Первичная специализация по детской неврологии. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. Продолжительность обучения нефрологов

ВАЖНО! Курсы профессиональной переподготовки по программе «Неврология» доступны только для специалистов с высшим медицинским образованием. Специалисты с иным образованием не имеют права проходить профессиональную переподготовку по этому направлению. Подробнее об условиях зачисления на курсы дополнительного образования читайте ниже.


Обучение неврологии – трудоемкий процесс, требующий усвоения огромного количества симптомов болезней, методик лечения, способов диагностики и других нюансов. Обучение на невролога требует от студента усидчивости, ответственности и умения оперировать большими объемами информации. Дивидендами от пройденного обучения является востребованность и высокие заработные платы такого специалиста.

Переподготовка на невролога подразумевает изучение ряда дисциплин в совершенно разных направлениях медицины, так как болезни, связанные с нервами могут маскироваться под другую симптоматику, в латентной форме разрушая человеческий организм. Очень многие терапевты выписывают направление своим пациентам к неврологу, зная этот факт. А уж в детском отделении профессиональная переподготовка по неврологии является неоспоримым плюсом врачу. Обучение детской неврологии помогает педиатрам в постановке диагнозов и лечении серьезных врожденных заболеваний и родовых травм.

Переподготовка невролога: что должен знать и уметь специалист

Обучение на врача-невролога доступно не всем специалистам, имеющим отношение к медицине. Базой должно служить высшее медицинское образование по направлениям «Лечебное дело» или «Педиатрия». При этом необходима практика в ординатуре и интернатуре. Переподготовка невролога включает обучение специалиста следующему набору навыков и знаний:

  • проведение осмотров, анализ реакций на определенные раздражители, сбор первичных данных на основании проведенных процедур;
  • анализ реакции организма пациента, состояния двигательной системы и чувствительности;
  • решение о назначении дополнительных исследований, в том числе и с применением высокотехнологичного медицинского оборудования;
  • определение заболевания и постановка диагноза;
  • анализ состояния пациента, учет его индивидуальных особенностей и разработка особенного способа лечения.

Первичная переподготовка по детской неврологии не является достаточной для ведения полноценной практики. Врачи такого рода должны регулярно проходить повышение квалификации, быть в курсе всех новшеств в области медицины и в особенности конкретного ее направления, по которому работают. Первичная подготовка по неврологии позволяет работать по данной специальности, но под началом более опытных коллег. Минимум, который должен знать невролог, прошедший курсы профессиональной переподготовки по неврологии , изложен в следующем списке:

  • наиболее часто встречающиеся патологии и их симптоматика;
  • способы лечения заболеваний нервной системы, клинические данные, происхождение, развитие, риски и последствия;
  • виды первой помощи и неотложная медицинская помощь при нервных заболеваниях;
  • способы обследования пациентов при неврологических заболеваниях, методы сбора информации для анамнеза.

Дистанционное обучение «Неврология»: особенности обучения

Дистанционное обучение неврологии – новшество в области получения образовательных услуг, ставшее доступным для больших масс людей не так давно. Дистанционные курсы по неврологии ни в чем не уступают другим формам получения знаний. На данный момент времени открыто достаточно много школ и академий, осуществляющих преподавательскую деятельность через сеть интернет. Дистанционное обучение по детской неврологии , как и многие другие медицинские специальности, долго оставались недоступными для такого формата. На данный момент этот вопрос решен, и дипломы таких специалистов принимают во всех клиниках и больницах. Профессиональная подготовка по детской неврологии в удаленном режиме имеет ряд бесспорных преимуществ:

  • стоимость обучения профессиональной переподготовки по неврологии гораздо ниже;
  • студент может сам выбирать время занятий;
  • опытные преподаватели всегда подскажут и помогут;
  • не нужно никуда ездить для того, чтобы продолжать учебный процесс;
  • значительно экономиться время и деньги;
  • всегда есть время на себя, семью, друзей;
  • нет необходимости брать академический отпуск.

При рассмотрении всех положительных моментов, стоит сделать выбор в пользу новых технологий и возможностей.

Выдаваемый документ:

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) приглашает пройти курсы профессиональной переподготовки по специальности «Неврология» . Невролог – одна из наиболее востребованных и сложных медицинских профессий. Врач, получивший эту специальность, занимается лечением и профилактикой нервных болезней.


Профессионал в сфере неврологии обязан обладать очень обширными знаниями о нервной системе человека, включая центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (к ней относятся все остальные нервы). Не секрет, что работа нервной системы, особенно головного мозга, до сих пор представляет собой много загадок. Именно поэтому в наиболее развитых странах мира неврология находится в авангарде научных исследований. Таким образом, в глобальном плане специализация в области неврологии – это реальная возможность сделать научную карьеру. Спрос на дальнейшее изучение нервной системы человека будет только расти, ведь новейшие открытия неврологов сделали возможным излечение больных, ранее считавшихся безнадёжными.

Разумеется, помимо чисто научной работы крайне востребованы услуги неврологов как практикующих специалистов. Направление в кабинет невролога получают люди с самыми разными заболеваниями, поскольку нервная система тесно связана с функционированием абсолютно всех органов. Это делает задачу диагностики заболеваний весьма сложной даже с учётом всех современных методов исследования, однако тем больше возрастает ценность врачей – истинных профессионалов своего дела. Многие болезни нервной системы трудно выявить на начальной стадии, а на более поздних стадиях они могут привести к непоправимым сбоям в работе организма. Неврологи относятся к тем врачам, которые действительно спасают человеческие жизни и помогают уберечься от необратимых негативных изменений в состоянии здоровья.

Цели курса профессиональной переподготовки специальности «Неврология»

Программа курса профессионального переподготовки по специальности «Неврология» включает следующие разделы:

    Наиболее распространённые неврологические патологии.

    Симптомы неврологических патологий.

    Неотложная помощь.

    Диагностика методом инструментальных и лабораторных обследований.

    Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания нервной системы человека.

    Сосудистые заболевания.

    Наследственные заболевания.

    Травмы нервной системы.

    Принципы и методы лечения неврологических больных.

    Организация неврологической службы в России.

    Этика и деонтология в неврологии.

Обучение проходит дистанционно. Слушатели курсов получают круглосуточный доступ к обширной базе учебных материалов. Занятия проводят высококвалифицированные специалисты. Предполагается обратная связь онлайн. Регион слушателя курсов не имеет значения, главное – доступ к интернету.

Результаты

    Переобучение по востребованной специальности.

    Актуальные знания в области неврологии.

    По окончании курсов слушатели получают диплом установленного образца.

Требования к слушателям курсов для врачей и перспективы специальности

Врачи-неврологи требуются в поликлиниках, в неврологических отделениях больничных стационаров, в частных медицинских центрах, в научных учреждениях. Врач-невролог может дополнительно получить более узкую специализацию. Это положительно скажется на размере заработной платы, а также предотвратит усталость от монотонности работы. Например, если врач осуществляет консультативный приём больных с работой руками (), то ему едва ли грозит профессиональное выгорание. Со временем врач-невролог может стать заведующим отделением, руководителем собственного медцентра или получить приглашение в крупную научную отечественную или зарубежную лабораторию.

Стать слушателем курсов профессиональной переподготовки по специальности «Неврология» и получить дополнительное образование в этой сфере в МАСПК можно при наличии диплома об окончании медицинского вуза.

Продолжительность обучения нефрологов

*Дополнительную информацию о программах уточняйте у менеджера

Продолжительность обучения на курсах для врачей варьируется от 280 до 506 учебных часов.

С 04 по 05 июля 2020 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проходить курс повышения квалификации по теме: «Ультразвуковая навигация и электромиографический контроль при лечении цервикальной дистонии ботулиническим токсином типа А» .

13-14 июня 2020г. «Применение ботулинического токсина типа А при лечении дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (бруксизма)» . Обучение проводит ведущий невролог Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Александра Вейна, доцент кафедры нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.м.н. Латышева Нина Владимировна .

Специфика курса: курс ориентирован как на практикующих БТА врачей, так и начинающих.

Место проведения : Медицинский центр «Практическая неврология», 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д.17, корп.2, схема проезда

С 06 по 07 июля 2019 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться курс повышения квалификации по теме: «Применение ботулинического токсина типа А при лечении лицевых гиперкинезов и блефароспазмов» .

С 20 по 21 июля 2019 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться курс повышения квалификации по теме: «Применение ботулинического токсина типа А при лечении локального гипергидроза» .

С 13 по 14 июля 2019 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться курс повышения квалификации по теме: «Полинейропатии. Комплексная диагностика наследственных болезней нервной и мышечной системы» .

Обучение проводит Курбатов Сергей Александрович

Специфика курса: курс направлен на получение наследственных полинейропатий на основе современного международного опыта.

С 16 по 17 ноября 2019 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться курс повышения квалификации по теме: «Миотонии. Комплексная диагностика наследственных болезней нервной и мышечной системы» .

Обучение проводит Курбатов Сергей Александрович , кандидат медицинских наук, невролог, нейрогенетик, врач функциональной диагностики АУЗ ВО "Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр", член РОО "Общество специалистов по нервно-мышечным болезням"

Специфика курса: курс направлен на получение навыков дифференциальной диагностики наследственных миотоний на основе современного международного опыта.

С 27 по 28 июля 2019 г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться курс повышения квалификации по теме: «Дистонические гиперкинезы в практике врача невролога. Применение ботулинического токсина типа А при лечении дистонических гиперкинезов» .

С 02 по 03 февраля 2019 г. «Миопатии. Комплексная диагностика наследственных болезней нервной и мышечной системы.» .

С 08 по 09 декабря 2018г. на базе НОЧУДПО «Учебный центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» будет проводиться авторский экспресс-курс повышения квалификации по теме: «Особенности медицинской коммуникации на английском языке. Пациент на приеме у врача» .

Обучение проводит Зубарев Кирилл Вадимович, профессиональный лингво-коуч (английский, испанский языки), имеет преподавательский стаж в ведущих вузах г. Москвы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Российский институт театрального искусства (ГИТИС), АНО ВО «Московский гуманитарный университет», НИУ «Высшая школа экономики», АНО ВО «Институт современного искусства». Автор программ по изучению испанского и английского языка в крупнейших компаниях: Новартис, Сибнефть, PSI, Альфа банк, Winery Hall, Café Cavita и др.

«Алгоритмы электронейромиографического обследования пациентов с подозрением на нервно-мышечные болезни» .

Обучение проводит председатель РОО "Общество специалистов по нервно-мышечным болезням", генеральный директор Медицинского центра "Практическая неврология", ведущий невролог, врач функциональной диагностики профессор, д.м.н. Никитин Сергей Сергеевич . Ассистирует Муртазина А.Ф. (невролог, врач функциональной диагностики).

Специфика курса: курс рассчитан на медицинских специалистов, владеющих методом электромиографии и практикующих его не менее 1 года. Направлен на получение навыков построения алгоритма исследования при разных уровнях поражения периферического нервно-мышечного аппарата, интерпретации полученных данных и оформления заключения исследования.

Институт восточной медицины РУДН

Описание учебной программы кафедры алгологии и реабилитации

СТОИМОСТЬ: 55 000 руб.

ОБЪЕМ: 540 ак. часов.

ОПИСАНИЕ КУРСА

Даты проведения: по мере комплектования групп

Число слушателей в группе: 1-5

Место проведения: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.6 (Институт восточной медицины)

Квалификационные требования к слушателям: наличие высшего медицинского образования по специальности «лечебное дело» или специальности «педиатрия»

Наличие подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности: Неврология

Стоимость: 55 000 рублей.

Продолжительность обучения: 540 академических часов.

Форма обучения: Очная

Документ, получаемый слушателями по итогам реализации программы:

Диплом о профессиональной переподготовке, сертификат специалиста

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Пройдя курс, слушатели овладевают следующими знаниями и навыками:

1. Топическая диагностика заболеваний нервной системы и клиническая оценка неврологического статуса.

2. Причины, механизмы развития и проявления, патологических процессов, лежащих в основе заболеваний нервной системы; Этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления, исходы наиболее важных сосудистых, дегенеративных, демиелинизирующих, инфекционных, наследственных, онкологических и других болезней нервной системы;

3. Квалификационные требования к врачу неврологу, его права и обязанности, принципы организации работы в государственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях и страховых компаниях;

4. Основы клинической фармакологии, фармакокинетики и принципы фармакотерапии наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний; Принципы диетотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и физиотерапии при лечении распространённых неврологических заболеваний;

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, профессор

Зыков Валерий Петрович


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент

Чучин Михаил Юрьевич

125373, г. Москва, ул. Геpоев Панфиловцев, 28, Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой

[email protected]

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
ЗЫКОВ Валерий Петрович доктор медицинских наук профессор профессор
Сопредседатель детской секции и членом Президиума Общества неврологов России, членом редколлегии журналов «Неврология и психиатрия им С.С.Корсакова», «Жизнь с детским церебральным параличом», «Эпилепсия и пароксизмальные состояния», членом Международной Ассоциации детских неврологов, ученым секретарем Ученого Совета РМАПО " Педиатрия и хирургия", членом Ученого Совета РМАПО " Внутренние болезни, нервные болезни, инфекционные болезни", членом Ученого Совета РНИМУ им. Н.Н.Пирогова" Нервные болезни, математическая биология”.

Под редакцией профессора В.П. Зыкова в соавторстве с сотрудниками кафедры опубликованы руководства для врачей: «Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей» (2006), «Диагностика и лечение наследственных заболеваний нервной системы у детей» (2008), «Лечение заболеваний нервной системы у детей» (2000, 2004, 2009), «Диагностика и лечение заболеваний нервной системы у детей» (2013), монография «Тики у детей» (2002), учебные пособия: «Методы исследования в детской неврологии» (2002), «Детская неврология в вопросах и ответах» (2003), «Контрольные задания по неврологии детского возраста» (2005), «Диагностика и лечение инсульта у детей» (2006, 2008), «Ишемический инсульт у детей» (2011), «Нарушения сна у детей» (2011).

Сфера научных интересов - тики у детей, двигательные расстройства, инсульты, эпилепсия раннего возраста, концепции нейрореабилитации.
Врач высшей категории, проводит консультативную и лечебную работу в Тушинской детской больнице.

МИЛОВАНОВА Ольга Андреевна доктор медицинских наук доцент профессор
Направление клинической деятельности – врожденные пороки развития головного мозга, эпилепсия и эпилептические синдромы у детей и взрослых, болезни нервной системы перинатального периода, детские церебральные параличи, тики, психосоматические расстройства.

Автор/соавтор более 120 научных работ, двух монографий: "Абсансная эпилепсия у детей и подростков: клиника, диагностика, лечение", "Эпилепсия и эпилептические синдромы младенчества, детства и подросткового возраста (клиника, диагностика, лечение, дифференциация с неэпилептическими пароксизмами)", соавтор двух клинических руководств.

ЧУЧИН Михаил Юрьевич кандидат медицинских наук доцент доцент
Заведующий учебной частью, ответственный за документацию по научной работе кафедры. Автор более 70 печатных работ, соавтор 1 моногорафии, 5 клинических руководств, 5 учебных пособий. Врач высшей категории. Научные направления: инсульт, эпилепсия.
КОМАРОВА Ирина Борисовна
кандидат медицинских наук доцент доцент
Автор/соавтор более 100 научных и учебно-методических публикаций, в том числе в руководствах для врачей «Диагностика и лечение наследственных заболеваний нервной системы у детей» (2008 г.), «Лечение заболеваний нервной системы у детей» (2009 г., 2013 г.), в учебных пособиях для врачей по ишемическому инсульту в детском возрасте (2006, 2009, 2011 г.), в учебном пособии «Нарушения сна у детей» (2011 г.).

Предметом углубленной научной деятельности Комаровой И.Б. является проблема ишемического инсульта у детей. Сфера научных интересов Комаровой И.Б. включает также проблемы детского церебрального паралича, головных болей, врожденных нарушений аминокислотного обмена у детей, нарушений сна и вегетативных расстройств в детском возрасте.

Проводит амбулаторный прием в поликлиническом отделении ТДБ, курирует больных в отделении психоневрологии с клиническими ординаторами, консультирует в отделениях ТДБ.

АЙВАЗЯН Сергей Оганесович кандидат медицинских наук доцент доцент
Основное место работы: НПЦ медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, отдел эпилептологии. Автор 90 печатных работ, соавтор 2 клинических руководств.
ЧЕБАНЕНКО Наталья Владимировна кандидат медицинских наук
доцент
НОВИКОВА Елена Борисовна кандидат медицинских наук
доцент
НОСКО Анастасия Сергеевна кандидат медицинских наук
доцент

Кафедра неврологии детского возраста Российской Медицинской Академии последипломного образования организована в 1965 году.

До 1974 года кафедру возглавляла профессор Мария Борисовна Цукер – автор первых в России монографий по детской неврологии: «Детская неврология» (1947), «Введение в невропатологию детского возраста» (1970), «Клиническая невропатология детского возраста» (1972), "Менингиты и энцефалиты у детей" (1975).

С 1974 г. по 1999 г. заведующим кафедрой был профессор Евгений Сергеевич Бондаренко соавтор руководств "Неврология детского возраста” (1988-1992), «Острые нейроинфекции у детей» (1986). С 1999 года по настоящее время кафедрой заведует профессор Валерий Петрович Зыков.

Основные темы лекций и семинарских занятий кафедры.
1. Перинатальная неврология.

  • Гипоксически-ишемическая энцефалопатия, острый период.
  • Гипоксически-ишемическая энцефалопатия, восстановительный период..
  • Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции у детей младенческого возраста.
  • Врожденные инфекции нервной системы.
  • Пороки развития нервной системы.
  • Детский церебральный паралич
  • Вакцинопрофилактика. Неврологические осложнения.
  • Гидроцефалия
  • Исследования неврологического статуса ребенка 1 года жизни.
  • Врожденные метаболические заболевания с поражением ЦНС
2. Эпилептология.
  • Эпилепсия. Этиология. Патогенез. Классификация.
  • Генерализованные формы эпилепсий. Этиология, патогенез, клиника, лечение.
  • Очаговые формы эпилепсий. Этиология, патогенез, клиника, лечение.
  • Эпистатус.
  • Фебрильные судороги.
  • Доброкачественные эпилепсии.
  • Побочные действия антиконвульсантов.
  • Пароксизмальные состояния, имитирующие эпилепсию.
  • Электроэнцефалография.
3. Экстрапирамидные нарушения.
  • Тики, синдром Туретта.
  • Подкорковые дегенерации.
4. Черепно-мозговая травма.
5. Отеки головного мозга.
6. Инсульты у детей
7. Мигрень
8. Синкопы.
9. Исследование вегетативной нервной системы.
10. Головокружение.
11. Патология сна.
12. Миастения и миастенические синдромы.
13. Рассеянный склероз.
14. Факоматозы
15. Опухоли головного и спинного мозга.
16. Нервно- мышечные заболевания. ЭлектромиографияГ.
17. Полинейропатии
18. Минимальная мозговая дисфункция.
19. Вертеброгенные синдромы.
20. Мозжечковые атаксии
21. Менингиты
22. Энцефалиты
23. Отравления психотропными препаратами.
24. Методы нейровизуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)
25. Восстановительная терапия. Медикаментозная терапия. Лазеротерапия. Кинезотерапия. Рефлексотерапия. Методы физической реабилитации в детской неврологии.
26. Нарушения речи у детей.
27. Когнитивная неврология (задержка психомоторного развития).
28. Головная боль
29. Энурез.
30. Диспансеризация неврологических больных.
31. Международная классификация болезней – 10.

Клиническая ординатура и аспирантура. Клинические ординаторы обучаются на одном из циклов усовершенствования врачей в качестве слушателей, участвуют в клинических разборах, обходах и клинико-больничных конференциях, принимают участие в тематических занятиях по программе ординатуры, утвержденной МЗ РФ. Ординаторы курируют больных в психоневрологических отделениях ТДБ и ДКБ №9 под руководством сотрудников кафедры, обучаются навыкам амбулаторной работы на консультативных приемах сотрудников кафедры. Ординаторы сдают экзамены после первого и второго года обучения. По окончании ординатуры сертифицируются по специальности «неврология». Ординаторам предоставляется возможность ведения научно-исследовательской работы и публикации результатов собственных исследований, участия в итоговой научно-практической конференции кафедры с представлением результатов научной работы.

Конкурсный прием в ординатуру и аспирантуру осуществляется по результатам собеседования. Возможно внеконкурсное зачисление и обучение на хозрасчетных условиях с предоставлением общежития.

Основные научные направления кафедры – тики и синдром Туретта, ишемический инсульт, эпилепсия, дисгенезии мозга, нейроиммунология, нейрореабилитация, разработка концепции реабилитационного потенциала.

Истоки кафедры – это курс неврологии при кафедре педиатрии ЦИУВ (зав. кафедрой академик Г.Н.Сперанский). Профессор М.Б. Цукер, первая заведующая кафедрой - ученица профессора Россолимо Г.И. В 1911 г. Григорий Иванович Россолимо на свои деньги организовал в Москве первый в Европе Институт детской психологии и неврологии и разработал клинико-диагностические методы обследования детей. М.Б. Цукер принадлежит одно из первых наиболее полных описаний инфекционных неврологических заболеваний у детей. Профессор Бондаренко Е.С., второй руководитель кафедры - ученик академика Л.О.Бадаляна, школой которого впервые в России были заложены основы изучения патогенеза наследственных заболеваний нервной системы и эпилепсии С 1999 года по настоящее время руководитель кафедры профессор В.П.Зыков, ученик академика Гусева Е.И и профессора Бондаренко. В.П. Зыков сопредседатель детской секции и член Президиума Общества неврологов России, член редколлегии Журналов:”Неврология и психиатрия им С.С.Корсакова”, "Жизнь с детским церебральным параличом”, "Эпилепсия и пароксизмальные состояния", член Международной Ассоциации детских неврологов, развивает тему тикозных расстройств и сосудистых заболеваний у детей.

1. Руководства для врачей и учебные пособия

  • Зыков В.П., Науменко Л.Л., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Комарова И.Б. Методы исследования в детской неврологии (учебное пособие) М.: РМАПО – 2002 г., 80 с.
  • Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Науменко Л.Л., Комарова И.Б. Детская неврология в вопросах и ответах (учебное пособие) М.: Изд-во «Паладин» 2003 г., 92 с.
  • Зыков В.П, Ширеторова Д.Ч, Шадрин В.Н, Чучин М.Ю, Милованова О.А., Комарова И.Б., Новикова Е.Б. Контрольные задания по неврологии детского возраста (учебное пособие) М.: Изд-во «Паладин», 2005, 90 с.
  • Зыков В.П., Комарова И.Б., Чучин М.Ю., Степанищев И.Л., Ушакова Л.В., Черкасов В.Г. Диагностика и лечение инсульта у детей (учебное пособие) М.: Изд-во «Оптима», 2008, 61 с.
  • Зыков В.П., Комарова И.Б., Чучин М.Ю., Ушакова Л.В., Степанищев И.Л. Ишемический инсульт у детей (учебное пособие) М.: Изд-во «МАИ-ПРИНТ», 2011, 71 с
  • Зыков В.П., Комарова И.Б., Чучин М.Ю. Нарушения сна у детей (учебное пособие) М.: Изд-во «Аргус ИКС» 2011, 87 с.
  • Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Комарова И.Б., Милованова О.А., Бегашева О.И. Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей (руководство для врачей) М.: Изд-во «Триада-Х», 2006, 256 с.
  • Зыков В.П., Бондаренко Е.С., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Комарова И.Б., Милованова О.А. Диагностика и лечение наследственных заболеваний нервной системы у детей (руководство для врачей) М.: Изд-во «Триада-Х», 2008, 224 с.
  • Зыков В.П., Комарова И.Б., Милованова О.А., Чучин М.Ю., Шадрин В.Н., Айвазян С.О., Степанищев И.Л. и другие. Лечение заболеваний нервной системы у детей (руководство для врачей). М.: Изд-во «Триада-Х», 2009, 416 с.
  • Зыков В.П., Бондаренко Е.С., Чучин М.Ю., Шадрин В.Н., Комарова И.Б., Айвазян С.О., Ширеторова Д.Ч., Фрейдков В.И., Новикова Е.Б., Сафронов Д.Л., Мазанкова Л.Н., Студеникин В.М., Куренков А.Л., Никитин С.С., Бегашева О.И. Диагностика и лечение заболеваний нервной системы у детей . М.: Изд-во «Триада-Х», 2013, 432 с.
2. Видеоархив клинических разборов, проводимых еженедельно по четвергам.
3. Подготовка рефератов по актуальным проблемам детской неврологии слушателями
4. Экзаменационный пакет: видеосемиотика эпилептических приступов, данные КТ, МРТ и НСГ конкретных пациентов, клинические задачи, теоретические вопросы + тестовый контроль.
5. Ежегодная научно-практическая конференция ординаторов и аспирантов кафедры как методика подготовки врачей анализу клинического материала
6. Круглый стол слушателей циклов последипломной подготовки врачей.
7. Семинар «Неврология в Интернете» - краткий обзор ведущих неврологических сайтов в режиме on-lain
8. Публикация обновляющихся лекций в периодической печати. Из последних -в журнале "Жизнь с ДЦП”: Двигательные расстройства у детей раннего возраста” "Нарушения сна у детей” "Транзиторные двигательные расстройства” (2013 год).
9. Видеолекции на 1 медицинском интернетканале: Тики у детей, Двигательные расстройства грудного возраста, Стереотипии, Артериальный ишемический инсульт у детей, Нарушения сна у детей раннего возраста: http://www.1med.tv , свободный доступ.

1. Акимов Г.А. «Дифференциальная диагностика нервных болезней» С-Петербург, «Гиппократ», 1997.
2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. «Психосоматические расстройства у детей» М., 2000.
3. Бадалян Л.О. «Детская неврология», М., «Медицина», 1984.
4. Бащинский С.Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть2. Москва, М. Сфера, 2003г. стр. 161.
5. Благосклонова Н.К. и др. «Детская клиническая ЭЭГ» М., «Медицина», 1999г.
6. Барашнев Ю.А. «Перинатальная неврология». М., 2001.
7. Вельтищев Ю.Е., Темин П.А. «Наследственные заболевания неврной системы» М., «Медицина», 1998.
8. Гусев Е.И., Бойко А.В. «Методы исследования в неврологии и нейрохирургии» Учебное пособие. М., 2001.
9. Гескилл С., Мерлин А. «Детская неврология и нейрохирургия» М., «Антидор», 1996. (перевод с англ.).
10. Гехт Б.М., Ильина Н.А. «Нервно-мышечные болезни», М., «Медицина», 1982.
11. Гузеева В.И., Михайлов И.Б. «Фармакотерапия нервных болезней у взрослых и детей». Руководство для врачей. С-Петербург Фолиант; 2002.
12. Гусев Е.И. и соавт. «Лечение эпилепсии: рациональное дозирование антиконвульсантов», Санкт-Петербург, «Речь», 1999г.
13. Дикс М.Р. и др. «Головокружение», М.: «Медицина», 1987г. (перевод с англ.)
14. Дуус П. «Топический диагноз в неврологии», М., 1997г. (первод с немец.)
15. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. «Нарушения психомоторного развития у детей первого года жизни», М.: «Медицина», 1981г.
16. Зинченко А.П. «Острые нейроинфекции у детей», Ленинград: «Медицина», 1986г.
17. Зыков В.П. «Тикозные гиперкинезы детского возраста» М., 2000г. Учебное пособие.
18. Зыков В.П. «Тики детского возраста», М., МБН, 2002г.
19. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Науменко Л.Л. «Лечение заболеваний нервной системы у детей». РМАПО. Учебное пособие, выпуск 1, М., 2002г.
20. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Бегашева О.И., Комарова И.Б., Степанищев И.Л. «Методы исследования в детской неврологии» Учебное пособие, М., РМАПО, 2004., 112с.
21. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Милованова О.А., Комарова И.Б. « Контрольные задания по неврологии детского возраста» Учебное пособие, М., РМАПО, 2005.
22. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Комарова И.Б., Милованова О.А., Бегашева О.И. « Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей» Учебное пособие, М., «Триада-Х», 2006., 255с.ъ\
23. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Шадрин В.Н., Чучин М.Ю., Комарова И.Б., Милованова О.А. «Диагностика и лечение наследственный заболеваний нервной системы у детей» Руководство для врачей, М., «Триада-Х», 2008., 224с.
24. Диагностика и лечение заболеваний нервной системы у детей. Под ред. В.П.Зыкова. Клиническое руководство для врачей. М., «Триада-Х», 2013, 432 с.
25. Кроль М.Б. Основные Неврологические синдромы», М., «Медицина», 1966г.
26. Лисс А.Д. «Тики», М.: «Медицина», 1989г. (первод с англ.).
27. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология, Москва, «Медицина» Том2. 1991, с.700
28. Милованова О.А. "Абсансная эпилепсия у детей и подростков: клиника, диагностика, лечение" ООО "Медицинская книга", М., 2007. - 112 с.
29. Милованова О.А., Степанищев И.Л., Чучин М.Ю., Немцова М.В., Нестеровский Ю.Е. "Эпилепсия и эпилептические синдромы младенчества, детства и подросткового возраста (клиника, диагностика, лечение, дифференциация с неэпилептическими пароксизмами)" М., 2010. - 175 с.
28. Мухин К.Ю. и др. «Идиопатические формы эпилепсии: «М» «АБ» систематика, диагностика, терапия. Арт-бизнес-центр., 2000г
29. Пеллок Д., Майор Д. «Неотложные состояния в детской неврологии», М., 1989г. (перевод с анг.).
30. Петрухин А.С. с соавт. «Эпилептология детского возраста», М., «Медицина», 2000.
31. Самуэльс М. «Неврология», М., 1997г. (перевод с англ.).
32. Темин П.А. и др. «Диагностика и лечение эпилепсий у детей», «Можайск-Терра», 1997г.
33. Темин П.А., Никанорова М.Ю. «Эпилепсии и судорожные синдромы у детей» Руководство для врачей. М., «Медицина», 1999.
34. Триумфов А.В. «Топическая диагностика заболеваний нервной системы», М.: «Медицина», 1996г.
35. Ходос Х-Б.Г. «Нервные болезни», М., 1999г.
36. Цукер М.Б. «Клиническая неврология детского возраста», М.: «Медицина», 1972г.
37. Цукер М.Б. «Введение в невропатологию детского возраста», М.: «Медицина», 1979г.
38. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. «Неврология детского возраста», 1-3 том, Минск, 1985-1990г.
39. M.J. Drodie., D.Shorvon., S. Johannessen., P. Halasz., A. Reunolds., H.G. Wieser., P. Wolf. Общеевропейские стандарты помощи при эпилепсии. Доклад комиссии Международной лиги борьбы с эпилепсией. Информационный бюллетень Международного Бюро эпилепсии «Международные новости эпилепсии», март-апрель 1998г., №131.
40. Headache Classification committee of the International Headache Society. Classification and diagnostic cliteria for headache disoders, Cranial neurolgias and facial pain. Cephalgia 1988, 8.1-96.
41. J. Roger., M. Bureau., Ch.Dravet. «Les Syndromes Epileptiques de I”Enfant et de I”Adolescent»., John Libbey & Co Ltd., 2005., 544p.
42. Wilkinson M.S. Neurology., 2002г., 248 р.