Современные проблемы науки и образования. Система взаимодействия Интерактивное взаимодействие

Реализовано в версии 8.3.10.2168.

Мы реализовали новый механизм, который назвали Система взаимодействия . Это платформенный механизм, передающий информацию между клиентскими приложениями и серверами 1С:Предприятия.

Система взаимодействия предназначена для автоматизации бизнес-процессов, или для помощи в осуществлении бизнес-процессов предприятия.

Взаимодействия могут быть как интерактивные, так и программные. Например, интерактивным взаимодействием может являться передача информации между пользователями при помощи сообщений, сгруппированных в обсуждения.

Система взаимодействия реализована в статусе бета-версии. Её функциональность, описанная далее, не является окончательной, а будет расширяться и совершенствоваться.

Зачем нужна система взаимодействия?

Система взаимодействия предоставляет несколько разных (по своему прикладному смыслу) видов интерактивного взаимодействия. Во-первых, вы можете создавать тематические обсуждения, посвященные какому-либо вопросу: мероприятиям, связанным с открытием нового магазина, вариантам проведения новогоднего праздника или грядущему совещанию у директора.

Во-вторых, вы можете обсуждать вопросы ведения учёта, связанные с конкретными объектами данных: накладными, товарами, поставщиками и т.д. При этом вся переписка будет отображаться в форме этих данных.


И, в-третьих, при наличии микрофона, вы можете звонить другим пользователям. А если у вас и вашего собеседника подключены веб-камеры, вы сможете ещё и видеть друг друга.

В данном случае у администратора отсутствует веб-камера, поэтому при видеозвонке отображается его аватар.

Архитектура системы

Система взаимодействия реализована в клиент-серверной архитектуре. Она состоит из двух частей. Клиентская часть реализована в 1С:Предприятии. Серверная часть представляет собой отдельный программный продукт 1С:Предприятие - Сервер взаимодействия , который может быть развернут в Интернете, или в локальной сети организации.

Использовать систему взаимодействия могут пользователи информационных баз 1С:Предприятия. Для этого информационная база должна быть зарегистрирована в сервере взаимодействия . Авторизацию осуществляет сервер 1С:Предпрития. Всё остальное платформа выполняет автоматически.

На момент написания этой статьи сервер взаимодействия не поставляется в виде отдельного продукта. Но для того, чтобы вы могли пользоваться новым механизмом, в Интернете, на аппаратных мощностях фирмы «1С», мы развернули экземпляр этого сервера, носящий название 1С:Диалог . В данный момент это публичный сервер, которым могут пользоваться все желающие. Мы планируем поддерживать его и в дальнейшем, но условия использования могут быть изменены.

Связь между клиентскими приложениями и сервером взаимодействия осуществляется по протоколу WebSocket . Этот протокол может использовать как открытую, так и защищённую передачу данных, поэтому взаимодействие, как через Интернет, так и в локальной сети, является достаточно безопасным.

Как «включить» систему взаимодействия?

Чтобы в интерфейсе 1С:Предприятия появились элементы системы взаимодействия, нужно зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия . Это делается в режиме 1С:Предприятие с помощью стандартной функции Управление системой взаимодействия .

Тут вам нужно обратить внимание на то, что эта функция присутствует только в тех информационных базах, в которых созданы пользователи. Пока в информационной базе нет ни одного пользователя, эта стандартная функция будет недоступна.

В текущей реализации эта функция представляет собой простой диалог, с помощью которого вы можете отправить запрос на подключение к сервису 1С:Диалог , получить по почте код регистрации, и ввести его в качестве подтверждения.

Начиная с этого момента каждый пользователь, подключающийся к этой информационной базе, будет видеть элементы системы взаимодействия в своём интерфейсе. Соответственно, чтобы они появились в вашем интерфейсе, или в интерфейсе пользователей, которые уже работали в базе на момент регистрации, вам нужно перезапустить свои клиентские приложения.

Небольшое замечание хочется сделать по поводу адреса электронной почты. Система взаимодействия оперирует понятием абонент . Это физическое лицо или организация, от имени которого выполняется регистрация информационной базы в сервере взаимодействия. Схожее понятие используется и в технологии 1cFresh .

У одного абонента системы взаимодействия может быть зарегистрировано несколько информационных баз. Идентификатором абонента является его адрес электронной почты. При запросе регистрации, если в сервере ещё нет абонента с таким адресом, он создаётся автоматически.

Поэтому вам важно понимать, что адрес электронной почты, который вы указываете при регистрации (интерактивной, или программной), это не «какой-то любой адрес», который можно забыть. Это ключевой идентификатор, который может понадобиться вам для общения со службой поддержки, например.

В каком месте интерфейса находится система взаимодействия?

Интерфейсная часть системы взаимодействия реализована в интерфейсе Такси в тонком клиенте, веб-клиенте и в управляемом режиме работы толстого клиента. Для пользователей система взаимодействия обозначается словом Обсуждения . О том, что в информационной базе доступны обсуждения, вы можете узнать по нескольким признакам.

Во-первых, в центре оповещений появляется команда Обсуждения .

Во-вторых, в панели открытых появляется стандартная закладка Обсуждения .

В-третьих, в заголовке формы объекта, рядом с кнопкой закрытия, появляется команда Обсуждение .

Здесь вам нужно обратить внимание на то, что последняя команда появляется только в тех формах, которые не блокируют окно владельца или весь интерфейс. Как правило, это «содержательные» формы, в которых находится большое количество информации, они обладают собственным прикладным контекстом, в них «есть что обсудить».

В отличие от них формы, блокирующие окно владельца, используются в основном для отображения и редактирования второстепенных данных, не имеющих самостоятельного прикладного значения. Поэтому в таких формах механизм обсуждений не предусмотрен. Например, в форме склада.


Как видите, все инструменты для работы пользователя с сообщениями уже встроены в платформу и появляются автоматически. От вас, как от разработчиков, не требуется никаких действий для того, чтобы пользователи начали обмениваться сообщениями.

Единственное, что могут захотеть пользователи, это указать свои реквизиты в системе взаимодействия: номер телефона и адрес электронной почты. Для этого нужно кликнуть мышью на имени пользователя в заголовке главного окна.


Здесь же, кликнув мышью на стандартном аватаре, они могут заменить его своей фотографией. Но это необязательные действия. Обсуждения будут работать и без этого.

Типичные сценарии использования

Как мы уже рассказывали в самом начале статьи, есть несколько разных видов общения. Теперь мы остановимся на каждом из них подробнее.

Неконтекстное обсуждение

Любой пользователь информационной базы может создать несколько неконтекстных обсуждений . Каждое такое обсуждение является приватным. Это значит, что читать переписку и отправлять сообщения могут только участники данного обсуждения. Остальным пользователям информационной базы данное обсуждение недоступно.

Все неконтекстные обсуждения, в которых участвует пользователь, находятся в основной форме системы взаимодействия . Открыть эту форму можно либо кликнув на закладке Обсуждения в панели открытых, либо по команде Обсуждения из центра оповещений.

По команде +Новое создаётся новое обсуждение. Например, администратор может создать обсуждение, чтобы напомнить пользователям о грядущем совещании, и узнать их планы по участию в этом совещании.

Желательно (но не обязательно) указать тему обсуждения, и обязательно нужно выбрать участников. Подбор участников выполняется с помощью поиска, поэтому достаточно ввести фрагмент имени пользователя, а затем выбрать мышью подходящего. Когда все участники обсуждения указаны, нужно нажать кнопку Создать обсуждение .

Теперь можно вести переписку в этом обсуждении. Вы можете написать сообщение, и отправить его нажатием Enter . Также для отправки сообщения можно использовать кнопку Отправить в нижнем правом углу формы.

В результате каждый участник обсуждения получит оповещение . Оно, как и оповещения пользователя, будет отображено в правом нижнем углу экрана, а кроме этого оно попадёт в центр оповещений.

Если пользователь (в данном случае менеджер по продажам) находится за компьютером и готов принять участие в обсуждении, он может кликнуть по оповещению, и в основной форме системы взаимодействия написать своё сообщение.

В результате администратор, инициировавший это обсуждение, через некоторое время (по мере ответа пользователей) увидит такую переписку:

Аналогичным образом переписка будет выглядеть и у других участников этого обсуждения. Разница будет только в том, какие сообщения выделены цветом. Потому что цветом выделяются собственные сообщения пользователя.

Кликнув на имени пользователя у любого сообщения, можно увидеть реквизиты пользователя и его увеличенный аватар. Зелёная точка означает, что в данный момент пользователь подключён к информационной базе.

Контекстное обсуждение

Контекстные обсуждения, в отличие от рассмотренных выше, являются публичными. На них накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. То есть все пользователи информационной базы, которым система прав разрешает доступ к данному объекту данных, могут полноценно участвовать в его обсуждении.

Для каждого объекта данных предусмотрено единственное обсуждение. Поэтому ничего создавать не надо, достаточно просто открыть панель обсуждения в форме нужного объекта.

В ней можно написать сообщение, и отправить его клавишей Enter .

Это сообщение сможет прочитать любой пользователь, которому доступен товар Валенки . Но, во-первых, как «любой пользователь» узнает, что тут кто-то что-то написал? А во-вторых, менеджер по закупкам, очевидно, хочет обсудить валенки с конкретным пользователем, с продавцом. Поэтому, прежде чем отправить сообщение, он в поле Кому выбирает того пользователя, которого хочет оповестить о своём сообщении.

Дальше всё происходит так же, как и в предыдущем примере. Продавец получит оповещение. Если он рядом с компьютером, он отреагирует на него. Если же он в данный момент отсутствует, то оповещение исчезнет с экрана. Но, вернувшись к компьютеру, продавец увидит, что в центре оповещений есть новая информация.

По клику на оповещение платформа откроет ему форму того объекта, к которому относится данное оповещение.

Продавец нажмёт кнопку Ответить , напишет ответ, и отправит его. В результате менеджер по закупкам увидит такую переписку:


Отвечая в контекстном обсуждении в поле Кому можно подобрать нескольких пользователей, которых нужно оповестить о своём сообщении.

Как правило, обсуждение происходит в постоянном кругу участников. Поэтому, чтобы не подбирать каждый раз пользователей вручную, можно нажимать на кнопки Ответить и Ответить всем . В этом случае платформа будет автоматически подставлять в поле Кому пользователей из выбранного сообщения.

Как мы уже говорили, на контекстные обсуждения накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. Читать и писать могут все, кому системой прав разрешён доступ к этому объекту.

А раз так, то один из возможных сценариев работы заключается в том, что пользователь не принимает активного участия в обсуждении, но должен быть в курсе того, «что происходит с объектом». Как ему быть в этом случае? Постоянно открывать форму объекта и смотреть, не появилось ли там что-то новое и важное?

Специально для такого случая мы предусмотрели режим наблюдения . Этот режим включается кликом на колокольчик в заголовке обсуждения.

В режиме наблюдения пользователь автоматически будет получать оповещения о каждом новом сообщении в этом обсуждении. Даже в том случае, если он не указан среди тех, кого автор сообщения хотел оповестить.

Также нужно заметить, что отвечая в контекстном обсуждении, можно ничего не указывать в поле Кому . В этом случае сообщение появится в обсуждении, но никто из пользователей (кроме тех, кто наблюдает за этим обсуждением) не будет извещён об этом. Этот способ можно использовать в тех случаях, когда в прикладном решении уже существует собственная система оповещения, например, по электронной почте. Тогда пользователи, для реагирования на изменения, будут использовать привычную им бизнес-логику, а вот сам текст сообщений (который раньше каким-то образом хранился в информационной базе и отображался в форме) будет теперь храниться и показываться в форме средствами системы взаимодействия.

Видеозвонок

При наличии микрофонов, видеозвонки позволяют общаться голосом «один на один» с любым пользователем информационной базы. А при наличии веб-камер, собеседники могут ещё и видеть друг друга.

Видеозвонок можно выполнить, кликнув на имени пользователя в любом обсуждении и выбрав видеозвонок. В этом случае платформа сразу же начнёт установку соединения с выбранным пользователем.

Также видеозвонок можно выполнить из любого обсуждения, неконтекстного или контекстного. В этом случае нужно будет выбрать пользователя, которому адресован звонок.

В процессе установки соединения в окне видеозвонка отображается аватар пользователя. А в нижней части окна указывается ссылка на обсуждение. Она добавляется автоматически, каким бы образом звонок ни инициировался. В данном случае указана ссылка на обсуждение совещания у директора.

На стороне собеседника появляется входящий звонок. В нём, кроме вызывающего пользователя, также указана ссылка на обсуждение. Таким образом собеседник, если есть необходимость, (после ответа на звонок) может быстро открыть контекст разговора и познакомиться с ним.

После ответа на входящий звонок происходит общение голосом, при этом в окне звонка показывается изображение с веб-камеры собеседника. В примере ниже, как вы уже знаете, у администратора веб-камера не установлена, поэтому менеджер по закупкам видит только его аватар.

Если вызываемый собеседник отсутствует на рабочем месте и не может принять входящий звонок, то через некоторое время вызов будет автоматически прекращён, и у него появится оповещение о пропущенном звонке.

Если видеозвонок выполняется из обсуждения, то платформа автоматически предлагает выбрать собеседника из тех пользователей, которые в этом обсуждении участвуют. В данном случае это единственный пользователь, продавец. Но это не препятствует тому, чтобы в качестве собеседника вручную выбрать любого другого пользователя информационной базы, например, менеджера по продажам.

В заключение нужно сделать пояснение, касающееся бета-версии системы взаимодействия. В ней по-умолчанию функциональность видеозвонков автоматически не включается после регистрации информационной базы в сервере 1С:Диалог . Это связано с тем, что видеозвонки находятся в той стадии разработки, когда мы ещё не можем предоставлять их всем желающим без ограничений. Если вам необходима функциональность видеозвонков, мы можем включить её для вашей базы (баз) по индивидуальному запросу, но не безусловно, а исходя из имеющихся у нас возможностей и технических ограничений.

Область уведомлений

При работе тонкого клиента в Windows после установки соединения с сервером взаимодействия в области уведомлений Windows (system tray) отображается значок клиентского приложения. При получении нового уведомления картинка значка изменяется.

При двойном нажатии на значок активизируется главное окно клиентского приложения и, если есть уведомления, открывается центр уведомлений.

Неполадки

Поскольку сервер взаимодействия является внешним элементом архитектуры по отношению к информационной базе и клиентским приложениям, не исключена ситуация, когда он оказывается неработоспособным, или связь с ним нарушается. В этом случае элементы интерфейса, связанные с обсуждениями, никуда не исчезают, они остаются. А о том, что связь с сервером взаимодействия потеряна, сигнализирует красный треугольник на закладке Обсуждения в панели открытых.

Программная работа с системой взаимодействия

Во встроенном языке мы реализовали объектную модель для работы с системой взаимодействия. Она, в общем, проста и понятна. С помощью свойства глобального контекста СистемаВзаимодействия вы получаете МенеджерСистемыВзаимодействия , и дальше действуете в зависимости от того, что вам нужно.

Основным направлением использования этой объектной модели мы считаем тесную интеграцию системы взаимодействия с бизнес-процессами предприятия. Например, генерацию сообщений в зависимости от каких-то событий, которые происходят с данными в информационной базе.

Если говорить более подробно, то вы можете зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия, или отменить регистрацию. Можете создать обсуждение и сообщение. Можете получить существующие обсуждения по некоторому отбору. Можете получить оповещения, адресованные текущему пользователю и так далее. В этом нет ничего сложного.

Зато в объектной модели есть одна интересная особенность, о которой хочется рассказать подробнее. Теперь, помимо учётной записи пользователя в информационной базе, появляется ещё одна его учётная запись в системе взаимодействия.

Учётная запись в информационной базе представляется объектом встроенного языка ПользовательИнформационнойБазы . А учётная запись в системе взаимодействия представляется объектом встроенного языка ПользовательСистемыВзаимодействия . И тот и другой объекты указывают на одного и того же пользователя (человека). Более того, эти объекты всегда однозначно связаны друг с другом и, зная один из них, вы всегда можете получить другой.

Поэтому теперь, когда вам нужен какой-то пользователь из имеющихся, или текущий пользователь, вы получаете его в одном или другом механизме, в зависимости от своей задачи.

Например, учётную запись текущего пользователя (человека) в информационной базе вы можете получить так:

ТекущийПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.ТекущийПользователь();

А учётную запись того же самого пользователя (человека) в системе взаимодействия, так:

IDТекущегоПользователя = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); ТекущийПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDТекущегоПользователя);

Зная учётную запись пользователя (человека) в информационной базе, вы можете получить соответствующую ей учётную запись этого пользователя (человека) в системе взаимодействия:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователя(ТекущийПользовательИБ.УникальныйИдентификатор); ПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDПользователяСВ);

И наоборот:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); IDПользователяИБ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователяИнформационнойБазы(IDПользователяСВ); ПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.НайтиПоУникальномуИдентификатору(IDПользователяИБ);

Физически это выглядит следующим образом.

Когда пользователь (человек) аутентифицируется (вводит логин/пароль, или другими способами) в 1С:Предприятии, он сопоставляет себя с некоторой учётной записью, имеющейся в информационной базе. Дальше запускается сеанс. Если это первый запуск сеанса этого пользователя после того, как информационная база была зарегистрирована в сервере взаимодействия, то платформа автоматически создаёт для этого пользователя информационной базы учётную запись в сервере взаимодействия. Таким образом получается, что эти записи жёстко связаны друг с другом и указывают на одного и того же пользователя (человека).

Планы и обратная связь

Как мы уже говорили в начале, бета-версия системы взаимодействия содержит только часть функциональности, которую мы собираемся реализовывать. Наши планы заключаются в том, чтобы предоставить возможность удобной интеграции системы взаимодействия с бизнес-процессами автоматизируемого предприятия, реализовать на её основе новые подходы к автоматизации тех задач учёта, которые обычно сопровождаются взаимодействием пользователей между собой.

При этом, конечно, мы будем уделять внимание реализации функционала, удобного и привычного для пользователей других систем взаимодействия, мессенджеров и пр.

Также нас интересует использование системы взаимодействия в реальной среде, потому что существует множество нюансов, связанных с разными браузерами, прокси-серверами и так далее.

И, конечно же, после выпуска этого функционала мы будем готовы рассматривать и обсуждать ваши замечания и пожелания к этой системе.

Интерактивное взаимодействие школьников

в учебно-познавательной деятельности.

Проблема данной темы заключается в том, что необходимо повышать эффективность методов и интереса учащихся к обучению.

Педагог привык работать в существующей системе образования, и она кажется ему настолько понятной, что сделанные психологами и социологами в этой области открытия кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и привел в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень просто: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

Субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности)

Многосторонней коммуникации

Конструировании знаний учащимся

Использовании самооценки и обратной связи

Активности учащегося.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и интерактивное обучение, выбрав следующие параметры:

  • Цели
  • Позиция учащегося и педагога
  • Организация коммуникации в учебном процессе
  • Методы обучения.
  • Принципы интерактивного подхода

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся: как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога , а в процессе собственной активности . Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания . Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Технология интерактивного обучения.

В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов:

1.Мотивация . Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями используют сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда надо помнить, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому надо стараться от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.

2.Сообщение целей (целеполагание) . Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение, своё суждение, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.

3.Предоставление новой информации . Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: “Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?”

4.Интерактивные упражнения . В качестве интерактивных упражнений практикуют работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы в пассивную, а из пассивной – в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает "спрятаться" за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.

5.Новый продукт . Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта.

6.Рефлексия . Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

7.Оценивание. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. Можно использовать подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

8.Домашнее задание . После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в одной из групп.

Преимущества использования этой технологии . В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее "схватывает" материал, быстрее его запоминает, а слабый "отсиживается" на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях использование интерактивных форм и методов обучения является необходимостью. Данные методы позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) , причем обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

В основе интерактивного обучения лежит принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Преподавание может стать однообразным, скучным и малоэффективным занятием, если не использовать интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения интереса к учебной деятельности в целом.


Интерактивная функция общения направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и вытекающее отсюда воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.

Совместная деятельность всегда связана с решением конкретной профессиональной задачи (производственной, педагогической и пр.), стоящей перед участниками образовательного процесса, а также с наличием у ее участников общей цели. К основным принципам деловых взаимоотношений относятся:

  • – рациональность;
  • – сознательное управление ходом делового взаимодействия;
  • – сведение к минимуму элемента случайности;
  • – поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов. К ним относятся:

  • – единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между участниками взаимодействия;
  • – общность мотивов, побуждающая людей к совместной деятельности;
  • – вынужденность взаимосвязи участников;
  • – выработанный стандарт поведения (организационная культура);
  • – наличие единого пространства и времени выполнения совместных действий (регламент занятия, аудитория);
  • – разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками (обучающий и обучаемые);
  • – координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;
  • – знание каждым участником норм, правил, процедур межличностного и группового взаимодействия;
  • – необходимость передачи информации и обязательная обратная связь.

В литературе рассматриваются как наиболее распространенные следующие типы делового взаимодействия:

  • кооперация или сотрудничество, т.е. групповая интеграция – действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации того или иного процесса; при этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций; сотрудничество основано на стремлении к достижению результата, взаимной выгоде и общности целей;
  • конкуренция, или соперничество (от лат. concurrere – сталкиваться) – взаимодействие, характеризующееся противостоянием; здесь активность участников взаимодействия направлена на ослабление, вытеснение друг друга с целью борьбы за лидерство, за симпатии третьей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс; при этом один из партнеров или они оба не желают делить между собой объекты общих устремлений;
  • конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, заканчивающееся в большинстве случаев противоборством; серьезное разногласие между партнерами делового взаимодействия; острый спор, превращающийся в конфликт мнений.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект (педагог), объект действия или субъект, на которого направлено воздействие (обучаемые), средства или орудия воздействия, метод действия или способ использования средств воздействия, реакция участников, на которых воздействуют, или результат действия.

По степени формализации, как известно, различают формальные и неформальные группы. Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • 1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
  • 2) предметно-целевой характер содержания деятельности (обучение и развитие);
  • 3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также субординации и делового этикета (преподаватель – слушатель, педагог – ученик);
  • 4) заинтересованность всех участников делового взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений (продвижение и обучение);
  • 5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил, психологический контракт и т.п.);
  • 6) формальные ограничения:
    • – конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;
    • – ситуативные, т.е. взаимодействие в той форме обучения, регламенте и пространственной среде, которые предлагаются обстоятельствами;
    • – эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия стрессоустойчивости, высокой эмоциональной культуры и способности к самоконтролю;
    • – насильственные, т.е. в образовательной практике на учебных занятиях с использованием интенсивных технологий допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение).

Неформальные группы обычно характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение.

Как было отмечено в гл. 6, взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной учебной задачи называется интерактивным. Интерактивное взаимодействие – это интервенция (вмешательство) педагога в групповую ситуацию "здесь и теперь", которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной педагогической целью. При рассмотрении проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в качестве объекта взаимодействия мы будем рассматривать учебную группу, которую можно отнести к малой (при использовании интенсивных технологий). Как правило, вся учебная группа делится на несколько малых групп, оптимальное число каждой из которых – пять-семь человек, что отражает уровень межличностного и социального (группового) интерактивного общения.

Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интерактивная группа по успешности своей работы во многих отношениях превосходит любую аналогичную по составу, но построенную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а успешность совместной деятельности участников образовательного процесса определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий.

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе отражены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе

Преимущества работы в группе

Недостатки работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах.

Возможность объединения в группе специфических навыков и знаний ее членов.

Группа – средство снижения профессиональной автономии.

Повышается гибкость, оперативность, качество принимаемых решений.

Группа способствует индивидуальному развитию.

Коллективная работа создает синергический эффект

Большие потери времени из-за необходимости выслушивать каждого.

Стремление к частным (групповым) целям.

Чрезмерные затраты.

Групповое единомыслие, мешающее развитию.

Поляризация мнений.

Доминирование одного из членов группы.

Разделение ответственности.

Эскалация участия

Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема в интерактивном обучении носит творческий характер и имеется несколько вариантов ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и получаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:

  • – большим объемом и разнообразием учитываемой информации;
  • – большим творческим потенциалом (в процессе принятия решений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);
  • – большим риском, "осторожной смелостью" в принятии решений;
  • – применением более эффективной "фокусирующей" тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;
  • – активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.

В связи со сказанным, следует отметить, что А. В. Петровский и М. А. Туревский изучали эффективность групповой работы, проводя эксперименты с учебной группой, и обнаружили, что десятерых легче обучить, чем двоих, что в совместной работе рождается "групповой эффект", чрезвычайная прибавка к возможностям каждого. Все это приобретает черты подлинной коллективности и способствует не только развитию компетентностей, но и воспитанию участников группового взаимодействия.

«Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды СП «Прометей»

Необходимость внедрения в практику организации учебной и воспитательной деятельности интерактивных форм взаимодействия обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к современному дополнительному образованию, которое рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве и этому могут способствовать активные формы и методы организации учебной и воспитательной деятельности.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие».

Термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются: Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; осуществляется право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее; возможность существования любой точки зрения.

Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя; сотрудничество педагога и обучающегося; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучение; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой).

Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета.

Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и обучающийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность обучающегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.

Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха - позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствие в педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.

Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическом процессе.

Все названные признаки интерактивного взаимодействия дополняют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу образовательного процесса.

Классификация интерактивных методов обучения

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

Методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;

Методы обмена деятельностями;

Методы мыследеятельности;

Методы смыслотворчества;

Методы рефлексивной деятельности;

Интегративные методы (интерактивные игры).

Более подробно характеристику каждой группе методов дадут педагоги дополнительного образования в своих выступлениях, которые прозвучат позже.

Педагоги нашего учреждения учебно-воспитательный процесс стараются выстраивать максимально с применением интерактивных методов взаимодействия, для каждого этапа занятия используют разные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Практически на любом занятии педагоги дополнительного образования развивают навыки межличностного общения.

Интерактивные формы и методы взаимодействия показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Применение интерактивных средств взаимодействия оказывает значительное влияние на организацию деятельности воспитанников, позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого ребенка. Занятия с использованием интерактивных методов взаимодействия интересны не только для обучающихся, но и для педагогов. Это, в первую очередь, эмоциональный настрой на работу и, конечно же, установление контакта между воспитанником и педагогом.

Для эффективного построения и проведения занятий по дополнительным общеобразовательным программам в рамках интерактивного взаимодействия необходимо правильно осознавать критерии результативности.

    Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.

    Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).

    Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.

    Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.

    Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.

    Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.

    Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.

    Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.

    Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.

    Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».

В работе с педагогическим коллективом также применяем интерактивные методы взаимодействия. Главная задача методиста в работе по данному направлению деятельности - объединить педагогов-единомышленников, возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самосовершенствованию – как личности.

Творчески ориентированная совместная деятельность педагогов ― достаточно эффективный способ интерактивного взаимодействия педагогического коллектива. Применяя в своей работе данный механизм формирования психологического климата педагогического коллектива, мы включаем разные виды коллективной деятельности, которые используются во время педагогических советов, методических объединений, семинаров-практикумов.

В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющими их вовлечь в образовательный и воспитательный процесс.

Один из самых эффективных способов в работе нашего учреждения – это организация КВН, в котором используем множество разных методик интерактивного взаимодействия. Его мы организовываем совместно с родителями воспитанников, превращая традиционное родительское собрание в совместную творческую деятельность педагогов и родителей. Здесь мы объединяем решение двух задач – это организация работы с родителями и творческая деятельность педагогов. Во-время предварительной подготовки, педагогический коллектив делится на три команды по жребию и, каждая команда дополняется тем же количеством родителей. В ходе подготовки выступления на КВН, команды заняты творческим поиском, включены в активную деятельность, они сближаются и сплачиваются. Непосредственно конкурсы и задания проводятся в интерактивной форме. Проведение КВНа требует значительных затрат времени, поэтому мы его проводим один раз в год.

Результат деятельности по данному направлению - многолетняя слаженная работа коллектива, творческое созидание и благоприятный психологический климат.

Также для привлечения родителей к совместному активному творчеству с детьми педагоги проводят мастер-классы, позволяющие обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения.

Для создания ситуации приятного совместного досуга мы проводим совместные праздники с мамами, с папами, бабушками и дедушками.

В результате формируются положительные взаимоотношения родителей с детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Проведение тематических акций, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным областям знаний.

В сети интернет педагогами учреждения была создана страница СП «Прометей», а также страницы многих детских объединений по отдельности, где педагоги выкладывают фото и видео с участием наших воспитанников, предлагаем мастер-классы на разные темы, конкурсы. Преимущество этого вида деятельности – родители могут следить за жизнью детей в детском объединении, могут получать информацию в форме педагогических советов.

Показателями результативности такой работы с родителями стали: увеличение количества заинтересованных родителей в жизни детей, кроме школьной, увеличилось количество родителей, которые хотели бы принимать участие в деятельности нашего учреждения.

Таким образом, очевидно, что интерактивное взаимодействие способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, способствуя увеличению качества образовательного процесса.

Интерактивность

В данном смысле, возможность позвонить или отправить SMS в какую-либо телевизионную программу во время эфира еще не есть интерактивность. Хотя, если вся информация, полученная от телезрителей или пользователей, будет определенным образом обрабатываться, освещаться в эфире в текущем времени (или с небольшой задержкой), и на ее основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной (в общем - квазиинтерактивной ).

В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете:

  • получение информации;
  • общение с другими людьми.

Взаимодействие может осуществляться с:

  • ресурсом Интернета;
  • другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб Интернета (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).

В системах программирования

В традиционных системах программирования интерактивность принципиально ограничена этапом трансляции , который отделяет внесение изменений от их тестирования.

В интерактивных системах отдельного этапа трансляции нет; приложение состоит из одних и тех же объектов и во время разработки, и во время исполнения. Мало того, отсутствие разбиения на инструментальную и исполнительную среды позволяет использовать одни и те же средства и во время разработки, и во время исполнения, поэтому можно изменять работающее приложение и немедленно видеть результат этого изменения.

Интерактивная анимация реализуется только с помощью программирования.

Уровень интерактивности - комплексное понятие, включающее в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в модель, количество вариантов сборки модели, и т. д.

По уровню интерактивности можно привести несколько примеров анимации.

Простейший пример: проигрывание анимации по нажатию на «горячую» зону - принцип, часто используемый в детских образовательных играх и учебниках.

Физическая модель объекта - наиболее сложный вид анимации, при котором система позволяет пользователю изменять те или иные параметры. При этом меняется поведение системы.

Само понятие интерактивной анимации используется очень часто для обозначения совершенно различных вещей.

Рассмотрим обычную компьютерную анимацию . Трехмерная анимация сейчас является пригодным инструментом для предоставления различной информации. На протяжении последних 20 лет создано множество различных инструментов для создания анимации. Большинство из них придерживается следующих правил:

  • Аниматор определяет позиции объектов в виртуальном мире в конкретные промежутки времени.
  • Соответствующее ПО рассчитывает промежуточные положения.

В рекламе

Файл:Интерактивная панель.jpg

Интерактивность сейчас широко используется в рекламной деятельности В США разработана реклама с возможностью интерактивного взаимодействия - технология Just Touch, на основе Touch screen -а - специальный сенсорный пульт имеет возможность реагировать на движение рук и прикосновение к экрану при выборе нужного товара (у вас сохраняется возможность найти конкретные модели или бренды, но при этом вы можете просмотреть и все похожие товары).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интерактивность" в других словарях:

    - (interactivity англ.) Неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом, получивший развитие в 80 90 гг. XX в. под воздействием виртуальной реальности в искусстве, сетевых способов передачи художественной информации (Интернет). И.… … Энциклопедия культурологии

    интерактивность - 1. Возможность двустороннего или многостороннего влияния друг на друга в реальном времени вне зависимости, где территориально находятся участники. 2. В Web дизайне по интерактивными страницами понимаются такие, в которых реализован интерфейс с… … Справочник технического переводчика

    Интерактивность - нравственно этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, как умение найти себе место в совместной деятельности, как склонность к установлению благоприятных отношений с членами группы. Интерактивность – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - (от англ. interaction взаимодействие) одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. И. как социальное взаимодействие… … Социология: Энциклопедия

    Интерактивность понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. В… … Википедия

    Разработчик … Википедия

    Crysis Разработчик Издатели Electronic Arts Steam) Локализатор Софт Клаб Дизайнеры … Википедия