Символом чего является медный всадник. Сочинение на тему “Глубина мысли поэмы “Медный всадник”. Система символов в поэме «Медный всадник»

Под каток лучше выбрать асфальтированную площадку, которую не понадобится дополнительно выравнивать. В противном случае земляную поверхность придётся готовить с осени, засыпая ямы и бугорки песком. Чтобы при заливке вода не стекала с такой площадки, сделайте снежный валик по её диаметру, наподобие бордюра. Зимой исправлять неровности территории предстоит с помощью снега. Лучше всего, если удастся раздобыть маленький трактор. Погрузчик, двигаясь задним ходом, идеально выровняет поверхность своим ковшом. Если техники нет, вооружитесь лопатами.

Начинать заливку катка следует в тихую ясную погоду при температуре воздуха не выше -5 градусов. Из-за ветра лёд может получиться неровным. Главный вопрос - где взять воду? Идеальный вариант, если поблизости найдётся пожарный гидрант. В противном случае придётся договариваться с жильцами близлежащего дома. Скооперируйтесь со старшим по дому и соберите общее собрание собственников квартир. Как правило, жители будут только рады, если кто-то зальёт для них во дворе небольшой каток (а в придачу и детскою горку). С согласия жильцов сотрудники управляющей организации пустят вас в подвал, где вы сможете набирать воду. Расход воды зафиксирует прибор учёта. Потраченную сумму разделят между всеми жителями дома.

Как выровнять лёд?

Для начала нужно сделать так называемую «подушку» - первое наслоение льда. Для этого вам понадобится обычный шланг. Однако бросить его посередине площадки и уйти нельзя, иначе поверхность будет напоминать лунные кратеры. Воду следует разливать медленно тонким слоем. Лучше струю направлять вверх, чтобы вода заполняла поверхность равномерно. Можно использовать специальную насадку, сделанную из изогнутой в виде клюшки пластиковой трубы. Ещё один вариант - положить шланг на лопату и медленно её передвигать.

Пока вы дойдёте таким образом до конца хоккейной коробки, в её начале лёд уже застынет, и можно будет идти на новый круг. Чтобы выровнять образовавшееся вздутие и нарастить лёд слой за слоем, пройдитесь со шлангом два - три раза. Процедуру придётся повторить ещё в течение двух-трёх дней, пока толщина льда не достигнет 10 - 15 сантиметров.

Последний этап - выравнивание льда тёплой водой. Для этого народные умельцы придумывают различные приспособления. Один из вариантов - так называемая волокуша, в которую поступает вода. Оборудование представляет собой 160-метровую трубу с просверленными дырочками, к которой прикрепляют полотенце. К этой трубе приваривают ещё одну, по которой из присоединённого шланга поступает вода. В результате горячее полотенце, волочась по льду, выравнивает его поверхность.

«Мы всё детство в хоккейной секции сами лёд заливали. Принцип похожий, только у нас такой конструкции не было. Всё было проще. Один человек тащил сложенное вдвое шерстяное одеяло, прибитое с одной стороны к палке. А второй из шланга равномерно поливал это одеяло тёплой водой, - рассказывает пользователь соцсети Дмитрий Евстратенко . - Намокшее большое одеяло было довольно тяжёлое и лучше ровняло лёд, чем тряпка».

Если под рукой нет шланга, то поливать такое одеяло можно из бочки с тёплой водой, закреплённой на санках. В будущем мелкие царапины на льду можно ремонтировать с помощью швабры с мокрой тряпкой, ямки заравнивают мокрым снегом, а бугорки очищают скребком. При активном использовании катка выравнивать лёд тёплой водой придётся каждую неделю.

Изображения на Викискладе

Медный всадник (фрагмент)

В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро . Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26 ) октября года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

«Гром-камень» [ | ]

Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта . После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени - Петровский пруд (с 2011 года - ООПТ). Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам .

Транспортировка «Гром-камня»

Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Эта уникальная операция продолжалась с 15 (26 ) ноября года по 27 марта (7 апреля ) года. Камень был доставлен на берег Финского залива , где для его погрузки соорудили специальную пристань.

Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября (7 октября ) года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.

Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина, желавшая посмотреть на перемещение камня, не запретила его дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.

Памятник [ | ]

Открытие монумента Петру Великому . Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов , а в начале XIX века - одной из самых популярных тем в русской поэзии.

Легенда о майоре Батурине [ | ]

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник » .

«Бедный Павел!» [ | ]

В петербургском фольклоре широко распространена легенда о видении призрака Петра Великого будущему императору Павлу I на месте, где ныне находится Медный всадник.

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шёл по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, - проговорил призрак, - ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

Как показывает текстологический анализ легенды, она восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх . Баронесса подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично, хотя и против своей воли, рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной , супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь .

Рассматривал ли Павел эту историю как занимательный анекдот, выдуманный по случаю? С точки зрения мемуаристки, это не так. Г. фон Оберкирх сообщает, что через полтора месяца после памятного ужина Павел получил письмо из Петербурга. В письме сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как Медный всадник. По словам Г. фон Оберкирх, хотя при чтении письма государь пытался улыбаться, мертвенная бледность покрыла его лицо .

В культуре [ | ]

Медный всадник и «мистический петербургский текст» [ | ]

Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом .

Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина . Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях - он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности - неясно .

Тот же мотив передан в романе Ф. М. Достоевского «Подросток »: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?» .

Наконец, известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, описывая один из адских миров в «Розе Мира », сообщает о том, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе .

Памятные монеты [ | ]

В 1988 году Госбанк СССР выпустил в обращение памятную монету номиналом 5 рублей с изображением памятника Петру I (Медный всадник) в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из медно-никелевого сплава тиражом 2 млн экземпляров и весом 19,8 грамма


Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» - художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности самодержавной власти были воплощены в исторической фигуре первого российского императора. Наряду с другими важнейшими философскими вопросами, в своем произведении поэт рассматривает вопрос о последствиях безграничной власти одного человека над многими, о необходимости соблюдения вечных законов нравственности и морали «властелинами мира», поэтому Петр является одним из главных героев поэмы.

Чтобы сделать образ Петра «чистым воплощением самодержавной мощи», иными словами, образом символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием, что является одним из интереснейших художественных решений поэмы. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ, который «взнуздал» Петр. Примечательно, что задними ногами конь давит змею (символ недоброжелателей России) и таким образом Фальконе сравнивает императора с Георгием Победоносцем. Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ: под образом «кумира на бронзовом коне» нельзя понимать только личность Петра I. Этот образ намного шире и несет в себе «контуры большого философского смысла» (В.Г. Белинский).

Несмотря на то что памятник работы Фальконе выполнен из бронзы, Пушкин называет изваяние «Медным всадником». Эпитет «медный» чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Литературовед Ю.Б. Борев справедливо заметил: «Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью».

Ко времени написания поэмы Пушкин вполне осознал губительность абсолютизма для России. Несмотря на то что Евгений ничем не мешает ни безраздельной власти Петра, ни ходу истории, он уничтожен государственной машиной и ходом исторического прогресса. Читатель видит, что абсолютная власть настигает и губит «маленького человека». С этой точки зрения показателен эпизод преследования Евгения «горделивым истуканом»: герой «бежит и слышит за собой – как будто грома грохотанье». Именно так, должно быть, чувствует себя «маленький человек» под давлением тирана, владеющего его судьбой. Поэтому в отличие от памятника работы Фальконе, где Петр величествен (героический пафос), в поэме «Медный всадник» он еще и ужасен и загадочен: «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе!». Кроме того, Пушкин намекает на неясность грядущей судьбы пришпоренного Петром и стремительно несущегося коня (символ России): «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?». В этом вопросе, ответ на который поэма не дает, - ее магистральная проблема.

Медный всадник – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Петр – великий реформатор, «строитель чудотворный», по мановению его руки «вознесся» Петербург. Но детище императора – чудо, сотворенное ценой человеческих жертв. Город, выросший «из тьмы лесов, из топи блат» плохо приспособлен для жизни. Катастрофическое наводнение – это результат столкновения цивилизации и природы, жертвой которого оказывается бедный Евгений. А укротитель стихии Петр становится виновником этого конфликта. «Строгий, стройный» Петербург, таящий в себе разрушительную силу, олицетворяет личность своего создателя.

Итак, новаторство поэмы Пушкина заключается в объективном изображении исторической личности Петра Великого. Основная идея, которой руководствуется поэт в постижении деятельности самодержца заключается в следующем высказывании: «Достойна удивления разность между государственными утверждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.» («История Петра Великого», 1833 год). Такое осмысление образа царя-реформатора отражено в его материальном воплощении – величественном и «кровавом» Медном всаднике. Петр, как и его «материальный лик», действительно «Россию поднял на дыбы», но сделал он это «уздой железной», да еще и «над самой бездной». Таким образом, героический пафос аллегории Фальконе в поэме Пушкина материализуется в трагический.

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма "Медный всадник".

Поэт увидел перед собой Медного Всадника - воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю "военной столицы". Пушкин в "Медном всаднике" поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина - деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города "на берегу пустынных волн" Невы.

Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Автору был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта "ногою твёрдой стать при море". Он видел, как перед Петром, "мощным властелином судьбы", смирялась "побеждённая стихия". Но Александр Сергеевич сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Медный всадник - необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э. Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным ("правдоподобным"), и мифологическим ("чудесным"). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только "кумиром на бронзовом коне", то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением "грозного царя".

Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как "мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках". Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.

Восторженное настроение поэта омрачается думой о "противоречиях существенности" и скорбном уделе "малых сил"; возникает новый образ Петра:

"И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне…"

Автор показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности.

Пушкин создал синтетические образы Петра и Петербурга. В них обе взаимоисключающие мифологические концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развернут во вступлении, ориентированном на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении - в первой и во второй частях поэмы.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений - порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия:

"…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою…"

Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать. Именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Автор намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он - антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучиться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть, по сути, в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что, несомненно, сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие - частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, - память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие - это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю - да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Евгений как тип - результат исторического развития общества. Его личная трагедия (в отличие от Вырина) получает не бытовое обоснование, а вписывается автором в круг стихийных и историко-социальных событий.

Сумасшествие Евгения - не последний этап разрушения личности. Главная коллизия - столкновение Евгения с Медным всадником. Бунт - кульминация поэмы. Духовное состояние героя дано в развитии, Пушкин сообщает мельчайшие портретные детали (чело, глаза, сердце, руки). Герой вспоминает прошлое, наступает страшное прояснение мыслей перед окончательным падением в бездну безумия. Против кого и во имя чего бунтует Евгений? Многое в поэме символично, и в этом - художественное своеобразие поэмы.

Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, "мощный властелин судьбы" и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на "строителя чудотворного"), две Невы (украшение города, "державное теченье" и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга ("Петра творенье", "юный град" и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.

Медный всадник – памятник, изваянный Фальконетом,- был аллегорическим изображением Петра и его дел. Задолго до открытия памятника, еще в 1768 году, повелением Екатерины II гипсовая его модель была выставлена для всеобщего обозрения, а в газетах напечатали официальное толкование аллегории, перечислили «свойства» монумента. «Чтоб узнать свойства статуи, делаемой ныне г-ном Фальконетом, ведать надлежит, что император Петр Великий изображен стремящийся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание, и простерший правую руку к своему народу. Каменного сею горою, не имеющею иного украшения, как только естественный свой вид, знаменуются трудности, понесенные Петром I; скаканием бегуна – скорое течение дел его. Десница отечественная не требует изъяснений» .

Медный всадник – образ-символ – является идейным центром поэмы. С ним связаны все события Петербургской повести, жизнь Евгения неодолимо ведет его к памятнику, тема города естественно замыкается на памятнике тому, чьей «волей роковой» город был основан. Наконец, наводнение, разыгравшееся в столице, угрожало и памятнику;-«потоп играл» на площади, где возвышался медный всадник, и «волны хищные толпились, бунтуя злобно вкруг него». «Злобный бунт» «хищных волн» против медного всадника высвечивал главную метаморфозу образа Петра. Живая личность Петра во Вступлении превратилась в Петербургской повести в монумент, в истукана. Живому противопоставлено мертвое, выступающее в своем за бронзовевшем императорском величии.

Здесь лишь констатация двойственности. Вопрос – ничему Петербург стал городом неволи? – не ставится, да, и не осознавался еще Пушкиным. В «Медном Всаднике» и вопрос поставлен, и ответ дан: дух неволи Свойствен городу как цитадели самодержавия. Полнее всего этот ответ, как результат художественного исследования, дан в символическом образе памятника.

Радищев первым ввел в литературу громадную тему Медного всадника: он присутствовал на открытии монумента 7 августа 1782 года и в «Письме другу, жительствующему в Тобольске, но долгу звания своего» дал описание «мощного всадника», а главное, не ограничившись отгадыванием «мыслей изваятеля» и смысла его аллегории (что значит «крутизна горы», змея, «в пути лежащая», глава, «лаврами венчанная»), мудро истолковал деятельность Петра I.

    Мысль о двойной природе Петербурга уже давно мучила и тревожила Пушкина. Она прорвалась и в небольшом лирическом стихотворении в 1828 году:

    За Вступлением начинается Петербургская повесть, сюжетом которой является жизнь и гибель жителя столицы, маленького чиновника Евгения. И сразу меняется облик города – образ-символ приобретает еще большую масштабность, обогащается и обостряется его содержательность – он выступает в новом своем лике.

    Появляется новый образ-символ – памятник, изваяние, кумир на бронзовом коне. Он тоже оказывается слитым с новым ликом города – твердыней самовластья, высвечивая иное лицо Петра – императора. В двух ликах города, выступающих в образе-символе, проявляется противоречивость фигуры Петра – мудрого человека-деятеля и самовластного императора. Созданное пародом оказалось обращенным против него – столица империи олицетворяет собой могущество самодержцев, их бесчеловечную политику. Образ-символ города приобретал остро политический характер, когда символ города-столицы пересекался и вступал во взаимодействие с образом-символом памятника, медного всадника.

  • Город пышный, город бедный,
  • Скука, холод и гранит.
  • Дух неволи, стройный вид,
  • Что -же это за новый лик города? Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как оплот самодержавия, он принципиально и последовательно враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой и для него самого, и для отдельного V человека. Оттого появляются мрачные, темные краски, р., которые тревожат воображение («Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом»), Нева стала грозной, предвещающей несчастье («Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной»), на улицах было бесприютно и тревожно («Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя»).

  • Свод небес зелено-бледный,
  • Радищев дал ответ на вопрос, почему любой монарх, и том числе просвещенный, не может выражать интересов парода: «И я скажу, что мог бы Петр славнее быть, возносясь сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную; но если имеем примеры, что цари оставляли сан свой, дабы жить в покое, что происходило не от великодушия, но от сытости своего сана, то нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти, сидя на престоле»