По обмену в немецкой семье. Обучение по обмену в германии. Обмен с посещением школы или прохождением школьной практики

Программы обучения за рубежом делятся на каникулярные и академические, в них могут участвовать школьники, студенты и взрослые, учиться можно практически в любой стране мира. Сегодня мы расскажем о программе «Немецко-русский обмен». Для школьников это отличный способ обучения немецкому, что называется, в 3D: только так можно обеспечить полное погружение в языковую среду. Пожив несколько месяцев в другой стране, обретя новых друзей и познакомившись с новой культурой, ребята начинают по-настоящему понимать немецкую речь.

Обучение, как приключение

Работает система очень просто: у Центра «Инициатива» в Берлине есть надежный партнер – общественная организация «Немецко-Русский Обмен» («DRA»), которая существует с 1992 года. В рамках программы российские ученики могут поехать в один из городов Германии и учиться в немецкой школе от 1 до 3-х месяцев (продолжительность пребывания можно определить самим). Жить все это время участник программы будет в немецкой семье.

Немецкие школьники, в свою очередь, приезжают на несколько месяцев в Россию, живут в русских семьях, учатся в русских школах. Они посещают занятия как обычные ученики. У учителей, таким образом, появляется возможность привлечь «новичка» к школьным мероприятиям и повысить интерес учеников к изучению иностранного языка.

Вот как вспоминает свой «немецкий» опыт Наталья Шишкина, участвовавшая в программе в 2011 году:
— К тому моменту, как я решила поехать в Германию по обмену, мой уровень знания языка был не очень хорошим. Я изучала немецкий самостоятельно и очень хотела узнать больше об этой стране. В Берлине я жила в доме недалеко от центра, в немецкой семье. И кроме девушки Henrike скоро подружилась и с другими учениками школы. Трудно было только первые дня три, когда пришлось привыкать постоянно слышать немецкую речь. А потом как будто «перестроился мозг», и я стала понимать язык. Немецкая школа удивила обилием практики и бесед с учениками. Оценок мне не ставили, зато я познакомилась с системой образования и побывала на интересных уроках. И за месяц успела осмотреть, кажется, все достопримечательности Берлина!

Как принять участие в программе?

Поехать по обмену в Германию в течение школьного года может любой ученик в возрасте 14-17 лет (чтобы справиться с трудностями адаптации в незнакомой стране, нужно быть самостоятельным и уверенным в собственных силах). А поскольку жить придется в немецкой семье и учиться в немецкой школе, необходим базовый уровень знания языка. Программа построена таким образом, что школьники по очереди участвуют в программе. Сначала в Германию едет русский школьник, он живет в немецкой семье, где есть его сверстник. Затем в Россию приезжает немецкий подросток, которого принимает семья его русского друга, или наоборот.

Родители вместе со школьниками выбирают, с какой семьей хотят «породниться» на несколько месяцев по анкете, в которой участники программы рассказывают о себе, своей семье, интересах, хобби и т. д.

Требования к семье лояльные: она может быть неполной, иметь в распоряжении свободную комнату для школьника не обязательно. И конечно, никто не обяжет превращать каждый день его пребывания в стране в праздник. Немецкий участник живет обычной жизнью российского ученика – в этом суть обменной программы. Экскурсии, совместные походы в кино или ужины с национальными блюдами вы можете продумать сами.

О своем опыте вспоминает Henrike Vogel из Берлина, участница программы в 2011 году:
— Несколько лет назад я твердо решила выучить русский язык. Мой талант к изучению иностранных языков, мое честолюбие и фотографическая память привели меня к большим успехам. Единственный русский голос, который я постоянно слышала, был мой собственный голос, пока ко мне в гости не приехала моя подруга по обмену Наташа, которая не переставала выражать свое удивление: «Ты говоришь практически без акцента!» После того как Наташа пробыла у меня и моей семьи в Берлине около месяца, мы обе улетели в Санкт-Петербург. Во время поездки на поезде из Санкт-Петербурга до Петрозаводска, я долго не могла понять, что меня так удивляет. Не темнеет! Белые ночи… Я могла наслаждаться этим чудом целый месяц. Мы с Наташей провели незабываемые каникулы. Особенно приятно было прогуливаться по берегу озера, гулять под солнцем. Такой загорелой, как в это лето, я никогда не была. Еще у нас были экскурсионные программы. На теплоходе мы добрались до острова Кижи и переночевали в деревне… Я нашла в России новых друзей, новую русскую семью, мое знание языка улучшилось, и я еще раз убедилась в том, как в нашем обществе важны открытость и толерантность.

Вы сомневаетесь в своих знаниях немецкого языка?

Для школьников, которые не изучают немецкий язык или не уверены в своих школьных знаниях немецкого, но очень хотят поехать по обмену в Германию Центр «Инициатива» предлагает курс «Немецкий язык для обмена». Программа длится 128 часов — с сентября по май — и открыта для школьников 12-16 лет, у кого начальный или базовый уровень немецкого языка. После обучения участник может смело подать документы на участие в программе обмена. Обучение начнется в сентябре, а подать заявку можно уже сейчас.

Эта программа будет особенно полезна для школьников, которые хотят узнать Германию «из первых рук», и, возможно, в будущем поступить в немецкий университет. Поездка даст им возможность улучшить свой уровень немецкого языка, «примериться» к немецкому образу жизни и понять, действительно ли они хотят учиться и работать в Германии.

Узнать больше о программе обмена «Россия – Германия» можно в Центре «Инициатива». Сайт: http://centrinit.ru/ . Адрес: ул. Красная, 30А. Телефон: 78-11-30.

Живите ярко: учитесь и путешествуйте с Центром «Инициатива»!

Общая информация

Лучший способ получить собственное представление о Германии - это присоединиться к программе школьного обмена НРО! Многолетний опыт, индивидуальный подход и надежное руководство составляют главную основу нашей программы. Мы предлагаем Школьные обмены по всей Германии от одного месяца до целого года. С радостью мы предоставляем возможность двустороннего обмена. В этом случае тесное сотрудничество с выбранными нами русскоговорящими участниками открывает для вас еще больше возможностей. Будь то посещение школы, практики или пребывание в немецком летнем лагере - программа формируется исключительно согласно интересам участников.

  • Мы делаем возможным прохождение практик
  • Мы подбираем подходящую принимающую семью и подходящего партнера по обмену
  • Мы оказываем поддержку на русском языке и улаживаем все формальности
  • Мы проводим информационные семинары в период подготовки и по прибытии

Тем, кто увлечен Германией, но (еще) не готов собственнолично отправиться в путешествие, подойдет программа НРО-Принимающие семьи или же, для начала, возможность опекуна.

Мы организуем школьный обмен с Германией в сотрудничестве с нашими российскими организациями-партнерами:

Во время вашего пребывания в Германии о вас будут заботиться сотрудники вышеперечисленных организаций.

Появился интерес?

Тогда просмотрите информацию о школьном обмене, загляните на нашу страничку в Facebook, обращайтесь к нам за дополнительной инфорацией и подавайте заявку!

Германия заслуживает вашего посещения!

Обмен с посещением школы или прохождением школьной практики

Мы даем российским школьникам возможность поехать в Германию на один, на три, на шесть или даже на двенадцать месяцев, пожить в семье своих немецких партнеров по обмену и поучиться в немецкой школе. При желании есть возможность прохождения школьной практики. За это время школьники приобретают ценный жизненный опыт, получают возможность взглянуть на себя и на мир с неожиданной перспективы. Попадая в непривычную ситуацию, участники раскрывают новые стороны своей личности, развивают способность к адаптации в незнакомой среде.

Межкультурная коммуникация и живой иностранный язык

Школьники знакомятся с новой культурой и построением общества, находят новых друзей и получают возможность значительно улучшить знание иностранного языка. Иностранный язык становится живым и естественным, а непосредственное погружение в языковую среду развивает уникальные языковые навыки.

Раскрытие потенциала личности

Невозможно переоценить опыт, приобретаемый в процессе участия в школьном обмене. Участники получают возможность открыть новые стороны своей личности и развивают такие важные черты характера, как способность самостоятельно принимать решения, социальная гибкость и внимательность к окружающим.

Годовое и полугодовое пребывание в Германии

НРО предоставляет российским школьникам возможность годового или полугодового проживания в немецкой принимающей семье и посещения школы. В стране назначения о школьниках заботятся русскоговорящие сотрудники наших немецких организаций-партнеров.

На полгода или на целый год?

Это решение, в конечном итоге, должны принять сами школьники и их родители. Более длительное пребывание в Германии позволит участникам целиком погрузиться в культуру страны, которая уже больше не будет казаться чужой: повседневная жизнь, времена года, праздники, дни рождения новых друзей и членов семьи, спорт, досуг... Кроме того, при соблюдении определенных условий, часто остается возможность снова вернуться в свой старый школьный класс в России после возвращения из обмена.

Условия участия в программе

Пожалуйста, уточните в школе ребенка, освободят ли его от занятий на период участия в программе школьного обмена.

Принять участие в программе могут школьники, достигшие 14-ти лет и достаточно самостоятельные, чтобы преодолеть трудности жизни в незнакомой стране. Обязательным условием является базовое знание немецкого языка.

Подать заявку можно по обычной или электронной почте. В случае вопросов, обращайтесь в руководство проекта школьного обмена.

Немецко-Русский Обмен (НРО) Санкт-Петербург
Лиговский проспект 87, офис 300
191040 Санкт-Петербург

Образование :

University of London, UK
Московский технологический университет

Кандидат технических наук

Педагогический стаж: 17 лет

«Если студент дает неверный ответ, я сразу не говорю ему об этом. Вместо этого я спрашиваю, почему он так считает и как он пришел к такому выводу. Только общаясь и взаимодействуя с материалом, студент может научиться. Нельзя оперировать лишь единственным правильным ответом. Мне близки идеи Сократа о преподавании».

  • Илья

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова
    University of Bern, Switzerland

    PhD in Chemistry and Molecular Science

    Педагогический стаж: 9 лет

    «Хорошее образование имеет мало общего с изучением хитростей успешной сдачи тестов. Хорошее образование развивает личность, дает глубокое понимание мира вокруг нас».

  • Сергей

    Образование:

    МПГУ, факультет физики
    Harvard University, USA

    Кандидат физико-математических наук

    Педагогический стаж: 14 лет

    «Физика — это просто. Математика — это легко».

  • Екатерина

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова

    Кандидат биологических наук

    Педагогический стаж: 10 лет

    «Я думаю, что обучение — это не просто передача знаний по предмету. Задача учителя сделать предмет интересным, показать его внутреннюю структуру и логику, научить ученика думать в рамках этой структуры, устанавливать связи между отдельными темами, а также с другими областями науки. Биология очень увлекательна и тесно связана с другими науками. Мы используем математику для расчетов, привлекаем понятия из физики, опираемся на химию, и даже обсуждаем этические и экономические вопросы. Биология касается всех нас — мы часть живой природы, постоянно с ней взаимодействуем и часто используем в своих целях. Мне хочется показать ученикам, что знания о нашем организме и мире, который нас окружает очень важны для каждого, а актуальность биологических и медицинских исследований будет только расти».

  • Василий

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова
    Российская Экономическая Школа

    Педагогический стаж: 9 лет

    «В современном мире математика занимает одно из важнейших мест, как в науке, так и повседневной жизни. Моя цель – объяснить студентам, что математика – это очень интересно и совсем несложно».

  • Анастасия

    Образование:

    The University of Leeds, UK
    Cambridge CELTA Certificate

    Педагогический стаж: 5 лет

    «Мне нравится работать с людьми. Для меня важно видеть, что моя работа имеет значение в жизни людей. Я бы назвала себя энергичным, воодушевленным и инновационным преподавателем. Мое отношение к работе — всегда стремиться к развитию и обучению».

  • Елена

    Образование :

    РГГУ, Институт филологии и истории
    Bucknell University, USA
    Cambridge CELTA Certificate

    Педагогический стаж: 7 лет

    «Больше всего в моей работе мне нравится видеть прогресс своих учеников. Именно поэтому я в своё время и пришла в эту профессию. Самое главное качество хорошего учителя, по моему мнению, это неподдельный интерес к собственному предмету, который непременно передаётся ученикам. Однако, важны и более практические навыки преподавания, такие как планирование уроков, подбор материалов и разработка интересных, интерактивных заданий. Только так можно сделать процесс обучения одновременно и эффективным, и увлекательным. Я стараюсь любыми способами повысить интерес учеников к гуманитарным дисциплинам и привить им такие необходимые на сегодняшний день навыки, как критическое мышление, анализ текста, и умение ясно и структурированно излагать свои мысли на письме».

  • Наталья

    Образование:

    Финансовый Университет при Правительстве РФ
    МГИМО

    Педагогический стаж: 7 лет

    «Студент – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

  • Алексей

    Образование:

    Московский институт иностранных языков

    Педагогический стаж: 6 лет

    «За годы преподавания у меня сложилось мнение, что работа с детьми и подростками — это отдельный вид искусства. Еще будучи студентом, я увлекся процессом преподавания языков изнутри, и с тех пор продолжаю открывать для себя все новые грани. Говоря на иностранных языках, люди получают безграничные возможности познавать другие культуры и общества. В нашем ремесле важно не только грамотно научить, но и мотивировать ученика, ведь мир вокруг нас даёт столько возможностей для познания нового!»

  • Екатерина

    Образование :

    American University, Lebanon
    Hokkaido University, Japan

    PhD in Biological sciences

    Педагогический стаж: 10 лет

    «Думаю, я рождена, чтобы быть учителем. Мне нравится заинтересовывать студентов любой темой, которую я преподаю. Биология – моя любимая, это самый захватывающий предмет, который можно изучать и исследовать. Как учитель, я ставлю перед собой три важные задачи: заинтересовать студентов своим предметом, сделать так, чтобы они поняли каждую деталь и показали хороший результат на экзамене».

  • Стивен

    Образование:

    University of Oxford, Keble College

    Педагогический стаж: 11 лет

    «Уверенность и любовь к изучаемому предмету. Без этих двух качеств, уверен, не получится настоящей учебы. Человек может научиться чему-либо, и выдавать знания, когда нужно, но истинное понимание предмета происходит только тогда, когда человек искренне верит, что этот предмет является его частью. И студент достигает этого с помощью вопросов, споров, размышлений и рисков».

  • Программы школьных обменов – прекрасная возможность для российских подростков путешествовать, учиться и узнавать культуру других стран. Многие бывшие участники таких программ признаются, что опыт жизни за границей сильно повлиял на их жизнь. Некоторые поехали учиться за рубеж получать высшее образование. Специалисты GSA рассказали, что из себя представляют школьные обмены и зачем они нужны.

    Программы школьных обменов в России

    Чуть больше двух десятилетий назад было сложно представить, что подростки из России смогут путешествовать по всему миру, жить в принимающих семьях и учиться в иностранных школах. Сейчас все двери для этого открыты. У школьников есть возможность отправиться на учебу по обмену за границу, окунуться в культуру другой страны, пообщаться с местными жителями, получить полезный опыт самостоятельного проживания за границей, улучшить уровень владения иностранным языком.

    Одна из самых популярных программ в сфере международного образовательного обмена - AFS. Это некоммерческая организация, действующая в России с 1992 года. Основная цель программ AFS - межкультурное обучение и глобальное образование. AFS имеет партнерские организаций 56 странах мира. В России она представлена в 20 субъектах федерации. Благодаря этой программе российские школьники могут поехать практически в любую страну мира. Обмен может проходить в нескольких форматах - класс на класс, индивидуальный обмен. Продолжительность пребывания в другом государстве тоже может варьироваться от нескольких месяцев до академического года. Набор на программу ежегодно начинается 15 июня и заканчивается 15 ноября.

    Много лет в России действовала американская программа школьных обменов FLEX (Future Leaders Exchange). Российские школьники могли бесплатно ездить в разные штаты Америки, жить в местных семьях, ходить в иностранную школу. С момента создания программы в ней приняли участие более 8 тысяч российских подростков. Однако, в октябре 2014 года Россия приостановила свое участие в правительственной программе США. Запрет программы вызвал разочарование у многих школьников и их родителей. В то же время у представителей из Белоруссии, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы все еще есть шанс бесплатно учиться в США академический год.

    Теперь родителям, желающим отправить ребенка на учебу в США приходится искать частично оплачиваемые программы обмена. Такой программой является AСES, в России она действует с 2009 года. Для участия приглашаются подростки от 15 до 18 лет. На сайте программы ведется регистрация на обучение, которое будет проходить с января по июнь 2017 г. Главные требования к претендентам - уровень английского языка не ниже intermediate и средний балл в родной школе не ниже С+. Среди прочих требований - открытость, общительность и активность. Еще одна американская программа, доступная в данный момент российским школьникам - программа штата Нью-Йорк. Здесь возраст участников снижен на один год, отправляться на учебу за границу могут подростки в возрасте 14-18 лет. Однако, до окончания набора на эту программу осталось мало времени. Обучение начнется уже в сентябре 2016 и продлится до июня 2017.

    Сейчас среди российских учеников большой популярностью пользуются поездки в Германию в рамках школьных обменов. Причина популярности - высокие стандарты образования и бесплатное обучение. В России действует фонд «Германо-российский международный обмен». Фонд является центральным для всей Германии координационным центром по школьному обмену с Россией. С момента его основания в 2006 году тысячи российских школьников побывали в Германии. Популярная программа школьного обмена - “Немецко-русский обмен” (“Deutsch-Russischer-Austausch”). Участники проводят весь учебный год или несколько месяцев в Германии. Кстати, эта же программа дает школьникам возможность поехать в Австрию. В этих странах подростки живут в гостевых семьях и учатся в местных школах и улучшают уровень владения немецким языком. Для того, чтобы поехать по этой программе нужно заполнить заявку, пройти отбор, подписать договор, заполнить анкеты на немецком языке и ждать анкету гостевой семьи.

    Как поехать учиться по программе школьного обмена?

    У разных программ свои требования к возрасту и способностям участников. Их можно посмотреть на официальных сайтах программ. Организаторы обращают внимание на уровень владения иностранным языком. Высокие требования к знанию языка в США. В других странах требования менее суровые. Также потенциальные участники программ должны хорошо, если не отлично учиться в школе. Если программа платная, от родителей потребуется покрыть расходы, связанные с поездкой: визу, билеты, медицинскую страховку и административные затраты, а также вовремя заполнить аппликационную форму. Большое внимание организаторы уделяют желанию школьника участвовать, у него должна быть сильная мотивация. Больше шансов попасть на программу у общительных, позитивных, открытых всему новому подростков, умеющих быстро адаптироваться к изменяющейся среде. Важно уметь преодолевать трудности, которые могут встретиться на пути.

    Желающие поехать учиться за границу должны пройти предварительный отбор. Что он из себя представляет? Чаще всего это заполнение опросника и прохождение собеседования. Во время интервью кандидат показывает свои коммуникативные навыки, гибкость характера, готовность меняться и учиться. Далее для подростка подбирается принимающая семья. Это процесс тщательного отбора. Принимающая сторона тестирует семью, готовую принять школьника. Тестирование гарантирует, что эти люди имеют только честные намерения и будут рады принять иностранного гостя в семью. Часто это бывают семьи с маленькими детьми или с детьми-ровесниками участников программ, “молодые пенсионеры”, чьи дети выросли и уехали от родителей. Организаторы рассказывают принимающим семьям об их правах и обязанностях в отношениях с ребенком. По условиям программы ACES детям должна предоставляться отдельная комната или комната с ребенком того же пола. Подростки питаются вместе с принимающей семьей, а школьные обеды оплачивают с денег, присланных родителями.

    Где найти информацию о школьных обменах? Можно просматривать сайты посольств иностранных государств. Также интересуйтесь о такой возможности у завучей, преподавателей иностранного языка. Если в вашей школе хорошо развита деятельность в сфере международных обменов, преподаватели помогут вам сориентироваться в процессе подготовки документов и вступительных испытаний. В школах с углубленным изучением языка, которые активно взаимодействуют со своими иностранными коллегами, для того, чтобы поехать за границу по программе обмена, школьникам нужно просто хорошо учиться и знать язык на должном уровне. Другой путь - обратиться в специальные агентства, занимающиеся международными школьными обменами. Если тщательно разобраться в теме, можно пройти на программу самостоятельно.

    Финансирование обменов проходит за счет различных фондов и программ, в которых участвует школы, а также за собственный счет. Ученики живут находятся в другой семье от нескольких недель до целого академического года.

    Истории участников школьных обменов

    Анастасия Платовских
    студентка Европейского университета Виадрина, Германия

    В программах школьных обменов я участвовала 3 раза. Я побывала в Берлине, Мюнхене и Вене. В каждом городе я жила около 7-10 дней. Мне повезло со всеми тремя принимающими семьями. Все члены семьи были очень гостеприимными и доброжелательными. Они показывали мне город и знакомили с национальной кухней. Что касается учебы, здесь не было кардинальных отличий от России. Занятия там начинаются в 8 утра и заканчиваются в 13. Есть школы с пятидневной учебной неделей. Ученики не носят школьную форму.

    Учебная программа растянута, поэтому у школьников больше свободного времени для других занятий. Чтобы попасть на учебу по программе школьного обмена я не сдавала никакие экзамены, не писала заявок. Просто было сильное желание участвовать, поехать путешествовать. Большую роль сыграло то, что я училась в школе с углубленным изучением немецкого языка. Обмены помогли мне осознать, зачем мне нужен язык, «сняли» языковой барьер. Отношение к немецкому языку, как к предмету, который нужно сдать для «галочки» переросло любовь к нему, которая продолжается и по сей день.

    Ксения Баринова
    выпускница школы

    Я ездила по программе школьного обмена в Бразилию (штат Санта Катарина, город Сан Мигел ду Уэсчи) и жила там 11 месяцев. Поездка была организована Фондом Интеркультура (AFS). Школа в Бразилии - это не одно учебное здание, как мы привыкли видеть в России, а целый комплекс зданий: один корпус для учеников старшей и средней школы, другой корпус для младшей школы, третий - для уроков информатики, лабораторных работ, танцевальных занятий, четвёртый - для актового зала, а также есть спортзал с рядом стоящим открытым стадионом.

    Одно из самых значимых различий между российской и бразильской школами - более свободные отношения между учителями и учениками.Например, мой учитель истории очень часто сидел на учительском столе и объяснял тему урока, шутил с ребятами, высказывал своё личное мнение и выслушивал мнения учеников. А с учительницей по химии мы часто обедали в ресторанчике между утренними и дневными уроками. Также ученики любимых учителей ласково называют "profi" (от слова "professor/professora" - учитель/учительница по-португальски). В школе очень много молодых и активных преподавателей.Домашнюю работу бразильским ученикам почти не задают.

    Учебный год в Бразилии начинается с середины февраля и заканчивается в начале декабря. Декабрь, январь и половина февраля - каникулы в самое жаркое время года. В Бразилии 10-балльная оценочная шкала. Все, что меньше 7 баллов считается ниже нормы. Стоит отметить, что выпускные классы сдают ЕГЭ (ENEM) в декабре и специальный экзамен в университет - vestibular, который может проходить как летом (декабрь - январь), так и зимой (июнь - август). Специальный экзамен считается более важным, чем ЕГЭ.

    Еще один интересный момент - в terçeirão или в третьем классе старшей школы (выпускной класс) ученики создают дизайн футболки и толстовки именно своего класса. На задней стороне одежды написаны имена учеников и учителей, а на переднем плане - элементы, рисунки и символы, характеризующие этот класс. Сама школьная форма в особенности отличается от российской. У каждого ученика есть несколько футболок с логотипом школы, толстовка, лосины, шорты, штаны. Школьная обувь - удобные, красивые и модные кроссовки. Кстати,в бразильской школе можно ночевать в школе и устраивать пижамные вечеринки со своим классом.

    Я заметила, что на юге страны студенты учатся намного усерднее, чем на севере Бразилии. Я ходила в течении двух недель в школу на жарком севере страны, и что сразу заметила, так это то, что в классе несколько человек спят, несколько играют на телефоне, другие - слушают музыку или разговаривают, и всего лишь 5 учеников учатся.

    Бразильский народ очень религиозный, поэтому и в школе у них есть как религиозное обучение. К тому же, в моей школе каждое утро перед началом учебного дня директор по радио читает молитву, и все за ней тихо повторяют слова. Это дело абсолютно добровольное, а значит, что не верующие или ученики с другой религиозной верой могут не молиться перед началом уроков.

    За весь год обучения в Бразилии у меня были две принимающие семьи. В первой я прожила около 4-х месяцев, но мы не сошлись характерами. Было очень трудно ривыкать к образу жизни, к правилам и распорядку дня этой семьи, особенно, когда человек находится один в чужом месте, и все проблемы нужно решать самому, а помочь никто не может. Однако это хорошо закаляет характер, я набралась опыта, и сейчас мне кажется, что нет такой проблемы, которую я бы не смогла решить!

    Затем я поменяла семью. Я очень полюбила родителей, бабушку, брата и сестру. Они всегда с пониманием относились ко мне, помогали, мы много путешествовали и общались. Я им очень благодарна за это. Когда вспоминаю мою бразильскую семью, в мыслях появляется очень теплое воспоминание, связанное с моей бразильской мамой. Перед сном (да и во время приветствия и прощания) бразильцы обнимаются и целуются в щеки. И однажды моя мама спросила меня, как желают спокойной ночи в России. Тогда я сказала, что папа частно целует меня в лоб и желает приятных снов, и после этого мая бразильская mamãe тоже начала желать спокойной ночи таким образом. В бразильских семьях всегда царит теплота и атмосфера любви.

    Дарья Бушмелева
    студентка СПбГУ, в данный момент учится по программе студенческого обмена в парижском университете Сорбонна

    Я ездила по программе школьного обмена во Францию в 2010 году. 2 недели я жила во французской семье. Именно здесь я почувствовала различия в менталитетах. Например, тут не принято слишком много внимания уделять гостю, как-то по-особенному его кормить и готовиться к его приходу. Во французской школе я изучала редкие языки, можно было выбрать греческий или латинский.

    В школе мне очень нравилась столовая, она была очень большой и там невероятно вкусно кормили, а обед длился целый час. Чтобы поехать по программе школьного обмена, я поступила на двуязычное русско-французское отделение в своей школе, для чего нужно было сдать экзамен на знание французского языка. Я думаю, что школьный подтолкнул меня продолжить обучение во Франции.

    Анна Салтыкова
    школьница из Украины (Flex, США)

    Я поехала на учебу в американскую школу в городе Бивер в штате Пенсильвания в 2015 году. Программа была рассчитана на 10 месяцев. Американская система образования полностью отличается от привычной мне. Доступен широкий выбор предметов, школьные кружки, клубы по интересам. В каждом классе - разные люди, которые сами выбрали изучение этого предмета. Царит великолепная рабочая атмосфера.

    Семья, в которой я жила, просто замечательная. Они поддерживали меня и помогали во всем. Если бы я жила самостоятельно, мне было бы намного тяжелее. Чтобы поехать в Америку по программе Flex, я прошла 3 отборочных тура. Все необходимые документы были подготовлены офисом программы. Поездка положительно повлияла на меня, хочется менять и меняться, вносить свой вклад в общество! Когда у тебя уже есть опыт обучения за рубежом, хочется получить высшее образование там же. Однако, в Америке образование очень дорогое. После окончания школы я планирую попробовать выиграть стипендию на обучение за границей, а если не повезет, буду рада остаться на Родине.


    Как часто мы последнее время слышим о том, что зарубежное образование намного лучше отечественного. Даже если мы сами ни разу не были за границей, и никто из знакомых не рассказывал нам о своем опыте, мы абсолютно уверены, что на той стороне «трава зеленее».

    С одной стороны, это просто прекрасно, когда у человека есть, к чему стремиться. С другой стороны, сделать первый шаг и просто поехать поступать в высшее учебное заведение в ту же, например, Германию, довольно страшно. Действительно, это довольно серьезный шаг, начиная от выбора университета, заканчивая расчетом предстоящих затрат и, конечно, уровнем владения языком.

    Возникает дилемма, как поступить так, чтобы сделать правильный выбор и не проиграть ни на одном из фронтов? Для вас, уважаемые студенты, в настоящее время есть масса выходов из данной ситуации. Учащимся высших учебных заведений открывается множество уникальных возможностей стать участником альтернативных программ обмена за рубежом. Для желающих в дальнейшем продолжить свое образование за границей, участие в международном обмене, в отличие от туристической поездки, может незаменимо помочь в дальнейшем выборе университета, а также в понимании того, а стоит ли вообще поступать и продолжать обучение в этой стране.

    Представляем вам наиболее известные на данный момент программы обмена для студентов российских вузов, которые ориентированы в том числе и на Германию.

    AIESEC - это международная молодежная общественная организация, объединяющая студентов и недавних выпускников вузов, объединяет 86 000 молодых людей в 113 странах мира и сотрудничает с более чем 2400 университетами. В мире организация существует уже 65 лет, а с 1989 года к работе организации присоединилась и Россия (на тот момент СССР).

    Зачем студенты добровольно объединяются для работы в AIESEC?

    Главная цель организации - это раскрытие и развитие лидерского и профессионального потенциала молодых людей и привнесение позитивного вклада в общество. Как она достигается? Один из механизмов - это международные молодежные обмены или стажировки. В AIESEC их существует два вида: волонтерские и профессиональные .

    Первый вид - стажировка длится полтора месяца, напоминает немного работу вожатого в летнем лагере, только за рубежом. Стажер организует активности и досуг для детей, рассказывает о культуре своей страны. Заработной платы такой волонтер не получает, но зачастую такая стажировка покрывает расходы на проживание и питание. Второй вид - это уже обмен для студентов более старших: возможность получить опыт работы по специальности. В этом случае студент отправляется за рубеж на более долгий период времени (от 3 месяцев до года), получает заработную плату, однако, в большинстве случаев, расходы на проживание и питание уже не будут возмещены.

    Города, в которых действуют локальные отделения и представительства AIESEC России: Архангельск, Воронеж, Владивосток, Иваново, Ижевск, Иркутск, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Тольятти, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск.

    Города, в которых действуют локальные отделения и представительства AIESEC Германии: Ахен, Аугсбург, Бамберг, Байройт, Берлин, Бремен, Дармштадт, Дортмунд, Дрезден, Дюссельдорф, Франкфурт, Фрабург, Гамбург, Ганновер, Йена, Кайзерслаутерн, Карслруэ Кельн, Лейпциг, Магдебург, Майнц, Мюнхен, Мюнстер, Нюрнберг, Регенсбург, Росток, Штутгарт.

    Тема волонтерства становится все более популярной в наши дни. Особенно, после Олимпиады и Паралимпиады Сочи 2014, число добровольцев в которых превзошло в сумме 30 тысяч человек. Казалось бы, кто захочет выполнять работу, порой довольно тяжелую физически «за даром»? С другой стороны, будучи волонтером у вас есть уникальная возможность познакомиться с новыми интересными людьми , которые работают «за идею» и наслаждаются этим.

    А как насчет волонтерства в проекте за рубежом? Только представьте, международный проект, участники которого настоящие энтузиасты, объединенные особым командным духом: они вместе готовят, стирают, убирают, красят заборы или играют с детьми, а после работы вместе проводят досуг. Кто как ни волонтер познакомится и узнает изнутри страну, в которой он работает?

    Для тех, кому близок этот азартный, но в то же время созидательный дух, существует организация World4U, занимающаяся волонтерскими проектами. World4U - это довольно быстрорастущая российская волонтерская ассоциация, работающая с 1998г, которая является членом международной волонтерской платформы Alliance of European Voluntary Services.

    Средняя стоимость волонтерского проекта складывается из следующих пунков:
    - членский взнос World4U - 5900 руб.,
    - виза (обычно 35-40 €),
    - страховка (в среднем 1€ в день),
    - стоимость дороги до лагеря - авиабилет - карманные деньги (min 100€).

    В некоторых проектах, со специальной программой, есть дополнительная плата за работу, которая обычно указывается в описании проекта заранее. Питание, проживание, организация работы и культурная программа обеспечиваются принимающей стороной.

    Если вас не устраивает самостоятельное изучение языка в так называемых «диких условиях», и вы предпочитаете получить более глубокие и обширные знания, подкрепленные сертификатом, обратитесь, в таком случае, к программам, направленным на академический обмен. Подобных программ, на самом деле, достаточно много, однако, говоря о Германии, стоит уделить особое внимание такой организации как DAAD.

    DAAD (нем. Deutscher Akademischer Austauschdienst) - Германская служба академических обменов. Это самостоятельная самоуправляемая организация высших учебных заведений Германии, созданная для поддержки международных академических обменов, студентов и сотрудников университета.

    DAAD специализируется на предоставлении стипендии на программы обмена. Стипендия, здесь, это не то, что, как принято считать, получает ежемесячно россиский студент, учащийся на бюджете. Стипендия - это фактически возможность учиться (или пройти определенный краткосрочный или долгосрочный курс обучения) бесплатно или с частичной оплатой, которая обычно предоставляется на конкурсной основе.

    Наиболее известная стипендия DAAD — это стипендия для студентов, которые хотят посетить Германию летом . Для таких студентов идет набор на летний курс, в ходе которого основной задачей является улучшение знаний немецкого языка, знакомство с культурой и традициями страны. Как правило, продолжительность такого курса составляет 3-4 недели, сумма стипендии на этот период составляет около 900 евро, что практически полностью может покрыть расходы на жилье, питание и транспорт.

    Помимо студенческих ознакомительных программ, DAAD также выдает стипендии на последипломные программы обучения и программы для аспирантов и ученых.

    Более подробно об условиях и сроках подачи заявки на стипендиальные программы DAAD можно узнать на сайте daad.ru

    Предположим, что на данный момент вас не интересует изучение языка и вы просто хотите попробовать зарубежное образование «на вкус» . Но как поступить, если на данный момент вы уже являетесь студентом российского вуза? Взять и все бросить - шаг достаточно рискованный и не дает гарантий ни на поступление в вуз за границей, ни на то, что вам это образование будет по душе.

    Для тех, кто хочет попробовать что-то новое, существует программа обмена между странами Евросоюза Erasmus (Erasmus Mundus для обмена России с Евросоюзом) .

    Как же это работает?

    Для того, чтобы подать заявку на участие (получение гранта на мобильность), студент должен обратиться в международный отдел своего университета. Обратите внимание на то, что не все вузы являются партнерами Erasmus (Erasmus Mundus).

    Должны быть студентом минимум второго года обучения в домашнем вузе,

    Должны иметь средний балл, выше среднего определенного университетом уровня,

    Должны в достаточной мере владеть языком, на котором ведется обучение в принимающем университете.

    Студенты-участники программы не оплачивают обучение в принимающем университете, все расходы покрываются Европейским союзом и домашним университетом . Однако, зачастую, студенту приходится самостоятельно покрывать расходы на транспорт и визу.

    В Erasmus участвуют более 4 тысяч образовательных учреждений из 33 стран . С момента запуска программы в 1987 году её участниками стали более 2,2 млн студентов. Германия, в свою очередь, входит в первую тройку стран (вместе с Францией и Испанией), принявших наибольшее количество иностранных студентов по Erasmus.

    Если вдруг ваш вуз не является партнером Erasmus Mundus, обратитесь в международный отдел университета и узнайте, какие зарубежные вузы-партнеры и контакты имеются, и какие возможности они предоставляют. В соответствии с главой 5 ст. 33 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, высшие учебные заведения вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками. Зачастую, этот пункт является показателем конкурентоспособности вуза и добавляет ему, некую долю престижа по сравнению с вузами, не принимающими участие в международных программах обмена.

    Выбор программы, в первую очередь, зависит от того, какие вы ставите себе ожидания от того опыта, который хотите получить. Обратите особое внимание, что подобные программы ни в коем случае не направлены, как люди зачастую полагают, на то, чтобы подтолкнуть человека (студента, аспиранта) мигрировать в страну, в которую он едет учиться.

    Подобные программы укрепляют культурную интеграцию в мире, воспитывают в молодежи дух открытости, смелости и взаимопонимания. Более того, работодатели приветствуют такой бонус к резюме, как участие в международном обмене, так как это характеризует кандидата не только с академической стороны, но и говорит о его расширенном кругозоре и способности адаптироваться к условиям окружающей среды.

    Безусловно, можно учиться и в домашнем вузе и сетовать на незнание языка и прочие внешние преграды и невзгоды, однако помните, что изучение языка по книжке в четырех стенах - это всего лишь основа, теория без практики - это как инструкция по применению к какому-нибудь современному гаджету. Согласитесь, если у вас в руках будет инструкция по использованию, допустим, новомодного планшета, но не будет самого планшета в руках, едва ли будет от него какой-либо толк.

    Виталия Шварченко, Deutsch-online