План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста. План по самообразованию "«развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях введения фгос дошкольног
алла куркина
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
ПЛАН
по самообразованию на тему :
«Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста »
Воспитатель : Куркина А. А.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Актуальность :
Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию .
Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию , преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.
Проблема :
Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»
Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям : нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Цели :
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи :
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира :
Знакомить с различными свойствами веществ.
Развивать представления об основных физических явлениях
Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Формировать у детей разные способы познания .
Литература :
1. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты. pdf,
2. formir_ekol_predstav (1) .ppt,
3. Рыжова, Методика детского экспериментирования. pdf
4Тугушева, Чистякова : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности . ФГОС
Подробнее : https://www.labirint.ru/books/628504/
5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников . – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2006.
1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования
2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности . сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.
3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч . года Оформлены :
Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
Мини-лаборатория с набором элементарных приборов :
*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
*природный материал (камешки, песок, семена)
*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
*прочие материалы (лупы, термометры, весы)
*домашний огород
*дидактический материал
4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия
*Самостоятельная деятельность детей
*Совместная деятельность взрослого и детей , а так же ребенка со сверстником
5. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы : «Воздух вокруг нас» , «Волшебница вода» , «Свойства снега» , «Удивительная крупа» , «Бумажные фантазии» , «Как увидеть звук?»
6. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется, но пополнять постоянно
7. Работа с воспитателями :
Показ мастер-класса
Просмотр занятия на РиМО
Итоговое занятие май Разработать памятку общих правил исследовательского обучения.
9. Работа с родителями :
Консультации :
-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Публикации по теме:
Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов.
План по самообразованию «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» ПЛАН РАБОТЫ.
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 000
Дошкольное отделение «Стрелец»
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель группы №5
Направление: Познавательно-речевое.
Образовательная область: Познавательное развитие
Начиная работу по самообразованию, я поставила перед собой:
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего возраста; создать оптимальные условия для ребёнка дошкольного возраста как основы познавательного, интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развитие у детей интереса к экспериментированию; - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Приемы, используемые при формировании познавательного развития традиционны:
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов,
презентаций.
Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Ожидаемый результат.
Познавательное развитие является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное . Чем лучше будет организована детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год.
Работа с детьми.
Сентябрь
1 "Что такое «знание» и «познать»? Познакомить детей с понятиями “Знание, познать”. Развивать интерес к познавательской деятельности. Способствовать воспитанию творческой личности.
2. "У каждого есть имя". Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст
Октябрь
1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права
2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия.
2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
Декабрь
1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.
2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора, плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.
Январь
1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.
2. "Секреты ". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.
Февраль
1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть).
Апрель
1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков
Работа с родителями.
Сентябрь
Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»
Октябрь
Папка – передвижка «Права детей»
Ноябрь
Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»
Декабрь
Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых
Январь
Консультация «Детская ложь за и против»
Февраль
Памятка «Жестокое обращение с детьми»
Март-Апрель
Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников»
Май
Анкетирование родителей.
Самореализация.
Участие в системе методической работы в ДОУ. Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности.
Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.
Изучение литературы:
1. . Педагог и семья. –М.:. – Изд. Дом «Карапуз»,2001
2.Дыбина и окружающий мир. Программа и . – М.: Мозаика – синтез,2005.
3.Дыбина с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М.: Мозаика – синтез, 2012
4. , Огнева старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
5.Санкина предметного мира. – Волгоград: Учитель, 2009
6.Чернякова работа в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010
7. Шорыгина о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Пригласим птиц на кормушку» Программные задачи: - уточнить знания детей о зимующих птицах; - продолжать учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: Сколько? Который? - уметь ориентироваться на листе бумаги...
Неделя здоровья
Неделя здоровья В г. Вологда, в детском саду №84 "Тополек", в подготовительной группе прошла Неделя здоровья. Основной целью недели была пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту среди воспитанников группы и их...
Составление рассказа по картине «Лесная полянка»
Составление рассказа по картине «Лесная полянка» Средняя группа Обучающие задачи: учить детей рассматривать картину и рассказывать о её содержании, по образцу воспитателя. Развивающие задачи: Закрепление представление об окружающем мире; что такое лес, его обитателей и растительный мир. Развивать грамматический строй речи; продолжать развивать связную речь;...
Развлечение для детей первой младшей группы «С колобком играем дружно»
Развлечение для детей первой младшей группы «С колобком играем дружно» Цель: Создание позитивного эмоционального фона Ход: Дети сидят на стульях. В группу вкатывается игрушка-колобок. Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости прикатился? Дети: колобок. Воспитатель поет песенку колобка: Я-колобок румяный бок, на окошке я...
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
2016-2017
ЦЕЛЬ:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).
ЗАДАЧИ:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2016-2017
МЕСЯЦ |
РАБОТА ПЕДАГОГА |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь |
1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме. |
Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста». |
|
Октябрь |
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. |
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
|
Ноябрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. |
Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы – волшебники. 4. Поплывет или утонет? |
1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику». 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. |
Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил – вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. |
Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)». |
Январь |
Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий – низкий. Широкий – узкий. |
Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». |
|
Февраль |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Горячо – холодно. |
Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март |
Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды». |
Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Апрель |
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. |
|
Самоанализ плана самообразования |
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. |
Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» |
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.
Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.
Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога
Самообразование воспитателя: цели и задачи
Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:
- знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
- улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
- создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.
Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:
Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Принципы саморазвития
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
- Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.
Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем
- Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
- Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
- Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.
Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества
Формы работы
Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.
Программа работы над темой самообразования
Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.
Выбор темы
На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.
Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.
Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста
Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.
Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику
Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.
Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога
Специалист | Примерная тематика работ | Цели |
Музыкальный работник |
|
|
Инструктор по физическому воспитанию |
| Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
|
Логопед |
| Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
|
Педагог-дефектолог |
|
|
Примеры планов по самообразованию узких специалистов
При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.
Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников
Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя
Автор | Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области | ||
Тема | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности» | ||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь | «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. | Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. | Консультация для педагогов. |
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию
Автор | Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО | ||
Тема | «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний» | ||
Месяц | Форма работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
| Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». | Консультация о развитии двигательной сферы. | Подготовка детей к соревнованиям. |
Декабрь | ОФП. | Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. | Открытый показ физкультурного занятия. |
Январь Февраль |
| Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». | Вечер вопросов и ответов, родительские собрания. |
Март Апрель |
|
| Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»). |
Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда
Автор | Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область | |
Тема | «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста» | |
Месяц | Содержание | Ожидаемый результат |
Октябрь | Подбор литературы по теме | Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»). |
Ноябрь | Теоретическое изучение методических наработок по теме |
|
Декабрь. Январь | Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми |
|
Февраль | Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей | Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы. |
Март Апрель | Изготовление дидактического материала | Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала. |
Май | Анализ работы по самообразованию | Наличие аналитической справки. |
Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога
Автор | Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область |
Тема | «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности» |
Этап | Содержание |
Информационно-аналитический | Изучение литературы |