Работа логопеда в условиях инклюзивного образования. Специфика работы учителя-логопеда в условиях организации инклюзивной практики в доу. Диагностическое направление работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»
Симферопольского района Республики Крым
Доклад к педагогическим чтениям
«Специфика работы
Диагностическое
Определение уровня речевого и психологического ;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающее
Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;
Аналитическое
Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболеепострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – тическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:
Формирование стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, .
Педагогические технологии:
Способы реализации |
|
Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера. |
|
Информационно - компьютерного обучения | Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. |
Опережающего обучения | Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. |
Игрового обучения | Основывается на том, что основными детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, кубиков, мозаики для автоматизации и звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов. |
Здоровьесберегающие технологии | Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т. д. |
- Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).
Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:
В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
В подборе дидактических и методических материалов.
В ведении документации.
Консультативно-просветительское направление
работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;
· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.
Заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);
Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.
Видеоувеличитель (дляслабовидящих) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.
Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.
Беспроводной ресивер.
Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.
- Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха . Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.
Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.
- Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
- Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.
Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.
Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).
Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.
Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:
Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Логопедическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ
в условиях
инклюзивного образования
Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»
Вахрушева Татьяна Николаевна
Учитель-
Педагог-психолог
логопед
ПМПк
Социальный
педагог
Учитель
Медицинский работник
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
Задачи :
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.
Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Задачи :
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Задачи:
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Направления деятельности учителя-логопеда:
2. Коррекционно-развивающее
1. Диагностическое
4.Консультативно-просветительское
3. Организационно-методическое
5.Профилактическое
Диагностическое направление работы:
1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)
2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Организационно-методическое направление:
Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ
Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Подбор дидактических и методических материалов
Ведение документации
Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
- Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
- Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
- Беспроводной ресивер;
- Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
- Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
- Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
- Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
- Компьютерная программа для коррекции ОНР;
- Аппарат «Монолог» для коррекции заикания
Информационно-методическое обеспечение:
http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)
Спасибо за
внимание!
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями - логопедами в дошкольных учреждениях п. Чегдомын, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.
По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем - логопедом МБОУ ЦДиК в школах п. Чегдомын, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Совместное сопровождение ребенка учителем - логопедом и педагогом психологом
Диагностическое
Определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно - развивающее
Личностно - ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;
Аналитическое
Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно - развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР - III уровня состоит из трех модулей:
- Формирование фонетической стороны речи.
- Совершенствование лексико - грамматических представлений.
- Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой - то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно - логопедического обучения.
6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
Для реализации личностно - ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно - логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 - 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Педагогические технологии:
Образовательная технология |
Способы реализации |
Диалогового обучения |
Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера. |
Информационно - компьютерного обучения |
Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. |
Опережающего обучения |
Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. |
Игрового обучения |
Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов. |
Здоровьесберегающие технологии |
Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д. |
Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.
Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.
Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.
Функции учителя-логопеда:
- разработка индивидуальных образовательных программ;
- отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей.
Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:
Цель :
- исправление недостатков устной и письменной речи.
Задачи :
- Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:
- профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
- развитие графо - моторных навыков, зрительно - моторного слежения, пространственных, временных представлений;
- отработка артикуляционно - фонетической стороны речи;
- развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
- постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
- дифференциация звуков и букв в письменной речи;
- закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
- расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
- работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
- работа над связной устной и письменной речью;
- автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:
- коррекцию на фонетическом уровне;
- исправление акустических дисграфий;
- фонематический анализ слов;
- формирование фонематического восприятия;
- дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
- коррекционную работу на лексическом уровне;
- выявление активного словарного запаса учащихся;
- слоговой анализ и синтез слов.
- предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
- дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.
Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.
Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями . Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.
Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.
Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.
Иванова Н.Б.,
учитель-логопед
Выступление на совещании заместителей директоров общеобразовательных организаций
Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
в условиях инклюзивного образования»
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Цель деятельности учителя-логопеда - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие
задачи
:
Проведение логопедического обследования с целью определения
структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
логопедического заключения.
Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.
Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
(с использованием программного материала учебных дисциплин
гуманитарного цикла).
Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
Разработка предложений по повышению эффективности
диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы.
Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
умений.
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:
Диагностическое;
коррекционно-развивающее;
организационно - методическое;
консультативно-просветительское;
профилактическое.
Диагностическое направление работы
Первичное логопедическое обследование
(проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Промежуточное логопедическое обследование
предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее
скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную
программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать
внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как
в устной, так и в письменной речи).
Итоговая диагностика
представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее
сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающее направление
работы учителя-логопеда
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с
учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры
дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в
индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:
В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
В подборе дидактических и методических материалов.
В ведении документации.
Консультативно-просветительское направление
работы включает:
Консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;
консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.
Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);
Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих
) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал.
Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту.
Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.
Видеоувеличитель (для слабовидящих ) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.
Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.
Беспроводной ресивер.
Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.
Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.
Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).
Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.
Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:
Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.
Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.
Используемые интернет-ресурсы:
http :// www . inclusive - edu . ru / (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)