С т шацкий годы жизни. Воспитательная система С.Т. Шацкого. Научные труды. Издания. Публикации


С.Т. Шацкий

Введение

Все воспитательные системы - продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, - харак­теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов. Безжалостное уничтожение всего созданного в после­революционное десятилетие, в том числе и воспитательных систем, подход к ребенку как «винтику» государственной машины, жесткое функциональное воспитание без учета процесса социального фор­мирования типично для тоталитаризма сталинской «эпохи» 30-х - начала 50-х годов.

Сегодня, когда восстанавливаются демократические ценности и начато строительство правового государства, когда мы отчетливо осознаем близость наших педагогических исканий к теории и практике воспитания 20-х годов, необходимо обратиться к твор­ческим идеям выдающихся советских ученых, создателей ориги­нальных воспитательных систем.

Мы слишком часто начинали все сначала, легко и безответ­ственно отбрасывая созданное предшественниками. Став старше и осознав бесплодность такого подхода, мы стремимся продви­гаться вперед, используя уже наработанное.

В этом плане несомненный интерес представляет воспитатель­ная система, созданная выдающимся русским и советским педа­гогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Его Первая опытная станция по народному образованию, представлявшая научно-производственное и учебно-воспитательное объединение, ус­пешно функционировала в течение четырнадцати лет.

Деятельность С.Т.Шацкого высоко ценили В.И.Ленин, Н.К.Крупская, А.В. Луначарский. Выдающиеся педагоги и обще­ственные деятели оставили восторженные отзывы о работе станции. Она была гордостью советской педагогики 20-х годов.

1. Личность С.Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предва­рительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффек­тивности, утверждал С.Т.Шацкий. Поэтому на всей деятельности С.Т.Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их прак­тического воплощения. Как и позднее А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте научных кабинетов со­здавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредити­ровавшие педагогику.

С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции. Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т.Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпи­рического материала, фиксации полученных результатов. После него осталось несколько педагогических произведений: «Бодрая жизнь», «Годы исканий», ряд статей. Но эти сочинения не дают полного представления о том большом влия­нии, каким пользовался С.Т.Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энту­зиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

2. Факторы воздействия социальной среды на личность ребенка

Взгляды С.Т.Шацкого на взаимодействие школы социальной среды в основных положениях совпадают со взглядами Н.К.Круп­ской и А.Л. Луначарского. И это понятно, так как развитие педаго­гических взглядов С.Т.Шацкого в послеоктябрьский период прохо­дило под непосредственным влиянием Н.К.Крупской. Еще до революции С.Т.Шацкий предпринимал попытки создать комплекс учреждений, где бы можно было изучать влияние соци­альной среды на детей и строить на этой основе процесс воспита­ния, но они окончились неудачей.

Научный подход к педагогике, согласно взглядам С.Т.Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, воз­никших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов но и в окружающей социальной среде. «С.Т.Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину про­цесса социального формирования личности. Все воздействующие на формирование ребенка факторы С.Т.Шацкий разделил на при­родные (первичные и социальные (вторичные). К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву рас­тительную и животную среду и другие. К социально-экономиче­ским - орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам - жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, обществен­ный строй».

Классификация факторов воздействия С.Т.Шацкого имеет ряд существенных недостатков. Возникает вопрос, можно ли ограни­чить факторы воздействия только тремя группами? А к каким нужно отнести культурно-бытовые факторы, потребности обще­ства? Внутри групп факторов также нет четкой классификации. Вычленение и постановка в один ряд таких факторов, как, напри­мер, пища и почва, вряд ли может быть оправдано. Впрочем, и сам С.Т.Шацкий писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

«Воздух, тепло, свет, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка, утверждал С.Т.Шацкий. Педаго­гам и родителям надо научиться управлять этими факторами, ра­зумно использовать их для укрепления здоровья детей. Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи.

Вторая группа факторов, влияющих на ребенка,- социально-экономические. К ним С.Т.Шацкий относил умения и способы обращаться с вещами, инструментами, материалами, сложные и простые организационные навыки, степень достатка в семье, ма­териальную обеспеченность и т. д. Сотрудники станции пытались установить корреляционные связи между бюджетом семьи и за­тратами на детей, между совершенствованием средств производст­ва и уровнем культурного развития сельского населения. Надо отметить, что недостаток времени у сотрудников, нечеткость теоре­тических представлений о «социально-экономических факторах» сильно затрудняли работу в этом направлении, и она, по сути, не была сколько-нибудь достаточно развернута».

Деревня 20-х годов с ее узким горизонтом, массой суеверий, обычаев, бытующих с незапамятных времен, тормозила развитие ребенка. Школа ставила перед собой цель помочь ребенку овладеть современными знаниями, расширить кругозор, т. е. дать ему то, что он не мог получить в семье в деревне. Одновременно школа развертывала огромную работу по внесению в жизнь взрослого населения культурных интересов, агротехнических знаний и т. д.

Таково общее представление С.Т.Шацкого о факторах воздейст­вия социальной среды на личность ребенка, которые педагогу не­обходимо учитывать в своей работе. Во взглядах и деятельности С.Т.Шацкого особо ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

3. Воспитательная система С.Т. Шацкого

Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и уз­ком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. - большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обре­каем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно от­брошены учащимися, либо будут способствовать воспитанию дву­ликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с от­рицательными воздействиями среды. В этой работе школа высту­пала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

«С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотруд­ничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регуля­тором воздействий среды на ребенка».

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный про­цесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы - выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к сре­де, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабо­раторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитатель­ный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положи­тельных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, на­конец, школа выступала в окружающей среде как проводник вли­яния партии на полупролетарские и непролетарские слои населе­ния, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями шко­ла работала над повышением культуры местного населения, улуч­шением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой слож­ные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справ­лялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположен­ных на одной территории.

4. Первая опытная станция по народному образованию

Для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов школы бы­ли организованы учреждения определенного типа - опытные стан­ции. Одним из таких учреждений и была Первая опытная станция по народному образованию, в которой больше, чем где-либо еще, по словам заместителя Наркома просвещения С.М.Эпштейна, пре­творялся в жизнь «синтез внутришкольной работы с неорганизо­ванным педагогическим процессом». Эффективно работающая школа, по С.Т.Шацкому, глубоко связана, прежде всего, с семьей. Для того, чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хо­рошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности.

В третьем томе педагогических сочинений С.Т.Шацкого приве­дена схема обследования семьи, которая впоследствии неоднократ­но совершенствовалась. Схема ориентирует исследователя на сбор сведений о материальном благосостоянии, условиях проживания, одежде, питании и т. д. Так как школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи, то значительное место в схеме отводилось грамотности, интересам, религиозности. Само­му тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаи­моотношения отца с матерью, а также между другими членами семьи, отношение родителей и остальных членов семьи к поступ­кам, интересам ребенка и т. д. Накопленные знания для семьи и педагогики служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей. Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педаго­гическую деятельность не вслепую, а сознательно и благодаря это­му добивались серьезных успехов в работе.

Родительские собрания и школьные комитеты играли роль про­водников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельно­стью школ, и при необходимости помогали школе материально, из средств, собранных родителями. К работе в школьных коми­тетах привлекались широкие круги общественности: делегаты на­селения, выбранные на сходках, представители общественных ор­ганизаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил обращения с детьми с помощью актива проходили намного быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где представители общественности обсужда­ли насущные вопросы жизни школы и деревни.

Однако, кроме работы с семьей, необходимо было тесное со­трудничество с общественными организациями. Поэтому, педагоги, прежде всего, стремились укрепить школьные пионерские и ком­сомольские организации. Содержание и цели работы пионеров и школьников совпадали: для тех и других главной задачей была учеба и участие в строительстве новой жизни - различие же за­ключалось в степени организованности, дисциплины, ответствен­ности.

«В 1924 году на заседании Наркомпроса, где обсуждался отчет Первой опытной станции о работе, сравнительно небольшое число пионеров в школах станции насторожило некоторых членов Нар­компроса. В частности, В.Н.Шульгин заявил, что ему непонятно, в каких взаимоотношениях находится педагогическая система С.Т.Шацкого с системой детского коммунистического движения и ВЛКСМ. Выступление же Н.К.Крупской показывает полное совпа­дение ее взглядов на этот вопрос с позицией С.Т.Шацкого». Ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность были типичными для работы пионерской и комсомольской организации Первой опытной станции. Отличные отзывы о состоянии ра­боты комсомольской и пионерской организаций указывали на вер­ный курс сотрудничества с детскими организациями, взятый кол­лективом педагогов станции, на высокое качество и результатив­ность проделанной работы.

Все общественные организации деревни - сельсоветы, жилищ­ные товарищества, профсоюзы и т. д. - также планировали вос­питательную работу с детьми. Задача школы заключалась в объе­динении усилий этих организаций. Наиболее тесно школы Первой опытной станции были связаны с сельсоветами. Как представители Советской власти в деревне, сельсоветы проводили большую хо­зяйственную, организационную работу с населением и были, есте­ственно, особо заинтересованы в совместной деятельности. Школы же видели в сельсовете союзника в деле совместного воспитания детей и повышения культуры населения.

Совместная работа школ Первой опытной станции с обществен­ными организациями достигла высоких результатов, так как она строилась на хорошем знании жизни, удовлетворяла запросам как общественных учреждений, так и организации воспитательного процесса. Работа станции в этом направлении может служить об­разцом связи школы с жизнью и заслуживает самого внимательного изучения.

Заключение

Полвека - достаточный срок для оценки воспитательной си­стемы. Признание денного опыта С.Т.Шацкого, которое проявля­ется в постоянно растущем интересе педагогической обществен­ности к его творчеству, активном использовании идей С.Т.Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый до­казал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспи­тательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориен­тацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных ре­шений. Научно-производственное объединение впервые в истории педагогики созданное С.Т.Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению изве­стных советских педагогов (В.А.Караковского, М.Н.Скаткина, А.Н.Тубельского), распространенным типом педагогического уч­реждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем - установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику. Проведенный анализ воспитательной системы С.Т.Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога.

Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший нескольки­ми иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе всех достижений отечест­венной и зарубежной педагогики, часто бывал за границей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опыт­ной станции.

Библиографический список

    Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т.Шацкого. М.: МНЭПУ, 1999. – с. 224.

    Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. М.: Педагогика, 1960. – с. 253.

    Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993. – с. 176.

    Малинин Г.А. Шацкий как воспитатель и руководитель учителей // Народное образование. 1969, №6.- с. 93 – 95.

    ГЛАВА 1 §1.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАНИСЛАВА ТЕОФИЛОВИЧА ШАЦКОГО Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный... – работники будущего. – М., 1908 (1922). 2)Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. – М., 1914. 3)А.С.Макаренко «Собрание...

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Когда в 20-е годы прошлого столетия Станислав Шацкий по рекомендации Крупской вступил в коммунистическую партию, русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история - лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых .

ПОИСК ПУТИ
Родился Станислав Шацкий 13 июня 1878 года в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году он окончил Московскую гимназию,
Дальнейшую его биографию образно представил Соловейчик в «Часе ученичества»:
«…Из гимназии Станислав Теофилович Шацкий вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.
Сначала Шацкий сам учился учиться. Он был типичным «вечным студентом». Окончил естественный факультет Московского университета, потом учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию и стал любимым учеником Климента Аркадьевича Тимирязева.
Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре!
Его ждали слава, успех, почет, деньги.
Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны…»
Действительно, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения его влекло в педагогику, к детям.
Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

«СЕТЛЕМЕНТ»
Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы - земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать.
Судьбоносной оказалась встреча с архитектором Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.
Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов.

«ДЕТСКОЕ ЦАРСТВО»
«Педагогическая робинзонада» подтолкнула к необходимости перехода к систематической воспитательной деятельности. Осенью 1905 года в Марьиной роще в Москве неутомимые подвижники создали «Сетлемент», объединив уже действовавшие там клубы-кружки.
На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником во всех «годах исканий». Уже через год клуб посещало около 120 детей, а летом в Щелковскую колонию выехало 80 ребят.
Так начинался интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.
В основе воспитательной системы «Сетлемента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными.
Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
Среди работников «Сетлемента» было мало педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Главное внимание было обращено на общественное детское воспитание.

ОТ «ДЕТСКОГО ТРУДА И ОТДЫХА» К «БОДРОЙ ЖИЗНИ»
Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей».
Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество - «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента».
В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности
Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.
Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.
Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.
Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми.

ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками.
Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса.
Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году.
В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ. Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников.
Задуманная в качестве полигона для подготовки сельского варианта программ ГУСа, Первая опытная станция далеко вышла за рамки этих задач. Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.
Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы; но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.
Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».
Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».

ШКОЛА-ИНТЕРАНТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ…
Однако условия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать в жизнь идеи, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Шла нескончаемая политическая травля Шацкого - то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.
В 1932 году во исполнение партийных постановлений о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».
Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но там ему было неуютно: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, но между тем в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30 - 50-е годы.
Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Станислав Теофилович скоропостижно скончался.


"Воспитание - это создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка" С. Т. Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий вошел в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор, "популярнейший учитель учителей" 20-х годов.
Будучи в душе просветителем и гуманистом как обожаемый им Песталлоци, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной - вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего по его мнению должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. К сожалению, имя этого замечательного человека было предано забвению. И только сейчас возрождается интерес к творчеству выдающегося педагога Шацкого.

Станислав Теофилович Шацкий родился в 1878 году в Смоленске. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В гимназии он был одним из лучших учеников, но период, когда Станислав учился в Московском университете, консерватории и сельскохозяйственной академии, принес неудовлетворенность и разочарование. Только встреча с Александром Устиновичем Зеленко, архитектором по профессии, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлекло молодого Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество "Сетлемент". Первое в России клубное здание для детей строится на средства, пожертвованные владельцами крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Подростки получали возможность работать в мастерских, заниматься рисованием, участвовать в подготовке самодеятельных концертов, спектаклей, приобщаться к искусству, посещать театры и музеи. Жизнь "Сетлемента" организовывалась на основе самоуправления, эффективность которого определялась доверительными, глубоко нравственными отношениями детей и взрослых, большим педагогическим тактом, обусловленным интересом к растущему человеку, признанием его прав на свободный выбор занятий, пристальным наблюдением за его развитием.
Соратники Шацкого, выпускники Московского университета: Е. А. Казимирова, К. А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н. О. Масалитинова, были яркими и одаренными людьми, внесшими большой вклад в развитие Российской педагогической мысли. Однако работа "Сетлемента" неожиданно прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника "Сетлемент" закрывается за "распространение среди детей социалистических идей". Благодаря настойчивости Станислава Теофиловича и его друзей в 1908 году создастся новое общество "Детский труд и отдых", фактически продолжающее и развивающее традиции "Сетлемента". А в 1911 году в Малоярославском уезде в имении М. К. Морозовой в рамках общества открывается детская летняя колония "Бодрая жизнь". Здесь Станислав Теофилович вместе со своими соратниками по работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Представленные в форме монографического исследования результаты работы в колонии "Бодрая жизнь" получили высокую оценку и международное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в 1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и его коллегами в Калужской губернии колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям. Единственное превосходство европейских школ он видел лишь в их лучшей укомплектованности методическими пособиями, хорошем материальном обеспечении.
Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые невиданные творческие перспективы. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом против захвата в 1917 году власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе революционного Наркомпроса. И только ответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение новых властей о сотрудничестве. В 1919 году он создает в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В ней Станислав Теофилович продолжил исследование проблем, которые интересовали его в дореволюционные годы: воспитание как создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка, культивирование его потребностей; разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, самоуправление в его естественном саморазвитии и саморегуляции. Опытная станция объединяла более трех десятков учебно-воспитательных, культурных учреждений Калужского и Малоярославецкого уезда: школы, детские сады, педагогические курсы, фундаментальную педагогическую библиотеку для учителей, центральную библиотеку для школьников, педагогическую выставку, педагогическую лабораторию, бюро по изучению местного края. Она стала настоящей кузницей кадров для всего Калужского края.
В наиболее известной Калужской колонии - "Бодрая жизнь" - Станислав Теофилович осуществил проект школы будущего, которая вырастает из окружающей жизни, в ней работает, улучшая ее и совершенствуя. И это для Шацкого принципиальная педагогическая позиция, в свое время обоснованная гуманистом Песталоцци. Для Станислава Теофиловича еще в дореволюционные годы отчетливо обозначилась необходимость научно-педагогически организованной связи школы со средой как культурного центра, педагогизирующего среду, создающего благоприятные условия для наиболее полного развития интеллекта ребенка. И "Бодрая жизнь" полностью воплощала эту идею педагогики среды. В естественной жизнедеятельности ребенка школа являлась ее "лучшей частью", несущей каждодневно радость, увлечение интересным делом, ощущение собственного роста, уверенности в себе и своем будущем. Лучшей и потому, что в ней были созданы условия для культивирования естественных познавательных интересов и потребностей в разносторонней деятельности, чего не могла дать семья. По Шацкому, "организовать жизнь детей - значит организовать их деятельность", отвечающую их возрастным критериям, по возможности полную и жизненно необходимую.
Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело "улучшения жизни" детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Столь же естественными для педагога оказались разнообразные способы такого введения ученика в школьную науку, когда знания усваиваются на основе личного опыта, его "реорганизации", что делает знания "живыми", "работающими", прочными. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.
Руководимая Щацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения был для школьника все более расширяющим умственные горизонты вхождением в родную историю, вызывал подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входили, наряду с познанием и трудом, искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая имели высшее музыкальное образование, репертуар Станислава Теофиловича включал 300 оперных арий и романсов, Валентина Николаевна была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления. Шацкий по праву называл свое любимое детище "местом радостной, дружной трудовой жизни".
Какие бы "классово-пролетарские" требования к школе ни приходилось выполнять, Станислав Теофилович всегда оставался защитником детства, права ребенка на проявление природной индивидуальности, стремился дать простор для самодеятельности и творчества воспитанника и педагога.
Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер. Вскоре Станислав Теофилович переехал в Москву. Работая на ответственных должностях, он не забывал свое детище. В эти годы Станислав Теофилович часто посещал Калугу и Малоярославец, где неустанно пропагандировал свои смелые идеи развития школы. В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, начавшаяся в 1905 году, проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И. Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество "Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь").

С 1919 года по 1932 он руководил созданной им Первой опытной станцией по народному образованию. Опытная станция состояла из двух отделений: городского - в Москве и деревенского - в Калужской области. Она представляла собой систему школ, детских садов, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов.

В 1919 году по приказу наркома просвящения на базе "Бодрой Жизни" была открыта первая опытная станция наркомпроса. Её цель заключалась в разработке новой педагогической науки. С этого времени станция была разделена на два отделения: Московское и Деревенское. Станция объединяла 10 школ Угодско-Заводского, Малоярославского, Боровского районов. Директором станции стал Шацкий, а заведующим стала его жена Валентина Николаевна. Школа-колония к концу 20-х годов имеет большое подсобное хозяйство. Колонисты сами обрабатывали земли, а, ухаживая за посевами, получали неплохие урожаи.

Cвою исследовательскую работу станция строила одновременно и параллельно на двух опытных участках: в Москве и в сельской местности. В Москве этот участок включал район Марьиной рощи и ближайшие к учреждениям станции улицы (Тихвинскую, Вадковский переулок и др.). Сельская местность находилась в пределах Калужской губернии, на границе уездов Брянского и Малоярославецкого, включающая в себя три имения, 5 сел и 28 деревень и поселков.

Заведующей школой-колонией "Бодрой жизни" была назначена В.Н. Шацкая. Во главе Опытной Станции встал С.Т. Шацкий. Так началась в наших местах исследовательская работа в области педагогики и обучения учителей педагогическому делу. Шацкий собрал прекрасный творческий коллектив педагогов, которые вместе с ним не только обучали и воспитывали детей, но изучали их психологию, внедряли новые методы обучения, учили учителей окружающих школ.

На курсах учителей "Бодрой жизни" бывали Н. К. Крупская, А. М. Горький, нарком просвещения А. В. Луначарский, многие иностранные гости. В школе-колонии в этот период обучаются не только московские дети, поживающие в общежитии, но и дети из ближайших деревень. В 1923 году школа дала первый выпуск учащихся для вузов.

В августе 2003 года Правительство Калужской области учредило в память о выдающемся русском педагоге Станиславе Теофиловиче Шацком, жизнь и деятельность которого тесно связаны с Калужским краем, с целью поддержки исследований в области педагогики и психологии.

Правительство Калужской области ежегодно на конкурсной основе присуждает две премии в размере 50000 рублей каждая:

одну премию - победителю конкурса среди ученых или коллективов ученых, добившихся значительных результатов в научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии, в изучении научного наследия и развитии идей С.Т.Шацкого;

одну премию в размере 50000 рублей - победителю конкурса среди учителей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования за творческий вклад в обучение и воспитание школьников, за применение в учебно-воспитательной работе научного наследия С.Т.Шацкого;

и две стипендии:

одну стипендию в размере 3000 рублей - победителю конкурса среди аспирантов;

одну стипендию в размере 2000 рублей - победителю конкурса среди обучающихся в учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Премии вручаются в виде единовременной выплаты.

Награждение лауреатов конкурса им. С.Т. Шацкого происходит на торжественном собрании работников образования области, посвященном Дню учителя, в первой декаде октября текущего года.