Основные мероприятия по обеспечению выполнения требований фгос ноо. Требования к современному уроку в рамках фгос

Ключевым в теме выступления является устойчивое словосочетание «требования ФГОС НОО». Напомню, что в соответствии с ФГОС НОО (далее – cтандарт) выделяют три группы требований:

– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО);

– к структуре ООП НОО;

– к условиям реализации ООП НОО.

Чтобы обеспечить выполнение предъявленных требований, все проводимые мероприятия, на мой взгляд, целесообразно поделить на следующие направления:

– нормативно-правовое обеспечение,

– методическое сопровождение перехода на ФГОС,

– кадровое обеспечение,

– информационное обеспечение,

– материально-техническое обеспечение.

Нормативно-правовое обеспечение

Это направление было реализовано на подготовительном этапе введения cтандарта. Речь идет о документах федерального, регионального, школьного уровней. Поскольку об этом в свое время очень подробно говорилось, в целях экономии времени перейду к следующему пункту.

Методическое сопровождение перехода на ФГОС

В результате изучения степени информированности учителей о введении ФГОС НОО был выявлен достаточно низкий уровень владения информацией об основных документах, регламентирующих введение и реализацию cтандарта, об их содержании, принципиальных отличиях от «предшественников», особенностях работы в новых условиях. Поэтому основным источником информации для педагогов являлась и является школа.

Вопросы введения и реализации cтандарта с 2010 года в системе рассматриваются на заседаниях педагогического и методического советов, школьных методических объединений учителей:

«Формирование учебной самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности младшего школьника», 2010;

–«Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО», 2011;

–«Системно-деятельностный подход в образовании как основа ФГОС НОО», 2012;

–«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе», 2013;

–«Педагогическая диагностика универсальных учебных действий (УУД) младших школьников в рамках ФГОС НОО», 2014.

Школа приступила к работе по новому стандарту уже имея положительный опыт использования таких образовательных технологий, как технология развивающего обучения, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии. Накоплен значительный материал по вопросам проектной деятельности в начальной школе, формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Методического сопровождения требует вопрос новой системы оценивания результатов обучения и развития. В этом плане педагоги используют различные виды «портфолио», папки учебных достижений.

Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО осуществляется с использованием следующих процедур: педагогическая диагностика, контрольные работы по предметам, комплексная проверочная работа.

Подробнее остановлюсь на педагогической диагностике. Буквально до прошлого учебного года оценка результатов формирования основных УУД носила чисто субъективный характер, поскольку не было специального инструмента, которым для нас стали методические рекомендации издательского дома «Федоров» по педагогической диагностике стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе и мониторингу метапредметных УУД. Для нас ‒ это поистине находка; уже рекомендовала администрациям отдельных школ и вновь настоятельно советую применять эти рекомендации в своей работе. На сегодняшний день они разработаны на первый и второй годы обучения, ожидаем на третий и четвертый.

Результаты этой диагностики позволят педагогу оказать адресную помощь и поддержку каждому ученику и «настроить» процесс обучения класса в целом. Эта диагностика (изначально стартовая) и открывает портфолио ребенка, которое затем будет пополняться новыми материалами.

Предлагаемые критерии диагностики ребенка вытекают из требований стандарта и соответствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Занкова, но могут использоваться в работе с различными учебно-методическими комплектами (УМК).

Поскольку организационный раздел ООП включает в себя помимо учебного плана НОО и план внеурочной деятельности (ВУД), важно обеспечить мониторинг ВУД. В блоке методического сопровождения стандарта необходимо сделать акцент и на изменения в анализе деятельности учителя и учащегося со стороны администрации, который в свете новых требований направлен на выявление сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов освоения школьниками ООП.

Сегодня для учителя важно уметь:

– точно определять цель и задачи урока;

– изначально ставить перед детьми, а затем обучать их ставить учебную задачу;

– создавать условия для деятельности учеников;

– моделировать гибкую структуру урока;

– развивать у детей навыки самоконтроля, самооценки и коммуникации в учебной деятельности.

Задача заместителя директора – проследить динамику изменений в деятельности педагога, помочь учителям в организации учебного процесса.

Чтобы стабилизировать качественные показатели обученности учащихся, необходимо выстраивать систему преемственности между дошкольным звеном и начальной школой, начальной школой и основной школой. В этом плане прошедшие за последние годы встречи с воспитателями МДОУ и учителями старшей школы непосредственно касались вопросов реализации стандарта:

– «Знакомство воспитателей МДОУ с методами и приемами формирования УУД на уроках в первых классах»;

– «Результаты комплексной диагностики обучающихся первых классов»;

– «Организация внеурочной деятельности в первых классах в свете требований ФГОС НОО»;

– «Уровень сформированности умений выпускника МДОУ планировать действия в соответствии с поставленной задачей совместно с воспитателем»;

– «Условия возможного адаптированного применения «дошкольных» методов и приемов в начальной школе в условиях ФГОС»;

– «Единые подходы к уровню требований в разрезе стандартов второго поколения в начальной и основной школе»;

– «Оценка и отметка на уроках английского языка в начальной и основной школе»;

– «Промежуточные итоги работы начальной школы по стандарту второго поколения».

Очень важно, чтобы вопросы преемственности рассматривались не на уровне содержания образования, а на уровне организации деятельности детей. А чтобы стандарт основной школы не «пробуксовывал», необходимо отрабатывать технологии и методики развивающего обучения не только в начальной, но и в основной школе.

Необходимой составляющей методического сопровождения стандарта является обобщение и представление опыта работы по данному вопросу. Сегодня мы представляем на выставке свой опыт, который, еще раз повторюсь, начали собирать, обобщать, систематизировать гораздо раньше внедрения нового стандарта.

Кадровое обеспечение

О проблеме непосредственно кадровой обеспеченности сегодня можно говорить много, эмоционально и с надрывом.

Пользуясь тем, что здесь присутствуют и представители муниципальных отделов образования и комитета образования области, от себя лично и от лица директоров городского округа заявляю, что сегодня это проблема не конкретной школы и конкретного директора, а проблема области в целом, и решать ее нужно в соответствующих масштабах.

А если говорить об имеющихся кадрах, то, разумеется, каждый педагог, начинающий свою работу в соответствии с ФГОС, должен в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС, чтобы быть готовым к осуществлению образовательного процесса в новых условиях. Отдельное внимание сегодня уделяем повышению ИКТ-компетентности, так как учителя должны быть готовы к применению средств ИКТ в обучении современных детей.

Работа учителей в информационном пространстве, ведение персональных сайтов – важный ресурс педагогической деятельности и одновременно фактор, способствующий повышению их квалификации. На сегодняшний день курсовая подготовка в соответствии с требованиями ФГОС НОО пройдена всеми педагогами школы за исключением одного молодого специалиста, которая в настоящее время является слушателем таких курсов, а также учителей физкультуры, изобразительного искусства, музыки, которые пройдут соответствующую курсовую подготовку в 2014 году. Работая на местах, мы видим, что, с одной стороны, администрация обязана проводить инструктивно-методическую и индивидуальную работу с педагогами, а, с другой стороны, настойчиво побуждать их к самообразованию и контролировать эту работу. В нашей школе этот контроль проходит через выступления педагогов на заседаниях школьных методических объединений, ежегодные отчеты по самообразованию каждого педагога в конце учебного года, анализ этой работы заместителем директора на педагогическом совете в августе каждого года.

Информационное обеспечение

Осуществляется всестороннее информирование общественности и участников образовательного процесса по реализации ФГОС.

Вопросы введения ФГОС обсуждались и обсуждаются на заседаниях управляющего совета, родительских собраниях, заседаниях педагогического и методического советов, школьных методических объединений учителей.

С данной информацией можно познакомиться в анализе работы и публичном докладе директора школы за последние три года, также она размещена на сайте школы.

В рамках работы по преемственности планируем встречи с родителями МДОУ, чьи дети по окончании получения образования в детских садах продолжают его в начальной школе.

Материально-техническое обеспечение

Разговор о материально-техническом обеспечении начну с условий школьной жизни: учебные занятия проводятся в одну смену; имеется столовая на 226 мест; актовый зал на 186 мест; два спортивных, один тренажерный зал, кабинет ритмики, спортивная площадка, стадион на территории школы; библиотека с читальным залом; компьютерный класс; кабинеты для проведения занятий; кабинеты педагогов дополнительного образования.

Обеспеченность учебниками учащихся 1-4 классов составляет 100%. Осуществляется поэтапное оборудование кабинетов в соответствии с требованиями СанПиН и требованиями к условиям ФГОС НОО.

Существенны изменения, связанные с использованием педагогами большего количества компьютерного оборудования, чем это было раньше: проекторов, ноутбуков, интерактивных досок и др. На сегодняшний день в школе насчитывается компьютеров – 64 шт.; проекторов – 21 шт.; интерактивных досок – 2 шт.; оснащенных предметных кабинетов – 1 шт. Должна сказать, что для начальной школы численностью 775 человек при наличии 31 класса-комплекта этого недостаточно. Даже максимально используя свой собственный финансовый ресурс, мы не можем решить эту проблему. Причины: – в каждой параллели по 8-9 классов, помимо этого имеются кабинеты специальных дисциплин, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, которые также нуждаются в компьютерном оборудовании;

– техника достаточно быстро устаревает и морально и физически; не успев приобрести новую технику, мы параллельно вынуждены заменять (обновлять) старую;

– отсутствие дополнительных средств на школу как на пилотную площадку по апробации механизма введения ФГОС НОО (а мы уже четвертый год в эксперименте).

Таким образом, я представила работу школы по обеспечению выполнения требований ФГОС НОО в определенных нами направлениях. О «проблемных» вопросах я упомянула в ходе своего выступления, однако все они решаемы, это лишь вопрос времени и средств.

Н.А. Зильберман, директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» г. Биробиджана

Итоговая работа слушателя курсов

«Модернизация образования

в условиях новых ФГОС основного

общего образования»

по теме

«Формирование УУД на уроке математики

в рамках требований ФГОС».

2013 год.

Введение.

Требования ФГОС к изучению математики в основной школе:

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов.

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Цели (задачи) урока

образовательные :

Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

воспитательные :

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

развивающие :

- Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Опорные понятия, термины

Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними

произведение десятичной дроби на натуральное число

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.

Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;

1330; 1331; 1332

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В паре улыбаются друг другу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На доске записаны числа.

12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 .

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

I - натуральные числа:

76; 568; 12; 578; 99 .

II – десятичные дроби.

12,34; 5,98; 0,136; 98,1; 0,03;

Регулятивные УУД : уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД : уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное УУД

3.Целеполагание и мотивация

Как вы думаете какая тема нашего урока?

Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Умножение.

Умножение десятичных дробей.

Натуральные .

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

- Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Регулятивные УУД :

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам.

Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,23 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,4 дм (жёлтый квадрат)– 2 группа

Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.

1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 13,6 (дм)

А как по-другому можно было найти тот же периметр?

Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)

123 · 4 = 492 ;

34 · 4 = 136.

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Найти сумму длин сторон.

В тетрадях: 1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм)

Умножить длину стороны квадрата на 4

В тетрадях: 123 · 4 = 492 ;

34 · 4 = 136.

Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Регулятивные УУД :

уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД : адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

5.Первичное закрепление

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. 55; №1

Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.

Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а ,б,в; 1307.

Выполняют задание самостоятельно в тетради:

1) №55; № 1 , самопроверка, проговаривая устно цепочкой;

2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а ,б,в; 1307.

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

І вариант

1) Выполните действия:

а) 8,353 Ч 7 =

б) 62,32 Ч 9 =

в) 0,0005 Ч 54 =

г) (65,51 – 8,367) Ч 27 =

ІІ вариант

1) Выполните действия:

а) 5,249 Ч 9 =

б) 27,43 Ч 7 =

в) 0,007 Ч 63 =

г) (45,67 – 5,085) Ч 23 =

Решение самостоятельной работы.

І вариант

1) Выполните действия:

а) 8,353 Ч 7 = 58,471;

б) 62,32 Ч 9 = 560,88;

в) 0,0005 Ч 54 = 0,027;

г) (65,51 – 8,367) Ч 27 = 1542,861

ІІ вариант

1) Выполните действия:

а) 5,249 Ч 9 = 47,241

б) 27,43 Ч 7 = 192,01

в) 0,007 Ч 63 = 0,441

г) (45,67 – 5,085) Ч 23 = 933,455

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют самостоятельная работу.

Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.

Регулятивные УУД :

уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Подведение итогов урока.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке.

Какую цель ставили?

Достигли цели? Почему?

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1330; 1331; 1332

Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

9. Рефлексия

Организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

Что вы использовали для достижения цели?

Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число?

Проанализируйте результат своей работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия .

Анализ урока с точки зрения требований ФГОС.

В процессе формулирования темы урока, определения цели и задач принимали участие сами учащиеся. Работа велась по плану, составленному учителем. Деятельность учащихся была организована с применением групповой и индивидуальной работы. Учащиеся самостоятельно формулировали возникшие затруднения и осуществляли их исправление. Применялись формы самоконтроля и взаимоконтроля. В конце урока учитель выяснил у учащихся, что они узнали и запомнили из урока. Организована рефлексия. В течение всего урока целенаправленно способствовалось формирование нескольких универсальных учебных действий.

Разъяснены отдельные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

Так, уделено внимание ключевым особенностям ФГОС; статусу и формату примерной основной образовательной программы (ООП); взаимосвязи ФГОС, примерной ООП общего образования, ООП и образовательной программы школы. Рассматриваются переход образовательного учреждения на ФГОС, изменения в связи с его введением, внеурочная деятельность и др.

ФГОС включает в себя требования к структуре и результатам освоения ООП, условиям ее реализации. Это основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм обучения.

Он разрабатывается поэтапно по ступеням обучения соответственно для начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящее время утверждены стандарты для начального (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех российских образовательных учреждениях начнется с 2011/12 учебного года. Обязательное обучение по ФГОС на ступени основного общего образования - с 2015/16 учебного года; среднего (полного) общего образования - с 2020/21.

На ФГОС можно перейти поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС (в 5 классах - начиная с 2012/13 учебного года, в 10 - с 2013/14).

Установлены критерии готовности образовательного учреждения к такому введению, мероприятия для его обеспечения.

Для содействия органам исполнительной власти субъектов Федерации в организации введения ФГОС создан соответствующий Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России.

Тема: Проектирование современного урока в рамках требований ФГОС ООО

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на семинаре Проектирование современного урока в рамках требований ФГОС постараемся рассмотреть следующие вопросы:

Отличие современного урока от традиционного.

2. Структура урока по ФГОС

3. Типология современного урока

4. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Конечно же Первый шаг на пути введения ФГОС ООО - знакомство с нормативными документами. Эти документы представлены на слайде.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

    резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу ; несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.


В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Новые требования к уроку

Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся, а во второй части семинара попробуем прописать в готовой технологической карте деятельность ученика В чём отличие дидактических требований к этим урокам.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на тех же принципах, что и раньше. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

    определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т. д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных УУД.

Как подготовить современный урок.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

    комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития; выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализиру­ется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Кон­трольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения и коррекции знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую уча­щихся к цели.


Подготовка учителя к уроку

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реально­го продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:

Тему и номер урока в теме; базовый учебник; цель; Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. тип урока; формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т. д.) перечень и место учеб­ных демонстраций; время на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия ; структуру урока — последователь­ность учебных ситуаций при изложении учебного материала и прове­дении самостоятельной работы учащихся.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

    Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. Сообщение нового материала. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). Закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

    название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

    реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать их; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; соотнести результат с целью обучения после создания продукта

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:

    необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

Вашему вниманию предлагаем примерный шаблон технологической карты.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

на слайдах и у вас на парте

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы,

Контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Хотелось бы остановиться на словах уинн «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».

Вторую часть семинара посвятим практической работе с технологическими картами.

Рефлексия при помощи «Карты»

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.