Вспомогательные формы организации обучения. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Этапы и звенья контроля

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классноурочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.

Все задачи обучения, воспитания и развития решить в рамках урока невозможно, поэтому он как основная организационная форма организации обучения органично дополняется другими формами. Некоторые из них развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Такие формы организации обучения получили название дополнительных и вспомогательных. Их применение ограничено целым рядом факторов: они используются не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только по дисциплинам естественного цикла), посещаются не всеми учащимися (например, факультатив посещают сильные учащиеся, дополнительные занятия – слабые), предназначены не для всех возрастных групп (например, кружковые занятия для учащихся начального и среднего звена, факультативные занятия для старшеклассников), являются вторичными по отношению к уроку (на них закрепляется, расширяется, углубляется, повторяется материал, освоенный на уроке).

Вместе с тем использование дополнительных и вспомогательных форм организации обучения повышает интерес учащихся к учебному предмету, формирует у них познавательную мотивацию. Кроме того, дополнительные формы организации обучения дают возможность оперативно выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся; подтягивать отстающих и неуспевающих учащихся и т.д.

Дополнительные формы организации обучения . Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.



При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других - словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации . В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку учителя и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере надобности.

Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I – IV классы - до 2 часов; V– VII классы – до 3 часов; VIII–XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум–максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); он может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможны списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция . Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы , или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Цели такого занятия заключаются в овладении системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитии творческих и исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются обсуждение учителем задания с классом, ответы на вопросы учащихся; самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности; распределение частных заданий между участниками рабочей группы; консультации учителя в процессе проведения лабораторной работы; обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.

Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум».

Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Экскурсии могут проводиться перед изучением темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия).

Перед экскурсией учитель сам детально знакомится с маршрутом, объектами наблюдения, при необходимости договаривается с экскурсоводами. Составляя план проведения экскурсии, учитель предусматривает меры, обеспечивающие безопасность учащихся в пути следования и на маршруте "экскурсии, детализирует содержание работы групп и отдельных учащихся. Результаты экскурсии обсуждаются и используются в работе на уроках, при подготовке учащимися сообщений и докладов. Нередко они оформляются в виде стенных газет, альбомов и др. Иногда экскурсии проводятся не одним учителем (не по одному предмету), а совместно с другими учителями по двум или даже нескольким предметам (комплексные экскурсии).

Коллоквиум (от лат. colоlguium – разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

Коллоквиум уместно проводить в порядке тематического контроля в IX-XI классах. Его методика заключается в следующем: учащимся заранее объявляются тема и минимум вопросов, указывается литература, организуются консультации. От коллоквиума, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо из учеников не справился с заданием, то такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе. Дав ему консультацию о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверяет, усвоил ли ее ученик, и только после этого допускает его к практической работе.

Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков). Проведя собеседование или выполнение практических заданий, учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются. Фиксируется лишь то, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или незачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, активно работающих на уроках и отлично успевающих по предмету.

Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными . Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории) Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и основную тематику по учебному предмету за все годы обучения. Учебный материал выносимый на экзамены, ученикам сообщается заблаговременно, для них организуются консультации.

Кроме выпускных в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года. По мнению большинства учителей переводные экзамены побуждают учащихся к постоянным занятиям. Подготовка к ним систематизирует их знания, приучает к ответственности. Итогом таких усилий ученика является более высокое качество его знаний, умений и навыков. Однако родители, общественность и некоторые учителя считают, что подготовка к переводным экзаменам и процедура их проведения создают повышенную нервную, психическую и эмоциональную нагрузку. В то же время результаты переводных экзаменов, как правило, подтверждают лишь тот уровень овладения учеником знаниями, умениями и навыками, который был известен учителю на основании тематического и итогового контроля.

Начиная с 2001 г. в экспериментальном порядке введен единый государственный экзамен (ЕГЭ}, который предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (ХII) классов общеобразовательных школ и вступительных испытаний для поступления в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными школами в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; а средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями – в качестве результатов вступительных испытаний.

При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовленности.

Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (ГЭК), в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. Состав ГЭК утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХП) классов общеобразовательных школ, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования. ЕГЭ проводится по таким общеобразовательным предметам, как математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.

Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ, перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с данным субъектом.

Введение ЕГЭпозволит создать новые механизмы государственного контроля за качеством образования и подготовки выпускников образовательных учреждений и правовые основы системы объективной независимой оценки качества образования; усовершенствовать механизмы правового регулирования порядка приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; повысить общедоступность профессионального образования, а также ввести дополнительные государственные гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей снебольшим доходом.

Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Эффективной формой дифференцированного обучения являются факультативы , которые появлялись в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Они представляют собой сверхпрограммные занятия, посещение которых осуществляется на добровольной основе и которые призваны решать следующие задачи: удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

Факультативные занятия проводятся для учащихся VII-IX и Х-ХI классов, интересующихся каким-либо предметом. Для проведения факультатива учащиеся (это могут быть ученики из нескольких классов одной параллели) объединяются в группы по 12-15 человек и выбирают курс определенного содержания. В последнее время факультативные занятия проводятся по морали, праву, экологии, эстетике, религии и др.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. На занятиях факультатива лекции его руководителя сочетаются с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические и лабораторные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам (мастерские, лаборатории, кафедры, студии), так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Вспомогательные организационные формы обучения используются для углубления знаний и расширения диапазона умений которые в состоянии дать урок. Они содержательно и организационно выходят за его традиционные рамки: одни – изменяя его структуру и содержание, другие – место проведения и продолжительность, третьи – состав участников и пр. Однако, несмотря на различие внешних и внутренних характеристик, все они наряду с уроком служат единой цели: передаче и усвоению социального опыта.

Для качественной передачи и усвоения знаний, а также умений оперировать ими используютсялекции, конференции, семинары . Они проводятся, как правило, в пределах урока и класса, однако их подготовка и проведение отличаются от традиционного урока усвоения и применения новых знаний.

Лекция и конференция дают новые знания, но лекцию готовит и читает учитель, а конференцию готовят и проводят ученики под его руководством. Помимо усвоения новых знаний проведение лекции дает возможность учить детей конспектировать по ходу изложения материала, то есть, одновременно слушать, понимать, выделять главное, сокращать, записывать и далее работать с конспектом. Это значительно облегчает процесс усвоения материала. Полученные таким образом умения используются на конференции.

Проведение конференции предполагает не только усвоение новых знаний основной массой учащихся, но и формирование умения подбирать и передавать информацию выступающими. Кроме этого, конференция предполагает соответствующее оформление учебного процесса (демонстрационные графики, таблицы, схемы, слайды и пр.) и умение вести полемику по наиболее острым, дискуссионным вопросам (умение видеть проблемы, задавать вопросы, отвечать на них, иметь свое мнение, уметь его высказывать и отстаивать и пр.).

Семинарские занятия проводятся с целью совершенствования знаний, умений оперировать ими, а также контроля за качеством усвоения изучаемого материала. Как правило, они проводятся в старшем звене обучения, когда у школьников уже сформированы навыки самостоятельной работы, и состоят из двух частей: самостоятельной подготовки и коллективного обсуждения вынесенных на семинар вопросов.

Управление самостоятельной работой при подготовке к семинару осуществляется посредством предъявления учащимся не менее, чем за неделю до семинара, плана его проведения, в котором указываются основные вопросы, вынесенные на обсуждение, список литературы и перечень творческих заданий, если таковые имеются.

Лабораторные и практические занятия нацелены на формирование практических умений и навыков выполнения определенной работы. Если они носят поисковый характер, то дети учатся строить предположения (гипотезы), проводить опыты, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы, выявлять закономерности, оформлять отчеты о проведенных испытаниях.

Лабораторные работы проводятся в искусственно созданных условиях (в лабораториях – учебных кабинетах), практические – в естественных. (в теплицах, на фермах, в мастерских и пр.). И те, и другие, имеют место, как правило, в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

При оценке лабораторной (практической) работы учитывается степень теоретической подготовленности ученика, качество практического выполнения задания и грамотность оформления отчета.

В практике работы современной школы лабораторные и практические занятия нередко объединяются в практикумы, которые обычно проводятся после изучения больших разделов учебной программы или в конце учебного года. Практикумы нацелены на формирование комплексных умений, объединяющих теорию и практику изучаемого предмета.

Учебные экскурсии преследуют цель объединения разрозненных знаний и представлений в целостное явление. В их основе лежит «золотое правило дидактики» – наглядность. Экскурсии являются наиболее убедительной формой обучения, так как соединяют теоретические знания с практикой их реального воплощения в жизни и на производстве. Учебное время и тематика рекомендуемых экскурсий дается в учебных программах по предметам. Применяются экскурсии на всех этапах обучения от предварения подачи нового материала до его обобщения и систематизации.

1. производственными, которые предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных, строительных, обслуживающих, финансовых и пр. объектов, и способствуют профессиональной ориентации школьников. Они проводятся в курсах изучения физики, химии, математики, экономической географии, обслуживающего и технического труда;

2. естественнонаучными, способствующими усвоению естественнонаучных дисциплин: природоведения, ботаники, зоологии, географии. Это экскурсии в поле, на луг, к речке, в зоопарк и пр.

3. историко-литературными, предполагающими выходы в исторические места (музеи, места боевой славы, национальной истории и пр.), посещение художественных выставок, картинных галерей, архивов, книгохранилищ и пр.;

4. краеведческими, преследующими цель изучения родного края, его истории, природных богатств и народных традиций;

5. комплексными, объединяющими несколько учебных дисциплин и направлений. Например, экскурсия на стеклозавод может служить цели углубления знаний по физике, химии, математике, географии одновременно. А если в ходе ее проведения дети познакомятся с заводским музеем, где представлена история возникновения и развития предприятия, то она объединит в себе несколько перечисленных выше направлений.

Проведение учебной экскурсии требует выполнения определенного организационно-содержательного алгоритма, который включает в себя:

1) предварительный осмотр и подготовку объекта учителем, соотнесение его возможностей с учебными задачами, беседу с экскурсоводом, нацеливающую последнего на решение поставленных задач;

2) теоретическую подготовку детей к предстоящей экскурсии, мотивацию ее проведения, предъявление контрольных вопросов по материалу, который должен быть усвоен в ходе экскурсии. Это можно провести как на предшествующем уроке (если экскурсия не слишком отстоит от него во времени), так и в ходе инструктажа, проводимого уже на объекте;

3) инструктаж, включающий в себя организационные (когда начинается экскурсия, сколько длится, где и как заканчивается, особенности проведения ее этапов), содержательные (на что обратить внимание) и дисциплинарные (как себя вести) моменты. Перед экскурсией школьников обязательно знакомят с правилами техники безопасности (в отдельных случаях - под роспись в специальном журнале);

4) непосредственное проведение экскурсии учителем или специально подготовленным экскурсоводом;

5) подведение итогов , которое проводится сразу же после экскурсии на ее объекте (если позволяет время и место) или на следующем уроке. Здесь обсуждаются поставленные заранее вопросы, отчитываются группы детей, получившие индивидуальные задания. Приобретенные детьми знания корректируются и дополняются учителем. Целесообразно по результатам экскурсий выпускать фотогазеты, делать выставки, оформлять альбомы и пр., выводя учебную работу за пределы учебного времени.

Подводя итоги экскурсии, важно обратить внимание школьников не только на учебную, но и на общекультурную их подготовку: умение вести себя в городском транспорте, общаться в непривычных условиях со знакомыми и незнакомыми людьми, знание и следование требованиям этикета и пр.

Факультативные занятия дают возможность удовлетворить запросы школьников в более глубоком изучении отдельных предметов или их разделов. Они способствуют развитию учебно-познавательных интересов и творческих способностей детей. Проводятся факультативные занятия в среднем и старшем звене обучения. В среднем звене их работа направлена на углубленное изучение учебных дисциплин, в старшем – на переход от изучения предмета к изучению науки и расширение диапазона изучаемых предметов.

Программы факультативных занятий составляются Министерством, однако в них могут вноситься коррективы, которые утверждаются Советом школы. При наличии условий и возможностей проведения факультатива, не предусмотренного министерским перечнем, программу его работы составляет учитель. Она утверждается Советом школы, который рассматривает вопрос о целесообразности проведения данного факультатива.

Организационно факультативы являются связующим звеном между уроком и внеклассным мероприятием. Факультативные группы объединяют детей одной параллели и комплектуются по добровольному принципу. Занятия факультатива проводятся по расписанию во внеурочное время и являются обязательными для данной группы школьников.

Предметные кружки носят, как правило, прикладной характер (радиокружок, фотокружок, художественной вышивки, резьбы по дереву и пр.) и действуют в среднем звене обучения. В обычных школах кружковые занятия проводятся учителями на общественных началах и входят в систему внеклассной воспитательной работы. Возглавляют работу кружков учителя-энтузиасты и родители школьников. В профильных школах полного дня кружковая работа заполняет вторую половину учебного дня, входит в учебную нагрузку учителя и оплачивается. Для проведения кружковых занятий привлекаются специалисты в соответствующих областях деятельности: музыканты, художники, балетмейстеры, программисты, искусствоведы, режиссеры, народные умельцы и пр.

Домашняя учебная работа очень важна в учебном процессе, так как учит самостоятельности мышления, умению рационально использовать время, дает возможность несколько раз возвращаться к сложной задаче, ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки. Она максимально индивидуализирует учебный процесс, чего нельзя добиться при обучении детей на уроке.

Целью домашней работы является перевод знаний из кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс охватывает временной промежуток от одного урока до следующего и состоит из трех этапов:

· задание на дом и инструктаж к его выполнению, которые проводятся на уроке;

· выполнение задания дома;

· проверка и оценка домашней работы на следующем уроке.

Вспомогательные формы организации учебной работу - это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отме­чалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен­ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур­сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другиеформы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере­шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб­ных заведений и плюрализме форм организации учебного про­цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до­машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс­курсии, могут на время становиться основными формами орга­низации учебной работы.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т. д. В отличие от лабораторно-практических работ характе­ризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к вы­полнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, в данном случае - рас­садник знаний). Проводится после изучения основных разделов (тем) про­граммы. Основными структурными элементами являются:

· вступительное слово преподавателя;

· сообщения (доклады) учащихся;

· работа оппонентов;

· подведение итогов.

Конференция (от лат. conferentia - собирать в одном месте). Посвя­щается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение -обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным во­просам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить ос­новные выводы и ключевые положения.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет дея­тельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя (преподавателя).

К числу основных и стабильных видов внешкольных заня­тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав­ная ее цель - расширить и углубить знания, умения, получен­ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду­альные склонности, дарования и способности учащихся. До­машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь­ников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значе­ние, чем активная работа в классе.



Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп­ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

Расширение и углубление учебного материала, прорабо­танного в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного вы­полнения упражнений; .

Развитие самостоятельности мышления путем выполнения I индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про­граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

Выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы­резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развитая практики обучения озна­меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя­тельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидакти­ческих отношений. Однако серьезных доказательств бесполез­ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за­бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руко­водить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необ­ходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школь­ников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планиро­вать домашнюю нагрузку школьников.

Распространенным недостатком массовой практики являет­ся то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе/, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают путиих преодо­ления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа час­то оказывается неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использо­вать дифференцированный и индивидуальный подходы к опре­делению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней, нагрузки школь­ников начинают применяться ЭВМ.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного от­ношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению знаний по тому или иному предмету.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по со­держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору­чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету или специальности в целом (в начале обучения);

проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы или в заключение). Примерная структура экскурсии:

· вводная беседа преподавателя;

· цель и задачи экскурсии;

· особо важные объекты (предметы);

· порядок сбора нужного материала; *

· требования безопасности;

· порядок отчетности по результатам;

· самостоятельные наблюдения учащихся;

· обобщение результатов экскурсии.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии , хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия - древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа­ны. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все­сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек­том и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур­сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне­ния заданий, подведение итогов экскурсии.

Методика проведе­ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто­ятельная работа по плану - наблюдение, составление соответ­ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма­териала и т. дЭкскурсия может быть фронтальной, групповой или мик­рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя­ми эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо­ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от­дельным предметам, так и комплексные, включающие темати­ку нескольких смежных дисциплин.Важное значение имеет заключительный этап экскурсии-­подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие­ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото­вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб­щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли­тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про­изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче­том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак­тика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботани­ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му­зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе­речня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб­ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус­ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель­ности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в теснойсвязи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации - учебной беседе, в которой во­просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все­го в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учи­тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само­стоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих­ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитыва­ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве­ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про­верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует встать с те­кущим проверочным опросом или обсуждением "вой или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна­ружить пробелы в своих знаниях и устранять их.

УРОК-СЕМИНАР. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику. Работа осуществляется под непосредственным руководством учителя на основе тщательно разработанных им программ, которые по своему содержанию носят дифференцированный характер. Урок-семинар в системе школьного общего образования необычен и по своей организации. Он, как правило, проводится так: вначале учитель проецирует через кодоскоп задания на экране или же, разрабатывая серию карточек-заданий, выставляет их на общее обозрение класса. Учащиеся знакомятся с содержанием заданий, добровольно выбирают для себя те, которые им импонируют; затем рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником и записями лекций в тетрадях, другой учебной литературой, советуются друг с другом, обсуждают интересующие их вопросы заданий и время от времени консультируются с учителем, который подходит к отдельным группам, помогает им и поощряет их. Это позволяет учащимся вместе с учителем осуществлять глубокий анализ изучаемого материала, делать соответствующие выводы, находить методы решения, обогащаться опытом самостоятельного познания.В конце урока в пределах 12-15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание.Так проводятся уроки-семинары по отработке содержания учебного материала, первоначальное знакомство с которым произошло на лекции или лекциях.Что же является главным источником знаний на таких уроках-семинарах? Одним словом - УЧЕБНИК! Учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем, являются источниками знаний по теме в целом. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы так составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.Естественно, на практике могут встречаться и другие виды уроков-семинаров: семинар-обсуждение результатов самостоятельно изученной темы; уроки-конференции, семинар-диспут по истории, литературе и др. Еще одна особенность любого семинарского занятия в школе заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок-семинар. И осуществляется этот контроль через систематические наблюдения учителя за ходом работы учеников, постоянную корректировку их деятельности. В конце каждого урока учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют задания по выбранной программе. Работа проверяется учителем. Часть учеников при этом учитель опрашивает устно. И в этом, и в другом случае учащимся выставляются оценки.

Урок лабораторно-практических занятий . Как и уроки-семинары, уроки лабораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения задач, урок выполнения различных упражнений, практикумы, уроки-драматизация, урок разыгрывания маленьких сцен и др. Общим признаком для всех этих уроков - соединение знаний учащихся с их практической, учебно-познавательной и общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в жизни.

Как известно, в современной школьной практике решение этой проблемы учителя видят в том, чтобы убедить учащихся в необходимости овладевать знаниями основ наук для того, чтобы потом, после окончания школы, продолжить специальное и профессиональное образование или немедленно по окончании школы использовать их в повседневном труде в народном хозяйстве. Но эта цель весьма отдаленна и не всегда представляется учащимся привлекательной. Поэтому необходимо изыскать пути, позволяющие учащемуся по ходу изучения того или иного учебного материала применять полученные знания для решения практических задач в своей ученической жизни, общественно полезной, научно-практической деятельности. И такой путь многие опытные, передовые учителя нашли. После изучения учащимися ряда учебных тем они дают своим ученикам тематические задания, которые выполняются ими вне урока, заменяя собою традиционную домашнюю работу по предмету.

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать рекомендации по эффективному использованию химических удобрений в целях повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на конкретном участке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно предложить учащимся по экологии, по оформлению деловых бумаг, сделок и т.д.

Материал обработан и составлен: Ступак Валентиной, Судаковой Анной

Вспомогательные формы организации обучения

Дополнительное образование - это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности , которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы . Такие занятия начинаются во второй половине дня, что не мешает основной учебной деятельности учащихся.

Формы дополнительного образования (художественная и изобразительная деятельность). К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями:

Кружок - группа лиц с общими интересами , объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружок пения, танцев, изобразительного искусства. Драматический, литературный, шахматный кружок. Срок действия кружка ограничен

Студия - школа, готовящая художников или актёров. Обязательно программное обеспечение на несколько лет.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). На занятиях изобразительным искусством самостоятельной практической работой учащихся и самим факультативом может быть лепка, или оригами, или что-нибудь из области ДПИ и т.п.

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.



Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия , предполагают определенную программу деятельности . Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей , изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности , развития инициативы и самодеятельности детей , романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Кружковая работа в школе является одной из важнейших частей учебно – педагогического процесса, направленная на создание условий для развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей , потребностей и интересов . Раскрывает огромное поле деятельности для развития творческих способностей ребенка. Позволяет углубить навыки и знания и получить новые знания и умения .

В ходе кружковой работы необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности и испробовать разные приемы и способы изображения.



В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.

В отличие от художественной школы основная задача изо–кружка не обучить академическому рисованию, а дать основы изобразительной грамоты, что позволит хорошо рисовать, и при помощи красок и кистей получать удовольствие от творчества.

Сфера творческой деятельности в кружках не ограничена. В кружке проходят занятия по живописи, рисунку, декоративно прикладному искусству. На таких занятиях ребенок развивает свои возможности работать с различными художественными материалами, такими как гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры т.п. Развивает своё воображение и использует нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов, солому, слоёное тесто и т.п.

Дети работают в аппликации, в монотипии, флористики. Вышивают и плетут из бисера. Занимаются росписью, оригами, лепят из пластилина и глины.

Для учащихся средних классов появляется возможность работать в более сложных техниках, труднодоступных в условиях учебного процесса.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.