Органическая химия в жизни человека сообщение. Роль органической химии в народном хозяйстве. Биологическое значение углеводов

Развитие химической промышленности переносит жизнь человека на совершенно новый качественный уровень. Однако, большинство людей считают химию очень сложной и непрактичной наукой , занимающейся отвлеченными вещами, совершенно ненужными в жизни. Попробуем развеять этот миф.

Вконтакте

Зачем человечеству химия

Роль химии в современном мире очень велика. На самом деле, химические процессы окружают нас постоянно , это касается не только промышленного производства или бытовых моментов.

Химические реакции в нашем собственном организме протекают ежесекундно, разлагая органические вещества до простых соединений вроде углекислого газа и , в результате чего мы получаем энергию на совершение элементарных действий.

Параллельно создаем новые вещества, необходимые для жизнедеятельности и работы всех органов. Останавливаются процессы только после смерти человека и его полного разложения.

Источником питания для многих организмов, в том числе и человека, являются растения, обладающие способностью вырабатывать органические вещества из воды и углекислого газа.

Этот процесс включает цепь сложных химических превращений , итогом которой становится образование биополимеров: клетчатки, крахмала, целлюлозы.

Внимание! Как фундаментальная наука, химия занимается формированием представлений о мире, о взаимосвязях в нем, единстве дискретного и непрерывного.

Химия в быту

Химия в быту человека присутствует ежедневно, мы сталкиваемся с осуществлением целой цепочки химических превращений при:

  • использовании мыла;
  • приготовлении чая с лимоном;
  • гашении соды;
  • поджигании спички или газовой конфорки;
  • приготовлении квашеной капусты;
  • использовании порошков и других моющих средств.

Все это химические реакции, в ходе которых из одних веществ образуются другие, а человек получает от этого процесса какую-то пользу. Современные порошки содержат ферменты, которые при высоких температурах разлагаются, поэтому стирка в горячей воде нецелесообразна. Эффект отъедания пятен будет минимальным.

Действие мыла в жесткой воде тоже значительно снижается, зато появляются хлопья на поверхности. Смягчить воду можно кипячением, но иногда это возможно только с помощью химических веществ, которые как раз и добавляют в средства для стиральной машины, снижающие процесс образования накипи.

Химия и организм человека

Роль химии в жизни человека начинается с дыхания и переваривания пищи .

Все процессы, происходящие в нашем организме, осуществляются в растворенном виде, а универсальным растворителем выступает вода. Ее волшебные свойства позволили когда-то возникнуть жизни на Земле , и сейчас очень важны.

Основой химического строения человека выступает пища, которую он потребляет. Чем она качественнее и полноценнее, тем лучше работает слаженный механизм жизнедеятельности.

При недостатке какого-либо вещества в питании, тормозятся протекающие процессы , и работа организма нарушается. Чаще всего, такими важными веществами мы считаем витамины. Но это наиболее заметные вещества, недостаток которых проявляется быстро. Нехватка других компонентов может быть не так видна.

К примеру, вегетарианство имеет негативные стороны, связанные с непоступлением с пищей некоторых полноценных белков и, содержащихся в них, аминокислот. В такой ситуации организм не может синтезировать некоторые собственные белки, что приводит к различным нарушениям .

Даже поваренная соль должна обязательно входить в рацион, поскольку ее ионы помогают осуществлять осмотическое давление, входят в состав желудочного сока, помогают работе .

При различных отклонениях в деятельности органов и систем человек в первую очередь, обращается в аптеку, выступающую в качестве главного пропагандиста достижений человечества в области химии.

Более 90 процентов медикаментов, выставленных на полках аптек, являются искусственно синтезированными , даже если они присутствуют в природе, сегодня проще создать их на заводе из отдельных компонентов, чем вырастить в естественных условиях. И хотя многие из них имеют побочный эффект, положительное значение от устранения заболевания намного выше.

Внимание! Косметология практически полностью построена на достижениях химиков. Она позволяет продлить молодость и красоту человека, параллельно принося солидные доходы косметическим компаниям.

Химия на службе промышленности

Изначально науку химию двигали люди любопытные, а также жадные.

Первым было интересно узнать из чего все состоит и как превращается во что-то новое, вторым хотелось научиться создавать нечто ценное, позволяющее приобрести материальные блага.

Одним из самых ценных веществ является золото, а за ним идут и другие .

Именно добыча и переработка руды для получения металлов – первые направления развития химии, они и сегодня очень важны. Поскольку позволяют получать новые сплавы , использовать более эффективные способы очистки металлов и так далее.

Производство керамики и фарфора тоже очень древнее, оно постепенно совершенствуется, хотя превзойти некоторых старинных мастеров сложно.

Переработка нефти сегодня показывает огромное з начение химии, ведь помимо бензина и других видов топлива, из этого природного сырья создается несколько сотен различных веществ:

  • каучуки и резины;
  • синтетические ткани, такие как нейлон, лайкра, полиэстер;
  • детали автомобилей;
  • пластмассы;
  • моющие средства и бытовая химия;
  • сантехника;
  • канцелярские товары;
  • мебель;
  • игрушки;
  • и даже пища.

Лакокрасочная промышленность полностью основана на достижениях химии, все ее разнообразие создается учеными, синтезирующими новые вещества . Даже строительство сегодня вовсю применяет новые материалы, обладающие свойствами, нехарактерными природным веществам. Их качество постепенно улучшается, доказывая, что химия в жизни человека необходима.

Две стороны медали

Роль химии в современном мире огромна, жить без нее мы уже не сможем, она дает нам массу полезных веществ и явлений, но в то же время и наносит определенный вред .

Вредное воздействие химии

Как негативный фактор, химия в жизни человека появляется постоянно. Чаще всего мы отмечаем последствия в экологической сфере и здоровье населения.

Изобилие материалов, чужеродных нашей планете приводит к тому, что они засоряют почву и воду , не подвергаясь естественным процессам гниения.

При этом в ходе разложения или горения они выделяют большое количество токсичных веществ , дополнительно отравляющих окружающую среду.

И тем не менее, вопрос этот вполне разрешим с помощью той же самой химии.

Значительную часть веществ можно повторно переработать , снова превратив в нужные товары. Проблема, скорее, связана не с недостатками химии как науки, а с ленью человека, и его нежеланием потратить дополнительные усилия на переработку продуктов жизнедеятельности.

Такая же проблема связана и с отходами промышленного производства, которые сегодня редко перерабатываются качественно, отравляя окружающую среду и здоровье человека.

Второй момент, говорящий, что химия и организм человека несовместимы, это искусственная пища , которой нас пытаются пичкать многие производители. Но здесь вопрос не столько достижений химии, сколько жадности людей.

Химические успехи позволяют сделать жизнь человека проще и возможно, роль химии в решении продовольственной проблемы окажется бесценной, особенно в сочетании с достижениями генетики. Неумение пользоваться этими достижениями и желание заработать – вот главные враги здоровья человека , а вовсе не химическая промышленность.

Применение большого количества консервантов в пище стало проблемой в некоторых странах, где жители настолько пропитались этими веществами, что после смерти процессы разложения в них сильно заторможены, в результате умершие просто не сгнивают , а долгие годы лежат в земле.

Бытовая химия часто становится источником аллергических реакций и отравлений организма. Минеральные удобрения и средства для обработки растений от вредителей тоже опасны для человека, да и на природу они оказывают негативное воздействие , постепенно разрушая ее.

Польза химии

В психологии существует такое понятие – , заключающееся в снятии внутреннего напряжения через перераспределение , для достижения результата в какой-то доступной области.

В химии этот термин используют как обозначение процесса получения из твердого вещества газообразного без жидкой стадии. Однако и в данной отрасли можно применить подход психологии.

Перенаправление энергии на достижения в разных отраслях, связанных с химией приносит много пользы обществу .

Говоря о том, зачем нужна химия в быту человека или промышленном производстве мы вспоминаем многие ее достижения, сделавшие нашу жизнь комфортной и более долгой:

  • лекарства;
  • современные материалы с уникальными свойствами;
  • удобрения;
  • источники энергии;
  • источники пищи и многое другое.

Химия в жизни человека

Если бы химии не существовала. Зачем изучать химию

Заключение

Роль химии в современном мире неоспорима, она заняла важное место в системе знаний человечества, накопленных в течение тысячелетий. Ее активное развитие в 20 веке несколько пугает и заставляет людей задуматься о конечной цели применения своих знаний. Но без знания человечество – только отдельная группа индивидуумов, обладающая не самыми лучшими характеристиками.

Значение органической химии настолько велико, что в настоя­щее время невозможно представить жизнь современного человека без использования достижений этой науки. Органическая химия является основой очень многих важнейших отраслей промышлен­ности. К ним относится топливная промышленность (переработка каменного и бурого угля, нефти, горючих сланцев, дерева, синтез различного топлива и др.), производство красящих веществ, давно вытеснивших природные красители и превосходящие их разнообра­зием, красотой оттенков и дешевизной, производство взрывчатых и лекарственных веществ, витаминов, синтетического каучука и воло­кон, пластмасс и др. Сельскому хозяйству органическая химия дает удобрения, средства для борьбы с сорняками (гербициды), насеко­мыми и грибками (инсектофунгициды), вещества, ускоряющие рост растений и созревание плодов. Существуют также такие отрасли хи­мической промышленности как азотнотуковая, анилинокрасочная, пластических материалов, искусственного волокна, лакокрасочная, синтетического каучука.


7. Классификация органических соединений

К настоящему времени известно более 10 млн. органических соединений. Каждый год химики синтезируют и выделяют из природных источников сотни тысяч новых соединений. Чтобы ориентироваться в этом многообра­зии, органические соединения принято классифицировать.



Давно уже отмечено, что большинство органических молекул состоит из двух частей: фрагмента, который в ходе реакции остается без изменения, и группы, подвергающейся при этом превращениям. Атом или группу атомов, связанных определенным образом, наличие которых в молекуле органического вещества придает ему характерные свойства, называют функциональной группой.

Структурная теория А.М. Бутлерова, давшая химикам четкое понимание термина «функциональная группа», лежит в основе современной классифи­кации органических соединений.

В структурной формуле каждого соединения можно выделить фрагмент углеводорода или гетероциклического соединения. Этот фрагмент принято рассматривать в качестве остова молекулы. Как правило, остов реже трансформируется в ходе реакции, нежели функциональная группа. Харак­тер остова молекулы определяет ряд, к которому принадлежит данное со­единение. Выделяют следующие ряды:

1. Ациклический (алифатический, жирный) ряд включает соедине­ния с открытой цепью углеродных атомов; эти соединения могут быть насыщенными (предельными), например:


2. Циклический ряд включает:

карбоциклические соединения, содержащие углеродный скелет, замкну­тый в цикл


В свою очередь, карбоциклические соединения подразделяются на: ароматический ряд, который включает углеводороды и их производ­ные, содержащие шестичленные циклы с чередующимися простыми и двойными связями (ароматические ядра)


алициклический ряд, который объединяет все остальные карбоцикличе­ские соединения, как насыщенные, так и ненасыщенные



Наличие тех или иных функциональных групп в молекуле органическо­го соединения определяет принадлежность этого соединения к тому или иному классу.

В табл. 1.1 перечислены наиболее важные функциональные группы, их названия и названия, соответствующих им классов органических веществ, даны примеры представителей этих классов.

Рассмотрим структуры некоторых органических соединений. Внимательный анализ каждой из них позволяет выделить в них фрагмент соответствующего углеводорода или гетероциклического соединения и свя­занные с этим фрагментом функциональные группы:


Перед тем, как раскрыть эту тему, невозможно не вспомнить слова одного из героев романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки»: «Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие».

Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.). Относиться равнодушно к этой науке невозможно: столько противоречивых открытий не происходило ни в какой другой области знаний.

Роль химии в жизни человека: быт

Химия в жизни человека: производство

Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии.

Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей.

Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность - одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать - в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).

Таким образом, химия в жизни человека - это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.

К изучению предлагается тема «Предмет органической химии. Роль органических веществ в жизни человека». Преподаватель освещает вопрос, почему возникла необходимость разделить вещества на органические и неорганические. Далее он рассказывает учащимся о круговороте углерода в природе, дает определение органическим веществам, поясняет, что такое производные углеводородов, органогены. В конце урока преподаватель раскроет роль органической химии в нашей жизни.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Предмет органической химии. Роль органических веществ в жизни человека

1. Введение

К началу XXI века химики выделили в чистом виде миллионы веществ. При этом известно более 18 миллионов соединений углерода и меньше миллиона соединений всех остальных элементов.

Соединения углерода в основном относят к органическим соединениям .

Вещества стали разделять на органические и неорганические с начала XIX века. Органическими называли тогда вещества, выделенные из животных и растений, а неорганическими – добытые из минералов. Именно через органический мир проходит основная часть круговорота углерода в природе.

Из соединений, содержащих углерод, к неорганическим традиционно относят графит, алмаз, оксиды углерода (CO и CO2), угольную кислоту (H2CO3), карбонаты (например, карбонат натрия – сода Na2CO3), карбиды (карбид кальция CaC2), цианиды (цианистый калий KCN), роданиды (роданистый натрий NaSCN).

Более точное современное определение: органические соединения – это углеводороды и их производные.

Простейший углеводород – это метан. Атомы углерода способны соединяться друг с другом, образуя цепи любой длины. Если в таких цепях углерод связан еще и с водородом – соединения называются углеводородами. Известны десятки тысяч углеводородов.

Производные углеводородов – это углеводороды, в которых один или несколько атомов водорода замещены атомом или группой атомов других элементов. Например, один из атомов водорода в метане можно заместить на хлор, или на группу ОН, или на группу NH2.

В состав органических соединений, кроме атомов углерода и водорода, могут входить атомы кислорода, азота, серы, фосфора, реже галогенов.

Чтобы оценить значение органических соединений, которые нас окружают, представим себе, что они вдруг исчезли. Нет деревянных предметов, книг и тетрадей, нет сумок для книг и шариковых ручек. Исчезли пластмассовые корпуса компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов, нет телефонов и калькуляторов. Без бензина и дизельного топлива встал транспорт, нет большинства лекарств и просто нечего есть. Нет моющих средств, одежды, да и нас с вами…

Органических веществ так много из-за особенностей образования химических связей атомами углерода. Эти небольшие атомы способны образовывать прочные ковалентные связи друг с другом и с неметаллами-органогенами.

В молекуле этана С2Н6 друг с другом связаны 2 атома углерода, в молекуле пентана С5Н12 – 5 атомов, а в молекуле всем известного полиэтилена сотни тысяч атомов углерода.

Строение, свойства и реакции органических веществ изучает органическая химия .

Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

ISBN 978-5-358-01584-5

Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В.Лунин. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

Учебник в Интернете

Самарский государственный университет.

Кафедра органической, биоорганической и медицинской химии

Разделы: Химия

Химия, как учебный предмет, призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а также формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе.

Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности и успешной, здоровой жизни в нашем мире.

Свою основную задачу как учитель я вижу в том, чтобы помочь ученику сформироваться, как личности, способной адаптироваться в современных условиях, умеющий самостоятельно ставить и решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки в практической деятельности. Ценности социализации ребёнка, подготовка его к практической деятельности, раскрыты в практико-ориентированных технологиях образования.

Использование уроков-практикумов превращает изучаемый материал из сложного скучного в один из интереснейших и практически значимых компонентов образования. При этом главной целью является, научить учеников самостоятельно изучать мир веществ и реакций, среди которых они живут и действуют. Если ученик разбирается в веществах, с которыми он встречается в быту, то он может строить свои отношения с природой насовсем ином, цивилизованном уровне, расширяя свои мировоззренческие позиции.

На сегодняшний день возрастает роль химии как учебного предмета в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения в различных жизненных ситуациях.

Цели урока:

Проверяющие :

Обобщить знания учащихся об основных классах органических соединений. Проверить умения учащихся определять по качественным реакциям органические вещества и писать уравнения реакций, характеризующие их химические свойства. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, соблюдение техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.

Развивающие :

Совершенствовать умения анализировать, определять, сравнивать свойства химических веществ, устанавливать причинно-следственные связи, умение определять состав продукта и применять теоретические знания для объяснения и предсказания свойств органических веществ на основе знаний полученных на уроках. Организовать самостоятельную работу учащихся с химическими веществами и оборудованием по данной теме.

Воспитательные :

Расширить и углубить мировоззренческие знания учащихся. Подвести их к выводам общего естественнонаучного уровня, касающихся химических веществ, и взаимосвязи между ними. Познакомить учащихся с качественным анализом. Приблизить знания предмета к реальной жизни и умение этими знаниями пользовать.

Тип урока – урок-практикум при помощи которого можно обобщить и закрепить практические и теоретические знания по теме:
«Органические вещества в повседневной жизни, исследование пищевых продуктов »

Оборудование:

1. Реактивы
раствор сульфата меди(II), спиртовка со спиртом, спички, универсальный индикатор, соляная кислота, раствор гидроксида натрия, раствор иода, раствор фенола, раствор хлорида железа (III), пероксид водорода.
2. Химическая посуда, халаты, перчатки.
3. Карточки с заданиями для каждой группы.
4. Итоговая таблица.

Методика проведения урока

Для проведения урока класс делится на пять групп. Каждая группа получает индивидуальную карточку с исследовательскими задачами и за неделю до проведения данного урока получает задание, подготовить и принести к уроку свежевыжатые соки и сырые продукты определённого количества(сок -30мл, твердые продукты- 30 г), у каждой группы свой набор продуктов, всего в исследовании участвует до сорока разных продуктов.

На уроке каждая команда, состоящая из 4-5 учеников, проводит свои исследования и делится своими результатами с другими группами в конце урока. Оформляется вся работа в специально подготовленную таблицу, в которую записываются проведённые реакции и выводы. Оценить каждого ученика можно по качеству выполнения эксперимента и за правильно сделанные и оформленные выводы, таким образом можно за урок поставить по две оценки. Оформление работы можно делать в тетради, а можно в специально приготовленных таблицах. На пример: каждый ученик получает готовую таблицу для заполнения и методическую разработку о ходе проведения работы.

Дата:_________201__ Работу выполнил(а)__________________________уч.10А/Б(11А/Б) класса

Практическая работа на тему: «Определение органических веществ в пищевых продуктах».

№ п/п Исходные вещества. Условия реакции. Признаки реакции. Выводы и химические уравнения.

Техника безопасности_________________________________________________________________

Исследование пищевых продуктов

Продукты

Помидор

Записать реакцию.
2. Определение среды.

3. Определение витамина С.

Мёд
2. Проба на карбонаты.


Пшеничка
Чёрный хлеб 1. Качественная реакция на крахмал.(см.выше)
2. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
Укроп 1. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)

3. Проба на растительный краситель.

Груша 1. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
2. Определение среды. (см.выше)
3. Проба на сложный эфир.
Грушевый сок имеет характерный запах.
Творог

В пробирку приливают 2-3 капли фенола и каплю раствора хлорида железа (III). К образовавшемуся раствору фенолята железа (III) добавляют фильтрат продукта до изменения окраски раствора.
Свинина
Кабачок 1. Проба на восстанавливающий углевод.
В пробирке получают осадок гидроксида меди(II) путём сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди(II). К полученному осадку добавляют 5 капель сокопродукта и каплю конц.раствора гидроксида натрия. Смесь нагревают до образования кирпично-красного осадка.
Записать реакцию.
2. Определение среды.
В сок опустить полоску универсального индикатора.
3. Определение витамина С.
В две пробирки наливают раствор сока. В 1-ю опускают кусочек ткани или бумаги, смоченный раствором йода. Наблюдают исчезновение окраски йода. 2-ю кипятят, затем охлаждают и добавляют ткань с пятном йода, окраска не исчезает.
Вывод о неустойчивости витамина С.
Мёд 1. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
2. Проба на карбонаты.
В пробирку наливают 5 капель раствора мёда и добавляют 2-3 капли раствора соляной кислоты.
Делают вывод о наличии карбонатов.
3. Качественная реакция на крахмал.
В пробирку наливают раствор мёда и добавляют 1-2 капли раствора йода. Определяют наличие в растворе крахмала.
Пшено 1. Качественная реакция на крахмал. (см.выше)
2. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
Макароны 1. Качественная реакция на крахмал.(см.выше)
2. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
Краснокочанная капуста 1. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
2. Определение среды.(см.выше)
3. Определение витамина С. (см.выше)
4. Проба на растительный краситель.
В две пробирки наливают по 5 капель сока. В1-ю добавляют 5 капель раствора соляной кислоты, во 2-ю 5 капель раствора гидроксида натрия.
Отмечают изменение окраски растворов.
Слива 1. Проба на восстанавливающий углевод. (см. выше)
2. Определение среды. (см.выше)
Йогурт 1. Определение среды. (см.выше)
2. Обнаружение молочной кислоты.
В пробирку приливают 2-3 капли фенола и каплю раствора хлорида железа (III) . К образовавшемуся раствору фенолята железа(III) добавляют фильтрат продукта до изменения окраски раствора.
Рыба 1. Обнаружение каталазы (фермента).
В две пробирки наливают по 5 капель пероксида водорода. В 1-ю добавляют кусочек сырого мяса, во 2-ю кусочек варёного. Отмечают в какой пробирке идёт каталитическое разложение пероксида водорода.

Таких таблиц можно составить более пяти, т.е. на каждую группу учащихся.

После выполнения работы ученики рассказывают о своих наблюдениях всему классу, а затем делают общий вывод о проделанных опытах и заполняют таблицу.

Оценки выставляются в конце урока, возможно получение дополнительной оценки за самостоятельные и грамотные выводы.

Данную работу можно проводить по отдельным темам для 10 класса это темы: «Углеводы», «Жиры» и обобщение, для 11 класса это «Белки», «Красители», «Витамины», «Минеральный комплекс продуктов питания» и обобщение. Такие таблицы можно уменьшить по составу, а можно увеличить, всё зависит от того, что необходимо исследовать и какие выводы сделать.

Такой практикум более полезен при изучении органической химии, чем обычные опыты с чистыми веществами. Данная работа помогает приблизить химию к настоящей жизни, ребята более полно воспринимают материал, понимая, зачем это изучается.

После практической работы каждая группа делится своими результатами с классом и записывается общий вывод по результатам проделанных исследований.

Библиография:

1. Аганин В.П. Мёд и его исследование.– Саратовский университет, 1985.
2. Метод биохимического исследования растений.– Л.: Агропромиздат, 1987.
3. Агрономов А.Е., Шабаров Ю.С. Лабораторные работы в органическом практикуме. – М., Химия, 1974.
4. Васильева Н.В., Куплетская Н.Б., Смолина Т.А. Практические работы по органической химии. – М., Просвещение, 1978.
5. Зонис С.А., Мазуров С.М. Лабораторно-екционные опыты по органической химии. – М.; Высшая школа, 1961.
6. Некрасов В.В. Руководство к малому практикуму по органической химии. – М.; Химия, 1975.
7. Андреева М.П. Проектные уроки как форма интеграции знаний.– Химия в школе. – 2002. – № 7 – С. 51-56.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.– СПб.; Питер, 2001.
9. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. – М. ; Химия, 1995.
10. Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных мероприятиях. СШ №23,Симферополь, Химия в школе, № 10, 2005, С. – 54-59.