Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат). Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат) III. Объяснение новой темы

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект урока по биологии, 7 класс

История развития зоологии

БОУ «СОШ №24» г.Омска,

Стрекозина Ю.С.

Тема: История развития зоологии

Тип урока:изучение нового материала

Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

О. Биология

Какие царства живой природы изучает биология?

О. бактерии, грибы, растения и животные

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

О. бактериология

Как называется наука, изучающая грибы?

О. микология

Как называется наука, изучающая растения?

О. ботаника

Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

О. зоология

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

как происходило ее историческое развитие.

Тема урока……

3. Изучение нового материала

1) понятие зоология

Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

О. «зоон» - животное, «логос - наука»

Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

О. Зоология –наука, изучающая животных

2) представления наших предков о животных

Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

первобытных людей.

Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

3) история развития зоологии

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

- Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

- Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

Кто такой кэк?

О. колючая свинья

О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

Так нужно ли изучать зоологию?

Где могут пригодиться зоологические познания?

О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

Г) история развития зоологии

Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

Попробуем это сделать.

Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

Примеры работ учащихся

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

черного цвета. 2 уса.

3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

Проверка работ

Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

Чем знаменит

Аристотель

А. Левенгук

К. Линней

М.В. Ломоносов

Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

(?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

Аристотель:

А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

4) многообразие животного мира и систематические категории

Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

? Что вы видели, просматривая видеоролик?

О. животных

?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

А что, по вашему мнению, классифицировать?

О. разделить на группы

А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

О. систематика

Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

О. сходное внешнее и внутреннее строение

?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

которая сохранилась и до настоящего времени?

О. 1735г, К. Линней

Какие систематические категории он предложил?

О. класс, отряд, род, вид

Что такое вид?

О. группа организмов, имеющих сходное строение.

Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

–расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

до самого «высокого» ранга:

1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

Проверка задания.

4. Закрепление материала.

А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

2) Как называется наука, изучающая животных?

3) Как давно человек знаком с животным миром?

4) Как человечество приобретало знания о животных?

5) О чем говорят наскальные рисунки?

6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

11) Как ученые разбираются в многообразии животных?

Цели:

  • показать школьникам строение животных класса Млекопитающих,
  • отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
  • познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,
  • доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,
  • осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • находить в объекте его составляющие;
  • научиться обобщать;
  • устанавливать сходство и различие;
  • находить причинно-следственные связи;
  • развивать коммуникативные способности.

Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

3. Изучение нового материала.

3. 1. Общая характеристика Млекопитающих.

3. 1. 1. Повторить план составления характеристики класса животных.

3. 1. 3. Составить общую характеристику по плану.

3. 1. 4. Отметить более прогрессивные черты строения Млекопитающих.

3. 1. 5. Ответить на проблемный вопрос.

3. 2. Систематика Млекопитающих.

3. 2. 1. Подкласс Первозвери. Отряд Однопроходные.

3. 2. 2. Подкласс Настоящие звери. Отряд Сумчатые.

3. 3. Значение животных класса Млекопитающих для природы и человека.

3. 4. Охрана и рациональное использование животных класса Млекопитающие.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание. § 31 вопросы стр. 160, таблица “Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”, повторить § 25.

6. Рефлексия. Синквейн.

Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, рельефная таблица “Внутреннее строение собаки домашней”. Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые”

Ход урока

1. Оргмомент.

1.1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика: (работаем по технологии критического мышления)

3. Изучение нового материала

Что знаю? Что хотел узнать? Что узнал?
Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих. Пишут и говорят.

С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану. Вспомним, по каким пунктам мы составляем план. Рассмотрите таблицу “Класс Млекопитающие”, прочитайте статью в учебнике с 157-158 и статью текста 1 "Класс Млекопитающих", составьте общую характеристику класса колонки "Что узнал" 5 минут.

А что вы хотели узнать? - Составляем структурно-логическую схему:

План характеристики животных класса

  1. Среда обитания.
  2. Количество видов.
  3. Внешнее строение.
  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  5. Размножение.
  6. Происхождение.
  7. Систематика.
  8. Значение

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем.
Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга.
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

8. Значение.

Один человек у доски пишет план, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения Млекопитающих. Учитель дополняет информацию.

Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

3. 1. 5. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

3. 2. В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и плацентарными (кошка, медведь и т. д.).

Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: 1 вариант – “Однопроходные”, 2 вариант – “Сумчатые”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

3. 2. 1. Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
  2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
  3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.
  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
  5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С
  6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
  7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом

Инструктивная карточка

Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунок 127 и опишите внешний вид Однопроходных.
  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.
  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.
  4. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?

Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв.

Что узнали нового про этих животных?

Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе.

Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.

  1. Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью
    (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.
  2. Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?
    Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая t тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
  3. Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?
    Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.
  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения .

Синквейн по отряду Однопроходных.

3. 2. 2. Сумчатые

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

2. Мозг очень примитивен.

3. У самок имеется две матки.

Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.

Инструктивная карточка

Характеристика отряда Сумчатых.

  1. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок 128.
  2. Перечислите млекопитающих, относящихся к отряду Сумчатых.
  3. Обоснуйте, почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей.

Что вы знали об отряде Сумчатых животных?

Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка.

Что вы узнали об отряде сумчатых животных?

Детёныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детёнышу в рот, мозг очень примитивен, есть две матки, t тела непостоянная.

Что противоречило вашим представлениям?

Молоко само впрыскивается в рот детёнышу, что мозг примитивный.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. К отряду Сумчатых относятся опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый крот, сумчатый муравьед.
  2. Расскажите, в какой части света обитают Сумчатые, покажите эти области на географической карте. В Южном полушарии, в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке, один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке .
  3. Почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей? Более высокоорганизованные, т. к. есть матка, сосок, t тела выше, чем у Однопроходных, более развит скелет.
  4. Почему Однопроходные и Сумчатые обитают в Южном полушарии земного шара?
    Мягкие условия существования (у этих животных непостоянная t тела, откладывание яиц или рождение недоразвитого детёныша). Не дошёл ледник.

Синквейн.

3.3. Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы?

1) цепь питания;

2) биоразнообразие;

3) распространение плодов и семян, опыление;

4) санитары леса;

5) регулирование численности животных.

3.3.2. Для человека? Сообщения учащихся.

3.4. Охрана и рациональное использование животного мира.

Существует парадокс: Млекопитающие, более других животных эксплуатируемые человеком, более других и пострадали от него. Сообщение учащихся.

3. 5. Животные Белгородской области. Сообщение учащихся. Рисунки.

4. Закрепление.

Каковы особенности строения Млекопитающих?

По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.

5. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу

“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

6. Рефлексия.

Синквейн о Млекопитающих.

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.

_____________ 7 класс

Тема: Общие сведения о животном мире

Задачи урока:
выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями;
продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира;
развить понятие о систематике живых организмов и о виде как основной систематической единице;
расширить знания учащихся о значении животных в природе и жизни человека;
обосновать необходимость охраны животного мира.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся расширяют знания о царстве Животные, о классификации животных, виде;

развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;

овладевают умением обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:

учащиеся продолжают осваивать учебно-исследовательскую деятельность, включая умения наблюдать за животными, устанавливать систематическую принадлежность биологических объектов к царству животных (классифицировать);

совершенствуют смысловое чтение, умение работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет-источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую, учатся
использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные:

учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: царство Животные, классификация животных, вид, охрана животных.
Деятельность учащихся: смысловое чтение учебника и дополнительных источников биологической информации, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество
с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к животным, подготовка презентаций.

Ход урока

I. Актуализация знаний о чертах сходства и различий животных и растений в ходе коллективного заполнения таблицы «Черты сходства и различия животных и растений» (оформление работы в тетради - задание 3).
99

II. Изучение нового материала
1. Многообразие животных (рассказ учителя; выполнение заданий 1, 2в рабочей тетради).
2. Сходство животных с другими организмами и отличия от них (объяснение учителя с элементами беседы).
3. Классификация животных - распределение всего множества животных на соподчинённые группы (рассказ учителя с демонстрацией таблиц).
4. Охрана животного мира (рассказ учителя с элементами беседы).

III. Закрепление материала
1. Отработка понятий: классификация животных, вид, охрана животных.
2. Беседа по вопросам:
Какие среды жизни населяют животные?
Почему в любой среде обитания животные распределены неравномерно?
Что означает провести классификацию?
3. Обсуждение вопроса «Почему мир животных много-
образен?».

IV. Домашнее задание
1. Изучить § 34, ответить на вопросы в конце параграфа.

_____________ 7 класс

Тема: Одноклеточные животные, или Простейшие

Задачи урока:
познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности;
научить учащихся распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших;
продолжить формирование у учащихся умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты.
100
Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных (корненожек, жгутиконосцев, инфузорий), совершенствуют умение различать простейших среди биологических объектов, на рисунках и таблицах.
Метапредметные:

учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за свободноживущими водными простейшими;

учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи
в другую.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных, работы с микроскопом;

у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе познавательной деятельности.
Основные понятия урока: простейшие, органеллы, внутриклеточное пищеварение, корненожки, жгутиконосцы, инфузории.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при об-
суждении особенностей строения и жизнедеятельности простейших, выполнение.

Ход урока

I. Проверка знаний о многообразии животного мира.

1. Фронтальная беседа по вопросам:
В чём проявляется многообразие животного мира?
Какие признаки характерны для всех или для большинства животных, а для растений являются исключением?
Почему по внешнему виду животных обычно можно определить среду их обитания?
С какой целью учёные классифицируют животных?
Какие меры должны предпринимать люди для сохранения животных?
101
2. Демонстрация и коллективное обсуждение презентации «Охраняемые животные моего региона».

II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика простейших (рассказ учителяс демонстрацией таблиц, слайдов или фрагментов видео-фильма «Простейшие»; выполнение задания 1 в рабочей
тетради).
2. Лабораторная работа «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 131 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 4).

III. Закрепление материала
1. Отработка понятий: простейшие, органеллы, псевдоподии, внутриклеточное пищеварение, саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.
2. Коллективное заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» на доске (в каждой из колонок ставится знак «+» (наличие) или знак «–» (отсутствие) указанной в левой колонке структуры).
102
3. Обсуждение проблемы «Докажите, что простейшие
являются самостоятельными организмами».
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 35, ответить на вопросы в конце пара-
графа.
2. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.
Темы исследовательских заданий:
1. Простейшие, обитающие в водоёмах родного края.
2. Питание инфузорий.

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Задачи.

Образовательные:

    сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

    выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие :

    развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

    развивать логическое мышление.

Воспитательные :

    воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

    профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Оборудовани е: таблица: «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших организмов, микропрепараты простейших организмов, микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4)

Все они имеют одну клетку состоящую из (оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды) ; строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5)

(слайд № 5)

Общая характеристика классов (слайд № 6)

- класс Корненожки (3гр) –амеба (слайд № 7)

-класс Корненожки (2гр) –фораминиферы (слайд № 8)

- класс Радиолярии (5 гр) (слайд № 9)

-класс Споровики (4 гр) –малярия (слайд № 10)

-класс Жгутиковые(1 гр) –эвглена (слайд № 11,12)

- класс Инфузории - (слайд № 13)

У вас на столах находятся готовые микропрепараты простейших рассмотрите их. К какому классу они относятся?

(эвглена – жгутиковые, фораминиферы – мел – саркодовые, малярийный плазмодий - споровики)

А сейчас самостоятельная работа с учебником по группам. Вы должны заполнить сравнительную таблицу. Каждая группа работает с одним классом.

1гр. Саркодовые –корненожки

2 гр. Саркодовые – радиолярии,

3 гр. Солнечники

4 гр. Споровики

5 гр. Жгутиковые

6 гр. Инфузории или Ресничные

4. Закрепление нового материала.

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Корненожки

Радиолярии

Солнеч

ники

Споровики

Жгутико

вые

Инфузории

1. Представители

2. Среда обитания

3. Форма тела

4. Передвижение

Значение в природе и в жизни человека выполните в виде схемы. (слайд № 14)

Работа с биологическими терминами: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Записываем вывод

Вывод: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

5. Домашнее задание.

Изучить § 3-4, ответить на вопросы к параграфу.

6. Подведение итогов

Что на уроке было главным? Что нового вы сегодня узнали?

7. Оценки за урок