Система образования в рф. Система образования: понятие и элементы. Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Современное состояние и тенденции

Развития педагогической науки

Термин педагогика имеет 2 значения: 1- область научного знания, наука; П-наука о воспитании, обучении и образовании человека. 2-область практической деятельности. П-практика, как область человека, связанная с воспитанием и обучением.

Отрасль знаний называют наукой если она хар-ся рядом признаков

1. м.б. выделен предмет науки. Протопопов писал: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что приня­то в нашей педагогической литературе, а как процесс направленно­го развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания (являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе)

2. для изучения этого предмета у науки есть свои методы(эмпирические: наблюдение, экспиремент, опрос, теоетические –анализ, синтез, моделирование, индукция)

3. наука характеризуется своими закономерностями, кот. реализуются этой наукой (закономерности – существенные, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи) Строго зафиксированные закономерности – законы. Знание закономерностей, законов помогает управлять развитием явления.

4. Каждая наука имеет методологическую основу

5. « имеет свой язык, чем выше уровень развития науки, тем строже ее язык

Педагогика изучает воспитание и образование

Воспитание – социальное явление, ф-ция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, семьей, школой

Образование – процесс и результат овладения знаниями, умениями, навыками, освоение личностью опыта человечества

Человек является объектом изучения пед.науки.

Педагогика как наука сравнительно молодая, интенсивно развивающаяся.

Св-ва Открытая , взаимодействует с другими науками (философия, социология экономика этнография, психология). На стыке нескольких наук рождаются новые знания, использует достижения др.наук.



наука социальная – любые изменения в обществе сказываются, (что подтверждается историей развития), изучает социальные явления.

Наука гуманитарная, (о человеке), научные знания зависят от личностных позиций ученых

Особенности современной педагогики :

1 Продолжается процесс самоорганизации и самоутверждения педагогики как науки: уточнение предметной области, рост научного потенциала)

Проявляются тенденции фундаментализации и инновационности (имеет значение то, что фундоментально, требуется новизна)

3 Усиливаются процессы дифференциации и интеграции

Тенденции:

1. Интеграция – объединение пед.знаний со знаниями др.наук

2. Дифференциация – пед.знаний –показатель развитости науки (дошкольное,высшее,школьное и т.д. и т.п.)

Процессы дифференциации и интеграции взаимосвязаны, → появляются новые отрасли в науке кот хар-ся своими объектами изучения

Строение педагогической науки :

Отрасли пед науки-объект изучения - специфическая пед реальность, особый вид пед практики –социальная, дошкольная, семейная, военная

-научные дисциплины - предмет исследований закономерности процессов и явлений-обще пед-история педагогике, отраслевые -методика обучения

-разделы – форма научных знаний – продукт –дидактика, теория воспитания, методика

-научные течения - ведущая идея-принцип: сотрудничества, ненасилия, христианская

-научные направления - исследовательский подход-выбор категории, через призму которой исслед явление- аксиология, пед проектирование

-научные области - подход-проблема-нейропедагогика, музейная, валеология, пед технология

Течения: в 80-х годах Волков, Иванов, Шаталов рассматривали сотрудничество как новый подход к обучению. Ребенок должен стать добровольным участником процесса обучения. Учитель и ученик должны взаимодействовать. Возникли идеи пед-ки сотрудничества.

1. ориентация на личность ребенка

2. оптимистическая гипотеза

3. идея сотрудничества с ребенком и коллективом

4. обеспечение успеха каждому ребенку

Вывод: ребенок должен быть не только объектом, но и субъектом

Пед.успеха возникла в США ребенку помогают увидеть его способности:


Структура современной системы образования. Виды образовательных учреждений

В январе 1992 г. Закон РФ об образовании. Определены принципы гос.политики в обл. образования, основные понятии, гарантия прав граждан, цели и принципы образования, статус и права обр-х учереждений, подходы к содержанию, подходы к управлению.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.

Система образования РФ представляет собой совокупность

1. Систем приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, различного уровня и направленности.

2.Сети реализующих их образовательных учреждений, различных организационно-правовых форм, типов, видов.

3.Системы органов управлении образованием, и подведомственных учреждений и предприятий.

Связь образования с условиями целями государственной политики, многотипность, многообразность форм получения образования в гос. и частных обр.учреждений с отрывом и без отрыва от производства, демократический хар-р системы образования, выбор учащимися типа образовательного учреждения в соотв. со своими познавательными интересами

Система выполняет ф-ции регулирования, контроля и координации всех органов управления образованием, которые подконтрольны министерству общего и проф.образования

1. гуманистический хар-тер образования, приоритет человеческих ценностей

2. общедоступность образования

3.единство федерального, культурного и образовательного характера

4. светский хар-р

5. свобода и плюрализм в образовании

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • понятие и элементы системы образования;
  • уровни и формы получения образования;
  • особенности правового статуса образовательных учреждений; уметь
  • разграничивать уровни и формы получения образования; владеть
  • навыками анализа положения федерального государственного образовательного стандарта и образовательных программ.

В ходе изучения содержания этой главы студенты сформируют следующие компетенции:

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
  • анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
  • уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • толковать различные правовые акты (ПК-15);
  • преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Система представляет множество связанных между собой элементов, которые складываются между собой в целостное единство. Однако система предполагает и непременное наличие взаимосвязей между ними. То же самое наблюдается и в системе образования.

В соответствии с действующим законодательством система образования включает следующее:

  • 1) ФГОСы и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Как видим, в состав системы образования законодатель включил разнородные элементы. Системообразующим фактором в итоге выступает общая фундаментальная цель - обеспечить право человека на образование.

Рассматриваемая система образования представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры образования. Таким образом, система образования в самом общем виде - это упорядоченная совокупность отношений между субъектами образовательного процесса.

В системе образования можно выделить три подсистемы:

  • 1) содержательную;
  • 2) функциональную;
  • 3) организационно-управленческую.

Функциональная подсистема охватывает образовательные организации различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и обеспечивают права и интересы обучающихся.

Организационно-управленческая подсистема включает государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием, а также организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования.

В основе функционирования системы образования в России находятся ФГОСы и образовательные программы, которые определяют содержательную компоненту данной системы.

ФГОСы принимаются для достижения важных стратегических целей, среди которых законодатель выделяет следующие:

  • 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • 2) преемственность основных образовательных программ;
  • 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности. С одной стороны, образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой стороны, стандарты включают и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в различных образовательных учреждениях, могут различаться за счет локальных компонентов.

В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компоненты образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом, обеспечивается единство федерального образовательного пространства.

Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства.

Компоненты образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или в зависимости от типа учреждения - школьным, вузовским и т.п.) разрабатываются и утверждаются самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты.

ФГОСы профессионального образования имеют свою структуру, состоящую из трех частей:

  • 1) общей части - в ней устанавливаются основные принципы организации профессионального образования определенного уровня;
  • 2) перечня направлений и специальностей подготовки;
  • 3) специальной части, которая содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными стандартами. Классификация образовательных программ проводится на различных основаниях. В зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы.

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности, направлены на формирование культуры, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С учетом уровня общеобразовательные программы подразделяют на программы образования:

  • дошкольного;
  • начального общего;
  • основного общего;
  • среднего (полного) общего.

Эти программы являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1. Основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
  • 2. Основные профессиональные образовательные программы:
  • 1) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 2) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • 3. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1. Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы.
  • 2. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Система образования в РФ

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Система образования включает:

    дошкольные образовательные учреждения;

    общеобразовательные учреждения;

    образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

    образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

    негосударственные образовательные учреждения;

    дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

    Дошкольное (ясли, детский сад);

    Общее : - начальное (1-4 кл.)- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);

    Профессиональное : - начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), - высшее(бакалавриат, специалитет, магистратура)

    Послевузовское (аспирантура, докторнатура)

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

    дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;

    самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

    Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

    Общее образование является обязательным.

    Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

В действующем Законе РФ «Об образовании» (в ред. 2011 г.) в сравнении с законодательством СССР понятие «система образования» раскрывается глубже и обстоятельнее. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования представляет собой совокупность:

  • преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
  • сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
  • органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования .

Теперь акцент в определении делается не на организационно-структурной основе жесткой централизованной системы, а на ее содержании. Содержание образования, как сказано в ст. 14 Закона РФ «Об образовании», является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Можно утверждать, что образовательная программа составляет ядро всей системы образования, так как все остальные элементы системы оказываются привязанными именно к ней. Федеральные государственные стандарты устанавливают обязательный минимум содержания и условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические; результаты освоения основных образовательных программ. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты (ст. 7) .

Центральным структурным элементом системы образования можно считать образовательные учреждения, которые реализуют одну или несколько программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся (ст. 12). Законом РФ «Об образовании» определены типы образовательных учреждений:

  • 1) дошкольные;
  • 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • 4) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии;
  • 5) учреждения дополнительного образования детей и взрослых;
  • 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Каждый представленный тип образовательного учреждения включает в себя несколько видов. Виды образовательных учреждений закреплены в соответствующих типовых положениях. Например, виды дошкольных учреждений: ясли, детский сад, центр развития ребенка, дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида. К видам общеобразовательных учреждений относят: общеобразовательная средняя школа, начальная средняя школа, гимназия, лицей и др. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии представлены учреждения- мис Ino VIII вид для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.

Образовательные учреждения по организационно-правовой форме могут быть государственными (федерального подчинения или находиться в ведении региональных органов управления образования), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все выше указанные образовательные учреждения на территории РФ .

Составным элементом системы являются также органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации. По мнению отдельных исследователей, органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования, они часть системы государственного управления образованием, т. е. внешней по отношению к объекту управления (образованию) системы. Поэтому нелогичным с общесистемных позиций является включение субъекта управления в его объект. Более корректным и правильным было бы упоминание о системе управления образованием, куда и будут входить уже названные элементы в качестве объектов управления, а органы государственного управления образованием, как и само государство, в качестве главного субъекта государственного управления.

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки РФ и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает четкое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемой на определенный орган управления ответственностью и теми финансовыми и материальными ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования. Однако Министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций между основными действующими лицами: Российской Федерацией, субъектами РФ, местными органами самоуправления и образовательными учреждениями.

На федеральном уровне, согласно Закону РФ «Об образовании», определяются общие правовые рамки функционирования системы образования и политика государства в этой сфере (ст. 28).

Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения (ст. 29).

Субъекты РФ отвечают за финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь

Таблица 1. Организационная структура управления образованием РФ 1

имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения обучающихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответствен за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования (ст. 31) .

Следует отметить, что при всех своих недостатках определение системы образования дано законодательно и им можно пользоваться. На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:

  • установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре - профессиональных;
  • законодательно закреплены семь типов образовательных систем;
  • 1 Управление образованием / Российское образование. Федеральный портал // URL: www.edu.ru.
  • закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более 300 специальностей высшего профессионального образования.

У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно-правовой формы есть учредитель, т. е. физическое или юридическое лицо, учредившее (создавшее) данное учреждение.

Учредителем образовательного учреждения в соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» могут быть:

  • 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  • 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  • 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  • 5) физические лица.

По существу, учредителем образовательного учреждения может быть любой, кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем.

Каждый уровень управления системой образования ответствен за определенный уровень образования. В настоящее время существует следующее распределение (табл. 2).

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образования или органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ.

Важной особенностью образования является то обстоятельство, что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. Этот договор определяет их взаимные обязаТаблица 2. Учредители учебных заведений в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ

тельства, права и обязанности по отношению друг к другу, порядок рассмотрения и решения спорных вопросов.