По характеру познавательной деятельности учащихся. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Вопросы и задания для самоконтроля

В дидактике методом обучения называется способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности учителя и учеников, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения.

В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Остановимся подробно на классификации методов по характеру познавательной деятельности учащихся и учеников. Перечислим и опишем их.

1. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Несмотря на то, что многие педагоги выступают против применения данной группы методов, считают их устаревшими, нельзя их окончательно сбрасывать со счетов. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

2. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Как отдельный вид наглядный метод обучения просто теряет смысл. Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал. Особенно важна и даже необходима наглядность при обучении в младших классах. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. И при этом второй метод является более предпочтительным, так как является более реальным и достоверным.



3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. Важность практических методов трудно переоценить. Ведь именно на практических занятиях учащиеся осознают важность полученных ранее знаний, возможность их практического применения в повседневной жизни, в дальнейшей учебе. Также применение практических методов повышает мотивацию процесса обучения. Ведь школьнику всегда интересно самому попробовать свои силы в выполнении каких-либо учебных задач, проявить самостоятельность, изобретательность, инициативу. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Классификация методов обучения по характеру доминирующего над другими типа деятельности.

Метод – это последовательность действий, предпринимаемых учителем и учеником в процессе обучения. В педагогике существует огромное множество разнообразных методов, некоторые из которых схожи, а некоторые кардинально отличаются. Поэтому для облегчения работы учителя необходимо систематизировать это множество. В дидактике существует ряд способов классификации методов обучения. Рассмотрим подробно классификацию по характеру доминирующей познавательной деятельности. Такой тип деления методов обучения принят потому, что учение – это, прежде всего, познавательная деятельность, имеющая место наряду с практической, трудовой, моторной деятельностью. Все его действия проходят через сознание и обусловливают познавательную деятельность. Итак, используя данную классификацию можно выделить две группы методов, кардинально различающихся между собой.

1. Репродуктивная, при которой ученик усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности (к ним относятся объяснительно-иллюстративный, информационно-рецепторный, репродуктивный методы).

2. Продуктивная, отличающая тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Однако в реальном процессе обучения все методы обучения взаимосвязаны, реализуются в сочетании параллельно друг другу. Да и само деление методов на репродуктивные и продуктивные весьма относительно. Ведь любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной.

Решая любую проблему, человек актуализирует и мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и акт воспроизведения знаний при изменении его цели содержит элемент творчества в области построения логики изложения. Выделенные и охарактеризованные методы позволяют оценить ход урока, всей логики учебного процесса с точки зрения охвата ими всех видов деятельности. Так, если учитель произвел опрос по прежде изученным материалам, рассказал новый, дал упражнения, а затем предъявил творческую задачу, то тем самым он последовательно применил методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский. Если он поставил проблему и провел по ней эвристическую беседу, показал кинофильм, а затем по ней дал творческую работу, то применил частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы.

Методы могут меняться в течение урока часто и чередоваться по несколько раз – все зависит от содержания темы, целей ее изучения, уровня развития и подготовки учащихся. Более того, однообразность методов и способов, применяемых на уроке, может сделать процесс обучения скучным и неинтересным.

Классификация методов обучения

Классификация по соответствию методов обучения логике познания и по дидактической цели

Существуют различные виды классификаций методов обучения с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Кроме того, разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому нет единой точки зрения по этому вопросу. Однако целостный процесс обучения в конкретном образовательном процессе обеспечивается единой классификацией методов, оптимально подходящей для использования именно в конкретном познавательном процессе.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.

Классификация по соответствию методов обучения логике познания (Б.Т. Лихачев). Методы разделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:

Организации наблюдения, накопления эмпирического материала;

Обобщающей теоретической обработки фактических данных;

Практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины.

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К. Бабанский).

Согласно этой классификации, методы обучения, делятся на три группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.



Первая группа включает следующие методы:

Перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

Словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

Наглядные (демонстрация, иллюстрация);

Практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

Логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

Гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродук­тивные);

Самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов относятся:

Методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);

Методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены:

Методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков;

Методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б. П. Есипов, Л.П. Крившенко).

В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

Методы приобретения новых знаний;

Методы формирования умений и навыков;

Методы применения знаний;

Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Л.П. Крившенко, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый)

Отмечая три источника знаний: слово, наглядность, практика, выделяют:

Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

Наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения вследствие практических действий.

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения, они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций (опытов, приборов, кинофильмов и др.) и метод иллюстраций (показ плакатов, картин, таблиц).

Практические методы обучения основаны на практической деятельно­сти учащихся. Назначение этой группы методов – формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

Исходя от уровня мыслительной активности учащихся И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин выделяют следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные;

Репродуктивные: воспроизведение действий по применению знаний на практике. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

Проблемное изложение изучаемого материала;

Частично-поисковые, или эвристические;

Исследовательские: учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью преподавателя.

Главное преимущество объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов – экономичность. Именно по этой причине они активно используются в классно-урочной системе. Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации осуществляется с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.). Но здесь имеет место доста­точно низкий уровень мыслительной активности.

В современных условиях жизни необходимо воспитать навык к правильному мышлению. Понятие правильное мышление означает умение размышлять , иметь способность к мыслительной деятельности. Многое из того, что усваивает обучающийся, забывается, но остается привычка определенным образом работать над материалом. Психологи утверждают, что он при этом переходит на другой уровень развития. Следовательно, ценны не сами знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются.

Считается, что в сфере религиозного образования наиболее активно применяется метод внушения, – знания при этом усваиваются на уровне подсознания. Разумеется, такой метод можно обнаружить не только в религиозной образовательной системе, но и в других педагогических системах и требует пристального изучения.

Применение актуальных способов при обучении обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной. Но сообщение всех без исключения сведений догматически, давая все готовые выводы, требуя, чтобы студент принимал на веру, преклонялся, не рассуждая, приводит к умственной отсталости. Как объяснительно-иллюстративный, так и репродуктивный методы характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей студента. В наше время каждому приходится самому разобраться во всех сложных жизненных условиях, самому отыскивать причинные связи в окружающих явлениях. Выйдя в жизнь, никто не даст готовых решений на каждый частный случай, поэтому никак нельзя отнимать у студента возможность самому формулировать правила и выводы. По этому поводу Э. Р. Кулиев пишет: «в мусульманских вузах традиционно используется репродуктивный метод, не вырабатывающий у студентов гибкости мышления и и способствующий формализации процесса усвоения знания. Вследствие этого молодые кадры оказываются неспособны самостоятельно оценивать нетипичные ситуации, с которыми им как имамам и мударрисам приходится сталкиваться. Культура знания в исламе определяется не степенью информированности в конкретной предметной области, а внутренним потенциалом личности, применением полученных знаний в личном опыте и для оценки жизненных ситуаций». Поэтому следует чаще обращаться и другим, более эффективным методам преподавания.

Цель развития творческих способностей и способности к самостоятельному мышлению достигается, например, методом проблемного изложения. Данный метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя студенты при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они включаются в процесс разрешения познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.

Метод получил название частично поискового потому, что обучающиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично: не все знания предлагаются в готовом виде, их нужно добывать и самостоятельно. Преподаватель привлекает студентов к выполнению от­дельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть студенты добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель – студент – преподаватель – студент и т. д. Одной из разновидностей данного метода является эвристическая беседа, речь о которой будет идти далее, при анализе метода беседы.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение обучающимися знаний: преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему; студенты самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы обучающийся научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической ква­лификации преподавателя.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Как видим, в настоящее время нет единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Нали­чие различных точек зрения на проблему классификации методов обучения отражает объективную, реальную многосторонность методов обучения.

Остановимся более подробно на некоторых методах обучения, входящих в различные классификации и применимых как в школьном образовании, так и в вузе.

Тема 1.9

Методы и средства обучения

1 Сущность методов обучения. Классификация методов обучения.

2 Традиционные методы обучения

3 Инновационные методы обучения

4 Дидактические средства

Ч1. Методы обучения

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

Наблюдая за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения.

Любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность, необходимые средства.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная надостижение заданной цели обучения.

Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Данные определения требуют разведения понятий «метод» и «прием». Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации метода приучения.

Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Известно много классификаций методов обучения, что связано с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

1) Классификация методов по назначению, т.е. по их основным задачам (авторы М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям , разработанная М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым . Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно разделить на следующие группы:

Ø методы приобретения новых знаний;

Ø методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

Ø методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

2) по характеру движения мысли от незнания к знанию:

Ø индуктивный (умозаключения от частного к общему),

Ø дедуктивный (умозаключения от общего к частному).

3) Традиционная классификация по источникам знаний или по способу восприятия информации : словесные методы, наглядные и практические.

Словесные методы:

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение учебного материала в повествовательной или описательной форме. Он используется для соощения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, его стиль и объем. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблюдается в обучении младших школьников.

Основные требования к рассказу:

· достоверность и обоснованность фактов;

· достаточное количество ярких примеров, доказывающих изложенные положения;

· четкая логика и доказательность изложения;

· образность и эмоциональная окрашенность;

· наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается;

· должен быть коротким (до 10 мин).

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Характерна доказательная форма изложения. Используется в различных возрастных группах.

Требования:

· Точная и четкая формулировка сути проблемы

· Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств

· Использование сравнения, аналогии, сопоставления

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами и моет перерасти в беседу.

Беседа - диалогический метод обучения, прикотором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа используется для того, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, и, во-вторых, достичь усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний и обобщений.

Выделяют такие виды бесед :

· вводные или вступительные, организующие беседы;

· беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические);

· синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие;

· контрольно-коррекционные.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Особенности использования метода «беседа»:

· каждая беседа должна представлять собой систему взаимосвязанных последовательно выстроенных вопросов, направленных не решение конкретной цели;

· беседы не должны быть излишне продолжительными, поскольку каждая из них направлена на решение одной конкретной цели;

· проведение беседы завершается заключительным словом учителя (вывод, который в идеале формулируют учащиеся вместе с учителем), подытоживающим результаты учебной работы по данному вопросу;

· в беседу должно быть вовлечено как можно больше учащихся;

· проведение беседы, организуемой на уроке должно дополняться различными видами наглядности;

· не стоит задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые ответы.

В зависимости от целей урока, беседы могут включать в себя вопросы как репродуктивного, так и продуктивного уровня. При подготовке вопросов беседы важен учет реального уровня знаний, которым владеют учащиеся. Так, если учащиеся в процессе беседы затрудняются с ответом на вопрос учителя, то следует сформулировать несколько наводящих вопросов.

Лекция. Лекция отличается от рассказа тем, что используется для развернутого теоретического сообщения, анализа и обоснования сложных и объемных вопросов. Лекция, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вступительной части обозначаются цели, тема и актуальность лекции. Основная часть дает всесторонний анализ вопроса. В заключительной части кратко анализируются рассмотренные во время лекции проблемы, формулируются выводы и определяются задачи для самостоятельной работы.

При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов.

Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся слушают, смотрят и конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала. Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это, во-первых, самый «привычный» метод подачи материала, а во-вторых, далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала.

Условия эффективности школьной лекции:

· составление учителем детального плана лекции;

· сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

· логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

· краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

· логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

· проблемность и эмоциональность изложения;

· живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

· контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

· многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

· оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

· выделение (задиктовка) того, что следует записать;

· использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

· сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Плюсы лекционной подачи материала:

Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или отдельных вопросов и темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей.

Возможность охвата большой аудитории.

Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

Ограничения лекций:

Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.

Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.

Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель способны добиться высокого уровня внимания и включенности слушателей на всем протяжении лекции.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция – стимулирование познавательного интереса.

Этот метод целесообразно использовать, если обучающиеся имеют знания по теме дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. К дискуссии поэтому надо готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.

Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники не должны выходить за рамки 15,-2 мин, необходимо обязательное подведение итогов по разделу, главе, темам курса.

Работа с учебником или книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство метода - возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого(от себя) или от третьего лица;

составление плана текста. План может быть простой исложный. Для составления плана необходимо разбить текстна части и озаглавить их;

цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательноуказываются выходные данные (автор, название работы, местоиздания, издательство, год издания, страница);

аннотирование - краткое свернутое изложение содержанияпрочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование - написание краткого отзыва с выражениемсвоего отношения о прочитанном;

составление справки - сведений о чем-нибудь, полученныхпосле поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;

составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;

составление матрицы идей –представление в форме таблицы сравнительных характеристикоднородных предметов, явлений в трудах разных авторов

пиктографическая запись – бессловесное изображение

Наглядные методы обучения

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т. п.). Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект, могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами, чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания, а также обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации . Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Сущность многих явлений и процессов раскрывается с помощью плоских моделей - динамических и статических, цветных и черно-белых. При правильном использовании с учетом поставленной цели и дидактических задач эти модели оказывают преподавателям и учащимся значительную помощь.Они существенно облегчают процесс формирования понятий. Без географических карт, диаграмм, графиков, таблиц и т. д. вряд ли возможно качественное и быстрое обучение.

Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед учителем стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в необходимый по ходу обучения момент. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и т. д.). В современной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод как отдельный метод обучения стал возможен благодаря интенсивному проникновению в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации - кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров. Этот метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации - следовательно, он успешно выполняет все дидактические функции.

Обучающая и воспитывающая функции видеометода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, повысить роль наглядности в учебном процессе, удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т. д.; наладить эффективную обратную связь, организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

Практические методы обучения

Среди практических методов наибольшей эффективностью отличаются упражнения. Этот метод обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Достоинство метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Такие упражнения способствуют повторению и закреплению ранее навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения активизируют учебный процесс, сознательное выполнение учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Также различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности, знание правил выполнения действий, сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться, учет достигнутых результатов, распределение повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется, прежде всего, при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

Лабораторный метод сложен, требует специального, часто дорогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени. Поэтому, планируя лабораторный метод, учитель должен быть уверен, что польза от исследования превысит эффективность обучения, которую можно достичь более простыми, экономными путями.

Отличие практического метода от лабораторного заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение уже полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. объяснение учителя - этап теоретического осмысления работы;

2. показ - этап инструктажа;

3. проба - этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

4. выполнение работы – этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание; учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием;

5. контроль - на этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания (Е. Я. Голант).

Практический метод лучше других приучает школьников к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса: осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.

Познавательная игра (дидактическая) – это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход. Главное назначение метода - стимулировать познавательный процесс.

Среди традиционных школьных игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т. п.

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (авторы И.Я Лернер, М.Н.Скаткин).

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба эти метода не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.

Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.).

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Кратко информация представлена в таблице:

Методы обучения

по характеру познавательной деятельности учащихся

Суть Метод и его назначение Деятельность педагога Деятельность учащегося Уровни умственной деятельности ученика

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – процесс передачи известных готовых знаний.

Объяснительно – иллюстративный (организация усвоения информации учащимися и обеспечение ее успешного восприятия) Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, видеоматериалов, опытов и т.д. Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации Узнавание
Репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий Воспроизведение

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний.

Проблемного изложения (раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения) Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися, их постановка в процессе проведения опыта, наблюдений и др. Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей учащегося Применеие
Частично – поисковый (постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем) Подведение учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. Применение творчество
Исследовательский (обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем) Предъявление учащимся новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. Освоение учащимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д. Творчество

5) XXвек характеризуется поиском новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации являются устойчивый интерес обучающихся к знаниям и их самостоятельность осуществления разнообразных видов деятельности. Новые методы обучения получили название активных, или инновационных .

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения;

2. Соответствие целям и задачам обучения;

3. Соответствие содержанию данной темы;

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности,воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени дляобучения;

6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).

Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый (эвристический);

Исследовательский.

Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий - исследовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнЬрировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.



Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

И. Я. Лернер (1917-1996) и М. М. Скаткин (1900-1991) разработали классификацию методов обучения по характером познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения разных компонентов содержания образования. Каждому компоненту содержания образования, по их мнению, соответствует определенный способ его усвоения. Так, знания усваиваются путем восприятия, осознания и запоминания разнообразной информации об окружающую действительность. Умения и навыки формируются с помощью практического воспроизведение учащимися способов деятельности, продемонстрированных учителем. Опыт творческой деятельности производится путем решения новых для учащихся проблем.

в Соответствии с характером познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения разных компонентов содержания образования выделяют пять методов обучения: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) репродуктивный, 3) проблемное изложение, 4) частично-поисковый (эвристический) и 5) исследовательский. Несколько условно их можно поделить на две группы: репродуктивную (1 и 2 метод, которые обеспечивают усвоение учащимися готовых знаний и воспроизведение уже известных им способов деятельности), продуктивную (4 и 5 метод, которые имеют ту особенность, что ученики в процессе творческой деятельности открывают субъективно новые для них знания). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, потому что он в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементов творческой деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный метод

Сущность этого метода заключается в том, что учитель, пользуясь различными средствами, сообщает специально подготовленную, систематизированную информацию, а учащиеся воспринимают ее, осмысливают и фиксируют в памяти. Для сообщения новой информации учитель может воспользоваться устным словом (рассказ, лекция, объяснение), текстами (учебник, пособия), наглядными средствами (картины, таблицы, схемы, кинофильмы, телевидение, компьютеры, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практическим показом способов деятельности (демонстрация способов работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, составление плана, аннотации и тому подобное). Ученики слушают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод имеет существенные преимущества: преподавание и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Он позволяет за относительно короткий отрезок времени сообщить учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.

в то же Время этот метод имеет и существенный ограничения: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, которую в готовом виде сообщает учитель, поэтому мало развивается творческое мышление и познавательные умения учащихся (умения видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сравнивать факты, выделять элементы целого и тому подобное).

Репродуктивный метод

Объяснительно-иллюстративный метод, с помощью которого учащиеся усваивают знания, не обеспечивает формирования у них опыта практической деятельности (навыков и умений). С этой целью применяется репродуктивный метод: учитель с помощью заданий организует воспроизведение учащимися показанных им способов деятельности. Он ставит задачи, выполняя которые, ученики решают подобные задачи, спрягают глаголы по образцу, составляют планы, работают по инструкции на станке, повторяют химический или физический опыт и тому подобное.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обеспечивают формирование знаний, навыков и умений, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Это достигается проблемными методами, первым из которых является проблемное изложение учебного материала.

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, что превращает дидактическое задание в игровое;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее определенным порядком действий и четко выраженной направленностью на передачу и применение знаний, выполнение упражнений. Это в основном игровые приемы обучения, моменты урока и тому подобное.

В средних классах дидактические игры проводятся, как правило, с целью повторения, закрепления и проверки усвоенного материала (диктанты-соревнования, кроссворды, "путешествия" по географической карте, ролевые игры, драматизации и др.).

Имитационные и ролевые игры помогают детям разобраться в сложных ситуациях. Они особенно полезны во время изучения истории ("Представьте, что вы - Монтесума в 1519 г., Наполеон в 1812 г., китайский император в 1839 году. Что бы вы сделали на их месте, обладая вашими теперешними знаниями?"), экономики (рыночные механизмы, планирование, потребление и капиталовложения), обществознанию (выборы, налогообложение, местные органы власти), актуальных проблем нашего времени (взаимопонимание, мир, разоружение, опасность наркотиков, охрана окружающей среды).

Во всех этих отраслях имитационные и ролевые игры позволяют учащимся: а) пережить, прочувствовать изнутри ситуацию, которая выходит за пределы их понимания; б) поставить себя на место другого, понять его точку зрения; в) осознать сложность проблем, решения которых редко бывают вполне совершенными или плохими.