Методические рекомендации по проведению классного часа ко Дню Матери «Имя твое несу через жизнь как святыню. Методические рекомендации по проведению классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать! Методические рекомендации для прове

«ДНЯ МАТЕРИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

В последнее воскресенье ноября в России будет отмечаться День матери. Этот праздник учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 01.01.2001 года № 000 «О Дне матери».

В настоящее время Указом Президента РФ от 01.01.2001 г. № 000 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с этим Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление, в котором подчеркивается, что «праздник День матери символизирует внимание общества к непреходящим человеческим ценностям, подтверждает огромное значение женщины- матери в сохранении стабильности и добра в сегодняшнем мире».

Во многих странах мира отмечается День матери. В отличие от Дня 8-го марта в Дне матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все женщины, как представительницы прекрасного пола.

В этот день целесообразно провести в дошкольных образовательных учреждениях различные мероприятия с родителями и детьми.

Главная цель - поддержать традиции бережного отношения к женщине-матери, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного, самого дорогого и близкого человека - Мамы.

Целесообразно посвятить содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и общение с родителями ценностям счастливого родительства, чтобы выразить почтение материнству как уникальному феномену в жизни человека.

Выстраивание тематической программы праздничных мероприятий ставит следующие социально-педагогические задачи:

Сосредоточить внимание на уникальной роли матери в гармоничном развитии и благополучной социализации детей;

Тематическое анкетирование, тестирование, экспресс-опросы матерей и отцов с целью вовлечения взрослых в обсуждение проблемы современного родительства: «Матери глазами отцов»; «За что я уважаю жену как мать ребенка»; «Какой является, на ваш взгляд, современная мать»; «Как выглядит идеальная мать?».

Интервью, этические беседы с целью формирования у детей дошкольного возраста представлений об особенностях поведения людей в зависимости от пола: интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы «Мы с папой заботимся о маме», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; составление рассказов (в том числе, по типу незаконченных предложений): «В чём мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».

Выставка домашних игрушек: «Во что играли в детстве наши мамы и бабушки».

Спортивно-досуговые мероприятия и развлечения с участием детей и взрослых: «Состязания смелых, ловких и внимательных», «Гостеприимные хозяева», «Покажем свое умение рукодельничать », «Приятные подарки для мам», «Знаем пословицы и поговорки о семье».

Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома: «Рисуем письма любви и благодарности матерям и бабушкам»; вернисажи детских рисунков: «Портрет моей мамы», «Моя мама самая-самая» «Пусть всегда будет мама!», «Мамы всякие нужны»; выставка семейных коллажей «Любимое занятие мамы»; «Рисунок семьи в виде дома».

Викторины с участием детей и родителей: «Кто, где и когда отмечает День матери»?

Музыкально-поэтические и фольклорные вечера: «Материнство, воспетое в литературе, музыке и живописи»; «Традиции и обряды материнского воспитания прошлых поколений».

Создание и показ тематических видеофильмов: «Материнский фольклор в семейном воспитании». Подготовка тематических буклетов : «Верность материнскому долгу», «Чтобы в доме было согласие».

Семейные конкурсы: «Фотография мамы и ребёнка из семейного фотоальбома»; «Лучший сценарий семейного праздника» и другие.

Чествование матерей: Вручение грамот, благодарственных писем матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за чадолюбие, сделанных педагогами и детьми. Фотопанорама: «Мудрость матерей».

Акции: «Пусть всегда будет мама», «Мамы разные важны», «Многодетные матери» и другие с учетом имеющихся в детском саду категорий родителей, в том числе, неполных семей. В рамках проведения акций могут распространяться поздравительные открытки, сделанные руками детей, отправлены СМС в форме лаконичных напоминаний-побуждений, сделана нейтральная информация об акции на сайте детского сада и прочее. В выборе средств пропаганды идей ответственного материнства важно быть деликатными и тактичными, уважать границы частной жизни людей.

Дискуссионные встречи и диспуты о роли матери в семье: «Феминизация воспитания - плюсы и минусы»; «Бесполая личность, не более чем абстракция ! Каково ваше мнение?»; «О воспитании «рыцарского» отношения к женщине у мальчиков»; «Пример матери для дочери» и тому подобное. Важно поставить актуальные вопросы, которые могут оказаться для участников встречи ценнее «правильных» ответов.

Примеры упражнений и игровых заданий родителям в ходе проведения дискуссионных встреч, викторин и прочих мероприятий:

Задание в парах: «Придумайте метафору, характеризующую современное материнство»;

Коллективное упражнение с карточками: «Ранжируем слова и фразы о роли матери и отца в семье». Ход упражнения: Родители получают карточки с фразами и прикрепляют их на демонстрационных силуэтах, затем в общей дискуссии обосновывают свои выборы.

Примерный набор фраз: Защищается работой, Проявляет терпимость, Обеспечивает надежность жизни, Проявляет снисходительность, Приобщает к домашнему труду, Использует физические наказания, Злоупотребляет оценкой, Уступает, Злоупотребляет критикой, Проявляет вспыльчивость, Гладит, Целует, Прощает, Развивает женственность, Развивает мужественность, Дисциплинирует, Ласкает, Развивает чувства, Занимается кормлением, Оказывает эмоциональную поддержку, Защищает, Контролирует, Обожает, Оберегает, Заботится, Злоупотребляет властью, Обеспечивает физический уход, Главенствует в воспитании, Развивает ответственность и деловитость, Предъявляет требования, Поощряет свободу и самостоятельность, Планирует будущее, Проявляет отстраненность, Подчиняет, Опекает, Играет, Наказывает, Развивает тело, Развивает ум, Является примером для подражания, Обеспечивает материальную опору семьи, Проявляет попустительство, Проявляет слабость, Проявляет нежность.

Целесообразно создание в возрастных группах предметно-игровой среды для организации самодеятельных игр семейно-бытовой направленности, например: «Семья принимает гостей»; участие матерей и отцов, бабушек и дедушек в игровых сеансах; проведение дидактических, словесных, настольно-печатных и народных игр.

Предлагаемые формы проведения праздника День матери являются примерными.

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений вправе определять форму проведения и её содержание самостоятельно, исходя из собственного видения проблемы и сложившейся системы работы с семьями воспитанников.

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного

профессионального педагогического образования»

Единого Всекубанского классного часа в образовательных учреждениях и занятий в дошкольных общеобразовательных учреждениях

В настоящее время основополагающими в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и передаются от поколения к поколению.

Во многих странах мира отмечают День матери. Например, в США, Японии, большинстве европейских стран его празднуют в мае, в Белоруссии – в октябре.

В России День матери - праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.

В этом году в ноябре в образовательных учреждениях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери , будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» , который может и должен стать действенным средством практического закрепления общероссийской традиции.

Классный час направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа и осознание необходимости преемственности поколений. Цель классного часа - поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвятой Богородицы и его осмысление, организованные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом того, что они могут быть членами семей, принадлежащих к другим конфессиям, должны носить культурологический, объясняющий и просветительский характер.

Тема взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной выбрана не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы – «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: « Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».

Рекомендуем обратить особое внимание на то, что земная жизнь Пресвятой Богородицы во многом напоминала жизнь простого человека, но при этом отличалась смирением, трудолюбием, кротостью, самопожертвованием и милосердием. С детских лет Мария не была похожа на других. Всех окружающих поражало необыкновенное развитие Ее ума и сердца. Каждый день Девы Марии отличался особенной чистотою и трудолюбием. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом, по три раза в день совершала молитву. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием: пряла лен и шерсть, вышивала шелками, превосходя всех своих подруг и природным разумом, развитым чтением, и в искусстве ремесла. Всех изумляло совершенство Ее души. Она была смиренна сердцем, благомудренна в беседе; говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна. К бедным и страждущим проявляла милость и никому не отказывала в помощи.

Основой повествования о Земной жизни Пресвятой Богородицы может стать знакомство с православными Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы), осуществленное с учетом возрастных особенностей школьников. В любом возрасте слово «праздник» вызывает положительные эмоции, а его смысл понятен и доступен каждому. Однако следует обратить внимание на своеобразие церковных праздников, их воспитывающее и моральное значение.

Предпочтительно организовать проведение этого особенного классного часа преподавателями основ православной культуры совместно с родителями (в первую очередь с мамами), при поддержке школьных психологов. Желательно пригласить священнослужителей.

При подготовке и проведении мероприятия следует отойти от формальной подачи материала, ориентируясь, прежде всего, на эмоциональный настрой учащихся. Главное – достучаться до сознания и сердца каждого юного кубанца. Традиционные формы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых. Классный час должен стать коллективным творческим делом, надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над предназначением женщины-матери.

Продуктивными окажутся опережающие задания. Дошкольникам и учащимся младших классов можно предложить подготовить рисунки, фотомонтажи, коллажи о маме; составить устный рассказ по теме «Мы с мамой!», «Моя мама – самая лучшая на свете!», или выучить стихи о маме, бабушке. В средней и старшей школе предпочтительнее использовать технологию работы в группах, по выполнению заданий поискового характера. Например, собрать материал о праздниках Пресвятой Богородицы, проследив Ее земной путь, или о значении и роли отдельных Богородичных икон, защищавших Святую Русь против врагов; подготовить мультимедийные презентации по темам «Иконография Пресвятой Богородицы», «Богородичные храмы» и т.д.

Существенное воспитательное значение будет иметь изготовление в ходе урока подарка для мамы, или младших членов семьи.

Проведенное мероприятие обязательно должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.

При оформлении кабинетов рекомендуем написать на доске название праздника « День матери » и тему классного часа « Земной путь Пресвятой Богородицы ». Оборудованием могут служить:

    выставка творческих работ учащихся, ставших итогом выполнения опережающего задания (рисунки, фотомонтажи, коллажи, мини-сочинения, сообщения, иллюстративное сопровождение исследовательских проектов);

    выставка литературы по теме классного часа (список рекомендованных изданий прилагается);

    репродукции Богородичных икон;

    тематическая выставка: «Ремесло Богородицы» (вышивка гладью, бисером);

    тематические мультимедийные презентации;

    музыкальное сопровождение (например, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»; А. Фомин «Дева Богородица»; Г.Ф. Пономаренко «Богородице Дево, радуйся») (см. приложение - диск);

    фрагменты видеофильма «Богоматерь Владимирская» из цикла «Третьяковская галерея. История одного шдевра». ВМО «Государственная Третьяковская галерея» 1999 г. (см. приложение - диск);

    фрагменты аудиокниги «Земная жизнь пресвятой Богородицы для детей». Издательство: ООО «Деоника». 2007 г. (см. приложение - диск);

Предложенные рекомендации по проведению классного часа позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.

Воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста

Беседа может сопровождаться музыкой, вызывающей радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль, способствующей активному сопереживанию, воздействующей на чувства и сознание. В ходе занятия можно предложить воспитанникам отобразить свое видение услышанного в рисунках. Важным представляется последующее закрепление полученной информации в повседневной работе с детьми, во всех видах детской деятельности. В беседе очень важно постоянно обращаться с вопросами к детям, пытаясь через знакомые для них понятия и явления, донести глубинный смысл Земной жизни Пресвятой Богородицы.

В случае если в ДОУ отсутствовала традиция знакомства с основами православной культуры, воспитатель может остановиться только на одном сюжете, например «Введение во храм Пресвятой Богородицы», заострив внимание на Ее добродетелях, проявившихся с раннего возраста, или «Покров Пресвятой Богородицы», позволяющий понять предназначение Матери как защитницы и покровительницы своих детей, своего народа и всего рода человеческого. Подобное занятие может стать первым из целого цикла ознакомительных тематических бесед, повествующих о других эпизодах из Земной жизни Пресвятой Богородицы.

1 – 4 КЛАССЫ

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, рекомендуем выстраивать сценарий классного часа от сюжетов, связанных с воспитанием у учащихся чувства любви и уважения к маме, развитием умения заботиться о членах своей семьи, о близких людях к формированию представления о традициях православной культуры, о значимости икон Пресвятой Богородицы в истории страны.

Классный час для начальной школы может содержать элементы познавательной беседы, устного журнала – презентации или проходить в форме знакомства с православными богородичными праздниками на основе поисковой деятельности учащихся.

Опираясь на детские представления и отношение к маме, предпочтительно раскрыть образ Материнства в беседе по теме «Почему моя мама самая лучшая на свете?». Сформировав определенный эмоциональный настрой, учитель может предложить вниманию школьников рассказ-презентацию о Матери Иисуса Христа, её жизни и предназначении как Матери всего человечества.

5 – 9 КЛАССЫ

Важнейшая цель классного часа в 5 – 9 классах - культурологическая и воспитательная. Классный час должен быть направлен на продолжение работы по формированию духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств учащихся среднего звена, с опорой на знания основ православной культуры, литературы, кубановедения, истории, МХК, ИЗО, музыки.

Представляется целесообразным использовать межпредметные связи, обратив внимание на историческую функцию икон. Одной из самых почитаемых икон русской земли является икона «Богоматерь Владимирская» начала XII века. На протяжении веков Святой Образ не единожды спасал Русскую землю от врагов. В XIV в. русские люди с ее помощью остановили нашествие Тамерлана. В начале XVII в. изгнали польских и шведских интервентов. В годы Великой Отечественной войны, под Сталинградом сумели коренным образом переломить ситуацию и перейти в контрнаступление против фашистских захватчиков. Подобную чудодейственную силу имели и другие иконы с Образом Божьей Матери. «Богоматерь Казанская» хранила наших воинов в годы Отечественной войны 1812 г., покровительствовала М.И. Кутузову. «Августовская Божья Матерь», находящаяся сегодня в Екатерининском Соборе г. Краснодара покровительствовала казакам в суровые годы Первой мировой войны. «Гребенская Божья Матерь» защищала Моздок от набегов Шамиля в XIX в.

В средней школе можно обыграть ситуацию рассматривания страниц альбома, посвященного жизненному пути Богородицы.

Листов у альбома может быть несколько, а может быть два или три. Все зависит от временных рамок классного часа, наполняемости классов, объема содержания, подготовленности учителя и детей.

Второй лист альбома может быть посвящен информации о великих праздниках, посвященных Богородице.

Третий лист альбома представляет святую Богородицу как Мать- Заступницу Земли Русской.

Четвертый лист альбома знакомит с изображением иконы Богородиц в литературе, в произведениях русских художников.

Пятый лист альбома – заключительный. В нем рассказывается о связи содержания классного часа с сегодняшними реалиями.

Тематика альбомных листов и их содержания вариативны, одна тема может доминировать над остальными. Главное, чтобы дети почувствовали значимость данного мероприятия, восхищение услышанным и приобщились к сокровищами культурного наследия человечества.

Возможны и иные формы, предполагающие использование элементов игровой технологии, например экскурсия в музей Богородичной иконы или путешествие по страницам Библейских историй, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы.

10 – 11 классы

Классный час в старшей школе должен быть направлен на реализацию принципа посильного включения учащихся в обсуждение реальных социальных и моральных проблем, проявление социальной, духовной и нравственной зрелости.

Классный час может состоять из двух взаимосвязанных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.

I модуль – информационный . Он формирует представление о жизненном пути Богородицы, как культурной и духовной ценности России. В процессе работы учащиеся должны уметь находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, высказывать собственную точку зрения. Направление их размышлений и поисков могут определять следующие направления беседы: «Пресвятая Богородица в судьбе России»; «Пресвятая Богородица в древнерусской литературе и фольклоре», «Пресвятая Богородица в светской художественной литературе», «Пресвятая Богородица в изобразительном искусстве», «Пресвятая Богородица в музыкальных произведениях».

II модуль - дискуссионный предполагает включение учащихся в обсуждение реальных социальных проблем, актуальных для современных и будущих матерей в форме философского стола, или литературно-музыкальной гостиной по направлениям «Ваши представления о Пресвятой Богородице», «Значение Образа Пресвятой Богородицы в вашей семье», «Подвиг материнства» и др.

Составители: специалисты ККИДППО: Галутво Л.М.,

Басий В.Н., Чуп О.В., Бубнова Д.С., Иванова Г.Г.,

Киселева Н.А., Борисова Н.В., Шихова Т.И.

Список литературы, рекомендованной к использованию.

При подготовке и проведении Всекубанского классного часа «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» следует учитывать «Информацию о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» Министерства образования РФ от 12.07.2000 № 549/ 28-16; рекомендации департамента образования и науки Краснодарского края от 15.12.2005 г. № 15-1066 «О противодействии экстремизму и распространению теологической литературы».

При выборе и использовании литературы необходимо обращать внимание на наличие грифа «рекомендовано или допущено» Министерства образования и науки РФ, а также на наличие рекомендаций департамента образования и науки Краснодарского края, Духовного цензурного комитета, благословления Святейших Патриархов всея Руси и т.д.

Приводим примерный перечень изданий и Интернет-ресурсов в помощь по подготовке Всекубанского классного часа.

    Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] /

Н. А. Барская – М.: Просвещение, 1993. – 223.: ил.

    Благовещение Пресвятой Богородицы [Текст] // Бородина А. В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учеб. пособие для 2 класса в 2-х ч. – Ч.1 / А. В. Бородина. – изд. 2-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 136с.: цв. ил.

    Библия, пересказанная для новоначальных. – М.: «Ковчег», 2006.

    Богоизбранная отроковица [Текст]: сценарий, посвященный земной жизни Богородицы / Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей: пособие для педагогов нач. и средней школы. – М.: Либерия – Бибинформ, 2008. – 144 с.

    Бородина, А. В. Основы православной культуры [Текст] : Рождество Пресвятой Богородицы: для детей дошкольного возраста / А. В. Бородина. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 16 с.

    Бородина, А. В. Дом Богородицы: Русь святая: урок 32 -33 // Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России / А. В. Бородина. – Изд. 3 – е. – М.: Основы православной культуры, 2007. – С. 196 – 206.

    Бородина, А. В. Религиозное искусство // Основы православной культуры: учеб. пособ. для основной и старшей школы / Бородина, А. В. – Изд. 5–е. - М.: Основы православной культуры, 2006. – С.161 – 208.

    Бородина, А. В. О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы: «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» // Основы православной культуры: о чем рассказывают икона и Библия: учеб. пособ. для 3 кл. / Бородина, А. В. – Изд. 2- е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. – С.63 – 73.

    Гричаных С.И. [и др.] «Это вечное слово – мама»: литературно-музыкальная гостиная / С. И. Гричаных [и др.] // Классный руководитель. – 2009. - № 3. – С. 3 – 7.

    Защитница земли Русской [Текст] // Бородина А. В. Православие – культурообразующая религия России / А. В. Бородина. – изд. 2-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 208с., цв. ил.

    Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорова. – Ярославль:1994г.

    Земная жизнь Пресвятой Богородицы // В подарок матери и дочери – М.: Лествица, 2003. – С. 3-25.

    Кострова Л. «Анна с Иоакимом к храму Марию ведут…»: урок-театрализованное представление / Л. Кострова. // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. - № 1. – С. 100 – 103.

    Лепахин В.В . Значение и предназначение иконы. – М., 2002г.

    Мерцев, Д., священник. Покров Пресвятой Богородицы / Д. Мерцев // Вольная Кубань. – 1998.

    Незабвенный милый образ: литературный час ко Дню матери для учащихся 7 – 8 классов // Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т. Р. Цымбалюк. - Волгоград: Учитель, 2009. – С. 44 – 64.

    О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы [Текст] //

Бородина А. В. О чем рассказывает икона и Библия: учеб. пособие для 3 класса в 2-х ч. – Ч.1. / А. В. Бородина – М. : Основы православной культуры, 2006. – 104с.

    Семёнова, Г. Августовская икона Божией матери: Заступница усердная / Г Семёнова, // Божий мир. – 2010. - № 4. – С. 8 – 9.

    Семенова Г. Икона Божией матери Сладкое лобзание: Заступница усердная / Г Семенова // Божий мир. – 2009. - № 6. – С. 8 – 9.

    Сиварева Т. Введение во храм Пресвятой Богородицы / Т. Сиварева // Свечечка. – 2008. - № 12. – С. 5.

    Чекулаева, Е. О. Рождество Богородицы [Текст]: сто великих праздников / Е. О. Чекулаева. – М.: Вече, 2009. – с. 10-13.

    Чуприна В.И. «Богородица Дева, радуйся»/ В.И. Чуприна. – Краснодар. Раритеты Кубани. 2003 г. – 32 с.

    Шевченко, Л. Л. Православная культура [Текст] : экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразоват. школ, лицеев, гимназий. Кн. первая / Л. Л. Шевченко – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. – 112с.

    Шипов, Я. А. Православие [Текст]: словарь школьника. – М.: ООО издательство РОСМЭН, 2004. – 320 с.

    Энциклопедия православной иконы. С- Петербург, 2005.

    Я познаю мир. Христианство [Текст]: энциклопедия – М. : АСТ: Астрель, 2005 –398 с.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ:

Блог А. Кураева, материалы по учебнику «Основы православной культуры»

МОУДОВ «РМК Зареченского района г. Тулы»

классных часов, посвященных Дню Матери

Из опыта работы школ

Нижнего Новгорода

«Да святится имя твое!»

(литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню Матери)

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Нашу литературно-музыкальную гостиную мы посвящаем Дню Матери. Каждый человек - это чей-то сын или чья-то дочь, у каждого из нас есть или была мать. Поэтому праздник Матери действительно всенародный, это самый светлый, добрый день в году. И мы его начинаем.

Ученица читает отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит - души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо.

Слово - Свет, -

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!

И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!...

Встаньте все

Как леса встают с заре.

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья, Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит Заглушённой совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!...

Я произношу его: «Мама!»

на словах: «Встаньте!» - ребята встают.

Стоя выслушивают концовку стихотворения:

«Я произношу его: «Мама!» Затем садятся.

1 ведущий.

На каком бы языке ни звучало это слово, «ненька» – по-украински, «апа» – по-киргизски, «Нана» – по-осетински, оно одинаково нежно ласкает слух, одинаково больно бередит сердце и о многом заставляет задуматься. Его лепечет дитя в колыбели, с благоговением произносит умудренный жизнью взрослый человек и с благоговением – глубокий старец.

(Начинает звучать духовная музыка)

На фоне музыки говорит 2-ой ведущий

(на экране иконы Владимирской Богоматери, «Сикстинская мадонна»)

С древнейших времен и до наших дней образ матери священен. Это в Евангелии дева Мария - мать Иисуса Христа, это и в Библии, «книге всех книг» Дева Мария с Христом на руках называется мадонна. Поэтому образу и подобию все художники всех эпох мать с ребенком на руках называют мадонной.

Далее ученица рассказывает об Иконе Владимирской Богоматери, другая ученица - о «Сикстинской мадонне» Рафаэля (их изображение на экране). Девочка читает стихотворение: Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! (Духовная музыка и слайды заканчиваются)

Начинает звучать другая музыка (как в начале)

1 ведущий.

Испокон века мать олицетворяла собой стремление к миру, покою, Жизни. Ей ненавистна война, где и когда бы она ни происходила, далеком ли прошлом, в наши ли дни, когда матери отправляются в путь за своими сыновьями, разыскивают их в далекой Чечне и привозят, живых или мертвых домой.

Мать всегда права, потому что она создает жизнь и служит Жизни. Инсценировка из IX сказки «Сказок об Италии» М.Горького

(На экране – фотографии, иллюстрации матери с ребенком)

Учитель

В муках и страданиях мать дает человеку Жизнь. С первого дня жизни ребенка она живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а ее любовь согревает малыша. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

Исполняется песня «Мамино сердце».

Звучит музыка, на экране - страницы военной летописи.

Учитель.

Не залечить раны войны. Сколько их, неоплаканных могил, несвершившихся судеб, не вернувшихся с войны сыновей и дочерей! И как передать страдания матери, потерявшей сына или дочь! Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Зинке»

Сначала уходят дети

На длину материнского шага,

На длину материнской руки.

Подрастая, уходят дети

На длину материнского зова,

На длину материнского взгляда,

Вырастая, уходят дети

На длину материнской тревоги,

На длину материнской любви.

Ученица

Именно любовью продиктован подвиг матери манкурта, бросившейся вопреки здравому смыслу, на спасение сына, пытавшейся любовью своей пробудить в нем память.

Читается наизусть отрывок из романа Ч.Айтматова

«И дольше века длится день» (легенда о матери манкурта)

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Все, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце матери.

Оно так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.

Учитель

Поклонимся низко своим матерям за их неустанный труд, терпение, за самоотверженную любовь, самопожертвование. За то, что они есть. За то, что в трудную для нас минуту нам есть, где приклонить голову, излить свою душу и быть уверенной, что нас поймут и нам помогут.

Звучит песня «Поговори со мною мама»

1 ведущий

Но не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери или сына, которых так ждет мама, ведь она их заслужила. Послушаем, какие находят слова для своих матерей поэты и писатели.

Читаются стихотворения.

1. «Красивые мамы»

2. «Я берегу себя, родная»

3. О вера наших матерей

4. «Легче всего обидеть мать»

5. «Волос ее прядки»

2 ведущий

Время неумолимо. Матери стареют, становятся бабушками. Между бабушками и внуками устраиваются самые дружеские доверительные отношения. Бабушки стараются разделить их горести и радости, выступают советчиками, предостерегают от опрометчивых поступков.

Рассказ о бабушке «Ох, уж эти бабушки!»

2 ведущий

Смысл жизни матери - в детях. Счастье матери - это счастье ее детей. Онаидет рядом, рука об руку со своими детьми до конца дней своих и движет ей любовь к своему ребенку. Любовь матери абсолютно бескорыстна. Материнская любовь все прощает. «Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то и тогда. Эта искра горела, был всю жизнь человеческую неугасимым пламенем. Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери - вы этих словах, я думаю, нет ни капли преувеличения.

Ученица рассказывает легенду о материнском сердце

(Из письма Сухомлинского сыну)

Учитель

А мы вдумаемся: достаточно ли мы внимательны, добры к нашим мамам при жизни? Многие почитают своих родителей тогда, когда они уже этого не слышат. Дети идут к безмолвным холмикам на материнском покое и просят у матери прощения. И неотступное чувство вины будет преследовать их всю жизнь, бередить их совесть незаживающей раной.

Ученики (мальчики) читают стихотворение Р.Гамзатова:

«Если мать хоронит сыновей»

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может,

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом, понурясь виновато,

С болью вспоминаю жизнь свою,

Все, чем огорчал тебя когда-то...

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать своим оружьем ту,

Что к тебе с косою подступала.

Мне б, подобно дубу над рекой,

Пить корнями воду, но упорно

Думать, что настанет миг такой –

И не будет влаги животворной...

Мама, сколько раз просила ты,

От которой не видать нагорий.

Но увлек меня могучий вал,

И наказ твой я забыл, к несчастью,

Опоздал я, мама, опоздал!

Не успел к руке твоей припасть я!

Занесло меня в такую даль!...

Да и ты поторопилась очень,

Побыла б у нас хотя февраль –

Ведь февраль всех месяцев короче!

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сын молчит. И сына совесть гложет.

«Не надо мне лекарств и докторов»

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать бы не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Песнь материнского сердца» городской модельной библиотеки №3 МАУК "МЦБ" муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

«СТОП!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ

(ЦБС г. Карабаша)

Среди глобальных проблем современности одной из самых животрепещущих является экологическая. Загрязнение воды и воздуха, падение плодородия почвы, истощение лесных ресурсов, кислотные дожди, сокращение количества биологических видов на земле свидетельствует о наличии явной опасности всему живому, которую никто не может игнорировать. Задача библиотек – помочь молодым читателям задуматься о нравственности своего поведения по отношению ко всему живому, к природе в целом и друг другу.

В сценарий экологического вечера вошла игра «Экологические головоломки», которая поможет осознать серьезность экологических проблем.

В зале, где будет проходить экологический вечер, оформляется книжно-иллюстративная выставка «Терпелива природа-матушка». Цитатой к выставке могут быть слова из стихотворения Р. Рождественского о природе: «Поражает меня не ее красота, поражает ее терпение».

Звучит фонограмма песни Е. Крылатова и Ю. Энтина «Прекрасное далеко»

Ведущая 1 : Сейчас, дорогие друзья…

Ведущая 2 : (перебивая) СТОП! СТОП! СТОП!

Ведущая 1 : (не понимая) Почему Вы меня останавливаете?

Ведущая 2 : (невозмутимо) Я останавливаю? Ни в коем случае! Я помогаю.

Ведущая 1 : Хорошенькая помощь! Ни с того, ни с сего кричите «СТОП!» Я даже забыла, что хотела сказать…

Ведущая 2: Зато я знаю: «СТОП!» - это название нашего экологического вечера.

Ведущая 1 : Ах, вон что! Оригинально, но, по-моему, напоминает правила дорожного движения…

Ведущая 2 : Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах! Поэтому мы решили дать нашему вечеру такое категорическое название.

Стоп – расхитителям,

Стоп – браконьерам!

Всем, кто природу

Тратит без меры.

Стоп – нерадивым,

Стоп – бюрократам!

Долг ваш пред нею

Вырос стократно!..

(негромко звучит фонограмма песни «Кто, если не мы»)

Друзья, во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу Землю. С каждым днем ширится движение «зеленых», и мнение защитников природы приобретает все больший вес. Возникает необходимость ввести «мораторий» на любые действия, наносящие ущерб живой природе, будь то вырубка деревьев или рыбная ловля…

Вот это лес, ребята, это красотища!

Глядите, дуб! В обед – сто лет! А может – тыща!

А ну-ка, свалим этот дуб одним ударом!

В лесу всего полно, и все задаром!

Ну, с этими учеными - умора!

Чего стесняться, ведь живем у моря!

Лови, тащи, нащупывай радаром!

…Мы под орех разделали планету!

И леса нет, и рыбы нету!

Чего возиться с этим старым шаром?

Планет вокруг полно и все задаром!

Ведущая 2 : Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты в один голос говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашим «шаром», на котором есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием «жизнь».

Звучит фонограмма песни «Маленький шар голубой»

Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди - образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей.

Ведущая 1: Человек в природе - кто он: царь или раб, сын матери-природы или мот, гуляка, конкурент или партнер? Один ответ находим у М.Ю. Лермонтова в Восточном сказании «Три пальмы»:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван…

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом…»

Здесь человек – царь, неразумный и жестокий. Другой - у Гете в «Фаусте: Морское это полноводье,

Подкрадываясь на часы,

Приносит на века бесплодье

Земле прибрежной полосы…

Разбушевавшуюся бездну

Я властно обуздать хотел.

Я трате силы бесполезной

Сумел бы положить предел.

И здесь человек и природа враждебны. Цель – победить враждебные силы природы: построить земляной вал для защиты от морских приливов. Здесь человек – тоже царь, хотя уже и просвещенный.

Ведущая 2 : Совершенствуя свое господство, приспосабливая природу для своих эгоистических нужд, человек конца ХХ века увидел неблагополучие в созданном им на Земле царстве. Природные системы, его «подданные», хиреют и вымирают.

Оптимисты предполагают, что в будущем человечество будет жить в некоей искусственной природе, и предлагают природу переделывать или, по крайней мере, управлять ею. Но эта задача человечеству явно не по силам: природа содержит гигантское число (порядка 10 27) живых объектов. На управление ими потребовалось бы, по данным ряда ученых, не менее 99% всех энергетических и трудовых затрат современной цивилизации.

За миллиарды лет эволюции выработались тончайшие механизмы регулирования жизни, и вмешательство в них (замена их другими) на современном этапе опасно, т.к. все виды растений, животных, микроорганизмов удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два-три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Например, в начале нашего века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу удалось понять, что случилось. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся в земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

Ведущая 1 : Для оптимистов человек – царь природы, для пессимистов – раб. Первые полагают, что сохранение девственной природы необязательно – человек сможет существовать и в окультуренной среде (парки, сады и т.п.). Вторые, наоборот, пытаются доказать, что только девственная природа на большей части суши поможет сохранить человеческий род.

Уже пройдены этапы во взаимодействии человека с природой, когда он был рабом природы, а затем возомнил себя царем. Он должен окончательно сойти с царского трона.

Виновником омертвления вещей М.Цветаева считала человека, который легкодумно и опрометчиво нарушил законы природы, превращая дерево и железо в доски и гвозди:

Дерево, доверчивое к звуку

Наглых топоров и нудных пил;

С яблоком протягивало руку –

Человек – рубил

Горы, обнаруживая руды

Скрытые (впоследствии «металл»),

Твердо устанавливали чудо!

Человек – взрывал.

А вот как звучит эта тема в стихах Игоря Северянина:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…»

Ведущая 2 : Известно, что посадка деревьев – одно из самых благородных дел. Представьте себе, сколько можно вырастить деревьев, если каждый житель нашего города посадил бы по одному дереву! А что если каждый посадит по 10 деревьев? Известно ли вам, сколько одна семья сжигает леса в печке зимой… Поинтересуйтесь и помножьте эту цифру на весь город. Внушительная цифра получается!

(Звучит фонограмма песни «Не рубите, мужики…» в исполнении группы «Любэ»)

Действительно, каждый день мы забираем богатства природы: пилим лес, уничтожаем кислород и не задумываемся, на сколько лет нам хватит природных ресурсов? Хватит ли на всех? Наступит ли тот день, когда и лес, и газ, и нефть, и питьевая вода будут полностью израсходованы человеком? Ежегодно сплошные вырубки леса охватывают площадь в 2 млн. га. Ежегодно в стране бывает до 28 тыс. лесных пожаров (85 % по вине человека), при которых теряется около 1,5 млн. га леса. По всей стране сокращаются площади спелых сосновых, еловых и, особенно, кедровых лесов. Практически уничтожены за последние 30 лет так называемые тугайские леса в Средней Азии – когда-то непроходимые древеснокустарниковые заросли, которые тянулись вдоль всех рек и служили естественными заповедниками для многих животных и растений.

И к зову леса становясь все глуше,

Мы редко слышим – странная напасть

Как потихоньку стонут наши души

Все суше и беззвучней становясь.

Ведущая 1 : Дорогие друзья – гомо сапиенсы! Как вы себя чувстуете? Ничего? Что? Сердце побаливает, в боку покалывает? Ну это пустяки, завтра же к врачу, а там на обследование можно лечь, рентген, кардиограмма, анализы, то да се… А теперь подумайте, кто поведет на прием к врачу Природу? Кто послушает ее сердце? Спросит: «На что жалуетесь?» Кто? Молчите… Да, получается, что Природа-то вроде как сирота. А ведь она наша ближайшая кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. Например, у нашего родного города уже давно началась «одышка» от выбросов медеплавильного комбината. За время своего существования медеплавильным комбинатом выброшено в атмосферу города более 12 млн. тонн твердых, газообразных веществ, аэрозолей, в которых преобладают диоксид серы (около 90 %), оксиды меди, цинка, шлаков, пиритных хвостов обогащения, размещенных на городской территории в окрестностях комбината, по всей территории Соймановской долины и пойме рек Сак-Элга.

Ведущая 2 : Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Так поется в песне. Как чувствует себя в современных условиях наш второй (после воздуха) земной друг – вода?

…Родничок у дороги. Живая, бьющая из-под земли струя. Почему издавна он привлекал наше внимание, рождая доброе чувство? Хочется остановиться, опуститься на корточки и, ополоснув ладони, набрать полную пригоршню: не хочется пить, а все равно попьешь, причмокнешь языком, похвалишь.

Подземные родники – ценный дар природы. Но их, выходящих на поверхность, становится все меньше. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». А. де Сент-Экзюпери.