Погребение в море. Радиоактивные отходы в море – прошлое, настоящее и будущее. Похороны в море

Военные похороны - это ритуал, который направлен на погребение тела военного умершего, существующий практически во всех странах мира.

В этой статье мы поделимся с вами интересной информацией про традиции военных похорон в России и других странах. Приятного чтения!

Традиции военных похорон в России


Во время захоронения военных траурная музыка является обязательным обрядом. Во время проведения церемонии звучат патриотические произведения. Погибшему солдату или воину отдается честь. Музыка выступает в качестве благодарности за его заслуги.

Традиции похорон в России можно разделить на два периода - Имперский и современный.

В Имперском периоде похороны проходили по разному для разных людей, в зависимости от их чина. В отличие от обычных похорон, военные похороны происходят с отданием воинских почестей погибшим.

В качестве таких воинских почестей выступали:

  • почетный эскорт или караул;
  • выходная форма одежды всех участников данного мероприятия;
  • использование государственной или военной символики;
  • незначительный спуск государственного флага;
  • незначительный спуск государственных и военных атрибутов;
  • прикрепление к гробовой крышке головного убора, в зависимости от чина, который занимал умерший военный, орденов и оружия;
  • накрывание гроба полотном флага, которое соответствует чину военного;
  • использование тягача, как катафалки;
  • салют;
  • отличное от других место захоронения погибшего военного.

В настоящее время военные похороны проходят в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

В данный момент почестей достойны следующие граждане:

  • солдаты, погибшие в результате защиты Родины, а также граждане, погибшие в результате прохождения воинской службы;
  • служившие на протяжении 20 лет и более;
  • Граждане, которые получили звание героя Советского союза;
  • Граждане, которые получили звание героя российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы;
  • Граждане, участвующие в военных действиях, а также ветераны военных действий;
  • Граждане, занимавшие государственные должности в стране;
  • лица, получившие некоторые заслуги перед Отечеством.

Хоронят военных людей в форме и с наградами на груди. При захоронении военного применяется почетный эскорт от отделения до роты. Так же к гробу идет почетный караул и военный оркестр. В зависимости от принятого решения начальником гарнизона, гроб с телом везут на специальной машине или лафете.

Гроб покрывают флагом государтва и прикрепляют головной убор, впрочем, это точно также, как и в Имперский период.

Перед захоронением флаг, оружие и головные уборы снимаются и отдаются самым близким родственникам умершего. Позади гроба идут военнослужащие граждане, которые несут почетные награды и медали погибшего. Каждый орден крепится к отдельной подушечке, а медали могут быть расположены по несколько штук на одну подушечку.

В случае, когда организация военного оркестра невозможна, вместо него приглашают сигнального барабанщика. Если местом захоронения военного будет служить другой населенный пункт, то гроб с телом умершего военнослужащего сопровождается до черты города.

Таким образом, отличие военных похорон от обычных заключается в отдании военных почестей. Все почести, которые отдаются военным умершим разделяются на несколько категорий, среди них:

  • Отдание военных почестей, которые символизируют выражение скорби. В этом случает незначительно спускается государственный флаг или воинская атрибутика.
  • Военный эскорт и караул, который означает уважение к погибшему солдату. Также все участники мероприятия надевают парадно-выходную форму и гремит салют.
  • Отдание почестей, которые показывают честь военного погибшего и его государственную принадлежность. Сюда относится применение воинской атрибутики во время ритуала, например, прикрепление к гробу оружия или головных уборов.

У Американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населяющих Сибирь, существовал обычай отправлять умершего в ладье вниз по реке, которая несла свои воды в море или океан. Люди верили, а в некоторых уголках света и по сей день верят, что такой способ отправки близкого в последнее далекое земное путешествие поможет душе быстрее вознестись к богам. А родной дом, в котором жил усопший и где остались жить его близкие, таким образом будет защищен от злых духов.

Отражение этих верований мы находим и в египетской культуре, и в мифологиях других культур в виде концепции изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. По религиозным представлениям египтян, под землей находился иной мир, который назывался Дуат. Он изобиловал ужасными огненными озерами, ядовитыми змеями и чудовищами. Чтобы усопший смог преодолеть препятствие, строились специальный погребальные лодки. По образу ладьи, на которой бог Солнца совершал плаванье. Под навесом устанавливали саркофаг с мумией. Ладью окрашивали в зеленый цвет - цвет прорастающих колосьев, символ воскресения из мертвых в загробном мире.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II

Ритуалы похорон восходят, прежде всего, к этнокультурной традиции определенного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом деятельности умершего. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Веками людей хоронили вдали от родных берегов. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы поднимают доску. Раздается всплеск". По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Френсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. в знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишить умершего "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль.

Сегодня захоронение тела в море используется не столь часто. Если смерть случается на пассажирском судне, то тело сохраняется в специальном холодильнике, которым оборудуются все современные пассажирские лайнеры. На военных кораблях и подводных лодках, находящихся в длительном плавании, может использоваться кремация. Для этого устанавливаются специальные печи, работающие на солярке. И все же ритуал захоронения в море продолжает существовать во многих частях света. Хотя есть страны, где такое погребение запрещено, например в Нидерландах. Но даже в этой стране немало людей, которые выбирают для себя именно этот способ погребения. Как правило это те, чья жизнь так или иначе была связана с морем. Тела голландцев, выбирающих морское захоронение, доставляют в Великобританию английским судном, поскольку на голландском корабле, буровой платформе или воздушном судне вступают в силу законодательные предписания этой страны.

В Великобритании морское захоронение узаконено. Ежегодно таким образом прощаются с 15-20 умершими европейцами. Здесь можно "предать тело морю" в местечке Newhaven или близ острова Wight. Перед погружением в гробу делаются отверстия для проникновения в них морской воды. Затем с помощью стальных канатов к днищу гроба прикрепляют бетонную плиту.

В Англии существует ряд ограничений: тело умершего не может быть бальзамировано из-за опасности выделения ядовитых веществ, пагубно влияющих на морских обитателей, в частности мидий. Английские инструкции по погребению в море предусматривают также предоставление в обязательном порядке справки об отсутствии у умершего СПИДа или вируса гепатита.

В России погребение в воде тоже разрешено законом. Вот что сказано в законе "О погребении и похоронном деле": погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В США законом разрешается прямое захоронение тела на морской глубине. При этом тело покойного может быть захоронено минимум за 150 миль от ближайшего берега, за пределами государственных границ. Но у такого способа захоронения есть свои недостатки. Нередки случаи, когда тела выносились на берег морскими течениями или рыболовные траулеры поднимали со дна моря гробы. Поэтому в качестве альтернативы прямому захоронению тела в морских водах существуют другие способы. Например, развеивание праха после кремации над морской гладью или захоронение урны с прахом на морском дне. Предлагается в Соединенных Штатах и еще один способ захоронения праха усопшего, который, кроме всего прочего, используется для восстановления природных рифов. Прах смешивается с цементом и отливается в форму диаметром около одного метра. Он представляет собой пустотелую полусферу с отверстиями. К полусфере крепится бронзовая табличка с именем усопшего, датами рождения и смерти, эпитафией. Похоронное бюро передает искусственный риф природоохранной организации, которая погружает подводный памятник на глубину около 100 метром на расстоянии 12 миль от берега. Искусственные рифы в течение нескольких дней населяются мелкими обитателями морских глубин, в течение трех месяцев на них поселяются колонии полипов. Таким образом, искусственные рифы используются для создания новой среды обитания морских организмов и помогают восстановлению экосистемы морского дна.

Вопросы правового статуса затонувшего имущества, кораблей, судов и летательных аппаратов также остались вне пределов регулирования КМП-82. Вместе с тем гибель военного корабля, летательного аппарата или иного военного объекта с членами экипажа как в бою, так и в мирное время образует на дне не просто могилу, а военное захоронение, попечение о котором должно осуществлять государство флага.

Применительно к настоящей книге под "затонувшим военным имуществом" следует понимать корабль (судно), летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а также принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество, дрейфующие под водой, находящиеся на дне или выброшенные на мелководье, банки или скалы, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению.

Анализ известных случаев работ в местах гибели военных кораблей свидетельствует пусть пока о незначительной, но весьма важной и поучительной прецедентной практике, складывающейся по отношению к затонувшему военному имуществу.

Трагедия с российской атомной подводной лодкой "Курск" и осуществленные на лодке работы показали, что технический аспект судоподъема, на наш взгляд, уже достиг того уровня, когда проблема регулирования судоподъемных работ и иных работ на затонувших объектах требует вполне определенного международно-правового оформления.

Считается уже "академическим" случай подъема летом 1974 г. американским судном "Гломар Эксплорер" части советской подводной лодки, затонувшей в 1968 г. в тысяче миль северо-западнее от Гаваев. Советский Союз о факте и районе затопления (или катастрофы) официально не сообщал и вплоть до подъема отсека подводной лодки никаких официальных демаршей не предпринимал. Однако осенью 1980 г. при попытке подъема крейсера "Адмирал Нахимов", затонувшего в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904–1905 гг., японской частной фирмой советская сторона заявила решительный протест, объявляя район гибели "Адмирала Нахимова" "военно-морским захоронением". Весьма поучительной, с точки зрения дальнейших умозаключений, явилась и практика спасательных работ в месте гибели советской атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 г.

Соотнося практику судоподъема со статусом различных категорий морских пространств, справедливо сделать следующие выводы:

  • 1. Во внутренних, архипелажных водах и территориальном море вопрос судоподъема может быть решен только с получением разрешения прибрежного государства на проведение указанных работ.
  • 2. В прилежащей зоне допустимо проведение судоподъемных работ с санкции прибрежного государства, с соблюдением санитарных или иных правил, вытекающих из законодательства государства, осуществляющего на эти пространства свою юрисдикцию.
  • 3. В ИЭЗ и на континентальном шельфе иностранного государства судоподъемные работы не противоречат положениям КМП-82. Однако если характер их последствий угрожает или наносит ущерб биологическим или минеральным ресурсам указанных пространств, прибрежное государство вправе потребовать от бывшего судовладельца:
    • – ликвидации источника опасности;
    • – возмещения наносимого ущерба.

Непринятие мер по судоподъему указанного источника повышенной опасности может служить формальным основанием для принятия "страдающим" государством самостоятельных мер по ликвидации источника опасности.

В случае если достоверно установлено, что затонувшее в архипелажных водах или территориальном море государственное судно, военный корабль или летательный аппарат, принадлежащий иному государству, прибрежное государство информирует об обнаружении такого поддающегося идентификации объекта (п. 3 ст. 7 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Правовой статус затонувшего военного имущества следует рассматривать в связи с конкретной стадией судоподъемных или иных подводных работ, например связанных с предотвращением выхода из корпуса корабля особо опасных веществ. Затонувший объект в процессе подводных или судоподъемных операций может находиться в следующих функциональных состояниях: на дне; на поверхности после судоподъема с обеспечением нахождения в водоизмещающем состоянии; погруженным на специализированный плавучий объект (например, типа самоходной баржи "Giant 4") или транспортное судно государства флага (или на иностранное судно).

Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль (летательный аппарат) является собственностью государства флага или регистрации и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется. Вместе с тем затонувший корабль (судно) не может признаваться военным кораблем, так как в затонувшем состоянии лишен признаков, предусмотренных международным морским правом, в частности КМП-82, для таких морских объектов.

В КМП-82 содержится вполне определенное понятие "военный корабль", которое означает "судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе у правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине" (ст. 29 КМП-82).

Однако ситуация резко изменится, если удачно смоделировать подъем затонувшего корабля (судна) и придать ему положительную плавучесть для дальнейшей транспортировки. Потеряв статус военного корабля, поднятое судно становится объектом тех же норм, которым подчинены суда, находящиеся на некоммерческой службе, но с приобретением характеристики судна возникнет проблема юридического оформления такой функциональной трансформации, поскольку с учетом определений, зафиксированных в кодексах мореплавателей многих стран, включая и КТМ РФ, а также в МППСС-72, поднятый на поверхность корабль будет являться судном. Более существенным представляется вопрос о владельце такого судна. Применительно к российскому законодательству собственником такого судна может явиться как государство в лице ВМФ, так и государственный орган морского транспорта, кооперативная или общественная организация. Не вдаваясь далее в эту проблему, поскольку это вполне самостоятельный вопрос, заметим, что сразу же после подъема возникнут проблемы документального оформления права плавания под флагом конкретного государства: процедура подъема флага (и какого, если, например, по договору со спасателем последний должен на свой страх и риск отбуксировать судно в конкретный район или порт), регистрация судна и целый ряд других, связанных с этим вопросом. Подобные проблемы кажутся несколько искусственными, если можно было бы со стопроцентной гарантией утверждать, что транспортировка поднятого объекта будет безаварийной. В противном случае при совершении аварии, например вызванной столкновением с другим судном, в процессе транспортировки вопросы собственности, регистрации и другие неизбежно возникнут. Кроме того, если предположить, что затонувший корабль подпадает под понятие "ядерное судно", т.е. судно, оборудованное ЯЭУ, то на него, безусловно, будут распространяться нормы и международного атомного права.

Вместе с названными применительно к работам на затонувших объектах могут возникнуть и другие, не менее сложные проблемы. Как уже отмечалось выше, район гибели – не просто место катастрофы. По складывающемуся международному обычаю это место военно-морского захоронения, которое и в мирное время является, по сути, братской могилой военных моряков, погибших при выполнении служебных обязанностей.

Международные нормы практически не регулируют подобный процесс. Законодательство России вопросы военно-морских захоронений также не рассматривает; этим же характеризуются законодательства и других государств. Из анализа зарубежных источников следует, что более подробно данная проблема раскрывалась в актах, изданных до Первой мировой войны . В настоящее время эти вопросы частично разрешены в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок службы на кораблях и судах ВМС. Например, известно, что американские моряки при подъеме части советской подводной лодки в районе Гавайских островов отдавали почести погибшим советским морякам по Уставу ВМС США. По-видимому, единственным источником предполагаемых правил может служить сложившаяся практика, основанная на давних морских традициях.

Попробуем обозначить некоторые вопросы общего характера, способные влиять на организацию работ, проводимых на военно-морском захоронении.

Очевидно, первым должен быть поставлен вопрос о том, уместно ли вообще каким-то образом затрагивать покой погребенных в океане моряков? Как известно, в случае гибели российской атомной подводной лодки "Курск" государство в лице высших органов государственной власти приняло решение о подъеме лодки, невзирая на многочисленные протесты родственников. Однако в связи с действиями ВМС США на советской подводной лодке К-129, затонувшей в Тихом океане в марте 1968 г., МИД СССР направил США ноту, в которой наряду с другим подчеркивалось: "Вы нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу" . В публикациях, связанных с попытками проведения несанкционированных работ на английском крейсере "Эдинбург", затонувшем в годы Второй мировой войны, отмечалось, что английская сторона объявила утонувший "Эдинбург" военным захоронением и, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу "Эдинбурга" .

Очевидно, что право государства принимать решения по судоподъему затонувших военных кораблей с погибшими членами экипажа должно быть законодательно регламентировано, ибо в противном случае судом подобные действия, без согласия родственников погибших, могут рассматриваться как "надругательство над могилой", предусматривающее уголовное наказание за несанкционированные действия в местах захоронений. Подобные нормы мы находим как в уголовном законодательстве России, так и в УК РСФСР (ст. 229) и уголовных кодексах некоторых других стран.

Вторая проблема носит терминологический характер и заключается, прежде всего, в детерминации понятия "военно-морское захоронение", поскольку наряду с этим понятием, в связи с рассматриваемыми действиями, в нормативных документах встречаются и такие, как "братская могила", "могила" , "место погребения" , "кладбище" , "памятные места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота" .

Чем они различаются? Каково их толкование? Ни международно-правовые акты, ни нормативные акты РФ официального толкования вышеназванных терминов не дают, равно как не определяют правовой статус захоронений вообще и с военнослужащими в частности применительно к мирному или военному времени.

Между тем, конечно, разграничение таких понятий имеет практическое значение с точки зрения правил захоронения, содержания захоронений, права собственности на захоронение, учета прав родственников, ритуала памяти, источника финансирования расходов и т.п.

На наш взгляд, затонувший военный корабль, а также судно (независимо от характера времени: мирный или военный, с членами экипажа или без них, правового статуса вод, где затонул корабль (судно)), в большей степени имеет основания обозначаться "военным захоронением".

Под "военно-морским захоронением" мы предлагаем понимать официально объявленный государством (или судовладельцем, если таковой является органом государства) район затопления корабля (судна), летательного аппарата или иного объекта, вместе с которым погребены военнослужащие вооруженных сил.

На военно-морское захоронение распространяется юрисдикция государства флага затонувшего корабля (судна) или летательного аппарата, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с последним проводить какие-либо судоподъемные или иные подводные работы на таком объекте, за исключением случаев, когда затонувший объект угрожает или является источником загрязнения морской среды, а бывший судовладелец устраняется от работ по демпфированию существующей опасности.

Представляется, что для формально юридического отнесения места гибели к военному захоронению могут служить критерии определения понятия "военный корабль", содержащегося в ст. 29 КМП-82, а именно: принадлежность погибшего судна к вооруженным силам какого-либо государства; наличие документов, подтверждающих, что корабль в момент гибели находился под командованием офицера, состоявшего на службе правительства государства, идентифицирующего погибшее судно; наличие на судне останков военнослужащих, формировавших его экипаж.

По нашему мнению, на военное захоронение:

  • – сохраняется право собственности государства независимо от срока давности;
  • – распространяется юрисдикция государства флага корабля (судна).

Ни одно физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага затонувшего корабля (судна) проводить какие-либо работы на таком корабле (судне).

Здесь мы лишь обозначили некоторые слагаемые правового статуса военного захоронения, и такой термин, равно как и определение его правового статуса, нуждается в международно-правовом закреплении.

К другим проблемам общего характера, только на первый взгляд кажущимся второстепенными, следует отнести проблемы оказания воинских почестей при погребении в случае подъема затонувшего корабля (судна). Назовем некоторые из них: надо ли отдавать почести, каков их ритуал, где проводить погребение в случае подъема судна и идентификации тела члена экипажа (в море или на берегу) , как проводить после этого захоронение (индивидуально или коллективно), по законам (правилам) государства флага затонувшего объекта или государства флага регистрации спасателя ?

Анализ международно-правовых актов и внутригосударственного законодательства показывает, что прямых ответов на поставленные вопросы они не содержат, однако, вместе с тем, позволяют выделить ряд принципиальных соображений, о которых, как нам представляется, уместно заметить и в настоящем параграфе.

В ст. 17 упоминавшейся Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. от сторон, находящихся в конфликте, требуется погребение погибших "с честью" и "если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, а также чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать".

Что касается места захоронения, то в ст. 16 Конвенции о применении к морской войне начал Женевской конвенции содержится положение о том, что воюющие стороны будут "следить за тем, чтобы их погребению на суше или в море (выделено автором. – А. С.) предшествовал внимательный осмотр их трупов" . В ст. 20 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. фиксируется, что стороны, находящиеся в конфликте, примут необходимые меры для того, чтобы погребение в море производилось, насколько это возможно, индивидуально.

Таким образом, обобщая сказанное в отношении места погребения, отметим, что международные нормы допускают захоронение как в море, так и на берегу, по возможности индивидуально, согласно национальным обрядам.

В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ зафиксировано, что погребение умерших военнослужащих производится либо по месту их службы, либо вне его. Корабельный устав ВМФ требует, чтобы тела умерших или погибших в бою на корабле были погребены на берегу. Только при невозможности соблюсти это правило тела предаются морю. В мирное время погребение в море умерших (погибших) военнослужащих производится с разрешения командующего флотом.

Другим, хотя в большей степени внутренним, вопросом является выбор обряда или ритуала погребения. В уже упоминавшихся действиях американского флота при погребении останков советских моряков с подводной лодки К-129 ритуал выглядел следующим образом. На американском судне был выстроен на юте личный состав; из корабельных динамиков звучал гимн Советского Союза. Перед строем на металлических тележках лежали шесть человеческих тел, обшитых парусиной и покрытых бело-голубыми военно-морскими флагами СССР. Тележки поочередно скатывались и опрокидывались с телами в море, сопровождаемые при этом троекратным салютом. Затем в такт музыки на воду был опущен пурпурнозеленый венок. Вахтенный офицер записал в журнал событий: "Широта 40° северная, долгота 180° восточная. Произведен ритуал захоронения шести советских моряков-подводников по морскому обычаю их страны" .

А вот как описывает К. М. Станюкович в рассказе "Между своими" ритуал похорон матроса в море. "Труп его одели в полный матросский костюм и ранним утром вынесли наверх, на шкафут, и положили на доске, лежавшей на козлах. Перед обедом, в присутствии капитана, офицеров и всей команды была отслужена священником панихида. После панихиды все подходили прощаться с усопшим. Флаг с утра был приспущен, в знак того, что на судне покойник. К вечеру труп зашили в парусиновый мешок, плотно охватывавший мертвое тело, к ногам привязали ядро, и после отпевания и отдачи воинских почестей, при глубоком молчании команды, четыре матроса понесли усопшего на доске к борту корвета, наклонили доску, и труп молодого матроса с легким всплеском исчез в прозрачной синеве океана" . Американский и английский опыт мало чем отличаются от приведенного и добавляет к последнему минуту молчания .

По-видимому, международно-правовое регулирование погребения вряд ли уместно, ибо ритуалы прощания и похорон с умершим наитеснейшим образом связаны с морально-этическими и религиозными основами национального самосознания.

Что касается российских правил, то ритуал отдания воинских почестей при погребении, содержащийся в Корабельном уставе ВМФ, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, распространяется на военнослужащих, которые погибли (умерли) во время службы на корабле (в части) и подлежат погребению впервые. Ситуаций, когда корабль (судно) затонул вместе с членами экипажа и останки перезахораниваются, ни Корабельный устав ВМФ, ни Устав службы на судах обеспечения ВМФ, ни КТМ РФ, ни другие законодательные или служебно-распорядительные документы не содержат. При организации похорон в море Корабельный устав ВМФ РФ требует создания специальной комиссии (ст. 706), согласования порядка похорон со старшим морским начальником (командиром военно-морской базы) (ст. 712), построения личного состава и исполнения траурного марша (ст. 711), приспускания военно-морского флага (ст. 708) и использования военно-морского флага для покрытия гроба (ст. 710).


Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года был смертельно ранен и через несколько часов скончался адмирал Горацио Нельсон. Тело его было забальзамировано и доставлено в Англию на флагманском линейном корабле «Виктори». Знаменитый флото­водец со всеми почестями был похоронен в Лондоне. На 27 английских линейных кораб­лях, участвовавших в этом сражении, кроме Нельсона, погибли сотни офицеров и матро­сов, но все они в отличие от своего адмирала были похоронены в море.

Обычай погребения в море берет свое начало с самых первых дней возникновения мореплавания и сопровождается различными церемониями, связанными с умиротворе­нием богов. Например, у римлян и греков в рот умершего, опускаемого в море, клали монеты для уплаты Харону за провоз погребенного через подземную реку Стикс до врат Аида (Плутона) - бога подземного мира и царства мертвых.

У англичан существует обычай оплачивать работу служителя - парусника, зашиваю­щего парусиной тело умершего, - одной гинеей . Коммодор Беккет в своем труде «Customs and Supcrstitions» (Обычаи и предрассудки) пишет, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику одного из английских линейных кораблей за зашива­ние 23 убитых в Ютландском морском сражении.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенно­му начальнику о всех случаях смерти, когда бы она ни наступила, будь то ночью или днем. Последний заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру.

В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто оструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально соору­женное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делали гроб. При наличии на корабле священника произво­дился обряд отпевания, а в его отсутствие отпевание совершалось под руководством командира корабля. С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окон­чании этого церковного обряда, под пение «Со святыми упокой», тело вместе с дос­кой подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планшир. Два спе­циально назначенных матроса станови­лись у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напут­ственный сигнал умершему) доска при­поднималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой кара­ул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обя­заны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой. Такие по­чести отдавали всем служащим на воен­ном корабле, погребаемым в море, без раз­личия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии символизиро­вала признание того, что перед Богом и смертью все равны. Покрытие тела флагом указывало на то, что покойник служил го­сударству и что государство ответственно за него. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы ото­гнать дьявола, ибо сердце человека в этот момент открыто, и дьявол может легко проникнуть в него. Еще задолго до изоб­ретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребаль­ных церемониях, число «три» у многих народов имело мистический смысл и упот­реблялось, например в Древнем Риме, при похоронных ритуалах. Так, до закапыва­ния покойника в могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умер­шего при этом произносили три раза имя погребаемого. Покидая кладбище, они три раза произносили слово vale, то есть « про­щай». Числа 3, 5 и 7 имели таинственный смысл еще до возникновения римской империи, и даже теперь мы имеем доста­точно много примеров употребления числа «три» именно в этом смысле. Например, три грации , три ведьмы в трагедии у. Шекспира «Макбет», «три» карты в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, частое употребление числа три в масонских ри­туалах, троекратное ура и, наконец, чисто военная традиция, существовавшая до ре­волюции, вызывать перед строем на вечер­ней поверке давно погибшего или умер­шего, но честно исполнившего свой долг перед Родиной солдата тоже три раза. Этот обычай неукоснительно соблюдался во многих полках русской армии и на кораб­лях. А впервые он был введен во француз­ской армии императором Наполеоном. Существовала эта традиция и в Советской армии, но вызов фамилии покойного про­изводился только единожды. Число «три» широко употребляется в христианстве: триединый Бог (Отец, Сын и Дух Святой), праздник Троицы, икона Андрея Рублева «Троица», троекратное осенение себя кре­стом, три дня, по прошествии которых душа отлетает на небо, и так далее.

Что же касается специального сигна­ла, исполняемого горнистом при погребе­нии, то он как бы означает последнее: «Прости-прощай», обращенное к покой­ному, символизирует собой трубные зву­ки, которые издает архангел Гавриил в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.

Корабельный устав ВМФ (КУ-78) оп­ределяет, что тела умерших или погибших в бою на корабле должны быть погребены на берегу. Только при невозможности со­блюсти это правило тела предают морю. В этом случае тело покойного зашивают в парусину, а к ногам прикрепляют груз. Тело умершего или погибшего моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется фуражка умер­шего, а на гроб офицера, кроме того, кор­тик, сложенный с ножнами крестообразно под острым углом. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечка­ми, располагаются у гроба на подставке. К гробу наряжается почетный караул.

Перед опусканием тела в море или отходом катера (шлюпки) с гробом от борта личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верх­ней палубе. Проводится траурный ми­тинг. Оркестр исполняет траурный марш. Перед преданием тела земле (морю) флаг, ордена, медали, фуражка и кортик уби­раются, производится траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн, доска, на которой находится тело умер­шего (погибшего), переносится к план­ширю, наклоняется, и покойник предает­ся морю.

Корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кор­мовой флаг и поднимает его до места, ког­да тело будет предано морю или когда ка­тер (шлюпка), отвозящий тело на берег, отойдет от борта не менее чем на 2 кабель­това. О погребении в море, широте и дол­готе места погребения делается запись в вахтенном журнале и сообщается род­ственникам погребенного.

Давным-давно обитатели островов и побережий из-за нехватки места на земле уже хоронили своих покойников в море, пуская по нему подожжённые . Сейчас, в связи со стремительным ростом и расселением человечества по всему миру, старинные обычаи постепенно возрождаются. Главы государств понимают: одними проблему не решить.

Так, на подводных лодках нередко устанавливают кремационные печи – и в случае внезапной гибели одного из членов экипажа его тело сжигают прямо там. По прибытии в порт родственникам отдают урну с прахом.

Что касается обычных кораблей, всего несколькими десятилетиями раньше трупы помещали в мешок вместе с чем-нибудь тяжёлым (чаще всего – камнем) и сбрасывали прямо в море. Делалось это для того, чтобы не замедлять корабль, ведь плавание и так было долгим. Ещё одной причиной являлись суеверия моряков, которые считали, что покойник на корабле – к несчастью, а гниющее мясо, к тому же, по медицинским соображениям, было опасно для здоровья. В наше время на крупных кораблях, как правило, имеется свой морг: там тело подвергается заморозке и ждёт доставки в порт приписки, где его забирают для проведения судмедэкспертизы.

Впрочем, это относится не только к последователям христианства. Мусульманам отдавать тела морю запрещает Шариат – мертвецы обязаны достичь суши при любых обстоятельствах. Если морг на корабле отсутствует, и сохранить или быстро доставить покойника на берег при помощи вертолёта никак нельзя, над трупом совершается , который состоит из обмывания, заворачивания в саван, специальной молитвы, чтения талькина и т. д.). После этого умершего заключают в доски, обвязывают и отпускают к берегу – в надежде на то, что даже среди неверных найдётся хоть один смиренный сын Аллаха, который мёртвого и похоронит.

А вот на побережье погребение в море – дело сугубо добровольное. Так, в Китае при населении в полтора миллиарда граждан и быстро растущих ценах на недвижимость обычные похороны обходятся в 16 000 долларов. По этой причине власти проводят активную пропаганду, обещая выплатить семье умершего до 1300 долларов, если люди согласятся кремировать покойника и развеять его прах над морем, что в Китае считается позорным и унизительным.

Наоборот, в США в последние годы стало модным прокатить усопшего и тех, кто пришёл с ним попрощаться, на или теплоходе – по реке. Правда, речные похороны служат лишь частью обряда, и тело всё же в итоге оказывается в земле или кремационной печи. Однако инновации в Штатах нередки: морское дно также положительно рассматривается в качестве романтического последнего приюта (первым таким захоронением можно назвать ).

В недалёком будущем морские и речные похороны и вовсе перестанут быть из ряда вон выходящим событием, утверждают фирмы, занимающиеся оказанием ритуальных услуг. Сейчас мысль о том, что собственное тело или останки близкого человека пойдут на корм рыбам, кажется людям чудовищной. Тем не менее, в земле тела разлагаются десятками лет, а свободного пространства больше не становится. Так что очень скоро погребение на дне будет рассматриваться, как один из наиболее подходящих вариантов избавления от тела.

Просмотры: 4518