Основные свойства живых организмов 9. Основные свойства живых организмов. Личностными результатами являются


А) Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты не живой природы. Однако соотношение элементов в живом и неживом не одинаково. В живых организмах 98% химическо-го состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

Б) Обмен веществ и энергии. Важный признак живых систем – использование внешних источников энергии в виде пищи, света и др. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ состовляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т.е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма.

В) Самовоспроизведение. Существование каждой отдельно взятой биологи-ческой системы ограничено временем; подержа-ние жизни связано с самовоспроизведением. Любой вид состоит из особей, каждая из которых рано или поздно перестаёт существовать, но благодаря самовоспроизведению жизнь вида не прекращается. В основе само воспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которое обусловлено информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте ДНК. Самовоспроизведе-ние тесно связано с явлением наследственности: любое живое существо рождает себе подобных. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена относительной стабильностью, т.е. постоянством строение ДНК.

Г) Изменчивость. – свойство, противоположное наследственности. Оно связано с приобретением организмами новых признаков и свойств. В основе наследственной изменчивости лежат изменения биологических матриц – молекул ДНК. Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь приводит к появлению новых форм жизни, новых видов живых организмов.

Д) Способность к росту и развитию. – свойство, присущее любому живому организму. Расти – значит увеличиватся в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост сопровождается развитием. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.
Развитие живой формы материи представлено индивидуальным и историческим развитием. На протяжении индивидуального развития постепен-но и последовательно проявляются все свойства организмов. Историческое развитие сопровожда-ется образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате исторического развития возникло все многообразие жизни на Земле.

Е) Раздражимость. – неотъемлемая черта, присущая всему живому; она является выражением одного из свойств всех тел природы – свойства отражения. Оно связано с передачей информации из внешней среды любой биологической системе. Это свойство выражается реакциями живых организмов на внешнее воздействие. Благодаря раздражимости организмы избирательно реаги-руют на условия окружающей среды.

Ж) Дискрет-ность. – всеобщее свойство материи. Любая биологическая система состоит из отдельных, но тем не менее взаимодействующих частей, образу-ющих структурно-функциональное единство.


  • Основные свойства живых организмов живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты не живой природы. Однако соотношение элементов в живом и неживом не одинаково.


  • С ними связаны следующие свойства живого организма
    Основное свойство белков - возможность связывания с различными веществами при помощи активных центров, состоящих из аминокислот.


  • Основные отличия живых организмов от тел неживой природы. Признаки живых организмов : Живые организмы , изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства .


  • Живая природа – это целостная, но неоднородная система, которой свойственна иерархическая орга. Жизнь. Свойства живой материи.
    Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм


  • б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека). Основные классы психических явлений.
    Ø биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям); Ø нейропсихизм – психика свойственна только организмам , которые...


  • Основные свойства живых организмов . А) Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и... подробнее ».


  • Косвенно это свойство можно оценить по скорости переработки веществ организмами в процессе жизнедеятельности, например, у наиболее активных организмов
    Свойства живого вещества определяются большой концентрацией (большими запасами) энергии в нем.


  • Такое приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства , отличающего живую материю от неживой.
    Таким образом можно выделить 4 основные уровня развития психики живых организмов :-раздражимость; -чувствительность (ощущения)...


  • Основные свойства живых организмов .
    Образование половых клеток, гаметогенез сходен у всех многоклеточных организмов , и все организмы развивались из одной диплойдной клетки(зиготы) Это свидетельствует о единстве мира живых организмов .


  • Половое размножение встречается в основном у высших организмов .
    Бесполое размножение, его роль и формы. Размножение – универсальное свойство всех живых организмов , способность воспроизводить себе подобных.

Найдено похожих страниц:10


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общие свойства живых организмов

Уникальные формы жизни

Общие свойства живого 1. Химический состав (C, O, N, H – 98%) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого

2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов

Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм

Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни

3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды

Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни

4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях

Раздражимость

6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении

7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток

Способность к росту и развитию – общее свойство живого

8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы! Эволюция – общее свойство живого мира

Эволюция

Домашнее задание § 2, ? (1-3) Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...

Живые системы имеют общие признаки:
1. Единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т.е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более 90 % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем) . Все живые организмы представляют собой "открытые системы".

Открытость системы - свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ - совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счет внешних источников энергии – света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) - способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) - поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведет к гибели организма.
6. Развитие и рост . Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и все многообразие живых организмов на Земле. под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость - способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность - способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям - в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность) . Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая, в то же время, состоит из дискретных единиц - клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нем процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

Для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

Для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Выделение общих свойств живых организмов позволят однозначно отличать живое от неживого. Точного определения, что такое жизнь или живой организм, нет, поэтому живое идентифицируют по комплексу его свойств, или признаков.

В отличие от тел неживой природы, живые организмы отличаются сложностью строения и функциональности. Но если рассматривать каждое свойство отдельно, то некоторые из них в той или иной форме можно наблюдать в неживой природе. Например, расти могут и кристаллы. Поэтому так важна совокупность свойств живых организмов.

На первый взгляд наблюдаемое многообразие организмов создает трудности для выявления их общих свойств и признаков. Однако по мере исторического развития биологических наук становились очевидными многие общие закономерности жизни, наблюдаемые у совершенно разных групп организмов.

Кроме ниже перечисленных свойств живого, также часто выделяют единство химического состава (схожесть у всех организмов и отличие соотношений элементов между живым и неживым), дискретность (организмы состоят из клеток, виды из отдельных особей и т. п.), участие в процессе эволюции, взаимодействие организмов между собой, подвижность, ритмичность и др.

Однозначного перечня признаков живого нет, отчасти это вопрос философский. Нередко, выделяя одно свойство, второе становится его следствием. Есть признаки живого, состоящие из ряда других. Кроме того, свойства живого тесно взаимосвязаны между собой, и эта взаимозависимость в совокупности дает такое уникальное явление природы как жизнь.

Обмен веществ – основное свойство живого

Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: определенные вещества поступают в организм из среды, другие - выделяются в среду из организма. Это характеризует организм как открытую систему (также поток через систему энергии и информации). Наличие избирательного обмена веществ свидетельствует о том, что организм жив.

Обмен веществ в самом организме включает два противоположных, но взаимосвязанных и сбалансированных процесса - ассимиляцию (анаболизм) и диссимиляцию (катаболизм) . Каждый из них состоит из многочисленных химических реакций, объединенных и упорядоченных в циклы и цепи превращения одних веществ в другие.

В результате ассимиляции образуются и обновляются структуры организма за счет синтеза необходимых сложных органических веществ из более простых органических, а также неорганических веществ. В результате диссимиляции происходит расщепление органических веществ, при этом образуются необходимые организму для ассимиляции более простые вещества, а также в молекулах АТФ запасается энергия.

Обмен веществ требует притока веществ извне, а ряд продуктов диссимиляции не находят применения в организме и должны из него удаляться.

Все живые организмы так или иначе питаются . Пища служит источником необходимых веществ и энергии. Растения питаются за счет процесса фотосинтеза. Животные и грибы поглощают органические вещества других организмов, после чего расщепляют их на более простые компоненты, из которых синтезируют свои вещества.

Для живых организмов свойственно выделение ряда веществ (у животных это в основном продукты расщепления белков - азотистые соединения), представляющих собой конечные продукты обмена веществ.

Пример ассимиляционного процесса - это синтез белка из аминокислот. Пример диссимиляции - окисление органического вещества при участии кислорода, в результате чего образуются углекислый газ (CO 2) и вода, которые выводятся из организма (вода может использоваться).

Энергозависимость живого

Для осуществления процессов жизнедеятельности организмам необходим приток энергии. В гетеротрофные организмы она поступает вместе с пищей, то есть обмен веществ и поток энергии у них связаны. При расщеплении питательных веществ энергия высвобождается, запасается в других веществах, часть рассеивается в виде тепла.

Растения являются автотрофами и получают первоначальную энергию от Солнца (они улавливают его излучение). Эта энергия идет на синтез первичных органических веществ (в коих она и запасается) из неорганических. Это не значит, что в растениях не протекают химические реакции распада (диссимиляции) органических веществ для получения энергии. Однако растения не получают извне органику посредством питания. Она у них полностью «своя».

Энергия идет на поддержку упорядоченности, структурированности живых организмов, что важно для протекания многочисленных химических реакций в них. Противостояние энтропии - важное свойство живого.

Дыхание - это характерный для живых организмов процесс, в результате которого происходит расщепление высокоэнергетических соединений. Высвобождаемая при этом энергия запасается в АТФ.

В неживой природе (когда процессы пущены на самотек) структурированность систем рано или поздно утрачивается. При этом устанавливается то или иное равновесие (например, горячее тело отдает тепло другим, температура тел выравнивается). Чем меньше упорядоченность, тем больше энтропия. Если система закрыта и в ней протекают процессы, которые не уравновешивают друг друга, то энтропия увеличивается (второй закон термодинамики). Живые организмы обладают свойством уменьшать энтропию путем поддержания внутренней структуры за счет притока энергии из вне.

Наследственность и изменчивость как свойство живого

В основе самообновления структур живых организмов, а также размножения (самовоспроизведения) организмов лежит наследственность, которая связана с особенностями молекул ДНК. При этом в ДНК могут появляться изменения, которые приводят к изменчивости организмов и обеспечивают возможность процесса эволюции. Таким образом, живые организмы обладают генетической (биологической) информацией, что также можно обозначить как основной и исключительный признак живого.

Несмотря на способность к самообновлению, она у организмов не вечна. Продолжительность жизни особи ограничена. Однако живое остается бессмертным благодаря процессу размножения , которое может быть как половым, так и бесполым. При этом происходит наследование признаков родителей путем передачи ими потомкам своей ДНК.

Биологическая информация записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что может говорить о единстве происхождения живого.

Генетический код хранится и реализуется в биологических полимерах: ДНК, РНК, белках. Такие сложные молекулы также являются особенностью живого.

Информация, хранимая в ДНК, при переносе на белки выражается для живых организмов в таких их свойствах как генотип и фенотип. Все организмы обладают ими.

Рост и развитие - свойства живых организмов

Рост и развитие - это свойства живых организмов, реализуемые в процессе их онтогенеза (индивидуального развития). Рост - это увеличение размеров и массы тела с сохранением общего плана строения. В процессе развития организм меняется, он приобретает новые признаки и функциональность, другие - могут быть утеряны. То есть в результате развития возникает новое качественное состояние. У живых организмов обычно рост сопровождается развитием (или развитие ростом). Развитие направлено и необратимо.

Кроме индивидуального развития выделяют историческое развитие жизни на Земле, которое сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм.

Хотя рост можно наблюдать и в неживой природе (например, у кристаллов или пещерных сталагмитов), его механизм у живых организмов иной. В неживой природе рост осуществляется за счет простого присоединения вещества к наружной поверхности. Живые организмы растут за счет питательных веществ, поступающих внутрь. При этом у них увеличиваются не столько сами клетки, сколько возрастает их количество.

Раздражимость и саморегуляция

Живые организмы обладают свойством в определенных пределах изменять свое состояние в зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды. В процессе эволюции у видов выработались различные способы регистрации параметров среды (среди прочего посредством органов чувств) и ответной реакции на разные раздражители.

Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни.

Раздражимость лежит в основе саморегуляции организма, которая, в свою очередь, имеет приспособительное значение. Так при повышении температуры тела у млекопитающих расширяются кровеносные сосуды, отдавая в окружающую среду тепло в большем количестве. В результате температура животного нормализуется.

У высших животных многие реакции на внешние раздражители зависят от достаточно сложного поведения.

Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изуче-ние методического аппарата учебника, рабочей тетради, разъяс-нение требований, предъявляемых при подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей. II. Изучение нового материала.
1. Что такое биология? Составте синквейн понятия «биология»
- Биология - наука о жизни . Название ее образовано путем соче-тания двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — слово, учение. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов — бактерий, грибов, растений и животных.
Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож-дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с нежи-вой природой.
Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества - оно обеспечивало людям выживание. Сведения о животных и растениях люди запоминали, передава-ли из поколения в поколение, позднее стали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, способы выращивания.
В 1802 г. французский натуралист Ж.-Б. Ламарк ввел в науку термин «биология». Биология наряду с описанием и системати-зацией широко использует аналитические и сравнительные, ис-торические и экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специа-лизацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Далее демонстрируется схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.

Молекулярная биология
Биофизика
Цитология Биохимия
Морфология Гистология Биокибернетика
Биология
19 век
Ботаника Анатомия Эмбриология Биометрия
Зоология Физиология Генетика Радиобиология
Микология Систематика Селекция Бионика
Микробиология Палеонтология Эволюция Биотехнология
Антропология
Эволюционное учение Генная инженерия
Космическая биология
Ббиогеография

. Мир бактерий и вирусов изучает микробиоло-гия, строение и жизнедеятельность растений служат предметом бо-таники, сведения о животных собирает и систематизирует зоология, грибы изучает микология, а человека — антропология.
В частной микробиологии, частной ботанике, частной зоологии и частной микологии исследуются особенности строения и жизнедея-тельности каждого отдельного вида. В общих разделах этих дисцип-лин изучаются свойства, присущие всем организмам данной формы живого. Главные направления этих наук: морфология — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология — учение о функциях живых организмов; анатомия — наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систе-матика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтоло-гию (палеоботаника, палеозоология и др.).
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов — задача общей биологии. Эволюционное учение, пред-ставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности инди-видуального развития организмов, основы генетики и селекции яв-ляются предметом изучения общей биологии. К изучению этих об-ластей знаний мы и приступаем в этом учебном году.
В самых разных областях биологии все большее значение при-обретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками — физикой, химией, кибернетикой и др. Так воз-никли биофизика, биохимия, биокибернетика, бионика, радио-биология и др., каждая из них обладает своими методами исследо-вания, раскрывающими новые стороны организации и функцио-нирования таких сложных и совершенных саморегулирующихся систем, как живые организмы. Например, без знания физики не-возможно понять работу нервной системы организма, без знания химии — разобраться во множестве процессов, происходящих внут-ри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение био-метрии, позволило выявить статистические закономерности био-логических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее вы-воды имеют основополагающее теоретическое и прикладное (прак-

2. Биология - наука о живом мире.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна-комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте-не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи-ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно-гих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ-ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко-продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования расте-ний и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси-хология, социология и др.
Беседа по?
- Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, в жизни каждого человека?
- Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
Основной задачей общей биологии является выявление и объяснение общих свойств и многообра-зия живых организмов, нахождение общих закономерностей в живой природе.
2. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Живой мир Земли представлен великим разнообразием жи-вых организмов - бактерий, растений, грибов, животных. Все это - уникальные формы жизни.
Жизнь - это способ существования открытых систем, обла-дающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и разви-тия на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеи-новых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.
Живые системы обладают рядом общих свойств и призна-ков, отличающих их от неживой природы.
- Какие же это свойства?
а) Единство химического состава . Все живые организмы со-стоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.
б) Клеточное строение . Все живые организмы имеют опре-деленную организацию, структурной и функциональной едини-цей которой для все организмов (кроме вирусов) является клет-ка.
в) Обмен веществ и энергозависимость . Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчи-выми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.
Живые существа извлекают, преобразуют и используют ве-щества и энергию из окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например в виде тепла.
г) Самовоспроизведение. При размножении живые организ-мы воспроизводят себе подобных, увеличивается их числен-ность.
д) Раздражимость. Для живых организмов характерна спо-собность отвечать на определенные внешние воздействия спе-цифическими реакциями. Любое изменение в окружающей сре-де является раздражителем, а реакция организма - проявлением раздражимости. Сочетания раздражитель - реакция могут накап-ливаться в виде опыта и использоваться в дальнейшем.
е) Адаптация . Живые организмы приспособлены к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, и называют адаптацией.
ж) Процессы роста и развития . В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных (идет дифференцировка клеток, образование тка-ней и органов, старение и др.) изменений.
з) Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Эволюция есть необра-тимое и направленное развитие живой природы, сопровождаю-щееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все то огромное многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции.
3. Биологические исследования.
Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела егожизнь.Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю живых организмов - растений, животных, бактерий,грибов можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственныхсредств или для устройства жилья, а каки е опасны или ядовиты. Люди ст ли изучать организмы более тщательно, собирали их, классифицировали сосетавляли списки растений и животных.
. Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производство, направленное на выработку и систематизацию обьективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры .
Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык,теории, "законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др. Главное отличие естественных наук, таких как биология,физика, химия от гуманитарных, таких как искусствоведение ратуроведение, состоит в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент. Эксперимент один из наиболее важных методов, применяющихся в биологии.
Что же такое метод?
Метод (от греч. « methodos » — путь, способ познания ния) — способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом
Методы исследования

Наблюдение Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описателный Собирание и описание фактов
Сравнительный Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
Экспериментальный Целенаправленноецеленаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический Выяснение закономерностей появления и развтития организмов
моделирование Изучение процессов или явления через воспроизведение его в виде модели.

Последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования:
III. Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
IV. Выдвижение гипотез.
V. Планирование хода исследования, выбор методики.
VI. Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.
VII. Обработка полученных результатов.
VIII. Анализ полученных результатов.
IX. Формулирование выводов.
X. Определение комплекса нерешенных вопросов.
Оформление итогов исследования.

III . Закрепление.
Задание 1. Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определе-нии жизни:
«Жизнь - макромолекулярная система, для которой харак-терна определенная иерархическая организация, а также спо-собность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регу-лируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».
Задание 2. Объясните, почему живые организмы назы-ваются «открытыми системами».
Задание 3. Чем отличаются процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе?
Домашнее задание: § 1,2 Провести исследование:

  1. Появление вредных привычек у подростков(курение, употребление тонизирующих напитков, сквернословие,)
  2. Появление приспособлений у животных и растений к тем или иным условиям.
  3. Когда люди ругаются - они крича, даже если находятся рядом друг сдругом.
  4. Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше и менее подвержены стрессам и сердечным приступам.
  5. Кошки, верблюды жирафы начинают ходить с левой ноги.
  6. Кошки никогда не мяукают разговаривая друг с другом.
  7. Кошка ловит мышей, но не обязательно для питания.
  8. Млекопитающие убивают друг друга по двум причинам(пища, опасность), а человек…….