Солженицын егэ по литературе. ЕГЭ по литературе: проверяем себя. Работа над композицией сочинения- рассуждения
Тест по литературе «Солженицын А.И. «Матренин двор»
1. Укажите термин, которым в литературоведении называют образные определения: «дремучие, непрохожие леса», «меланхолическое остроумие» и т.д.
2. Как называется композиционный компонент, описывающий поселок: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых…»?
3. Какой художественный троп (изобразительно-выразительное средство языка, строящееся на переносе свойств одного предмета на другие по сходству) использует автор текста, создавая образы «полотна железной дороги»?
4. Как называются слова («желадной», «потай» и др.), которые Солженицын использует в тексте рассказа для создания так называемого «местного калорита»?
5. Как в литературоведении называют художественный прием, неоднократно применяемый Солженицыным в данном фрагменте рассказа для противопоставления образа родины, возникавшего в его мечтах, той России, которую писатель увидел в реальности?
Тест по литературе «Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича»
1. Укажите правильный вариант первоначального названия произведения.
1) «Иван Денисович»
2) «Один день одного зэка»
3) «Щ-854. Один день одного зэка»
4) «Архипелаг ГУЛАГ»
1) «Новый мир»
2) «Роман-газета»
3) «Кругозор»
4) «Молодая гвардия»
3. Какая проблема не поднята в произведении?
1) проблема человеческого достоинства 2) проблема экологии
3) проблема отношений между человеком и государством 4) проблема отношения к труду
4. Сколько лет главному герою?
1) 45 2) 38 3) 39 4) 40
5. За что был осужден Шухов?
1) за воровство 2) за убийство 3) за измену Родине 4) за дезертирство
6. К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки:
«В пять часов утра, как всегда, побило подъём – молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго рукой махать».
1) зачин
2) кульминация
3) развязка
4) развитие действия
7. Кем был Шухов в лагере?
1) каменщик 2) переписчик 3) сапожник 4) плотник
8. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?
1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе
2) о том, что они уедут в город 3) о том, что он станет ковры красить 4) она ему не писала
9. О ком идет речь в предложении? «Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».
1) о Тюрине
2) о Кильдигсе
3) о Шухове
4) о «высоком молчаливом старике»
10. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?
1) Хотел тщательно подготовиться перед работой. 2) Ему не спалось.
3) Это входило в его обязанность. 4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.
11. Узнайте героя по описанию: «…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».
2) Кильгас Иоганн
3) Гопчик
4) Алёшка-баптист
12. Узнайте героя по описанию: «Лицо... в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра - не поморщится, кожа на лице - как кора дубовая».
1) Шухов
2) бригадир Тюрин
3) Фетюков
4) Цезарь Маркович
13. О ком идёт речь? «он не был шакал даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти».
1) Стенька Клевшин
2) Ермолаев
3) Иван Денисович
4) Гопчик
14. Какое качество не присуще Шухову?
1) здравый смысл
2) житейская мудрость
3) высокая нравственность
4) лень
15. Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок?
«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось…»
1) зачин 2) кульминация 3) развязка 4)концовка
Александр Исаевич Солженицын, 1918 г.р.
Со стороны отца Солженицын происходит из старинной крестьянской семьи. Исаакий Семёнович учился в Харькове,потом в Москве, ушёл добровольцем на войну; на фронте, летом 1917-го женился на Таисии Щербак; был награждён за храбрость. После возвращения домой был ранен на охоте и умер от раны 15 июня 1918 года. Он выведен в "Августе Четырнадцатого" в образе Сани Лаженицына.
Семья матери Солженицына была богатой, дед дал своей дочери Таисии прекрасное воспитание и образование. Брат Таисии, Роман, сорил деньгами, купил "Роллс-Ройс": фотографию этого автомобиля воспроизвела "Литературная газета" в 1972 году, в разгар кампании против Солженицына.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, через шесть месяцев после смерти отца. Детство его мало чем отличается от детских лет его сверстников: маленьким ходит с матерью в церковь, вступает в комсомол, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. Юный Солженицын -староста класса, любитель футбола, поклонник театра, унаследовав от отца тягу к знаниям, поступает в 1936 году на физико-математический факультет Ростовского университета. С 1939 года он одновременно учится ещё на заочном отделении Московского института истории, философии, литературы. В 1941 году Солженицын заканчивает университет в Ростове и приезжает в Москву на экзамены в МИФЛИ, а 18 октября 1941-го уходит на фронт, сначала простым солдатом, после окончания офицерской школы в Костроме - в звании лейтенанта.
В 1943-ем он получает орден Отечественной войны второй степени, в следующем - орден Красной Звезды, будучи уже капитаном. В 1945-м его переписка с другом "Кокой" попадает под надзор военной контрразведки, раскрывшей "политические негодования" адресатов, обозначавших Ленина уменьшительным "Вовка", а Сталина - кличкой "Пахан". 27 июля 1945 года Солженицын был осуждён на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й Уголовного кодекса, пункты 10 и 11.
Пережитое этих лет отражено писателем в таких произведениях, как "Олень и шалашовка", "Дороженька", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
В 1952 году Солженицын принимает участие в Экибастузской "смуте," после которой лагерный хирург в лагерной больнице оперирует его по поводу злокачественной опухоли в паху. Ткань, иссечённую при биопсии, отправляют на анализ в "вольную" лабораторию, результаты теряются, а больной поправляется и через две недели выписывается из больницы.
После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря на "вечное ссыльнопоселение" в ауле Кок-Терек. Он снимает угол в глинобитной хатке, знакомится с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными, как он сам. Под именем Кадминых они выведены в "Раковом корпусе", подлинная история их рассказана в "Архипелаге". Осенью болезнь возобновляется, власти позволяют ему выехать в Ташкент на лечение. Позднее Солженицын сознавался друзьям, что в Ташкент он ехал умирать и писал очень много, полагая, "пока он пишет - у него отсрочка".
В 1956 году Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, в следующие годы живёт в Рязани и много работает:
1959 - "Один день Ивана Денисовича".
1960 - "Свет, который в себе".
1961 - " Крохотки" - стихотворения в прозе.
1962 - "Случай на станции Кочетовка".
1963 - "Матрёнин двор".
Поощряемый вниманием большой читательской аудитории, Солженицын переживает небывалый творческий подъём -начинает "необыкновенно много сразу": "Архипелаг ГУЛаг", "Раковый корпус", "Круг первый", не оставляя работы учителя физики.
В 1967 году "Раковый корпус" получает положительный отзыв Каверина. На открытии Четвёртого Съезда Союза писателей СССР Солженицын обращается к делегатам с открытым письмом, в котором обличает вред цензуры: " Я предлагаю съезду принять требование и добиться упразднения всякой - явной или скрытой -цензуры над художественными произведениями, освободить издательства от повинности получать разрешение на каждый печатный лист". Многим это не понравилось и именно с этих пор, с мая 1967 года, начинается открытая и беспощадная борьба писателя Солженицына против Советской власти (эпизоды этой борьбы описаны в произведении "Бодался телёнок с дубом").
В 1974 году кампания против Солженицына в прессе достигает наивысшего накала. "Литературная газета" печатает статью "о предательской деятельности А.И. Солженицына". Писатель не сбавляет активности: пишет "Письмо вождям", в котором призывает положить конец идеологической монополии марксизма, в интервью агентству печати Си-Би-Эс критикует тех соотечественников, которые эмигрируют добровольно, объявляет о создании "Русского общественного фонда помощи заключенным и их семьям" (доходы от продажи "Архипелага" полностью будут поступать в этот фонд.).
13 февраля Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. С этого времени он лишен советского гражданства и осуждён на изгнание. Специальным самолётом его доставляют в Западную Германию. Солженицын поселяется в Цюрихе, где живёт его адвокат и где он находит следы Ленина в эмиграции.
В октябре 1976 Солженицын поселяется в США, в штате Вермонт, близ городка Кавендиш. Он покупает около двадцати гектаров земли, на этом участке, кроме жилого дома, он оборудует библиотеку для хранения рукописей и печатных материалов, посвящённых России. В течение последующих трёх лет Солженицын, стараясь не привлекать к себе внимания, посещает различные университеты Америки, обладающие русскими архивными фондами, и упорно работает над "Красным колесом", переделывает первый "узел" "Августа Четырнадцатого" и пишет два новых романа "Октябрь Шестнадцатого" и "Март Семнадцатого".
К концу 80-х общественное мнение в России по-новому оценило жизнь и творчество Солженицына. В июле 1988 года художник Илья Глазунов выставляет картину "Мистерия XX века", где среди прочих персонажей изображён Солженицын. Писатель Виктор Астафьев в телевизионной передаче упоминает Александра Солженицына и говорит, что когда-нибудь его внук посетит могилу великого писателя и попросит у него прощения за Родину.
11 декабря в Москве в Центральном Доме кино состоялся вечер, посвященный 70-летию Солженицына, на котором с приветственными словами выступили А. Смирнов, Ю. Карякин, Ю. Афанасьев. Группа писателей предлагает Секретариату правления Союза писателей СССР восстановить Солженицына в рядах Союза.
В письме к Глебу Якунину Солженицын пишет: "Это правда: все годы изгнания, всеми помыслами и всей работой я - только на родине. И не теряю надежды при жизни вернуться. Но это будет никак не возможно до напечатания в СССР моих главных книг: я не могу вернуться как бы немым, ещё ничего не сказавшим - и тогда начать восполнять сокрытие 50 лет моей работы - как же? Газетными статьями?"
Главные книги А.И. Солженицына увидели свет, писатель возвратился на родину. В 1990 году "Литературная газета" и "Комсомольская правда" публикуют брошюру "Как нам обустроить Россию?", в которой Солженицын высказывает варианты проведения социально-экономических и политических реформ. В этом же году писателю присуждается Государственная премия РСФСР за "Архипелаг ГУЛаг", от которой он отказался, заявив: "Эта книга -о страданиях миллионов, я не могу собирать на ней почёт".
В настоящее время А.И. Солженицын живёт и работает на родине. В своих страстных монологах на телевидении и в газетных статьях, эмоциональных и продуманных, писатель выделяет несколько моментов. Во-первых, то, что пришло после краха коммунизма,- не демократия. Власть принадлежит не народу, "разлитому по всей территории страны", а политиканскому котлу, который "кипит в столице". Это кипение вызывает яростное неприятие писателя.
Во-вторых, старая власть рухнула лишь в верхнем звене, а среднее сохранилось - "в тех же самых кабинетах те же самые рожи". Создаётся "грязный гибрид" уцелевшей номенклатуры и акул финансового подполья, лжепредпринимателей. Если "эта власть без совести, которой будет сторониться честный человек, укрепится, уже не 70, а 170 лет понадобится, чтобы от неё избавиться".
В-третьих, противостояние "демократов" и "патриотов" гибельно, разрушительно для России. Солженицын держится на расстоянии от обеих "партий" не только потому, что это новое, по существу большевистское размежевание опять ставит превыше всего своекорыстные интересы, круговую поруку и сомнительные Уставы. Новые ярлыки, может быть, и удобны для целей политиканства, но глубоко фальшивы.
Первичным для Солженицына остаётся нравственное состояние общества: "Если совесть не проснётся, никакая экономика нас не спасёт". В этом выражении очевиден не только заряд нравственности, но и разумной государственной политики, которая, имея дело с народным сознанием, не может замыкаться на голом чистогане или голом монетаризме.
Мысль Солженицына ясна: в России даже на политическом рынке, неизбежном при демократии, не прожить без незыблемых нравственных авторитетов, без великих людей-объединителей. О них все книги А.И. Солженицына.
Вариант № 5126382
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.
Версия для печати и копирования в MS Word
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.
2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.
3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.
4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.
5) Верблюды способны терять до четверти массы своего тела за счёт воды, но при этом влага в их крови удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных, и именно этим обусловлена стойкость верблюдов к жажде.
<...> |
Ответ:
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот,
Несмотря на это,
В результате
Оказалось
(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного - а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных. |
Ответ:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕ́ЛО , -а, мн. тела, тел, телам, ср.
1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т.
2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). Мёртвое т. (труп).
3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.
4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).
(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного - а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных. |
Ответ:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
дозвонЯтся
аэропОрты
Ответ:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Коллектив - победитель продемонстрировал ОРГАНИЧЕСКОЕ соединение танца и музыки.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ - это склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим.
Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.
Ответ:
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
ПОЛОЖИ книги
КЛАДИ на стол
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
НАДЕНЬ перчатки
Ответ:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) В блоковском стихотворении «Демоне» используется традиционный романтический образ, только уже в специфической символистской обработке. 2) Ищи сердце, которое бьётся согласно твоему сердцу: такое сердце никогда не изменит. 3) По возвращению из эмиграции поэт с удвоенной силой взялся за работу. 4) Поднявшаяся в небо журавлиная стая сделала несколько кругов над озером и вновь приземлилась на берег. 5) Мама и дочка сидели за большим столом и лепили из пластилина фигурки животных. 6) В «Двенадцати» А. Блока особое место занимает мотив борьбы со «старым миром». 7) Включив весёлую музыку, уборка в доме становится приятным занятием. 8) Новая группа, состоящая из талантливых музыкантов и исполнителей, быстро завоевали любовь публики. 9) Часто темой ранних стихотворений Пушкина не столько были ситуации жизненные, сколько продиктованные жанром. |
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
эк..логия
г..мназист
нач..нающий
эт..кетка
Ответ:
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..шифровать, ра..твориться;
от..двинуть, поз..вчера;
от..грать, по..грать;
пр..открыть, непр..станно;
неот..емлемый, коп..ё.
Ответ:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
привередл..вый
ключ..вой (момент)
пристра..вать
засушл..вый
доплач..вая
Ответ:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
бор..шься
увид..нный
верт..шься
воспева..мый
подкле..нный
Ответ:
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Недовольство собой (не)надумано Толстым - это часть его живой души.
В комнате холодно, сыро и (не)уютно.
Некоторое время он сидел (не)шевелясь.
По степи, (не)успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.
Ответ:
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
Ответ:
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.
Ответ:
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.
2) Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.
3) И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.
4) И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел.
5) Полыхали лесные пожары и в воздухе пахло гарью.
Ответ:
Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3) походившие (4) на невиданные зимние грибы.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Цифры в ответ писать в порядке возрастания
У нас в России самый (1) казалось бы (2) непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным и значительным. Особенно глубоко это понимал (3) по мнению К. Паустовского (4) писатель Лесков.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
Ответ:
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой рассказа не сразу узнал памятное ему место.
2) На месте старой церквушки стояло совсем другое здание.
3) Агния открыла герою одно из красивых мест в Москве.
4) Вид с холма был по-прежнему далёким и впечатляющим.
5) Героя потрясло, как неузнаваемо изменились несколько квадратных метров земли, став настоящим культурным памятником.
- (27)А подожди.
-(29)Так смотри!
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын
Источник текста: не определён
Ответ:
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 4-5 представлено описание.
2) В предложении 28 перечислены последовательные действия персонажа.
3) В предложениях 19-20 представлено повествование.
4) В предложении 48 представлено повествование.
5) В предложении 32-34 представлено рассуждение.
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
Источник текста: не определён
(32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
Ответ:
Из предложений 40-42 выпишите фразеологизм.
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
Источник текста: не определён
(40)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (41)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(42)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
Ответ:
Среди предложений 5-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
Источник текста: не определён
(5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.4) метафоры
5) гипербола
6) эпитеты
7) парцелляция
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.
- (26)Но не самое красивое место в Москве.
- (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
-(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.
- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..
- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.
- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.
-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.
-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
Солженицын Александр Исаевич
Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (род. в 1918-2008)
Знаменитый немецкий писатель Генрих Белль писал, что гражданская и литературная деятельность Солженицына произвела «переворот в сознании, переворот всемирного значения, который нашел отклик во всех концах света» . Солженицын - самый значительный писатель и человек нашего времени. Его судьба, которую он никогда не рассматривал как частное явление, и его творчество крепко спаяны идеей «жизни не по лжи» . Характернейшая черта Солженицына - острота и критичность мысли, рождающей недоверие к принятым политическим и общественным установкам и догмам. В юности искренне принимающий советскую действительность и романтизирующий революцию (характерно, что замысел юношеского романа о первой мировой войне получает название «Люби революцию»), он в конце войны, капитаном, фронтовым командиром с боевыми наградами, видит окружающий мир уже по-другому (не сомневаясь еще в основах большевизма, он считает, что Сталин отошел от ленинских заветов) и делится своими «политическими негодованиями» в письмах к другу, воевавшему на другом фронте. Он был арестован «за антисоветскую агитацию» и приговорен к 8 годам лагерей. Значение этих лет, проведенных в заключении (под Москвой, в московской спецтюрьме, в Рыбинске, а потом в Казахстане, в Экибастузе) огромно: они определили всю его будущую писательскую жизнь. «Страшно подумать, что б я стал за писатель, если б меня не посадили» , - пишет Солженицын в книге «Бодался теленок с дубом» (ср. с тем значением, которое имела каторга для Достоевского). Потом «вечное ссыльнопоселение» в Средней Азии, а после реабилитации в 1956 он работает учителем в сельской школе, а потом в Рязани. Но главное его дело - писательство. Он осознает его как духовную миссию - нести слово правды (не ограниченной рамками разоблачения культа личности) о жизни русского народа в XX веке. В 1962 г., в эпоху хрущевской «оттепели», Твардовский печатает в «Новом мире» «Один день Ивана Денисовича» (первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зэка)»). Повесть принесла автору всемирную известность. Но романы «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликовать не удалось - они распространялись в самиздате. К концу 1960-х атмосфера вокруг Солженицына становится все более враждебной: его исключают из Союза писателей, в 1974 лишают гражданства и насильственно высылают из страны и только в результате перестройки в 1989 г. восстанавливают в Союзе писателей, начинают широко печатать его произведения, с публичными извинениями возвращают гражданство, и в 1894, после двадцати лет жизни за границей, Солженицын возвращается в Россию. Эти двадцать лет (в Цюрихе, потом в Вермонте) были годами колоссального труда - работы над эпопеей «Красное колесо».
Писательские интересы Солженицына необычайной широки - по сути это вся трагическая история жизни русского народа от первой мировой войны до наших дней; жанровый диапазон очень велик - от рассказа до огромной эпопеи. Особую роль в его творчестве играет лагерная тема, центральное произведение которой «Архипелаг ГУЛАГ» - по авторскому определению, «художественное исследование», соединяющее литературу с документальным свидетельством, художественное начало с публицистическим. Это не только история репрессий в нашем государстве с 1918 года, это огромный памятник всем, кто прошел лагерный путь.
В самом названии «Один день Ивана Денисовича» заложена некая особенность, характерная для художественного мышления Солженицына: это сгущение времени и пространства (один день, лагерь). День становится единицей измерения лагерной жизни героя. Весь рассказ композиционно введен в рамки дня: начало совпадает с началом дня («В пять часов утра, как всегда, пробило подъем...» ), конец - с вечерним отбоем. В первой фразе слова «как всегда» указывают на неизменное постоянство лагерной жизни, в финальной дается непредставимое для человека количество дней, из которых складывается срок Ивана Денисовича: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось... »
И это уважительное выделение в специальный, да к тому же последний абзац всего лишь трех дней - такой малости по сравнению с тремя тысячами - определяет отношение к дню как концентрации целой жизни.
Что представляет собой образ мира в «Одном дне...»? В каком пространстве и времени существуют его герои? Солженицын охотно пользуется приемом антитезы, и пространство и время этого мира проявляют свою особенность, вернее дают осознать себя в контрастном сопоставлении с другим или другими мирами. Так, главные свойства лагерного пространства - его отгороженность, закрытость и обозримость (стоящий на вышке часовой видит все) - противопоставлены открытости и беспредельности природного пространства - степи. Самая характерная и необходимая черта лагерного пространства - заграждение, в рассказе подробно даются детали его устройства: сплошной забор, заостренные столбы с фонарями, двойные ворота, проволока, ближние и дальние вышки. При освоении нового объекта, замечает Иван Денисович, «прежде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать - чтоб не убежать» . Структура этой фразы точно воспроизводит порядок и значение образа пространства: сначала мир описывается как закрытый, потом - как несвободный, причем именно на вторую часть (тире - знак интонационного выделения) падает основное ударение. Перед нами возникает, казалось бы, четкая оппозиция лагерного мира с набором присущих ему признаков (закрытый, обозримый, несвободный) и мира внешнего с его признаками открытости, беспредельности и - следовательно - свободы, и называют лагерь «зоной», а большой мир «волей». Но на деле подобной симметрии нет.«Свистит над голой степью ветер - летом суховейный, зимой морозный. Отроду в степи той ничего не росло, а меж проволоками четырьмя - и подавно» . Степь (в русской культуре образ-символ воли, усиленный столь же традиционным и то же значащим образом ветра) оказывается приравнена к несвободному, заколюченному пространству зоны: и здесь и там жизни нет - «отроду ничего не росло». Более того: внешний мир наделяется свойствами лагерного: «Из рассказов вольных шоферов и экскаваторщиков видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили <...>». И, напротив, лагерный мир неожиданно обретает чужие и парадоксальные свойства: «Чем в каторжном лагере хорошо - свободы здесь от пуза» (курсив А. Солженицына. - Т. В.). Речь здесь идет о свободе слова - праве, которое перестает быть общественно-политической абстракцией и становится естественной необходимостью для человека говорить как хочет и что хочет, свободно и беззапретно: «А в комнате орут:
Пожалеет вас батька усатый! Он брату родному не поверит, не то что вам, лопухам!»
Слова, немыслимые на «воле» .
Противостояние большого мира и мира лагерного оказывается мнимым.
Что представляет собой система персонажей в рассказе? Антитеза, основной художественный принцип в «Одном дне...», определяет и систему противопоставлений в мире людей. Прежде всего это наиболее предсказуемое и естественное противостояние зэков и тех, кто отряжен распоряжаться их жизнью, - от начальника лагеря до надзирателей, охранников и конвоиров (иерархия не слишком важна - для зэков любой из них «гражданин начальник»). Противостояние этих миров, социально-политических по своей природе, усилено тем, что дано на уровне природно-биологическом. Не случайны постоянные сравнения охранников с волками и собаками: лейтенант Волковой («Бог шельму метит» , - скажет Иван Денисович)«иначе, как волк, не смотрит» ; надзиратели «зарьялись, кинулись, как звери», «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись», «вот собаки, опять считать!»
Зэки же - беззащитное стадо. Их пересчитывают по головам: «<...> хоть сзади, хоть спереди смотри: пять голов, пять спин, десять ног»; «- Стой! - шумит вахтер. - Как баранов стадо. Разберись по пять!»; о Гопчике говорят - «теленок ласковый», «тонюсенький у него голосочек, как у козленка»; кавторанг Буйновский «припер носилки, как мерин добрый» .
Эта оппозиция волков и овец легко накладывается в нашем сознании на привычное басенно-аллегорическое противопоставление силы и беззащитности («Волк и ягненок») или, как у Островского, расчетливой хитрости и простодушия, но здесь важнее другой, более древний и более общий смысловой пласт - связанная с образом овцы символика жертвы. Символ жертвы, соединяющий в себе противоположные смыслы смерти и жизни, гибели и спасения оказывается необычайно важным именно для лагерной темы, общий сюжет которой - жизнь в царстве нежизни и возможность (Солженицын) либо невозможность (Шаламов) для человека в этой нежизни спастись. Особенно существенно, что эта оппозиция не механическая, она связана со свободой человеческого выбора: принять ли для себя «закон волков» , зависит от человека, и тот, кто принимает его, обретает свойства прислуживающих волчьему племени собак или шакалов (Дэр, «десятник из зэков, сволочь хорошая, своего брата зэка хуже собак гоняет» , заключенный, заведующий столовой, вместе с надзирателем расшвыривающий людей, определяется единым с надзирателем словом: «Без надзирателей управляются, полканы»).
Зэки превращаются в волков и собак не только когда подчиняют ся лагерному закону выживания сильных: «Кто кого сможет, тот того и гложет», не только когда, предавая своих, прислуживаются к лагерному начальству, но и когда отказываются от своей личности, становясь толпой, - это самый трудный для человека случай, и никто не гарантирован здесь от превращения. В разъяренную толпу, готовую убить виновного - заснувшего молдаванина, проспавшего проверку, - превращаются ждущие на морозе пересчета зэки: «Сейчас он (Шухов) зяб со всеми, и лютел со всеми, и еще бы, кажется, полчаса подержи их этот молдован, да отдал бы его конвой толпе - разодрали б, как волки теленка!» (для молдаванина - жертвы - остается прежнее имя «теленок» ). Вопль, которым толпа встречает молдаванина - волчий вой: «А-а-а! - завопили зэки! У-у-у!» .
Другая система отношений - между заключенными. С одной стороны, это иерархия, и лагерная терминология - «придурки», «шестерки», «доходяги» - ясно определяет место каждого разряда. «Снаружи бригада вся в одних черных бушлатах и в номерах одинаковых, а внутри шибко неравно - ступеньками идет. Буйнов- ского не посадишь с миской сидеть, а и Шухов не всякую работу возьмет, есть пониже» .
Другой случай - выделение стукачей, которые противопоставлены всем лагерникам как не совсем люди, как некие отдельные органы-функции, без которых не может обойтись начальство. Потому и убийства стукачей, о которых несколько раз упоминается, не вызывают нравственного протеста.
И, наконец, третий и, возможно, наиболее трагически-важный для Солженицына случай внутренней оппозиции - противопоставление народа и интеллигенции. Эта проблема, кардинальная для всего девятнадцатого века - от Грибоедова до Чехова, отнюдь не снимается в веке двадцатом, но мало кто ставил ее с такой остротой, как Солженицын. Его угол зрения - вина той части интеллигенции, которой народ не виден. Говоря о страшном потоке арестов крестьян в 1929-1930 гг., который почти не заметила либеральная советская интеллигенция шестидесятых, сосредоточившаяся на сталинском терроре 1934-1937 гг. - на уничтожении своих, он как приговор произносит: «А между тем не было у Сталина (и у нас с вами) преступления тяжелей» . В «Одном дне...» Шухов видит интеллигентов («москвичей») как чужой народ: «И лопочут быстро- быстро, кто больше слов скажет. И когда так лопочут, так редко русские слова попадаются, слушать их - все равно как латышей или румын» . Резкость оппозиции особенно чувствуется потому, что традиционное национальное отчуждение у Солженицына практически снято: общность судьбы ведет к человеческой близости, и Ивану Денисовичу понятны и латыш Кильдигс, и эстонцы, и западный украинец Павло. Человеческое братство создается не вопреки, а скорее благодаря национальной отмеченности, которая дает полноту и яркость большой жизни.
«Образованный разговор» - спор об Эйзенштейне между Цезарем и стариком каторжанином Х-123 (его слышит Шухов, принесший Цезарю кашу) - моделирует двойную оппозицию: во-первых, внутри интеллигенции: эстет-формалист Цезарь, формула которого «искусство - это не что, а как» , противопоставлен стороннику этического осмысления искусства Х-123, для которого «к чертовой матери ваше «как», если оно добрых чувств во мне не пробудит!», а «Иван Грозный» есть «гнуснейшая политическая идея - оправдание единоличной тирании», и, во-вторых, оппозиция интеллигенции - народа, и в ней Цезарь и Х-123 равно противопоставлены Ивану Денисовичу. На малом пространстве эпизода - всего страница книжного текста - автор трижды показывает - Цезарь не замечает Ивана Денисовича: «Цезарь трубку курит, у стола своего развалясь. К Шухову он спиной, не видит. <...> Цезарь оборотился, руку протянул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху <...>. <...> Цезарь совсем об нем не помнил, что он тут, за спиной» . Но и «добрые чувства» старого каторжанина направлены только на своих - на память «трех поколений русской интеллигенции», и Иван Денисович ему незаметен.
Это непростительная слепота. Иван Денисович в рассказе Солженицына не просто главный герой - он обладает высшей авторитетностью повествователя, хотя по скромности своей вовсе не претендует на эту роль. Солженицын использует прием несобственно- прямой речи, которая позволяет нам видеть изображаемый мир глазами Шухова и понимать этот мир через его сознание. И потому центральная проблема рассказа, совпадающая с проблематикой всей новой (с начала XIX века) русской литературы, - обретение свободы - приходит к нам через проблему, которая осознается Иваном Денисовичем как главная для его жизни в лагере, - выживание.
Простейшая формула выживания: «свое» время + еда. Это мир, где «двести грамм жизнью правят», где черпак щей после работы занимает высшее место в иерархии ценностей («Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прошлой и всей будущей жизни») , где об ужине говорится: «Вот он миг короткий, для которого и живет зэк!» Пайку герой прячет около сердца. Время измеряется едой: «Самое сытное время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел секут» . Отношение к еде как к сверхценной идее, способность целиком сосредоточиться на ней определяют возможность выживания.«Кашу ест ртом бесчувственным, она ему не впрок» , - говорится о старом интеллигенте-каторжанине. Шухов именно чувствует каждую ложку, каждый проглоченный кусок. Рассказ полон сведений о том, что такое магара, чем ценен овёс, как спрятать пайку, как корочкой выедать кашу и пр.
Жизнь - высшая ценность, человеческий долг - спасение себя, и потому перестает действовать традиционная система запретов и ограничений: сворованные Шуховым миски каши - не преступление, а заслуга, зэковская лихость, Гопчик свои посылки по ночам в одиночку ест - и здесь это норма, «правильный будет лагерник» .
Поразительно другое: нравственные границы хоть изменяются, но продолжают существовать, и более того - служат гарантией человеческого спасения. Критерий прост: нельзя изменять - ни другим (как стукачи, сберегающие себя «на чужой крови»), ни себе. Неизживаемость нравственных привычек, будь то неспособность Шухова «шакалить» или давать взятки или «выканье» и обращение «по отечеству», от которого не могут отучить западных украинцев, - оказывается не внешней, легко смываемой условиями существования, а внутренней, природной устойчивостью человека. Эта устойчивость определяет меру человеческого достоинства как внутренней свободы в ситуации максимального внешнего отсутствия ее. И чуть ли не единственным средством, помогающим осуществить эту свободу и - следовательно - позволяющим человеку выжить, оказывается работа, труд. <...> Так устроен (курсив мой - Т.В.) Шухов по-дурацкому, и никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули». Работа определяет людей: Буйновский, Фетюков, баптист Алешка оцениваются по тому, какие они в общем труде. Работа спасает от болезни: «Теперь, когда Шухову дали работу, вроде и ломать перестало» . Работа превращает «казенное» время в «свое»: «Что, гадство, день рабочий такой короткий?» Работа разрушает иерархию:«<...> сейчас работой своей он с бригадиром сравнялся» . И главное, она уничтожает страх: «<...> Шухов, хоть там его сейчас конвой псами трави, отбежал по площадке назад, глянул» .
В «Одном дне Ивана Денисовича» свобода измеряется не высотой человеческого подвига, а простотой ежедневной рутины, но с тем большей убедительностью она осмысливается как главная жизненная необходимость.
Так в рассказе об одном дне жизни советского лагерника совершенно естественно смыкаются две большие темы русской классической литературы - искание свободы и святость народного труда.
Проверь ответ Каким термином современное литературоведение называет ряд произведений х годов, рассказывающих о проблемах русской деревни, о сельских жителях? «Деревенская проза»
Проверь ответ Как называется композиционный компонент, описывающий поселок: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых…»? Пейзаж
Проверь ответ Как в литературоведении называют художественный прием, неоднократно применяемый Солженицыным в данном фрагменте рассказа для противопоставления образа родины, возникавшего в его мечтах, той России, которую писатель увидел в реальности? Антитеза
А вы откуда? -просветлел я. И я узнал, что не всё вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги - бугор, а за бугром - деревня, и деревня эта - Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-"цыганка" и кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подале, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию.
С 2. Какова, по-вашему, основная идея рассказа Солженицына "Матренин двор" и какие произведения русской литературы имеют сходную тематику?
С 5.3. В чем, по-вашему, суть взаимоотношений человека и власти? (по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор").
С 5.3. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".)
С 5.3. Каким видится "маленький человек" русским писателям ХХ века (по произведениям А. Солженицына "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" и др.)?