Газы примеры окружающий мир 3. Газы и газообразные вещества. Презентации к уроку

Газ (газообразное состояние) Газ – это агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью.

Особенности газов Легко сжимаются. Не имеют собственной формы и объема Любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях.

Число Авогадро Значение NA = 6, 022…× 1023 называется числом Авогадро. Это универсальная постоянная для мельчайших частиц любого вещества.

Следствие из закона Авогадро 1 моль любого газа при н. у. (760 мм рт. ст. и 00 С) занимает объем 22, 4 л. Vm = 22. 4 л/моль – молярный объем газов

Важнейшие природные смеси газов Состав воздуха: φ(N 2) = 78%; φ(O 2) = 21%; φ(CO 2) = 0. 03 Природный газ – это смесь углеводородов.

Получение водорода. В промышленности: Крекинг и риформинг углеводородов в процессе переработки нефти: C 2 H 6 (t = 10000 С) → 2 C + 3 H 2 Из природного газа. CH 4 + O 2 + 2 H 2 O → 2 CO 2 +6 H 2 O

Водород H 2 В лаборатории: Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и разбавленную серную кислоту: Zn + 2 HCl → Zn. Cl 2 + H 2 Взаимодействие кальция с водой: Ca + 2 H 2 O → Ca(OH)2 + H 2 Гидролиз гидридов: Ca. H 2 + 2 H 2 O → Ca(OH)2 +2 H 2 Действие щелочей на цинк или алюминий: Zn + 2 Na. OH + 2 H 2 O Na 2 + H 2

Свойства водорода Самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14, 5 раз. Водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в семь раз выше теплопроводности воздуха. Молекула водорода двухатомна - Н 2. При нормальных условиях - это газ без цвета, запаха и вкуса.

Кислород В промышленности: Из воздуха. Основным промышленным способом получения кислорода, является криогенная ректификация. В лаборатории: Из перманганата калия (марганцовки): 2 KMn. O 4 = K 2 Mn. O 4 + Mn. O 2 + О 2 ; 2 H 2 O 2 = 2 Н 2 О + О 2.

Свойства кислорода При нормальных условиях кислород - это газ без цвета, вкуса и запаха. 1 л его имеет массу 1, 429 г. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде и спирте Хорошо растворяется в расплавленном серебре. Является парамагнетиком.

Оксид углерода (IV) В лаборатории: Из мела, известняка или мрамора: Na 2 CO 3 + 2 HCl = 2 Na. Cl + CO 2 +H 2 O Сa. CO 3 + HCl = Ca. Cl 2 + CO 2 + H 2 O В природе: Фотосинтез в растениях: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O

Оксид углерода (IV) Оксид углерода (IV) (углекислый газ) – это бесцветный газ, без запаха, со слегка кисловатым вкусом. Тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда» . При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации -78 °С.

Аммиак (н. у.) – это бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта). Аммиак почти вдвое легче воздуха, растворимость NH 3 в воде чрезвычайно велика. В лаборатории аммиак получают: Взаимодействием щелочей с солями аммония: NH 4 Cl + Na. OH = Na. Cl + H 2 O + NH 3 В промышленности: Взаимодействие водорода и азота: 3 H + N = 2 NH

Этилен В лаборатории: Дегидратация этилового спирта В промышленности: Крекинг нефтепродуктов: C 4 H 10 → C 2 H 6 + C 2 H 4 этан этен

Этилен - бесцветный газ, обладающий слабым сладковатым запахом и относительно высокой плотностью. Этилен горит светящимся пламенем; с воздухом и кислородом образует взрывоопасную смесь. В воде этилен практически нерастворим.

Получение, собирание и распознавание газов Название газа (формула) Водород (H 2) Кислород (O 2) Углекислый газ (CO 2) Аммиак (NH 3) Этилен (С 2 H 4) Физические Лабораторный Способ свойства способ собирания получения Способ Значение распознаван газообразног ия о вещества

Задачи Задача № 1. 13, 5 грамм цинка (Zn) взаимодействуют с соляной кислотой (HCl). Объемная доля выхода водорода (H 2) составляет 85 %. Вычислить объем водорода, который выделился? Задача № 2. Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.

Задача № 1 1) Запишем уравнение реакции взаимодействия цинка (Zn) с соляной кислотой (HCl): Zn + 2 HCl = Zn. Cl 2 + H 2 2) n (Zn) = 13, 5 / 65 = 0, 2 (моль). 3) 1 моль Zn вытесняет 1 моль водорода (H 2), а 0, 2 моль Zn вытесняет х моль водорода (H 2). Получаем: V теор. (H 2) = 0, 2 ∙ 22, 4 = 4, 48 (л). 4) Вычислим объем водорода практический по формуле: V практ. (H 2) = 85 ⋅ 4, 48 / 100 = 3, 81 (л).

Задача № 2 Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.

Политова Светлана Викторовна, учитель химии ГБОУ СОШ № 1352 с углубленным изучением английского языка г. Москвы.

Конспект урока.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Учитель: Политова Светлана Викторовна.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока:

Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

    Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

    Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.

    Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.

    Проверить знания учащихся по пройденной теме.

    Развивать память, мышление.

    Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

    Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

    Формировать дружеские отношения в коллективе.

    Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация.

1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

    Организационный момент

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).

    Обращение с товарищами – «вежливость»;

    Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;

    Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

    Изучение нового материала

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» - совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:

капля воды

сахарница

(контейнер для хранения)

волна (вода)

Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело - организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело - часть организма…

Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами » (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

Все, что сделано руками человека

Все, что нас окружает

Все, что нас окружает и существует независимо от человека

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.

Правильный ответ:

Искусственные

Естественные

карандаш

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь.



Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Цветы

Птица

Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.

Кровать

Шляпа

Сумка

Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.

Будильник

Машина

Учитель.Вспомним то, о чем мы говорили вначале.Мы затруднялисьточно определить, являются лиметалл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:

химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),

ложечка для размешивания,

салфетка,

кусочек сахара.

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» - кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

    Все, что нас окружает, называется….телами

    Тела бывают естественные и искусственные .

    Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком «+ » в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Природный газ

Алюминий

Углекислый газ

Проверка выполнения работы (слайд 30). (По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли).

Физминутка.

При организации обучения в начальной школе необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья. На уроке можно использовать физкультминутки, таким образом, удастся избежать длительного, непрерывного сидения за партой.

На данном уроке можно использовать две физминутки по выбору учителя (для этого, как только дети устали, необходимо перейти на слайд № 2 – выбрать одну из физминуток, по гиперссылке перейти на нужный слайд презентации). Первая физминутка (слайд 34, вторая – слайд № 35).

Слайд № 34. Физминутка.

Листики

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Слайд № 35. Физминутка.

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)

Итог урока

1) Подведение итогов

Вы дружно работали.

Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: «Что называется тела, что характеризует тело, приведи пример». Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают тела по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему.

Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны.

Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества - из частиц).

Домашнее задание.

Учитель сообщает детям домашнее задание:

    решить небольшой тест (вариант по выбору),

    просмотреть презентацию «Интересные факты о воде» (смотри приложение). В презентации можно познакомиться с шести известными фактами о воде. Подумайте, ребята, а почему именно с этим веществом нужно познакомиться поближе? Ответ: самое распространенное вещество на Земле. А какое еще вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание виртуальных экскурсий).

    изучить электронный учебник (смотри приложение).

Примечание: учитель может использовать дополнительно слайды 3 32, 33, 36.

Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия (интерактивный тест).

Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и неживой природы (интерактивный тест).

Литература:

    Грибов П.Д. как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель, 2004.-64 с.

    Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.-336с. - (В помощь школьному учителю).

    Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 264 с.: ил.

    Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 22 с.

Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.

Тела

С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает, дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;
  • живые ;
  • неживые .

Рис. 1. Многообразие тел

Тело характеризуется:

  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Вещества

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.

Рис. 3. Частицы в разных телах

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 535.

Полимеры бывают естественного (растительные и животные ткани) и искусственного (пластмассы, целлюлоза, стекловолокно и др.) происхождения.

Так же, как и в случае обычных молекул, система макромоле­кул. образующих полимер, стремится к наиболее вероятному состоянию - устойчивому равновесию, соответствующему ми­нимуму свободной энергии. Следовательно, в принципе поли­меры также должны иметь структуру в виде кристаллической решетки. Однако ввиду громоздкости и сложности макромолекул лишь в немногих случаях удалось получить совершенные макро- молекулярные кристаллы. В большинстве случаев полимеры сос­тоят из кристаллических и аморфных областей.

Жидкое состояние характерно тем, что потенциальная энергия притяжения молекул несколько превосходит по абсолютному значению их кинетическую энергию. Силы притяжения между молекулами в жидкости обеспечивает удержание молекул в объе­ме жидкости. Вместе с тем молекулы в жидкости не связаны меж­ду собой стационарными устойчивыми связями, как в кристаллах. Они плотно заполняют занимаемое жидкостью пространство, поэтому жидкости практически несжимаемы и обладают достаточно высокой плотностью. Группы молекул могут изменять свое взаимное положение, что обеспечивает текучесть жидкостей. Свойство жидкости сопротивляться течению называется вяз­костью. Жидкостям свойственна диффузия и броуновское движе­ние, однако в значительно меньшей степени, чем газам.

Объем, занимаемый жидкостью, ограничен поверхностью. Так как при заданном объеме минимальной поверхностью обладает шар, то жидкость в свободном состоянии (например, в невесо­мости) принимает форму шара.

Жидкости обладают некоторой структурой, которая, однако, выражена гораздо слабее, чем у твердых тел. Важнейшим свой­ством жидкостей является изотропия свойств. Простая идеальная модель жидкости пока не создана.

Существует промежуточное состояние между жидкостями и кристаллами, которое называется жидкокристаллическим. Особен­ностью жидких кристаллов с молекулярной точки зрения является вытянутая, веретенообразная форма их молекул, что приводит к анизотропии их свойств.

Выделяют два типа жидких кристаллов - нематики и смекти­ки. Смектики характерны наличием параллельных слоев молекул, отличающихся друг от друга упорядоченностью структуры. У нематиков упорядоченность обеспечивается ориентацией моле­кул. Анизотропия свойств жидких кристаллов обусловливает их важные оптические свойства. Жидкие кристаллы могут, напри­мер, быть прозрачными в одном направлении и непрозрачными в другом. Важно, что ориентацией молекул жидких кристаллов и их слоев легко можно управлять с помощью внешних воздействий (например, температуры, электрических и магнитных полей).

Газообразное состояние вещества возникает в том случае, когда


кинетическая энергия теплового движения молекул превосходит потенциальную энергию их связи. Молекулы при этом стремятся удалиться друг от друга. Газ не имеет структуры, занимает весь предоставленный ему объем, легко сжимаем; в газах легко проис­ходит диффузия.

Свойства веществ, находящихся в газообразном состоянии, объясняет кинетическая газовая теория. Основные ее постулаты состоят в следующем:

Все газы состоят из молекул;

Размеры молекул пренебрежимо малы по сравнению с рас­стояниями между ними;

Молекулы постоянно находятся в состоянии хаотического (броуновского) движения;

Между столкновениями молекулы сохраняют постоянную скорость движения; траектории между столкновениями - отрезки прямых линий;

Столкновение между молекулами и молекул со стенками сосуда являются идеально упругими, т.е. полная кинетическая энергия соударяющихся молекул остается неизменной.

Рассмотрим упрощенную модель газа, подчиняющегося приве­денным постулатам. Такой газ называется идеальным газом. Пусть идеальный газ в количестве N одинаковых молекул, каждая из которых имеет массу m , находится в сосуде кубической формы с длиной ребра l (рис. 5.14). Молекулы движутся хаотически; средняя скорость их движения <v >. Для упрощения разобьем все молекулы на три равные группы и предположим, что они движут­ся только в направлениях, перпендикулярных двум противопо­ложным стенкам сосуда (рис. 5.15).


Рис. 5.14.

Каждая из молекул газа, движущаяся со скоростью <v > при абсолютно упругом соударении со стенкой сосуда, изменит нап­равление движения на обратное, не изменив скорость. Импульс молекулы <р > = m <v > становится равным при этом - m <v >. Изменение импульса в каждом столкновении, очевидно, равно . Сила, действующая во время этого столкновения, равна F = -2m <v >/Δt . Полное изменение импульса при столкновении со стенками всех N /3молекул равно . Определим интервал времени Δt , в течение которого произойдут все N/3 столкновения: Д t = 2//< v >. Тогда среднее значение силы, действующей на любую стенку,

Давление р газа на стенку определим как отношение силы <F > к площади стенки l 2:

где V = l 3 – объем сосуда.

Таким образом, давление газа обратно пропорционально его объему (напомним, что эмпирически этот закон установили Бойль и Мариотт).

Перепишем выражение (5.4) в виде

Здесь - средняя кинетическая энергия молекул газа. она пропорциональна абсолютной температуре Т :

где k – постоянная Больцмана.

Подставив (5.6) в (5.5), получим

Удобно перейти от числа молекул N к числу молей n газа, напомним, что (N А – число Авогадро), и тогда

где R = kN A - - универсальная газовая постоянная.

Выражение (5.8) есть уравнение состояния классического идеального газа для п молей. Данное уравнение, записанное для произвольной массы m газа


где М - молярная масса газа, называется уравнением Клапей­рона-Менделеева (см. (5.3)).

Реальные газы подчиняются этому уравнению в ограниченных пределах. Дело в том, что уравнения (5.8) и (5.9) не учитывают межмолекулярное взаимодействие в реальных газах - силы Ван- дер-Ваальса.

Фазовые переходы . Вещество, в зависимости от условий, в ко­торых оно находится, может изменять агрегатное состояние, или, как говорят, переходить из одной фазы в другую. Такой переход называется фазовым переходом.

Как указывалось выше, важнейшим фактором, определяющим состояние вещества, является его температура Т , характеризу­ющая среднюю кинетическую энергию теплового движения моле­кул и давление р . Поэтому, состояния вещества и фазовые пере­ходы анализируют по диаграмме состояний, где по осям отклады­ваются значения Т и р , а каждая точка на координатной плоскос­ти определяет соответствующее этим параметрам состояние дан­ного вещества. Проанали­зируем типичную диаграм­му (рис. 5.16). Кривые ОА , АВ, АК разделяют состоя­ния вещества. При доста­точно низких температурах практически все вещества находятся в твердом кристаллическом состоянии.


На диаграмме выделены две характерные точки: А и К . Точка А называется тройной точкой; при соот­ветствующих температуре (Т т) и давлении (Р т) в ней находится в равновесии одновременно газ, жидкость и твердое тело.

Точка К обозначает критическое состояние. В этой точке (при Т кр и Р кр) исчезает разница между жидкостью и газом, т.е. пос­ледние имеют одинаковые физические свойства.

Кривая ОА является кривой сублимации (возгонки); при соответствующих давлении и температуре осуществляется переход газ - твердое тело (твердое тело - газ), минуя жидкое состояние.

При давлении Р т < Р < Р кр переход из газообразного в твердое состояние (и наоборот) может осуществляться только через жид­кую фазу.

Кривая АК соответствует испарению (конденсации). При соответствующих давлении и температуре осуществляется переход «жидкость – газ» (и обратно).

Кривая АВ является кривой перехода «жидкость - твердое тело» (плавления и кристаллизации). Данная кривая не имеет конца, так как всегда жидкое состояние отличается от крис­таллического по структуре.

Приведем для иллюстрации форму поверхностей состояний вещества в переменных р, V, Т (рис. 5.17), где V - объем вещества


Буквами Г, Ж, Т обозначены участки поверхностей, точки которых, соответствуют газообразному, жидкому или твердому состояниям, а участки поверхностей Т-Г, Ж-Т, Т-Ж - двухфаз­ным состояниям. Очевидно, если спроецировать линии раздела между фазами на координатную плоскость РТ, получим фазовую диаграмму (см. рис. 5.16).

Квантовая жидкость - гелий . При обычных температурах в макроскопических телах из-за выраженного хаотического тепло­вого движения квантовые эффекты неощутимы. Однако с умень­шением температуры эти эффекты могут выходить на первый план и проявляются макроскопически. Так, например, кристаллы характерны наличием тепловых колебаний ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки. С уменьшением температуры амплитуда колебаний уменьшается, однако даже при приближе­нии к абсолютному нулю колебания, вопреки классическим представлениям, не прекращаются.

Объяснение этого эффекта следует из соотношения неопреде­ленностей. Уменьшение амплитуды колебаний означает умень­шение области локализации частицы, т. е. неопределенности ее координат. В соответствии с соотношением неопределенностей это приводит к увеличению неопределенности импульса. Таким образом, «остановка» частицы запрещена законами квантовой механики.

Этот сугубо квантовый эффект проявляется в существовании вещества, остающегося в жидком состоянии даже при температу­рах, близких к абсолютному нулю. Такой «квантовой» жидкостью является гелий. Энергии нулевых колебаний оказывается доста­точно, чтобы разрушить кристаллическую решетку. Однако при давлении порядка 2,5 МПа жидкий гелий все-таки кристал­лизуется.

Плазма. Сообщение атомам (молекулам) газа извне значитель­ной энергии приводит к ионизации, т. е. распаду атомов на ионы и на свободные электроны. Такое состояние вещества называется плазмой.

Ионизация возникает, например, при сильном нагреве газа, что приводит к значительному увеличению кинетической энергии атомов, при электрическом разряде в газе (ударная ионизация заряженными частицами), при воздействии на газ электромагнит­ного излучения (автоионизация). Плазма, получаемая при сверх­высоких температурах, называется высокотемпературной.

Поскольку ионы и электроны в плазме несут некомпенсированные электрические заряды, их взаимное влияние существенно. Между заряженными частицами плазмы существует не парное (как в газе), а коллективное взаимодействие. Благодаря этому плазма ведет себя как своеобразная упругая среда, в которой легко возбуждаются и распространяются различные колебания и волны

Плазма активно взаимодействует с электрическими и магнит­ными полями. Плазма - наиболее распространенное состояние вещества во Вселенной. Звезды состоят из высокотемпературной плазмы, холодные туманности - из низкотемпературной. Слабо ионизированная низкотемпературная плазма имеется в ионосфере Земли.

Литература к главе 5

1. Ахиезер А. И., Рекало Я. П. Элементарные частицы. - М.: Наука, 1986.

2. Азшлов А. Мир углерода. - М.: Химия, 1978.

3. Бронштейн М. П. Атомы и электроны. - М.: Наука, 1980.

4. Бениловский В. Д. Эти удивительные жидкие кристаллы. - М: Просвещение, 1987.

5. Власов Н. А. Антивещество. - М.: Атомиздат, 1966.

6. Кристи Р., Питти А. Строение вещества: введение в совре­менную физику. - М.: Наука, 1969.

7. Крейчи В. Мир глазами современной физики. - М.: Мкр, 1984.

8. Намбу Е. Кварки. - М.: Мир, 1984.

9. Окунь Л. Б. α, β, γ, …,: элементарное введение в физику элементарных частиц. - М.: Наука, 1985.

10. Петров Ю. И. Физика малых частиц. - М.: Наука, 1982.

11. И, Пурмалъ А. П. и др. Как превращаются вещества. - М.: Наука, 1984.

12. Розенталь И. М. Элементарные частицы и структура все­ленной. - М.: Наука, 1984.

13. Смородинский Я. А. Элементарные частицы. - М.: Знание, 1968.

На сегодняшний день известно о существовании более чем 3 миллионов различных веществ. И цифра эта с каждым годом растет, так как химиками-синтетиками и другими учеными постоянно производятся опыты по получению новых соединений, обладающих какими-либо полезными свойствами.

Часть веществ - это природные обитатели, формирующиеся естественным путем. Другая половина - искусственные и синтетические. Однако и в первом и во втором случае значительную часть составляют газообразные вещества, примеры и характеристики которых мы и рассмотрим в данной статье.

Агрегатные состояния веществ

С XVII века принято было считать, что все известные соединения способны существовать в трех агрегатных состояниях: твердые, жидкие, газообразные вещества. Однако тщательные исследования последних десятилетий в области астрономии, физики, химии, космической биологии и прочих наук доказали, что есть еще одна форма. Это плазма.

Что она собой представляет? Это частично или полностью И оказывается, таких веществ во Вселенной подавляющее большинство. Так, именно в состоянии плазмы находятся:

  • межзвездное вещество;
  • космическая материя;
  • высшие слои атмосферы;
  • туманности;
  • состав многих планет;
  • звезды.

Поэтому сегодня говорят, что существуют твердые, жидкие, газообразные вещества и плазма. Кстати, каждый газ можно искусственно перевести в такое состояние, если подвергнуть его ионизации, то есть заставить превратиться в ионы.

Газообразные вещества: примеры

Примеров рассматриваемых веществ можно привести массу. Ведь газы известны еще с XVII века, когда ван Гельмонт, естествоиспытатель, впервые получил углекислый газ и стал исследовать его свойства. Кстати, название этой группе соединений также дал он, так как, по его мнению, газы - это нечто неупорядоченное, хаотичное, связанное с духами и чем-то невидимым, но ощутимым. Такое имя прижилось и в России.

Можно классифицировать все газообразные вещества, примеры тогда привести будет легче. Ведь охватить все многообразие сложно.

По составу различают:

  • простые,
  • сложные молекулы.

К первой группе относятся те, что состоят из одинаковых атомов в любом их количестве. Пример: кислород - О 2 , озон - О 3 , водород - Н 2 , хлор - CL 2 , фтор - F 2 , азот - N 2 и прочие.

  • сероводород - H 2 S;
  • хлороводород - HCL;
  • метан - CH 4;
  • сернистый газ - SO 2 ;
  • бурый газ - NO 2 ;
  • фреон - CF 2 CL 2 ;
  • аммиак - NH 3 и прочие.

Классификация по природе веществ

Также можно классифицировать виды газообразных веществ по принадлежности к органическому и неорганическому миру. То есть по природе входящих в состав атомов. Органическими газами являются:

  • первые пять представителей (метан, этан, пропан, бутан, пентан). Общая формула C n H 2n+2 ;
  • этилен - С 2 Н 4 ;
  • ацетилен или этин - С 2 Н 2 ;
  • метиламин - CH 3 NH 2 и другие.

Еще одной классификацией, которой можно подвергнуть рассматриваемые соединения, является деление на основе входящих в состав частиц. Именно из атомов состоят не все газообразные вещества. Примеры структур, в которых присутствуют ионы, молекулы, фотоны, электроны, броуновские частицы, плазма, также относятся к соединениям в таком агрегатном состоянии.

Свойства газов

Характеристики веществ в рассматриваемом состоянии отличаются от таковых для твердых или жидких соединений. Все дело в том, что свойства газообразных веществ особенные. Частицы их легко и быстро подвижны, вещество в целом изотропное, то есть свойства не определяются направлением движения входящих в состав структур.

Можно обозначить самые главные физические свойства газообразных веществ, которые и будут отличать их от всех остальных форм существования материи.

  1. Это такие соединения, которые нельзя увидеть и проконтролировать, ощутить обычными человеческими способами. Чтобы понять свойства и идентифицировать тот или иной газ, опираются на четыре описывающих их все параметра: давление, температура, количество вещества (моль), объем.
  2. В отличие от жидкостей газы способны занимать все пространство без остатка, ограничиваясь лишь величиной сосуда или помещения.
  3. Все газы между собой легко смешиваются, при этом у этих соединений нет поверхности раздела.
  4. Существуют более легкие и тяжелые представители, поэтому под действием силы тяжести и времени, возможно увидеть их разделение.
  5. Диффузия - одно из важнейших свойств этих соединений. Способность проникать в другие вещества и насыщать их изнутри, совершая при этом совершенно неупорядоченные движения внутри своей структуры.
  6. Реальные газы электрический ток проводить не могут, однако если говорить о разреженных и ионизированный субстанциях, то проводимость резко возрастает.
  7. Теплоемкость и теплопроводность газов невысока и колеблется у разных видов.
  8. Вязкость возрастает с увеличением давления и температуры.
  9. Существует два варианта межфазового перехода: испарение - жидкость превращается в пар, сублимация - твердое вещество, минуя жидкое, становится газообразным.

Отличительная особенность паров от истинных газов в том, что первые при определенных условиях способны перейти в жидкость или твердую фазу, а вторые нет. Также следует заметить способность рассматриваемых соединений сопротивляться деформациям и быть текучими.

Подобные свойства газообразных веществ позволяют широко применять их в самых различных областях науки и техники, промышленности и народном хозяйстве. К тому же конкретные характеристики являются для каждого представителя строго индивидуальными. Мы же рассмотрели лишь общие для всех реальных структур особенности.

Сжимаемость

При разных температурах, а также под влиянием давления газы способны сжиматься, увеличивая свою концентрацию и снижая занимаемый объем. При повышенных температурах они расширяются, при низких - сжимаются.

Под действием давления также происходят изменения. Плотность газообразных веществ увеличивается и, при достижении критической точки, которая для каждого представителя своя, может наступить переход в другое агрегатное состояние.

Основные ученые, внесшие вклад в развитие учения о газах

Таких людей можно назвать множество, ведь изучение газов - процесс трудоемкий и исторически долгий. Остановимся на самых известных личностях, сумевших сделать наиболее значимые открытия.

  1. в 1811 году сделал открытие. Неважно, какие газы, главное, что при одинаковых условиях их в одном объеме их содержится равное количество по числу молекул. Существует рассчитанная величина, имеющая название по фамилии ученого. Она равна 6,03*10 23 молекул для 1 моль любого газа.
  2. Ферми - создал учение об идеальном квантовом газе.
  3. Гей-Люссак, Бойль-Мариотт - фамилии ученых, создавших основные кинетические уравнения для расчетов.
  4. Роберт Бойль.
  5. Джон Дальтон.
  6. Жак Шарль и многие другие ученые.

Строение газообразных веществ

Самая главная особенность в построении кристаллической решетки рассматриваемых веществ, это то, что в узлах ее либо атомы, либо молекулы, которые соединяются друг с другом слабыми ковалентными связями. Также присутствуют силы ван-дер-ваальсового взаимодействия, когда речь идет о ионах, электронах и других квантовых системах.

Поэтому основные типы строения решеток для газов, это:

  • атомная;
  • молекулярная.

Связи внутри легко рвутся, поэтому эти соединения не имеют постоянной формы, а заполняют весь пространственный объем. Это же объясняет отсутствие электропроводности и плохую теплопроводность. А вот теплоизоляция у газов хорошая, ведь, благодаря диффузии, они способны проникать в твердые тела и занимать свободные кластерные пространства внутри них. Воздух при этом не пропускается, тепло удерживается. На этом основано применение газов и твердых тел в совокупности в строительных целях.

Простые вещества среди газов

Какие по строению и структуре газы относятся к данной категории, мы уже оговаривали выше. Это те, что состоят из одинаковых атомов. Примеров можно привести много, ведь значительная часть неметаллов из всей периодической системы при обычных условиях существует именно в таком агрегатном состоянии. Например:

  • фосфор белый - одна из данного элемента;
  • азот;
  • кислород;
  • фтор;
  • хлор;
  • гелий;
  • неон;
  • аргон;
  • криптон;
  • ксенон.

Молекулы этих газов могут быть как одноатомными (благородные газы), так и многоатомными (озон - О 3). Тип связи - ковалентная неполярная, в большинстве случаев достаточно слабая, но не у всех. Кристаллическая решетка молекулярного типа, что позволяет этим веществам легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Так, например, йод при обычных условиях - темно-фиолетовые кристаллы с металлическим блеском. Однако при нагревании сублимируются в клубы ярко-фиолетового газа - I 2 .

К слову сказать, любое вещество, в том числе металлы, при определенных условиях могут существовать в газообразном состоянии.

Сложные соединения газообразной природы

Таких газов, конечно, большинство. Различные сочетания атомов в молекулах, объединенные ковалентными связями и ван-дер-ваальсовыми взаимодействиями, позволяют сформироваться сотням различных представителей рассматриваемого агрегатного состояния.

Примерами именно сложных веществ среди газов могут быть все соединения, состоящие из двух и более разных элементов. Сюда можно отнести:

  • пропан;
  • бутан;
  • ацетилен;
  • аммиак;
  • силан;
  • фосфин;
  • метан;
  • сероуглерод;
  • сернистый газ;
  • бурый газ;
  • фреон;
  • этилен и прочие.

Кристаллическая решетка молекулярного типа. Многие из представителей легко растворяются в воде, образуя соответствующие кислоты. Большая часть подобных соединений - важная часть химических синтезов, осуществляемых в промышленности.

Метан и его гомологи

Иногда общим понятием "газ" обозначают природное полезное ископаемое, которое представляет собой целую смесь газообразных продуктов преимущественно органической природы. Именно он содержит такие вещества, как:

  • метан;
  • этан;
  • пропан;
  • бутан;
  • этилен;
  • ацетилен;
  • пентан и некоторые другие.

В промышленности они являются очень важными, ведь именно пропан-бутановая смесь - это бытовой газ, на котором люди готовят пищу, который используется в качестве источника энергии и тепла.

Многие из них используются для синтеза спиртов, альдегидов, кислот и прочих органических веществ. Ежегодное потребление природного газа исчисляется триллионами кубометров, и это вполне оправданно.

Кислород и углекислый газ

Какие вещества газообразные можно назвать самыми широко распространенными и известными даже первоклассникам? Ответ очевиден - кислород и углекислый газ. Ведь это они являются непосредственными участниками газообмена, происходящего у всех живых существ на планете.

Известно, что именно благодаря кислороду возможна жизнь, так как без него способны существовать только некоторые виды анаэробных бактерий. А углекислый газ - необходимый продукт "питания" для всех растений, которые поглощают его с целью осуществления процесса фотосинтеза.

С химической точки зрения и кислород, и углекислый газ - важные вещества для проведения синтезов соединений. Первый является сильным окислителем, второй чаще восстановитель.

Галогены

Это такая группа соединений, в которых атомы - это частицы газообразного вещества, соединенные попарно между собой за счет ковалентной неполярной связи. Однако не все галогены - газы. Бром - это жидкость при обычных условиях, а йод - легко возгоняющееся твердое вещество. Фтор и хлор - ядовитые опасные для здоровья живых существ вещества, которые являются сильнейшими окислителями и используются в синтезах очень широко.