Либеральные реформы 60 70 годов живопись. Реформа городского самоуправления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации

3. Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина - комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была реформа по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. удовлетворяла важнейшим экономическим интересам помещиков и освобождала русское крестьянство от рабства. Последующие либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. в социальной и экономической сфере были тесно связаны с крестьянской реформой.

1. Предпосылки либеральных реформ, политические и социально-экономические условия их реализации

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России и открыло глаза царизму на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны - крепостное право - и на социальную опасность его дальнейшего сохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили серьезный ущерб и помещичьему хозяйству. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма

Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права, а также ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых для России. В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. По данным, основанным на материалах наших архивов, за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие (1851-1860) - 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 гг.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу

2 . Соде ржание реформ

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Александр П подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки -- исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов.

Земская и городская реформы

К марту 1863 г., после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа , получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиций. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".Под воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Реформы в области народного образования и печати

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

3 . Историческое значение эпохи великих реформ в контексте буржуазной модернизации России

либеральный реформа крестьянский россия

После отмены крепостного права в 1861 г. капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные и социальные сдвиги в стране. В. И. Ленин называл крестьянскую реформу 1861 г. «переворотом», аналогичным западно-европейским революциям, открывшим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот произошёл в России не путём революции, а путём реформы, проведённой «сверху», это обусловило сохранение в пореформенный период многочисленных пережитков крепостничества и в экономическом, и в социальном, и в политическом строе страны.

Для развития капитализма в России, стране аграрной, особенно показательны те явления, которые имели место в деревне, в первую очередь в крестьянстве. Здесь необходимо выделить процесс разложения крестьянства на основе начавшегося ещё при крепостном праве социального расслоения. В пореформенное время происходит разложение крестьянства как класса. Процесс разложения крестьянства играл важную роль в формировании двух антагонистических классов капиталистического общества - пролетариата и буржуазии.

Период реформ 60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение для нашей страны, так как определял её дальнейшее развитие и переход от феодальных отношений к капиталистическим и превращение России в буржуазную монархию. Все реформы носили буржуазный характер, открывая возможности развития капиталистических отношений в экономической и социально-политической областях.

Реформы хоть и были значительным шагом вперёд для России, но все же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические черты. Проведённые сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.

Следует отметить, что основные задачи, которые правительство ставило перед собой, были выполнены, хотя и не в полной мере. И последствия этих реформ были не всегда положительными, так например, в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти из невыгодного им положения, старались получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство.

Но самым главным, то что крестьяне стали разбиваться на классы, и в меньшей степени зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли положение страны в дальнейшем, и позволили России считаться одной из мировых держав.

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Несмотря на все огромное положительное значение реформ 60 -- 70-х гг. XIX века, они носили непоследовательный и незавершенный характер, став отражением двух тенденций в политике эпохи Александра II -- реформистской и консервативной. Трудность реформирования заключалась в том, что проводимые преобразования не имели достаточно прочной социальной базы: правительственный курс подвергался критике справа (за чрезмерную радикальность), так и слева (за нерешительность и ограниченность реформ). Многие преобразования носили опережающий характер -- предстоял сложный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности. Тем не менее, реформы 60 -- 70-х годов создали условия для развития буржуазно-капиталистического общества в России и перехода к гражданскому обществу и правовому государству.

Заключение

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы правления Александра Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

Буржуазные реформы, проведенные Александром II в 60-70гг. 19 века в России, были временем крупных и глубоких преобразований по своим последствиям. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не только революциями и войнами, а преобразованиями сверху, мирным путем. Несмотря на свою ограниченность, реформы имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии.

Список использованной литературы

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.-- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.--544 с.

2. Самыгин П.С. История/ П.С. Самыгин и др. -- Изд. 7-е. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2007. -- 478 с.

3. Федоров В.А. История России. 4-е издание, перераб. и дополненное. М.:Проспект, 2008. - 536 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характер и историческое значение реформ Александра II, их содержание и принципы разработки: крестьянской, земской и городской, судебной, финансовой, просветительской, военной. Критика реформ императора его современниками, а также современными историками.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Предпосылки, необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II. Экономическая политика. Время формирования капиталистических отношений в России. Экономические итоги России в годы "Великих реформ" и в Пореформенный период развития страны.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2008

    Истоки либерализма. Зарождение и развитие либерализма в царской России. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Земская и городская реформы. Судебная и военная реформа. Реформы системы просвещения и цензуры. Контрреформы 80-90-х годов.

    реферат , добавлен 23.11.2006

    Оценки крестьянской реформы 1861 года, ее основные этапы: разработка, проведение и итоги. Анализ и сущность преобразований 60 - 70-х годов XIX века: земской, городской, судебной, военной, финансовой; реформ в области просвещения, печати и церкви.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2008

    Правление Александра II. Предпосылки реформ в России. Отмена крепостного права. Реформа местного самоуправления. Реформирование судебной системы, военной области. Преобразования в сфере народного просвещения. Итоги и последствия реформ Александра II.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Предпосылки реформ. Состояние экономики России к середине XIX века. Финансовые преобразования Александра II. Образование Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Военные реформы, введение всесословной повинности. Итоги и оценки реформ Александра II.

    реферат , добавлен 01.04.2011

    Вступление на российский престол Александра II. Создание секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян и проведение крестьянской, городской, судебной, военной, финансовой и земской реформ. Размер земельного надела.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    Предпосылки проведения реформ. Крестьянская реформа 1861 г. в удельной и государственной деревне, ее значение. Буржуазные реформы 1863-1874 гг.: в области местного самоуправления; судебная реформа; финансовая; военная; в народном образовании и печати.

    реферат , добавлен 07.12.2007

    Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Исследование предпосылок и особенностей отмены крепостного права и других либеральных реформ XIX века в России. Характеристика основных направлений и результатов общественного движения. Изучение внутренней политики Александра III, реформы 1861 года.

Крестьянская реформа............................................. .1

Либеральные реформы 60-70гг...................................... .4

Учреждение земств ............................................ .4

Самоуправление в городах ........................................ 6

Судебная реформа ............................................ 7

Военная реформа ............................................... .8

Реформы в области просвещения ............................... ....10

Церковь в период реформ ........................................ 11 Заключение............................................…........ .13

Крестьянская реформа .

Россия накануне отмены крепостного права . Поражение в Крымской войне свидетельствовало о серьезном военно-техническом отставании России от ведущих европейских государств. Возникла угроза скатывания страны в разряд второстепенных держав. Этого власть допустить не могла. Вместе с поражением пришло понимание, что главной причиной экономической отсталости России являлось крепостное право.

Громадные расходы на войну серьезно подорвали денежную систему государства. Рекрутские наборы, изъятия скота и фуража, рост повинностей разоряли население. И хотя крестьяне не ответили на тяготы войны массовыми восстаниями, они находились в состоянии напряженного ожидания царского решения об отмене крепостного права.

В апреле 1854 г. был издан указ о формировании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее с согласия помещика и с письменным обязательством возвратиться к хозяину могли записываться и крепостные. Указ ограничивал район формирования флотилии четырьмя губерниями. Однако он всколыхнул почти всю крестьянскую Россию. В деревнях разнеслась молва о том, что император призывает добровольцев на военную службу и за это навсегда освобождает их от крепостного состояния. Самовольная запись в ополчение вылилась в массовое бегство крестьян от помещиков. Еще более широкий характер это явление приняло в связи с манифестом 29 января 1855 г. о наборе ратников в сухопутное ополчение, охватив десятки губерний.

Изменилась и атмосфера в «просвещенном» обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, Севастополь ударил по застоявшимся умам. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал историк К. Д. Кавелин, - об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них нервических припадков». За проведение преобразований выступали даже родственники царя - его тетка, великая княгиня Елена Павловна, и младший брат Константин.

Подготовка крестьянской реформы . Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г. представителям московского дворянства. При этом он, зная настроение большинства помещиков, подчеркнул, что гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Однако многие его члены, бывшие николаевские сановники, были ярыми противниками освобождения крестьян. Они всячески тормозили работу комитета. И тогда император решил предпринять более действенные меры. В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. Н. Назимов, бывший в молодости личным адъютантом Александра. Он привез императору обращение дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они просили разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей. Александр воспользовался этой просьбой и направил 20 ноября 1857 г. Назимову рескрипт об учреждении из числа помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. аналогичный документ получил петербургский генерал-губернатор П. И. Игнатьев. Вскоре текст посланного Назимову рескрипта появился в официальной прессе. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. в 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (чиновники боялись включать в официальные документы слово «освобождение»). В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Его председателем стал великий князь Константин Николаевич. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Их члены занимались рассмотрением материалов, поступавших из губерний, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев, пользовавшийся особым доверием императора. Он привлек к своей работе сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков - Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова, названных современниками «красными бюрократами». Они выступали за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, помещичье землевладение при этом сохранялось. Эти идеи коренным образом отличались от тех, что высказывали дворяне в губернских комитетах. Они полагали, что уж если и освобождать крестьян, то без земли. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии закончили свою работу. Окончательная подготовка документов реформы была перенесена в Главный комитет, затем их утвердил Государственный Совет.

Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Согласно этим документам крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они наделялись землей, но в ограниченном размере и.за выкуп на особых условиях. Земельный надел, который помещик предоставлял крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Ее размер составлял в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше земли, то помещик имел право отрезать излишек, при этом у крестьян отбирались земли лучшего качества. Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры наделов, оброка и барщины должны были определяться соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 20-25% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом расчеты велись не с каждым по отдельности, а с крестьянской общиной. Таким образом, земля являлась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники, а также губернские присутствия по крестьянским делам в составе губернатора, правительственного чиновника, прокурора и представителей местных помещиков.

Реформа 1861 года ликвидировала крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, прежде всего - помещичье землевладение. К тому же крестьяне не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на капиталистический лад.

Либеральные реформы 60-70-х годов

Учреждение земств . После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. - Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. - в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа . Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

Тема: «Либеральные р еформы 60­70­х годов XIX века» Цели: образовательная: знакомство с основными положениями земской, городской, военной, судебной реформ, преобразований в области просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство», «управа», «присяжный заседатель». воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением, показ важности изучения данной темы для становления современного правового государства. развивающая: формирование умения самостоятельной работы с историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы. Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы «Система земских органов самоуправления», «Структура городского самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.». Тип урока: комбинированный. Деятельность учителя и учащихся 1. Опрос домашнего задания (13 минут). Фронтально. Индивидуально. Фронтально. Индивидуально (письменно, у доски). Фронтально. Подведение итогов опроса. Приемы и средства обучения Определите значение понятий: «уставная 1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке? 2. К какой главе относится эта тема? 3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш взгляд, внесла личность Александра II? 4. Определите важнейшие причины отмены крепостного права. 5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская реформа являлась реформой «сверху»? Почему? 6. Каковы основные положения реформы? 7. грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне», «отрезки»? 8. крестьян при годовом оброке 12 рублей? 9. составлена уставная грамота; крестьяне переводились в положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬ ли выплачивать ссуду государству? 10. Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. В течение какого срока: должна была быть Рассчитайте сумму выкупного платежа В чем состояло значение реформы? 2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Доведение целевой установки урока до сведения учащихся. Изучение нового материала (25 минут). Работа с документом. Постановка проблемного задания. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­ 70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково основное содержание реформаторских преобразований Александра II. «Реформы 60­70­х годов XIX века». План изучения нового материала: Земская (1864) и городская (1870) реформа. I. Судебная реформа (1864). II. Военная реформа (1874). III. IV. Преобразования в области просвещения и цензуры. I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Ими были землевладельцы, собственники неземельных недвижимых имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям осуществлялись на основе имущественного ценза. Губернские собрания избирались на заседании уездных из числа гласных (выбранных населением уездов депутатов). Прочитайте документ на странице 157 учебника и укажите круг полномочий земств. ДОКУМЕНТ Заведывание имуществами и земельными сборами Устройство и содержание принадлежащих земству Попечение о развитии местной торговли Меры обеспечения народного продовольствия. Заведование земскими благотворительными Дела, подлежащие ведению земских учреждений... 1. земств. 2. зданий, других сооружений и путей сообщения. 3. 4. заведениями... способы прекращения нищеты. 5. и промышленности. 6. Участие... в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах. Земские органы первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти российских губерний, где было сильным влияние дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что земства не могли работать в полную силу: бюджет удовлетворял реальные потребности земств только на 80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России. На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была проведена городская реформа. Обратимся к схеме. СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Городской глава Активизация класса. Работа со схемой. Городская управа Городская дума Мелкие Средние Крупные Плательщики городских сборов Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников ­ плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления). В компетенции органов городского самоуправления были вопросы благоустройства, заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Прослушайте выдержки из документа и определите, каким образом органы городского самоуправления зависели от царской администрации. ДОКУМЕНТ Из городового положения (1870 г.) Активизация класса. Работа с документом. Постановка проблемного задания. Городское общественное управление, «Попечение и распоряжение по городскому 1. хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным его исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения. 2. в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно. 3. Лица, избранные на должность Городского Главы, а также назначенные для временного замещения сей должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах ­ Губернатором». В целом органы городского самоуправления не принимали участия в общественном движении из­за политической Запись на доске и в тетрадях. Бессословность. Гласность. Состязательность. Выборность судей. инертности купечества. II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по настоянию общественности правительство провело судебную реформу. Реформа вводила новые принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства: 1. 2. 3. 4. 5. Независимость судей от администрации. Основным звеном судебной системы являлся окружной суд с присяжными заседателями. 12 присяжных заседателей избирались по жребию на каждый судебный процесс. Кандидаты на должность присяжного должны были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­ имущественный ценз. На основании вердикта присяжных («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного судьи, избираемого на три года городскими думами и земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в судопроизводство. Несмотря на прогрессивность основных положений судебной реформы, она осталась незавершенной: были сохранены сословные суды; существовали ограничения вправе быть присяжным заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по схеме. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г. Активизация класса. Работа со схемой. Сенат Судьи Прокурор 12 присяжных Адвокат (имущественный ценз) Мировой судья Городские думы Мировой суд Земства III. Вспомните причины поражения России в Крымской войне и подумайте, проведение каких мер в армии было необходимо. Одно из важнейших преобразований александровского Активизация класса. Запись в тетрадях. Запись в тетрадях. Закрепление (5минут) царствования ­ военная реформа, которая проводилась с 1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением реформы военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин. Содержание реформы сводится к следующему: 1. отмена рекрутской системы комплектования армии; 2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте; 3. изменение тактических приемов; принимаются новые воинские уставы; 4. улучшение руководства вооруженными силами, Россия делится на военные округа; 5. перевооружение армии; 6. пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами. Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов. Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой подготовки армии. Проведение реформ требовало подготовки IV. квалифицированных специалистов, поэтому перед правительством Александра II встала задача коренного реформирования народного образования. Изменение в системе просвещения можно свести к следующему: 1. введение новых университетского (1863) и школьного (1864) уставов; 2. восстановление автономии университетов; 3. выборность ректора, деканов, преподавателей; 4. создание совета, решавшего все внутренние дела университета; 5. значительное увеличение числа начальных и средних учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты «Временные правила» о цензуре, согласно которым отменялась предварительная цензура рукописей. Но в целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех преобразований 60­70­х гг. ● последовательный характер? ● продуманной системой? ● Чем вы можете объяснить большую или меньшую глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней России? ● капитализм, а что тормозило его развитие? Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг. «великими». И действительно, были созданы новые, современные органы самоуправления и суда, реформы Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой Что в реформах давало возможность развивать Подведение итогов. способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, гражданского развитию самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности. Но реформы имели половинчатый характер: в местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, Объяснение домашнего задания (2 минуты). реформы не затронули верхних этажей власти. Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение реформ». Ответить на вопросы на стр.167 учебника. (При подготовке домашнего задания обратите внимание на документы, помещенные на полях и в конце параграфа) Запомнить даты, исторические понятия, персоналии темы.

«Великие реформы в России 1856-1874» под ред. Захаровой М 1992

Ерошкин Н. «История гос. Учреждений в дореволюционной России» М 1997

Нардова В. А. «Городское самоуправление в России 60-х-начале 90-х годов XIX века» М 1994

Реформы были вызваны пустотами в законодательстве, образованных ликвидацией крепостной системы.

Реформы местного управления

27 марта 1859 года при МВД была создана комиссия, которая должна была разработать закон о хозяйственно-распорядительном управлении в уезде. Председателем комиссии стал Н. А. Милютин. Проект закона должен был учитывать предписание правительства о том, чтобы органы местного управления занимались только лишь вопросами хозяйственного значения. Эти вновь создаваемые или реформированные органы не должны были заниматься рассмотрением политических вопросов. Это шло в разрез с чаяниями либералов, рассчитывавших, что из земского управления в результате возникнет парламентаризм

В апреле 1860 года Александру II был представлен проект закона. Органы местного управления должны были строиться по принципу выборности и бессословности. В марте 1863 года проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен и в январе 1864 года был утвержден императором.

В ходе земской реформы была создана система уездных и губернских органов местного самоуправления. Правительство сознательно не пошло на введение волостного самоуправления, опасаясь утраты контроля над волостным управлением.

Распорядительными органами земств были уездные и губернские земские собрания, исполнительными органами были уездные и губернские земские управы. Выборы в земские собрания проводились раз в 3 года. Члены земских собраний именовались гласными (имевшими право голоса). Выборы в уездные земские собрания проходили по трем куриям (избирательным группам): курии уездных землевладельцев, курии городских избирателей, курия выборных от сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие на праве собственности не менее 200-800 десятин, в зависимости от территории уезда. К той же курии относились лица, которые обладал недвижимой собственностью не менее чем на 15 000 рублей или имевшие годовой доход не менее 6 000 рублей. Соответственно в первую курию входили помещики и представители торговой и промышленной буржуазии. Для защиты мелкопоместного дворянства государство разрешило помещикам, не имевшим 200 десятин объединяться.

К курии городских избирателей относились купцы всех трех гильдий, владельцы городской недвижимости стоимостью не менее чем 500 рублей в мелких городах и не менее чем 2 000 рублей в крупных городах. Ее в основном составляли домовладельцы. По этой курии также могли баллотироваться помещики и духовенство.

По третьей курии выборы были многоступенчатыми: на сельском сходе избирались представители на волостной сход, на волостном сходе избирались выборщики, на уездном съезде выборщиков избирались гласные в уездное земское собрание. Имущественный ценз отсутствовал.

По первой курии избиралось такое же число гласных, как и по совокупности во второй и третьей куриях. Председателями уездных земских собраний по должности становились уездные предводители дворянства, в губернских земских собраниях – губернские предводители дворянства.

Земства вводились в 34 губерниях, которые в основной своей массе были дворянскими губерниями, земств в Сибири, Поморье, не существовало.

К компетенции земств относились вопросы образования, медицины, агрономии, ветеринарии, строительство и ремонт дорог, статистика. Земствам было запрещено вести переписку друг с другом.

Таким образом,земские учреждения не имели завершенной структуры. Не существовало центрального органа, которое координировало деятельность земств, не было и низшей волостной земской структуры. С другой стороны, придача земствам политических функций вряд ли привела бы к положительному результату.

После открытия земств в России появляется развитая сеть земских больниц, школ, ветеринарных станций и так далее. Если ранее вся власть в провинции была в руках провинциального чиновничьего аппарата, то после реформы в провинцию пришли альтруисты и энтузиасты. Кроме того появился «третий элемент» - разночинцы – люди не связанные каким-либо сословным статусом, оппозиционно настроенных к власти.

Уже во 2 половине 60-х – 70-е годы правительство проводит политику ограничения деятельности земств. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством. Этим правом губернаторы пользовались достаточно часто, убирая из земств неблагонадежных людей. Кроме того губернская власть выступала цензором для всех земских печатных изданий. Неоднократными были случаи роспуска земских учреждений в случае конфликта с губернскими властями.

Городская реформа

В 1870 году издается «Городовое положение» - акт, реформировавший органы городского самоуправления. Новое «положение» выстраивает органы самоуправления на буржуазных принципах. Органы городского самоуправления стали формироваться выборным путем на основе имущественного ценза. Избирать могли только мужчины, достигшие 25 лет. Выборы проходили по трем куриям: курия крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Курии составлялись исходя из принципа равенства общих сумм городских налогов. Численность городских дум зависела от количества горожан и составляла по России от 30 до 72 гласных. В Москве было 380, в Санкт-Петербурге – 250 гласных. На заседании городской думы избирались городской голова, товарищ (зам) головы и представители управы. Голова возглавлял как думу, так и управу города. В компетенции дум и управ были насущные хозяйственные вопросы городского управления. Также городское самоуправление заведовало медицинскими делами, пеклось о развитии торговли и так далее. Содержались также, пожарная охрана, полиция, тюрьмы, на что уходило до 60% городского бюджета.

Судебная реформа

Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это наиболее последовательная, продуманная и завершенная реформа из всех, проведенных в тот период. Реформированная судебная система стала одной из самых либеральных и передовых в мире.

1) Бессословность суда

2) Равенство граждан перед законом

3) Независимость суда от администрации

4) Достаточное материальное обеспечение судей и квалифицированный отбор кадров

Старые сословные суды были упразднены. Были созданы две системы суда: мировой суд и коронный суд, независимые друг от друга, подчиненные Сенату как высшему судебному органу.

Мировой суд вводился в уездах и разбирал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировой суд состоял из одного человека – мирового судьи. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на 3 года. Мировой судья обладал широкими полномочиями при вынесении решения, зачастую ориентируясь не на букву закона, а на дух закона и свои убеждения. Территория уезда делилась на участки, совпадающие с границами волостей, в каждом из которых был свой мировой судья. На уровне уезда действовал уездный съезд мировых судей.

Коронный суд имел две инстанции. Первой инстанцией был окружной суд, судебный округ при этом совпадал с границами губернии. Второй инстанцией была судебная палата, объединявшая несколько округов и состоящая из уголовного и гражданского департаментов.

В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс. Обвинение формулировалось и поддерживалось прокурором, интересы подсудимого защищались адвокатом присяжным поверенным.

Вводился также суд присяжных. Присяжные заседатели в количестве 12 человек должны были вынести вердикт, один из трех вариантов: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На основании вердикта присяжных коронный суд выносил приговор. В случае если мнения присяжных делились поровну, суд вставал на сторону обвиняемого.

Судебная реформа, несмотря на бессословность, сохраняет крестьянский волостной суд. Логика этого решения заключалась в том, что традиционные крестьянские представления о правильности зачастую шли вразрез с буквой закона.

Во 2 половине 60-х – 70-е годы были введен некоторые ограничения – ограничение на присутствие на заседаниях, на освещение в печати судебных процессов, усиливалась зависимость судей от местной администрации, подрывался принцип несменяемости судей.

В целом судебная система впервые в России стала открытой, судебные решения получили освещение в печати.

Военные реформы

В 1861 году военным министром был назначен генерал Д. А. Милютин, старший брат Н. А. Милютина. Милютин был профессором Академии Генштаба, начальником штаба Кавказской Армии.

В 1862 году Милютин представляет Александру II программу военных преобразований. По ней срок солдатской службы сокращался до 15 лет, причем после 7 лет службы солдату давался отпуск, были отменены телесные наказания.

В 1864 году была реорганизована система военного управления. Страна делилась на 15 военных округов, чем ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались условия для оперативного руководства войсками.

В 1867 году военному министерству было передано управление гвардией, инженерными войсками, артиллерией, а также управление военно-учебными заведениями. В том же году был принят военно-судебный устав, основанный на принципах судебной реформы 1864 года.

В 60-е годы также была проведена реформа учебных заведений армии. Кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии. В 1864 году были учреждены военные училища, были созданы новые военные академии.

В 1874 году Александром II был утвержден «Устав о воинской повинности». Вооруженные силы РИ делились на 4 разряда: регулярные войска, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, после чего военнослужащий зачислялся в ополчение до достижения 40 лет. На флоте срок действительной службы составлял 7 лет, а пребывание в запасе – 3 года. Такая система позволила серьезно сократить армию мирного времени без существенной потери боеспособности. Существовали отсрочки - единственный сын в семье, если старший брат отслужил или служит, если человек - единственный кормилец.

В 1880 году было 809 000 человек призывного возраста, из которых призвали только 219 000, остальные были зачислены в резерв.

Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназисты – 1,5 года, лица с высшим образованием – 6 месяцев.

Добровольно пришедшим в армию срок службы сокращался в 2 раза - вольноопределяюшимся – до 3 месяцев.

Армия имела большое просветительское значение – до 80% призывников из крестьян были неграмотными.

В 60-х годах было произведено перевооружение армии, необходимость которого назрела уже давно. Гладкоствольные ружья были заменены на нарезные винтовки системы Бердана.

В 80-е годы при Александре III были проведены некоторые изменения – срок службы был сокращен до 5 лет, призывной возраст был повышен до 21 года.

Модернизация армии в полном объеме не была завершена, что аукнулось уже в начале XX века в годы Русско-Японской войны.

Финансовые реформы

Целью финансовых реформ была централизация финансового управления. В мае 1860 года был учрежден Государственный Банк. Госбанк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. С 1862 года за доходами и расходами государства начало следить Министерство Финансов. Государственный бюджет ежегодно с 1862 года обсуждался в Государственном Совете. До 1862 года вместо бюджета была Тайная Роспись государственных доходов и расходов. С 1864 года в губерниях были созданы контрольные палаты – органы государственной власти, подчиненные государственному контролеру и следившие за расходами местных государственных учреждений.

В конце 50-х – 60-е годы была отменена система откупа. По сути, она была заменена системой косвенного налогообложения. В 1858-60 года по стране прошла волна выступлений против откупщиков. В 1863 году была введена акцизная система, прежде всего на винно-водочную продукцию, одновременно была введена свободная продажа вина.

После реформы продолжала собираться введенная еще Петром I подушная подать, отмененная при Александре III. В 60-е годы подушная подать составляла 25% доходов страны, в 80-е годы после отмены подушной подати эти доходя были компенсированы ростом косвенных налогов, в основном акцизов на алкоголь.

Реформы в области образования и печати

Реформа образования

В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Начальные школы могли открывать частные лица и общественные учреждения. Учредители брали на себя обязанности по материальному довольствию учителей, обеспечению школы помещениями и инвентарем. В уездах создавались училищные советы, куда входили 2 представитля уездного земского собрания и 1 представитель уездной власти. Из этих 3 человек избирался председатель. В губерниях создавались губернские училищные советы, куда входили губернатор, архиерей, директоры народных училищ губернии и 2 представителя губернского земского собрания. Председателем совета ставился архиерей.

В начальных училищах изучались чтение, письмо, арифметика, закон божий, церковное пение.

В том же 1864 году был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». В нем провозглашался принцип бессословности образования. Согласно уставу гимназии делились на классические и реальные – соответственно с гуманитарным и естественнонаучным и математическим уклонами. Это были семиклассные учебные заведения. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, выпускники реальных училищ были обязаны сдать экзамен.

Прогимназии – учебные заведения, соответствующие первым четырем классам классической гимназии. Их выпускники имели право продолжить обучение в гимназиях с 5 класса.

Оплата за обучение была достаточно высокой, 60% гимназистов были детьми обеспеченных людей, крестьян было всего около 5%.

В конце 50-х годов появляются женские училища. С 1862 года такие училища стали именоваться женскими гимназиями. Эти гимназии также были семиклассными, но имели более упрощенную программу за счет урезания естественнонаучных дисциплин. Имелся также добровольный 8 класс, в котором велась подготовка учителей

В 1863 году был утвержден «Университетский устав». Этот устав распространял свое действие на 5 университетов – Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Университеты в национальных окраинах (Дерпте, Хельсинки, Варшаве) имели собственные уставы.

В каждом университете должны были быть историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. В Московском университете вместо медицинского факультета был восточный факультет. Было увеличено количество кафедр и преподавателей.

Устав давал университетам широкую автономию. Высшим органом управления университета был Совет. Этот совет самостоятельно решал научные, учебные, финансовые и административные вопросы. На факультетах действовали советы факультетов. Работники университета и сам университет имели право выписывать литературу из-за рубежа без таможенного досмотра. Была введена выборность ректоров, проректоров и деканов, но избранные должны были утверждаться в должности министром народного просвещения. Студентам было запрещено создавать объединения, не преследующие научных целей и не курировавшихся преподавателями.

В 60-е – 70-е годы были созданы женские курсы. Первыми были открыты Лубянские высшие женские курсы в 1869 году в Москве. В 1870 и 72 годах были созданы женские и медицинские курсы в Петербурге.

В 1871 году издается новый устав гимназий. Обучение стало восьмиклассным, было увеличено количество часов на изучение классических языков. В 1872 году реальные гимназии были заменены реальными шестиклассными училищами.

Реформа печати

В 1865 году был утверждены «Временные правила о печати», действовавшие до 1905 года. Предварительная цензура отменялась для сочинений объемом менее 10 печатных листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от цензуры с разрешения министра внутренних дел, за что издатель вносил залог в 2500-5000 рублей. Периодические издания могли подвергаться административным взысканиям - предупреждениям (после трех предупреждений газета закрывалась), штрафам и приостановке деятельности на полгода. С 1873 года газетам и журналам было запрещено обсуждать острые политические вопросы.

Император Александр Второй (прозванный Освободителем) в России проводил ряд реформ либеральной направленности. Причиной их проведения стала отсталость государственной системы, ее негибкость и несправедливость. От нее страдала экономика России и авторитет государства. Приказы и распоряжения властей практически не доходили до мест назначения.

Целью реформ также было снятие напряжения в обществе, возмущения, которое вызывала слишком жесткая политика государства и власть имущих. Итак, перед вами таблица с перечнем реформ.

Отмена крепостного права

1. Помещики лишены права собственности на крестьян. Теперь нельзя продавать, покупать крестьян, разлучать их семьи, препятствовать им в отъезде из деревни и так далее.

2. Крестьяне были обязаны выкупать свои земельные наделы у помещиков (по высоким ценам) либо арендовали ее.

3. За аренду земли у помещика крестьянин обязан был отбывать барщину или приносить оброк, но эта барщина теперь была ограничена.

4. Крестьянин, что пользовался арендным наделом земли у помещика, не имел права покидать деревню в течение 9 лет.

Значение крестьянской реформы проявилось далеко не сразу. Хотя формально люди стали свободны, помещики долгое время продолжали обращаться с ними как с крепостными, наказывали розгами и так далее. Земли крестьяне не получили. Тем не менее, реформа стала первым шагом в преодолении рабства и насилия над личностью.

Судебная реформа

Вводится выборная должность мирового судьи. Отныне его избирают представители населения, а не назначают «сверху».

Суд становится юридически независимым от административных органов власти.

Суд становится гласным, то есть обязан давать населению доступ к своим решениям и к процессам.

Учрежден окружной суд присяжных.

Значением судебной реформы стала защита судебной системы от произвола властей и имущих, защита честности правосудия.

Земская реформа

Учреждение земства как органа власти, в которое местное население избирало представителей.

В выборах земства могли участвовать и крестьяне.

Значением земской реформы стало усиление местного самоуправления и участия граждан всех сословий в жизни общества.

Городская реформа

Учреждены органы городского самоуправления, члены которых избираются городскими жителями.

Они получают название городских управ и городских дум.

Сокращены местные налоги.

Полиция переведена под подчинение центральной власти.

Значением городской реформы стало усиление местного самоуправления и одновременно ограничение произвола власти на местах.

Реформа образования

1. Разрешено выбирать деканов и ректоров в вузах.

2. Открыт первый вуз для женщин.

3. Основаны реальные училища, где упор делался на преподавание технических и естественных наук.

Значением реформы образования стало улучшение технического и женского образования в стране.

Военная реформа

1. Сокращен срок службы с 25 лет до 7 лет.

2. Ограничение срока военной службы 7 годами.

3. Теперь к военной службе призываются не только рекруты (раньше это были самые бедные слои населения, насильно загоняемые), но и представители всех сословий. В том числе и дворяне.

4. Раздутая ранее, небоеспособная армия сокращена почти наполовину.

5. Создан ряд военных училищ для подготовки офицеров.

6. Отменены телесные наказания кроме наказания розгами в особых случаях.

Значение военной реформы очень велико. Создана современная боеспособная армия, не потребляющая много ресурсов. Военные стали мотивированы служить (ранее рекрутский призыв считался проклятием, он полностью ломал жизнь призывника).