Деятельности а также с поведением. Научная электронная библиотека. Значение памяти в жизни человека. Виды памяти

Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целый мотивационный акт поведения.

Активность – деятельностное состояние живых организмов как условие их существования. Быть субъектом активности – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

Активность как деятельностное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны отношения к миру, и реализуется во вне - в процессах поведения. Внутренняя организация активности: мотив, цель, инструменты; внешняя – поведение.

Деятельность – единство внутренних и внешних проявлений активности.

Но активность отличается от деятельности, так как первая может быть и не целенаправленной, и не осознанной.

Отличается понятие деятельности и от понятия «поведение», так как поведение не предполагает создание определенного продукта, часто носит пассивный характер, бывает спонтанным и хаотичным. При дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С. Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением – поступок (проступок).

Основные характеристики деятельности

Так как, деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, где оно выступает как субъект, воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, то к основным характеристикам деятельности принято относить предметность и субъективность.

Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. (Филогенетические предпосылки: тигр, как субъект, видит и хочет кабана, как объект, который в результате его деятельности может превратиться в предмет, удовлетворяющий его биологическую потребность; медведь роет берлогу и прочее.) В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она социально обусловлена (а не только биологически), т.е. связана со значениями, закреплёнными в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, ценностях, социальных нормах и пр.



Особенности деятельности животных:

1. вся активность животных определяется биологическими моделями;

2. вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

3. основу поведения животных составляют наследственные программы и научение, ограниченное приобретением своего индивидуального опыта, которое не передаётся другим поколениям в материальной форме.

Субъективность деятельности выражается в следующих аспектах активности субъекта:

I. 1) обусловленность психического образа прошлым опытом;

2) потребностями (именно они является спусковым крючком для деятельности);

3) установками;

4) целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

II. В личностном смысле (значение для меня), который придает мотивы различным событиям, действиям и деяниям.

Атрибуты деятельности : мотив, цель, предмет, структура и средства. То есть, атрибуты деятельности составляют структурный и мотивационный компоненты деятельности.

Схема: Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности по Леонтьеву.

деятельность


Структурный компонент Мотивационный компонент

Деятельность мотив потребность

Действие цель

Операция условия

Психофизиологическая

В психологии потребность рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития его личности. Потребности являются источником активности. Они могут быть организменные (еда, питьё), социальные (потребность в общении), культурные, духовные.

Потребность появляется тогда, когда появляется предмет. Именно предметы включают потребности: потребность всегда в чем- то. До того, как появляется потребность, организм испытывает потребностное состояние или нужду (чего-то хочется, не знает чего).

По Леонтьеву, потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов, условий существования, находящихся вне индивида. Потребность включает мотив.

Мотивом деятельности называют то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Мотив (по Леонтьеву) – опредмеченная потребность.

Весь процесс рождения мотива можно представить следующим образом: организм чего-то хотел, испытывал напряжение, но не отдавал себе отчёта. Но, в ходе поисковой деятельности происходит встреча с предметом. Происходит процесс узнавания своего предмета (так заканчивается первый этап жизни потребности) – и мы имеем дело уже с опредмеченой потребностью – в акте опредмечивания рождается мотив. Через мотив потребность становится понятной, и поведение человека резко меняется: оно становится направленным, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие.

Следует отметить, что деятельность, как правило, совершается не ради одного мотива. Их может быть комплекс. Например, субъект ходит в спортзал не только ради достижений в определённом виде спорта, но и ради красивой фигуры, здоровья, общения с людьми и прочее. Эти дополнительные мотивы – стимулы, которые не столько запускают деятельность, сколько стимулируют её.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа. (Зачем мне это нужно?)

Неосознаваемые мотивы проявляются как:

1. Эмоции (отражают отношение результата деятельности к её мотиву: успешно- положительные эмоции; неуспешно- отрицательные эмоции);

2. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события в поле ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему. Обычно это иерархия не осознаётся в полной мере. Но проявляется в ситуации конфликта мотивов.

Мотивы, побуждая к деятельности, определяют её направленность, т. е. определяют её цели и задачи.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата (цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя они могут совпадать.) Цель, данная в определённых условиях, в теории деятельности, называется задачей. Целью может быть предмет, явление или определённое действие.

Задача – это заданная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразований этих условий. Любая задача включает в себя: цель, которую нужно достичь, условия постановки задачи, искомое – что нужно сделать, чтобы достигнуть цели.

Например, цель - стать психологом. Но чтобы её достичь, необходимо решить задачу - окончить институт (теоретически освоить эту специальность).

Итак, мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели, которая, будучи представлена в определённых условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета.

Действие, как составная часть деятельности, отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действия или цепи действий. Одна и та же деятельность может осуществляться разными действиями. Одно и то же действие может входить в разные виды деятельности. Действие, имея определённую цель, осуществляется различными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями.

Операции – это преобразованные действия, которые, как правило, не осознаются.

Например, ребёнок учится писать буквы: написание буквы является для него действием, направленным сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок использует его как способ (операцию) для написания слов.

Операции бывают двух видов: 1) возникающие путём автоматизации действия; 2) возникающие путём адаптации к окружающей среде, путём непосредственного подражания.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, которое можно представить в виде уровней. Эти уровни составляют структурный компонент деятельности.

I уровень – уровень особых видов деятельности (деятельность познания, игровая деятельность);

II уровень – уровень действия – занимает центральное место в иерархии, является единицей деятельности. Это сознательное проявление активности, т. к. оно направленно на цель (Образ желаемого – сознательный образ). Следовательно: 1) действие включает акт сознания; 2) действие – акт поведения; 3) действие осуществляется по принципу активности, (источник которой внутри субъекта – мотив), а не по принципу реактивности (принцип стимул – реакция, источник извне); 4) действия – всегда предметны, их цели носят социальный характер.

III уровень – уровень операций - способов выполнения действий.

В зависимости от задачи, операция может состоять из разнообразных действий, которые могут быть подразделены ещё на более мелкие. Таким образом, операции могут являться более крупными единицами деятельности, чем действие. Главное свойство операций – они мало или совсем не осознаются. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Граница между операциями и действиями взаимопроницаема (можно не задумываясь чистить зубы, а можно думать и контролировать этот процесс).

IV уровень - психофизиологических функций.

Физиологические механизмы обеспечения психических процессов (способности к ощущениям, моторные способности; мнемические функции – врождённая способность запоминать, она является фундаментом для развития процесса произвольного запоминания).

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо . Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность . Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Отличие деятельности от поведения и активности.

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Термины «деятельность» и «поведение» имеют свою отдельную специфику содержания. Они оба являются формами проявления активности, но разительно отличаются друг от друга по своему значению и употреблению. В данной статье мы рассмотрим отличия данных терминов.

В научном смысле слово «деятельность» применимо только по отношению к разумному существу, то есть к человеку . И все потому, что совокупность действий рождается побуждающими последствиями. Она состоит из нескольких элементов, среди которых обязательно есть цель, разумная потребность и последовательность взаимосвязанных актов . Она может проявляться внутренне или внешне, но всегда подчиняется только разуму.



Деятельность неразрывна с социальным статусом индивида . Вне его она не существует, деятельность не может быть врожденной формой активности. Посмотрите на любого младенца, до достижения психологической зрелости, он не может осознанно ставить перед собой цели и реализовывать их, и все потому, что у него нет жизненного опыта.

Выводы:

1.Единицей деятельности является действие, в отличие от единицы поведения – поступка.

2.Деятельность присуща только разумным существам. Особенности поведения могут наблюдаться и у животных.

3.Деятельность может быть внутренней (психическая активность) и внешней (физическая активность), в отличие от поведения, форма активности которого может быть только внешней.

4.Поведение – это одна из форм деятельности. Деятельность более многогранна и обширна.

5.Поведение не всегда целенаправленно, часто пассивно, в отличие от деятельности, которая – обязательно активна, имеет цель, помогает создавать материальный или духовный продукт.

6.Поведение – спонтанно, а деятельность всегда организована.

Структура деятельности

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности . Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов : внутреннего и внешнего.

Виды деятельности.

Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни вида деятельности : игру, учение и труд.

Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр : индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.

В обучении есть две стороны : деятельность учителя и деятельность ученика (учение) . В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их действия. В другом - взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Труд. Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.

Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд является решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания . В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:

- физический труд;

- интеллектуальный труд;

- духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Мотивация деятельности.

Одним из важнейших условий достижения целей организации является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий.

Для успешного достижения целей необходимо осуществить:

· стимулирование , т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

· мотивация т.е. создание у работников внутренних побуждений к труду.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

В мотивационной сфере выделяются:

· мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

· мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

· мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Основные составляющие мотивации:

· потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

· вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.

Потребности могут разделяться на:

· физиологические (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)

· психологические (успех, власть, уважение и т.д.)

Вознаграждения могут быть:

· внутреннее – от самого труда, от общения

· внешнее – зарплата, дополнительные выплаты, льготы

Умения и навыки .

Навык - автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия . Любая профессиональная деятельность очень сложна. Она требует переработки в сознании человека огромного объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Существуют разные виды навыков : сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и т.д.Навык - это прижизненно сформированный способ решать какую-либо задачу. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны . Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, воздействующий на человека.

Одними из первых начинают формироваться моторные навыки, постепенно осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами . Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем: в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производственная операция). Под их влиянием у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений , включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений.

Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам :

1) ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

2) наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;

3) частичная автоматизация действия;

4) наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

5) «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

6) систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушаться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений.

Важным моментом любой деятельности является ее оценка. Эта оценка распространяется и на выполнение навыка.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка , называют умением. Умение - это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия . Умение включает в себя достаточно сложную систему психических и практических действий . При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.

Формирование умений, по мнению К.К. Платонова, проходит ряд стадий:

· первоначальное умение;

· недостаточно умелое действие;

· развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия);

· высокоразвитые умения;

· мастерство .

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Последний имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Основная форма осуществления учебной деятельности - упражнение . Для того чтобы освоить какую-либо деятельность, человеку необходимо ее многократно повторить . Упражнение - это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и усовершенствования. Количество и качество упражнений зависят от целей обучения и трудности поставленной задачи.

    Отличие деятельности человека от активности животных.

Жизнь выступает в двух главных формах - растительной и животной. Но это понятие не способно передать особенности более высокого типа жизни, который связан с тем, что поведение животного имеет в своей основе неизвестную растениям способность свободного перемещения в пространстве. Активность животного выступает а) в богатстве проявлений, недоступных растениям; б) предполагает избирательность в каждом поведенческом акте, вызывая необходимость в специальном управляющем органе - нервной системе; в) делает возможным закреплением онтогенетически приобретаемого индивидуального жизненного опыта. Для обозначения этого высшего вида активности и используют понятие деятельность.

Есть такое определение деятельности - это направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей). Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

    Значение памяти в жизни человека. Виды памяти.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

    Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

    Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

    Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

  1. Отличие эмоций человека от эмоций животного

    Реферат >> Психология

    2.2 Мотивация человека и животного Как известно, именно потребность или мотивация является источником активности животного и человека , в том... деле это не так. Основное отличие всякой деятельности животных от деятельности человека , в том числе и эмоций, ...

  2. Поведения и деятельности

    Реферат >> Педагогика

    Человеческой деятельности . Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека Активность животных ...

  3. Понятие и структура деятельности

    Контрольная работа >> Психология

    Человеческой активности . Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность

Введение.

Лекция 7. Психология поведения и деятельности.

Вопросы.

  1. Назовите основные системы методов в дидактике.
  2. Как происходило создание системы специфических методов преподавания литературы (система методов Н. И. Новикова, Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, М. А. Рыбниковой).
  3. Назовите составляющие системы методов В. В. Голубкова.
  4. Назовите составляющие системы методов В. Г. Маранцмана.
  5. Назовите составляющие системы методов В. А. Никольского.
  6. Назовите составляющие системы методов С. П. Лавлинского.
  7. Охарактеризуйте метод творческого чтения и творческих заданий, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный или излагающий метод в системе Н. И. Кудряшева.

8. Укажите приёмы, виды деятельности учителя и учащихся в рамках метода творческого чтения и творческих заданий, эвристического метода, исследовательского метода, репродуктивного или излагающего метода.

Литература.

1. Кудряшёв Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на yроках литературы: Книга для учителя. - М., 1988.

3. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Авторские концепции и программы учебных курсов для учителей литературы и студентов-филологов. - Кемерово, 1999.

4. Шутан М. И. Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе. – Н. Новгород, 2005.

Вопросы:

1. Соотношение понятий «активность», «поведение», «деятельность».

2. Психологическое содержание и виды деятельности человека.

Будущему военному юристу предстоит решать сложные задачи, обусловленные специфичностью правовой сферы, осуществлять взаимодействие с различными участниками правовых отношений, вступая в общение с ними, организуя их и свою об­щественно полезную деятельность, направленную на выполнение юридических норм и законов. Готовясь к выполнению этих задач, он должен исходить из углуб­ленного понимания содержания понятий «активность», «поведение», «деятельность», он должен опираться на их научную, пси­хологически обоснованную трактовку, которая и изложена в настоящей лекции.

Жизнедеятельность живого организма – это не уравновешивание со средой, но активное ее преодоление, определяемое актуальными потребностями. То есть, чтобы выжить во взаимодействии с окружающим миром, живые существа вынуждены проявлять активность.

Активность – это всеобщая характеристика живых существ, обеспечивающая поддер­жание жизненно значимых связей с окружаю­щим миром .

Источником активности живого существа являются его по­требности, побуждающие его действовать определенным обра­зом и в определенном направлении. В чем различие в формах активности человека и активности поведения живот­ных? Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов) обуславливает круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Таким образом, в потребностях животного непосредствен­но представлена природная вещь как стимул его активности.



Иную картину представляют активность человека и источ­ники этой активности - человеческие потребности. Потребнос­ти человека формируются в процессе его воспитания, т. е. при­общения к миру человеческой культуры. Природная вещь пере­стает являться простой добычей, т. е. предметом, имеющим лишь биологический смысл: быть пищей. С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям, которые являются продуктом ис­торического развития. Поэтому у человека процесс удовлетво­рения потребностей выступает как активный, целенаправлен­ный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Таким образом, о дной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

В чем заключается отличие поведения и деятельности? Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью .

По сложившейся в науке традиции под поведением понимаются следующие внешние проявления психической деятельности:

Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интонации и др.);

Отдельные движения и жесты;

Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

Поступки – еще более крупные акты, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр. именно поступки выступают единицей анализа поведения человека.

Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, в которые он входит, от норм групповых ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Все это и определяет такой широчайший диапазон поведения человека, начиная от социально-значимого и положительного (подвиг, помощь ближнему и т.д.) до преступного (криминального) поведения.

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миром. Источником активности живых организмов являются потребности, зав благодарности которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении. Активность человека обусловлена??потребностями, которые формируются в обществе в процессе воспитанияння.

Активность человека являются источником ее развития, определяет деятельность и является ее движущей силой. Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность ь - из потребности в деятельности. К тому же, активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы активно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких средств чог вот достичь. Но активность не только предшествует деятельности, но и"сопровождает"его в течение всего процесса. Нельзя представить оптимальную деятельность, лишенную активностиену активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию. Деятельность является"личностно окрашенной", поскольку осуществляется в определенном направлении, с определенной ориентации (на себя, на других и т.д.інших тощо).

. Деятельность - это активность человека, имеющего осознаваемый характер и направлена??на достижение поставленной цели определяемая необходимости

В жизни человека деятельность играет важную роль, выполняя ряд важных позитивных функций

. Рис 331. Функции деятельности

. Рис 332. Структура деятельности

Охарактеризуем каждый структурный компонент деятельности. Детерминантой любой деятельности является потребность

. Потребность - это такое состояние живого существа, который обнаруживает зависимости от конкретных условий ее существования и порождает активность по отношению к этим условиям

Человеческие потребности формируются в процессе социализации и делятся на виды в зависимости от: предмета (материальные, духовные) и происхождения (природные (ниже) и культурные (выше)

Потребность всегда является толчком к проявлению активности, однако человек в деятельности руководствуется также определенными мотивами

. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, в которых определяется направленность субъекта

Потребности составляют сущность, основную движущую силу различных видов человеческой активности, а мотивы являются конкретными проявлениями этой сущности. Мотивы и мотивация рассматриваются в психологии как причиной ини, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта. Мотивы бывають осознаваемыми (те, которые человек может выразить словесно) и неосознаваемыми (как результат вытеснения, из-за возраста, подсознательное происхождения и т.п.)

Мотивы не всегда идентично соотносятся с целью - при различных мотивах может быть одинакова цель, и наоборот

. Цель -это воображаемый конечный результат деятельности (то, чего человек стремится достичь)

Цель может иметь материальное и психическое олицетворение, которые зачастую связаны. Поскольку достижение цели часто имеет перспективный характер, то она воплощается в отдельные задачи, решение которых приближает д до самой мети.

. Обычно деятельность человека является полимотивована - одновременно срабатывают несколько мотивов

Любая деятельность состоит из действий как составных частей

. Действие - это реализационный компонент деятельности, направленный на выполнение определенного задания

Деятельность - это внешне физическая и внутренне-психическая активность, поэтому и действия могут быть как внешними, так и внутренними

. Внутренне-психическую деятельность обеспечивают действия, которые подразделяются на:

Перцептивные (действия восприятия);

Мнемические (действия памяти)

Мыслительные

Имажитивни (действия воображения) и др.

Функции внутренней деятельности заключаются в том, что внутренние действия готовят внешние. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме того, они позволят ляют человеку избежать ошибкаок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами:

1) она такое же строение, что и внешняя, однако другую форму течения: действия осуществляются не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается результат мысленно;

2) внутренняя деятельность по своему происхождению происходит от внешней, практической путем интериоризации, т.е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного воспроизведения определенного действия необходимо сначала ее усвоить на практике и получить реальный результатомт.

. Внешнеэкономическая физическая деятельность осуществляется с помощью внешних предметных действий. К ним относятся: - моторные (двигательные) действия: позы, действия перемещения;

Выразительные движения: мимика и пантомимика;

экстериоризации - процесс порождения внешних действий, высказываний и др. на основе преобразования ряда внутренних структур, составленных на основе интериоризации

Действия относятся к тому, что человек делает, однако не менее важным является то, каким образом они осуществляются. Речь идет о операции деятельности

. Операция - это способ выполнения действия, зависит от условий, в которых она происходит и, как правило, малоусвидомленим или неосознанным

Операции характеризуют техническую сторону действия, выполняется. Одну и ту же действие можно выполнить с помощью различных операций или разными способами

Результатом деятельности является достижение (недостижения) определенной цели (материальный, духовный продукт), который сопровождается контролем и оценкой

. Контроль - сопоставление полученных результатов с целью . Заключительный контроль осуществляется по завершении деятельности

. Оценка - выявления степени совпадения результатов и цели. В основе оценки положен заключительный контроль. Если достижение совпадают или превышают ожидания человек оценивает деятельность положительно. В случае получения результатов, ниже запланированных, оценка является отрицательной

контроль может быть и текущим (при развертывании деятельности)