнительно новая и к тому же бурно развивающаяся отрасль знания. Количество исследователей и педагогов-практиков, связанных с этой областью, достаточно велико. Как всегда бывает в таких случаях, терминология педагогической информатики окончательно не установилась. В связи с этим неоднозначность, нечёткость, а иногда и просто отсутствие необходимых терминов и их определений, вызывает серьёзные трудности практического свойства.

Сейчас уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что необходимость формирования строгой терминологической базы педагогической информатики является приоритетной задачей. Её решение может быть осуществлено коллективной работой и активным обсуждением предложений большой группой авторов, связанных, в первую очередь, с Академией информатизации образования, как организации, которая определяет основной вектор исследований в этой области.

Эта работа должна опираться на формулировку главных терминологических проблем, которые существуют в педагогической информатике к настоящему времени.

Попыткой сформулировать некоторые из этих проблем и является настоящая публикация, которая по своему замыслу носит дискуссионный характер.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отмечу, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Поэтому социальная педагогика широко использу­ет достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, соци­альная педагогика организует и интегрирует их потен­циал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирова­ние гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной соци­альной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги­ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы­таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со­циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо­дит из определенного взгляда на человека и его воспи­тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.



Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных про­цессов в обществе. Что касается категориального ап­парата, то многие категории социальной работы и со­циальной педагогики являются общими.

Современная психология как одна из наук о соци­альном знании представляет собой сложное структур­ное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психо­логии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологичес­ких, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност­ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо­зиций, типологических особенностей, социально-пси­хологической адаптации и т.д.

Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде­жи, производственных коллективов), развитие и состо­яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жиз­недеятельности человека в конкретных условиях, в со­отношении самого индивида со средой, с учетом ценно­стных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изуче­ния позиции самой личности как субъекта самосовер­шенствования и изменения социума.

Возрастная психология изучает возрастную дина­мику психики человека. Разделами возрастной психо­логии являются: детская психология, психология млад­шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси­хология старости (геронтопсихология). Возрастная пси­хология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходи­мы знания в области возрастной психологии.

Психология общения – та отрасль психологическо­го знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социаль­но-педагогической работе. Социальному педагогу прихо­дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни­кативном плане людьми: тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми –и словоохотливыми; ищущи­ми правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто­роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас­лями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная пси­хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета­ет связь социальной педагогики с социологией – нау­кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социо­логии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социо­логии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон -жизнедеятельности, а с другой стороны – углублени­ем наших знаний о человеке и социуме. С усложнени­ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло­гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формиру­ющаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и актив­но вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с по­требностями общественного развития, основными на­правлениями социального прогресса.

Этика анализирует общие законы развития нрав­ственных представлений и отношений, а также регу­лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги­ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно­сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис­следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Этнография изучает бытовые и культурные особен­ности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изу­чающая этнические особенности психики людей, нацио­нальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических сте­реотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социа­лизацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспита­ния; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценнос­ти и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи­тания. При этом целесообразно аккумулировать сло­жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России харак­терно появление таких категорий населения (являю­щихся объектом особого внимания социальных педа­гогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнози­рования рождаемости, возрастной структуры и процес­сов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто­логией. Это наука о психофизиологических особенно­стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов спе­циальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагоги­ка (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефек­тология изучает также проблемы обучения и воспита­ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, соче­тание слепоты и умственной отсталости и т. п.).

В реальности связь социальной педагогики с други­ми науками весьма различна. Данные социальной пси­хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясня­ется как недостаточным развитием социально-педаго­гических знаний, так и тем, что в названных выше на­уках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравнить различные определения социальной педа­гогики. Выделить то общее, что их объединяет.

3. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).

4. Показать, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникно­вение социальной педагогики и оформление ее в само­стоятельную педагогическую отрасль.

5. Назвать основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.

6. Раскрыть методы социальной педагогики и показать, когда, в каких условиях социальный педагог использу­ет методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

7. Обосновать связь социальной педагогики с другими науками. Назвать те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики» социальной педагогики.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003, стр. 65 -81)

Методы социальной педагогики можно классифицировать в три группы:

1. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, моделирование, метод изучения и обобщения передового педагогического опыта, математические методы исследования)

2. Методы воспитания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно-полезной деятельности, метод использования творческой игры, поощрение, наказание, метод "взрыва" А.С. Макаренко)

3. Методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, аутотренинг, социально-психологический тренинг, деловая игра)

(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003 стр. 81 -86)

Философия, социальная работа, психология, этика, этнопсихология, дефектоогия.

Социология исследует общество и социальные отношения в нём

Генезис идей социальной педагогики.

С принятием на Руси христианства появились новые формы сострадательного отношения: милосердие и благотворительность.

Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.

Благотворительность - оказание частными лицами или организациями безвозмездной, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. (Благотворительную деятельность се­годня называют спонсорством).

В словаре В. Даля это поня­тие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: "принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботить­ся нуждами ближнего"

В период междоусобиц, войн церковь сохраняла духовность, веру в добро, не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. При церкви создавались больницы, богадельни, приюты.

При Петре 1 детство и сиротство становится объектом попечения государства. Екатерина Великая продолжила замысел Петра 1.

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна , жена Павла I. Под ее попечитель­ством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток. В результате резко возросло сиротство, беспризорность, правонарушения, проституция несовершеннолетних.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский ). Под влиянием их педагогических воззрений рождается идея социальности как основополагающая и связывается с благотворительностью.



В Германии во второй половине 18 в. возникло течение филантропизма (человеколюбие, благотворительность), основатель – К. Базедов , организовал школу интернат "Филантропин", где освобождали детей от традиционной системы обучения и воспитания, призывая следовать природе ребенка и гуманизму в педагогике.

И. Песталоцци и Пауль Наторп значение придавали семейному воспитанию.

В конце 19, начале 20 в.в России развивалась наука педология. Известными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко . Они занимались педологией "исключительного" детства (одаренные, "трудные" дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии). Утверждали, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а система должна соответствовать природе ребенка.

Педологи переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. В1936 г. педология объявлена "лженаукой" и запрещена.

Первыми социальными педагогами считают А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского , их работа была направлена на помощь "выбитым из социальной колеи детям"

Интерес к проблематике социальной педагогики возник в 70-80-х годах.

В 1990 г. ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конституции РФ записано: "государственная поддержка обеспечивается семье, материнству, отцовству и детству, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты". Принят Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1991 г. в России официально функционирует институт социальной педагогики.

Закон РФ "Об образовании" предусматривает начальное, среднее и профессиональное образование. В современной России система образования включает государственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения:

1. Общеобразовательная школа

2. Профессиональные учебные заведения (лицеи, техникумы, колледжи, ВУЗ)

3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы

4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование (центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, центры для одаренных детей)

5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, где работают по авторским программам.

6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, духовные академии.

Современная школа связана с разными организациями:

ü органы социальной защиты семьи и детей

ü правовые органы

ü попечительские советы

ü спонсорские организации

ü учебно-производственные базы и комбинаты

ü внешкольные детские центры досуга и творчества

ü учреждения культуры: театры, музеи, клубы, библиотеки

ü территориальные детские учреждения

ü медицинские детские учреждения

ü дошкольные учреждения

ü неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира)

ü специальные школы и студии

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Поэтому социальная педагогика широко использу­ет достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги­ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы­таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со­циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо­дит из определенного взгляда на человека и его воспи­тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

Современная психология как одна из наук о соци­альном знании представляет собой сложное структур­ное образование. Важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност­ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо­зиций, типологических особенностей, социально-пси­хологической адаптации и т. д. Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии , позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде­жи, производственных коллективов), развитие и состо­яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. Возрастная психология изучает возрастную дина­мику психики человека. Разделами возрастной психо­логии являются: детская психология, психология млад­шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси­хология старости (геронтопсихология). Для успешного развития социальной педагогики необходи­мы знания в области возрастной психологии. Психология общения. Социальному педагогу прихо­дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни­кативном плане людьми. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто­роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас­лями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная пси­хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета­ет связь социальной педагогики с социологией - нау­кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. С усложнени­ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло­гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество.

Этика анализирует общие законы развития нрав­ственных представлений и отношений, а также регу­лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги­ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно­сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис­следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии , учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи­тания. При этом целесообразно аккумулировать сло­жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Без учета и прогнози­рования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто­логией . Это наука о психофизиологических особенно­стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

В реальности связь социальной педагогики с други­ми науками весьма различна. Данные социальной пси­хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными.

Опираясь на знания этих наук, соци-альная педагогика организует и интегрирует их потен-циал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирова-ние гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной соци-альной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги-ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы-таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со-циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо-дит из определенного взгляда на человека и его воспи-тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.

Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфичес-кой социальной деятельности.

Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных про-цессов в обществе. Что касается категориального ап-парата, то многие категории социальной работы и со-циальной педагогики являются общими.

Современная психология как одна из наук о соци-альном знании представляет собой сложное структур-ное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психо-логии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологичес-ких, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики , но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност-ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо-зиций, типологических особенностей, социально-пси-хологической адаптации и т.д.


Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде-жи, производственных коллективов), развитие и состо-яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона.

При этом главная функция социальной педагогики - исследовать проблемы человеческих отношений, жиз-недеятельности человека в конкретных условиях, в со-отношении самого индивида со средой, с учетом ценно-стных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изуче-ния позиции самой личности как субъекта самосовер-шенствования и изменения социума.

Возрастная психология изучает возрастную дина-мику психики человека. Разделами возрастной психо-логии являются: детская психология, психология млад-шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси-хология старости (геронтопсихология). Возрастная пси-хология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходи-мы знания в области возрастной психологии .

Психология общения - та отрасль психологическо-го знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социаль-но-педагогической работе. Социальному педагогу прихо-дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни-кативном плане людьми: тихими, застенчивыми - и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми - и словоохотливыми; ищущи-ми правду, справедливость - и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто-роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас-лями психологической науки, как психология девиантного поведения , психология семьи , специальная пси-хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета-ет связь социальной педагогики с социологией - нау-кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социо-логии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социо-логии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон - жизнедеятельности, а с другой стороны - углублени-ем наших знаний о человеке и социуме. С усложнени-ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло-гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формиру-ющаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и актив-но вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с по-требностями общественного развития, основными на-правлениями социального прогресса.

Этика анализирует общие законы развития нрав-ственных представлений и отношений, а также регу-лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги-ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно-сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис-следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Этнография изучает бытовые и культурные особен-ности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изу-чающая этнические особенности психики людей, нацио-нальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических сте-реотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социа-лизацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспита-ния; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценнос-ти и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи-тания. При этом целесообразно аккумулировать сло-жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России харак-терно появление таких категорий населения (являю-щихся объектом особого внимания социальных педа-гогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнози-рования рождаемости, возрастной структуры и процес-сов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто-логией. Это наука о психофизиологических особенно-стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов спе-циальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагоги-ка (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефек-тология изучает также проблемы обучения и воспита-ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппа-рата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, соче-тание слепоты и умственной отсталости и т. п.).

В реальности связь социальной педагогики с други-ми науками весьма различна. Данные социальной пси-хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясня-ется как недостаточным развитием социально-педаго-гических знаний, так и тем, что в названных выше на-уках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравнить различные определения социальной педа-гогики. Выделить то общее, что их объединяет.

3. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).

4. Показать, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникно-вение социальной педагогики и оформление ее в само-стоятельную педагогическую отрасль.

5. Назвать основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.

6. Раскрыть методы социальной педагогики и показать, когда, в каких условиях социальный педагог использу-ет методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

7. Обосновать связь социальной педагогики с другими науками. Назвать те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики» социальной педагогики.