Творческие работы по русскому языку литературе. Творческая работа по русскому языку на тему. Моя любимая книга «Дюймовочка». Её написал Х. К. Андерсен. В этой книге пишется о маленькой девочке – Дюймовочке. Она попала на болото, чуть не вышла замуж за жаб


В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.
Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.
А. Астафурова.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Разнообразны виды письменных работ, проводимых на уроках изучения морфологии. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ должны проводиться в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

А. ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, если они умеют объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно осложняется задания-, ми, которые связаны с развитием речи.
Прежде чем проводить такое списывание, необходимо повторить правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится таким образом: учащимся предлагается текст (текст предварительно записан на доске), в котором пропущены слова, написание которых надо проверить. Текст читается громко, в ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфогоафический разбор, затем текст в теради.
(...)
Иногда списывание может сопровождаться подбором синонимов.
1) Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев. 2) Заливные луга покрылись сильным туманом. 3) Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком темном небе. 4) Земля была размыта сильным потоком дождя. 5) Мы едва могли грести против сильного течения. 6) О моем сильном желании учиться в школе живописи знали родители и не препятствовали моему решению поступить только в эту школу. 7) Сильных волей советских солдат не сломил грозный Тихий океан.
Этот текст можно использовать в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Коллективно подбираются синонимы к прилагательному сильный.
Сильный ветер - порывистый, резкий.
Сильный туман - густой, сплошной.
Сильные лучи прожектора - яркие, ослепительные, мощные.
Сильные потоки - бурные, обильные.
Сильное течение - быстрое, стремительное.
Сильное желание - страстное, большое, непреодолимое.
Учащиеся убеждаются (на подборе примеров), что в последнем предложении слово сильный является наиболее подходящим.
После устного подбора синонимов учащимся предлагается списать текст, подчеркнуть падежные окончания прилагательных, проверить их постановкой вопросов к прилагательным. В скобках указать после каждого прилагательного падеж.
Списывание с подбором синонимов можно провести на уроке, посвященном изучению правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах загораются огни.
3. Еше мгновенье - и кровля дома загорится.
4. Дом загорелся от неосторожного обращения с огнем.
5. На востоке заря загорается.
6. Протянут электропровода по деревне, загорятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро загораются.
В процессе коллективной работы подбираются следующие синонимы к слову загореться: зажечься, запылать, вспыхнуть, заняться, засветиться, воспламениться. Устно выясняется значение этого ряда синонимов. Так, слона загореться, зажечься, вспыхнуть употребляются и по отношению к свету от огня, от электричества, и по отношению к свету вообще. При наличии общего значения слова этого синонимического ряда имеют дополнительные смысловые оттенки. Например, слово вспыхнуть указывает на внезапность действия; запылать - очень сильно загореться; заняться то же, что загореться, но это слово несколько устарело. Слово воспламеняться говорит
о сильном действии и о способности предмета загораться.
После выяснения значения глаголов повторяется правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Затем учащиеся, списывая текст в тетради, самостоятельно заменяют слово загореться глаголом-синонимом, подчеркивают личные окончания глаголов, указывая, к какому спряжению относится глагол.
Работа ученика 5 класса Владимира Р.
1. Искры летят огненной метелью, избы загораются.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах зажигаются огнн.
3. Еще минута - и кровля дома запылает.
4. Часто пожар вспыхивает от неосторожного обращения со спичками.
5. На востоке заря занимается.
6. Протянут электропровода по деревне, засветятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро воспламеняются.
Работа над текстом дает возможность повторить чередование гласных в корнях гар - гор (загар - загореться), жег - жиг (зажечь - зажигать), зар - зор (заря - зорька), ня - ним (занять - занимать).
Аналогичная работа может быть проведена по теме «Наречие». Учащимся предлагается текст с подчеркнутыми словосочетаниями, которые при списывании следует заменить близкими по значению наречиями. Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем она проверяется в классе. Во время проверки повторяется правописание вставленных наречий, их образование; выясняется соответствие по значению с теми словами, вместо которых они употреблены. Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфогра фни с работой по стилистике.

ЕЖИК
Пять месяцев шестиклассница Лиля Иванникова, как мать, растила, лелеяла Ежика В первые дни бычок фыркал на нее, не один раз пробовал бодаться. Лиля за это назвала своего упрямца Ежиком. Но упрямился бычок несколько дней, а потом привязался к Лиле. Как только раздастся голос девочки. Ежик сию минуту бежит к ней. Три раза в день кормила девочка своего любимца. Корм Лиля приносила бычку всегда в одно и то же время. Если девочка являлась не в свое время, Ежик мычал. Когда Ежик подрос, окреп, Лиля отдала его в колхоз. Ручным, ласковым был воспитанник девочки, но все в колхозе, как и прежде, звали его Ежиком. Доярки рассказывали, что Ежик несколько недель скучал без Лили.

Вот какими наречиями заменили учащиеся данные сочетания при выполнении работы:
как мать - заботливо, по-матерински, любовно;
в первые дни - сначала, вначале;
не один раз - непрестанно, часто;
несколько дней - недолго;
как только - лишь;
сию минуту - тотчас, сейчас же;
три раза - трижды;
в одно и то же время - регулярно, своевременно; не в свое время - не вовремя; как и прежде - по-прежнему; несколько недель - долго.

В V классе можно провести творческое списывание на уроке изучения местоимений. Этот вид работы был вызван тем обстоятельством, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, нагромождают местоимения, что затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, предлагается текст, в котором часто встречается одно и то же существительное.

МЕДВЕЖОНОК
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спрягалась старая медведица.

Проверка самостоятельном работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он. Кроме того, обращено было внимание на то, что во втором предложении вместо слов черного медведя употреблено слово косолапого, указали, с какой целью ыо сделано.
Предложения третье и четвертое не вызвали затруднения у учащихся: замена была произведена правильно. Допущена была ошибка в пятом предложении: хромая, медвежонок побежал - хромая, он побежал. Учитель напоминает учащимся, что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может поникнуть неясность, к чему оно относится. Учащиеся делают вывод, что в пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он.
После этой работы был сделан морфологический и орфографический разбор местоимений.


KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

5. Педагогический стаж и квалификационная категория - 5 лет; первая

Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

7. Уровень опыта и степень новизны - современные подходы к организации творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность на уроках русского языка»

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Большесосновская СОШ Голубевой Ольги Леонидовны (на конкурсе «Учитель года») по теме: «Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

Информационная карта педагогического опыта

2. Город (район) - муниципальное образование, Большесосновский район

3. Образовательное учреждение - муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Большесосновская СОШ»

4. Занимаемая должность - учитель русского языка и литературы

5. Педагогический стаж и квалификационная категория – 5 лет; первая

6. Тема педагогического опыта - «Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

7. Уровень опыта и степень новизны – современные подходы к организации творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

8. Цель педагогического опыта - создать условия для творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

9. Краткое описание опыта - В современных условиях модернизации

образования, учитывая снижение значимости русского языка,

актуализируется проблема формирования творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Следует не только

говорить о значении русского языка для школьников, но и формировать

нравственные качества человека.

В своей работе я рассматривала способы работы на уроках русского

языка с материалом, основанном на творческой деятельности.

В концепции модернизации российского образования говорится: «…в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, его всестороннее развитие, профессиональная подготовка, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны…»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка считаю основополагающим.

В своей работе использую исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой, Л.М. Головиной, И.Э. Унт.

В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:

Необходимости выявления, учета и развития творческих способностей учащихся,

Приобщение школьников к многообразной творческой деятельности.

В работах С.В.Ульяновой наиболее важным считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности.

Очень важен опыт методистов Т.А. Ладыженской, Е.И. Никитиной , которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащихся при обучении русскому языку.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. В каждом человеке есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в ученике.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества . Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует развитию ребенка.

Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности , так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений). Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

Активно использую в работе технологию критического мышления , особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

Активизация познавательной деятельности;

Осмысление материала через активное чтение и слушание;

Через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - « (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет большое значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

Л.С. Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

На уроках русского языка я активно использую различные виды творческих заданий:

Творческие диктанты (заменит словосочетание одним словом – синонимом);

Сочинение по данному началу;

Изложения творческого характера (Творческое изложение с преобразованием стиля текста, творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста);

Составление и отгадывание ребусов, загадок и кроссвордов;

Составление сказок на грамматическую тему (6 класс – «Имя числительное», 7 класс – «Наречия»).

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи . На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков. Но должны быть по развитию речи и уроки – праздники, когда учитель дает свободу творчества.

Мне нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно – прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников.

Мною был проведен урок «Архитектура – это застывшая музыка» (обучение сочинению – описанию с элементами повествования памятника архитектуры, 8 класс). Такие уроки в своей основе имеют игровые элементы: дети выступают в роли экскурсовода, историка, архитектора, что способствует развитию монологической речи, обогащению лексики учащихся.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.

Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.

Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете.

Учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа . Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров, проведение викторин, конкурсов, выпуск газет.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.

Воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Исследовательская деятельность стимулирует интерес к предмету, развивает потребность в самообразовании школьников, формирует умения учебного сотрудничества.

В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Творческий проект для школьников 4-6 классов

Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка»

Описание работы: Вашему вниманию представлены творческие работы школьников, собранные в Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка». Материал будет интересен библиотекарям, учителям начальных классов, классным руководителям, учителям русского языка и литературы.
Руководитель проекта: Беликова Екатерина Петровна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Участники проекта: учащиеся 4-6 классов.
Цель проекта: привлечение внимания школьников к чтению художественных произведений
Задачи проекта:
- развивать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
- формировать умения создавать свой авторский текст по мотивам прочитанного произведения, развивая при этом грамотную монологическую речь школьников;
- воспитывать положительные качества посредством работы над созданием положительных героев.
Результаты работы над проектом:
В результате работы над проектом школьники учатся планировать и осуществлять работу в соответствии с целями и задачами; учатся выражать свои мысли, впечатления, мнения и излагать их в виде творческих работ.
Сроки: 1.09.14 – 30.09.14
Этапы выполнения проекта:
1)Подготовительный (1.09.14 – 10.09.14)
На этом этапе работы над проектом определяется состав участников команды, определяются сроки работы, выбирается редколлегия: редакторы, журналисты; учащиеся читают произведения, делятся впечатлениями, определяются с темой.
Творческий (11.09.14 – 20.09.14)
Готовятся творческие работы «Калоши счастья», «Волшебное кольцо», «Сказка как Пастух Царем стал», «Приключения Ульяны», «Три брата»; подбирается художественное оформление, редактируются сочинения.
И, наконец, выпускается брошюра.
2)Заключительный (21.09.14 – 30.09.14)
Проведение литературной гостиной. Презентация.

Калоши счастья

Долгалев Виталий
С самого вечера по небу плавали черные тучи, и, в конце концов, начался ливень. А у меня с обеда страшно болела голова, с ужасной головной болью лег спать.
Как не странно, всю ночь мне не спалось, хорошо, что мигрень прошла. После двух часов бессонницы решил выйти и подышать воздухом. Надев шорты, майку и камуфляжную куртку, вышел на веранду. Начал искать обувь. Было темно. Разглядел кое-как какие-то сланцы, но они не подходили, после дождя на улице слякоть и грязь. Стал искать что-то другое. Под руку попались старые калоши. Обул их.
Туч, как и не было. Все небо было усыпано звездами, они завораживали, на них можно было смотреть бесконечно.
Я невольно подумал: «В давние времена люди гадали: что есть эти огоньки?... Что Земля круглая и ЭТО звезды, узнали только в средние века. Вот бы оказаться там…»
На мгновение в глазах у меня потемнело. Я потер глаза руками, не отрывая взгляда от звезд. Простоял так несколько минут, пока меня не отвлек неожиданный приближающийся стук копыт. Когда опустил голову и посмотрел под ноги, стало понятно, что нахожусь в настоящий момент не в своем дворе, а в совершенно не знакомом месте. Я спрятался в зарослях кустов, присел на одно колено и выглянул. Стук копыт был уже рядом. Мимо меня проскакали трое всадников.
Они были одеты в кольчуги, двое с копьями, один из них в шлеме, третий с длинным мечом в левой руке. К седлам были прикреплены круглые булавы, на скаку они побрякивали. Это все, что мне удалось рассмотреть при свете звезд.


Всадники остановились в двадцати метрах от тех кустов, где я прятался. Между ними завязался бурный разговор, громкий, постепенно переходящий в крик. Их речь было трудно понять, но отдельные слова были схожи с русскими. Мне стало ясно, что они не могут найти нужный путь. Тот, который к мечом, показывал в сторону леса, другой, в шлеме, показывал в степь. Спор продолжался, но третий не принимал в нем участия, пристально глядел в сторону леса. Конфликт назревал все сильнее с каждым словом. Внезапно копейщик воткнул копье в землю и слез с лошади, мечник сделал то же самое. Мечник попытался убрать меч в ножны, но полоснул ремень своего ножа, со второй попытки он убрал меч. Каждый взял свою булаву. Разошлись в разные стороны на два шага, было ясно, что дело закончится боем или…
Тут третий дернул коня и окликнул спутников. Бой закончился, так и не начавшись. Оба «дуэлянта» вскочили на коней, у мечника нож упал на землю – это не было им замечено. И все трое поскакали в сторону леса. Оттуда через минуту послышались отчаянные вопли. Меня на таком расстоянии нельзя было заметить, я, пригнувшись, подошел и подобрал нож, привязал к поясу.
В это время всадники уже возвращались, и к лошади одного из них кто-то был привязан. В моей голове крутилась только одна мысль: «КАК МНЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ!?»
Постояв несколько минут в раздумьях, я решил: «Нет никакого способа вернуться домой, поэтому необходимо действовать по ситуации, и действовать быстро!»
Всадников выследить было легко по следам. Через полчаса пути завиднелся огонек. Я подобрался поближе. Три коня были привязаны к ветке дерева. Костер находился возле разваленной стены старого, очень ветхого дома. Из-за стены, куда не попадал свет от костра, слышался громкий храп двух всадников. Третий дремал у костра, он мог давно свалиться, но ему не давал крик пленника. Это был парень примерно моего возраста. «Сторож» что-то сказал пленнику, тот постепенно перестал кричать и опустил голову.
Я поспешно стал продумывать план действий. Под руку мне попалась здоровенная ветка, увесистая, но орудовать ей можно. Взяв ветку, я тихо подкрался к «сторожу». Размахнулся, и-и-и со всей силы ударил его, тот повалился. Связанный парень поднял голову, я поднес указательный палец к губам. Достал нож и перерезал веревку. Пленник потер передавленные руки и начал говорить на старорусском:
– Благодарю тебя, меня Святославом звать.
– Славка, значит, – подумал я и добавил - А меня Виталием.
Тут Святослав попросил меня ему помочь, недолго думая, я согласился.
Мы отвязали двух лошадей, и Славка сказал, чтобы я следовал за ним.
Скакали рысью минут семь-восемь. Завиднелся огонь. Мой попутчик остановился в двухстах метрах от пары домов. Там кричали женщины. Бегали двое вооруженных мужчин. Я взял булаву, и мы направились к дому.


Один из воинов стоял перед домом, другой скрылся в темноте. Мы подкрались. Размахнувшись, я ударил противника – он упал замертво. На его крик прибежал второй, Святослав выхватил меч и пронзил врага.
Я присел на траву, закрыл глаза и глубоко вздохнул. Мы только что спасли дом Святослава от поджога. Он поблагодарил меня и подарил золотой перстень.
Мои ноги сильно болели – калоши не лучшая обувь для подобных прогулок. Я снял с одной ноги, с другой… Вспышка. Стою посреди своего дома, в шортах, майке и камуфляже.
Я списал это все на сильную головную боль. Разделся и лег спать. На правой руке у меня был перстень…

Калоши счастья

Маршалова Дарья
Солнечные зайчики с самого утра бегали по стенам и потолку в моей комнате. Настроение отличное. Я быстро встала с постели в предвкушении предстоящего праздника: у моего друга сегодня день рождения. На сборы у меня целый час. Белое в крупный ярко-синий горох расклешенное платье, с широкой синей лентой на поясе, мое самое любимое, для особых случаев, сидело на мне великолепно, будто по моим меркам было сшито. Волосы, собранные в хвост, украшала синяя лента, она обвивала волосы по всей длине. И белоснежные босоножки, обшитые пайетками, завершали мой образ. Подарок был приготовлен еще вчера - большой и вкусный черничный торт.


Было очень весело! Конкурсы, подвижные игры в саду не оставляли никого из гостей равнодушными. Мой подарок очень понравился имениннику. Когда подали чай со сладостями, все мило беседовали на различные темы: одни делились впечатлениями о спектакле, просмотренном накануне, другие говорили о былых временах, третьи – о сувенирах и подарках, привезенных из других стран. Я закрыла глаза и замечталась о море – давно не отдыхала с семьей – пляж, морской бриз, теплый песчаный берег – все это было у меня перед глазами. Я не заметила, как разошлись все гости, и я осталась одна. Пришло время прощаться. Погода испортилась, моросил дождь. Вдруг обнаруживается, что моих белоснежных босоножек нет, не осталось ни одной пары обуви, кроме… каких-то стареньких дырявых калош. Чьи они? Хозяева недоумевали.
Мне ничего не оставалось, как обуть эти калоши. По дороге домой я поскользнулась и упала.
Когда очнулась, вокруг суетились люди, шумели дети, припекало по-летнему солнце, на берег набегали небольшие волны.
«Я заснула на пляже под палящим солнцем?! Или… потеряла сознание на улице под дождем!? Или… сошла с ума? Как это вообще происходит? » «Мороженое! Мороженое! Кто желает мороженое?» - послышалось недалеко от меня.


Детвора побежала за уходящей женщиной с большой сумкой. Белокурый курносый мальчишка, пробегая мимо, зацепил мою ногу, чуть было не упал, но удержал равновесие. А калоша с моей ноги слетела.
Тут же очутилась я на тротуаре. Дождь закончился. Я побрела домой босиком, мечтательно прижимая к себе волшебную обувь.

Калоши счастья

Элизабет Данс (Елизавета Дрогалева)


Однажды осенью я поехала в деревню к бабушке. Оделась модно, туфли на каблучке. В первый же день отправилась с подругами гулять – погода была чудесная. Когда я вернулась, бабуля напоила меня парным молоком, - мы с ней сидели за небольшим круглым столом и беседовали. Я рассказывала ей о жизни в городе, она – о жизни в деревне. Между нами завязался спор: где же лучше жить, в деревне или в городе. Бабушка утверждала, что лучше там, где живет она. В сельской местности природа, свежий воздух, леса, луга, поля… Люди добрее, легче с ними общаться, за помощью можно обратиться к каждому, – и помогут, и поддержат, и подскажут. В деревне свое хозяйство, свои фрукты, овощи.
А я настаивала, что городская жизнь лучше. Конечно, природа, свежий воздух, луга – это все здорово, но в городе всё намного доступнее. Пошёл в магазин и купил то, что тебе нужно, и не надо прикладывать никаких усилий. Так мы и спорили до позднего вечера, пока не пошел сильный дождь. Мы легли спать.
Утром, проснувшись, сразу же подошла к окну – кругом были лужи, грязь, слякоть. А мне нужно было ехать домой. Расстроившись, я села за стол и сидела молча, пока со мной не заговорила бабушка:
– Внученька, ты чего такая печальная?
– Бабуль, мне же надо ехать домой, а на улице такая грязь! Как я на каблуках доберусь до автобуса?
– Не расстраивайся! Выход всегда есть! Надень калоши!
– Ба, ну ты чего!? Как это будет смотреться! Меня же засмеют!
Но другого выхода не было, мне пришлось надеть калоши. Когда я отправилась на автобусную остановку, бабушка крикнула мне вслед:

– Эти калоши принесут тебе счастье, внученька!
Конечно, пока я шла по деревне, никто и не обратил внимание, во что я обута: громоздкая резиновая обувь не очень подходила под мою узкую белую юбку-карандаш и шифоновую нежно-персиковую блузку – я смотрелась карикатурно. А вот когда я вернулась в свой город, каждый прохожий улыбался, некоторые перешептывались. Мне было не по себе. Села на лавочку, чтобы переобуться, но туфлей не обнаружила.
– Какой ужас! Я забыла их у бабушки! – подумала про себя.
И денег на такси не было. Побрела по городским улицам в калошах. Возле Дома Культуры меня окликнул человек.
– Сейчас услышу очередную шутку, - подумала я.
Взглянула на того, кто ко мне обратился и услышала:
– Девушка, именно такое лицо мы ищем! Не желаете ли сняться в рекламе нового блеска для губ!?
Сказать, что я была рада – ничего не сказать. Мое сердце от радости провалилось в те самые калоши, пропал дар речи. Я пыталась что-то сказать, но не получалось. В конце концов, я кивнула.
Что происходило на съемочной площадке – это отдельная история!
Мысленно я благодарила бабушку за ее калоши, хоть в чудеса я и не верила. Этот день был самым счастливым!

Волшебное кольцо

Долгалев Виталий


Жил в одной деревушке парень по имени Ванька. Мать его была больной женщиной. Ванька старался зарабатывать: пахал в поле, пас скот, рыбачил.
Однажды, когда Ванька шел с рыбалки (поймал он три маленькие рыбешки), увидел маленького обессиленного от голода котенка на обочине дороги. Стало ему его жалко. Дал он животинке одну рыбешку, тот съел. Дал вторую – съел и ее, набрался сил котенок, встал и пошел с Ванькой.
Пришли они домой. Парню есть хотелось сильно, но не съел он третью рыбешку, пожарил и отдал матери.
Котенок взобрался на печь к матери и уснул. Лег и Ванька спать голодный.
Вставал он каждый день пораньше – ходил на рыбалку. Когда мать просыпалась, была свежая рыба. С каждым разом улова было все больше, и наесться досыта всем хватало.
Однажды продал Ванька рыбу и купил пять кусков мяса. Идет по базару и видит – собаки щенка бьют. Кинул им кусок мяса – убежали. Присел, дал щенку два кусочка мяса. Пошел щенок вместе с Ванькой.
Пришли домой, котенок увидел щенка, залез на печку и фыркает, а щенок лает. Назвали щенка Лайкой, а котенка Фыркой. Пожарил Иван мясо и отдал матери и Фырке. А сам снова спать голодный лег.
Утром парень пошел на рыбалку, наловил рыбы, приготовил. Пошел на охоту, убил двух уток и оленя. Утиное мясо пожарил, всех накормил и сам поел. Пошел на базар часть мяса продал и получил три копейки, а часть обменял на яйца. Видит, мужик змею душит, подошел к нему и говорит:
– Зачем змею душишь?
– На что она мне? Все равно проку никакого.
Говорит ему Ванька:
– А ты продай мне ее за три копейки.
Купил змею и идет домой. Говорит тут ему змея человеческим голосом:
– Спасибо тебе, Ваня, за то, что спас меня. Я тебя за это отблагодарю. Только дай мне яиц, уж больно я голодна.
Дал ей яиц. Пришли к дому, опустил змею Ванька, она еще раз поблагодарила. Сняла с себя чешуйку, которая тут же превратилась в кольцо. Объяснила она парню, что кольцо не простое, а волшебное и как им пользоваться, а сама исчезла.
Стоит Иван и думает: «А не попробовать ли силу волшебства». Покрутил кольцо вокруг пальца. Появились тринадцать молодцев и спрашивают:
– Чего желаете хозяин?
– Хочу, чтобы амбар был полон муки и немного яиц, масла и мяса с рыбой. Исчезли молодцы. Отправился спать и наш герой. Утром проснулся, встал, глядит на кухню: лежат на столе яйца, мясо, рыба и масло. Смотрит в амбар – муки гора. Будит мать, чтоб показать ей все это добро, а ей нездоровиться. Повернул кольцо – появились молодцы. Попросил он лучших лекарей найти. Отыскались таковые – вылечили женщину.
А к тому времени молодцы дворец новый построили: вокруг все в шелке, бархате. Зажил Иван с матерью по-королевски.
Однажды на прогулке он увидел плачущую девушку, подошел к ней и спрашивает:
– Почему ты плачешь, красавица?
– Я Марья, принцесса, родители выгнали меня за шалость – теперь я бедна.
Привел Ванька ее к себе домой и предложил пожениться. Девушка согласилась.
И стали они жить-поживать и добра наживать!

Волшебное кольцо

Дроботова Юлия
Однажды на уроке литературы мы читали произведение «Золотое кольцо».
Учительница спросила, что бы сделали мы, если бы кольцо было у нас.
Я мечтаю побывать в древних странах.
В этот день нам в школе давали пирожки с повидлом. Когда я ела пирожок, то мне на зуб попалось что-то твердое, я посмотрела – это было кольцо. Я не верила в чудеса, а чудо произошло. Сначала растерялась, потом обрадовалась. Этот пирожок мог достаться кому-то другому.


Переодела с пальца на палец блестящее украшение, и передо мной появились одиннадцать молодцев, спросили, чего я желаю. Я попросила, чтобы мой тесный старенький дом превратился во дворец, а в школу меня возили на шикарной машине. После того как это желание было исполнено, появилось следующее: чтобы мама и папа вернулись домой с работы и побыли со мной. И это тоже было исполнено. Я рассказала про то, что со мной произошло, семье, но мне не поверили. Пришлось снова вызвать молодцев и дать им задание – чтобы мои близкие и родные не болели.
Теперь хотелось бы исполнить свою мечту. Я вызвала одиннадцать молодцев и поведала им свое желание – машину со всеми удобствами, чтобы можно было отправиться в путь по древним странам.
Во время путешествия я увидела много интересного. Моё заветное желание исполнилось.

Волшебное кольцо

Касумов Анар


Жил Семен, была у него собака. Жили они бедно, спали на соломе. Однажды вечером он шёл с работы домой и увидел полуживую кошку, ему стало жалко бедное животное, и он забрал ее к себе. Вот и стали жить Семен, собака и кошка. Невзлюбила собака кошку: то еду у нее отберет, то хвост покусает. Говорит тогда кошка Семену: –Твоя собака обижает меня. Тогда Семен пошел искать хороших хозяев для кошки. Долго он искал хороших людей, чтобы пристроить кошку и нашел. На следующее утро он отвел кошку в новый дом. Хозяин подумал и дал ему кольцо. Перекинул с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним одиннадцать молодцев.
– Здравствуй, новый хозяин, – говорят. – Чего тебе надобно?
– Чтобы завтра утром на столе хлеб и масло были. – Ладно. И пропали. Проснулся Семен, поел и ушел на работу, а кольцо оставил дома.
В дом залез сосед мужчины, который взял кошку. Он узнал про кольцо и решил украсть его. Взял кольцо, вызвал одиннадцать молодцев и приказал им доставить домой.
Семен искал кольцо, но не нашел. Когда кошка гуляла, она увидела кольцо Семена. Она решила забрать его. Но на следующий день их сосед уехал в другой город.
Кошка долго шла через леса, болота, подошла к морю, ей надо на другой берег. Кит сказал:
– Влезай мне на спину.
Кошка залезла на спину киту, таким образом добралась до другого берега. Кошка нашла вора. Ночью, когда он положил кольцо в комод и лег спать, кошка залезла в дом, поймала мышку, сказала ей:
– Если ты залезешь в комод и достанешь кольцо, то я тебя не съем. Когда мышка принесла кольцо, кошка подвязала его на ошейник. Она бежала, через лес зацепилась, за ветку кольцо упало. Кошка остановилась и обнаружила, что она потеряла кольцо. Она долго его искала, но не нашла кольцо. Села отдохнуть рядом с деревом, на котором сидела сорока, в ее клюве было кольцо. Кошка вспугнула птицу, и кольцо упало на землю. Кошка взяла кольцо и побежала в деревню. Она отдала кольцо Семену. Семен полюбил девушку и женился на ней.
И стали они жить долго и счастливо.
И я там был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка как Пастух Царем стал

Князева Алена


В некотором Царстве в некотором Государстве, не близко не далеко жил-был Царь, звали его Михаил Прокофьевич.
Жил он сладко да ума мало было. Однажды захотелось ему потешиться, и приказал он привести самого бедного человека царства. Привели ему самого бедного – пастуха Гаврилу. И говорит он ему:
– Гаврило, даю тебе одну ночь, чтобы ты сказал мне, чего царь не может, скажешь – денег дам, а не скажешь – сидеть тебе в темнице.
Ушел он, думал – всю ночь, на утро пришел к царю.
Спрашивает царь:
– Знаешь, чего Царь не может??
А Гаврило почесал затылок и говорит:
– Знаю. Не может быть, чтобы Царь с бедным местами поменялись.
А царь, не подумав, говорит:
– Как не может? Я царь, я все могу.
– Докажи! – говорит Гаврило.
Царь ему отвечает:
– Меняемся. Отдаю я тебе свой дворец, а ты мне свой домик.
Так пастух Гаврило стал Царем, и жил он себе поживал припеваючи.
А Царь стал пастухом.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Приключения Ульяны

Пучкова Яна


Жила-была девочка Ульяна. Она очень любила читать. И дня не проходило, чтобы она не брала в руки книгу. Каждый вечер, выполнив все мамины поручения, отправлялась в библиотеку.
Однажды взяла Ульяна книгу с самой дальней пыльной полки. Когда она легла спать, услышала: – Апчхи!!! –на письменном столе лежала раскрытая книга. Девочка прислушалась. – Чхи… – повторилось снова. – Кто здесь!? – спросила она. Но ей никто не ответил.
Ульяна подошла к столу и стала листать книгу и рассматривать иллюстрации.
Вдруг ее кто-то схватил за руку и потянул в книгу, девочка оказалась в сказке. Вокруг не было ни души.
– Где это я? Горница, все чисто убрано, на столе ужин. Неужели… – она зажмурила глаза. Отворилась дверь и на пороге появился медведь.
– Ты кто? Где Маша? – спросил Топтыгин. – Понятно! – пробурчала себе под нос девочка. – Значит, я попала на страницы сказки «Маша и медведь». И громче добавила:
– Ульяна я, а Машу ты сам отнес в коробе с пирожками домой. Я в книжке читала про вас.
Мишка почесал затылок: – Провела меня озорная девчонка! А тебя я никуда не отпущу и пирожки твоим бабушке и дедушке не понесу. Помогать мне будешь по дому, а то я не могу – лапы ломит.
К вечеру медведь заревел: – Ой-ой-ой! – Мишенька, что случилось? – В прошлом году весной с дерева упал, до сих пор лапы ноют, ничего делать не могу.
– Я вылечу тебя, я в книжке читала про это.
На следующий день Топтыгин проснулся в хорошем настроении, лапы не болели. – Ты помогла мне. Спасибо. Отпущу я тебя к маме и папе. – А как же я вернусь, дороги-то я не знаю. – У меня есть книга про людей, читаю на досуге,– сказал мишка. – Да, я тоже умею читать, а ты что думала!? Если в лесу живу, так дикарь совсем! Иди скорей ко мне.
Он уселся на полу и открыл книгу, Ульяна подсела к нему. – Она волшебная, заблудившийся чародей подарил. Читай!
И девочка начала читать. Едва закончилось предложение, как она уже сидела в своей комнате за письменным столом и рассматривала иллюстрации.
Эту книгу со сказками Ульяна в библиотеку отнесла не скоро.

Ульяна в гостях у лисы и кота

Пучкова Яна
Прошло несколько дней с того вечера, когда в руки Ульяны попала волшебная книга сказок. Она не торопилась вернуть её в библиотеку. Ей было любопытно, какая история может произойти, если она отправится в другую сказку. Стоило девочке коснуться страниц старой, потрёпанной книги, сразу же оживали все герои.
Любимый котёнок Бася играл с клубком ниток на столе и столкнул сборник сказок. – Ой-ё-ёй! – послышалось в ответ. – Землетрясение! Караул! Спасайся, кто может! Хозяйка книги подняла ее с пола и раскрыла. Не успела Ульяна взглянуть на название сказки, как ее снова схватили за руку и потянули. На этот раз оказалась она в лесу. Шла-шла по тропинке, слушала пение птиц, вдруг слышит, кто-то поёт в кустах малины: – Раз малинка, два малинка. Какое объеденье!!! Три малинка, пять малинка. Я сварю варенье!
Спряталась она за дерево и смотрит. Переваливаясь с одной лапы на другую, задом выполз из зарослей медведь. Он заметил человека за деревом.
– Ты кто такая? Что делаешь в лесу?
– Я Ульяна. Хочу познакомиться с героями вашей сказки. – А я Михайло, живу недалеко здесь. Да ты угощайся, милая, малинка сладкая, сахарная. Медведь протянул горсть ярко-красной сочной ягоды. – Спасибо, мишка.
– Да только всю не ешь! Волшебная она! Исполняет желания! Как только нужна будет помощь, шёпотом скажи ягодке, она из беды любого вызволит.
Разговорились они о том, о сём и побрели по тропинке. Рассказал он ей свои рецепты, как варенье на зиму готовит пятью разными способами. Обещал к лисе проводить. По дороге встретили они Серого – стрелял из рогатки по яблокам. – Здорово, дружище!
– Здорово!
– Нас Лисица-сестрица в гости звала на неделе. Пойдём?
– А я, волк, к ней как раз гостью веду. Ульяна познакомиться с нами со всеми хочет. Пойдем с нами.
– Так она просила с пустыми руками к ним не ходить. Зайдем ко мне, я уже гостинцы приготовил.
– А с кем живёт лиса? – спросила девочка.
– С Котофеем Ивановичем, воеводой здешним. Любит он покушать хорошенько.
Так за разговорами и прошло время в дороге. Подошли они к дому Патрикеевны. Волк и медведь остались на улице ждать хозяев, а в дверь стучать пошла Ульяна.
Лиса с котом хорошо встретили гостей. Были рады гостинцам. Устроили застолье. Стали историями разными делиться. Девочка рассказала им, как недавно была в другой сказке. Лиса Патрикеевна узнала, как пятна со скатерти вывести. Кот – солить рыбу. Медведю она рассказала, как пирог с малиной приготовить. Все были рады знакомству с Ульяной.
К вечеру вернулась девочка домой. Волшебную малинку в холодильник положила. Еще пригодится!
Продолжение следует!

Три брата сказка

Казачков Дмитрий
Жили-были три брата. Жизнь была их небогата. Пошли они как-то в поле на охоту, взяли с собой воду, хлеб да соль. Долго ли, коротко ли бродили по полю, решили отобедать. Только достали воду, хлеб да соль, подходит к ним старец.
– Добрые молодцы, не поделитесь ли со мной едой?
– Поделимся, – хором ответили братья.
Поел старец с братьями, подошёл поближе к молодцам и сказал:
– Спасибо за хлеб и воду, а за доброту, хочу отблагодарить вас.
Достает он из мешка меч богатырский, украшенный драгоценными камнями, лук с золотой тетивой и простой ножичек.
Подходит старший брат и берет меч богатырский, средний – лук, а младшему достается ножичек. Поблагодарили братья старца и пошли своей дорогой. На пути встретились им царские вестники, зазывающие мужиков на игрища необычные. Посовещавшись, братья решили попытать счастье и отправились на царский двор.
– Отправляйтесь на охоту и принесите царю диво – дивное, чудо – чудное. Кто удивит его своей добычей, тому и быть главным охотником при дворе – объявили всем глашатаи.
Отправились братья в лес. Старший шёл–шёл и увидел одноухого зайца.
– Вот так чудо! – воскликнул он и забрал зайца с собой.
Средний же брат поймал лису бесхвостую. Долго бродил младший брат по лесу и набрёл на пещеру. Слышит, медведь ревёт, испугался сначала, но потом поборол свой страх, вошёл в пещеру, видит, что попался медведь в капкан. Достал младший брат свой ножичек, раскрутил капкан и освободил медведя.
– Спасибо, добрый молодец. За свою отвагу проси чего хочешь.
– Ищу я в лесу чудо – чудное, диво – дивное, дабы удивить царя – батюшку, – отвечает младший брат.
– Знаю, знаю, что тебе нужно. Соседка моя – щука с ногами кота. Подойдет?
– Да, спасибо!
Взял младший брат щуку и понес её в царский двор. А там народу видимо – невидимо. Каждый свою находку показывает: кто кота одноглазого, кто лису бесхвостую. Удивляется царь, но молчит. Когда подошёл черёд младшего брата, достал он из мешка щуку на четырех ногах, ставит на землю. Она и побежала к царю. Удивился царь и говорит:
– Быть тебе главным охотником при дворе!Сказка для детей 8 - 11 лет. Каменное волшебство

Описание презентации Творческая работа по русскому языку на тему: по слайдам

Творческая работа по русскому языку на тему: «Средства выразительности речи» Выполнил: Романов А. С. Проверил: Сергеева А. Э.

Аллегория — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. 1. 1. Свеча – неугасаемая надежда. («Зимняя ночь» Б. Пастернак)Примеры: 2. 2. Весы - - правосудие; 3. 3. Крест - вера; 4. 4. Якорь - надежда; 5. 5. Сердце - любовь.

Анафора — повторение слов или словосочетаний в начале предложения или строфы. Примеры: 1. 1. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. 2. Всё разнообразие, всявся прелесть, всявся красота слагается из тени и света. («Анна Каренина. » Л. Толстой) 3. 3. Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. («Братья Карамазовы. » Ф. М. Достоевский)

Антитеза — противопоставление понятий, образов или явлений. Часто выражается с помощью антонимов. Примеры: 1. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. . («Александре Осиповне Смирновой» М. Ю. Лермонтов) 2. 2. Легко подружиться, тяжело разлучиться. . 3. 3. Умный научит, дурак наскучит. . 4. 4. Ученье - свет, а неученье - тьма. 5. 5. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет 6. 6. Тише едешь, дальше будешь.

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для предания тексту динамичности. Примеры: 1. Швед, _ русский, _ колет, _ рубит, _ режет, Бой барабанный, _ клики, _ скрежет. («Полтава» А. С. Пушкин) 2. Прямо дороженька, _ насыпи узкие, _ Столбики, _ рельсы, _ мосты. («Железная дорога. » Н. А. Некрасов)

Гипербола — художественное преувеличение. Примеры: 1. «Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» («Зк Васильев и Петров зк» В. Высоцкий.) 2. «Я тебе тысячу раз повторяла» — очень много раз; 3. « Сто лет не виделись» — очень давно;

Градация — расположение слов или выражений по возрастанию или убывания значимости. Примеры: 1. Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! («Человек из-за 7 -ми лет » В. В. Маяковский) 2. Ему обещает полмира, а Францию только себе. («Воздушный Корабль» М. Ю. Лермонтов) 3. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. («Развалы. » А. Белый)

Инверсия — намеренное нарушение прямого порядка слов. Примеры: 1. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. («Работа» В. Брюсов) 2. «Когда же и вам 900 лет будет, не так бодро будете выглядеть вы. » («Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая» по сценарию Д. Лукаса и Л. Кэздана, книга Д Кана.)

Ирония — скрытая насмешка, сарказм. Примеры: 1. Тут был, однако, цвет столицы, И И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. . («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. («Двенадцать стульев. » И. Ильф – Е. Петров).

Литота — художественное приуменьшение. Примеры: 11. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!» !» («Крестьянские дети» Н. Некрасов) 2. «Мы оба мечик ии листовочка, Мы Мы мальчик-с-пальчик ии дюймовочка Перед безликою толпой, С которою вступаем в бой. » (Из цикла «Шестистрочия» А. Ханмагомедов))

Метафора — слово в переносном значении. Примеры: 1. Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. Луна будет улыбаться весь вечер. («Три года. » А. Чехов)

Многосоюзие — повторение союзов для подчеркивания интонации. Примеры: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, дада пыль, дада комары, дада мухи. («Осень» А. С. Пушкин)

Олицетворение — перенесение свойст человека на неодушевленные предметы. Примеры: 1. 1. Лазурь небесная смеётся Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. («Утро в горах» Ф. И. Тютчев) 2. 2. …Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерёв Зари последний лучлуч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков… («Одиночество. » Ф. И. Тютчев)

Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия. Примеры: 1. «Но красоты их их безобразной. Я вскоре таинство постиг» («Любил и я в былые годы. . » М. Ю. Лермонтов); 2. « Оптимистическая трагедия » (В. Вишневский); 3. « Горячий снег » (Ю. Бондарев); 4. « Бегущая по волнам » (А. Грин); 5. « Живой труп » (Л. Толстой); 6. « Мёртвые души » (Н. Гоголь); 7. « Завтра была война » (Б. Васильев); 8. « Конец вечности » (А. Азимов).

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение смежных предложения. Пример: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

Парцелляция — расчленение фразы на части или отдельные слова. Намеренное нарушение границ в предложении. Примеры: 1. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! ! чепцов! ! и шпилек! ! и булавок!! И книжных и бисквитных лавок!! («Горе от ума. » А. Грибоедов) 2. . . Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. . В Имеретии. . Зимою. . Как в Переделкине, как под Москвою. . (В. Инбер) 3. 3. Ни дымных кухонь. . Ни бездомных улиц. . Двенадцать бьет. . Четыре бьет. . И шесть. . И снова. . Гулливер. . Стоит. . Сутулясь. . Плечом. . На тучу. . Тяжко! ! Опершись. . («Гулливер. » П. Антокольский)

Перифраз — оборот речи заменяющий слова или словосочетания указывая на признак предмета или места, но не называя его. Примеры: 1. Погиб поэт! - невольник чести — Пал оклеветанный молвой. С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув головой. («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов) 2. «люди в белых халатах»(врачи), 3. 3. «рыжая плутовка»(лиса), 4. «царь зверей»(лев).

Парафраз — — изложение своими словами какого-либо литературного произведения; адаптированный текст. Примеры: 1. 1. Пересказ современным языком «Слов о полку Игореве» . 2. Детские издания «Тысячи и одной ночи» , «Дон Кихота» М. де Сервантеса, «Робинзона Крузо» Д. Дефо.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Примеры: 1. «Какой же русский не любит быстрой езды? » («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. «А судьи кто? » («Горе от ума. » А. С. Грибоедов); 3. «А был ли мальчик? » («Жизнь Клима Самгина. » М. Горький); 4. «Куда ты скачешь, гордый гонь? » («Медный всадник» А. С. Пушкин)

Риторическое обращение — — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Цель риторического обращения – усиление выразительности речи. Примеры: 1. Мечты, мечты! Где ваша сладость? («Пробуждение» А. Пушкин) 2. Поэт! не дорожи любовию народной. . . («Поэту» А. СПушкин) 3. Цветы, любовь, деревня, праздность Поля! я предан вам душой… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 4. Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три завета… («Юному поэту» В. Брюсов)

Сравнение — сопоставление двух предметов или понятий имеющих общий признак. Примеры: 1. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. («Саша» Н. А. Некрасов) 2. Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. 3. храбрый как лев; трусливый как заяц; голодный как волк; преданный как собака; хитрый как лиса; крепок как дуб; легкий как пёрышко; красный как рак.

Умолчание — внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. Примеры: Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить. . . (басня И. А. Крылова «Гуси»)

Эпитет — образная характеристика какого-либо лица или предмета. Примеры: 1. «Крадучись, играя в прятки, сходит небо. » («Снег идет» Б. Пастернак) 2. Закружилась листва золотая В В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду («Закружилась листва золотая…» С. Есенин) 3. Мармеладное настроение (А. П. Чехов) 4. Чурбанное равнодушие (Д. Писарев) 5. Малиновая улыбка (И. Анненский).

Эллипсис — пропуск слов, которые легко восстанавливаются по смыслу. Примеры: «Вместо хлеба - камень, Вместо поучения - колотушка. » («Господа Головлевы» М. Салтыков-Щедрин)

Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Примеры: (Грамотическая эпифора) 1. За годом год, за веком веквек …… Что ж негодует человек, Сей злак земной!… («Сижу задумчив и один…» Ф. И. Тютчев) 2. Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача - судьбой; ; Всё в мире вершится судьбою. . (М. Гаспаров)

Ссылки http: //xn—-ctbibqemlceahmok 5 omc. xn--p 1 ai/232 -chto-oznachaet-oksyu moron. html оксюморон http: // infoogle. ru / chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm. html параллелизм http: // russkiiyazyk. ru / leksika / chto-takoe-perifraza. html перифраз http: // chto-eto-takoe. ru / rhetorical-question р вопрос http: // litterms. ru /u/311 умолчание http: // infoogle. ru / chto_takoe_epitet. html эпитет http: // literaturologiya. academic. ru /872/%D 1%8 D%D 0%BB%D 0%B 8%D 0%BF%D 1%81%D 0%B 8%D 1%81 эллипсис http: // russkiiyazyk. ru / leksika / epifora-primeryi-literature. html эпифора