Технология развития критического мышления. Что такое технология развития критического мышления (тркм) Какой из фаз технологии развития критического мышления

Сущность и стратегии технологии развития критического мышления

Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пойдя по пути дальнейшего усиления активной роли учащегося в проблемном обучении и разработав структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Отечественные специалисты С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская развили предложение американских коллег. Представили свое видение образовательной технологии развития критического мышления в виде следующих этапов:

1) вызов (evocation): актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения (если представить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

2) осмысление содержания (realization of meaning): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения;

3) рефлексия (reflection): размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

Образовательная технология развития критического мышления на всех этапах предусматривает толерантное, уважительное отношение педагога и аудитории к любым высказанным мнениям, пусть даже абсолютно неверным.

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Информационная (вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению

информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,

выработка собственной позиции, оценка процесса).

Образовательная технология развития критического мышления на всех этапах предусматривает толерантное, уважительное отношение педагога и аудитории к любым высказанным мнениям, пусть даже абсолютно неверным.


Критическое мышление представляется сложным, многомерным и многоуровневым явлением. В определениях подчеркивается либо один, либо другой аспект этого вида мышления. Обобщая эти определения, можно сформулировать следующее определение: критическое мышление - система психических состояний, процессов и свойств, направленных на продуцирование оценки.

Чтобы научиться думать критически, необходимо знать четыре основных принципа, которые характеризуют этот процесс. Каждый из этих принципов можно рассматривать, как мыслительный навык. Чтобы овладеть этими принципами, требуются время и практика, однако усилия того стоят. Принципы же таковы:

1) выявление и оспаривание предположений, 2) проверка фактической точности и логической последовательности, 3) рассмотрение контекста, 4) изучение альтернатив.

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов: 1) критическое мышление есть мышление самостоятельное; 2) информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, 3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить, критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 4) критическое мышление есть мышление социальное.

Д. Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них: - анализ / выводы; - выдвижение, формулировка, разработка гипотез; - установление и создание, поиск аналогий, метафор; - активизация ранее приобретенных знаний; - активизация причинно-следственных отношений; - анализ значимости; - сравнение - сопоставление - противопоставление; - применение в реальных условиях; - контраргументация; - оценка и ее достоверность / валидность ; - обобщение идей; - изучение других точек зрения.

П. Бонни выделяет такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как: - нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации; - определение значимости информации для структурирования и решения проблемы; - нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы; - установление проблемы в тексте информации.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Эссе

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

В любом своем виде деятельности человек сталкивается с критикой. Согласно стереотипу, сложившемуся за многие годы под критикой понимают отношение к предметам или объектам окружающего мира, причем чаще всего негативное. Однако это мнение не совсем верно. Существует ещё и такое понятие как критическое мышление. Однако оно не несет в себе цели найти негативные стороны в предметах и объектах. Прежде всего – это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.

Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять её достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно. Критическое мышление обладает несколькими параметрами:

  • полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;
  • начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;
  • критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;
  • критическое мышление является социальным видом мышления.

Человек с идеальным критическим мышлением обладает хорошей осведомленностью, справедливостью в оценке окружающего мира, желанием пересмотреть и прояснить проблемы и сложные вопросы. Он тщательно ищет нужную информацию и разумно выбирает ее критерии. Чтобы обладать этими качествами, критическое мышление необходимо развивать.

Приемы технологии развития критического мышления

Основанная методика развития критического мышления имеет не очень благозвучное название – РКМЧП, что означает развитие критического мышления через чтение и письмо.

Эта технология разработана рядом американских ученых-преподавателей Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

Технология развития критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии, и стадии рефлексии.

  1. Стадия «Вызов». Активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации.
  2. Стадия «Осмысление». На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом, в ходе которой человек делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации. Напомним что под «текстом» также подразумеваются речь и видеоматериал.
  3. Стадия «Рефлексия» (размышление). Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения человека к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки.

В технологию РКМЧП входят различные методические приемы:

  • методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица «З-Х-У»);
  • методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);
  • методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).

Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:

1. Метод «З-Х-У» (знаем - хотим узнать - узнали). При работе с текстом в тетради рисуется таблица, в которой человек вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное.

2. Инсерт. Это метод чтения с маркировкой. При чтении текста человек ставит на полях заметки соответствующие его отношению к информации. В процессе работы используется 4 маркера:

  • "V" – написанное соответствует тому, что человек уже знал ранее или думал что знает;
  • "- " – написанное противоречит тому, что человек уже знает или думал что знает;
  • "+" – написанное является для человека новым;
  • "?" – написанная информация не понятна, либо человек хотел бы получить более подробные сведения по читаемой тематике.

Этот метод позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний. Вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Инсерт».

v - + ?

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Примеры методических приемов

технологии развития критического мышления

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.)

    использовать универсальную модель обучения и систему эффективных методик,

    помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

    дает возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.

    учитель, обучается работать в режиме творческого соавторства.

    приемы помогают мотивировать учеников на процесс обучения, вызывают интерес к предмету и повышается познавательная и интеллектуальная способность, а также самостоятельность в действиях.

    ПРИЁМЫ НА СТАДИИ ВЫЗОВА

    Прием “Покопаемся в памяти”

Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока, например: “Онтогенез. Размножение и индивидуальное развитие организмов”

    Прием “Ассоциация”

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите “_______________”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

    Прием “Перепутанные логические цепочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно. Например к уроку по теме: “Онтогенез. Размножение и индивидуальное развитие организмов”

    Прием “Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока., при выполнение лабораторной работы, постановке опыта или исследования. Инструкции для учащихся (у каждого на парте)

Прием Составьте “Экспертный лист”.

    Прием «Мозговой штурм»

В парах ребята обсуждают вопросы:

а) Подумайте, что вам известно о размножении?

б) Считаете ли вы эту проблему важной?

    Прием «Мозговая атака»

    Как методический прием «Мозговая атака» используется в ТКМ с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

    1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

    2 э т а п: Обмен информацией.

    1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

    2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

    3. Оперативная запись высказанных предложений.

    Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

    ПРИЁМЫ на СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Стадия осмысления решает следующие задачи: не отвлеченное чтение текста, эмоциональное восприятие.

    Прием “Пометки на полях”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

    Прием “Маркировочная таблица”

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

  • Прием Технология (приём) «инсерт/insert»

Для восприятия и анализа текстов используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков («+» «?» «-»), ведения записей типа дневника или «бортового журнала». Применяется называемая технология «инсерт/insert» :

В переводе с английского «инсерт» означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Расшифровка термина INSERTI

Interactive

Интерактивная

Noting

Отмечающая

System

Система

Effective

Эффективного

Reading

Чтения

Thinking

Размышления

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством систематизации и отслеживания понимания материала.

    Прием “Двухчастный дневник ”

Данный прием я использую, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, а возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками удобно и во время лекции. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции”

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ

    Прием “Лист решения проблем”

при решении задач, особенно со слабыми учениками (индивидуальная работа), либо при выполнении практических и лабораторных работ. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

    Прием “Таблица аргументов”

Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции, объяснения учителя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ

Почему “ДА”

Почему “НЕТ”

    Приём “Ромашка Блума”

I тип – простые вопросы, требующие однозначных ответов (что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Вы сказали то-то …?, Я верно вас поняла?)

III тип – практические вопросы (Как то, что мы узнали, связано с жизнью?)

IV тип – оценочные вопросы. (Каково Ваше отношение к данной теме?)

V тип – творческие вопросы. (Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом?)

VI тип – интерпретационные вопросы. (Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей?)

    Приём «Групповая дискуссия»

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

    ПРИЁМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается задача: корректировка и систематизация знаний.

    Прием “Кластер”

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски, которое является «сердцем» идеи, темы.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    Прием “Синквэйн”

«Синквэйн» происходит от французского слова «cing» – пять, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях, на протяжении 5-7 минут. Развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Может быть как индивидуальное самостоятельное задание; работа в парах; реже как коллективное творчество.

Правила написания синквейна:

    В первой строке тема называется одним словом (существительным).

    Во второй строке описание темы в двух словах (два прилагательных).

    В третьей строке описание действия в рамках темы (три глагола).

    Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    Синоним из одного слова, который повторит суть темы.

Пример синквейна

Размножение

Половое, бесполое

Увеличивается, продолжается, развивается.

Главное свойство живых организмов.

Необходимо

    Прием “Эссе”

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подвести итог своим знаниям по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

Что они узнали по пройденной теме?

Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: “Если бы не было процесса размножения?»

    Прием “Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, содержащие конкретный позитивный смысл “знаю уверенно”, “надо повторить”.

Прием “Шесть шляп критического мышления”

Это задание обычно используется мною на стадии рефлексии. Класс делится на шесть групп, которая “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

Белая шляпа” АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

Желтая шляпа” ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

Черная шляпа” НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

Синяя шляпа” АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

Зеленая шляпа” ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

Красная шляпа” ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

    Приём “Ключевые слова” или термины

На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова, термины.

    Приём “Взаимообучение”

Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:

1. “учитель” суммирует содержание абзаца;

2. он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;

3. “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;

4. он даёт задание на чтение следующего абзаца,

5. передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

    Приём "Чтение с пометками"

    Приём «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете...?

Почему Вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите, что будет, если... ?

Что, если... ?

Кто?

Что?

Когда?

Может..?

Будет...?

Мог ли... ?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли Вы...?

Верно ли...?

    Приём «Совместный поиск»

Обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Лучше если проблемный вопрос возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном, в процессе дискуссии. Постоянно необходимо задавать вопросы:

На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

Какие чувства испытали?

    Приём «Зигзаг»

Работа в парах, группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью: изучение и систематизация большого по объему материала .

    Класс делится на группы.

    Группе выдаются тексты различного содержания.

    Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует "кластер".

    По окончании работы учащиеся переходят в группы экспертов.

    Группы "экспертов"из «специалистов» по одной теме.

    Составляется общая схема рассказа по теме.

    Спикер проводит итоговую презентацию.

    В группе происходит обмен информацией по изучаемой теме.

    Приём «Перепутанные логические цепочки»

Форма способствует развитию внимания и логического мышления.

Модификация приема «Ключевые термины».

1 Вариант: расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

2 Вариант: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста, демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности и предлагается восстановить правильный порядок причинно-следственной цепи.

После заслушивания различных мнений учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

    Приём «Верные и неверные утверждения»

    Приём «Установи соответствие»

    Приём «Дискуссии»

    Приём «Исследования»

    Приём «Проекты»

    Приём «Устные и письменные круглые столы»

    Приём Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Прием «ключевые слова» - записать слова или словосочетания, которые отражающие те вопросы, ответы на которые хотели бы получить в процессе изучения данного вопроса

    Ассоциации с понятием «КМ» (ключевые слова, таблица-синтез)

    2.Определение понятия «КМ»

Ассоциации с понятием «критическое мышление»

1. Выберите три ключевых слова или словосочетания, характеризующих понятие «Критическое мышление», запишите в первый столбик таблицы, далее во второй и третий.

    Я считаю, что если все эти методические приемы применять в системе, результат не заставит себя ждать. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов.

Кучумова Ирина Николаевна, учитель биологии, первая квалификационная категория МОБУ «СОШ № 172», п. Архара, Архаринского района, Амурской области Страница 11

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление - социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления - совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов - фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление - период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия - этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе - рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема - это ствол, а ветви - возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо - основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы - инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному - традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем - Хотим познать - Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория - новый взгляд на

1 ФАЗА «ВЫЗОВА».

ЗАДАЧИ ФАЗЫ:

актуализация имеющихся знаний, представлений;

Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

Учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

ЗАДАЧИ ФАЗЫ:

организация активной работы с текстом,

Удовлетворение познавательных «запросов»;

Формирование отношения к тексту;

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИИ».

ЗАДАЧИ ФАЗЫ-

соотнесение старых и новых представлений;

Обобщение изученного материала;

Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Основные задачи фаз ТРКМ

Стадия Деятельность преподавателя. Задачи данной фазы Деятельность студентов, учащихся Возможные приемы и методы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация студентов, мотивация для дальнейшей работы. Корректировка и уточнение целей “Вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка “известной информации”, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается,записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.
Стадия осмысления (реализации) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - маркировка “INSERT”; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.
непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии Вернуть студентов к первоначальным записям – предположениям, организовать работу по изучению, дополнению изученного. Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Соотносят “новую информацию” со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии студенты самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работ ведется индивидуально – в парах – группах.

Некоторые приемы технологии развития критического мышления



У этой формы работы есть еще один резерв - это вторая и третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу. Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ": - вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы; - перечислите источники информации; - попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации; - поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения; - познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом преподавателя); - ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы; - посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории; - поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Прием “толстые и тонкие вопросы”

Данный прием может использоваться на любой фазе занятия. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. Тонкими вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят студентов на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Таблица “ толстых ” и “ тонких ” вопросов.

Прием “синквейн” используется на стадии рефлексии,он позволяет студентам проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Синквейн обозначает (в пер. с французского яз.) – число 5. Таким образом – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4.Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

“Кластер” является приемом графической систематизации материала. Автором данного приема является американец Гудлат.

Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Описание стадий технологии развития критического мышления в данном разделе представлен как раз с помощью кластера.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. А можно начать на стадии вызова и после осмысления информации продолжить и обобщить знания с помощью кластера на стадии рефлексии.

Прием “концептуальное колесо“ является своеобразным кластером, но имеющим лишь одну центральную гроздь, и может использоваться также.

Прием “ Верите ли Вы?” известен нашим преподавателям. Он может быть использован на стадии вызова, с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную “интригу”. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Работа с использованием этого приема организуется следующим образом:

1. учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ: да или нет;

2. на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы;

номер вопроса номер вопроса номер вопроса номер вопроса
да нет нет да

3. после выполнения индивидуального задания преподаватель заполняет соответствующую таблицу на доске;

4. после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

5. можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

6. затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.

Стратегия “Зигзаг” также имеет несколько модификаций.

Эта стратегия позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые “хорошо” разбиваются на смысловые отрывки. Данная стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Данная стратегия используется в течении всего урока на всех его фазах.

Сложность ее употребления состоит в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов. А это может не всегда получится.

На стадии вызова используются разные приемы, например, целеполагание, прогноз, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

На стадии осмысления студенты делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Студенты в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединяются “специалисты” по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации. При этом даже “слабые ” студенты в процессе совместного обсуждения способны объяснить в своих группах данный фрагмент.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои родные группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

Прием “рефлексивные вопросы” заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой.

Набор рефлексивных вопросов :

1. Что показалось вам сегодня трудным?

2. Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

3. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

4. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?

5. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

8. Были ли моменты недовольства собой?

9. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

10. Почему вы выбрали именно эти задания?

11. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

12. Что бы вы хотели посоветовать своему преподавателю?

13. Заметили ли вы свои успехи в ….?

Что такое “кроссворд” известно каждому. Но данный прием приобретает свою определенную специфику, если его переносят на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.

Прием “INSERT” представляет собой особую маркировку текста при его прочтении.

I – interactive - самоактивизирующая

N – nothing – маркирующая

S- system – система

E – effective – для эффективного

R – reading and – чтения и

T- thinking - размышления

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующем ее заполнением, относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям.

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий данной таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся: “прочитать параграф учебника”.

Игра «знаете ли вы, что… » является эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Прием “понятийно-терминологическая карта” был взят из риторики и перенесен на разные предметы, преложил это впервые С.И. Заир-Бек. Данный прием эффективно используется на стадии осмысления для систематизации знаний при изучении различных дефиниций.

Работа в рамках данного приема ведется в группах. Учащимся выдается мини словарик (примерно 10 определений) с определениями тех понятий, которые должны быть усвоены. Затем учащиеся должны в течении 10 минут усвоить эти понятия в группе, выделив в них отличительные признаки.

Необходимо сформулировать определения этих понятий своими словами и записать в группе, что получилось.

Затем по кругу задаются вопросы по данным понятиям. При этом используется прием “Толстые и тонкие вопросы”, и также вопросы, направляющие ход мышления.

После этого озвучиваются те вопросы, которые были обсуждены в группе, после того, как понятия усвоены, каждая группа должна составить, используя их, связанный текст, по предложенному Ведущим жанру (например: сказка, былина, детектив и т.п.)). Текст будет оцениваться по следующим критериям:

Ø Количество использованных понятий, вошедших в понятийно-терминологическую карту;

Ø Точность в употреблении понятия;

Ø Занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации;

Составление текста должно занять не более 10-15 минут.

Прием “закончи предложение” используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение.

Например:

«Если бы я раньше знал про технологию развития критического мышления I, то...»;

«На мой взгляд, ТРКМ - это...»;

«Самым интересным для меня на занятии было...»;

«Для преподавателя Высшей школы...».

При ответе на этот вопрос необходимо решить проблему: как из руды сразу получить железо. Воспользуемся стратегией “ИДЕАЛ” . Джемс Бренсфорд разработал стратегию решения проблем , возникающих при анализе ситуаций.

И – Идентифицируйте проблему

Д – Доберитесь до ее сути

Е – Есть варианты решения

А – А теперь - за работу!

Л – Логические вывод

Лист ИДЕАЛ для решения проблемы

Приме “взаимоопрос” может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что студенту легче отвечать своему одногруппнику, чем преподавателю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и студенты спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со “слабыми” студентами и школьниками, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого учащегося.

Дополнительная литература:

1. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”. IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

2. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос II./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

3. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

4. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. Пос.Ш. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

5. “Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября” от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова.

6. “Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?”, журнал “ALMA MATER” № 10, 1999./ Е. Генике.

7. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.

9. Загашев И.О., Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.

10. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.

11. Диана Халперн «Психология критического мышления» (СПб.: «Питер», 2000).