Урок окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды – ночью". Открытый урок: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему солнце светит днем а звезды

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о звездах, о том, что Солнце - ближайшая к Земле звезда, показать разнообразие звезд; ознакомление с естественным спутником Земли - Лунной, ее особенностями.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд; наблюдать картину звёздного неба, находить созвездие льва.

Получат возможность научитьсяработать с атласом - определителем; наблюдать картину звездного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: работа в паре: моделировать форму и сравнительные параметры некоторых звёзд, проводить взаиопроверку.

Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные результаты

Определять мотивы учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать целостную картину мира; мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная).

Основные понятия и определения

Звезда, Солнце, размер звезд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Солнце. Научимся изготав-ливать модели звёзд. Будем учиться находить на небе созвездие Льва.

Вспомните, что можно увидеть на небе днём и ночью. Что вы знаете о Солнце и звёздах?

Изучение нового материала

Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?

А знаете ли вы, что Солнце — это ближай-шая к Земле звезда? Все звёзды — огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца. Подумайте, почему они ка-жутся нам маленькими светящимися точками

Вылепите из пластилина модели звёзд, изо-бражённых на рисунке. Правильно покажите их форму, цвет и сравнительные размеры. Проверьте работу друг у друга.

Рассмотрите на рисунке созвездие Льва. Подумайте, почему оно так называется. По какой фигуре из звёзд можно найти на небе это созвездие? Проверьте себя с помощью атласа-определителя.

Изготовьте модель созвездия Льва

Вечером, когда стемнеет, найдите на небе созвездие Льва. Если потребуется, восполь-зуйтесь атласом-определителем.

Вывод

Солнце не просто светит днём, оно само создаёт день. Когда оно восходит и осве-щает землю, начинается день. А когда заходит — начинается ночь. Тогда-то и ста-новятся видны звёзды, которые светят гораздо слабее Солнца.

1.Что нового вы узнали о Солнце и звёз-дах? 2. Почему днём на небе не видно звёзд? 3. Почему они становятся видны »» ночью? 4. Как найти на небе созвездие Льва?

Почему светит Солнце -1

Почему светит солнце -2

Почему светит Солнце ?

Почему светятся звезды ?

Почему мы видим звезды ?

Видны ли звёзды днём ?

Урок по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник А.А.Плешакова.

Тема : Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Цель: Формировать представление о звёздах, Солнце;

Развивать мыслительные операции, творческие способности, речь учащихся;

Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, слайды на экране, записи на доске,

Ход урока .

Ι. Организационный момент.

Доброе утро! Желаю вам хорошего настроения.

ΙΙ. Повторение пройденного.

На уроке мы узнаем много интересного, а о чём – догадайтесь сами. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». На экране будет 4 слова, выберите из них «лишнее». Из первых букв «лишних» слов мы соберём ещё одно слово.

Начинаем! 1)заяц, корова, лошадь, свинья. Лишнее слово заяц, т.к. это дикое животное, а остальные домашние. Значит берём букву З.

2) май, январь, вторник, сентябрь. Лишнее слово вторник, это день недели, а остальные – названия месяцев. Берём букву В.

3)берёза, ель, клён, дуб. Лишнее слово ель – это хвойное дерево. Берём букву Е.

4)зебра, пингвин, морж, медведь. Лишнее – зебра, живёт в тёплых странах. Буква З.

5) слон, страус, носорог, динозавр. Лишнее – динозавр, это вымершее животное.

6)папа, брат, астроном, сестра. Лишнее – астроном – это название профессии.

Чем занимается астроном? (изучает звёзды)

Какое слово получилось? (звезда)

Отгадайте загадку: Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается. (солнце)

ΙΙΙ.Постановка цели урока .

Значит, мы будем говорить о Солнце и звёздах. Что вам хочется узнать о них?

Муравьишка Вопросик приготовил для нас вопрос – прочитайте его (на доске). Читаем хором.

Как вы ответили бы на него?

Чтобы узнать больше о Солнце и звёздах, полетим к ним?! Начинаем подготовку к запуску космического корабля. Я даю команду, а вы её повторяете со словом «есть!». Встали.

К космическому полёту приготовиться!

Есть приготовиться!

Соединить контакты!

Есть соединить контакты!

Завести моторы!

Есть завести моторы!

5 4 3 2 1 Пуск!

(Слайд «Солнечная система)

ΙV. Работа над темой урока.

Сейчас мы с вами находимся в Солнечной системе. В её центре раскалённый шар – Солнце. Раскалённое вещество излучает свет. Свет от Солнца до Земли идёт 8 минут. А на самолёте до Солнца пришлось бы лететь 15 лет! Вокруг Солнца вращается 9 планет, одна из них – наша Земля. Какой стороной Земля поворачивается к Солнцу, там день, а на противоположной стороне Земли – ночь.

Отметьте на рисунках, в какой части Земли день, а в какой – ночь (слайд). Подпишите на линиях слова «день» и «ночь». А некоторым ребятам я усложнила задание: им нужно ещё нарисовать Солнце. Догадайтесь, где оно должно быть!

Проверьте. Объясните, как вы рассуждали. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок!

Значит, Солнце не просто светит нам днём, оно создаёт нам день. А мы могли бы жить без Солнца? Почему? (Солнце даёт нам свет и тепло. Без него не могут жить ни растения, ни животные)

Посмотрите на экран. Подумайте, почему днём не видно звёзд? (слайд: появляется солнце – на небе гаснут звёзды). Как вы думаете, почему днём не видно звёзд?

Прочитаем, как говорится об этом в учебнике.

Ответьте на вопросы. Что такое звёзды? (огромные пылающие шары)

Почему они кажутся маленькими точками?

Почему днём не видно звёзд?

Звёзд на небе очень много, и запомнить их все невозможно. Люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия и дали им названия.

Отгадайте загадку: Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят? (ковш созвездия Большой Медведицы)

Про это созвездие древние греки придумали легенду, её вам расскажет Марина.

-«Давным-давно жил царь, у него была дочь Каллисто. Она была очень красивой, прекраснее самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Каллисто Аркас не знал об этом, и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Хвост вытянулся, и звёздная медведица оказалась хвостатой.»

Поиграйте со звёздами в догонялки, звёзды из созвездия Большой Медведицы будут одна за другой мигать, а вы следите за ними глазками.

Понравилась игра?

Теперь соберите сами ковш Большой Медведицы: соедините линиями звёзды на карточке – помните, у ковша 7 ярких звёзд.

Проверьте, правильно ли вы сделали.

V. Проверка усвоения нового материала .

А теперь возвратимся из космоса, приземлимся и проверим, что вы запомнили. На доске записаны предложения, но в них не хватает слов. Убежавшие слова на карточках. Вам надо вернуть их на место. Я читаю предложение, а вы его заканчиваете.

Звёзды – это огромные пылающие….(шары)

Днём на небе не видно звёзд, потому что их свет…..(незаметен при свете Солнца)

Звёзды кажутся нам маленькими точками, потому что находятся ….(далеко) от нас.

Самая ближайшая к Земле звезда – это….(Солнце)

VΙ. Рефлексия.

А может ли солнышко быть весёлым или грустным? Когда?

Нарисуйте на одном листочке весёлое, а на другом – грустное солнышко.

Соберём вместе наши солнышки; прикрепите сюда весёлое солнышко, если вам на уроке было интересно, грустное – если вы скучали.

О чём ещё вам хотелось бы узнать на уроках?

VΙΙ. Домашнее задание.

Понаблюдайте за небом, звёздами, научитесь с помощью взрослых находить созвездие Большой Медведицы.

Спасибо за хорошую работу.

екатерина абдельнасир


Задачи;Формировать представления детей о Солнце и звездах . Развивать познавательный интерес о космосе;а также речь;мышление;воображение.

НОД образовательная деятельность

1. Игровой сюрпризный момент.

В гости приходит к детям Звездочет и приглашает их в путешествие на космическом корабле. Звездочет говорит какая самая близкая к Земле звезда (Солнце ) .Солнце это круг или шар ?Земля это шар. Если небесные тела похожи друг на друга;значит Солнце имеет форму шара .

Как вы думаете;далеко ли до Солнца ?Если идти пешком то нехватит жизни. Если ехать на машине понадобится 200 лет;на ракете несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит быстро за 8 минут. И он может рассказать как жарко на Солнце .

А что было бы без Солнца ? Подумай?Предложить картинки цветущей планеты Земля и опустошенной.

Звездочет . Солнце не просто светит днем ;оно создает нам день. И только ночью ;когда Солнца нет ;звезды видны .

Загадка :Поле не меряно (небо)

Овцы не считаны (звезды )

А пастух рогат (месяц)

Звезд на небе много . И при помощи телескопа можно увидеть лишь маленькую часть звезд .

2. Беседа""Зачем летают в Космос?"".

Звездочет спрашивает кто был первым космонавтом (Юрий Алексеевич Гагарин) показ фотографии. Сейчас космонавты живут и работают на космических станциях. Они проводят научные исследования. Результаты наблюдений передают по радио и телевидению на Землю. Они дают информацию о погоде;циклонах;полезных ископаемых.

Была создана выставка к Дню Космонавтики.

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России»

Тема: Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?

Класс: 1

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ;

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

Коммуникативные:

Умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

Согласовывать свои действия с партнером;

Строить понятные речевые высказывания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Научатся:

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

Метапредметные:

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений; логические – сравнивают свои знания о том, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

Личностные:

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Оборудование:

Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход урока

    Организационный момент:

У нас сегодня гости на уроке. Поздоровайтесь с гостями.

Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. Я вижу настроение у вас хорошее, итак за работу.

Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня к нам на урок пришли верные друзья -Мудрая черепаха и муравей Вопросник, которые приготовили для вас загадки. Отгадайте их.

Не огонь, а греет.

Не лампа, а светит.

Как мячик, круглое.

Как тыква, жёлтая. (Солнце)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Откройте учебник на с.32 и прочитайте тему урока. «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в соответствии с особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.

    Что такое Солнце?

Без чего не могут жить растения и животные?

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло. Какие правила вы знаете, когда загораете на солнце?

Что же такое солнце? На с.32 прочитайте о солнце? (Ближайшая к земле звезда)

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце).

Солнце - огромный пылающий шар. Солнце - шар великан, в 109раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. Наглядность (футбольный мяч и горошина, теллурий) на этом этапе урока – важнейший приём, который помогает усвоить новый материал.

Физминутка

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

В учебнике на с. 32 прочитайте что такое звезды. Как вы думаете, почему мы не видим днем звезды?

Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.

На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. (Название прикрепить на доску)

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)

Как правильно работать в парах? На ваших партах лежат звезды. Расположите предложенные звезды в порядке увеличения их размера. (Работа в парах)

Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).

Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).