Онлайн уроки домры, как играть на домре, класс домры, обучение домре. Домра: история, видео, интересные факты, слушать Почему я играю на домре

преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ№1» (Рубцовск)

Приемы игры на домре

Домра - древнерусский народный струнно-щипковый инструмент с корпусом овальной формы. Принадлежит семейству так называемых тамбуровидных инструментов. Наибольшее распространение домра получила в России в XVI веке. Впоследствии начались гонения на скоморохов, и домра исчезла из быта народа. В 90-е годы XIX века инструмент был восстановлен, заново сконструирован. Тогда же возникла проблема определения целесообразности приёмов игры. Учились играть по сохранившимся старинным документам. В них упоминалось о способе игры на домрах при помощи «пиорки» (пера, пёрышка). Это упоминание послужило основанием для установления способа игры на домрах плектором (медиатором). Это твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы. Поскольку извлечение звука на домре осуществлялось при помощи медиатора, то и первые способы игры на ней складывались из уже существующих приёмов: одинарного удара медиатором по струне вниз, размеренного чередования ударов медиатором вниз и вверх. На использовании этих приёмов игры и была основана техника игры на домре в те годы. Но позже особенности диапазона инструмента, совершенствование исполнительской техники и общий прогресс исполнительской культуры на народных инструментах способствовали изобретению новых приёмов игры на домре.

Прием игры-технический способ достижения нужного звучания на инструменте. В методической домровой литературе артикуляционно-штриховое обозначение приёма вниз, вверх носит название «удар вниз» и «удар вверх». Это не совсем правильно, так как «удар» один из видов туше на домре. По мнению В. Круглова, правильно считать направление движения медиатора: вниз и вверх. На начальном этапе обучения при игре медиатором движения кисти правой руки должны быть плавными, нажимными и скользящими по струне. Можно рекомендовать эти движения вначале проработать на столе без инструмента. Для этого надо положить предплечье правой руки на стол стороной локтевой кости, слегка приподнять запястье и, не отрывая мизинец от стола сделать несколько вращательных (ротационных) движений. Далее переместить предплечье правой руки на струны и повторить это движение. Иногда причиной «неудачного» знакомства со струной может быть неправильная педагогическая установка, которая провоцирует жёсткий контакт со струной. Например, такое указание как: «Давай разучим удар по струне» следует заменить, например: «Нажать на струну». На домре существуют три способа звукоизвлечения: нажим, толчок и бросок. С. Лукин рекомендует на начальном этапе обучения осваивать только два из них: нажим и бросок. Нажим-игровое движение производится со струны, без замаха. Бросок-удар по струне производится с замахом кисти или даже предплечья. Толчок-движение начинается с большого, а при активной руке с малого замаха. Это позволяет подключить все силовые резервы руки, и в первую очередь движение локтя. Момент контакта со струной ускоренный.

Следующий основной приём игры: тремоло. Оно достигается равномерным и частым чередованием медиатора вниз, вверх по струне. Этот приём применяется для непрерывной протяжённости звука. Начинать осваивать тремоло нужно индивидуально, когда ученик достаточно свободно овладел вращательным движением кисти и предплечья при игре медиатором вниз и вверх по струне. Вначале рекомендуется осваивать тремоло в медленном темпе и на небольшой звучности, затем частоту постепенно увеличивать. При освоении тремоло можно порекомендовать некоторые беззвучные упражнения. Например, освоение движения предплечья и кисти на столе, имитация игры по струне, предварительно положив под струны лист бумаги, игра более мягким медиатором. Иногда освоению тремоло может помочь работа над «коротким тремоло»: игра квартолями, квинтолями и т. д. Затем можно переходить к игре небольших отрезков музыки, мелодических оборотов: мотивов, фраз, предложений и т. д.

Красочные, художественные приёмы игры служат для создания определённого звукового эффекта.

Пиццикато-прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Во многих учебно-методических пособиях рекомендуется практические занятия на домре начинать именно с этого приёма. В школе игры С. Лукина с пиццикато, большим пальцем, обозначается pizz б. п., В. Круглова с пиццикато указательным пальцем, обозначается pizz ук. п. Основной приём: щипок вниз и вверх. В. Круглов предлагает начинать со щипка вверх указательным пальцем на струне «ля». По его словам это даёт ряд преимуществ. Щипок вверх происходит ротационным движением кисти и предплечья. Не составляет большого труда повторить это движение, но в обратном направлении, щипком большим пальцем вниз. Остальные пальцы движутся вместе с большим, а не поддерживают корпус домры. Преподаватели-домристы нашей школы начинают осваивать игру на инструменте с приёма пиццикато большим пальцем по открытым струнам. Во время исполнения пиццикато большим пальцем медиатор следует держать между указательным пальцем и средним. Это освободит большой палец и создаст естественное ощущение свободы. Остальные пальцы могут поддерживать домру за край корпуса или упираться в панцирь, в зависимости от того какой плотности нужно получить звук. Пиццикато средним пальцем-pizz ср. п. исполняется движением вверх. Пиццикато указательным пальцем-pizz ук. п. подражает балалаечному приему «бряцание». Пиццикато пальцами левой руки (срывы) часто используется для исполнения одиночных нот или гаммаобразных нисходящих пассажей. В этом случае характерно чередование обеих рук при звукоизвлечении: пальцами правой руки или медиатором извлекается звук, последующие же звуки возникают за счёт соскальзывания пальцев левой руки со струны. При этом отведение локтевого сустава влево с небольшим вращательным движением кисти ладонью усиливает нажатие пальцев на струну и делает движение всех частей руки эластичным. Для достижения более яркого колорита звук рекомендуется извлекать серединой подушечки ногтевой фаланги пальца. Ещё один способ исполнения, когда зажатая одним из пальцев левой руки струна оттягивается вдоль ладовой пластины, а затем резко опускается. Демпферное pizz заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Дробь-обозначается (др.). Определённое чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки. Прямая дробь-движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца. Обратная дробь-аналогичное движение вверх. Её можно исполнять и с медиатором. Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая-участвуют все пальцы, малая только 4 пальца.

Гитарный приём исполняется одновременно щипком двух пальцев-большой вниз, указательный-вверх (обозначается pizz б. и ук.).

Гитарное легато-обозначается знаком ´ над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.

Флажолеты натуральные - о и искусственные - ¯. Натуральные флажолеты получаются при прикосновении пальцем левой руки в определённой точке, перекрывая струну точно над ладовой пластиной, звук же извлекается пальцами правой или медиатором. Искусственные флажолеты-обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота-место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительской практике применяются в основном октавные искусственные флажолеты, реже квинтовые и квартовые. Для исполнения искусственных флажолетов тремоло существует несколько способов. Один из них: пальцы левой руки прижимают струну на определённом ладу и также находятся в точке касания, отвечающей определённому интервалу, а правой извлекается звук. При другом способе медиатор держится большим и средним пальцем, а освободившийся указательный устанавливается в месте прикосновения к струне для получения флажолета. Исполнение натуральных флажолетов тремоло не отличается от исполнения описанного способа их извлечения. Флажолеты тремоло довольно сложные в исполнении приёмы и поэтому их освоение в музыкальных школах практически не осуществляется. Технология исполнения двойных и тройных флажолетов такая же, как и одинарных.

Вибрато (итал. vibrato-вибрация) - приём исполнения при игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. А также осуществляется с помощью вращательного движения предплечья и прямой кисти правой руки. Звук извлекается пальцем плавным, скользящим движением, как бы гладящим струну. Ребро ладони располагается за подставкой и после звукоизвлечения проводит вращательные движения. Вибрато при тремолировании должно быть еле заметным, так как злоупотребление этим приёмом может привести к фальшивой интонации.

Глиссандо (франц. gliss-скользить). Обозначается волнистой линией между нотами и сокращённым словом gliss, указывая направление скольжения. Специфика его исполнения состоит в том, что пальцы левой руки скользят по хроматическому звукоряду звучащей струны от одной ноты к другой снизу вверх или сверху вниз. Этот приём не следует путать с портаменто-выразительным глиссандо в кантилене, который обозначается в нотах прямой линией между нотами.

Бряцание. Представляет собой равномерные удары по всем струнам вверх и вниз указательным пальцем правой руки. Все пальцы правой руки, за исключением указательного, собраны вместе и чуть согнуты. Большой палец, так же как указательный находится в естественном положении, но слегка упирается в сустав средней фаланги указательного. Кисть совершенно свободна и развёрнута. При движении кисти вниз звук производится ребром ногтя указательного пальца по струнам. Удар снизу вверх производится подушечкой ногтевой фаланги указательного пальца при возвращении предплечья в первоначальное положение.

Игра на грифе - ord и у подставки-sulponticello. Эффекты тембра.

Шумовые (звуковые) эффекты. Не имеют определённой высоты звучания, подражание ударным инструментам. Игра за подставкой, игра на головке, игра по зажатым струнам, игра боковой частью медиатора по струнам. Эффект шума ветра, волн. Домру нужно приподнять руками, развернуть к себе так, чтобы дека находилась параллельно полу; следует дуть в голосник, при этом найти наилучшую точку резонирования для получения более сильного звука. Гитарный приём-тамбурин, con tamburo-исполняется сильными ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по струнам у подставки.

Применение того или иного приёма игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приёмов игры должна быть музыкально-художественная целесообразность их применения, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта. В заключении хочется сказать, что приёмы игры находятся в постоянном взаимодействии со штрихами. Например, штрих легато, а приём воплощения на домре-тремоло. Владение разнообразными способами звукоизвлечения, приёмами игры на домре, использование различных штрихов и их сочетаний-основа выразительного исполнения. Через приём игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и его содержанию.

Литература:

1. Вольская, Т. Технология исполнения красочных приёмов игры [Текст]: учеб. пособие / , . – Екатеринбург: Кедр, 1995. – 51 стр.

2. Круглов, В. Школа игры на домре [Текст]: - М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – 195 с. – 195с. – ISBN.

3. Лукин, С. Ф. Школа игры на трёхструнной домре [Текст]: I часть: учеб. пособие / . - Иваново: , 2008. – 83 с. – 1500 экз., II часть: учеб. пособие / . - Иваново: , 2008. – 87 с. – 1500 экз.

4. Ставицкий, З. Начальное обучение игре на домре игры [Текст]: учеб. пособие под ред. И. Шитенкова. – Л.: Музыка, 1984. – 43 с. – 15700 экз.

Научитесь играть на домре 10 известных песен!

Познакомитесь со строением инструмента
Освоите технику игры медиатором
Научитесь использовать динамические оттенки, чтобы сделать Ваше исполнение особенно эффектным и выразительным
Научитесь играть ритмично, попадая в нужные доли такта
Научитесь играть гаммы, а так же освоите игру разными штрихами

Научитесь использовать в Вашей игре артикуляционные и агогические приемы для более яркого исполнения


Преподаватель курса


Что Вам понадобиться для прохождения курса?

1. Инструмент — домра

2. Подключение к интернету на скорости, позволяющей просматривать видео, например на сайте youtube.com

3. Веб камеру со встроенным микрофоном или видео камеру или мобильный телефон способный записать видео и звук. Это нужно для записи и отправки практических домашних заданий, которые Вы будите исполнять на инструменте

Как проходит обучение на курсах urokimusic

В этой форме обучения, материалы курса, выстроены в четкую пошаговую систему от простого к сложного. Часто, преподаватели готовят такие курсы несколько месяцев или даже лет, постоянно оттачивая и совершенствуя их. Курсы, как правило, включают в себя несколько видов материалов:

— видео материалы, где преподаватель детально показывает как нужно исполнять те или иные упражнения, демонстрирует правильную постановку игрового аппарата или голоса, обращает внимание на распространенные ошибки, которые могут появиться у студента.

— текстовые материалы, в которых чаще всего изложена теоретическая часть, не требующая видео демонстрации либо, в текстовых материалах идет изложение видео части для тех, кто любит воспринимать информацию читая её.

— нотные материалы.

— интерактивные элементы обучения — тесты, опросы, для того чтобы прослушав часть материала, студент мог ответить на вопросы, повторив материал а мы, могли убедиться в правильном понимании материала студентом и в его усвоении. В случае прохождения теста, студент получает проходной бал и переходит к следующему заданию, в случае если в тесте допущено много ошибок, мы предложим студенту ещё раз проработать определенные части урока, что бы лучше усвоить материал.

— фотографии - иногда, курс требует статического изображения.

— домашние задания к каждому уроку, о чем стоит поговорить отдельно.

После каждого урока, ученик выполняет домашнее задание. Домашнее задание может содержать тест, для проверки усвоения материала, о котором я говорил выше, либо практическое задание, в котором нужно исполнить упражнение, произведение выученное на уроке. Студенту нужно записать свое исполнение на видео используя видео камеру, веб-камеру или мобильный телефон со встроенной видео камерой и отправить в качестве выполненного домашнего задания. Преподаватель проверяет домашнее задание, оценивает его, даёт рекомендации ученику. В случае, если ученик хорошо выполнил домашнее задание, если его игра, исполнение упражнений, произведений соответствует уровню игры, необходимому для прохождения следующего урока, в оценке домашнего задания, преподаватель поставить проходной бал, после чего студент сможет приступать к изучению следующего урока. Если же, исполнение нуждается в улучшении — преподаватель подробно опишет что нужно изменить, над чем стоить поработать и попросить ученика сделать домашнее задание еще раз, чтобы лучше отработать навыки необходимые для прохождения курса и освоения данного инструмента.

Ко всем материалам курса ученик имеет доступ любой точки мира, в любое время суток и может не беспокоиться о необходимости уточнять время занятий с преподавателем, может не думать дороге в студию либо школу где проходит урок, он может в течении нескольких секунд войти в курс и продолжить обучение.

О школе urokimusic

Мы занимаемся обучением музыке более 20 лет. В 2007 — ом году, мы создали сайт uroki-music.ru. За время существования сайта мы помогли найти замечательных преподавателей и научится музыке тысячам людей.

Обучая людей музыке, подбирая преподавателей для наших учеников, мы замечаем некоторые препятствия и барьеры в процессе обучения:

— для многих учеников стоимость урока у частного преподавателя слишком высока;

— ученики и учителя не хотят тратить время на дорогу, добираясь до места проведения уроков;

— ученик не уверен в своей безопасности приходя на урок в незнакомую студию, домой к преподавателю или принимая преподавателя у себя дома;

— подбирая преподавателя ученикам сложно выбрать хорошего учителя, убедиться в том что его профессиональный уровень соответствует заявленному;

Что бы решить эти вопросы, а так же предоставить нашим ученикам массу других полезных и удобных услуг в 2011 ом году, используя опыт и многолетние наработки в сфере обучения музыке мы создали онлайн школу urokimusic


Дополнительные преимущества

Эмоциональный комфорт

Обучаясь по данному курсу, Вы будите учиться у преподавателя, который никогда не рассердится если у Вас что то не получается, который никогда не повысит голос. Вы будите заниматься у преподавателя которого уже хорошо знаете и к которому привыкли. Находя частного преподавателя или обучаясь в музыкальной школе, студии можно не сойтись характерами с учителем, преподаватель может не подойти Вам по темпераменту, манере общения, возможно преподаватель не понравится внешне. Будет ли Вам комфортно заниматься у него много недель или месяцев, смотреть как нужно правильно держать инструмент, выполнять его рекомендации общаться с ним? Не факт. Может быть много неприятных сюрпризов. В отличие от описанной ситуации, обучаясь по данному курсу, Вы точно знаете кто будет обучать Вас. делая выбор Вы эмоционально спокойны и уверены в том что процесс обучения будет именно таким как Вы хотите.

Время и деньги

Начнем с возможности экономить время благодаря дистанционным занятиям. Каждый день мы тратим массу времени на физическое перемещение — общественный транспорт, пробки на дорогах, очередь на маршрутки и так далее. Обычно на это уходит не менее 2 ух часов в день, иногда больше. Занимаясь дистанционно, Вы потратите несколько минут что бы добраться до места проведения урока и подготовить все необходимое.

Экономия денег. Если Вы перемещаетесь на автомобиле, дистанционные занятия помогут сэкономить значительную сумму на бензине. Если пользуетесь общественным транспортом — на оплате за проезд

Вы уверены в безопасности ребенка

Если Вы заботливый родитель, Вас будет беспокоить вопрос безопасности Вашего ребенка, который посещает занятия в студии или музыкальной школе, либо на дому у преподавателя. Как ребенок добрался до места проведения занятий, насколько можно доверять учителю, не будет ли он груб с Вашим ребенком В случае с занятиями онлайн — родителей можно успокоить. Вы можете находится у себя дома, рядом с ребенком, наблюдая как проходят уроки, что и как изучает Ваш ребенок и для этого даже не нужно будет отвлекаться от любимой книги или от телевизора.

Вы уверены в своей безопасности

Если Вы взрослый человек, вопрос безопасности все так же актуален. Можно ли доверять человеку, которого Вы не знаете, документы которого не видели и приглашать его к себе домой или идти на занятие домой к преподавателю? Этот вопрос задают себе многие люди, которые нашли частного учителя и собираются в первый раз посетить занятия или пригласить преподавателя к себе домой. А что если занятия проходят в вечернее время? Музыкальные школы и студии, редко находятся в офисных зданиях центра города, как правило, добираться до места занятий нужно долго иногда по темным улицам и переулкам. Занятия по онлайн курсу, проходят без этих напряжённых мыслей. Вы спокойны и уверены в своей безопасности.

Экономия на учебниках, тетрадях, музыкальных сборниках и других материалах

Все материалы необходимые для Вашего обучения Вы получаете бесплатно и в течении нескольких секунд, открывая их по ссылке в курсе. Вам не нужно искать и покупать в магазинах рекомендованные сборники пьес для обучения, покупать другие материалы — все необходимое Вы получаете в процессе обучения

Свобода в выборе места

Занимаясь в по данному онлайн курсу Вы можете продолжать обучение даже при необходимости сменить город проживания, уехать в командировку, в отпуск. Вы так же можете заниматься находясь дома или когда у Вас есть перерыв на работе. Обучаясь дистанционно, для Вас не имеет значения где находитесь Вы и преподаватель — Вы можете продолжать обучение и наслаждаться результатами

Результативность, вовлечение в процесс

В дистанционных занятиях, преподаватель показывает, объясняет, помогает полностью освоить необходимую тему, правильно поставить руки на инструмент делая это без физического контакта с помощью видео материалов и обратной связи. При этом ученик, самостоятельно ставит руку на инструмент, исполняет упражнение, произведение. В этом случае мозг запоминает физические ощущения и ученик способен без посторонней помощи правильно поставить руки на инструмент, вспомнить что и как он делал на уроке. Более высокая степень контроля собственных движений вовлекает ученика в процесс обучения и помогает достигать результатов.
Если преподаватель, проводя обычный урок, физически ставит руку ученика на инструмент, выставляя положение руки, исправляя постановку каждого пальца, ученик пассивно участвует в этом процессе. Он расслабляет руку, перестает ее контролировать и дает возможность преподавателю руководить процессом. При этом, в головном мозге не происходит запоминания физических ощущений, нужных для того что бы повторить правильную постановку без преподавателя


Сравним цены.

Но вернёмся к другим возможным вариантам обучения, и ценам. Даже, если Вы обучаетесь в государственной музыкальной школе, и оплата за месяц обучения на хозрасчёте составляет около 50 долларов (в большинстве школ эта оплата выше), Вы потратите на обучение, в объеме курса не менее 900 долларов. Добавьте к этой сумме расходы на транспорт, расходы на приобретение нотных сборников и др. А теперь, можете кликнуть на кнопку ниже, и сравнить эти цены с ценой нашего курса. Вы сможете убедиться, что покупая курс, Вы сокращаете расходы в разы :


Часто задаваемые вопросы:

Мне часто говорили, что у меня нет слуха, голоса, чувства ритма… Может быть мой случай безнадёжный и нет смысла пробовать?
Начнём с музыкального слуха . Проведём весьма практичный эксперимент — нажмите на кнопку и послушайте эти 2 звука:

Это был один и тот же звук который повторили 2 раза или звуки были разные? Если Вы считаете что звук, был один и его просто повторили — значит у Вас действительно, музыкальный слух развит весьма слабо. Если же Вы чётко слышите, что звуки не одинаковые, то есть один звук это не точная копия второго, если Вы слышите разные звуки, значит у Вас есть музыкальный слух и его можно без особых затруднений развить до любого уровня.

Голос. Скажите… Ну… что нибудь скажите. Вас кто-то может услышать когда Вы говорите? То есть, Вы можете произнести какой-то звук, таким образом, чтобы другой человек, мог Вас услышать? Да? Значит у Вас есть голос! Вам кто-то сказал что голоса у Вас нет? Вас обманули… Голос у Вас есть. Тот факт, что в караоке баре, Вы ещё не чувствуете себя на высоте, относится к первому пункту — наличию слуха и уровню его развития. Да, возможно Вы не развивали слух раньше, но можете это сделать сейчас! А что ещё интереснее, голос Ваш неповторим, он не похож на другие (ведь Вас узнают по тембру Вашего голоса другие люди), он уникален, он обладает только свойственными ему красками, тембром и другими характеристиками. А если у Вас есть слух, что мы определили чуть выше и голос — Вы можете развивать способность Вашего голоса петь чисто, интонировать мелодию правильно и красиво.

Чувство ритма . Если Вы умеете ходить и при этом, у Вас даже получается ходить ровно, то есть Вас не заносит то в одну то в другую сторону (новогодние праздники не в счёт:), значит у Вас есть чувство ритма. Если бы его не было, Вы бы просто не научились ходить. А всё что касается чувства ритма в музыке — развивается и совершенствуется как любой другой навык.

Так что Вы, весьма талантливый в музыкальном плане человек. Не позволяйте никому разуверить Вас в этом. А чтобы доказать себе и всем вокруг насколько Вы талантливы — начинайте занятия и наслаждайтесь процессом, так же как результатами!

Я не уверен(а) в том, что система обучения, которую Вы используете, подойдёт мне и я смогу научиться по ней. Я не знаю, сможет ли преподаватель дать то, что мне нужно. Скажите, что будет если у меня ничего не получиться?
Наша система обучения хотя и является современной, инновационной, использует последние достижения в области дистанционного образования, всё же базируется на огромном опыте нескольких десятков поколений музыкально педагогической практики. Преподаватели, которые готовят для Вас курсы, получили высшее музыкальное образование. За их знаниями стоят не только дипломы и награды, не только методические наработки и многолетний педагогический стаж, но так же и многовековой опыт, который передаётся от самых истоков музыкального образования. Поэтому, скорее всего, Вы найдёте нашу систему весьма эффективной. Однако, если вдруг, по какой-то причине Вы решите что данная система обучения не подходит Вам — можете воспользоваться механизмом возврата потраченных на покупку курса средств. То есть, в любом случае, Вы не рискуете абсолютно ничем — если система не будет эффективна для Вас, мы вернём деньги.

  • Частота ответов Насколько часто преподаватель будет отвечать на Ваши вопросы.
  • Домашние задания Каждый из пакетов предусматривает наличие домашнего задания — практические занятия на инструменте.
  • Рекомендации, советы по Д.З. В зависимости от выбранного Вами пакета, Вы можете получать либо не получать комментарии и рекомендации преподавателя по Вашему домашнему заданию которое Вы выполните и отправите на проверку. Комментарии, рекомендации по улучшению игры, обратную связь преподаватель предоставляет с учётом Ваших результатов в выполненном домашнем задании.
  • Доступ к материалам Независимо от выбранного Вами пакета, Вы получаете круглосуточный доступ к высококачественным видео, текстовым, интерактивным материалам курса, домашним заданиям после каждого пройденного урока и можете проходить обучение в любое удобное для Вас время, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки из любой точки мира где есть интернет.
  • Первые уроки игры на домре

    Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями.

    Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение. Первая встреча - самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. Дети очень впечатлительны и эту черту характера надо использовать. Первое впечатление рождает чаще всего желание научиться играть. Однако некоторые педагоги, желая поразить ученика, показывают виртуозную технику игры. Начинающие в большинстве случаев смотрят на это с безнадежностью. Занятия могут быть плодотворны только при доверии и уважении к педагогу, если они пробуждают интерес к музыке. Главной задачей, встающей перед педагогом в период начального обучения, является необходимость создания заинтересованности ученика. Обучение должно представлять собой процесс, увлекающий ребенка, возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию.

    Уроки музыки нельзя начинать с обучения «ремеслу». Казалось бы, это общеизвестно, но на практике часто бывает иначе. Маленький ученик пришел в класс. Музыка для него - любимая песня. Музыкальная сказка. Музыкальная передача по радио и телевидению. И вот с первого урока - ноты, длительности, аппликатура, бесконечные упражнения, необходимые для постановки руки. Так много нового, труднопостижимого для малыша. А главное - непонятно, где же музыка и стоит ли она таких терзаний. Занятия становятся мучительными. В этот период легче всего «упустить» ученика, навсегда вселить в него страх перед занятием музыкой.

    Научить ученика «играть на инструменте» гораздо легче, чем дать ему широкое музыкальное образование, научить любить и понимать музыку, которая должна стать частью его жизни. Поэтому с первых же уроков целесообразно учить доступные ученику пьески - сначала по слуху, добиваясь правильного интонирования голосом и выразительности пения, затем подбирать их на инструменте. Такой метод будет развивать в ученике не только слух, но и музыкальность. Ведь часто в педагогической практике сначала пьеса разучивается по нотам, она осваивается технически, а потом педагог ее «омузыкаливает», т.е. добивается выразительности исполнения. Это приводит к механическому заучиванию, которое тормозит музыкальное развитие ученика, не говоря уже о том, что «омузыкаливание» на последнем этапе как правило сводится к пассивному усвоению учеником нюансов, предписанных педагогом. Однако, как не требователен педагог к выполнению нюансов произведения, он не научит выразительному исполнению произведения, если пьеса не вызовет в воображении ученика живого, близкого ему образа. Интересен для ученика должен быть и технический процесс. Музыку нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала должен обращаться не только к чувству, но и к разуму ученика, чтобы учебный процесс бал не только интуитивным, но и сознательным. Заинтересованность в занятиях, интересное ведение урока - залог того, что «скучные» упражнения приобретают интерес. Но для этого ученик должен понять их целесообразность.

    Огромное значение в процессе начального обучения приобретает организация урока. На первый урок ученик приходит без инструмента. Он очень хочет заниматься, но представления о занятиях и об инструменте у него нет. Бывает, что желания заниматься на домре у ребенка тоже нет, его привели в музыкальную школу родители. На первом уроке следует показать ученику инструмент, рассказать о нем что-нибудь, что может заинтересовать, и даже то, как его сами любите, поиграть разнохарактерные пьески. Надо постараться, чтобы рассказ получился доступным, образным и несуетливым. Пусть ученик поближе рассмотрит домру. Покажите ему струны: «Их всего три, но на них можно все сыграть, рассказать звуками об очень многом. Ведь домра не просто играет, она поет, рассказывает, но только без слов, и тот, кто умеет ее слушать, понимает, о чем она поет».

    Итак, ученик познакомился с домрой, с ее струнами. Заучивать названия деталей пока не стоит, не надо перегружать ученика набором трудных слов. Лучше знакомить с частями инструмента постепенно, по мере практической надобности. Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. В каком объеме проводить эти упражнения - зависит от индивидуальных способностей ученика. Надо стараться не перегружать его внимание. Даже при непродолжительной игре упражнений ученик устает и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок. Следует посадить ученика рядом с собой за фортепиано и познакомить его с песенкой, которую он будет разучивать. Желательно, чтобы сам педагог спел ее словами и аккомпанементом. Закончив упражнение по развитию слуха, следует повторить, что было уже пройдено на уроке: названия струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Урок не должен быть однообразен. Частая смена заданий, чередование более трудных с более легкими, умение вести урок живо, увлекательно, чуткое внимание ко всем нюансам поведения и настроения ученика - все это необходимо учитывать педагогу.

    Одной из главных задач в период начального обучения является посадка, постановка левой и правой руки. Посадка должна быть удобной. Сидеть надо на передней части стула, левая нога ставится на пол отвесно или чуть вперед, но обязательно на полную ступню.

    Правая рука должна опираться на край корпуса домры. Кисть правой руки должна быть компактной, четыре пальца ее согнуты (но так, чтобы их концы не касались ладони). Медиатор удерживается между первой фалангой указательного пальца и подушечкой большого. Большой палец должен быть немного согнут в суставе. Необходимо следить за тем, чтобы кончик медиатора не слишком выступал вперед из-под пальцев. Коротким кончиком легче играть, это помогает достигнуть более частого и равномерного тремоло. Движения правой руки до постановки левой должны быть доведены до некоторой автоматизации, чтобы учащийся мог забыть о работе правой руки.

    Положение левой руки: гриф лежит на суставном утолщении указательного пальца. Для выработки правильной постановки пальцев сначала надо давать упражнения или пьесы, начинающиеся восходящим движением. Упражнения предназначаются для того, чтобы учащийся наряду с правильной постановкой пальцев параллельно мог осваивать ритм и длительности нот.

    Воспитание чувства ритма является также главной задачей педагога. В воспитании ритма полезны образные ассоциации: целая нота - шаг медленный (так ходит старик), половинная нота - несколько живее (так ходит пожилой человек), четвертная нота (бодрый шаг - маршируют солдаты), восьмые ноты - ускоренное движение (бегут дети). Считать на первом этапе обучения надо обязательно вслух, но долго на этом задерживаться не следует. Требования педагога играть со счетом вслух должны быть заменены требованиями играть ритмично.

    Надо также учить ребенка слушать музыку, понимать, определять ее характер. Учиться выражать словами музыку очень полезно. Это положительно сказывается на исполнении: оно становится живым, осмысленным. Слушая музыку, учась понимать ее, ученик начинает ее больше любить.

    Перед педагогом в начальный период обучения встает вопрос об организации и режиме домашней работы учащегося. В педагогической практике невыполнение учеником домашних заданий бывает нередким явлением. В подавляющем большинстве причина этого кроется не в недобросовестности или лени учащегося, а в непонимании задания, в незнании, как подойти к разучиванию пьесы или упражнения. Поэтому, подводя итог урока, педагог должен обратить внимание ученика на то, что прошли на уроке, чему он уже научился, что было хорошо и что плохо. Из всех замечаний нужно выделить одно или несколько самых главных и быть может, необходимо не только напомнить, но и повторить некоторые элементы урока. Важно добиваться точного, обязательного выполнения всех рекомендаций. В этом залог успешного обучения и воспитания чувства ответственности у ученика.

    Полученные и закрепленные в начальных классах широкие знания, навыки, являются залогом того, что музыка прочно войдет в жизнь учеников и через них - в жизнь многих людей. И лишь в этом случае педагог может быть удовлетворен результатом своей деятельности и собственной системы занятий.

    Зубарева И.С., 2014 г.

    Музыкальный инструмент: Домра

    С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

    Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

    Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

    Звук

    Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

    Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.

    Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».

    Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности - это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.

    Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная - диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.

    Фото :

    Интересные факты


    • Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
    • В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
    • Домра и балалайка - две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
    • В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
    • Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
    • А.А. Цыганкова - музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
    • В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
    • На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.

    Конструкция

    Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.


    Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.

    1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.

    • Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
    • Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.

    2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.

    Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора - плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.


    Разновидности

    Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.

    Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.

    У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.

    У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.

    • Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
    • Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
    • Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

    Применение и репертуар


    Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.

    Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.

    К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.

    Произведения:

    Н.П. Будашкин - Концерт ля домры с оркестром (слушать)

    Ю.Н. Шишаков - Концерт для домры (слушать)

    Исполнители

    После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.

    Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.

    История

    Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет. Инструменты, чрезвычайно схожие с домрой имелись у разных национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков, думбыра у башкир, домбра у казахов. Предшественником всех таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой - грифом и натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.

    Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения царского двора была создана «Потешная палата» - своеобразный придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи - так называли исполнителей на домре.

    В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.

    Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.

    Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.

    По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.

    В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко), бас и контрабас(не применяется), ставшие основным инструментарием оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела соответствующий диапазон. Несомненно, увеличенный диапазон четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала "трехструнке" в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и С.Бурова были изготовлены домры разных размеров - от пикколо до контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй. Данные домры вошли в состав оркестра домр, который, к сожалению долго не просуществовал.

    Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.

    На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.

    Видео: слушать домру

    Преподаватели

    Фото

    Уроки игры на домре

    Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки.

    Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

    Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию.

    Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы! Школа игры на домре - Виртуозы, уже ждет вас в рядах учеников.

    Цены и информация о курсах

    Курс - 4 занятия

    Данный курс позволит Вам узнать, что из себя представляет домра, как необходимо заниматься на данном инструменте.

    Курс - 8 занятий

    Хорошая возможность попробовать себя в роли домриста у лучших репетиторов игры на домре для того, кто только приступает к обучению игре на домре, поближе познакомиться с инструментом и оценить свои силы. Эти уроки домры для начинающих помогут Вам:

    • узнать и выучить правильную постановку рук
    • освоить основные приемы игры
    • выучить аккорды
    • поближе познакомиться с выбранным Вами стилем исполнения
    • разучить несложное произведение и поразить своим исполнением друзей и близких

    Курс - 12 занятий

    За 12 занятий Вы освоите не только игру аккордами, но и исполнение мелодических композиций, различные варианты исполнения арпеджио. Вы сможете порадовать своих близких любимыми песнями под аккомпанемент в собственном исполнении.

    Курс - 24 занятия