Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе Дифференциров

Сборник заданий на тему «Использование дифференцированной технологии в начальной школе»

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сборник, где раскрывается принцип дифференцированной технологии. Цель: обучение каждого ребенка на уровне его возможностей, способностей и особенностей.

Сборник заданий на тему
«Использование дифференцированной технологии в начальной школе»

Пояснительная записка
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.
Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век. Для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».
Данный сборник предназначен как для учителей начальных классов, так и для студентов-практикантов, обучающихся в педагогических заведениях.

Конспект урока математики с использованием дифференцированной технологии «Решение задач»
Класс: 2
Тема: «Решение задач».
Цель: Закрепление умения решать текстовые задачи.
Задачи:
1. Закрепить умения решать уравнения; повторить знания о периметре, формуле его нахождения;
2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и умение рассуждать; логические действия анализа, синтеза, обобщения; развивать познавательную сферу: долговременную память, произвольное внимание.
3. Воспитывать самоконтроль, самостоятельность.
Ход урока
1. Орг. момент
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- О каком времени года говорится в загадке?
- Вместе с осенью мы отправимся по её владениям. А полетим мы на листиках и понесёт их ветер. (Берёзовый лист – высокий уровень, кленовый – средний уровень, дубовый – низкий уровень)
2. Устный счёт
1. “Собери грибы”.
Ср.ур. 40:5 9 3 8 4 35:7 27:9
Н.ур. 6 3 5 5 24:4 15: 3 6 4
(Дети высокого уровня проверяют правильность ответов )
Задание на внимание
Вот забавная таблица,
На таблице только листья.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись, довольно просто
До конца распутать нить,
И листок – где знак вопроса, -
Поразмыслив начертить.

А какой бы ответ получился, если это были бы не цепочки, а числовые выражения?
(Дети низкого уровня сначала повторяют правило порядка действий)
Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
3. Закрепление пройденного материала.
- Заглянем в осенний сад и решим задачу.
1. Решение задач. (устно).
(С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? Во сколько раз меньше …?)
- Сколько вы видите задач? (2)
- Чем отличаются эти задачи? (Вопросами)
- Как узнать “на сколько больше”? (Действием вычитания)
- Во сколько меньше? (Действием делением)
- А теперь вместе с осенью отправимся в огород.
2. Решение задач. №2,
(Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила? Измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.)
В.ур. - решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.
Ср.ур . – решают задачу самостоятельно.
Н.ур. – решают задачу с учителем.

4. Повторение пройденного материала.
- Полетим в осенний лес и посмотрим, как лесные жители готовятся к зиме.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в лесу орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка)
“В гостях у белочки” - решаем уравнения.
Н.ур. - Реши уравнение: х +5= 15
Ср.ур . – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
В.ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25: х = 5
9 + х = 59
“В гостях у пчёлки”.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

Расстояние между двумя муравейниками 12 метров. Муравей выполз из одного муравейника и направился к другому. Преодолев половину всего пути, он нашёл соломинку, взял её и возвратился в свой муравейник. На каком расстоянии от муравейника он нашёл соломинку? Сколько метров прополз муравей?
“В гостях у медведя”.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 см, а ширина 3 см. Но вот беда: не может он найти периметр.
Н.ур. - найти периметр самым простым способом.
Ср.ур. – найти периметр разными способами.
В.ур. – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
“В гостях у ёжика”.
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?..
Хозяин предлагает вам решить примеры. (Самостоятельная работа: кто больше решит примеров за 5 минут)
15 + 76
93 – 38
47 +29
71 – 5
5. Итог урока.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии.
- Какие были трудности?
- Что вам больше всего удалось?

Задания, основанные на характеристике таксономии целей Б. Блума
***
Класс: 4.
Тип урока: изучение нового
Тема: Начало истории человечества.
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о первобытном этапе в развитии человечества.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о зарождении человеческого общества;
2. Развивать умение делать обобщающие выводы;
развивать умения выделять общие и существенные признаки;
3. Воспитывать взаимоуважение (умение работать в паре);
воспитывать положительную мотивацию к предмету.

Задания:
Знание:

Что вы знаете о первобытном периоде?
Понимание:
Расскажи своими словами о жизни первобытных людей.
Применение:
Найди одно неверное утверждение о первобытном периоде и отметь его знаком «-». Дай объяснение.
Анализ:
Прочитай о внешности первобытного человека в учебнике.
Синтез:
Найди сходства и отличия первобытного человека от современного.
Оценка:
Оцени свою работу во время урока.

***
Предмет: Математика
Класс: 4 б
Тип урока: закрепление изученного
Тема урока: «Решение задач на движение»
Цель урока: Закрепление знаний учащихся связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием) с помощью решения задач на движение.
Задачи урока:
1) Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение;
отрабатывать вычислительные навыки;
2) Развивать умение решать задачи на движение;
развивать умение работать со схемами;
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
3) Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.


Задания:
Знание:

Какие формулы нахождения величин при решении задач на движение вы можете назвать?
Понимание:
Я буду читать вам определения, а вы поднимать синюю карточку, если согласны, и красную, если утверждение не верно:
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время!
Чтобы найти скорость, надо из расстояния вычесть время.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделит на время.
Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость.
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Применение:
Реши задачу:
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа.
Анализ:
Расскажи, что означает каждое выражение к задаче.
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина, скорость которой была больше скорости автобуса. Через 3 часа легковая машина опередила автобус на 60 км. С какой скоростью она ехала?
а) 70*3; б) 70*3 +60; в) (70*3+60):3; г) 60:3; д)70+60:3.
Синтез:
Составь краткую запись к задаче и составь план её решения.
Оценка:
Выполнение теста. Оцените свою работу. Если 5 верных ответов – оценка «5», если 4 верных ответа – оценка «4», если 3 – оценка «3», если менее 3 правильных ответов – оценка «2».

Тесты по уровням обучения В. П. Беспалько.
***
Класс: 2
Тема: «Живое и неживое».
Тест на узнавание
Цель:
Определите, что относится к живым организмам. Дайте один вариант ответа:
А) стол
Б) велосипед
В) гриб
Г) облако
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме живое и неживое.
Вставьте пропущенные слова в следующих определениях
Камни, реки, горы, озёра существуют в природе очень давно. Гвозди, автомобили, самолёты и множество других вещей люди придумали и сделали сами. Всё это … предметы. Цветок, собака, гриб и стрекоза – … организмы, и они очень интересны.

Цель: формирование умения классифицировать живое и неживое, правильно строить высказывание.
Назовите пример живого организма и неживого предмета. Объясните свой ответ.
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности между живыми организмами и неживыми предметами.
Как ты думаешь могут ли живые организмы превратиться в неживые? Если да, то как это происходит (пример) и как этого избежать? Если нет, то почему?

***
Класс: 3
Тема: «Родовые окончания имён прилагательных».
Тест на узнавание
Цель: проверка знаний по теме имя существительное.
Прочитайте слова:
родной, далекий, близкий,
чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
веселый, ласковый, забавный.
Какой частью речи являются данные слова:
А) Существительным
Б) Глаголом
В) Наречием
Г) Прилагательным
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме прилагательное.
Вставь пропущенные слова:
Прилагательное – это … часть речи, обозначающая … предмета и отвечающая на вопрос «… ?», «… ?»,«… ?»,«… ?», «… ?».
Тест продуктивной деятельности
Цель: формирование умения определять род имени прилагательного.
Спиши, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Укажи род.
Горяч.. топлён.. молоко (. р.), вкусн.. свеж.. хлеб (. р.), сладк.. сочн.. яблоко (. р.), ароматн.. зрел.. земляника (. р.).
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности родовых окончаний имён прилагательных, через конструирование словосочетании.
Придумайте к данным именам существительным прилагательное и запишите полученные словосочетания. Выделите окончание имени прилагательного и укажите род прилагательного.
Платье, туман, небо, лицо, учебник, лето, вода, костюм, лес.

Задания по показателям степени обученности по В. П. Симонову.
***
Класс: 4
Тема: «Жизнь пресного водоёма»
Различение
Цель: узнавание растений и животных, которые обитают в водоёмах.
Подпиши названия растений и животных под изображениями.
Запоминание
Цель: проверка знаний экологической грамотности учащихся.
Расскажи правила поведения у водоёма?
Понимание:
Цель: формирование умения аргументировать свой ответ.
Скажи как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Зачем это нужно делать?
Применение:
Цель: формировать умение применить знания на практике в простейших примерах.
Что такое природное сообщество? Напишите признаки и примеры природных сообществ.
Перенос
Цель: формировать умение творчески применять полученные знания на практике.
Изобразите, как вы представляете себе природное сообщество – водоём.

***
Класс: 2
Тема: «Сложение и вычитание».
Различение
Цель: проверка знаний об однозначных числах и двузначных числах в пределах 20.
Назови в данном числовом ряду однозначные числа? Двухзначные числа?
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Запоминание
Цель: проверка знаний о правилах при сложении и вычитании.
Какое правило, мы используем при решении этих математических выражений?
12 – 3 – 5; 12 – (3+5)
Понимание
Цель: формирование умения аргументировать вой ответ.
Назови изученное правило и приведи пример к данному правилу.
Применение
Цель: формирование умения решать математические выражения рациональным способом.
Реши математическое выражение удобным способом.
7 + 3 – 4 ; 7 + 3 + 4
(9 +6) – 5 ; (9 – 5) +6

Перенос
Цель: умение творчески применять полученные знания на практике.
Придумай задачу к данной схеме.

Дифференцированное обучение- форма организации учебного процесса.

Дифференциация- создание разнообразных условий для обучения (один из путей индивидуального подхода)

Технология уровневой дифференциации в начальной школе

«Каждый ребенок от природы наделен способностями

практически ко всем видам человеческой деятельности:

к овладению естественными и гуманитарными знаниями,

к изобразительному искусству, музыке и т.д.

Важно только в процессе обучения развить эти способности.»

Гончарова Л. В., канд. пед.наук

Наша современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа - в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
(слайд 2) В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Личностно-ориентированное обучение

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Технологию уровневой дифференциации

Игровые технологии

Коллективную систему обучения

Технологию проектной деятельности

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблема прочности знаний решается через технологию уровневой дифференциации.

История развития технологии

Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в

20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения. В конце 50-х начале 60-ых гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и внутри нее индивидуальный подход к школьникам.

(слайд 3) В наше время ТУД обучения разработана Фирсовым Виктором Васильевичем - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва.

Концептуальные положения по В.В.Фирсову:

. Мотивация, а не констатация.

. Предупредить, а не наказать незнание.

. Признание права ученика на выбор уровня обучения.

. Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

. Ученик должен испытывать учебный успех.

(слайд 4) Уровневая дифференциация - технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС

Новые образовательные стандарты устанавливают требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений.

Целью обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Положение ФГОС : «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития»

Конвенция о правах ребёнка:

« Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»

Как нет на лугу двух одинаковых цветочков, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.

Средний темп работы, выбираемый учителем на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности физическим развитием.

(Слайд 5) В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

всеобщая талантливость - нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом

взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

(Слайд 6) Аспекты технологии (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.

1.Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся.

2.Группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей.

3.Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. В школах эта проблема решается по-разному и далеко не всегда лучшим образом.

Прежде всего при разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Поэтому, как показывает опыт, разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдений, как минимум в течении года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов.

По результатам диагностирования класс можно разделить на

3 основные группы : (слайд7)

1 группа - обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

2 группа - обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

3 группа - обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Задание дается гомогенной (Гомогенная группа это группа, в которой все члены имеют между собой много общего) группе (от 2 до 4 -х человек) , а не отдельному ученику . В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностям

Осуществляя дифференциацию, нужно руководствоваться следующими требованиями : (слайд 8)
. создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
. активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
. обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Формы работы в рамках технологии (слайд 9)
Для разноуровневого обучения используют:

Контрольные и самостоятельные работы разного уровня сложности

Задания для индивидуальной работы, с учётом

выбранного учеником уровня сложности

Задания-схемы, карточки-информаторы («помогайки») для самостоятельного усвоения нового или закрепления пройденного материала, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
. Альтернативные задания для добровольного выполнения
. Задания, помогающие в овладении рациональными

способами деятельности

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Перед дифференцированием домашнего задания, ставятся такие цели:

Восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;

Оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

Расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Вывод

(слайд 10) Использование технологии уровневой дифференциации

даёт возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя

в выборе методов, средств и форм обучения.

Использование технологии уровневой дифференциации обучения в своей практике в начальных классах.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?

Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.

Технология– это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

В своей практике я использую следующие технологии:

1.Игровые технологии

2.Технология групповой деятельности

3.Компьютерная информационно-коммуникативная технология

4.Проблемно-диалогическая технология

5.Технология уровневой дифференциации обучения

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Технология уровневой дифференциации обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

    Выявление отставаний в ЗУН;

    Ликвидацию их пробелов;

    Устранение причин неуспеваемости;

    Формирование интереса и мотивация к учебе;

    Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, я, руководствуюсь следующими требованиями:

    создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

    активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

    обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения использую:

    Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

    Альтернативные задания для добровольного выполнения

    Задания, содержание которых найдено учеником

    Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Русский язык. В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

1-й уровень «А»

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень «В»

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень «С»

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика. Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

3-й уровень «С»

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень «В»

Составь обратную задачу

1-й уровень «А»

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

3-й уровень «С»

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=

2-й уровень «В»

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень «С»

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3

1-й уровень «А»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2.Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень «В»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень «С»

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Окружающий мир. Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке,

Дифференцированное обучение в начальной школе.

Обучение детей, различных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям – сложная задача, стоящая перед нами, учителями. Решить невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

- с уровнем работоспособности и темпом учащихся;

- с особенностями восприятия, памяти, мышления.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой работы представлен в нескольких вариантах по уровню сложности. Дети в классе уже заметили, что 1вариант легче 2-го и 3-го.

Использование дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Различные приемы дифференциации могут быть использованы на уроке математики, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, можно дифференцировать по:

1. степени самостоятельности учащихся;

2. характеру помощи учащихся;

3. форме учебных действий.

по уровню творчества . Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий. Например:

· поиск закономерностей;

· классификация математических объектов;

· преобразование математического объекта в новый;

· задания с недостающими или лишними данными;

· выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

· самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

· нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить задания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Например.

Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы:

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-ой группы:

Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы:

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ предполагает следующие виды усложненных заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение математического материала (однозначные, двузначные числа);

· увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

· использование обратного задания вместо прямого;

· использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

Например. Найдите значение выражений.

1-я группа. 2-я группа. 3-я группа.

28:2+3 28:2+56:8 28:2+(50+6):8

45-7·3 5·9-7·3 (35-30)·9-7·3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

1-я и 2-я группа. Сравните числа: 3-я группа.

54 и 7 63 и 64 КС и Н К3 и К4

9 и 26 52 и 32 9 и РС 5Н и 3

Это задание требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.

Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

В качестве дополнительных можно предложить творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

Например: основное задание: «Найдите значения выражений».

15-7 14-9 16-9

13-8 12-6 11-8

Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы 2-я группа детей начала работать самостоятельно. Ученики 1-й группы выполняют все задания под руководством учителя. Этап поверки проводится фронтально. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем учащимся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

· помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

· помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций).

Остановлюсь более подробно над особенностями работы с карточками-помощницами.

Учащимся 3-й группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня . Карточки-помощницы могут быть одинаковыми для всех, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи:

· образец выполнения задания: показ образца рассуждения и оформления;

· справочные материалы: правила, формулы; таблицы единиц длины и т.п.;

· алгоритмы, памятки, планы, инструкции;

· наглядные опоры, иллюстрации, модели;

· дополнительная конкретизация задания;

· вспомогательные вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

· план решения задачи;

· начало решения или частично выполненное решение.

Например.Задача. «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»

Покажу, как проводится самостоятельная работа над этой задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

Дифференциация работы по форме учебных действий . При организации работы с математическим материалом детям, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например, шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей. При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстрации в учебнике или на доске, а другим необходимо выполнить операции со счетными палочками.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Домашние задания на уроках также можно дифференцировать. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению определенными навыками.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Первая группа заданий традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению предмета.

Все эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов в субъекты, а все в целом – активизировать познавательную деятельность учащихся.

Абдуллина Регина Рашитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ УЛ г.Димитровграда Ульяновской области
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе."
Дата публикации: 27.12.2017
Раздел: начальное образование

«Использование технологии уровневой дифференциации

на уроках в начальной школе».

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно

то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую

человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость

творчества.

Сухомлинский В.А.

Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие

места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью

по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У

разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности

восприятия мира.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где

основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация,

дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение

Дифференцированное

обучение

организации

учебного

процесса,

обучающихся,

учитывает

особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это

создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их

особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей,

способностей, особенностей.

Различают понятия внутренней и внешней дифференциации.

Внешняя

дифференциация. Создание

зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.

Внутренняя

дифференциация. Организация

учебного

процесса

соответственно

учащихся,

отличающихся

устойчивыми

индивидуальными особенностями.

Этапы организации внутренней дифференциации:

1.Определяются критерии, в соответствии с которыми создаются группы

учащихся.

2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3.Распределяются учащиеся по группам с учетом результатов диагностики.

4.Определяются способы дифференциации, разрабатываются задания для

выделенных групп учащихся.

5.Реализуется дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Проводится диагностический контроль за результатами работы учащихся,

в соответствии с которым может измениться состав групп.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный

обучения:

внутрипредметная

уровневая

Закатова

технологии

преследуют

дальнейшее

развитие

индивидуальности

потенциальных

возможностей,

развитие

познавательных интересов и личностных качеств.

Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его

особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что

меняется

различных

внеурочной

деятельности,

дифференциация

проведена

критериям.

Преимущество

организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности

для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.

Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются

системой в образовательной теории и практики.

Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в

работе всё новое.

А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс

обучения

применять

практике

современные

технологии

информационный

достижения

поставленных

является

назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение

не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души

внимающих…».

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности

детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.

Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в

состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши

учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом

индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и

форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство

применяемых

образовании

технологий

ориентировано

групповой

обучения

требованиях,

затратах

изучаемого

материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого

учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до

последнего

исходила

утверждения

рождения

одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а

идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и

вполне трудолюбивые дети.

Я считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не

последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка,

т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её

дифференцированное обучение.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации

учебного

процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка

соответствующего

сложности

учебного

материала,

соблюдение

дидактических

принципов

доступности,

посильности),

является

дифференцированное

обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета

индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: у видеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку

поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации .

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает

необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

аспектом

развитии

личности,

является

осуществление

индивидуального

дифференцированного

учащимся

педагогическом

процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей

создание

развития

личности.

Внутриклассная

дифференциация

начальной

существует

является

основным

осуществления

индивидуализации

обучения,

обучение

подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая

учителем

начальных

невозможно

индивидуального

подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с

группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее

характерными

являются:

открытость

требований,

предоставление

учениками

возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на

другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

Выявление отставаний в ЗУН;

Ликвидацию их пробелов;

Устранение причин неуспеваемости;

Формирование интереса и мотивация к учебе;

Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

по уровню умственного развития (уровню достижений);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера,

темпераменту и т.д.).

Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение

возможностей

способностей,

учащемуся возможность

получить

максимальные

способностям

реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный

процесс более эффективным.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными

исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство

учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического

развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот

уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням

развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или

незначительные)

отклонения,

дальнейшем

привести

отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе

(учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует

условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль

готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и

возрастной

положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя

дифференцированный

руководствуюсь

следующими

требованиями:

создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

общаются

учащимися,

мотивирован;

согласно

возможностям

способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

обучающимся

различных

предлагается

соответствующую

возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения использую:

Карточки-информаторы,

включающие

заданием

элементы

дозированной помощи

Альтернативные задания для добровольного выполнения

Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая

дифференциация

обучения

применяется на

разных

этапах

учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа;

проверка

усвоения

пройденного

материала;

самостоятельные

контрольные

организация

ошибками;

закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

по уровню творчества,

по уровню трудности,

по объему,

по степени самостоятельности,

х а р а к т е р у

п о м о щ и

у ч а щ и м с я

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на

выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор

каждым учеником уровня заданий.

3 Организация уровневой работы на уроке

Цель: создать психологическую комфортность и обучить каждого на уровне

возможностей и способностей.

Уровневая дифференциация предусматривает:

Наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

является

дифференциации

индивидуализации

требований к учащимся.

Базовый уровень должен быть выполнен всеми учащимися.

Система результатов должна быть открытой (ребенок должен знать, что с него требуют).

представляется

возможность

повышенной

подготовки,

определяющаяся

глубиной

овладения

учебного

предмета.

обеспечивается уровнем обучения, который повышает уровень минимального стандарта.

Дифференцированные

являются

средством

обучения

воспитания,

направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса

к изучению предмета.

1.Выделить

дифференцированных

сложности.

2.Корректно делю детей на 3 группы переменного состава. Ученик, который вчера работал

в группе 1 уровня (задание «С»), завтра может работать в группе 2 уровня (задание «В»),

если он усвоил базис.

Три типа дифференцированных заданий

у р о в е н ь

с л о ж н о с т и

б а зо в ы й

с т а н д а р т.

о вл а д е ва е т

базовым уровнем

обеспечивает

о в л а д е н и е

у ч а щ и м и с я

приемами

деятельности,

которые необходимы для решения

применение.

Вводятся

дополнительные сведения, которые

углубляют

материал

показывают применение понятий

3 уровень – предусматривает

свободное

владение

фактическим

материалом,

приемами

работы и умственных действий, дает

развивающие

сведения,

углубляет

м а т е р и а л

л о г и ч е с к о е

о б о с н о в а н и е,

о т к р ы в а ю щ е е

п е р с п е к т и в ы

т в о р ч е с к о г о

применения

По результатам диагностирования класс делю по уровням:

1 уровень – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания (задание»С») под

руководством учителя (инструктаж, фронтальная работа, разбор с последующей записью,

инструктивные карты). Учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности

организации

большего

количества

тренировочных

дополнительных

разъяснений

сформированности

познавательного

интереса,

мотивации

показателями

успеваемости,

утомляемостью,

большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд

“слабых”.

медлительны,

апатичны,

успевают

отсутствии

индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от

класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

конструктивный,

применяет

полученные

объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой. Учащиеся со

средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по

показателями

обучаемости,

интеллектуальной

работоспособностью,

учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над

процессами

торможения.

самостоятельно

выделять

признаки

предмета,

представления

отрывочны.

запомнить

материал,

необходимы

многократные

повторения.

психические

особенности

проявляются

торопливости,

эмоциональности,

невнимательности

несообразительности.

детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

творческий,

углубляет

выполняется

самостоятельно. Ученики

высокими учебными

способностями

материалом

сложности,

требующим

применять

незнакомой ситуации

самостоятельно,

творчески

подходить

возможностями,

показателями

успеваемости

определенным

предметам,

хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в

результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения

успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из

одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен

изменением

развития

способностью

восполнения

пробелов

повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям

конкретных

учащихся, помогает

разработать

педагогическую

технологию,

ориентированную

ближайшего

развития”

школьника,

очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования

положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос:

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех

(использую

разрабатываю

использую

нетрадиционные формы:

кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном

предлагаю

одинаковой

трудности,

дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 3 группы

– только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание,

для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп «С» и «В», сильные же дети

исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы «А»

найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской

деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных

сведений, в качестве дополнения ответов детей.

изучения

контрольные

дифференцированными

заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них

отвечали сильные дети, детям групп «С» и «В» предлагаю ответить на вопросы известные

из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы «В»

часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы

«А» иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и

самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия

(рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы «В» помогают учителю

подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала.

А детям группы «С» - найти толкование новых слов.

изучении

нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой

принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую

работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, « работающее» на тему в

целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа,

выполнив свое задание,

должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход дает каждому

ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это

особенно важно для «слабых» учащихся.

Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную

поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие

наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается

обеспечить

оптимальный

сложности

избежать

дискомфортного состояния у « средних» и « слабых », связанного с ощущением своей

«неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми.

Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов,

понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и

методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать,

отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с

учебником

умственной

деятельности,

овладения

знаниями

умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика.

3. Закрепление нового материала:

закрепления

изученного

возможности

организации

дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны,

через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через

выполнение заданий практического характера.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей

группы «А» сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп «В»

предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю

основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового

материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их

выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а

средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех

группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы «В», даю задание составить план ответа по

прочитанному, в это время с учащимися группы «С» ищем в учебнике ответы на заранее

поставленные к тесту вопросы, дети группы «А» делают обобщения и выводы. Если

материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп «А» или «В»,

и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный

ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает

слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для

учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю

дифференциацию

проведении

практических

Использую

взаимопомощь,

помогают

справиться

практическим

заданием

Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

«Чувство локтя», внимание к окружающим, способность работать не рядом, а вместе,

воспитывается

личностно

ориентированном

обучении

участием

совместной

групповой

расширяет

кругозор

учащихся

увеличивает

информационный фонд. У ребят увеличивается область потенциальных возможностей,

позволяющих им успешно под руководством учителя на более высоком уровне решать

предложенные задачи.

Я думаю…

Я хочу добавить…

Я не согласен…

Предоставляю ученику право выражать свое мнение, свое отношение, «проживать» свое

4. Домашнее задание:

работать

дополнительной

литературой,

выполнять

дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как

колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также

провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти

дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым

тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник.

Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях

детям групп «С» и «В» даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их

оценили родители.

Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что

способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

Применение

учащимися

дифференцированного

позволило

разнообразить

повысить

учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

Выделение

учеников

значительной

помогает

разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и

требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания