Организация самостоятельной работы слушателей. Организация самостоятельной работы студентов. О мотивации самостоятельной работы студентов

В вузе существуют различные виды самостоятельной работы:

Подготовка к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам;

Выполнение рефератов, подготовка докладов, индивидуальных заданий, конспектирование, аннотирование, аналитические литературные обзоры, критические рецензии и т.д.

Написание курсовых работ, бизнес-планов и проектов;

на заключительном этапе обучения выполнение дипломного проекта или магистерской диссертации.

Кроме того, в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы:

традиционная , т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы;

аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная самостоятельная работа.

Самостоятельная работа способствует :

Углублению и расширению знаний;

Формированию интереса к познавательной деятельности;

Овладению приемами процесса познания;

Развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Самостоятельная работа должна систематически контролироваться преподавателями . Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс , комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Рассмотрим основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе – лекции, семинарские занятия – обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.

На вводной и установочной лекциях студентам рекомендуется литература и разъясняются методы работы с учебником и первоисточниками, раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Семинарские задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных учебно-методических материалов, способствующих корректированию работы студентов и совершенствованию её качества.

Для правильной организации самостоятельной работы самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с высшим образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов:

Сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

Овладение способами и приемами самообразования;

Развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Она развивает у студентов такие качества, как а) организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; б) вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.); в) учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента.

Одной из важных задач обучения студентов технологии познавательной деятельности является формирование у них умения самостоятельно контролировать иоценивать результаты своей учебной работы и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. Самоконтроль (самопроверка) является одним из ценнейших качеств личности.

Проверка самого себя включает:

Умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

Умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

Умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще – своих действий, поступков, труда (самооценка).

Способы самоконтроля могут быть следующими:

Перечитывание написанного текста; сравнение его с текстом учебной книги;

Повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

Пересказ прочитанного;

Составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;

Рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;

Участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; сочинения-рецензии и т.п.).

Данное учебно-методическое пособие имеет целью оказать помощь студентам в изучении курса традиционной , или как ее еще называют формальной логики, способствовать осуществлению выработки у них умений и навыков на практике использовать ее основные положения. Учебно-методическое пособие в краткой форме излагает базисные темы курса «логика», основные логические понятия, наиболее важные структурно-логические схемы, а также основы контроля.

Значение изучения логики для студента чрезвычайно велико. Это, прежде всего, определяется необходимостью сознательного применения логических законов и повышения уровня логической культуры мышления.

Изучение курса представляется полезным для студентов любых специальностей, так как изучение логики формирует культуру мышления человека, способствует развитию природных возможностей мыслительной деятельности, повышает его творческий потенциал.

1.2. СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»

Самостоятельная работа по логике на начальной стадии может проходить в разной последовательности.

Первым этапом знакомства с логикой является изучение классической или формальной логики. Этот раздел науки посвящен изучению форм мыслительной деятельности, основных логических законов. Знания в этой области являются базовыми для дальнейшего изучения символической логики, теории аргументации.

Усвоение теоретических вопросов логики необходимо, но недостаточно.

Второй этап – научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения, отстаивания своей точки зрения. Важную роль в приобретении этих навыков играют решение логических задач и выполнение упражнений, различного рода заданий. По форме представления результатазадания могут быть устные, письменные, графические, практические .

В данном учебно-методическом пособии представлены только те темы, которые представляют наибольшую сложность при усвояемости в ходе учебного процесса.

Что такое логика?

Логика – одна из самых древних наук. Ее богатая история началась в Древней Греции и Древней Индии. Первоначально логика была подчинена риторике (учению о красноречии). В Греции и в Индии в древности очень популярными были состязания в ораторском искусстве при большом стечении зрителей. Но логика в подобных состязаниях использовалась скорее в конъюнктурных целях убеждения слушателей, чем для достижения истины.

Систематическую разработку формальной логики впервые осуществил греческий философ Аристотель в IV в. до н.э. Он исследовал, обобщил и систематически изложил все то, что до него фрагментарно, отрывочно изучалось в области логики Демокритом, Гераклитом, Платоном. Поэтому Аристотеля считают родоначальником логики.

Логическая наука сегодня – это сложное (структурно), системное знание, включающее в себя множество отраслей: логическая семиотика, символическая логика, диалектическая логика и др.

Логика - наука о формах, приемах и методах теоретического познания на ступени абстрактного мышления, имеющих общенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания. Логика изучает такие приемы и методы познания, которые связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. В логической науке анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также операции с понятиями и высказываниями.

Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить (корректно, т.е. правильно) для решения задач познавательного характера, для достижения истины. Таким образом, логикой являются исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результата познания.


Похожая информация.


Самостоятельную работу студентов СПО можно расценивать как базу для образования во всех формах обучения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения.

Цель для студентов при этом — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Перед преподавателями и мастерами стоит другая цель — обеспечить эту деятельность на всех этапах соответствующей помощью: спланировать, организовать, проконтролировать. Ожидать положительные результаты от данного вида деятельности можно тогда, когда она является систематической, определённой по целям, планомерной.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов СПО

Внеаудиторная работа - совокупность труда преподавателей, библиотекарей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов. Она представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением.

Процесс обучения в профессиональных образовательных организациях сегодня невозможно организовать без инициативной творческой активности обучающихся. Поэтому самостоятельная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Но что же ведёт к проявлению активности студентов? Ответ прост — мотивация. Вот лишь некоторые методы её повышения:

  1. Польза выполняемого труда.
  2. Активное использование результатов самостоятельной работы в образовательной деятельности.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов:

  • наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;
  • система слежения и оценки;
  • консультационная помощь преподавателя;
  • обеспеченность учебными и методическими пособиями;
  • готовность самих студентов.

Для дальнейшего успеха очень важную роль играет публичная демонстрация лучших работ студентов. Не лишними станут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы на специализированном стенде, а также защита творческих проектов. Публикация работ станет стимулом для развития творческих способностей студентов, поспособствует развитию навыков самообразования, вызовет желание самосовершенствоваться. Это могут быть публикация научных, исследовательских, проектных или методических статей в студенческих журналах, участие в конференциях всероссийского или международного масштаба, либо в предметных олимпиадах.

Положение о самостоятельной работе студентов СПО

Самостоятельная работа осуществляется студентами по заданиям преподавателей и мастеров. При этом сами преподаватели и мастера не вмешиваются в непосредственный процесс.

Задания для самостоятельной образовательной деятельности должны быть направлены на развитие общих и профессиональных компетенций. Положение о планировании самостоятельной деятельности учеников должно разрабатывается профессиональной образовательной организацией. На его основе организуется выполнение студентами подготовленных заданий.

Когда преподаватель работает над созданием учебно-методических рекомендаций, он должен следовать определённому порядку действий:

  1. Для хорошего старта необходимо проанализировать рабочий и календарно-тематический планы, программу по дисциплине (для начала приблизительную). При этом нужно не забывать учитывать требования ФГОС.
  2. Сделать выбор темы в пользу рабочей учебной программы.
  1. Определить тип и структуру работы по заданной теме, назначить цели, задачи, а также определить объём и содержание.
  2. Придумать, как мотивировать студента.
  3. Определиться с видом занятий и временем, которое должен будет потратить обучающийся на их выполнение.
  4. Продумать, как осуществить системный контроль с оценкой планируемых заданий.
  5. Провести подготовительную работу по сбору рекомендаций к работе с учебно-методическим пособием.
  6. Провести подготовительную работу по сбору перечня основной и дополнительной литературы по теме.
  7. Оформить учебно-методические рекомендации, не забывая сверять их с ФГОС.


Цели

Для начала нужно определиться с целями самостоятельной работы студентов, которые будут представлять собой образ положительных последствий выполнения задач.

Основные цели (учитывать ФГОС, реальность выполнения, направленность на развитие, обучение, воспитание):

  • овладение профессиональными навыками деятельности по профилю и усвоение соответствующих знаний;
  • формирование стремления к самообразованию, ответственности, готовности действовать самостоятельно;
  • развитие творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач.

Как обращаться к студентам?

Необходимо предусмотреть и этот момент. Внимание следует сосредоточить на том, для чего студенту необходимо выполнить работу. Краткость, привлечение интереса и мотивация к выполнению самостоятельной работы — это основные векторы.

Как определить объём работ?

Важно помнить о сопоставлении намеченых задач с реальностью. По плану на работу отводится не более 30% от объёма времени по дисциплине.

Выбор форм, средств и методов внеаудиторной работы

На следующем этапе преподаватель должен понимать, с помощью чего студент сможет достигнуть целей: методы, средства, формы заданий (подробнее о них в последнем разделе статьи).

Вспомогательный список заданий, которые можно включить в положение о самостоятельной работе студентов СПО:


Критерии оценки выполненной работы

Опросы, контрольные работы, тестовые задания, сочинения, защита творческих проектов, эссе, рефераты и прочее — всё это можно использовать как инструменты проверки знаний и умений студентов при разработке критериев оценки выполненной работы.

К примеру, формой учёта внеаудиторной работы студента может стать отметка с оценкой преподавателя или сумма баллов, которые студент наберёт в процессе выполнения заданий. Следует обязательно уведомить студента о критериях оценки выполняемой работы. Подвести итоги СРС можно в виде отметки в журнале в разделе теоретических или практических занятий. Например, так:


После того, как будут составлены основные разделы учебно-методического плана, нужно подготовить советы для студентов по работе с материалом пособия. Необходимо также позаботиться о списке обязательной и необязательной литературы, веб-сайтах. Цель рекомендации — обеспечить студента полезной и актуальной информацией по теме занятия и поставить реальный срок сдачи работы.

В учебно-методическом пособии разумным решением будет расположить рекомендации для студента сразу после введения. Рекомендации можно подать в виде схемы или инструкции по работе с учебно-методическим пособием.

Организация самостоятельной работы студентов СПО

Обозначим ключевые моменты в организации, контроле и оценке самостоятельной работы:

  1. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить:
  • надлежащими учебно-методическими материалами;
  • свободным доступом к информации в сети Интернет;
  • контролем (тесты, задания с оценками и др.);
  • перечнем необходимой и дополнительной литературы.
  1. Студенты могут осуществлять СР как индивидуально, так и группами . Тут нужно обратить внимание на поставленные цели, тематику, уровень сложности работы для обучающихся, уровень знаний и умений.
  2. Мастера и преподаватели должны своевременно информировать студентов об основных требованиях к результатам работы, о целях, формах контроля, вспомогательных средствах, трудоёмкости и сроках выполнения работы.
  3. Колледж может планировать преподавательские консультации для студентов в счёт общего бюджета времени, отведённого на консультации (100 часов в год по ФГОС СПО). Преподаватель или мастер производственного обучения должен проводить инструктаж по выполнению задания, отталкиваясь от прописанных в этом задании данных (цели, сроки, требования к результату и прочее).
  4. Контролировать результаты можно в пределах времени, которое отведено на занятия по междисциплинарному курсу, внеаудиторную работу студентов в письменной, устной или смешанной форме и на обязательные занятия по учебной дисциплине. Для удобства можно использовать компьютерную технику и Интернет.
  5. Установление форм контроля должно производиться предметно-цикловой комиссией. При этом формы должны быть указаны в рабочей программе дисциплины основной образовательной программы:
  6. Текущий контроль:
  • устные ответы, творческая работа, доклады на лабораторных, практических, семинарских занятиях, сообщение, собеседование, предъявление таблиц, в которых приведено сопоставление анализа данных, схем процессов, обобщающих моделей и др.;
  • собственноручно составленные тексты;
  • решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
  • самоанализы, проекты, рефераты, рецензии, отчёты, справки, эссе, отзывы, заключения, задачи, программы, планы и др.;
  • конспекты по самостоятельно изучаемой теме;
  • контрольные, курсовые работы в текстовом формате и их защита;
  • самостоятельные исследования;
  • отчёты по пройденной практике;
  • статьи и иные публикации в научно-популярном, учебном и научном издании по результатам самостоятельной работы;
  • предоставление и презентация продукта или изделия творческой деятельности студента;
  • тестирование;
  • участие в Интернет-конференциях, защита электронных презентаций, обмен информационными файлами.
  1. Промежуточная аттестация по итогам семестра;
  2. Итоговая аттестация.
  3. Критерии оценки результатов:
  • степень овладения студентом учебного материала;
  • степень развитости навыков обучающегося использовать теоретический запас знаний на практике;
  • степень развитости навыков студента использовать электронные образовательные ресурсы, выискивать нужную информацию, осваивать её и применять на практике;
  • степень развития общих и профессиональных компетенций;
  • навыки формулирования проблемы, выдачи решений по ней, критической оценки собственных решений;
  • обоснованность изложения ответа;
  • навыки анализа и предъявления вариантов действий в ситуационных задачах;
  • навыки оформления материала в соответствии с требованиями;
  • навыки формирования собственной позиции, её оценки и аргументирования.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО

Отметим, что виды самостоятельной работы определяются требованиями ФГОС СПО, степенью подготовленности студентов, содержанием учебной дисциплины, профессионального или междисциплинарного модуля. Они должны быть утверждены на предметно-цикловой комиссии при составлении рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы.

Виды заданий и их содержание могут иметь вариабельный и разграничивающий характер, учитывающий изучаемую дисциплину/междисциплинарный курс, специфику профессионального уклона и индивидуальных особенностей студента.

Уровни, для которых могут быть подготовлены задания:

  1. Ознакомительный (конспектирование);
  2. Продуктивный. Приобретение ранее не известного опыта и применение его в нестандартной ситуации. Такие задания помогут студентам развивать способность исследовательской и творческой деятельности.
  3. Репродуктивный. Предполагается деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий и теоретических знаний студентов в совокупности с частично изменёнными ситуациями.

Вот приблизительный список видов самостоятельной работы студентов:

  1. Написание реферата.
  2. Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним.
  3. Составление опорного конспекта.
  4. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм.
  5. Подготовка информационного сообщения.
  6. Составление графологической структуры.
  7. Формирование информационного блока.
  8. Написание конспекта первоисточника.
  9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов).
  10. Создание презентаций.
  11. Составление глоссария.
  12. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним.
  13. Научно-исследовательская деятельность студента.
  14. Написание эссе.
  15. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Общие подходы к методике самостоятельной работы студента и его осуществления. Самостоятельная работа студента (СРС) - это самостоятельная дияльнисгь-учения студента, которую научно-педагогический работник планирует вместе со студентом, но выполняет ее студент по задачам и под методическим руководством и контролем научно-педагогического работника без его прямого участия.

Важную роль в изучении учебной дисциплины играют рациональные средства: методы организации самостоятельной работы, условия труда, режим дня, техника работы и др.

При изучении учебной дисциплины выделяют такие виды самостоятельного учения студента:

Слушание лекций, участие в семинарских занятиях, выполнение практических и лабораторных работ;

Отработка тем лекций и семинарских занятий, выполнение практических и лабораторных работ студентами заочной формы обучения (ЗФО)

Подготовка рефератов и курсовых работ, написание дипломной работы;

Подготовка к модульного контроля и испытаний;

Работа с литературой и др.

Каждый из указанных видов требует от студентов упорной самостоятельной работы.

Прежде всего нужно, чтобы каждый студент в процессе учения придерживался гигиены умственного труда. Поэтому им надо раскрыть механизмы умственного труда, причины появления усталости, пути повышения работоспособности, а также режима питания, организации отдыха и др. Для этого нужно провести установочное занятие, особенно со студентами заочной формы обучения. Довести до них, что суточный ритм организма человека определяется рядом физиологических функций, которые постоянно меняются в часы активной деятельности и сна.

Важную роль в оптимальной организации жизни и деятельности студента дневной формы обучения играет режим дня - его рекомендуют научно-педагогические работники в первые дни учебных занятий.

Студентам первого курса нужно адаптироваться к самостоятельной учебной работы. Поэтому студенты-первокурсники имеют приспособиться к условиям жизни и деятельности в высшем учебном заведении. Для этого здесь необходима целенаправленная педагогическая помощь научно-педагогических работников. Это, прежде всего, внимание к студенту, который испытывает психологический дискомфорт, неудобство, неловкость, неуверенность.

Надо помнить, что на студента действуют три группы трудностей: социальные, учебные, профессиональные. Социальные трудности обусловлены изменением места проживания, новыми условиями жизни, особенностями общения со значительным кругом новых людей (научно-педагогического работниками, коллегами, обслуживающим персоналом); необходимость самостоятельно вести свой бюджет, устраивать собственный быт, привыкать к новому режиму и распорядку дня и прочее.

Учебные трудности обусловлены новыми формами и методами учения, особенностями организации самостоятельной работы, контроля за ней со стороны научно-педагогических работников. Поэтому научно-педагогические работники должны:

Ознакомить студентов с психолого-педагогическими особенностями организации обучения в высшей школе;

Помочь в овладении методами и приемами учебной работы;

Придерживаться специальной методики чтения лекций для студентов-первокурсников в первые два-три месяца, постепенно увеличивая структуру и темп;

Научить студентов приемов слушать лекцию, записывать ее содержания, методики подготовки к семинарским, практических и лабораторных занятий;

Четко дозировать задачи на каждое занятие;

Толерантно осуществлять контроль и оценки самостоятельной работы и др.

Профессиональные трудности, как правило, оказываются в разочаровании отдельных студентов в своем профессиональном выборе. Поэтому научно-педагогические работники должны разъяснить процесс овладения специальностью, их перспективности и значимости.

1. Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приёмы. -М.: Книга, 1984.

2. Генетика Н. П. Нет предела совершенству. - М.: Просвещение, 1989.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001.

4. Кузнецов А. А, Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. - М.: Книга, 1977.

5. Кузьминский А. И. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. - М.: Знание, 2005.

6. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1973-

7. Пекелис В. Твои возможности, человек. - М.: Знание, 1975-

9. Раченко И. П. НОТ учителя. - М.; Просвещение,

ш. Смородинская М.Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. - М.: Книга, 1984 и др.

Переход к модульного построения содержания обучения предполагает интеграцию различных видов и форм обучения, которые подчиняются общей теме учебного предмета. Для каждого содержательного модуля формируют набор справочных и иллюстративных материалов, которые студент получает перед началом изучения. Также добавляют список рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от одного содержательного модуля к другому по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля.

В отношении студентов заочной формы обучения (ЗФО), то они в основном изучают материал самостоятельно в течение семестра, то есть самостоятельно отрабатывают темы лекций, а также семинарских, практических и лабораторных занятий.

Для них в начале каждого семестра проводят установочную сессию, во время которой начитывают лекции и проводят некоторые семинарские, практические и лабораторные занятия.

Научно-педагогический работник обязан ознакомить студентов ЗФО во время установочной сессии с актуальностью, целью и задачами изучения учебной дисциплины, ее место, ролью и значением в профессиональной подготовке, определить общий объем учебной дисциплины и объем разделов и тем на текущий семестр; раздать программу учебной дисциплины и рабочую учебную программу; объяснить содержание и структуру тематического плана, последовательность изучения разделов и тем; объяснить методику самостоятельной отработки семинарских, практических и лабораторных занятий; ознакомить с вопросами, которые вынесены на экзамен или зачет; подать главную и дополнительную литературу к каждой теме; уточнить формы и методы контроля знаний студентов ЗФО; сообщить график проведения консультаций во время установочной сессии и в период до зачетно-экзаменационной сессии; раскрыть методику самостоятельной работы разделов и тем учебной дисциплины на этот семестр и др.

Студент должен овладеть методикой самостоятельной работы во время лекционного занятия и отработка лекции. Прежде всего у студентов дневной и заочной форм обучения необходимо сформировать умение слушать и конспектировать лекции, поскольку работа над ними непосредственно на занятии и в внеаудиторное время требует значительных усилий: уметь не только слушать, но и воспринимать, осознавать содержание лекции систематизировать и группировать полученные знания в конспектах; уметь творчески осмысливать материал лекции в процессе самостоятельной работы и др.

Во время лекционного занятия студентам необходимо ознакомиться с содержанием предыдущей лекции для установления логической связи с последующей; пытаться осмысливать материал в процессе его изложения; внимательно слушать научно-педагогического работника, выделять главное, существенное и отсеивать второстепенное и др.

Лекционный материал необходимо не только слушать, но и конспектировать. Поэтому научно-педагогические работники должны формировать умение правильно вести конспект. Для этого надо научиться быстро писать, благодаря использованию условных обозначений и сокращений отдельных слов и фраз.

Студенту важно уметь осуществлять своеобразную "фильтрацию" учебного материала, выделять основное и вытеснять второстепенное, кроме того, главное еще и обобщать и систематизировать. Надо знать, что главные мысли, в отличие от второстепенных, обычно преподаватели подчеркивают интонацией, замедленным темпом речи. Для систематизации студент должен уметь выделять узловые вопросы, обобщать и логически осмысливать последовательность и взаимосвязь отдельных компонентов лекции.

Конспектируя лекцию, надо полностью записывать название темы, план, рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо уделять записям правил, цитат, формул, схем и т.

Ориентировочная методика отработки темы лекционного занятия:

1) изучить программу учебной дисциплины и рабочую учебную программу;

2) определить темы этой лекции в структуре учебной дисциплины по тематическому плану;

3) выяснить все вопросы, которые необходимо изучить;

4) изучить учебный материал, который есть в конспекте, уточнить объем отсутствующего материала на основе контрольных вопросов, заданий для контрольной работы и вопросов, вынесенных на экзамен (см. Программу учебной дисциплины и рабочую учебную программу)

5) определить литературу, в которой есть необходимый учебный материал, и последовательность его усвоения;

6) каждый учебный материал обработать следующим образом:

в) в третий раз выделить основные понятия, сущность явлений и процессов, их структуру и содержание, а также связи между ними;

г) записать все это в конспект;

д) установить связь с предыдущим учебным материалом;

е) самостоятельно ответить на все контрольные вопросы по этой теме.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Типы самостоятельной работы студентов. По частно-дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.

4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Организация самостоятельной работы студентов. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результата ми. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и т. п.), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.

Принципы организации самостоятельной работы студентов. Анализируя сложившееся в вузах положение с самостоятельной работой студентов, В. А. Кан-Калик выдвигает свои соображения о принципах, на которых должна строиться такая деятельность студентов. Планируя самостоятельную работу по тому или иному курсу, прежде всего необходимо выделить его так называемое фундаментальное древо, включающее в себя ту основную систему методологического, теоретического знания, которую нужно вынести на обязательную лекционную проработку. Так, из 100-часово го курса фундаментальный объем его займет половину. Далее в качестве производных от этого «фундаментального древа» предлагается образовывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов, предусмотрев для них темы, характер изучения, формы, место проведения, вариативные способы реализации, систему контроля и учета, а также различные приемы отчетности. По убеждению Кан-Калика, вне такой системы ни один вид самостоятельной работы студентов не даст учебно-профессионального эффекта.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, пони мании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности.

Одним из условий регуляции активности человека как основной предпосылки успешности любого вида деятельности является психическая саморегуляция, представляющая собой замкнутый контур регулирования. Это информационный процесс, носителями которого служат различные психические формы отражения действительности. Общие закономерности саморегуляции в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характера нерв ной деятельности, личностных качеств человека и его системы организации своих действий, формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Создавая систему самостоятельной работы студентов, необходимо, во-первых, научить их учиться (это следует делать с первых занятий в вузе, например, в курсе введения в специальность) и, во-вторых, ознакомить с психофизиологическими основами умственного труда, техникой его научной организации.

Правила рациональной организации самостоятельной работы студентов. Напряженность учебного труда особенно возрастает в условиях быстрого переключения с одного вида учебной деятельности на другой, а также при неожиданных сменах учебных ситуаций (действий) в процессе проявления высокой эмоциональности и ее перемены в ходе обучения.

Высокая степень умственного напряжения при низкой двигательной активности может повлечь за собой своеобразную патологию – изменения вегетативных функций (усиление частоты сердечных сокращений), повышенное кровяное давление, гормональные сдвиги, а иногда и резкие изменения, доходящие до состояния стресса. Умственные перегрузки, особенно в ситуациях, когда студент занимается самостоятельно, без контроля преподавателя, могут привести к истощению нервной системы, ухудшению памяти и вни мания, потере интереса к учебе и общественной работе. Справить ся с умственными перегрузками помогают физические упражнения, рациональное питание, правильный режим учебного труда, использование рациональных приемов работы.

Применительно к организации самостоятельной работы как преподавателю, так и студентам полезно знать сформулированные крупнейшим русским ученым Н. А. Введенским (1852–1922) правила рациональной организации умственной работы.

1. Входить в работу нужно не сразу, не рывком, а постепенно втягиваясь в нее. Физиологически это обосновывается тем, что в основу всякой деятельности положено образование динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств.

2. Необходимо выработать ритм труда, равномерное распределение работы на протяжении всего дня, недели, месяца и года. Ритм служит средством психического побуждения человека и играет в его жизни исключительно высокую роль.

3. Нужно соблюдать последовательность в решении всяких дел.

4. Разумно сочетать чередование труда и отдыха.

5. Наконец, важным правилом плодотворной умственной деятельности является общественное значение труда.

Со временем навыки культуры умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Внутренняя собранность и организованность есть результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями учащегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Организуется, обеспечивается и контролируется данный вид деятельности студентов соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников, с тем чтобы за весь период обучения достаточный уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и др.).

Главными особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Преподаватель только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Формы такой работы могут быть разными – это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Особенности групповой самостоятельной работы студентов. В высшем учебном заведении совмещаются различные виды индивидуальной самостоятельной работы, такие, как подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на последнем, завершающем, этапе – выполнение дипломного проекта. Самостоятельную работу преподавательский состав вуза может сделать более эффективной, если организовать студентов парно или в группы по три человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Технология организации самостоятельной работы студентов. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. Такая пропорция основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. В соответствии с этим самостоятельная работа студентов становится одним из основных резервов повышения эффективности подготовки молодых специалистов в вузе.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Современные требования к процессу преподавания предполагают, что коллективами кафедр своевременно разрабатываются: а) система заданий для самостоятельной работы; б) темы рефератов и докладов; в) инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т. д.; г) темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов; д) списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы, во-первых, комплексный подход к организации такой деятельности по всем формам аудиторной работы, во-вторых, сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, в-третьих, обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) и, наконец, формы контроля.

Активизация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа выполняется студентами в разных звеньях процесса обучения: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке. Систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя служит средством повышения творческой активности обучающихся.

Эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы (временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки).

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм; постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы к лекционному потоку после каждой лекции.

13. Чтение студентами фрагмента лекции (15–20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.

14. Присвоение статуса студентов-консультантов наиболее продвинутым и способным из них; оказание таким студентам всесторонней помощи.

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:

› организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

› включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

› создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;

› разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

› ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

› коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

› разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

› индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;

› проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает, во-первых, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов; во-вторых, организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно; в-третьих, создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; в-четвертых, доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума; в-пятых организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов; в-пятых, отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.

Самостоятельную работу рассматривают как дидактическую форму обучения, которое является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов. Проходит она без участия преподавателя. Без умений самостоятельной работы молодой специалист не сможет совершенствоваться и соответствовать требованиям профессиональной деятельности.

Итак, самостоятельная работа - это специфический вид учения, главной целью которого е формирование самостоятельности студентов, их умений и качеств, которое осуществляется в самостоятельной работе опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий. Самостоятельная работа как деятельность учения имеет две основные цели: развитие самостоятельности как качества личности и усвоение студентами профессиональных знаний, формирование у них профессиональных умений и навыков. Первая чаще развивается во внеаудиторной самостоятельной работе, а вторая - во время занятий. По мнению А.П. Минакова, "самостоятельная работа - это прежде всего самостоятельная мысль. Надо учить самостоятельно мыслить и на лекциях, и во время решения задач. Творчески работать может только тот, кто мыслит. Поэтому задача преподавателя - обусловить возникновение мыслей, стимулировать активность и самостоятельность уже на лекциях, семинарах, уроках. А самостоятельность мышления будет способствовать желанию самостоятельно работать, не ожидая указаний и побуждений извне"1.

Качественное описание самостоятельности как результата обучения в условиях активизации самостоятельной работы может проявляться через умение студентов систематизировать, планировать, контролировать и регулировать свою деятельность без постоянной помощи и руководства преподавателя.

Самостоятельность является необходимым условием эффективности любой деятельности: учебной, производственной, общественной, умственной, познавательной и др. Выражением самостоятельности личности являются поступки, действия, высказывания, оценка личности как тех, кто ее окружает, так и самой себя. Итак, самостоятельность - это не воля или черта характера, способность или мышления, а более сложная, интегративная личностная качество. Самостоятельность соотносится с самореализацией личности, с ее активностью в отношении внутреннего побуждения, без внешнего принуждения, с относительной независимостью. Для высшего уровня развития самостоятельности типичным является продуктивный творческий характер деятельности, а не стереотипность принимаемых решений, поступков, действий самой личности.

Самостоятельность проявляется в результатах деятельности, в отношении к окружающей среде и в направленности поведения. Она не является врожденным органическим свойством человека, а возникает и развивается в процессе жизнедеятельности. Самостоятельность далеко не всегда становится устойчивой характеристикой поведения, деятельности. Уровень ее развития зависит от условий, в которых разрывается личность, характера ее отношений с окружающей средой.

Самостоятельное мотивировки и обоснования действий, способность видеть объективные основания поступков и принимать адекватные решения, составлять программу действий вироблюються с опытом, в результате критической оценки внешних воздействий и собственных возможностей. Кроме того, самостоятельная личность не только решает поставленные задачи или те, что возникают перед ней, но и сама ставит перед собой цели, т.е. инициативная, и более того, имеет потребность принимать и реализовывать собственные решения. После принятия решения такая личность готова нести ответственность за его практическое воплощение, за свои действия, в основе которых лежит уверенность в их правильности и своевременности. В то же время самостоятельный человек способен признавать свои ошибки, если действительность свидетельствует, что не все обстоятельства были учтены при решении. На основании самокритичного анализа, рефлексии она принимает более адекватные решения, приводящие к решению проблем. Итак, самостоятельность - это интегративная качество личности, заключается в способности и потребности принимать и реализовывать решения по собственной инициативе и нести за них ответственность.

Потенциальные качества человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности. При этом следует иметь в виду, что способность к самостоятельной учебной работы не имеет непосредственной связи с уровнем развития отдельных познавательных процессов или мотиваций. Эффективная самостоятельная работа включает умение работать на занятии, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность без систематического контроля, помощи и стимуляции преподавателя.

Студентов, в которых самостоятельность в обучении развита достаточно, Л.М. Фридман называет "автономными", независимыми от посторонней помощи, а тех, у кого умение самостоятельно учиться не развиты, можно назвать "зависимость".

Студенты "автономного типа" видят основной смысл учебы в получении необходимых им профессиональных знаний и умений. У них критерии успешности обучения не сводятся к получению оценок. Эти студенты считают, что успех в обучении существенно зависит от их личных качеств и усилий, что прилагаются. Они тщательно контролируют и критически оценивают свою деятельность в ходе выполнения каждого задания.

Студентов "зависимого типа" можно поделить на две подгруппы. Студенты первой подгруппы, несмотря на низкую успешность обучения, оценивают свою учебную деятельность как достаточно успешную для себя. Они соглашаются на меньшие результаты, чтобы не тратить больших усилий и времени, не напрягать мысли, не делать что-то новое, необычное. Они считают, что оценка при проверке знаний и умений зависит преимущественно от случая (везения).

Студенты второй подгруппы оценивают свою учебу как неуспешное. Они желают получать высшие оценки, и многие из них тратит на подготовку большое количество времени. Однако они не осознают зависимости успехов в учебе от развитости в них личных психических свойств, учебных и мисленневих умений, поэтому не пытаются развивать, тренировать собственные психические процессы, умения, навыки (память, умение сравнивать, выделять главное, обобщать; быстро и осознанно читать и конспектировать и т.д.), от которых зависит эффективность самостоятельной учебной работы. их деятельность бессистемна, нерациональная, неоптимальная, им часто нужна внешняя помощь во время подготовки к занятиям.

Итак, развитие самостоятельности э процессом перехода от внешнего руководства к самоуправлению, самоорганизации своей учебной деятельности. Для эффективной самостоятельной учебной работы студент должен овладеть рациональными, оптимальными способами обучения, мышления, получения информации.

Руководство процессом самостоятельной учебной работы должно быть направлено не на принуждение студентов к многочасовому "сидения за письменным столом", а на формирование у них потребности в самом процессе обучения, желание учиться рационально, эффективно, оптимально и получать от этого наслаждение.

Для этого необходимы следующие условия: студент должен знать программу на семестр, перечень и критерии оценки не только знаний, но и умений, которыми он должен овладеть; контролю и оценке подлежит каждое самостоятельно выполненное задание каждого из студентов; оценка результатов самостоятельной работы должна быть гласной и аргументированным; положительная психологическая атмосфера в группе должна поддерживать рационально организованную самостоятельную работу.

В профессиональной школе используются такие формы внеаудиторной самостоятельной работы:

Поиск и работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, составление планов, тезисов, оформление информации в схемы, таблицы, графики и т.п.);

Выполнение сквозных индивидуальных заданий по циклам учебных дисциплин (написание рефератов, докладов, обзоров и выступление с ними на семинарских занятиях);

Подготовка к наиболее ответственных и интегративных лабораторных работ;

Изучение темы малой группой студентов, каждый из которых обучает потом другую группу однокурсников с последующей защитой темы у преподавателя;

Разработка студентами методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.п.);

Выполнение практических заданий, расчетов с помощью ПЭВМ;

Изучение новой техники, технологий, методики на базовых предприятиях, в лабораториях, школах, составление и защита отчетов;

Конкурсное выполнения специальных развивающих, творческих задач и их публичная защита;

Самостоятельное изучение дисциплины.

Одной из форм самостоятельной работы является домашняя учебная работа студентов. Она осуществляется без руководства преподавателя, но по его заданию. Выполняя домашнее задание студенты сами распределяют свое время, определяют порядок работы, сами контролируют ее, находят и исправляют ошибки. Успех домашней работы зависит от этих умений, подготовленности к самостоятельной домашней работы вообще и по конкретной теме в частности.

Связь домашней и классной работы оказывается в разный способ. В большинстве случаев в профессиональных учебных заведениях i-П уровней аккредитации в процессе домашней работы закрепляется материал, изученный на занятиях. Студенты повторяют за учебником и конспектом материал занятия, решают задачи, упражнения, аналогичные тем, которые решались на занятиях. Иногда домашняя работа является продолжением аудиторной. Например, на занятии задача только анализируется, а решается дома.

На старших курсах или в высших профессиональных учебных заведениях III-IV уровней аккредитации до содержания домашней работы включается самостоятельное изучение некоторых разделов программы. Иногда домашние задания направлены на активизацию восприятия на будущих занятиях.

При определении содержания и объема домашних заданий важно учитывать индивидуальный уровень развития мисленневих и учебных умений и интересы отдельных студентов. Дифференцированный подход к этому вопросу дает положительный эффект. Индивидуализированный подход нужен и домашних заданий для студентов, имеющих пробелы в знаниях, умениях, навыках после пропусков занятий. Поэтому полезно сочетать фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Дифференциация и индивидуализация домашних заданий целесообразна не только по степени сложности, но и по интересам и специализации тех, кто учится.

Домашние задания, типичные для профессиональных учебных заведений, разделяют на четыре основные группы: устные, письменные, графические, практические. К первой группе относится изучение материала по учебным пособиям, чтение чертежей, схем, решение качественных задач, подготовка ответов, докладов по дополнительной литературы, документации, анализа производственной деятельности.

Письменные домашние задания содержат количественные задачи, задания и выполнения расчетов, описание наблюдений, разработку технологических карт, составление отчетов о лабораторно-практические работы.

К группе графических домашних заданий относятся различные работы с чертежи, составление схем, графиков, диаграмм, зарисовок и т.д.

Во время изучения специальных дисциплин широко используются практические самостоятельные домашние работы. Преподаватель и мастер производственного обучения (руководитель практики) совместно предлагают студентам разработать карты технологических процессов изготовления конкретных деталей, сборки узлов, механизмов с выбором инструментов, расчетами режимов, обоснованием способов контроля, конструированием приспособлений, внесением усовершенствований в конструкцию инструментов.

Специфическим видом самостоятельных домашних заданий является межпредметные комплексные задания, выполнение которых требует использования комплекса знаний из профессиональных, общетехнических, общеобразовательных предметов, а также практических умений и навыков.

Выполнение самостоятельной работы не возможно без развития психических свойств (памяти, воображения, мышления), умение сосредотачиваться. Первым среди психических процессов, развивающихся в ходе самостоятельной работы, является память. Преподавателю следует учитывать, что лучше запоминается то, что необходимо для решения задач - 90 %, в то время как в процессе слушания -10, чтение - 30, наблюдения - 50 %". Запоминанию способствует и установка на то, что именно надо запомнить и с какой целью, а также логические и эмоционально-личностные акценты, которые передают отношение преподавателя, мастера к информации. Продуктивное смысловое запоминание более эффективно, чем механическое, поэтому в начале обучения любого предмета, специальности целесообразно использовать специальные задания для самостоятельной работы, которые требуют установления логических, смысловых, ассоциативных, структурных связей, соотношений: частичное - общее, причина - следствие; установление аналогий, контрастов; классификацию, обозначение заглавными буквами, составление структурно-логических схем, таблиц и т.д. Следовательно, развитие памяти тесно связано с развитием мышления студентов, совершенствованием умений анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, осуществлять перенос знаний и умений в новые условия, обстоятельства, а также с умением самостоятельно учиться.

Однако репродуктивная самостоятельная работа не может быть достаточно эффективной при формировании самостоятельности как профессионального качества личности. Нужны не только умение работать без посторонней помощи, но и способность решать целостные задачи, содержащие все компоненты деятельности человека: осознание и формулировка проблем и задач; определение целей и составление плана; анализ, прогнозирование и принятие (выбор) решения, его практическую реализацию; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка новых целей и задач, направленных на дальнейшее совершенствование объективного мира и самого себя. Отсутствие любого компонента не дает возможности сформировать самостоятельность как личностное качество будущего специалиста.

самым Важным и доминирующим компонентом самостоятельности является принятие решения. Именно с ним связаны смислотвірні мотивы поведения и деятельности личности. В нем, прежде всего, реализуется потребность в самореализации. Способность принимать решения основывается на понимании существенного умение сравнивать, осуществлять анализ, синтез и обобщение, классифицировать, планировать, делать умозаключения, организовывать свою деятельность.

Самостоятельная личность не только принимает решения, но и контролирует процесс их реализации, во время которого самокритично оценивает свою деятельность, корректирует ее при необходимости и достигает поставленных целей, несет за них ответственность. Самостоятельность невозможна также без наличия собственных мнений, оценок, суждений. Уверенность личности в истинности знаний, правильности своей позиции приводит к готовности ее доказательно защищать, отстаивать в спорных и конфликтных ситуациях.

Самостоятельность может развиваться только в процессе определенной деятельности, во время принятия решений и следования их. В результате этой деятельности происходят изменения в самом субъекте, которые выражаются в овладении способами принятия решений и развития определенных качеств. В свою очередь это является основанием для эффективных действий, адекватного ориентирования в обстоятельствах, предопределенных содержанием решаемых задач.

Высший, творческий уровень развития самостоятельности заключается в необходимости постоянно ставить новые цели и задачи, направленные на выход за пределы заданного, на поиск и открытие новых закономерностей и способов решения.

Постановка дальнейших целей и задач на основе адекватной самооценки сделанного помогает развитию положительного эмоционального отношения к самостоятельной деятельности и решений, формирует потребность в них.

Обучение студентов стратегии и тактике самостоятельного принятия решений на первом этапе возможно с помощью проблемного обучения, учебных дискуссий и решения практических задач проблемного характера (анализа конкретных ситуаций).

Во время выбора проблем следует руководствоваться такими критериями: лучше выбирать ведущие идеи, понятия, методы науки, противоречивые идеи, положения и поиск путей их решения в истории науки; противоречия, нерешенные вопросы современной науки, новые технологии, возникающие в производственной практике.

Использование указанных методов на практических занятиях знакомит студентов с обобщенными способами принятия решений, научит их осознанно осуществлять умственные операции во время самостоятельного принятия решений, разовьет самостоятельность мышления. На этом пути следует последовательно концентрировать внимание на операциях сравнения, выделения существенного, анализа через синтез (т.е. выявление различных скрытых свойств и качеств объекта задачи путем включения его в различные возможные отношения и условия деятельности).

Для эффективного принятия самостоятельных решений человек должен обладать достаточно большим объемом информации, но обобщенной, сжатой по принципу системности" Необходимым элементом обобщенных знаний ключевые понятия науки. С одним понятием всегда связаны несколько других, понимание их взаимосвязей, иерархии предоставляет знанием системный, обобщенный характер. Для развития способности обобщать стоит использовать лаконичные выступления на семинарах, составление планов, логических схем, таблиц.

Самостоятельность как качество личности наиболее ярко проявляется в условиях выбора, решение противоречий, преодолении препятствий. Поэтому эффективным способом включения студентов к самостоятельной деятельности, процесса принятия решений является дискуссии. Причем важным является обязательное определение каждым студентом своей позиции, собственного отношения к проблеме, его обоснование и аргументированная защита.

В основе дискуссий должны лежать проблемы, которые не допускают однозначного ответа, требуют диалектического подхода, учета широкого круга вопросов, актуальных для современной практики имеют несколько разработанных в литературе концепций, доступных для студентов.

Очень полезным для будущих специалистов является выполнение студентами по очереди обязанности руководителя семинара (практического занятия). Студент-руководитель отвечает за подготовку и проведение занятия. Он ведет семинар, следит за регламентом, формулирует вопросы и организует обсуждение, проводит коллективный анализ и оценка работы. При этом преподаватель оказывает помощь руководителю во время подготовки к занятию, принимает участие в постановке и обсуждении проблем, в итогах и оценке самого процесса работы на основе принципа сотрудничества. таким образом студенты приобретают реального опыта руководства, обсуждения и принятия решений, контроля и оценки, подготовки и воплощения решений в жизнь, ответственности.

На старших курсах студентов целесообразно включать в научно-исследовательскую работу, которая предполагает принятие самостоятельных решений во время проведения диагностического эксперимента, написания и защиты курсовых работ, проектов. Работа должна охватывать теоретический обзор литературы по теме, описание методики экспериментального микро-исследования и анализ его результатов.

Студенты, которые работают над родственными темами, могут объединиться в одну исследовательскую группу. На консультациях этих групп полезно использовать такие методы, как мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия без лидера, способствующих самостоятельному принятию решений.

Самостоятельность как качество личности заключается не только в правильном решении учебных и практических задач, но и в умении отстаивать эти решения, бороться за их воплощение в жизнь. Поэтому на защите научной работы каждый студент должен кратко доложить о сути своей работы, а потом принимать решения и аргументировано защищать их, отвечая на вопросы преподавателей и однокурсников. При этом важным является наличие собственной позиции и умение логично и обоснованно доказывать ее правомерность.

Для формирования самостоятельности очень важно активное участие студентов в коллективном оценивании и проведении самооценки своей процесса принятия и реализации решений, которые должны осуществляться после обсуждения и решения проблемных задач, проведение дискуссий, во время написания и защиты научной работы.

Важным моментом является то, что обсуждению подлежит не только результат, но и процесс принятия решения, который привел к этому результату. Осознание эффективности путей принятия решений и их реализация способствуют закреплению оптимальных для субъекта способов принятия решений и деятельности, характерных для самостоятельной личности.

На одном из первых практических занятий необходимо обсудить критерии оценки деятельности. На следующих этапах критерии, отобранные в результате дискуссии, становятся основой для самостоятельного оценивания и самооценивания студентами. Критериями могут быть аргументированность существенных положений, логичность и лаконичность изложения, умение сочетать теорию с практикой, обобщить главное и сделать выводы, доказательно защитить свою позицию. Возможность рецензировать, оценивать и сравнивать свои решения и действия с деятельностью товарищей способствует формированию адекватной самооценки, кроме того, у студентов накапливается опыт оценочной деятельности, необходимой для руководителя.

Самостоятельная работа будущего специалиста должна быть направлена на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и на развитие качеств, необходимых любому руководителю" прежде всего организаторских и коммуникативных.

Прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Владеть собой - значит чувствовать свое тело, уметь снимать напряжение и расслабляться, а также вызвать в себе ощущение сдержанной силы и уверенности.

Оптимальное психофизическое состояние с не подарком судьбы, а результатом систематической работы над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями, настраиваться на преодоление трудностей, уменьшать психологическое воздействие неудач, страха перед предстоящей деятельностью.

Перечисленные умения формируются с помощью психофизиологического тренинга. Психофизиологический тренинг - это метод развития личности, что предполагает обучение человека релаксации мышц, самовнушению, концентрации внимания и воображения, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью достижения оптимальных результатов в избранной деятельности. Психофизиологический тренинг имеет следующие задачи: облегчение перехода от работы к отдыху и обеспечения его оптимальности, создание максимально благоприятных психических и физиологических предпосылок для успешного выполнения любой деятельности.

Руководящая деятельность - это умение работать в условиях неопределенности, творить, импровизировать. Для этого необходимо освободиться от приобретенных штампов, внутренних ограничений, от скованности в результате предыдущего опыта. Психотренинг дает опыта раскрепощения и импровизации, в нем нет единого правильного решения, каждому нужно искать собственные.

Психофизиологический тренинг способствует выработке умений самоконтроля и регуляции своего поведения и самочувствия. Обучение саморегуляции - это не общие рекомендации "держать себя в руках", а система упражнений с постоянно возрастающей сложностью. В большинстве упражнений психофизиологического тренинга используется глубокое расслабление всех мышц. Волнение, раздражение, гнев связанные с сильным мышечным напряжением. Расслабляя перенапряженные мышцы лица, шеи, рук, спины, мы уменьшаем негативное влияние этих состояний.

Чрезмерная активность центральной нервной системы, связанная с негативными эмоциями, плохо отражается на физическом состоянии человека. Психофизиологический механизм упражнений, которые расслабляют, заключается в увеличении поступления в центральную нервную систему корректирующей информации. Поток нервных импульсов от этих отвлекающих факторов может быть сильнее, чем отрицательные воздействия, вызванные беспокойством, тревогой, страхом, гневом.

Использование специальных упражнений (мимических, дыхательных и др.) влияет на регуляцию психофизических состояний еще и путем целенаправленного выделения в кровь тех или иных веществ, гормонов. Так, мрачное лицо способствует активному выбросу адреналина, что вызывает, в свою очередь, тревогу, подавленность, неуверенность. Улыбка настраивает на выброс норадреналина и вызывает чувство уверенности, азарта, задор, энергичность. Выдержка может быть воспитана также за счет снижения мотивационной значимости стимулов. Это достигается комплексом упражнений по рациональному психологической защиты.

Психофизиологический тренинг связан не только с расслаблением. Это, прежде всего, тренировка в переключении и концентрации внимания. Когда объектом самоконтроля, сосредоточение становится ощущение тела "здесь и сейчас", то внимание, концентрируясь на них, отмежевывается от всего остального, чтобы остановить поток негативных переживаний.

Обучение саморегуляции должно начинаться с выработки умения следить за внешними проявлениями эмоций и состояний: мимикой, позой, дыханием, тонусом мышц. Затем необходимое тренировки способности изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения, мимику. Саморегуляция - это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им образов. Сущность психофизиологической саморегуляции заключается в том, что чувства, которые накапливаются в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки. Сигналами для этого могут быть ощущение тяжести тела, тепла в сочетании с мышечным расслаблением и чувством физического комфорта.

Еще один принцип психофизиологической регуляции заключается в том, что чем чувствительнее словесное определение получит содержание того, что воспринимается, и чем активнее оно будет воспроизводиться, тем точнее оно будет преобразовано в самоуправления.

Возможность самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Это умение является наиболее решающим фактором в достижении профессиональных успехов. Путем саморегуляции можно активизировать или затормозить психофизиологические процессы, повысить качество подготовки и эффективности выполняемой деятельности. С помощью разнообразных приемов саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы, повышать действенность мотивов и установок

Сознательная деятельность всегда мотивирована, и в связи с этим неизбежно связана с волевыми качествами личности. Способность к самоконтролю и саморегуляции проявляется в организованности, решительности, уверенности в себе, целеустремленности. Умение снимать физическую усталость формирует выносливость, способность выдерживать большие нагрузки, преодолевать неожиданные препятствия.

Психофизиологический тренинг можно проводить во время практических занятий, разделив группу студентов на микрогруппы с 7 (±2) лиц. Упражнения рассчитаны на коллективное взаимодействие участников. Контакт и взаимное доверие являются благоприятными психологическими факторами для занятий психофизиологическим тренингом. Сплоченная группа создает для ее членов психологическую защиту, давая возможность каждому быть раскованным в отношениях с другими и, главное, с самим собой.

Следовательно, включение студентов в самостоятельную работу с помощью таких методов, как проблемное обучение, дискуссии, ролевые и деловые игры, научно-исследовательская работа, психофизиологический тренинг способствуют формированию необходимых профессиональных качеств личности будущих специалистов.