Боюсь идти в школу из за учителей. Боязнь и страх — почему ребенок боится идти в школу. Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

Учебный год начался, столько всего еще впереди. Однако некоторые родители уже столкнулись с определенными трудностями. Например, что делать, если ребенок боится идти в школу? Ни в коем случае не стоит игнорировать эту проблему,

так как это в будущем может стать причиной психических расстройств у ребенка. Давайте разберемся в причинах, которые вызывают у ребенка страх перед школой.

Есть дети, которые радостно вскакивают поутру и бодро бегут на уроки. Но гораздо больше тех, кто идет без особого восторга. Иной раз каждодневные сборы превращаются в настоящие мучения как для ребенка, так и для его родителей. В глазах малыша ужас и слезы при одной мысли о том, что надо идти в школу. В таких случаях речь идет о школьной фобии. Сегодня об этом явлении с тревогой говорят и учителя, и родители, и психологи. Но в наше время трудно представить себе нормального ребенка, изолированного от школьной жизни. Как же найти выход из тупика?

Специалисты отмечают, что точной статистики, определяющей масштабы явления, пока не существует. Например, по оценкам французских экспертов, от школьной фобии в серьезной форме страдают 2-3 процента всех учащихся. Психологи подчеркивают, что эти дети вовсе не капризны и не ленивы. Зачастую, наоборот, они могут очень хорошо учиться. Но сама необходимость войти в здание школы словно включает некие тормоза.

Иногда начинается плохо осознанная паника, школьный мир вызывает у ребенка или подростка резкое отторжение. Неконтролируемая тревога может сопровождаться бессонницей, бледностью, сердцебиением, головной болью, бывает даже, что повышается температура. Чаще всего школьная фобия связана с некими глубоко спрятанными детскими страхами. Но ребенку проще всего направить тревогу на определенный объект – школу.

Кто виноват?

Психологи полагают, что у малышей неприятие школьного мира часто становится отражением страха разлуки. Ребенок подсознательно боится надолго расстаться с мамой, только с ней он чувствует себя в полной безопасности. Иногда школьная фобия маскирует вполне конкретную боязнь общения со сверстниками, если те относятся к ребенку агрессивно или, например, смеются над ним Беспокойство по поводу возможных неудач в школе – еще одна причина постоянного страха. Многие родители чуть ли не с колыбели озабочены будущими успехами отпрыска А дети это прекрасно чувствуют. И тогда школьная жизнь с самого начала для них становится источником повышенной тревоги. Зачастую истоки фобии вообще не связаны с учебным заведением. Страхи могут отражать любые обстоятельства, ставящие под угрозу эмоциональную безопасность ребенка: сложные отношения с родителями, слишком закрытая, отгороженная от остального мира семья, развод мамы и папы и т.п.

Возраст риска

Специалисты полагают, что обострение школьных страхов обычно случается в самые ключевые, переходные моменты жизни ребенка и подростка. Первый период – 6-7 лет, начало посещения учебного заведения, второй – 10-11 лет, окончание начальной школы. И конечно, сложный подростковый период взросления – начиная с 14-15 лет. Самый большой риск связан с тем, что школьная фобия, если ее не преодолеть, может породить так называемую социальную фобию: боязнь общения, боязнь публичных мест. И в конце концов, уже взрослый человек может обречь себя на социальную изоляцию.

После летних каникул

Одной из причин возникновения фобии может стать возвращение в школу после длительных летних каникул или смена школы, так как это довольно серьезное испытание для ребенка. Вот самые простые правила, которые помогут избежать возможных проблем.

В первую очередь важно понимать, что адаптация должна быть постепенной. Если еще вчера ребенок ложился спать за полночь и просыпался к обеду, то завтра ему будет крайне сложно встать в семь утра. Основное требование к эффективному распорядку дня школьника – его стабильность. Важно, чтобы ребенок вовремя завтракал, обедал и ужинал, в одно и то же время ложился спать и вставал, гулял и делал уроки и так далее. Такой режим в период адаптации является определенным сигналом для организма: «Все в порядке, ситуация штатная, неожиданностей не предвидится, можно успокоиться».

Родители должны быть готовы к тому, что в первые недели и месяцы учебы, скорее всего, потребуется больше их контроля и помощи ребенку, даже если он уже далеко не первоклашка. Участие взрослых необходимо для соблюдения заведенного режима дня, для того чтобы настроить ребенка на выполнение домашних заданий, разобраться со сложными моментами в учебе, возможно, забытыми за лето. Надо больше хвалить, поддерживать его старания и усилия чтобы у школьника было достаточно времени для сна и прогулок на свежем воздухе. А вот начало посещения секций и кружков по возможности лучше отложить на 2-4 недели, дав ребенку сначала втянуться в учебу.

Также родителям важно помнить, что не только малыши-первоклассники в начале учебного года попадают в новую для себя среду. Старшие школьники также вынуждены вновь проходить адаптацию, когда по тем или иным причинам оказываются в новом классе и школе.

Ищем другую школу?

Перевод ребенка в другую школу может быть одним из лекарств от фобии. Хотя, как правило, это не кардинальное решение, а лишь перемещение проблемы. Правда, иногда такая мера может стать первым шагом на пути преодоления школьной фобии.

В связи с переездом или другими обстоятельствами ребенок приходит в уже сложившийся коллектив, оказываясь там единственным новичком. Иначе обстоит дело, когда формируется полностью новый класс, например, при наборе в гимназию или при укомплектовании профильных классов.

Стресс у школьника возникает в обеих ситуациях, однако первый вариант большинство детей переживает тяжелее. Попадая в коллектив ребят, которые учатся вместе уже несколько лет, школьник так или иначе оказывается объектом повышенного внимания. Ребенок переживает, как его примут новые одноклассники, сможет ли он найти друзей. Кроме того, волнуется о том, как сложатся отношения с педагогами, не окажется ли слишком сложной учеба в новом классе.

Помогая ребенку в этот период, важно понимать, что излишнее вмешательство способно, скорее, навредить, чем принести пользу. И чем старше ребенок, тем менее явным должно быть вмешательство родителей. В первое время на новом месте могут возникать различные трудности, но важно позволять ребенку решать их самостоятельно, а не выступать постоянным посредником между ним и одноклассниками или педагогами.

Первое время надо быть особенно внимательными к ребенку, расспрашивать его о школе, о ребятах, о прошедшем дне, искренне интересоваться его успехами. Если видно, что школьник постоянно подавлен и рассказывает о проблемах в отношениях с одноклассниками, возможно, потребуется вмешательство в ситуацию родителей и классного руководителя.

Выход – в единстве

Причин школьных страхов и крайнего их проявления – фобии – великое множество. Поэтому в каждом случае главное – понять, чего именно боится ребенок. И потом искать способы помочь ему. Важно не отмахиваться от проблемы, не оставлять школьника наедине с его страхами и страданиями. В некоторых случаях обязательно нужна профессиональная помощь психологов: либо индивидуальная работа, либо в группах. Но наиболее эффективной считается семейная терапия. Чтобы помочь ребенку сделать школьную жизнь радостной, нужны совместные усилия и родителей, и учителей.

Здравствуйте,меня зовут Даша, мне 15 лет,у меня боязнь ходить в школу. Каждый день, просыпаясь, я начинаю почти плакать, так как жутко не хочу идти в школу, даже если в этот день легкие предметы, мне все равно тяжело идти туда. Я искала причину, вот уже с 6 класса я пыталась понять, в чем дело почему мне так плохо. Но что бы я не думала как бы я не пыталась это исправить, все без толку. Я ненавижу там все начиная от своих одноклассников, до учителей. Одноклассники ладно мне на них наплевать, пусть говорят что хотят, кричат вслед мне что хотят, я привыкла. Но учителя это уже совсем тяжелый случай, есть спокойные который спокойно объясняют ты это учишь и все хорошо, у нас таких два, а есть (почти все остальные) которые постоянно кричат, веду я себя очень тихо, почти никогда не разговариваю, руку тоже никогда не поднимаю потому что жутко боюсь, что наорут за что нибудь, бывало так что спросят скажешь неправильно и либо начинают орать, либо посмотрят тяжелым взглядом. Когда они начинают кричать или тому подобное у меня слезы невольно начинают литься,в это время пытаюсь мысленно успокоить себя, не слушать, а все равно. Часто плачу по ночам, так как завтра в школу, а не хочу туда. Начинаю то ли от нервов, то ли от слабого иммунитета, то ли сама подсознательно делаю все ради этого, вообщем я очень часто болею, бывает все волишь три дня а бывает и по неделями, из-за того что я болею, пропускаю, начинаю плохо учиться, а для меня это недопустимо, родители начинают злиться, да и самой страшно, боюсь не сдать ГИА... Очень боюсь... Получается такой милый круг. Говорила с родителями о жуткой боязни идти в школу, мама пожимает плечами, говорит раз так не выносишь иди в колледж/техникум, но у нас в городе нет подходящих... Хотя если не сдам английский(так в нашей школе что типо проходного теста в 10, выбераешь этот предмет и идешь дальше) что вероятность 75 процент, то выбора нет надо идти в колледж. Папа пытался помочь мотивировал меня к учебе, говорил не обращать внимание на учителей, даже дарил мне подарки что бы я развеселилась но...но без толку, прихожу туда вся вдохновленная выхожу как выжитый лимон, плюс дома меня выжимает 6-часовая домашняя работа. На душе очень плохо ночью в своё свободное время начинаю плакать, мечтать о жизни о той другой без школы, а сколько различных идей у меня! Но все они катятся в пропасть, нету времени, никто не даст им осуществиться. Друзей поддержать нет. Хотела покончить жизнь, точнее просто остановить ее, но это глупо, это очень глупо, из за здания с вениками в ней решаться дорогого. Я не знаю что делать...
P. s. Еще то ли из-за нервов то ли из-за возраста, но у меня жуткие прыщи по лицу, дермотолог что мне токо не советовала, что я только не делала, ничего. Только один раз увидела результат когда вышла на каникулы, примерно в середине прыщи почти исчезли... я очень была удивлена =) и рада, но примерно через три дня после когца каникул они вернулись... Все было как и прежде. Вообщем я стала ещё и стесняться выходить на улицу...

Когда детям исполняется 6-7 лет, приходит время идти в первый класс. Но что делать, если ребенок боится школы? Страх остаться без поддержки мамы и папы в незнакомом месте и с чужими людьми вполне понятен. Если уговоры не срабатывают, родители начинают ощущать беспокойство. Не нужно отчаиваться – на помощь придут советы психолога.

Почему возникает школьная фобия?

Существует несколько причин, почему ребенок боится идти в школу. Новая жизнь может пугать его; малыш привык находиться рядом с родными людьми. В то же время у стеснительных детей или тех, кто не посещал детсад, могут возникать трудности с коммуникацией. Это тоже приводит к развитию фобии.

Одноклассники и учителя – незнакомые люди, с которыми необходимо подружиться. А что, если первокласснику не удастся найти общий язык с кем-то из них? Это пугает и заставляет понервничать даже взрослых, устроившихся на новую работу. Если это является основной причиной того, что ребенок боится идти в школу, – советы психолога помогут решить эту ситуацию.

Плохое впечатление об учебном заведении у малыша может сложиться и в результате необдуманных высказываний родителей о негативном опыте учебы и строгости дисциплин. Подобные истории могут создать у него впечатление, что школьная жизнь невероятно трудна, а значит – лучше постараться избежать ее. Такая линия поведения может привести даже к прогулам занятий и побегам из дома.

Причиной того, что ребенок боится ходить в школу, может быть возросшая физическая и психоэмоциональная нагрузка. Вчера ваш сын или дочь играли с друзьями и веселились; сегодня же они должны учить уроки и получать хорошие оценки. К ним предъявляются особые требования, обязательные к выполнению. Даже первоклассник с высоким уровнем интеллекта может забеспокоиться и потерять уверенность в себе.

Ребенок боится ходить в школу: что делать?

Разобраться с причинами, связанными с возникшей фобией у малыша, могут помочь некоторые полезные советы. Заставлять и ругать чадо не рекомендуется, ведь подобное воспитание усугубит ситуацию. Чтобы ваша дочь или сын ходили в учебное заведение с улыбкой на лице, начинайте готовить их к взрослой жизни заранее. Пусть первый учебный год приносит им радость и веселье. Говорите о пользе учебы, возможности найти новых друзей, научиться интересным вещам.

Итак, если ребенок боится идти в школу, что делать родителям? Рассмотрим рекомендации психологов:

Если же ваш сын или дочь уже второй или третий год боятся ходить на занятия, стоит поговорить с учителями. Возможно, их кто-то обижает из сверстников или старшеклассников, учитель относится предвзято. Любые замеченные вами отклонения от нормы не должны оставаться без внимания. Если не удалось справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу.

Где можно записаться на консультацию к психологу?

Ваш ребенок боится школы? Что делать в этой ситуации и куда обратиться? Самым правильным поступком станет посещение психологического центра «Инсайт». Он разработает отдельный курс занятий, консультаций или психологических тренингов для вашего малыша, которые навсегда помогут избавиться от данной фобии. Звоните!

Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.

Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.

Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.

Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?

Вот что советуют психологи:

  1. Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
  2. Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
  3. Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
  4. Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
  5. Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
  6. Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.

Что читать?

Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.

Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.

— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.

«Болит живот» или «сегодня не надо в школу» - проблема частая, а причины разные. Существуют решения для всех возрастов.

Испытывать страхи и тревоги - абсолютно нормальное явление здоровой психики. В норме, страх заставляет человека «встряхнуться» и максимально активизироваться, реагировать, быстро действовать. В этом смысле испытывать страх неприятно, но полезно.

Все меняется, когда страхов становится слишком много, или когда ребенок в них «застревает», теряет контроль над собой и ситуацией. Почему это происходит? Фобии не возникают в одночасье. Чаще всего, это результат длительного накопительного процесса, начиная с раннего детства, протекания беременности и родов. Или же это боязнь разлуки с родителями, или трудности с учебой, или неприятности в отношениях с учителями и одноклассниками.

Или страх неизвестности, завышенные родительские ожидания, заниженная детская самооценка, слишком строгие родители или слишком тревожные родители. Работу с травмами, проблемами и их последствиями, безусловно, следует доверить специалисту-психологу (ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, например, подходит арт-терапия - сказка-терапия, рисуночная терапия, подросткам - синематерапия, групповая терапия).Тем не менее, есть пространство, в котором родителям и детям можно и нужно поработать самостоятельно.

Фобия - это не что иное, как страх… самого страха, то есть сильнейшее, буквально паническое, неприятие страха, как такового. Парадокс заключается в том, что для победы над детскими фобиями, родителям придется их… полюбить: признать, принять и «обыграть».

Как помочь ребёнку избавиться от страха школы?

Помимо всего вышеперечисленного – сложности с учебой или отношениями – реальная проблема может быть абсолютно пустяковой, но при этом тревожить ребенка: на празднике забыл стихотворение, что-то уронил в столовой, зашел в туалет для противоположного пола – да все, что угодно. Объясните, как справиться с ощущением дискомфорта и как исправить ситуацию.

Часто дети чувствуют, что все взрослые члены семьи работают над какой-то общей задачей, пытаясь оградить от нее ребенка. Дети интуитивно будут стараться принять участие в непростой ситуации, быть дома и рядом с семьей, чтобы ничего не упустить. Если есть проблема, и родители объединяются для ее решения, а ребенка в нее не посвящают – ребенок все равно это чувствует. Не скрывайте от него наличие общего семейного дела – расскажите столько, сколько сочтете нужным. Расставьте акценты таким образом, чтобы ребенок понял: самая лучшая помощь с его стороны сейчас – это учиться, ходить в школу, получать знания, оставаться здоровым и жизнерадостным.

Не возражайте и не критикуйте, наоборот, поддержите своего ребенка. Доброжелательно, неторопливо и оптимистично разговаривайте на тревожащие его темы столько, сколько ему нужно. Объясняйте ему, что испытывать страх и беспокойство - это нормально.

Внимательно и сочувственно выслушав ребенка, постарайтесь плавно перевести разговор с негативного сюжета на желаемый, благоприятный вариант развития событий. Спросите, какое решение, по мнению ребенка, было бы самым удачным. При этом действуйте не торопясь, мягко и тактично, задавая наводящие вопросы. Важно, чтобы в таких разговорах ребенок развивал инициативу, и чувствовал наравне с родительской поддержкой и пониманием, что он и сам способен находить выход из неприятных ситуаций. Расскажите про свои школьные страхи и их исчезновение. Посмейтесь вместе над ситуациями - как над детскими страшилками.

Используйте принцип «постепенной экспозиции». Помещайте ребенка в новую и неизвестную ситуацию ненадолго, и будьте с ним вместе по максимуму. Придумайте способ приучать его к школе крошечными порциями. Детально проговаривайте с ним, что он будет делать во время разлуки, подробно расскажите малышу, что вы будете делать, пока он будет в школе. Придумайте вместе, как вы от празднуете окончание школьного дня, окончание школьной недели.

Творчески отнеситесь к принципу совмещения приятного с полезным: организуйте ознакомительную экскурсию по школе в компании с любимыми друзьями. Запланируйте пикники с одноклассниками, сводите их в ближайшие выходные в боулинг, зоопарк, музей или на аттракционы. Чем больше позитивных эмоций - тем скорее завяжутся дружеские отношения в классе. Поощряйте своего ребенка к приятельским отношениям и дружеским контактам с одноклассниками (предложите пригласить в гости после школы, испечь забавные печенья и угостить одноклассников, устройте фотосессию или тематическую вечеринку).

Ничто так не повышает мотивацию и энтузиазм в детском возрасте, как родительская поддержка. Зная, что родители высоко оценивают и любят ребенка таким, какой он есть, ребенок будет более устойчив к стрессам и жизнерадостен. Объясняйте, что в школе могут возникать неприятности, и нужно быть готовыми с ними справляться. Скажите, что вы всегда поможете – и с учебой, и в отношениях с учителями и сверстниками. Во всем и всегда вы будете рядом.