Дополнительное образование по программе школа выживания. Семейный лагерь одного дня "федерация-школа выживания. Механизм реализации программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании МО «___»___________2016г «___»_________2016г

Протокол №______от Зам.директора по УВР Директор школы

«___»___________2016г ________/Холодова И.Н./ _________ Юрганова Е.Е.

_______/____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специального курса

«Школа выживания»

Уровень обучения: среднее общее образование

Классы: 10-11

Количество часов: 34

Учитель: Руденко Елена Владимировна

Могоенок, 2016г

Пояснительная записка

Программа специального курса по основам безопасности жизнедеятельности «Школа выживания» составлена на основе комплексной программы ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Реализация рабочей программы обеспечивается нормативными документами: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 10 – 11 классы, под ред. А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2012 г.

Основная образовательная программа среднего общего образования, (Учебный план МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.)

Учебники включенные в федеральный перечень, рекомендованные к использованию при реализации программы среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004г.

10. 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2012 г.

Место курса в учебном плане

Согласно ООП СОО, учебному плану на 2016-2017 учебный год, данная рабочая программа предполагает обучение в 10 - 11 классах в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Специальный курс «Школа выживания » расположен в учебном плане в части школьного компонента в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и преподается исходя из запросов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей). В связи с малой накопляемостью специальный курс ведется в объеденении 10 и 11 класса.

Курс является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в ЧС в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественного цикла. Направление курса – развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

Программа «Школа выживания» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически не дает представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие:

Формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

Обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

2. Воспитательные:

Воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны

Знать:

Что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

Типичные растения и животные в природе, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

Свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

Выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Практические работы

Участие в соревнованиях (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Количество часов

практика

Автономное существование

Пожарная безопасность

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях

Итого

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

1. Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека

Понятия, факторы выживания, обеспечение выживания в условиях автономии

План действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Ориентирование на местности с помощью компаса

Определение азимута

Ориентирование на местности с помощью компаса (практика)

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута.

Работа с топографической картой

Ориентирование по природным явлениям

Ориентирование по природным явлениям, местным признакам, звездам

Ориентирование на местности (практика)

Определение времени суток.

Сигналы бедствия

Подача сигналов бедствия, международный код (схема, подручные средства)

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

(практика) устройство жилища

Возведение временного устройства жилища из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня

Добывание огня (практика)

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение», «Лук и бурав»

Добывание воды

Водообеспечение. Питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.

Правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи

Охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.

Добывание еды в лесу, тундре

Приготовление пищи в условиях вынужденной автономии

Лечение заболеваний

Лекарственные растения и способы их применения

Первая помощь при заболеваниях

Оказание первой помощи и самопомощи

Практическое занятие «Вынужденная автономия»

Решение задач по выживанию в природной среде

2. Пожарная безопасность

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара

Первичные средства пожаротушения

Тушение водой, песком, огнетушителем

Огнетушитель

Устройство, правила пользования огнетушителем.

Технические характеристики.

Природные пожары

Причины, правила действия в случае пожара.

3 . ЧС природного характера

ЧС геологического происхождения

Правила действия при землетрясении, извержении вулкана

ЧС Метеороло-гического происхождении я

Правила действия при резких изменениях погоды, гроза, ливень, буря…

Гидрологические ЧС

Правила действия при наводнениях, затоплениях, цунами

Практическое занятия «Отработка действий в случае ЧС

Занятие по группам 1. Наводнение 2. Землетрясение 3. Гроза застала в лесу

4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Психика человека

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека

Стрессовые состояния

Стресс. Условия возникновения стрессового состояния. Пути повышения психологической устойчивости человека.

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции, основные приемы.

Волевое самовнушение

5. Начальная туристская подготовка

Снаряжение туриста

Снаряжение индивидуальное и групповое

Палатка туриста

Устройство палатки, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места

Туристские узлы

Вязание узлов, название, применение

Земля – наш дом

Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными

Материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Учебники 10.11класс «Основы безопасности жизнедеятельности:

А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2013.

1 Комплексная программа ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников 2012год.

2. сборник элективных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Н. Каунов «Учитель» 2009г

3.10-11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2011. .

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во: «Просвещение», 2007

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №16 ИМЕНИ К.И. НЕДОРУБОВА

СТАНИЦА КУЩЁВСКАЯ КУЩЁВСКОГО РАЙОНА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08. 2015 года протокол № 1

Председатель педсовета

____________ / О.Н.Шелест/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Школа выживания»

срок реализации программы: 3 года

количество часов: 1 ч в неделю, 34 ч в год, 102 ч.

возраст обучающихся: 11 -13 лет (5-7 кл)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя ОБЖ МАОУ СОШ №16 им.К.И.Недорубова Д.Э.Дядченко «Школа выживания», утвержденной в 2015 г.

Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к со­циально-значимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем является решение вопроса бе­зопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подрастающего поколения. Отсутствие личных приоритетов в образе жизни, отношению к окружающим негативно сказывается на становлении личности ребенка.

Образование в области безопасности начинается в 1 классе на уроках «Окружающего мира» и продолжается до 4 класса, затем только в 8 классе возобновляется тема безопасности и здорового образа жизни на уроках ОБЖ. Таким образом, учащиеся 5-7 классов не имеют возможности ни получать новые знания в этой области, ни усовершенствовать их.

Первая ступень

1-4 классы на уроках «Окружающий мир»


Вторая ступень

5-7 классы

??????

Третья ступень

8-11 классы

на уроках ОБЖ


Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в 1- 7 классах- это не только пропедевтика курса ОБЖ, это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, положительного отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих.

Актуальность программы продиктована самим временем- в обстановке социально- экономического кризиса необходимо с раннего детства каждому ребенку привить навыки здоровых привычек, что в последствии приведет к успешности во всех сферах деятельности, и в учебе прежде всего, навыки адекватных действий в экстремальных условиях, что, конечно, приведет к спасению и безопасности жизни.

Программа разработана в соответствии с ФГОС, соответствует возрастным особенностям учащихся.

Цель программы «Школа выживания» - формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, с сформированными навыками здорового образа жизни, адаптированной к современным условиям жизнедеятельности.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

1. Создание условий для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях.

2. Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по самоспасению, но и оказывать первую медицинскую помощь.

3. Формирование навыков здорового образа жизни.

4. Социализация личности.

5. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу окружающих.

6. Усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках.

Методы работы:

1. Репродуктивный.

2. Частично – поисковый.

3. Проблемный.

Формы работы:

1. Учебно-тренировочные занятия, лекции, беседы.

2. Встречи с представителями государственной противопожарной службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС района.

3. Практические работы.

4. Походы.

Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая способствует:

К аждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;

развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т. д.;

испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем безопасности;

желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность.

Принципы работы:

1. Принцип сотрудничества.

2. Принцип научности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип системности, заключающийся в единстве целостных ориентиров, целей, стиля, содержания, форм и методов.

5. Принцип развития ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать детям оценить их выбор в повседневной жизни.

6. Принцип добровольности.

7. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости.

Программа составлена таким образом, что в каждом классе изучаются темы о здоровом образе жизни.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч в год, 102 ч за курс обучения.

Программа состоит из блоков, содержание которых соответствует определенному возрасту учащихся и реализуется в рамках одного года. Содержание по классам не взаимосвязано, но направлено на формирование общей компетенции учащихся. Поэтому рекомендуется программу «Школа выживания» реализовывать в течение 7 лет: с 1 по 7 класс, но возможна реализация в течение 1 года по содержанию, соответствующему тому или иному возрасту.

Содержание каждого класса обучения содержит практические работы, выполнение которых обязательно для реализации программы.

Планируемые результаты.

Личностными результатами

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказывать бескорыстную помощь людям, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:

Находить ошибки при выполнении различных заданий, отбирать способы их исправления;

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:

Воспитание патриотизма и любви к Родине;

Формирование качеств, необходимых в жизни, в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;

- знание основ безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и реальных возможностей;

Формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Умение оказать первую помощь пострадавшему при травмах и ранениях.

Учащиеся будут иметь возможность сформировать следующие качества личности:

Умение оценивать чрезвычайную обстановку,

Умение принимать решения в ЧС,

Саморегуляции,

Уверенности,

Воли,

Бесконфликтного общения.

Учебно-тематический

5 класс:

6 класс: 7 класс:

Содержание программы.

    класс:

Правила личной гигиены: гигиена рук, органов зрения, слуха. Чистка зубов. Викторина «Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены».

2.Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного, криминогенного характера - 31 ч.

Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях и других объектах народного хозяйства.

Правила поведения в зоне радиоактивного заражения и на местности с повышенным радиационным фоном.

Практическая работа «Надевание противогаза».

Приборы радиационной и химической разведки, их назначение, устройство и применение.

Воздействие вибрации и шума на человека.

Средства индивидуальной защиты.

Способы защиты дома.

Аудиоплеер на улице: враг или развлечение.

Меры предосторожности во время нахождения на улице в темное и светлое время суток. Одежда, украшения, малолюдные места.

Правила действий во время преследования.

Поведение при возникновении агрессии чужого человека.

Нападение в автомобиле.

Правила поведения при уличном ограблении.

Приемы самообороны.

Практическое занятие «Приемы самообороны».

Виды мошенничества и правила безопасного поведения при встрече с мошенниками.

Правила поведения при вымогательстве, шантаже, мошенничестве, краже.

Телефонные мошенники. Способы борьбы.

Способы оказания психологической поддержки слабым, младшим.

Приемы психологического воздействия на толпу.

Приемы психической саморегуляции.

Террористическая опасность в современных условиях.

Поведение при террористических атаках.

Практическая работа «Первая медицинская помощь при ушибах, переломах».

Шок, кровопотеря.

Зоны повышенной опасности: стадионы, вокзалы, рынки, дискотеки и т.д.Правила поведения.

    класс:

1.Основы здорового образа жизни- 3 ч. Компьютерная опасность. Правила работы за компьютером. Перегрузки физические и эмоциональные.

2.Ориентирование- 31 ч.

Ориентирование и топография.

Способы ориентирования.

Изучение топографических знаков.

Практическая работа «Чтение топографических знаков».

Понятие «Рельеф». Способы изображения рельефа.

Чем отличается план от карты.

Масштабы карт. Определение расстояния на картах.

Практическая работа «Определение расстояния на карте».

Стороны горизонта.

Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, полярной звезде. Выход на крупные ориентиры.

Ориентирование в городе, среди больших зданий.

Ориентирование в лесу.

Ориентирование в поле.

Ориентирование по местным признакам

Определение азимута. Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира).

Ориентирование с помощью компаса.

Практическая работа «Изготовление компаса из подручных материалов».

Ориентирование на местности и составление карты местности.

Практическая работа «Ориентирование на местности».

Практическая работа «Составление карты местности».

Составление маршрута по легенде.

Движение по заданному азимуту.

Изображение схемы маршрута.

Глазомерная съемка местности

Определение высоты и ширины недоступного объекта.

Практическая работа «Определение высоты недоступного объекта».

Практическая работа «Определение расстояния до недоступного объекта».

Способы определения расстояния на местности.

Следы. Характеристика следов.

Практическая работа «Измерение своего среднего шага». Упражнения на прохождение отрезков разной длины.

Практическая работа «Преодоление заболо­ченного участка при помощи жердей».

    класс:

1.Основы здорового образа жизни- 2 ч. О вреде курения. Социальное значение курения. Проект «Мы – против курения!»

2. Автономное существование человека-32 ч.

Различные природные явления и причины их возникновения.

Защита населения от ЧС природного характера.

Природоохранный кодекс туриста.

Способы преодоления страха, паники, конфликтов.

Правила передвижения в различных условиях.

Правила установки палаток. Установка и снятие палаток разных типов.

Практическая работа «Установка палаток».

Правила оборудования бивуака. Сооружение временного укрытия.

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное кухонное оборудование.

Выбор места для костра. Типы костров.

Правила и способы разведения костра.

Практическая работа «Разведение костра».

Методы хранения и переноски огня.

Подача сигналов бедствия. Международная кодовая система сигналов бедствия.

Добыча пищи и воды. Приготовление пищи на костре.

Правила расфасовки и хранения продуктов в экстремальных условиях.

Обеззараживание воды. Практическая работа « Изготовление фильтра для воды».

Виды узлов . Практическая работа «Вязание узлов».

Устройство карабина и назначение страховой системы.

Техника безопасности при работе с туристическим топориком, ножом, пилой.

Правила укладки рюкзака.

Лекарственные растения. Их использование в походе.

Аптечка туриста. Препараты аптечки, их назначение и применение.

Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. Транспортировка пострадавшего. Правила транспортировки.

Желудочно-кишечные заболевания и отравления. Проведение сердечно-легочной реанимации.

Укладка бревна и пере­права по бревну.

Движение по узкому лазу.

Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки. Профессия спасателя. Требования к личности спасателя и его профессио­нальной подготовке Значение службы МЧС в России. Экскурсия в часть МСЧ.

Однодневный поход.

Список использованной литературы

    «Педагогика здоровья», программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999год.

    «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,

    «50 уроков здоровья», Н.Коростелев, М., 1991 год.

    Энциклопедия выживания. Борис Кудряшов. «Один на один с природой», Краснодар, «Советская Кубань» 2001г.

Описание

материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Согласовано Согласовано

на заседании ШМО заместитель директора по УВР

Протокол № 1 ______________Парфенова А.А.

Коновалова Н.В.

МОУ « Большеяниковская средняя общеобразовательная школа»

« школа выживания»

руководитель

Преподаватель – организатор ОБЖ

Программа школы выживания "Факел"

В условиях дополнительного образования возникла необходимость в построении такого курса безопасности жизнедеятельности , который бы восполнял пробелы школьной программы ОБЖ, и вместе с тем, существенно расширял бы данный курс. Дополнял бы его практическими навыками не только безопасности в конкретных случаях и ситуациях, но и способствующему комплексному развитию ключевых компетенций личности.

Цель программы :

создание условий для комплексного развития потенциала личности и повышения возможностей адекватного реагирования в экстремальных ситуациях, формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание

для достижения указанной цели решаются следующие задачи

формирование духовно-нравственных качеств личности;

содействовать освоению обучающимися навыков самостоятельной технической и биологической исследовательской работы;

предоставить возможность развития саморегуляции собственного поведения на основе развития вариативности и толерантности мышления и поведения;

создать условия для освоения учащимися практических знаний по условиям и параметрам успешной жизнедеятельности в различных условиях, которые сводятся к некоторым базовым типам;

организация досуга детей;

научить подростков проводить элементарные научные исследования и полевые работы;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества. Правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Программа объединения школы выживания рассчитана на учащихся 6-8 и 9-11классов и предусматривает приобретение необходимых навыков получение знаний по ОБЖ, спортивных разрядов по туризму, туристическому многоборью, спортивному ориентированию . Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей ОБЖ, преподавателей физической культуры.

Программа рассчитана на 2 года обучения, но и может быть использован и в более длительный срок. Программа первого года обучения (начальная подготовка) может быть использована и в течение двух лет, а после прохождения двухлетнего цикла преподаватель может дополнить ее, исходя из своего опыта, специализации, интересов обучающихся. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Первый и второй год обучения предполагают преподавание основ туризма, ориентирование, знакомство с проведением туристических соревнований в качестве участников (пешеходный, лыжный, велосипедный)

В связи с спецификой работы туристических объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, установлено-4 часов, за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристические мероприятия -8 часов. Практическое занятие можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить внимание на общефизическую и специальную подготовку. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения 15 человек, в последующие годы не менее 12 человек. При наборе обучающихся первого года следует комплектовать группу с превышающим количеством состава обучающихся, так как существенно естественный отсев членов кружка в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом кружковцев, но по мере роста опыта занимающихся сделать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, преподаватель должен воспитывать в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием является участие в подготовке туристических мероприятий, проводимых в своем образовательном учреждении, района, республики. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать опытных судей, туристов, спортсменов. После каждого года за рамки учебных часов проводится многодневные туристическое мероприятие - поход, слет, соревнования, сборы, туристический лагерь.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ План ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ

(первый год обучения)

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Практические занятия

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма

Воспитательная роль туризма

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

Способы ориентирования

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Краеведение

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев

Изучение района путешествия

Общественно полезная работа и путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма и влияния физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

ИТОГО за период обучения

Зачетный степенной поход вне сетки часов


1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Туристическое путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация развития туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма. Пешеходный, лыжный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме . Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивное ориентированию, туристическому многоборью.

Краеведение. Туристическое - краеведческое движение учащихся « Отечество», основные направления движения.

1.2 Воспитательная роль туризма.

Значение туристическо-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке защите Родины. В выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно полезная работа. Роль туристической работы в деятельности формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и в обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива .

1.3 личное и групповое туристическое снаряжение.

Понятие о личном и групповом туристическом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно, трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжения для зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, и др. особенности снаряжения для зимнего похода.

Практическое занятие укладка рюкзаков, подгонка снаряжения, работа с снаряжением, уход за ним и ремонт.

Цель:

Создать условия в «Школе выживания» для формирования у воспитанника потребности в здоровом образе жизни, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; Развитие физических качеств и социально-коммуникативных навыков и умений; Раскрывать личностный потенциал ребенка, развить у него природные задатки и творческие способности.

Организационно-педагогические основы обучения.

Реализация данной программы предполагает, что главная задача, стоящая перед воспитанниками «Школы выживания» - формирование социальных потребностей, мотивов интересов, связанных со здоровым образом жизни, готовности использовать спортивные достижения для сохранения здоровья и высокой работоспособности, Учебные планы всех направлений, входящие в «Школу выживания» рассчитаны на 4 года обучения. Программа предусматривает изучение теоретических и овладение практических знаний по следующим направлениям спортивной деятельности:

Направление «Туризм» предназначено для формирования у учащихся представлений о туристическом спорте и его развитии, жизненно-важных двигательных умений и навыков, привитие любви к родному краю, коллективизма. Последним этапом в овладении является многодневный поход по местам родного края.

На занятиях «Школы выживания» при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию образовательной деятельности . (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются педагогами на занятиях. Умело применяются в работе педагогические приемы: убеждения, разъяснения, поощрения, порицания, используются яркие убедительные примеры из жизни выдающихся спортсменов, как пример для подражания.

НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»

Состоит из следующих разделов:

Пешеходный туризм;

Занятия по «Туризму» направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, мужества, настойчивости, дисциплинированности, воспитания чувства коллективизма, любви к природе, расширения кругозора. До выхода на маршрут проводятся специальные тренировки, на которых воспитанники «Школы выживания» отрабатывают элементы спортивной и туристкой техники: устанавливают палатку, разжигают костры, укладывают рюкзак.

В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:

Иметь представление:

Об истории туризма,

О видах и формах туризма,

Об основных элементах топографии,

Об условных топографических знаках,

О гигиеническом обеспечении туристических путешествий,

О видах самомассажа,

О правилах мед. подготовки,

О правилах поведения в экстремальных ситуациях,

О правилах безопасности во время стрельбы,

О прохождении препятствий,

О судействе на соревнованиях.

Программа кружка «школа выживания»

Количество часов

теория

практика

Техника безопасности на занятиях

Экстремальные ситуации в природе и их причины

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Психологические основы выживания в природных условиях

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию

Надежная одежда, обувь, необходимые для безопасности

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Определение направления выхода

Ориентирование

Выход к населенному пункту (по местным предметам)

Сооружение временного жилища

Способы добывания огня

Обеспечение питанием и водой

Поиск и приготовление пищи

Сигналы бедствия

Смена климатографических условий

Международный код визуальных сигналов

Ориентирование по сторонам света

Ориентирование по звездам

Определение сторон света с помощью местных предметов

Правила разведения костра

Типы костров

Питание на природе

водообеспечение

Дикорастущие съедобные растения

Приготовление пищи

туристические узлы

Прямой узел

Встречный узел

Ткацкий узел

Грейпвайн узел

Зимний туризм

Техника безопасности во время лыжных походов

Тропление лыжни

Азимутальный ход

Спуск и подьем с горы на лыжах

Описание туристического маршрута (зимний маршрут)

Ремонт инвентаря в условиях природы

Первая медицинская помощь

Семафорная азбука

Вязание морских узлов

Морское троеборье

Установка палаток

52

Ожидаемый результат реализации программы:

развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям;

повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;

изменение личностных установок – компенсация хотя бы отдельных «минусов» в структуре социогена, развитие толерантности и терпимости к чужому мнению, повышение возможностей саморегуляции собственного поведения;

повышение сопротивляемости агрессивным факторам внешней среды;

приобретение навыков экологического конструирования и исследовательской деятельности .

Необходимость в организации «Школы выживания» заключалась в развитии социальной адаптации подростков в современном мире, которая невозможна без организации непрерывного воспитания и образования, что создает оптимальные условия для раскрытия личностного потенциала и всестороннего развития. «Школа выживания» включает в себя огромное разнообразие и выбор спортивной деятельности и физической подготовки.

«Школа выживания» направлен на развитие необходимых физических качеств будущих защитников Отечества. Чтобы в совершенстве овладевать боевым мастерством, оперативно решать задачи, необходимо быть сильным, мужественным, выносливым человеком.

Туризм - это путешествие, увлекательные походы, где воспитанники изучают свой край, воспитывается любовь к природе, расширяется кругозор. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека, он учит коллективизму, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи . Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является средством познания красоты. Руссо в туристических походах видел средство патриотического воспитания молодежи.

Все перечисленное многообразие спортивной деятельности, входящее в «Школу выживания», является лучшей, социальной адаптацией для подростков, одним из средств всестороннего гармонического физического развития детей . Занимаясь такими разнообразными видами спортивной деятельности, воспитанники «Школы выживания» развивают и соответствуют такие физические качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость, умение находить выход из любой нестандартной жизненной ситуации.

Уметь:

Ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным

предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить


костры, готовить пищу.

Элементы рукопашного боя

1) Защита от прямых и боковых ударов кулака 1

2) Захват атакующей руки и ноги противника 1 1

3) Безопасное положение противника 1 1

4) Удары ножом и их отражение

5) Выбивание ножа в момент нападения

6) захват руки с ножом и обезвреживание противника

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТУРИЗМУ

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной спортивной, исследовательской целью.

Прогулка - это передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной целью.

Туристская экспедиция - это организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Местность - означает определенное пространство на земной поверхности, на котором принято различать рельеф и местные предметы.

Рельеф - совокупность всех неровностей, образующие земную поверхность. Хребет - вытянутая в одном направлении возвышенность.

Седловина - пониженная часть хребта или вытянутой горы, расположенная между двумя соседними вершинами.

Барханы - не закрепленные растительностью сыпучие песочные бугры полулунной формы с выпуклостью против ветра.

Холм - небольшая округлая возвышенность высотой менее 200 м и с пологими склонами и неясно выраженным подножием.

Увал - пологая вытянутая возвышенность высотой менее 200 м с округлыми склонами и не резко выраженной подошвой.

Долина - вытянутая в длину полая форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.

Пойма - заливаемая во время половодий часть долины.

Овраг - узкое, вытянутое понижение местности с крутыми или обрывистыми

склонами.

Балка - сходна с оврагом, но имеет пологие, часто задернованные склоны.

Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении. Водослив - линия соединяющая низкие точки по дну лощины.

Котловина - понижение местности, замкнутое со всех сторон.

Карта - изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна земли.

План - уменьшенное изображение любой местности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе.

Бергштрих - направление понижения склона указанный этим знаком.

Масштаб - отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины.

Координаты - угловые и линейные величины, характеризующие положение точек на поверхности или в пространстве.

Ориентирование - определение места своего расположения относительно сторон горизонта окружающих местных предметов и рельефа местности.

Тандем - сдвоенное расположение палаток

ВПС (военно-прикладной спорт)

для педагогов

1. «На военизированной полосе препятствий» Воениздат

1995 г .

2. «Военизированная полоса препятствий» 1988 г.

3. «Нужна школа подготовки к жизни» 1999 г.

4. Рипа подготовки к воинской службе" 1988 г.

для учащихся

1. Евдокимов B. C. «А ну-ка, парни!» 1998г.

2. Евдокимов B. C. «Один день в армии» 1998 г.

3. «Час допризывной подготовки» 1987 г.

4. М «Военно-спортивный праздник в школе» 1983 г.

5. "А ну-ка, мальчики«,1988 г.

6. «А ну-ка мальчики» 1988 г.

7. «А ну-ка парни» 1988г.

ТУРИЗМ

для педагогов

1. , «Туристская топография» Москва 1985г.

2. «Туризм» Москва Просвещение 1988 г.

3. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» Москва

Что сильнее всего может сплотить семью? Что остается в воспоминаниях детей и взрослых? Конечно, приятные, веселые, добрые моменты проведенные вместе! Семейные праздники и традиции помогают создать ценную «копилку» воспоминаний, которая останется с каждым на всю жизнь. Часы, проведенные с ребенком за совместными делами закладывают те самые традиции , на которых потом, в более взрослом возрасте строятся уважение, доверие, искренность, помощь детей своим родителям, взаимопонимание в семье. Семейные с мероприятия-фундамент прочных отношений и большой вклад в развитие ребенка. Именно в семье у ребенка закладывается модель его собcтвенной будущей жизни.

Как давно вы играли с детьми в совместные игры, становились частью семейной истории, вовлекались в интересы своих детей и их друзей, при этом отдыхая сами? На этих выходных у вас есть такая возможность!

Присоединяйтесь к нам и проведите незабываемые выходные, отвлекитесь от будней текущих дел!

Мы приготовили для вас предложение, которое большинство родителей не оставит равнодушным!

Семейный лагерь одного дня от проекта «Федерация» - это возможность провести увлекательный и незабываемый день в команде инструкторов Школы выживания, обучившись преодолению опасностей в дикой природе и современном городе! Но это не только выживание физическое, ведь не так часто мы остаемся один на один в совсем дикой природеJ. Выживание - это прежде всего набор действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях стресса и неопределенности.

Так же на программу принимаются дети без родителей, наши вожатые на один день смогут заменить любящих мам и пап, ведь такое упускать не стоит!

Итак, на нашей программе одного дня «Федерация» мы научимся:

  • Разведению огня без спичек
  • Постройке временного убежища
  • Определять следы животных и человека
  • Вязать различные узлы
  • Добывать воду
  • Справляться со стрессом
  • Уметь согреваться или наоборот охлаждаться в зависимости от экстремальных погодных условиях
  • Обрабатывать раны и оказывать первую медицинскую помощь без медикаментов!
  • Справляться с голодом (но есть мы будемJ)

И так как наше путешествие приурочено к 23 февраля, мы потренируемся в сборке и разборке автомата и даже научимся ходить по минному полю!

Отличный подарок на 23 февраля-как родителям, так и детям!

Где : тренировочная база «Академии Выживания» (Руза)

Время встречи у автобуса: 9.30

Время приезда обратно в Москву: ориентировочно в 19.00

Питание на базе: походное+всегда горячий чай с вкусняшками!

Кто проводит занятия: профессиональные инструктора «Академии Выживания» и проекта «Федерация» сайт

Немного о тренерах : Академию Выживания возглавляет Колесников Дмитрий Викторович, черный пояс 2-й дан по таэквон-до, кандидат в мастера спорта по самбо, экс - капитан сборной г. Москвы. Руководитель отделения Рукопашного боя и акробатики Рос Центра Каскадеров "ТРЮК", постановщик трюковых сцен. Человек, чья харизма и опыт покоряет с первых минут знакомства!

Собравшись у автобуса на станции метро Мякинино, отметившись в списках у сопровождающих, отправляемся в настоящее приключение! Внешний вид и полная экипировка - походно-спортивная, ведь, уже с первых минут по прибытию нас ждет насыщенная программа!

КГОУ ЛИ Алтайский краевой педагогический лицей

Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»

« Школа выживания »

Программа дополнительного образования

Составила педагог–организатор Арвачева С. В.

2009г.

«Школа выживания »

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.

Цели и направления деятельности программы «Школа выживания»

Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям выживания в природной среде.

    ознакомить школьников с основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

Научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

Воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений;

Помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической деятельности;

Воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Тематический план.

Разделы

Часы

Проблемы вынужденного автономного существования

2. Подача сигналов бедствии.

3. Ориентирование на местности.

4. Определение направления и движения по азимуту.

5. Организация убежища и укрытия.

6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

7. Питьевой режим и добывание воды.

8. Питание и добывание пищи.

9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Итого

10часов

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел 2. Подача сигналов бедствия.

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

Раздел 3. Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.

Азимут, определение, отсчет и назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

Раздел 5. Организация убежища и укрытия.

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение, обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Раздел 8. Питание и добывание пищи.

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.

Раздел 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута. Составление план-графика.

Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения, комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание лагеря.

Личная гигиена в походе.

Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.

Раздел 10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

Вид итогового контроля – проведение итоговой туристической эстафеты.

Во время прохождения этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу «Школа выживания».

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.