Карфаген в какое время был разрушен. Зачем и кто разрушил карфаген. III пуническая война

С основанием Карфагена связана интересная легенда. В конце IX века до н. э. Дидона, вдова финикийского царя Сихея, бежала из Феса после того, как ее брат Пигмалион убил ее мужа. Она решила за драгоценный камень выкупить у местного племени кусок земли. Право выбора места оставалось за царицей, но и забрать она могла лишь столько земли, сколько покроет шкура быка. Дидона решилась на хитрость и разрезала шкуру на мелкие ремни. Сделав из них круг, она сумела завладеть достаточно большим куском земли. Племени пришлось согласиться — уговор есть уговор. В память об этом была основана цитадель Бирса, чье название означает «шкура». Однако точный год основания Карфагена неизвестен, специалисты называют как 825−823 г. до н. э., так и 814−813 г. до н. э.

Владения Карфагена в период расцвета. (wikipedia.org)

Город имел невероятно выгодное расположение и обладал выходами к морю на юге и на севере. Очень быстро Карфаген стал лидером морской торговли в Средиземном море. В городе даже были специально вырыты две гавани — для военных и для торговых судов.

Могущество города Карфагена

В VIII веке до н. э. ситуация в регионе изменилась — Финикия была захвачена ассирийцами, это вызвало большой приток финикийцев в Карфаген. Вскоре численность города так возросла, что Карфаген сам смог начать колонизацию побережья. На рубеже VII-VI веков до н. э. началась греческая колонизация, и чтобы противостоять ей, финикийские государства стали объединятся. Основой объединенного государства стал союз Карфагена и Утики. Карфаген постепенно приобретал свое могущество — численность населения увеличивалась, сельское хозяйство развивалось, торговля процветала, карфагенские купцы торговали в Египте, Италии, на Черном и Красном морях, Карфаген практически монополизировал товарооборот, обязуя подданных торговать только при посредничестве карфагенских купцов.


Корабли у городских стен. (wikipedia.org)

Власть в Карфагене была сосредоточена в руках аристократии. Существовало две враждующие партии: аграрная и торгово-промышленная. Первые выступали за расширение владений в Африке и были против экспансии в других регионах, за что выступала остальная часть аристократов, опираясь на городское население. Высшим органом власти был совет старейшин, который возглавляли сначала 10, а позднее 30 человек. Главами исполнительной власти являлись два суффета. Как и римские консулы, они избирались ежегодно и выполняли роль главнокомандующих армией и флотом. В Карфагене был сенат из 300 пожизненно избираемых сенаторов, но реальная власть была сосредоточена в руках комитета из 30 человек. Также важную роль играло народное собрание, но на деле к нему обращались только в случае конфликта между сенатом и суффетами. Совет судей осуществлял разбирательства над должностными лицами после истечения срока их полномочий и занимался контролем и судом.

Благодаря своему торговому могущество Карфаген был богат и мог позволить себе мощную армию, состоящую из наемников. Основу пехоты составляли испанские, греческие, галльские, африканские наемники, аристократы же формировали тяжеловооруженную конницу — «священный отряд». Кавалерия формировалась из нумидийцев и иберийцев. Армию отличало высокое техническое оснащение — катапульты, баллисты и т. д.


Карфаген. (wikipedia.org)

Общество Карфагена тоже было неоднородным и делилось на несколько групп по этническому признаку. В самом тяжелом положении находились ливийцы — их облагали высокими налогами, насильно набирали в армию, политические и управленческие права тоже были ограничены. Нередко на территории Ливии вспыхивали восстания. Финикийцы были разбросаны по всему Западному Средиземноморью, но всех их объединяли общие верования. От своих предков карфагеняне унаследовали ханаанскую религию, а главными божествами в государстве стали Ваал Хаммон и богиня Танит, отождествляемая с греческой Астратой. Печально известной особенностью их верования были жертвоприношения детей. Карфагеняне верили, что только жертва ребенка способна умиротворить и задобрить Ваал Хаммона. По преданию, во время одной из атак города жители принесли в жертву более 200 детей из знатных семей.

Победы древнего Карфагена

Уже к III веку до н. э. Карфаген подчинил себе Южную Испанию, побережье Северной Африки, Сицилию, Сардинию, Корсику. Он был могущественным торговым и культурным центром, чем безусловно мешал усилению Римской империи на Средиземноморье. В конце концов ситуация настолько обострилась, что неизбежно привела к войне в 264 году до н. э. Первая пуническая война велась преимущественно в Сицилии и на море. Римляне захватили Сицилию и постепенно перевели боевые действия в Африку, сумев одержать несколько побед. Однако благодаря командованию спартанского наемника пунийцы смогли разгромить римлян. Война шла с переменным успехом для каждой из сторон, пока Рим, собравшись силами, не одолел Карфаген. Финикийцы заключили мир, отдали римлянам Сицилию и обязались выплатить контрибуцию в ближайшие 10 лет.


Битва при Заме. (wikipedia.org)

Карфаген не мог простить поражения, а Рим не мог смириться с тем, что могущественный противник быстро восстанавливается после войны. Карфаген искал нового повода для войны и случай подвернулся. Главнокомандующий Ганнибал в 218 году до н. э. напал на дружественный Риму испанский город Сагунту. Рим объявил Карфагену войну. Поначалу пунийцы одерживали победу и даже сумели разгромить римлян при Каннах, что стало тяжелым поражением для империи. Однако вскоре Карфаген потерял инициативу и Рим перешел в наступление. Последним сражением стала битва при Заме. После этого Карфаген запросил мира и потерял все свои владения за пределами Африки.

Поражение Карфагена в борьбе за Гегемонию

Хотя Рим и стал сильнейшим государством в западном Средиземноморье, война за гегемонию в регионе не была окончена. Карфаген снова сумел быстро оправиться и восстановить статус одного из богатейших городов. Рим, который тяжело перенес несколько военных поражений в ходе предыдущих противостояний, окончательно утвердился в том, что «Карфаген должен быть разрушен», и стал искать новый повод для третьей войны. Им стал военный конфликт пунийцев с нумидийским царем, который постоянно нападал и захватывал карфагенские владения. Когда нумидийцам дали отпор, Рим привел армию к стенам города. Карфагеняне просили мира, соглашаясь на все мыслимые условия. Они отдали все оружие и только после этого римляне огласили главное требование сената — разрушение города, выселение из него всех жителей. Горожане могли основать новый город, но не ближе, чем за 10 миль от побережья. Таким образом, Карфаген не смог бы возродить свое торговое могущество. Карфагеняне попросили время на обдумывание условий и стали готовиться к войне. Город был хорошо укреплен и три года мужественно сопротивлялся римлянам, но в итоге пал в 146 году до н. э. Из 500 000 жителей 50 000 римляне обратили в рабство, город был полностью разрушен, его литература была практически полностью сожжена, а на территории Карфагена была создана римская провинция с наместником из Утики.

У среднестатистического современного человека древний Карфаген , скорее всего, ассоциируется с Ганнибалом, Римом и тем, что он непременно должен был быть разрушен. Кто-то, возможно, вспомнит где находился Карфаген и, что именно карфагеняне начали применять слонов на поле боя. На этом запас знаний об этом древнем городе, скорее всего, будет исчерпан.

На самом деле Карфаген был одним из самых могущественных государств античности, и не только в военном плане. В период расцвета это государство, расположенное на севере нынешнего Туниса, контролировало обширные территории на севере Африки и в Европе. Карфагеняне монополизировали морские перевозки в западном Средиземноморье. Эта монополия была неиссякаемым источником пополнения казны, позволяя содержать мощную армию и превосходный флот. Большой доход при почти идеальном климате давало сельское хозяйство.

Карфаген - этапы истории древнего города

Как часто бывает в истории, именно могущество и погубило Карфаген. Рим не мог терпеть под боком такого сильного соседа. В результате трёх Пунических войн Карфаген потерпел безоговорочное поражение.

Ненависть сенатора Катона-старшего, упоминавшего о разрушении Карфагена даже в речах, посвящённых бюджету Рима - материализовалась. Город был стёрт с лица земли, а руины ещё и засыпали солью. Но стратегическое расположение Карфагена было таким выгодным, что римляне довольно скоро опомнились и отстроили на месте древнего Карфагена новый прекрасный и современный для тех времён город. После римлян городом владели вандалы и арабы. История Карфагена повествует о минимум четырёх эпохах расцвета и упадка.

Ввиду концентрации археологических артефактов на относительно небольшой площади современным археологам стоит большого труда правильно датировать и классифицировать свои находки, настолько многослойными получаются раскопки.

Музей Бардо

Исследования, начатые в конце 19-го века, сразу принесли такое количество находок, что стало ясно - ни в какой существующий музей они не поместятся. Французские колониальные власти отдали под новый музей целый дворец. Теперь он называется музей Бардо. Но и огромного дворца не хватило - множество экспонатов расположено под открытым небом.

Несмотря на преобладание римских и мусульманских артефактов, памятникам Пунической эпохи (римляне называли карфагенян пунийцами) в музее Бардо отведён целый зал. Главным, и самым противоречивым экспонатом зала считается стела, на которой изображена сцена принесения в жертву маленького ребёнка. Ряд ученных и историков уверены, что карфагеняне приносили в жертву младенцев и стела «жрец с ребенком» является убедительным доказательством этого. Кроме наследия карфагенян в музее широко представлены экспонаты, относящиеся к временам римского владения Карфагеном и мусульманского завоевания.

В память о римлянах остались скульптуры, оружие и монеты. Мусульманский период обогатил сокровищницу музея прекрасными мозаиками.

Стелу с изображением несчастного ребёнка доставили в музей Бардо с Тофета. Это место, как считается, служило одновременно и алтарём и кладбищем. В пользу человеческих жертвоприношений говорили найденные здесь останки сожжённых маленьких тел. Но поздние исследования показали, что большая часть захороненных детей либо родились мёртвыми, либо умерли естейственной смертью в раннем возрасте. Скорее всего, в Тофете просто хоронили очень маленьких детей, умерших от болезней. Всё же, мрачная аура кладбища у этого алтаря сохраняется до сих пор - в более поздние времена первые христиане хоронили здесь своих умерших.

Национальный музей Карфагена

Очень впечатляющая коллекция древностей собрана также в Национальном музее Карфагена. Изначально он располагался в здании, с которого римляне начали отстраивать Карфаген в начале нашей эры. На стратегически господствующем над местностью холме Бирса ещё сохранялись, и сохранились по сей день, руины карфагенской цитадели. Постепенно к музею присоединяли другие постройки, и в итоге сейчас Национальный музей стал гигантским комплексом, ознакомиться с которым без предварительной подготовки всего за один день очень сложно.

Здание собственно музея сложено из белого мрамора. Внутри есть несколько разных по размеру залов. В них представлены произведения искусства и народного творчества, рассортированные в хронологическом порядке: пунический Карфаген, эра римского господства, период арабского завоевания. Есть и экспонаты, привезённые из других мест и связанные с Карфагеном исключительно временем создания. В Национальном музее собрана одна из крупнейших коллекций древних и средневековых монет.

Термы Антония Пия

Император Антоний Пий не очень известен в истории. Немудрено - он не вёл крупных войн и не присоединял к Риму новые провинции. Он обращал основное внимание на повышение благосостояния жителей империи. И его имя в городе Карфаген увековечили в названии бань. От собственно бань сохранились только фрагменты стен и несколько колонн, лишь одна из которых стоит на положенном ей месте.

Современному человеку не очень удобно шагать по обтесанным камням, которыми вымощена дорога. Зато, идя к Термам Антония Пия, по-настоящему прикасаешься к древности. Бани имели прямой выход к морю, однако мраморная лестница, по которой римляне спускались к берегу, до наших дней не дожила.

Собор Святого Людовика

На холме Бирса расположен и относительно новый, по меркам Карфагена, Собор Святого Людовика. Очень красивое здание построено в конце 19-го века на месте лагеря крестоносцев, в котором во время восьмого крестового похода умер французский король Людовик IX.

Собор господствует над местностью и прекрасно виден со всех сторон. Некоторое время Собор Святого Людовика считался главным католическим храмом континента. После того, как в 1964 году Тунис из французской колонии стал независимым государством, мощи святого короля были вывезены во Францию, а католические службы в соборе прекратились. С 1994 года храм используется лишь как концертный зал и музей.

Холм Юпитера

Несколько севернее холма Бирса находится ещё одна приметная возвышенность - холм Юпитера. В отличие от остатков построек, сохранившихся на холме Бирса, здесь руины не идентифицированы. Археологи пока не выяснили предназначение обширных зданий и колоннад. На холме когда-то располагался христианский монастырь, но сохранившиеся фрагменты ему явно не принадлежат.

Карфагенский акведук

После того, как воссозданный Карфаген стал центром крупной римской провинции, город стал привлекательным для знати и богачей. До сих пор сохранившиеся руины римских вилл красноречиво говорят о том, что, как и в других центрах Древнего Рима, среди правящей элиты шло соревнование в размерах, красоте и функциональности вилл, хозяева которых проводили в них от силы пару месяцев в год. Некоторые виллы в высоту соответствовали нынешним шестиэтажным домам.

Водоснабжение плотной и довольно высотной застройки не было для римлян проблемой. В Карфагене с этой целью они построили гигантский акведук. Вода в город подавалась с расстояния 132 километра, от подножия Тунисских гор.

Средняя высота акведука составляла 20 метров. Сейчас части акведука разрушены, но и сохранившихся участков достаточно для того, чтобы вызвать восхищение античной инженерной мыслью и объёмом труда, потраченным на сооружение водопровода. По расчётам современных специалистов, пропускная способность Карфагенского акведука составляла до 400 литров в секунду.

Амфитеатр и современный Карфаген

Таким же важным атрибутом крупного римского города, как акведук, был амфитеатр. Имелся амфитеатр и в Карфагене. Сооружение было многоцелевым. Там проходили не только поединки гладиаторов, но и морские бои (арена имела возможность превращения в озеро), и казни первых христиан. По оценке, в римскую эпоху амфитеатр вмещал до 50 000 зрителей.

Сейчас он восстановлен в гораздо меньшем масштабе, а от римской постройки остались лишь незначительные фрагменты.

Современное название Карфагена - Картаж. Это пригород столицы Туниса - города Тунис в котором помимо исторических сооружений также находятся резиденция президента и университет.

«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse) - латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле - постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, араб. قرطاج, Картадж, фр. Carthage, др.-греч. Καρχηδών) - древний город на территории Туниса, вблизи столицы страны - города Тунис, в составе столичного вилайета Тунис.

Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город».

На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок.

В настоящее время Карфаген - пригород тунисской столицы, в котором находятся президентская резиденция и Карфагенский университет.

В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. С 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО .

Карфагенское государство

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африки.

Расположение

Карфаген был основан на мысе с входами к морю на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса.

В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.

Римская эпоха

Юлий Цезарь предложил основать на месте разрушенного Карфагена римскую колонию (она была основана после его смерти). Благодаря удобному расположению на торговых путях город вскоре снова разросся и стал столицей римской провинции Африки, включавшей земли нынешнего северного Туниса.

После Рима

Во время Великого переселения народов и распада Западной Римской империи Северная Африка была захвачена вандалами и аланами , которые сделали Карфаген столицей своего государства. Это государство просуществовало до 534 года, когда полководцы восточноримского императора Юстиниана I вернули африканские земли империи. Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.

Падение

После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.

В первом томе нашего труда мы ознакомились с разными направлениями деятельности финикиян; мы видели, что они владычествовали на Средиземном море раньше, нежели развилась греческая торговля; что предприимчивые купцы Тира и Сидона основали поселения на всех берегах и островах этого моря, ловили пурпурные раковины, разрабатывали рудники в местностях богатых металлами, вели чрезвычайно выгодную меновую торговлю с полудикими туземными племенами; что богатства Испании и Африки были привозимы на «фарсисских кораблях» в великолепные торговые города Финикии, что тиране под покровительством Мелькарта, «царя» их «города», основывали фактории и города в удобных для торговли местах Средиземного прибрежья. Мы видели также, что по внутренним раздорам (I, 505 и след.) часть богатых граждан покинула Тир и основала на мысе африканского берега против Сицилии Карфаген, «Новый город»; что благодаря плодородию окрестностей, выгодному для торговли положению, предприимчивости, образованности и деловой опытности своих жителей, этот город скоро достиг большого могущества, стал гораздо богаче и сильнее Тира.

Древний Карфаген. Реконструкция

Расширение владычества Карфагена в Африке

В первое время главною заботою карфагенян было упрочить свою власть над окрестными областями. Сначала они были принуждены давать дань или подарки царям соседних земледельческих и пастушеских племен, чтобы хищные туземцы воздерживались от нападений на них. Но скоро они, отчасти умственным превосходством и ловкой политикой, отчасти силой оружия и основанием колоний в землях этих племен, успели подчинить их себе. Карфагеняне привязывали к себе нумидийских царей почестями, подарками, другими средствами, между прочим тем, что выдавали за них девушек из своих знатных фамилий. Основывая свои торговые колонии, карфагеняне достигали тех же выгод. как римляне основанием военных колоний: они избавляли столицу от беспокойных бедняков, давали этим беднякам благосостояние, распространяли свой язык. свои религиозные и гражданские учреждения, свою национальность и тем упрочивали свое владычество над обширными областями. Переселенцы из Финикии усиливали ханаанский элемент в северной Африке, так что ливофиникияне, народ, произошедший от смешения колонистов с туземцами, стал преобладающим не только в приморских областях Зевгитаны и Бизакии, но и на большое расстояние от моря. Финикийские язык и цивилизация проникли далеко в глубину Ливии; при дворах царей кочевых племен говорили и писали по‑финикийски.

Ливофиникияне, жившие по всей стране в селениях и мелких неукрепленных городах, были очень полезны гражданам торговых городов приморья. Получая большой доход от земледелия, они платили Карфагену значительную поземельную подать, снабжали торговые города съестными припасами, разными другими товарами; удерживали от набегов пастушеские нумидийские племена, кочевавшие на изобильных пастбищах по склонам Атласа, приучали их к земледелию, оседлому образу жизни; составляли основную массу карфагенских войск и главный элемент поселенцев при основании колоний за морем; были носильщиками и работниками на карфагенской пристани, матросами и воинами на карфагенских кораблях. Наемные войска карфагенян набирались большею частью из ливофиникийских поселян, людей крепких, привычных выносить труды и лишения. Конницу финикиянам доставляли нумидийские племена, кочевавшие по окраинам пустыни. Карфагенские граждане составляли священный отряд, окружавший военачальников. Ливофиникийская пехота с нумидийской конницей и с небольшим числом карфагенян образовала храброе войско, хорошо сражавшееся под начальством карфагенских полководцев и в Африке, и на море, и в чужих землях. Но алчные торговцы Карфагена притесняли земледельческое и пастушеское население Африки, навлекали на себя его ненависть, которая часто проявлялась опасными восстаниями, сопровождавшимися свирепою отместкой.

Достигнув большого могущества, Карфаген легко приобрел владычество над теми финикийскими колониями, который были основаны раньше его: Гиппон, Гадрумет, Большая Лептида, малая Лептида, Фапс и другие города того прибрежья (I, 524) были вынуждены признать над собою власть Карфагена и платить ему дань; некоторые из них подчинились добровольно, другие были покорены силой; только Утика сохранила некоторую самостоятельность. Подвластные Карфагену финикийские города Африки давали ему войско и платили подати, размер которых вообще был значителен; взамен того граждане их могли приобретать земельную собственность в карфагенских владениях; браки их с карфагенскими семействами были полноправными, и сами они пользовались покровительством карфагенских законов.

Руины древнего Карфагена на холме Бирса

Мореходство древнего Карфагена

Покоряя соседние области, карфагеняне предпринимали далекие плавания, вели торговые дела в широком размере. До нас дошел греческий перевод отчета об экспедиции Ганнона, смелого карфагенского моряка, который написал на финикийском языке рассказ о своих открытиях и отдал его на сохранение в храм Баала. Он с 60 кораблями и большим числом переселенцев пустился за Геркулесовы столбы, плыл вдоль западного берега Африки, обогнул «Южный Мыс» и основал за ним пять поселений, самое южное из которых находилось на острове Керне (I, 524). Карфагеняне вели там выгодную торговлю, выменивая у гладковолосых негров того прибрежья слоновую кость, леопардовые и львиные шкуры за наряды и красивую посуду. Говорят, что карфагенянам был известен остров Мадейра, что они думали переселиться туда в том случае, если враги одолеют их на родине. Около того же времени, как совершил свое плавание Ганнон, другая торговая экспедиция карфагенян, следуя примеру тирян, пошла вдоль западного берега Ирландии (I, 527). Через посредство пастушеских племен карфагеняне вели деятельную торговлю с центральной Африкой. В нынешнем Феццане сходились караванные пути из египетских Фив, южных пустынь и Карфагена; там карфагеняне выменивали золотой песок, драгоценные камни и негров невольников на финики, пальмовое вино и соль.

Филены

После долгой борьбы с киренскими греками карфагеняне условились о том, где должна быть граница между их владениями; она была проведена через пустыню и определена очень выгодно для карфагенян, благодаря самопожертвованию Филенов, согласившихся умереть для пользы родины.

Условие состояло в том, что одновременно выйдут из Кирены и Карфагена послы навстречу друг другу, и что где они сойдутся, там и будет граница. Карфагенскими послами были два брата Филены. Они шли очень поспешно и прошли гораздо дальше, чем предполагали киренцы. Киренские послы, рассердившись и опасаясь подвергнуться наказанию на родине, стали обвинять их в обмане и наконец предложив им на выбор или быть заживо похороненными на том месте, о котором они утверждали, что тут должна быть граница, или дозволить отодвинуть ее дальше от Кирены; киренские послы вызывались сами быть похороненными на том месте, где хотели назначить границу. Филены пожертвовали жизнью для родины и были похоронены на том месте, до которого дошли. Оно и сделалось границею. Карфагеняне поставили на их, могилах «жертвенники Филенов» и соорудили памятники в честь их.

Колонии древнего Карфагена

Карфагенские владения не ограничивались африканскими землями. Когда ниневийские и вавилонские цари стали нападать на Финикию и могущество её упало, а потом персы покорили ее и принудили финикийских моряков заниматься вместо торговли службою на военных кораблях (I, 509, 534 след.), Карфаген, считая себя наследником Тира, гражданами которого был основан, присвоил себе владычество над финикийскими колониями за морем. Мы видели (I, 517 и след., 521 след.), что владычество Тира в Испании простиралось очень далеко, что граждане его добывали там драгоценные металлы, вывозили оттуда шерсть, рыбу, ловили у испанских берегов пурпурные раковины, что фарсисские корабли, нагруженные серебром, составляли гордость Тира, дивили народы, соседние с Финикией; все испанские владения Тира, имевшие своим центром богатый Гадес, подчинились Карфагену или добровольно, или по принуждению; подчинились и финикийские колонии на Балеарских и Питиузских островах. Богатство этих факторий и сокровища испанских рудников пошли теперь в Карфаген; колонии Тира в южной Испании стали, подобно африканским, платить дань, давать войско Карфагену. Покорились ему и финикийские колонии на: италийских островах. Между 550 и 450 годами начальники карфагенских флотов и войск Магон, его сыновья (Газдрубал, Гамилькар) и внуки покорили Карфагену все колонии и фактории Тира в Сардинии, Корсике, Сицилии, на Мальте и многие туземные племена этих островов. Старинная финикийская колония, на острове Сардинии, Каралис (Кальяри), была увеличена новыми поселенцами; ливийские колонисты стали возделывать плодородные прибрежные части острова, туземцы ушли в горы центральной части от рабства. С Корсики карфагеняне вывозили мед и воск; на Эльбе (Эталии), богатой железною рудой, стали добывать железо.

Когда фокеяне, бежавшие от персов, хотели поселиться на Корсике , карфагеняне, соединившись с этрусками, прогнали их (II, 387). Карфагеняне всеми силами старались не допускать своих опасных соперников, греков, селиться на прибрежьях западной части Средиземного моря и по возможности стеснять те их колонии, которые уже были основаны там. Для этого они заключили с Римом и Лациумом торговый договор, о котором мы уже упоминали; их эскадры ходили от испанских островов нападать на Массалию; одновременно с нашествием Ксеркса на Грецию, Гамилькар приплыл с громадным войском в Сицилию; эта экспедиция кончилась, как мы знаем, поражением его при Гимере (II, 513 след.). Карфагеняне имели под своею властью старые финикийские колонии в Сицилии: Мотию, Солунт и Панорм, основали там Лилибей; этот прекрасный остров, богатый хлебом, вином и оливковым маслом, имеющий такое выгодное для торговли положение, они считали чрезвычайно важным для своей торговой и колонизационной деятельности. В следующем отделе мы увидим, как упорно боролись они полтора столетия с греками за владычество над Сицилией; но прочным образом они владели только западною частью её до реки Галика; остальные прибрежные области удержали за собою греки, а в горах центральной части продолжали пасти свои стада туземцы: элимы, сиканы, сикелы, и служили наемниками то в карфагенских, то в греческих войсках. На соседних с Сицилиею, Липарских, Эгатских, других мелких островах и на Мальте, были у карфагенян пристани и склады товаров.

Карфагенское могущество

Таким образом, из тирской фактории Карфаген сделался столицею обширного государства, городом таким богатым, что едва ли прежде бывали другие торговые города равные ему могуществом. От Тингиса до большой Сирты все города и племена северной Африки повиновались ему: одни платили дань, другие давали войско, или возделывали нивы карфагенских граждан. Владея множеством городов, пристаней и укреплений по всем берегам и островам западной части Средиземного моря, карфагеняне считали ее своей собственностью и оставляли там мало простора этрусской и греческой торговле. Умея пользоваться продуктами тех стран, приобретая из них громадные богатства, они пользовались и силами туземцев для своих войн. Почти все западные племена служили под карфагенскими знаменами. Подле отрядов карфагенских граждан, блиставших богатым вооружением, ходила в битвы ливийская пехота с длинными копьями. Нумидийские всадники, одетые в шкуры, скакали на маленьких горячих лошадях и бились дротиками; испанские и галльские наемники в пестрых национальных костюмах, легко вооруженные лигурийцы и кампанцы помогали им; страшные балеарские пращники бросали своими ремнями свинцовые пули с такою силой, что это походило на действие ружейных выстрелов.

Процветание Карфагенской области

Доходы Карфагена были громадны. Малая Лептида платила ему ежегодно 365 талантов (более 500.000 рублей); из этого можно видеть, что сумма дани, со всех областей государства, достигала колоссальной цифры; кроме того, большие доходы доставляли рудники, таможенные пошлины, поземельный налог с поселян. Государственные доходы были так велики, что карфагенским гражданам не было надобности платить никаких налогов. Они пользовались цветущим состоянием. Кроме доходов от обширной торговли, от фабрик, они получали денежную плату, или часть продукта с поместий своих, лежавших в чрезвычайно плодородной стране, занимали выгодные должности сборщиков податей и правителей в подвластных Карфагену городах и округах. Описания Карфагена и его окрестностей у Полибия, Диодора и других древних писателей показывают, что богатство карфагенян было очень велико. В этих описаниях говорится, что карфагенская область была покрыта садами и плантациями, потому что везде в ней были проведены каналы, дававшие достаточное орошение. Непрерывными рядами тянулись загородные дома, свидетельствовавшие своим великолепием о богатстве владельцев. Жилища карфагенян были наполнены всяческими вещами, нужными для удобства и наслаждения. Пользуясь продолжительным миром, карфагеняне собрали огромные запасы их. Повсюду в карфагенской области было множество виноградников, оливковых рощ, фруктовых садов. По прекрасным лугам паслись стада рогатого скота, овец и коз; на низменных местностях находились огромные конские заводы. На нивах роскошно рос хлеб; особенно было много пшеницы и ячменя. Бесчисленные города и местечки благодатной карфагенской области были окружены виноградниками, гранатовыми, смоковничными, всякими другими фруктовыми садами. Повсюду было видно благосостояние, потому что знатные карфагеняне любили жить в своих поместьях и соперничали между собою заботами об их благоустройстве. Земледелие находилось у карфагенян в цветущем состоянии; они имели агрономические сочинения такие хорошие, что римляне впоследствии перевели эти книги на свой язык, и римское правительство рекомендовало их итальянским сельским хозяевам. Как общий вид страны свидетельствовал о богатстве карфагенян, так обширность и красота столицы, громадность её укреплений, великолепие общественных зданий, показывали могущество государства, мудрость и щедрость его правительства.

Географическое положение Карфагена

Карфаген стоял на мысе, соединявшемся с материком только узким перешейком; это местоположение было очень выгодно для морской торговли ж с тем вместе удобно для обороны. Берег был крутой, потопу с моря город был обведен только одной стеной, но с материковой стороны он был защищен тройным рядом стен имевших по 30 локтей в вышину и укрепленных башнями. Между стенами находились жилища для воинов, склады съестных припасов, конюшни для конницы, сараи для боевых слонов. Гавань со стороны открытого моря была назначена для торговых кораблей, а другая, называвшаяся Котоном, по имени острова, находившегося в ней, служила для военных кораблей. На острове были арсеналы. Близ военной гавани находилась площадь народных собраний. С площади широкая, застроенная высокими домами, главная улица города вела в цитадель, называвшуюся Бирсой: из Бирсы подъем в 60 ступеней вел на вершину холма, на котором стоял богатый, знаменитый храм Эскулапа (Эсмуна).

Государственное устройство древнего Карфагена

Теперь мы должны рассказать о государственном устройстве Карфагена, насколько оно известно нам по скудным отрывочным известиям.

Аристотель говорит, что в государственном устройстве Карфагена были соединены аристократические и демократические элементы, но аристократические преобладали; он находит очень хорошим то, что государством управляли у карфагенян знатные роды, по народ не был совершенно устранен от участия в управлении. Из этого мы видим, что Карфаген сохранил в общих чертах те учреждения, какие существовали в Тире и принадлежали всем финикийским городам (I, 511 и след.). Знатные роды сохраняли в своих руках всю правительственную власть, но были обязаны своим влиятельным положением не одной своей знатности, а также и богатству, личные заслуги их членов тоже имели большое значение. Правительственный совет, который греки называют герусией, а римляне – сенатом, состоял из аристократов; число его членов было 300; ему принадлежала наибольшая власть над государственными делами; комитетом его был другой совет, состоявший или из 10 или из 30 членов. В совете председательствовали два сановника, называвшееся суфетами (судьями); древние писатели сравнивают их то с спартанскими царями, то с римскими консулами; потому некоторые ученые думают, что их сан был пожизненный, а другие, что они были избираемы на год. Второе мнение надобно считать вероятнейшим: годичные выборы более соответствуют характеру аристократической республики, чем пожизненность сана. Текущими делами вероятно заведовал совет десяти (или тридцати) сенаторов при участии суфетов; римские писатели называют членов этого совета principes; важные дела были конечно решаемы общим собранием сената. Те вопросы, решение которых превышало власть сената, или по которым суфеты и сенат не могли согласиться между собою, были отдаваемы на решение народного собрания, которому, кажется, принадлежала и власть утверждать или отвергать выборы сановников и военачальников, делаемые сенатом. Но вообще говоря, народное собрание имело мало влияния. Председатели сената, суфеты. председательствовали и в суде. Были ли суфеты главнокомандующими по самому своему сану, или получали власть главнокомандующих только по особому назначению, мы не знаем; могли ли оба они отправляться в поход, или один из них должен был оставаться в городе для заведования административными и судебными делами, мы также не знаем. Военная власть главнокомандующего была неограниченная; но при заключении договоров он должен был подчиняться мнению комитета сенаторов, сопровождавшего войско. Для охранения государства от властолюбия полководцев аристократия с давнего времени учредила «Совет Ста», бывший хранителем существующего порядка, имевший право подвергать своему суду военачальников и наказывать всякие злоумышления.

В аристократических государствах всегда бывает несколько фамилий, пользующихся очень большим влиянием на государственные дела по своему громадному богатству. Если какая‑нибудь из этих фамилий приобретает особенную славу своими заслугами, имеет великих полководцев, передающих свою военную опытность детям, то она получает такое преобладание в государстве, что в ней легко могут возникать мысли о подчинении родины своему владычеству. В первой половине VI века военачальник Мальхус (Мальх), наказанный изгнанием за неудачу в войне на острове Сардинии, пошел с войском в Карфаген и распял на кресте десять сенаторов, враждебных ему. Сенат успел одолеть этого честолюбца, но можно было опасаться других таких попыток. Опасность стала особенно велика с той поры, как приобрела громадное влияние фамилия Магона, основателя могущества карфагенян на море, первого полководца, сделавшего большие завоевания за пределами Африки; его дарования были наследственными в трех поколениях его потомства. Для охранения государства от честолюбия военачальников сенат выбрал из своей среды совет Ста, которому было поручено подвергать рассмотрению действия военачальников по их возвращении с войны и удерживать их в повиновении законам. Таково было происхождение грозной коллегии, называвшейся советом Ста. Она была учреждена, как мы видим, для охранения республиканская порядка, но впоследствии стала политической инквизицией, перед деспотическою властью которой должно было преклоняться все. Аристотель сравнивает совет Ста с спартанскими эфорами . Этот совет не довольствовался тем, чтобы обуздывать злоумышления военачальников и других честолюбцев, он присвоил себе право наблюдать за образом жизни граждан. Военачальников, потерпевших неудачу, он наказывал с такой беспощадной жестокостью, что многие сами лишали себя жизни, предпочитая это его свирепому суду. Притом совет Ста и поступал очень пристрастно. «В Карфагене». говорит Ливий (XXXIII, 46) «Комитет судей» (т. е. совет Ста), избираемых на всю жизнь, действует самовластно. Имущество, честь, жизнь каждого находятся в их руках. Кто имеет своим врагом одного из них, – имеет врагами всех их, а когда судьи враждебны человеку, то не будет недостатка в обвинителях». Члены совета Ста присвоили своему сану пожизненность и упрочили свою силу тек, что сами избирали товарищем себе на вакантные места. Ганнибал при содействии демократической партии, проникнутой патриотизмом и стремившейся преобразовать государство, отнял пожизненность сана у членов совета Ста и ввел ежегодные выборы членов его; эта реформа была важным шагом к замене олигархического правления демократическим.

Религия древнего Карфагена

Как в государственном устройстве карфагеняне сохранили у себя порядок, какой существовал в Тире, так и в религии они держались финикийских верований и обрядов, хотя заимствовали у других народов некоторые божества и формы культа, родственные с привычными им. Финикийские божества природы, бывшие олицетворениями сил её, навсегда остались господствующими божествами карфагенян. Тирский Мелькарт сохранил и у карфагенян значение верховного племенного бога, как видим между прочим уже из того, что они постоянно отправляли посольства и дары в его тирский храм. В представлены о нем олицетворялись странствования народа, занимавшегося морской торговлей; он был в символическом союзе с Астартой‑Дидоной, покровительницей Карфагена; служение ему было связью, соединявшею все финикийские поселения; потому он имел высокое значение для карфагенян, и культ его был самым важным у них. Мы уже видели (I, 538 и след.), что они сохраняли во всем его ужасе страшное служение богу солнца и огня Молоху, жертвоприношения которому получили такое трагическое развитие. В национальном характере финикиян глубоко коренились контрасты сладострастия и печали, изнеженной преданности наслаждениям и способности к чрезвычайным усилиям, готовности на самоистязание, мужественной энергии и вялого отчаяния, высокомерия и раболепства, любви к изысканным удовольствиям и грубой свирепости; эти контрасты выражались в служении Астарте и Молоху; потому карфагеняне любили его до такой степени, что сладострастные обряды и человеческие жертвоприношения Молоху оставались у них в полной силе, когда в самом Тире этот разврат и это бесчеловечие уже были уничтожены влиянием персов и греков и развитием гуманности.

«Сурово и мрачно было религиозное мировоззрение карфагенян», говорит Бёттихер: «с тоскою на душе, но с принужденною улыбкой в угождение божеству мать приносила свое любимое дитя в жертву страшному идолу; таков был и весь характер жизни народа. Как религия карфагенян была жестокою и раболепною, так и сами они были угрюмы, рабски послушны правительству, жестоки с подданными и чужеземцами, надменны в гневе, робки в страхе. Гнусные жертвоприношения Молоху заглушали в них все человеческие чувства; потому неудивительно, что они с холодной жестокостью беспощадно мучили и убивали побежденных неприятелей, не щадили в своем фанатизме ни храмов, ни гробниц неприятельской земли». На острове Сардинии тоже были приносимы с принужденным смехом в жертву богу военнопленные и старики (от этого смеха некоторые производят выражение сардонический смех). Лучше было бы для карфагенян не верить ни в каких богов, чем верить в таких, говорит Плутарх, в негодовании на эти религиозные ужасы.

Богослужебные обряды у карфагенян были так же неразрывно соединены со всеми делами политической и военной жизни, как у римлян. Военачальники приносили жертвы перед сражением и во время самого сражения; при войске находились истолкователи воли богов, которой надобно было повиноваться; трофеи побед были приносимы к храмы; при основании новой колонии прежде всего сооружали храм божества, которое будет покровителем её; при заключении договоров призывались в свидетели высшие божества, и в особенности божества огня, земли, воздуха, воды, лугов и рек; в честь людей, оказавших великие услуги отечеству воздвигались жертвенники и храмы; так например, Гамилькар, принесший себя в битве при Гимере в жертву богу огня, братья Филены, Алет, открывши серебряную руду в Новом Карфагене, чтились, как герои, и были поставлены храмы в жертвенники им. Как в Тире, так и в Карфагене верховный жрец был после главных правителей государства первым сановником.

Характер карфагенян

Обозревая учреждения и нравы карфагенян, мы видим, что они довели до крайнего развития черты общего характера семитического племени и в особенности финикийской отрасли его. У всех семитов резко проявляется эгоизм: он выказывается и в их склонности к приобретению прибыли торговлей и промышленностью и в их раздробленности на мелкие замкнутые государства, роды и семейства. Он благоприятствовал развитию энергии и мешал возникновению восточного деспотизма, при котором личность поглощается всеобщий, порабощением; но он направлял мысли исключительно на заботы о реальной жизни, отклонял от всяких идеальных и гуманных стремлений, часто заставлял жертвовать благом общества для выгод партии, или для личных интересов. У карфагенян было много качеств, достойных высокого уважения; отважная предприимчивость привела их к великим открытиям, нашла торговые пути в далекие неведомые страны; их практический ум усовершенствовал изобретения, сделанные в Финикии, содействовал тем развитию человеческой культуры; их патриотизм был так силен, что они охотно приносили все в жертву блага родины; их войска были устроены прекрасно; их флоты владычествовали на западных морях; их корабли превосходили все другие величиною и быстротой; их государственная жизнь была благоустроеннее и прочнее, чем в большей части других республик древнего мира; города и селения их были богаты. Но с этими почтенными качествами соединялись у них большие недостатки и пороки. Завистливо они старались всяческими средствами, и силой, и хитростью, устранить другие народы от участия в их торговле и, злоупотребляя своею силою на море, нередко занимались пиратством; они были до безжалостности суровы к своим подданным, не давали им извлекать никакой выгоды из побед, одержанных при их содействии, не заботились привязывать их к себе хорошими, справедливыми отношениями; они были свирепы к своим рабам, бесчисленное множество которых работало на их кораблях, в их рудниках, в их торговых и промышленных занятиях; они были суровы и неблагодарны относительно своих наемных войск. Государственная жизнь их страдала аристократическим деспотизмом, соединением нескольких должностей в одних руках, продажностью сановников, пренебрежением к общему благу из-за выгод партии. Богатство и врожденная склонность к чувственным наслаждениям произвели у них такую роскошь и безнравственность, что все народы древнего мира порицали их разврат; развиваемый их религиозными обрядами, он доходил у них до гнусностей. Одаренные сильным умом, они употребляли свои способности не столько на разработку науки, на литературную и художественную деятельность, сколько на придумывание хитростей, на приобретение себе выгод обманом. Они так эгоистически пользовались во вред другим врожденною всем семитическим народам проницательностью и гибкостью ума, что выражение «пуническая», т. е. карфагенская «добросовестность» вошло в поговорку, для обозначения бессовестного коварства.

Литература и наука древнего Карфагена

К идеальным целям они не стремились, не ценили высших умственных деятельностей; не создали культуры, как греки, не создали законного государственного порядка, как римляне, не создали астрономии, как вавилоняне и египтяне; даже в технических искусствах они, кажется, не только не превзошли тирян, но и не сравнялись с ними. Быть может, их литература не была так ничтожна, как это кажется при погибели всех её произведений; быть может, они имели хорошие книги, уничтоженные страшными военными бурями, опустошившими карфагенскую страну; но самый тот факт, что погибла вся карфагенская литература, доказывает, что она не имела большого внутреннего достоинства; иначе не исчезла бы вся она почти без следа в такие времена, которые далеко не были лишены умственных интересов, сохранилось бы от неё больше, чем отчет об экспедиции Ганнона в греческом переводе, трактат Магона о сельском хозяйстве и неопределенные известия о том, что римляне отдали своим союзникам, туземным царям, карфагенские книги исторического содержания и некоторые другие литературные произведения. Область поэзии была чужда карфагенянам, философия была для них неведомою тайной; искусство у них служило только роскоши и блеску. Заботясь исключительно о реальной жизни, они не знали высших стремлений, не знали душевного спокойствия и счастья, какое доставляет любовь к идеальным благам, не знали вечно юного царства фантазии, не разрушаемого никакими ударами судьбы.

Посещение развалин Карфаген - одна из самых главных экскурсий в Тунисе. Собственно, на территории этой страны Карфаген – единственная древнейшая достопримечательность. Правда, на сегодняшний день для туристов доступны только развалины терм, которые одновременно служили публичным домом для воинов. Тем не менее, посетить руины, сделать фотографии и приобщиться к древнейшей культуре все же стоит. А если попадется хороший русскоговорящий гид, он расскажет интереснейшую историю и легенды Карфагена живо, с юмором и с обязательной долей гордости за свою страну.

Карфаген – древнее финикийское государство, существовавшее в 814-146 г.г. до н.э. Оно было основано на 70 лет раньше, чем Рим! Столицей государства являлся город Карфаген. С финикийского языка это название переводится как «новый город». Однако его жители разговаривали на пуническом языке. Карфаген считался самым могущественным государством на территории Западного Средиземноморья на протяжении нескольких столетий. Но достоверной информации о нем очень мало, поскольку вся она получена от враждебных Карфагену народов. Письменных источников нет, есть только предания о карфагенских полководцах и мореплавателях: Ганнибале и Гамилькаре. И, конечно же – об основательнице государства царице Элиссе (Дидоне).

Элисса

В древности на территории нынешнего Ливана был расположен финикийский город-государство Тир. После смерти царя трон достался совершеннолетней принцессе Элиссе и ее брату, малолетнему принцу Пигмалиону. Но по факту государством правил муж Элиссы Сихей. Повзрослевший Пигмалион приказал убить правителя, а его сестра, опасаясь участи мужа, бежала из Тира.

Корабли принцессы подплыли к берегам Северной Африки, и Элисса задумала обосноваться здесь. Она предложила ливийскому царю драгоценный камень в обмен на подходящий участок земли. Приняв камень, хитрый царь разрешил принцессе занять землю, по площади равную шкуре быка. Но Элисса его перехитрила. Она велела разрезать шкуру на шнуры, растянула их и огородила огромную территорию.

Царь изумился ее находчивости, к тому же принцесса ему очень понравилась, поэтому он распорядился отдать ей во владение огороженный участок. На этом месте построили цитадель под названием Бирса (шкура), а затем на холме и прилегающем к нему морском берегу возник город Карфаген с выходами к морю на юге и севере. Такое расположение города позволило ему стать лидером морской торговли, поскольку все суда, пересекающие Средиземное море, шли между Сицилией и тунисским побережьем.

Кстати, жители города, как и основательница, славились деловой хваткой. Они построили верфи, искусственный порт, две части которого соединили узким каналом, благодаря чему город стал крупнейшим торговым центром своего времени. Карфаген стал монополистом в сфере ввоза металлов. В черте города вырыли две искусственных гавани. Одна предназначалась для коммерческой торговли, другая – для военного флота. В нее вмещалось 220 военных кораблей!

На перешейке, разделявшем гавани, соорудили огромную башню и окружили ее массивной стеной протяженностью 37 км. Высота городских стен на некоторых участках достигала 12 м. Крепостные стены надежно защищали город со стороны моря, а монополия на торговлю поддерживалась с помощью наемного войска и мощного флота.

Кроме этого, карфагеняне сажали оливковые рощи, выращивали пшеницу, ловили рыбу, разводили сады, разбивали виноградники, строили дома, занимались наукой, изобретали различные механизмы, писали книги. Знаменитое стекло и великолепные пурпурные ткани были известны далеко за пределами Карфагена! И кстати, именно финикийцы изобрели 22 буквы, впоследствии ставшие основой латинского и греческого письма.

Карфаген был разделен на четыре идентичные жилые области. Цитадель Бирса стояла в центре. В городе были другие башни, культовые места, муниципалитет, рынки, театр и огромное кладбище.

А судьба Элиссы сложилась трагически. Ливийский царь во что бы то ни стало хотел заполучить ее в жены, в противном случае грозился уничтожить Карфаген. Принцесса вынуждена была согласиться, но при условии, что царь ни при каких обстоятельствах не будет покушаться на ее город. После свадебной церемонии гордая царица, не пожелавшая быть женой нелюбимого мужчины, сбросилась с крепостной стены. А Карфаген остался… Он считался одним из самых больших городов древности!

Религия

От финикийских предков карфагеняне унаследовали ханаанскую религию. Главным божеством являлся Ваал Хаммом. Считалось, что жители Карфагена ежегодно приносили жертвы в храме Мелькарта в Тире. Согласно легендам, карфагеняне резали рабов на алтарях и даже приносили в жертву детей – первенцев знатных семей, считалось, что так можно было умилостивить богов, но это известно лишь по свидетельствам врагов государства, а верить им на 100 % вряд ли можно. К тому же римляне всегда выставляли своих врагов дикарями.

Некоторые историки утверждают, что детей, родившихся в Карфагене мертвыми, хоронили не в некрополе, а на отдельном кладбище, которое археологи обозначили как место жертвоприношений, поскольку там же были найдены останки жертвенных животных. Также не нашла документального подтверждения легенда о том, что карфагеняне в каждой семье приносили в жертву первого рожденного мальчика.

Возможно, не последнюю роль в нагнетании ситуации сыграли христианские священники, которые весьма негативно относятся к язычеству, поэтому потчуют прихожан страшными легендами о жертвоприношениях. Однако не подлежит сомнению тот факт, что в жертву богам приносили военнопленных. Но делали это не карфагеняне, а финикийцы на стенах Тира при осаде города греко-македонскими войсками в IV веке но н.э. От такой жестокости стынет в жилах кровь, но это – история.

Расцвет Карфагена

После смерти Элиссы монархия в Карфагене была упразднена, и он стал олигархической республикой. Карфагеняне породнились с местными жителями и стали называться не финикийцами, а пунийцами. Власть принадлежала аристократии. Высшим органом был совет старейшин, сначала состоящий из 10, а позднее – из 30 человек. Формально значительную роль играло народное собрание, но по факту к нему обращались редко.

Затем, чтобы противостоять желанию некоторых родов получить полную власть, в Карфагене создали совет судей, состоящий из 104 человек. Его задача – вершить суд над власть имущими по истечении их полномочий. Но со временем совет судей сам стал сосредоточением власти. Исполнительной и высшей судебной властью считались два суффета, голоса в которых ежегодно открыто покупались. Совет 104 назначался пентархиями – специальными комиссиями, состоящими из людей, принадлежащих к знатным родам. Главнокомандующего избирал совет старейшин на неопределенный срок и наделял его широчайшими полномочиями. Чиновники выполняли свои обязанности бесплатно.

Народы, населявшие Карфаген, имели неодинаковые социальные права. На самой нижней ступени находились ливийцы. Они платили наиболее высокие налоги и набирались в армию. Сицилийские жители сикулы были ограничены «сидонским правом». В то же время они могли свободно торговать. Полными гражданскими правами пользовались выходцы из присоединенных к Карфагену финикийских городов. Народы, не принадлежащие к финикийцам, также были ограничены «сидонским правом».

Армия

В армии Карфагена главным образом служили наемники. В основе пехоты были африканские, галльские, греческие и испанские наемники. Знатные карфагеняне служили в тяжеловооруженной коннице, которая называлась «священным отрядом». В античности искусными всадниками считались нумедийцы. Они, а таке иберийцы, составляли основу наемной кавалерии. Легкую пехоту образовывали иберийцы, цитратии и балеарские пращники, тяжелую – скутатии. Также высоко ценилась испанская тяжелая кавалерия.

Племена кельтиберов использовали в бою длинные двухлезвийные мечи. Важную роль играли слоны, их насчитывалось около 300 голов. Технически армия была оснащена баллистами, катапультами и другими орудиями. К концу существования Карфагена главнокомандующий избирался войском, что говорит о монархических тенденциях.

Ко времени пунических войн усилилась демократическая оппозиция, но она не успела сыграть решающую роль в переустройстве Карфагена. Несмотря на коррупционность системы, страна имела колоссальные государственные доходы, которые позволяли ей успешно развиваться. К тому же, несмотря на то, что в Карфагене фактически правила олигархия, решения принимались плебсом – народом.

Карфагенские купцы постоянно завоевывали новые рынки сбыта. В 480 году до н.э. мореплаватель Гимилькон дошел до британского Корнуолла, богатого оловом. Спустя 30 лет выходец из известной карфагенской семьи Ганнон возглавил большую экспедицию. На 60 кораблях плыли 30 000 мужчин и женщин. Они высаживались в разных частях побережья и основывали новые колонии. Считается, что Ганнон мог достичь Гвинейского залива и берегов Камеруна.

После того, как финикийское влияние на западе Средиземного моря ослабло, Карфаген переподчинил себе бывшие финикийские колонии, подчинил Южную Испанию, Корсику, Сицилию, Сардинию, Северную Африку и к III веку до н.э. стал крупнейшим государством Западного Средиземноморья. Карфагенские боевые галеры и торговые парусники ходили по Атлантическому океану, достигая берегов Ирландии, Англии и Камеруна.

Карфаген считался вторым по богатству государством, после Персии, и первым по военной мощи. К тому времени влияние Греции, которая была постоянным врагом Карфагена, значительно уменьшилось. Зато сильной державой становился Рим.

Ведя рассказ о Карфагене, нельзя не упомянуть Ганнибала. Он был сыном Гамилькара Барка. Воспитанный в духе ненависти к Риму, став военачальника, Ганнибал сам стал искать повода для войны.

В 218 году до н.э. Ганнибалом был захвачен испанский город Сагунт – союзник Рима. Карфагенский главнокомандующий повел армию на территорию Италии в обход через Альпы. Он одержал победы при Требии, Тицине иТразименском озере. А 216 году до н.э. Ганнибал сокрушил римлян при Каннах, в результате к Карфагену присоединилась значительная часть Италии, в том числе второй по значению город – Капуи.

Падение Карфагена

После серии Пунических войн против Римской империи Карфаген потерял свои завоевания и в 146 году до н.э. был разрушен и стал провинцией Африки. Марк Порций Катон в римском сенате неоднократно повторял ставшую знаменитой фразу «Карфаген должен быть разрушен!», и он добился своего. Город был взят приступом римскими войсками под предводительством Эмилиана Спициона, который, глядя на гибель могущественной державы, плакал. Избежавшие гибели 55 000 карфагенян были проданы в рабство. После смерти Юлия Цезаря здесь была основана колония.

Согласно легенде, плодородные земли Карфаген были засыпаны солью, и на них долго ничего не могло расти. С тех пор рассыпать соль в Тунисе до сих пор считается очень плохой приметой. Также победители забрали в Карфагене все золото и драгоценности, а город сожгли. В результате пожара погибла знаменитая карфагенская библиотека и исчезли все хроники о пунических войнах.

Город, ранее властвовавший над половиной античного мира, превратился в руины. Вместо дворца адмирала карфагенского флота остались обломки колонн и блоков желтого камня. От фундамента храма богов и акрополя остались груды камней.

В 420-430-х г.г начались сепаратистские мятежи, произошел захват земель германским племенем вандалов, и Западная Римская империя утратила контроль над провинцией. Карфаген стал столицей государства вандалов.

Затем, после того как Северную Африку завоевал император Византии Юстиниан, Карфаген превратился в столицу Карфагенского экзархата, но после завоевания арабами окончательно потерял свое значение.

Историческая оплошность заключается в том, что, поскольку римляне и карфагеняне не заключали мирный договор вследствие разрушения Карфагена, третья Пуническая война с юридической точки зрения продолжалась 2131 год. Только 2 февраля 1985 года мэры Рима и возродившегося Карфагена подписали договор о мире и взаимном сотрудничестве.