Система образования в рф. Система образования: понятие и элементы. Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Современное состояние и тенденции
Развития педагогической науки
Термин педагогика имеет 2 значения: 1- область научного знания, наука; П-наука о воспитании, обучении и образовании человека. 2-область практической деятельности. П-практика, как область человека, связанная с воспитанием и обучением.
Отрасль знаний называют наукой если она хар-ся рядом признаков
1. м.б. выделен предмет науки. Протопопов писал: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а как процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания (являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе)
2. для изучения этого предмета у науки есть свои методы(эмпирические: наблюдение, экспиремент, опрос, теоетические –анализ, синтез, моделирование, индукция)
3. наука характеризуется своими закономерностями, кот. реализуются этой наукой (закономерности – существенные, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи) Строго зафиксированные закономерности – законы. Знание закономерностей, законов помогает управлять развитием явления.
4. Каждая наука имеет методологическую основу
5. « имеет свой язык, чем выше уровень развития науки, тем строже ее язык
Педагогика изучает воспитание и образование
Воспитание – социальное явление, ф-ция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, семьей, школой
Образование – процесс и результат овладения знаниями, умениями, навыками, освоение личностью опыта человечества
Человек является объектом изучения пед.науки.
Педагогика как наука сравнительно молодая, интенсивно развивающаяся.
Св-ва Открытая , взаимодействует с другими науками (философия, социология экономика этнография, психология). На стыке нескольких наук рождаются новые знания, использует достижения др.наук.
наука социальная – любые изменения в обществе сказываются, (что подтверждается историей развития), изучает социальные явления.
Наука гуманитарная, (о человеке), научные знания зависят от личностных позиций ученых
Особенности современной педагогики :
1 Продолжается процесс самоорганизации и самоутверждения педагогики как науки: уточнение предметной области, рост научного потенциала)
Проявляются тенденции фундаментализации и инновационности (имеет значение то, что фундоментально, требуется новизна)
3 Усиливаются процессы дифференциации и интеграции
Тенденции:
1. Интеграция – объединение пед.знаний со знаниями др.наук
2. Дифференциация – пед.знаний –показатель развитости науки (дошкольное,высшее,школьное и т.д. и т.п.)
Процессы дифференциации и интеграции взаимосвязаны, → появляются новые отрасли в науке кот хар-ся своими объектами изучения
Строение педагогической науки :
Отрасли пед науки-объект изучения - специфическая пед реальность, особый вид пед практики –социальная, дошкольная, семейная, военная
-научные дисциплины - предмет исследований закономерности процессов и явлений-обще пед-история педагогике, отраслевые -методика обучения
-разделы – форма научных знаний – продукт –дидактика, теория воспитания, методика
-научные течения - ведущая идея-принцип: сотрудничества, ненасилия, христианская
-научные направления - исследовательский подход-выбор категории, через призму которой исслед явление- аксиология, пед проектирование
-научные области - подход-проблема-нейропедагогика, музейная, валеология, пед технология
Течения: в 80-х годах Волков, Иванов, Шаталов рассматривали сотрудничество как новый подход к обучению. Ребенок должен стать добровольным участником процесса обучения. Учитель и ученик должны взаимодействовать. Возникли идеи пед-ки сотрудничества.
1. ориентация на личность ребенка
2. оптимистическая гипотеза
3. идея сотрудничества с ребенком и коллективом
4. обеспечение успеха каждому ребенку
Вывод: ребенок должен быть не только объектом, но и субъектом
Пед.успеха возникла в США ребенку помогают увидеть его способности:
Структура современной системы образования. Виды образовательных учреждений
В январе 1992 г. Закон РФ об образовании. Определены принципы гос.политики в обл. образования, основные понятии, гарантия прав граждан, цели и принципы образования, статус и права обр-х учереждений, подходы к содержанию, подходы к управлению.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.
Система образования РФ представляет собой совокупность
1. Систем приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, различного уровня и направленности.
2.Сети реализующих их образовательных учреждений, различных организационно-правовых форм, типов, видов.
3.Системы органов управлении образованием, и подведомственных учреждений и предприятий.
Связь образования с условиями целями государственной политики, многотипность, многообразность форм получения образования в гос. и частных обр.учреждений с отрывом и без отрыва от производства, демократический хар-р системы образования, выбор учащимися типа образовательного учреждения в соотв. со своими познавательными интересами
Система выполняет ф-ции регулирования, контроля и координации всех органов управления образованием, которые подконтрольны министерству общего и проф.образования
1. гуманистический хар-тер образования, приоритет человеческих ценностей
2. общедоступность образования
3.единство федерального, культурного и образовательного характера
4. светский хар-р
5. свобода и плюрализм в образовании
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.
1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:
во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;
федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;
образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).
Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.
Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).
В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.
В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).
В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().
Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.
Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.
Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
В структуру профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;
4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.
Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).
Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.
Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?
Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.
Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.
Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.
Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.
Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.
Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:
1) бакалавриат;
2) подготовка специалиста, магистратура;
3) подготовка научно-педагогических кадров.
Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.
Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.
Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).
Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).
Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.
Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.
Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.
Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.
Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).
Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.
Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- понятие и элементы системы образования;
- уровни и формы получения образования;
- особенности правового статуса образовательных учреждений; уметь
- разграничивать уровни и формы получения образования; владеть
- навыками анализа положения федерального государственного образовательного стандарта и образовательных программ.
В ходе изучения содержания этой главы студенты сформируют следующие компетенции:
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- толковать различные правовые акты (ПК-15);
- преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).
ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Система представляет множество связанных между собой элементов, которые складываются между собой в целостное единство. Однако система предполагает и непременное наличие взаимосвязей между ними. То же самое наблюдается и в системе образования.
В соответствии с действующим законодательством система образования включает следующее:
- 1) ФГОСы и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
- 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
- 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Как видим, в состав системы образования законодатель включил разнородные элементы. Системообразующим фактором в итоге выступает общая фундаментальная цель - обеспечить право человека на образование.
Рассматриваемая система образования представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры образования. Таким образом, система образования в самом общем виде - это упорядоченная совокупность отношений между субъектами образовательного процесса.
В системе образования можно выделить три подсистемы:
- 1) содержательную;
- 2) функциональную;
- 3) организационно-управленческую.
Функциональная подсистема охватывает образовательные организации различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и обеспечивают права и интересы обучающихся.
Организационно-управленческая подсистема включает государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием, а также организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования.
В основе функционирования системы образования в России находятся ФГОСы и образовательные программы, которые определяют содержательную компоненту данной системы.
ФГОСы принимаются для достижения важных стратегических целей, среди которых законодатель выделяет следующие:
- 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
- 2) преемственность основных образовательных программ;
- 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности. С одной стороны, образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой стороны, стандарты включают и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в различных образовательных учреждениях, могут различаться за счет локальных компонентов.
В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компоненты образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом, обеспечивается единство федерального образовательного пространства.
Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства.
Компоненты образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или в зависимости от типа учреждения - школьным, вузовским и т.п.) разрабатываются и утверждаются самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты.
ФГОСы профессионального образования имеют свою структуру, состоящую из трех частей:
- 1) общей части - в ней устанавливаются основные принципы организации профессионального образования определенного уровня;
- 2) перечня направлений и специальностей подготовки;
- 3) специальной части, которая содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.
Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными стандартами. Классификация образовательных программ проводится на различных основаниях. В зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности, направлены на формирование культуры, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С учетом уровня общеобразовательные программы подразделяют на программы образования:
- дошкольного;
- начального общего;
- основного общего;
- среднего (полного) общего.
Эти программы являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.
К основным образовательным программам относятся:
- 1. Основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
- 2. Основные профессиональные образовательные программы:
- 1) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- 2) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
- 3. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- 1. Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы.
- 2. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Система образования в РФ
Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Система образования включает:
дошкольные образовательные учреждения;
общеобразовательные учреждения;
образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
негосударственные образовательные учреждения;
дополнительное образование.
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
Структура образования:
Дошкольное (ясли, детский сад);
Общее : - начальное (1-4 кл.)- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);
Профессиональное : - начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), - высшее(бакалавриат, специалитет, магистратура)
Послевузовское (аспирантура, докторнатура)
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;
самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
Общее образование является обязательным.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Особенности педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
В действующем Законе РФ «Об образовании» (в ред. 2011 г.) в сравнении с законодательством СССР понятие «система образования» раскрывается глубже и обстоятельнее. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования представляет собой совокупность:
- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования .
Теперь акцент в определении делается не на организационно-структурной основе жесткой централизованной системы, а на ее содержании. Содержание образования, как сказано в ст. 14 Закона РФ «Об образовании», является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Можно утверждать, что образовательная программа составляет ядро всей системы образования, так как все остальные элементы системы оказываются привязанными именно к ней. Федеральные государственные стандарты устанавливают обязательный минимум содержания и условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические; результаты освоения основных образовательных программ. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты (ст. 7) .
Центральным структурным элементом системы образования можно считать образовательные учреждения, которые реализуют одну или несколько программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся (ст. 12). Законом РФ «Об образовании» определены типы образовательных учреждений:
- 1) дошкольные;
- 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- 4) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии;
- 5) учреждения дополнительного образования детей и взрослых;
- 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Каждый представленный тип образовательного учреждения включает в себя несколько видов. Виды образовательных учреждений закреплены в соответствующих типовых положениях. Например, виды дошкольных учреждений: ясли, детский сад, центр развития ребенка, дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида. К видам общеобразовательных учреждений относят: общеобразовательная средняя школа, начальная средняя школа, гимназия, лицей и др. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии представлены учреждения- мис Ino VIII вид для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.
Образовательные учреждения по организационно-правовой форме могут быть государственными (федерального подчинения или находиться в ведении региональных органов управления образования), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все выше указанные образовательные учреждения на территории РФ .
Составным элементом системы являются также органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации. По мнению отдельных исследователей, органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования, они часть системы государственного управления образованием, т. е. внешней по отношению к объекту управления (образованию) системы. Поэтому нелогичным с общесистемных позиций является включение субъекта управления в его объект. Более корректным и правильным было бы упоминание о системе управления образованием, куда и будут входить уже названные элементы в качестве объектов управления, а органы государственного управления образованием, как и само государство, в качестве главного субъекта государственного управления.
Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки РФ и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает четкое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемой на определенный орган управления ответственностью и теми финансовыми и материальными ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования. Однако Министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций между основными действующими лицами: Российской Федерацией, субъектами РФ, местными органами самоуправления и образовательными учреждениями.
На федеральном уровне, согласно Закону РФ «Об образовании», определяются общие правовые рамки функционирования системы образования и политика государства в этой сфере (ст. 28).
Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения (ст. 29).
Субъекты РФ отвечают за финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь
Таблица 1. Организационная структура управления образованием РФ 1
имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения обучающихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответствен за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования (ст. 31) .
Следует отметить, что при всех своих недостатках определение системы образования дано законодательно и им можно пользоваться. На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:
- установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре - профессиональных;
- законодательно закреплены семь типов образовательных систем;
- 1 Управление образованием / Российское образование. Федеральный портал // URL: www.edu.ru.
- закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более 300 специальностей высшего профессионального образования.
У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно-правовой формы есть учредитель, т. е. физическое или юридическое лицо, учредившее (создавшее) данное учреждение.
Учредителем образовательного учреждения в соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» могут быть:
- 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
- 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
- 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
- 5) физические лица.
По существу, учредителем образовательного учреждения может быть любой, кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем.
Каждый уровень управления системой образования ответствен за определенный уровень образования. В настоящее время существует следующее распределение (табл. 2).
В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образования или органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ.
Важной особенностью образования является то обстоятельство, что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. Этот договор определяет их взаимные обязаТаблица 2. Учредители учебных заведений в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ
тельства, права и обязанности по отношению друг к другу, порядок рассмотрения и решения спорных вопросов.