Причины детского травматизма в школе. Причины и профилактика детского травматизма Школьный травматизм и его профилактика

Безопасность ребенка в школе

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

    Безнаказанность (физическая и социальная) - отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

    Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

    Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

    Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

    Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

    Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

    Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

    Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

    Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

    первичный;

    повторный;

    внеплановый;

Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа - напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    при введении в действие новых правил;

    при изменении технологического процесса;

    при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

    Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

    Перед работой проверь исправность инструментов.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

    Следи за движением лезвий во время работы.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперед.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

    Храни иглу всегда в игольнице.

    Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    Не втыкай иглу в одежду.

    До и после работы проверь количество игл.

    Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

    Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

    Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

    После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

    Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

    Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

    Сними рабочую одежду.

    Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

    Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

    К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

    Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

    Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

    На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

    После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

    Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

    Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

    При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.


^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

Доклад

«Профилактика травматизма в школе»

на общешкольном родительском собрании

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».

Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.

Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40% .

Одновременно с ростом травм среди детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести.

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18-20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка . Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

    механические (ушибы, переломы, раны и др.);

    тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

    химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

    электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением).

В зависимости от условий и обстоятельств , при которых происходит травма, и характера травмирующего агента все случаи травм можно сгруппировать по ряду общих объединяющих признаков, например, травматизм детский уличный, школьный, бытовой, производственный, спортивный и др.

Несчастными случаями в школе являются:

травма, в том числе нанесенная другим лицом;

острое отравление;

тепловой удар;

ожог;

обморожение;

утопление;

поражение электрическим током, молнией, излучением;

укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными;

повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разруше¬ния зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

занятий по физической культуре от 20 до 17%;

экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.

Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

Экономия сил - свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.

Экономия времени - стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена ребенком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести профилактическую работу. Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе – далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактике детского травматизма.

Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива. Приведем пример обязанностей педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса на примере нашей школы. Работа по профилактике детского травматизма ведется в двух основных направлениях:

1) гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

2) работа по созданию безопасной среды обитания детей.

Мероприятия по профилактике травматизма включаются в план воспитательной работы, который контролируется заведующими учебной и воспитательной частью, и директором школы.

Планированию работы помогает строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. В школе разработан механизм взаимодействия между участниками несчастного случая, который отражается в локальных актах.

Несчастные случаи фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися и журнале регистрации извещений и сообщений. Журналы установленной формы пронумерованы и прошиты. Сравнив результаты состояния травматизма за последние 5 лет, можно с уверенностью сказать, что в последние годы идет тенденция к снижению травматизма. Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся . Учителями-предметниками химии, физики, биологии, информатики, технологии, физкультуры проводятся вводные инструктажи, первичные инструктажи, инструктажи на рабочем месте с учащимися на первых уроках каждого учебного полугодия. Перед проведением лабораторных работ, практических работ, лабораторных практикумов, тренингов, практических занятий учителями-предметниками обязательно проводятся инструктажи в соответствии с инструкциями по видам деятельности с записью под роспись в журнале проведения инструктажей. Для проведения инструктажей каждый учитель по своему предмету имеет Программу проведения вводного инструктажа и инструкции по видам деятельности на уроке.

Классными руководителями в сентябре, а также перед походами, экскурсиями проводятся инструктажи с учащимися класса с записью под роспись в журнале проведения инструктажей по 7 направлениям:

Пожарная безопасность;

Электробезопасность;

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоема, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных криминогенных ситуаций во дворе, на улице, дома в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов, правила обращения со взрывоопасными предметами, веществами.

Также в целях профилактики детского травматизма в школе регулярно проводится следующая работа:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших, средних классов в коридорах школы;

Систематическая индивидуальная работа педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Таким образом, рекомендации по профилактике детского травматизма в школе составлены и выполняются. Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо и дальше регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы. Вопрос о травматизме детей и подростков заслуживает существенного внимания не только со стороны работников школы, учителей, врачей, но также родителей.
Спасибо за внимание.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

    их недисциплинированностью;

    неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

    необученностью необходимым навыкам поведения;

    недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

    физической слабостью;

    определенными особенностями развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

    недочеты в организации и методике проведения уроков;

    неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

    скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, - это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом - спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11-12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины - дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3".

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

    Поведение самого ребенка, получившего травму.

    Действия окружающих сверстников.

    Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая - с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья - с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая - с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка - еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11-14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды - также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.

Детский травматизм в школе занимает почти 15 % от всех травм полученных детьми. Из них 80 % приходится на травмы полученные детьми на перемене. В большинстве случаев травмы в школе происходят из-за недисциплинированности учащихся (падение с подоконников, парт, на лестницах, подножки и т.д.). Также имеют место нарушения санитарно-эпидемиологических норм, халатное отношение к эксплуатации школьных помещений.

Большая доля школьных травм приходится на уроки физкультуры. Чаще это происходит на открытом воздухе и на спортивном оборудовании, которое не соответствует размерам или находится в неисправном состоянии. Также причиной является слабая физическая подготовка учащихся, отсутствие страховки и т.д.

В связи с этим, в целях профилактики преподавателям рекомендуется придерживаться строгой системы в освоении школьной программы. Квалифицированно обучать учащихся физической подготовки. Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Осуществлять страховку детей при выполнении физических упражнений. Вести контроль, за учащимися во время занятия спортом [Техника безопасности на уроках физической культуры, 2001, с.23].

В процессе учебно-производственных занятий также случается детский травматизм. По своей природе дети очень любознательны, любят шалости. У них еще мало практического опыта, знаний техники безопасности при работе в лабораторных условиях и мастерских. В зависимости от возрастной группы школьникам присущи разные причины получения травм. Как правило, у младших групп преобладает слабая осведомленность об опасности в той или иной ситуации. Слабо сформированы навыки для безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим работа по профилактики детского травматизма должна развиваться в трех основных направлениях:

Необходимо создать безопасную среду от получения травм среди учащихся

Обучать детей безопасному поведению в различных жизненных ситуациях.

Заниматься физической подготовкой детей. Развивать координацию движения и укреплять костно-мышечную систему. Проводить закаливание.

Мероприятия по проведению профилактики детского травматизма необходимо проводить индивидуально в зависимости от возрастной группы. Работы по профилактики школьного травматизма должны быть включены в воспитательную работу, которые координируются заведущим по учебной части, и непосредственно, директором школы. В план необходимо включить весь спектр мероприятий по профилактики всевозможных случаев травматизма [Детский травматизм, 1999, с.44].

Для младших школьников основной аспект составляют знания о мерах безопасности, и на базе этих знаний выработать осознанные навыки поведения. Для их усвоения подходит традиционный способ обучения, основанный на донесении знаний, их запоминании, выполнение упражнений.



Основные мероприятия по предотвращению детского травматизма должны проводиться во внеурочное время. С учащимися младших школьных групп проводят беседы врачи, педагоги, психологи, представители ГИБДД и т.д. Беседы должны проходить в доступной форме не более 30-35 минут. Дети должны быть вовлечены в диалог этого мероприятия, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Для таких бесед должны использоваться различные наглядные пособия: плакаты, картинки, книги, мультимедийные средства. Главная цель этих мероприятий, чтобы информация детям была донесена убедительно и доходчиво.

Дети средней школьной группы обладают достаточными знаниями о профилактики травматизма, но зачастую, они скептически относятся к данной информации. С этой категорией детей нужно заниматься не только в пределах школы, но и за ее территорией. Здесь важно сформировать у подростков правильное отношение к опасным ситуациям, сформировать правила поведения, которые помогут избежать возможности травматизма. На таких мероприятиях подробно разбираются варианты поведения пострадавших, причины травм, методы их избежание.

Для школьников старшего возраста профилактические мероприятия практически ни чем не отличаются от обучения взрослых людей. В этих беседах основной акцент необходимо поставить на предупреждении спортивных травм. Анализируя спортивные травмы можно выделить основные причины их получения:

1. Нарушения правил и норм при проведении тренировок и соревнований.

2. Допуск на тренировку и спортивным состязаниям учащихся в болезненном состоянии.

3. Плохое материально-техническое состояние спортивного инвентаря и место проведения спортивных мероприятий.

4. Нарушение санитарно-гигиенических требований, несоответствие проведение спортивных мероприятий с метеорологическими факторами.

5. Нарушение дисциплины при занятии спортом.

Чтобы подобные нарушения были как можно реже необходимо:

Запретить проведения спортивных игр в отсутствии тренера или преподавателя.

Учащиеся должны быть сформированы по возрастным группам, по физической подготовки, по состоянию здоровья.

Не допускать к физической подготовке учащихся, не имеющих медицинское обследование.

Придерживаться требований основной методики при обучении физической подготовки [Техника безопасности на уроках физической культуры, 2001, с.40].

Особую важность проведения профилактики мер безопасности среди старших групп заключается в том, что они являются примером для подражания у младшего поколения. В работе со старшеклассниками можно использовать лекции, беседы. Приводить примеры реальных случаев травматизма. Можно продемонстрировать слайды снятые непосредственно в больнице. Для эффективной борьбы с детским травматизмом необходимо обучать не только учащихся, но и их родителей.