Логопедические занятия на букву ж. Звук и буква Ж.(подготовительная группа). Логопедические упражнения на букву ш

Ивушкина Екатерина
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук [Ж] и буква Ж»

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж]

коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание.

Научить правильно произносить звук [Ж] .

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове .

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов .

коррекционно –развивающие :

Автоматизировать звук Ж в слогах , словах, предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, внимание;

Уточнять и расширять словарь;

коррекционно –воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтороль за речью;

Способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

Снять усталость и напряжение.

1. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Сегодня мы познакомимся с новым звуком , а каким вы мне его сейчас назовете сами. Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком

Для того, чтобы правильно произносить звук , надо сделать гимнастику язычка.

3. Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

4. Давайте дадим характеристику звуку [ж] . Произнесите звук [ж] .

Дети : Ж-ж-ж.

Логопед : Звук [ж] можно пропеть ?

Дети : Звук [ж] нельзя пропеть . Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж] . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко работает.

Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой ?

Дети : Звук [ж] звонкий .

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый .

Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] , слог со звуком [ж] , слово со звуком [ж] .

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, са, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, санки, ЖИВОТ, ЗОНТ, замок, ЖИРАФ

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

5. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи .

Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

6. Пальчиковая гимнастика «Паук»

7. Загадка.

Тёплым днём, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я – майский….

8. Логопед : С какого звука начинается слово жук?

Дети : Слово жук начинается со звука [ж] . Звуко-буквенный анализ слова .

9. Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием : дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах ).

Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг,отдохнем :

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел : «ж-ж-ж» .

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Жужжа,закружился :

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе :

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

10. Логопед : А теперь мы познакомимся еще с буквой Ж .

Буква эта – прям как жук :

Только испугалась вдруг.

От испуга вся дрожит,

И как жук, она жужжит!

11. Давайте посмотрим мультик про эту букву .

Чем отличается буква от звука .Дети : Буквы мы видим , читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

12. Закончить слова слогом ЖИ . Какие слова получились?

Эта., гара., чи., черте., лу…. но., лы. ;

13. Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово» . Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж] .

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня) .

Задание 15.Выучить чистоговорки :

Жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо» .

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил .

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [С] и буква «С» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПМК Тема: «Звук и буква С» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «С».

Конспект индивидуального логопедического занятия ПМК «Звук [Л] и буква Л» Тема: «Звук и буква Л» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Л» - упражнять в дифференциации звуков по.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [Р] и буква Р» Тема: «Звук и буква Р» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Р» - учить выделять звук «Р» на фоне звукоряда,.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [Ш] и буква Ш» Тема: «Звук и буква Ш» Коррекционно-развивающие задачи: - учить правильно произносить звук «Ш» - упражнять в выделении звука «Ш» из звукоряда,.

Логопедическое занятие в старшей группе. Звуки З-Ж

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды - команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая - КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З - упирается в нижние зубы. Далее - по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: "Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?"

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
- Жаба, жук, зуб, жадина.
- Заяц, зоопарк, журнал, забор.
- Замок, зонтик, загадка, журавль.
- Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра "Скажи наоборот"
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за - ......
Зу-зу-зу - ......
Зы-зы-зы - ...... и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи - ......
Жо-жо-жо - ......
Жэ-жэ-жэ - ...... и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра "Четвертый лишний"
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
- Коза, зуб, жук, береза.
- Журнал, пожар, жираф, зонт.
- Замок, желудь, крыжовник, пижама.
- Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с "лишним" словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
- В, живет, Африке, жираф.
- Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за - у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу - я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч

Разработала

учитель-логопед

ГБОУ д/с комбинированного вида № 000

ЗОУО ДО г. Москвы

Тема: «Звук и буква Ж»

1. Автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях.

2. Закрепить фонемный анализ.

3. Познакомить с буквой.

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал для фонемного анализа, буква, карточки с заштрихованными буквами Ж, счетные палочки, кассы.

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто назовет мне слово с одним слогом, двумя, тремя слогами.

II Основная часть.

1. Сообщение темы

Логопед: Внимательно послушайте рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

На доску вывешивается картинка семейства ежей.

Логопед. Какой звук повторялся? Правильно, Ж.

Логопед. Вы уже наверное догадались, что сегодня на занятии будем знакомиться со звуком и буквой Ж.

2. Артикуляция звука.

Логопед. Вспомним как правильно произносится звук Ж. Давайте произнесем звук Ж вместе.

Логопед. Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

3. Характеристика звука Ж

Логопед. Дадим характеристику звука Ж.

Согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Как вы определили что он согласный, звонкий?

Запомните: звук Ж всегда твердый!

4. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Логопед. Сыграем в игру «Договори словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

5. . Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, - ок и увеличительными –ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.

У человека

У великана

медвежонок

медвежище

сапожище

6. Физ. минутка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Знакомство с буквой.

Логопед. Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Логопед. Звук Ж обозначается буквой Ж. Демонстрация буквы.

8. Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

9. Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ж.

10. Работа с кссами букв. Выкладывание слогов (жа, жи), слов (жук)

III Итог занятия.

Логопед. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Вспомним, чем мы сегодня занимались? С каким звуком познакомились? Дайте характеристику этого звука. Какой буквой обозначается этот звук?

Коробцова Елена
«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,

цифры 1,2,5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).

2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.

Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Какой это звук?

4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.

Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши).

Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.).

Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)

6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).

7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Выкладывание буквы из семян и спичек;

Работа в кассах (домик для буквы Ж);

Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.

8. Итог занятия. Сюрпризный момент.

В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».

АНАСТАСИЯ ЛЕШУКОВА
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы

Лексическая тема : «Насекомые»

Образовательная область : Познавательно речевое развитие.

Тип : Совместная деятельность педагога с детьми.

Форма организации : Групповая .

Цель : познакомить детей со звуком и буквой Ж .

Образовательная область – коммуникация.

Программное содержание :

Коррекционно –образовательные задачи :

Научить характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный твердый, глухой звук » ).

Нучить детей узнавать и прописывать букву Ж .

Коррекционно –развивающие задачи :

- закреплять понятия : гласный звук , согласный звук ;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику детей ;

Развивать у детей фонематическое восприятие;

Развивать зрительное восприятие;

Закреплять понятие о месте звука в слове ;

Упражнять детей в выделении звука [ж] в начале , в середине слова;

Коррекционно –воспитательная задача :

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.

Предварительная работа :

Упражнения на определение наличия звука в слове ;

Упражнения на подбор слов на заданный звук ;

Разучивание потешки «Жук» ;

Оборудование :

Демонстрационный материал.

Картинка жук-Жужжа; магниты синего и красного цветов; мультфильм.

Раздаточный материал.

Зеркала; звуковой домик ; картонные жучки; листочки с заданиями; картинки.

Орг. момент Здравствуйте! Присаживайтесь! Ребята сегодня к нам в гости прилетел жук Жужжа, как вы думайте, какой его любимый звук ?

Вот и мы сегодня будем изучать звук [ж] ;

Кто расскажет Жужже про этот звук ?

Характеристика звука [ж]- согласный , т. к. есть преграда зубы, язычок

Звонкий, т. к. горлышко вибрирует

Твердый, обозначается синим цветом.

Артикуляционная гимнастика А сейчас, мы покажем Жужже, какие упражнения мы умеем выполнять для звука [ж] : заборчик, бублик, лопаточка, чашечка, облизываем вкусное варенье, фокус, лошадка, грибок, гармошка.

Фонематический слух А теперь поймаем звук [ж] ,приготовили ладошки :

[ш, б, п, ж, н, к, ш, з, м, ж, с, ж]

[за, ма, жа, ка, жу, ши, му, жа ]

Ребята посмотрите на доску, перед вами картинки, назовите те картинки в названиях которых нет звука [ж] (пчела, бабочка, гусеница, кузнечик)

Молодцы!А оставшиеся картинки нужно расселить в домик :

1 подъезд – картинки со звуком [ж] в начале слова

2 подъезд- картинки со звуком [ж] в середине слова

Динамическая пауза Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Знакомство с буквой Сейчас мы с вами отправимся в гости к тетушке сове и познакомимся с буквой Ж :

Мультфильм с тетушкой совой.

Тренировка памяти Запомнили слова со звуком [ж] ?

А Букву Ж запомнили ?

На что она похожа?

Из скольких элементов состоит?

Гимнастика для глаз Надеваем на указательный пальчик жучка (спинка прямая, голова не двигается, следим за ним только глазками) :

Прописываем букву Ж ; отводим пальчик в право, вверх, в лево, в право, в низ, в право.

Работа на листочках Возьмите листочки и переверните их, что там нарисовано?

Нарисуйте дорожки с буквой Ж , найдите букву Ж в словах и обведите в кружок, зарисуйте квадратик, где стоит звук [ж] в начале слова , середине или конце.

Итог Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятии ? Что понравилось больше всего? Запомнили буквы Ж ? Наш Жужжа похож на букву Ж ? Он дарит вам свои раскраски, что бы вы не забывали его и букву Ж .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «Звук и Буква К» Цель занятия: закрепить навык произношения звука «К». Познакомить с буквой К. Учить выкладывать схемы слогов. Задачи: Образовательные: Научить.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова - учитель – логопед первой квалификационной.