Что является ядром содержания образования. Фундаментальное ядро фгос ноо. Лексическая сторона речи


О СНОВНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.


Д ЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ФУНКЦИЙ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕМ ФИКСИРУЮТСЯ: базовые национальные ценности основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.




Определение фундаментального ядра содержания общего образования важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.


М ЕСТО И РОЛЬ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования система ведущих идей, теорий, основных понятий, методов, относящихся к областям знаний, представленных в общем образовании Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства Обобщенные требования к результатам






Фундаментальное ядро должно содержать в себе как определённый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т.д., так и обобщенные способы познавательной и практической деятельности




Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.


Обязательный минимум-это набор дидактических единиц, которые учитель должен преподать ученику и на освоении которого формулируются требования к уровню подготовки выпускников; Фундаментальное ядро-это набор ключевых понятий, идей. Фактов, которые являются существенными, важными для человека, закладывают базу его непрерывного образования в течении всей его жизни



Фундаментальное ядро позволяет реализовать важнейшие требования общества: · сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; · обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; · достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; · формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.


Теоретическая основа фундаментального ядра общего образования: · «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич); · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); · системно- деятельностного подхода (Д. Б. Эльконин,Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).


I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. II этап предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап создание учебных материалов. IV этап организация процесса обучения. V этап присвоение учениками нового содержания. Согласно концепции культурологического подхода формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:


Рамочные ограничения: Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей


Создание Фундаментального ядра начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения


ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО содержания общего образования ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО содержания общего образования КОНЦЕПЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫЕ ПО ПРЕДМЕТАМ И БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ - Схема организации работы на основе Фундаментального ядра Начальное общее образование Начальное общее образование Основное общее образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Среднее (полное) общее образование




Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г

1284.43kb.

  • Программа по иностранному (английскому) языку Пояснительная записка , 181.88kb.
  • Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного , 495.21kb.
  • Примерная программа по физике для средней (полной) общеобразовательной школы составлена , 600.19kb.
  • Примерная программа по биологии для основ­ной школы составлена на основе фундаменталь­ного , 488.35kb.
  • Программа основного общего образования Биология 5-9 классы. Линейный курс , 1195.68kb.
  • ) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований , 145.34kb.
  • Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

    Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учеб­ных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

    1. системы базовых национальных ценностей, определяю­щих самосознание российского народа, приоритеты общест­венного и личностного развития, характер отношения чело­века к семье, обществу, государству, труду, смысл человечес­кой жизни;
    2. системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
    3. системы ключевых задач, обеспечивающих формирова­ние универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
    Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:
    • базовые национальные ценности, хранимые в религиоз­ных, культурных, социально-исторических, семейных тради­циях народов России, передаваемые от поколения к поко­лению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
    • основные элементы научного знания методологическо­го, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязатель­ного изучения в общеобразовательной школе: ключевые тео­рии, идеи, понятия, факты, методы;
    • универсальные учебные действия, на формирование ко­торых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировоч­ные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
    Определение Фундаментального ядра содержания общего образования –важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкрет­ного содержания общего образования.

    Первая проблема – общественно-политическая. Она свя­зана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государ­ства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

    Необходимость определения Фундаментального ядра со­держания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустри­ального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потен­циале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывно­го образования. Новые социальные запросы определяют но­вые цели образования и стратегию его развития. Фундамен­тальное ядро содержания общего образования, в свою оче­редь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

    Таким образом, Фундаментальное ядро содержания обще­го образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми, уровень общего образования, достиг­нутый выпускником российской школы начала XXI столе­тия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного раз­вития.

    Фундаментальное ядро как средство универсализации со­держания общего образования позволяет реализовать важней­шие требования общества к образовательной системе:

    • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
    • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
    • достижение социальной консолидации и согласия в ус­ловиях роста социального, этнического, религиозного и куль­турного разнообразия нашего общества на основе формиро­вания российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
    • формирование общего деятельностного базиса как систе­мы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
    Методологическую основу Фундаментального ядра содер­жания общего образования составляют принципы фундамен­тальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхож­дение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентиро­ванной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уров­нем российской школы.

    При всех предшествующих разработках стандартов об­разования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использова­ли обязательный минимум содержания образования. В ре­зультате большинством педагогов понятия «стандарт обра­зования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

    Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксирует­ся термином «Фундаментальное ядро содержания общего об­разования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принци­па фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо реши­тельно освободиться от устаревшего, второстепенного, педа­гогически неоправданного материала.

    Наряду с фундаментальным знанием в документе опреде­лены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

    Теоретической основой Фундаментального ядра содержа­ния общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

    • «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
    • выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмо­горов);
    • культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
    • системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
    В ходе реформы основного общего образования, прово­дившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьиру­ющихся в зависимости от интересов и способностей учени­ка, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативнос­ти образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

    В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмого­рова разработала краткий документ «Объем знаний по мате­матике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которы­ми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом до­кументе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учеб­ные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным об­разом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учеб­ников.

    Согласно концепции культурологического подхода к форми­рованию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования – культура, т. е. наиболее значимые фор­мы социокультурного опыта.

    В соответствии с этой концепцией формирование содержа­ния общего образования осуществляется в несколько этапов:

    I этап (допредметный) – формирование общетеоретичес­ких представлений о составе и структуре содержания образо­вания.

    II этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

    III этап – создание учебных материалов.

    IV этап – организация процесса обучения.

    V этап – присвоение учениками нового содержания.

    Создание Фундаментального ядра – важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему ра­боты от ранее принятых существенно отличает то обстоятель­ство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.

    Структуру учебной деятельности учащихся, а также основ­ные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических поло­жениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Руб­цова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выс­тупающих в качестве основы образовательного и воспитатель­ного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частнос­ти его правомерный акцент на достижение учащимися спо­собности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

    Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделе­ние универсальных учебных действий, порождающих компе­тенции, знания, умения и навыки.

    Концепция Фундаментального ядра синтезирует описан­ные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.

    Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с уче­том рамочных ограничений, таких, как:

    1. краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
    2. отказ от деталей, сугубо методической природы и кон­кретных методических решений. Фундаментальное ядро опре­деляет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
    3. описание в лаконичной форме областей знаний, пред­ставленных в современной школе, но не конкретных предметов.
    Краткий формат Фундаментального ядра открывает воз­можность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьно­го образования и на его основе приступить к решению проб­лемы межпредметных связей, согласуй научное знание раз­личных областей на этапе предварительной разработки.

    Критерии отбора и включения материала в Фундаменталь­ное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментальное ядро не дол­жен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него поня­тия и идеи, смысл которых не может быть достаточно попу­лярно и полно раскрыт школьнику.

    Создание Фундаментального ядра – начальный этап раз­работки нового содержания общего образования. Последую­щие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и при­мерных программ по предметам, учебно-методических комп­лексов нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспе­риментальной работы по апробации и внедрению нового со­держания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответ­ствующему обновлению содержания педагогического образо­вания.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования

    Базовые национальные ценности

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент­ного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструмен­тальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспи­тание в школе не должно быть оторвано от процесса образо­вания, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

    Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития лич­ности:

    • личностная культура;
    • социальная культура;
    • семейная культура.
    Личностная культура – это:
    • готовность и способность к нравственному самосовершен­ствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация твор­ческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духов­но-нравственной установки – «становиться лучше»;
    • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собствен­ные намерения, мысли и поступки;
    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию от­ветственности за их результаты, целеустремленность и настой­чивость в достижении результата;
    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, спо­собность к преодолению трудностей;
    • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственно­му здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
    Семейная культура – это:
    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, за­бота о младших и старших, ответственность за другого;
    • бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.
    Социальная культура – это:
    • осознание себя гражданином России на основе приня­тия общих национальных духовных и нравственных цен­ностей;
    • вера в Россию, чувство личной ответственности за Оте­чество перед будущими поколениями;
    • адекватное восприятие ценностей общества: прав чело­века, правового государства, ценностей семьи, честности су­дов и ответственности власти, гражданского общества;
    • готовность солидарно противостоять глобальным вызо­вам современной эпохи;
    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;
    • способность к сознательному личностному, профессио­нальному, гражданскому и иному самоопределению и разви­тию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
    • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
    Воспитательное и обучающее пространство общеобразова­тельной школы, составляющей основу государственно-обще­ственной системы воспитания, должно наполняться ценнос­тями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нрав­ственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные цен­ности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, переда­ваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эф­фективное развитие страны в современных условиях. Базо­вые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет челове­ку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
    • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
    • социальная солидарность (свобода личная и националь­ная; доверие к людям, институтам государства и гражданско­го общества; справедливость, милосердие, честь, достоин­ство);
    • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
    • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода);
    • труд и творчество (творчество и созидание, целеустрем­ленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    • наука (познание, истина, научная картина мира, эколо­гическое сознание);
    • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных шко­лах, ценности традиционных российских религий принима­ются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
    • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие);
    • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, пла­нета Земля);
    • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество).
    Система базовых национальных ценностей имеет ключе­вое значение не только для образования, но и для всей ор­ганизации жизни в нашей стране. Она определяет самосозна­ние российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жиз­ни, расставляет приоритеты общественного и личностного | развития.

    Эти ценности выражают суть общенациональной макси­мы: «Мы - российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной иден­тичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

    Основные элементы научного знания в средней школе

    Русский язык

    Пояснительная записка

    В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

    Основные цели изучения русского языка в школе:

    • формирование представлений о русском языке как язы­ке русского народа, государственном языке Российской Фе­дерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
    • формирование знаний об устройстве системы языка и за­кономерностях ее функционирования на современном этапе;
    • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой дея­тельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
    • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение инфор­мации из лингвистических словарей различных типов и дру­гих источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
    Указанные цели реализуются на основе личностно ориен­тированного и деятельностного подходов к обучению и вос­питанию в процессе развития мыслительной и речевой дея­тельности школьника, формирования лингвистической, язы­ковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

    В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык».

    Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями ре­чевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и ком­муникативной направленности.

    Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвис­тики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

    Речь

    Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слу­шание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, ди­алогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.

    Функционально-смысловые разновидности текста (повест­вование, описание, рассуждение). Функциональные разновид­ности языка. Основные особенности разговорной речи, функ­циональных стилей (научного, публицистического, официаль­но-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, офи­циально-делового стилей.

    Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его раз­новидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, ди­алог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсужде­ние, дискуссия.

    Адекватное понимание устной и письменной речи в соот­ветствии с условиями и целями общения.

    Овладение различными видами чтения.

    Создание устных монологических и диалогических выска­зываний разной коммуникативной направленности в зависи­мости от целей, сферы и ситуации общения.

    Создание письменных текстов разных стилей и жанров.

    Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принад­лежности к функционально-смысловому типу и функцио­нальной разновидности языка.

    Информационная переработка текста.

    Овладение национально-культурными нормами речево­го/неречевого поведения в различных ситуациях формально­го и неформального межличностного и межкультурного об­щения.

    Язык

    Общие сведения о языке.

    Русский язык – национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык меж­национального общения. Русский язык в современном мире.

    Русский язык как один из индоевропейских языков. Рус­ский язык в кругу других славянских языков. Роль старосла­вянского языка в развитии русского языка.

    Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессио­нальные разновидности, жаргон).

    Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык - язык рус­ской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

    Выдающиеся отечественные лингвисты.

    Фонетика и орфоэпия

    Звук как единица языка. Система гласных звуков. Систе­ма согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвиж­ность ударения при формо- и словообразовании.

    Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

    Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы про­изношения и ударения.

    Графика

    Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначе­ния. Соотношение звука и буквы.

    Морфемика (состав слова) и словообразование

    Морфема как минимальная значимая единица языка. Ос­нова слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

    Основные способы образования слов. Исходная (произво­дящая) основа и словообразующая морфема. Словообразова­тельная пара.

    Понятие об этимологии.

    Лексикология и фразеология

    Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Сино­нимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассив­ный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сфе­ры употребления русской лексики. Стилистические пласты лек­сики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.

    Морфология

    Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.

    Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекате­гориальное значение, морфологические и синтаксические свой­ства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

    Служебные части речи.

    Междометия и звукоподражательные слова.

    Омонимия слов разных частей речи.

    Синтаксис

    Единицы синтаксиса русского языка.

    Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.

    Типы предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы ска­зуемого.

    Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, пол­ные и неполные). Типы односоставных предложений. Одно­родные члены предложения, обособленные члены предложе­ния; обращение; вводные и вставные конструкции.

    Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного предложения.

    Способы передачи чужой речи.

    Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

    Культура речи

    Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, ком­муникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

    Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, граммати­ческие, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.

    Оценка правильности, коммуникативных качеств и эф­фективности речи.

    Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского ли­тературного языка.

    Правописание: орфография и пунктуация

    Орфография. Понятие орфограммы. Правописание глас­ных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.

    Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиноч­ные и парные знаки препинания. Знаки препинания в кон­це предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

    Фундаментальное ядро содержания Федеральных государственных образовательных стандартов

    • Криволапова Н.А.
    • первый проректор, д.п.н., профессор
    • Индустриальное
    • общество
    • Постиндустриальное
    • (информационное)
    • общество
    • глобализация
    • Образование
    • На всю жизнь
    • Образование
    • в течении всей жизни
    • Быстрый рост
    • знаний
    Особенности ФГОС
    • На первый план выходят – общеучебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез,сопоставление и т.д.), не связанные с конкретной предметной деятельностью, но формируемые в рамках конкретных учебных предметов.
    На что ориентирован стандарт?
    • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
    • ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.
    Фундаментальное ядро содержания образования
    • фиксирует основополагающие элементы научного знания: ведущие научные теории и идеи, методы научного познания, фундаментальные категории и понятия, важнейшие события и явления.
    • Это понятийно-терминологический (методологический) раздел (комплекс знаний…) Методология –наука об организации деятельности (методах, средствах и т.д.)-слайды ниже…
    • Состав фундаментального ядра общего образования
    • Основополагающие элементы научного знания:
    • - ведущие идеи и теории
    • - ключевые факты
    • -основные понятия
    • - методы
    • Универсальные учебные действия
    • личностные
    • регулятивные
    • - познавательные
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
    • Фундаментальное ядро – средство
    • Универсализации образования
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе:
    • Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
    • Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
    • Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
    • Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
    • Место и назначение Фундаментального ядра
    • в системе нормативного обеспечения стандартов
    • ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
    • Базисный учебный план
    • Планируемые результаты обучения
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
    • Программа формирования универсальных учебных действий
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
    • ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
    Примерные программы по учебным предметам Программа формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
    • Она содержит:
    • описание ценностных ориентиров образования на ступени основного общего образования;
    • описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий при переходе от основного к среднему общему образованию;
    • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
    • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
    • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
    Теоретические положения концепции УУД
    • Компетентностный подход
    • Проблемно ориентированное развивающее образование
    • Личностно-ориентированное развивающее образование
    • Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
    Основная педагогическая задача
    • Основная педагогическая задача –
    • организация условий, инициирующих
    • детское действие
    • Системно-деятельностный подход
    • Чему учить?
    • Обновление
    • содержания
    • образования
    • Как учить?
    • Обновление
    • средств, методов и
    • технологий
    • обучения
    • Ради чего
    • учить?
    • Ценности
    • образования
    • Основная школа
    • Ведущая
    • деятельность –
    • учебная деятельность
    • Ведущая деятельность-
    • деятельность
    • межличностного
    • общения
    • Умение учиться
    • в общении
    Системно-деятельностный поход обеспечивает
    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
    • Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
    Универсальные учебные действия
    • личностные
    • регулятивные
    • познавательные
    • коммуникативные
    Планируемые результаты: три основные группы
    • Личностные
    • Метапредметные
    • Предметные
    • Самоопределение:
    • Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
    • Регулятивные:
    • Управление своей деятельностью;
    • Контроль и коррекция;
    • Инициативность и самостоятельность
    • Смыслообразование:
    • Мотивация (учебная и социальная);
    • границы собственного знания и незнания.
    • Коммуникативные:
    • речевая деятельность;
    • Навыки сотрудничества
    • Ценностная и морально-этическая ориентация:
    • способность решения моральных проблем; оценка своих поступков
    • Познавательные:
    • работа с информацией и учебными моделями;
    • Использование знаково-символических и общих схем..
    • Основы системы научных знаний
    • Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
    • Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
    Личностные УУД
    • Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
    • Построение
    • «Я - образа»;
    • Формирование
    • идентичности
    • личности;
    • Личностное,
    • профессиональное,
    • жизненное
    • самоопределение;
    • Построение
    • жизненных
    • планов.
    • Поиск ответа на
    • вопрос:
    • Какой смысл
    • для меня
    • имеет учение?
    • Выделение
    • морально-этического
    • аспекта в
    • событиях и действиях;
    • Построение системы
    • нравственных
    • ценностей;
    • Нравственно-этическое
    • оценивание;
    • Осуществление
    • личностного
    • выбора;
    • Самопознание и самоопределение
    • смыслообразование
    • Нравственно-этическая ориентация
    Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
    • целеполагание
    • планирование
    • прогнозирование
    • контроль
    • коррекция
    • Оценка
    • обеспечивают учащимся организацию их учебной
    • деятельности.
    • Целеполагание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
    • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
    • - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
    • - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
    • - саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
    • - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
    • - оценка - выделение и осознание учащимся того, что и в какой мере уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
    • Регулятивные УУД
    Познавательные УУД
    • - умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
    • общеучебные,
    • логические,
    • действия, связанные с разрешением проблемной ситуации (недостающ. информации неопределенности), а также постановка и решение проблемы.
    • Познавательные УУД
    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • - деятельность информационного поиска в соответствии с задачей (поиск и выделение необходимой информации); применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;не просто хождение в инет, что найдется, а адресный запрос, поиск, регулируемый задачей
    • - структурирование знаний;
    • - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
    • Общеучебные УУД
    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
    • - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
    • знаково-символические действия
    • - моделирование (кодирнование и декодирнование инфорацмм)- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    • - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
    • Общеучебные УУД
    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    • - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • - подведение под понятие, выведение следствий;
    • - установление причинно-следственных связей;
    • - построение логической цепи рассуждений;
    • - доказательство;
    • - выдвижение гипотез и их обоснование.
    • Постановка и решение проблемы :
    • - формулирование проблемы;
    • - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • Логические УУД
    Коммуникативные УУД
    • Определение цели
    • и функций участников;
    • способов взаимодействия
    • Выявление сути конфликта,
    • поиск различных способов
    • его разрешения;
    • принятие и реализация
    • решения
    • Инициативное
    • сотрудничество
    • в поиске
    • информации
    • Планирование
    • учебного
    • сотрудничества
    • Постановка
    • вопросов
    • Разрешение
    • конфликтов
    • Контроль, коррекция,
    • оценка его действий
    • Владение монологичной
    • и диалогичной формами речи
    • в соответствии
    • с нормами языка
    • Управление
    • поведением
    • партнера
    • Умение
    • выражать
    • свои мысли
    Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
    • Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
    • Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
    • Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:
    • Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:
    • Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:
    • Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
    • Деятельностный метод в школе. Режим доступа:
    • Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа:
    • Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа:
    • Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
    • Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
    • Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
    • Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

    ПРОЕКТ

    Фундаментальное ядро

    Общего образования

    Москва


    КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ... 3

    ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10

    БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 10

    ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.. 14

    РУССКИЙ ЯЗЫК.. 14

    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.. 19

    ЛИТЕРАТУРА.. 23

    ГЕOГРАФИЯ.. 27

    ИСТОРИЯ.. 31

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.. 38

    МАТЕМАТИКА.. 47

    ИНФОРМАТИКА.. 52

    ФИЗИКА.. 60

    БИОЛОГИЯ.. 69

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 73


    КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА
    СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

    1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

    2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

    3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

    Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

    · , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

    · основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

    · универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

    Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделенияпроблемы обобщенных требованийк результатам образования и проблемы конкретного содержанияобщего образования.



    Первая проблема - общественно-политическая.Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методическийхарактер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

    Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

    Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

    Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

    · сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

    · обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

    · достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

    · формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

    Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

    При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

    Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

    Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

    Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

    · «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

    · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

    · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

    · системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов,
    В. В. Рубцов).

    В ходе реформы основного общего образования, проводившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса
    (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

    В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учебников.

    Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

    В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:

    I этап (допредметный) -формирование общетеоретическихпредставлений о составе и структуре содержания образования.

    II этап (предметный) -определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

    III этап - создание учебных материалов.

    IV этап - организация процесса обучения.

    V этап - присвоение учениками нового содержания.

    Создание Фундаментального ядра - важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему работы от ранее принятых существенно отличает то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.

    Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
    А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

    Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

    Концепция Фундаментального ядра синтезирует описанные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.

    Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений, таких, как:

    1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;

    2) отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;

    3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.

    Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.

    Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

    Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания педагогического образования.


    ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО
    СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

    Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

    · личностная культура;

    · социальная культура;

    · семейная культура.

    Личностная культура – это:

    · готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

    · готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

    · способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    · трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    · осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

    Семейная культура – это:

    · осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

    · понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

    · бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

    Социальная культура – это:

    · осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

    · вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

    · адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

    · готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

    · развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    · способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

    · забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

    Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т.е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

    · патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    · социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    · гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    · семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    · труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    · наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    · традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

    · искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    · природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    · человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

    Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

    ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
    НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

    Товарищи! Давайте-ка сегодня подступимся к вкусной и волнующей теме образовательных стандартов. У этой проблемы ноги растут из нескольких краеугольных положений:
    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    2. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации.
    3. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
    4. Послание Президента Федеральному Собранию.
    5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.

    Эти вещи мы рассмотрим по отдельности, начиная с фундаментального ядра . Фундаментальное ядро содержания общего образова ния — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Ядро включает базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания и универсальные учебные действия. Давайте проведем экспресс-осмотр всех этих вещей.

    География

    Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное пред ставление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География — един ственная наука, изучающая природные и общественные явле ния, структуру, функционирование и эволюцию географиче ской оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общест ва. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) под ходом как особым методом научного познания и инструмен том воздействия на природные и социально-экономические

    процессы.

    природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.


    История

    Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Глав ная задача школьного исторического образования — формиро вание у учащихся исторического мышления как основы граж данской идентичности ценностно-ориентированной личности.

    Основные цели изучения истории в школе:


    • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

    • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав ственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внима нии к месту и роли России во всемирно-историческом про цессе;

    • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального го сударства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаи мопонимании и уважении между народами, неприятии шови низма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

    • развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, со бытия и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообус ловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

    • формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессив ности общественного развития и осознания приоритета обще ственного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

    • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

    • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

    А вот уже неплохо увязывается с путинским единым учебником по истории .

    Обществознание

    В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе обра зования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об об ществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предме та взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе исто рии изучается прошлое в его конкретном, неповторимом об лике; в курсе обществоведения знания об обществе представ лены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятель ную ценность.

    Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее

    вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уни кального и неповторимого собственного «Я».

    А теперь сравните это с тем приснопамятным учебником ...

    Математика

    Математика — наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат

    и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический

    прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики

    невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку лег че войти в любую новую для него объективную проблематику.

    Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распре делять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оцени вать рентабельность возможных деловых партнеров и предло жений, проводить несложные инженерные и технические рас четы для практических задач.

    Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях мас сового обучения. Такое развитие обеспечивается принятым в качественном математическом образовании систематичес ким, дедуктивным изложением теории в сочетании с ре шением хорошо подобранных задач. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

    Математика наиболее точная из наук. Поэтому учебный предмет «Математика» обладает исключительным воспита тельным потенциалом: воспитывает интеллектуальную кор ректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к про должительной умственной деятельности.
    Как говорится, "каждый день мы используем числа "...

    Информатика

    Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных сре дах, а также о методах и средствах их автоматизации.

    Информационные процессы — фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент совре менной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, исто рии и др.

    Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее в процессе преподавания этой дисциплины сло жилась вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена ре альности к информационным моделям как инструменту по знания этого феномена с переходом на области применения полученных знаний.

    Основные цели изучения информатики в школе:


    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, сис темах, технологиях и моделях;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения,

    • избирательного отношения к полученной информации;

    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств инфор мационных и коммуникационных технологий (ИКТ), органи зовывать собственную информационную деятельность и пла нировать ее результаты;

    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллек тивных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и са мостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к сред ствам информационных и коммуникационных технологий

    (компьютерам, устройствам и инструментам, присоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным

    ресурсам).


    Физика

    Физика — наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, зако ны ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гу манитарный потенциал физики в формировании общей кар тины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

    Физика — экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моде лей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, форму лирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в осно ве химических, биологических, астрономических явлений.

    В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прог ресса. Использование знаний по физике необходимо каждо му для решения практических задач в повседневной жизни.

    Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

    Химия

    Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьни ков химической картины мира. Эти знания наряду с физи ческими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представ ления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для де ятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Хими ческое образование необходимо также для создания у школь ника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольствен ных, медицинских проблем человечества.


    Биология

    Основные цели изучения биологии в школе:


    • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, био логических системах;

    • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

    • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

    • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генети ческой и экологической грамотности;

    • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здо ровью других людей и собственному организму.

    В то же время существует православная биология ...

    Искусство

    Искусство — особая форма общественного познания и способ художественного освоения мира. Значение искусства

    для общеобразовательной школы определяется в первую очередь его содержанием — нравственно-эстетическим опытом человечества, накопленным на протяжении многих веков.

    Современное понимание специфики познавательных процессов, сама природа мышления человека, где присутствует ра циональное (научное) и образное, эмоциональное восприя тие мира, делают искусство незаменимым для гармоничного и всестороннего развития учащихся.

    Потенциал искусства неизмеримо огромен в отношении воспитания эстетических чувств и эмоциональной культуры,

    формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства от ветственности. Обучение искусству непосредственно связано с развитием творческих способностей человека, с продуктив ной художественно!творческой деятельностью, базирующейся на образной природе искусства, природе художественного творчества и родовой способности человека творчески осваи вать мир.

    Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры уча щихся на основе специфических методов эстетического по знания (наблюдение искусства, постижение мира через пере живание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса). Логика изучения искусства в школе обусловлена тысячелетней историей развития его отдельных видов, сущест вующим многообразием художественного творчества и все мирным духовным наследием непреходящей значимости: «Изобразительное искусство» и «Музыка»; «Искусство» (ин тегрированный курс); «Мировая художественная культура».

    Физическая культура

    Физическая культура как инвариантная образовательная дисциплина Базисного учебного плана занимает особое мес то в системе школьного образования, обеспечивая единство физического, духовного и социального развития учащихся.

    Имея в качестве учебного предмета исторически сложившуюся область культуры, данная дисциплина позволяет пред метно формировать культуру движений, культуру телосложе ния и культуру здоровья. Последняя заключается в высоком уровне функциональных возможностей основных систем ор ганизма, достаточной его адаптивности и устойчивости к не благоприятным факторам внешней среды, развитии физичес ких качеств и психофизических способностей.

    С учетом всего сказанного выше дисциплина «Физическая культура» в содержании общего образования представляется предметом физкультурной деятельности, ориентированной на формирование разносторонне физически развитой личнос ти, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собствен ного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, органи зации активного отдыха и досуга.

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внут ренних угроз. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью для каждого человека. Они угрожают его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

    В настоящее время решение вопросов обеспечения безопасности стало одной из насущных потребностей каждого

    человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% слу чаев причиной гибели людей является человеческий фактор.

    Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных

    ситуациях.

    Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует усиления подготовки подрастаю щего поколения россиян в области безопасности жизнедея тельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности жизнеде ятельности, в том числе здорового образа жизни.


    Универсальные учебные действия

    Это не что иное, как "умение учиться". Подразделяется на личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный блоки. В тексте эти вещи описаны подробно, но мы не будем на этом останавливаться.

    Вывод

    Фундаментальное ядро приятно во всех отношениях, и тем сильнее нас интригует вопрос: почему инициативы власти в области образования идут вразрез с этим программным документом? Мы попытаемся выяснить это в дальнейших постах, оставайтесь на связи.