Школьная реформа 1786. Школьные реформы Екатерины II

Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие - «третий степень людей» - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей (первые две «степени» - дворяне и крестьяне). Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего. Крепостных ни в одно училище не принимали.

В соответствии с «генеральным учреждением» были открыты: училище при Академии художеств (1764 г.); воспитательные дома - в Москве (1764 г.), в Петербурге (1770 г.); Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764 г.) с отделением для мещанских девиц (1765 г.); коммерческое училище (1772 г.), а также преобразованы кадетские корпуса.

Для всех училищ были разработаны (Бецким) и изданы уставы. В них высказано немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Вопреки всему опыту и теории старинной педагогики, утверждалось: «бить детей, грозить им и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло». Воспитанников надлежит изучать, находить среди детей обоего пола особенно способных с тем, чтобы развивать их природные дарования, «дабы произвести и превосходных людей по превосходству разума их и качества».

Уставы училищ утверждались императрицей и получали, таким образом, значение официальных документов. Они неоднократно публиковались. Это способствовало распространению новых взглядов на воспитание. Однако в целом задуманное создание «новой породы людей» было полнейшей утопией.

Глубоко неверным с педагогической точки зрения был и основной тезис о превосходстве воспитания над обучением, о преимуществе «благонравия» над просвещенным разумом.

Действительность скоро показала, что сочинять уставы и проекты много проще, чем создать удовлетворительное учебно-воспитательное учреждение. Благие пожелания Бецкого разбивались о неумение, невежество, недобросовестность большинства воспитателей. Особенно трудно было наладить дело в воспитательных домах, куда поступали тысячи подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев.

За первые 15 лет существования Московского воспитательного дома в нем сменилось 9 главных надзирателей. Конечно, подобрать воспитателей, удовлетворявших высоким требованиям, было нелегко. Однако, честные, умные и дельные люди были. Но Бецкой не умел их найти. Будучи в принципе за то, чтобы воспитатели были из «природных россиян», он тем не менее обращался главным образом к иностранцам. Бецкой очень болезненно переживал недостатки в Воспитательном доме. В 1775 г. он писал Екатерине II о воспитателях: «...Ни один из них не проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ни один не понимает его духа; они только заботятся о личных своих выгодах... ссорятся между собою и сплетничают...» 8 . Но замену им он намеревался искать опять-таки среди иностранцев.

Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыков вовсе не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда воспитанников отдавали для обучения, их эксплуатировали, били, унижали их человеческое достоинство.

В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей предположений в отношении воспитательных домов, признавался: «Я никогда и подумать не мог, чтоб до такой позорной крайности сие главнейшее дело... приставниками было пренебрежено» 9 . В первых воспитанниках он не нашел «ни малейшего послушания, никакой склонности к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства».

Немногим лучше было положение и в Академии художеств.

Академия художеств была основана еще в 1757 г. Она числилась при Московском университете, из которого были взяты и ее первые ученики. В 1761 г. в ней было 68 учеников, распределявшихся по 3 классам и изучавших живопись, архитектуру, скульптуру.

Президентом Академии был И. И. Шувалов, директором - архитектор А. Ф. Кокоринов. Преподавали: Ж.-Б. Валлен Деламот (архитектор), Н.-Ф. Жилле (скульптор) и другие. В 1760 г. Академия послала лучших своих учеников - А. П. Лосенко и В. И. Баженова совершенствоваться за границу. В числе учеников Академии встречаем за эти годы Ф. С. Рокотова, И. А. Ерменева.

После воцарения Екатерины II И. И. Шувалов был уволен «по болезни». Академия художеств была отделена от университета и передана в управление Бецкому. Инавгурация Академии состоялась в 1765 г.

По разработанному Бецким регламенту при Академии было устроено училище для мальчиков. Их принимали через каждые 3 года по 60 человек. В училище было 3 класса, в каждом из них ученик находился 3 года. Главным и здесь считалось воспитание добродетели. Учили тому, что необходимо знать для поступления в Академию художеств: российской грамоте, чтению иностранных книг, рисованию, арифметике, геометрии, истории, мифологии, географии. Окончившие училище и выдержавшие экзамен поступали в высшие классы, т. е. собственно в Академию. Остальные определялись к различным мастерствам.

Каждые 3 года 12 лучших выпускников Академии для совершенствования посылались за границу (во Францию, Италию, Англию).

Таким образом, было создано учебное заведение, соединявшее начальную, среднюю и высшую художественные школы. Но, как водится, на практике все оказалось значительно сложнее, чем в регламенте. В 1772 г. Бецкой констатировал, «...что ученики воспитываются в робости, застенчивости, в поступках униженных, в обращениях развратных, словом сказать совсем к рабству преклоняются...». Еще через несколько лет он отмечал, что в выпускаемое из Академии юношество вселено непристойное рвение к получению чинов, многие привыкли к высокомерию, распутству.

Инспектором училища был сначала француз, не знавший вовсе русского языка. Он постоянно менял учителей, ссорился с ними. Сменивший его инспектор еще более ухудшил дело и был уволен. Несколько улучшилось дело при инспекторе К. И. Гловачевском, занимавшем этот пост с 1785 по 1823 г. Сам Бецкой нередко бывал несправедлив, затруднял работу профессоров Академии. Сказывалось и то, что Академия была государственным, бюрократическим учреждением.

И все же, при всех недостатках, роль Академии в подготовке отечественных художников немаловажна. Из ее стен в XVIII в. вышли Е. Чемесов, И. Старов, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос и другие выдающиеся мастера. Профессора-иностранцы постепенно заменялись русскими художниками. В Академии в разные годы преподавали: Ф. Рокотов, А. Лосенко, Д. Левицкий, С. Щедрин, Ф. Гордеев, Е. Чемесов.

Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русской школы и просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Мысль о необходимости образования и для женщин очень медленно проникала в сознание людей XVIII в. В лучшем случае ограничивались элементарным обучением грамоте. В «высшем обществе» дочерей учили французскому языку, танцам, светским манерам. Но из идеи Бецкого о «новом порождении» следовало, что государство должно взять на себя воспитание «юношества обоего пола», так как в первую очередь правильно воспитанные матери будут воспитывать «новую породу людей». Кроме того, возникла и более узкая, но зато более реальная задача - помочь небогатым дворянам в воспитании дочерей, а из девиц мещанского сословия подготовить воспитательниц, учительниц, рукодельниц.

В 1764 г. «по всем губерниям, провинциям и городам» был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». Каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию».

Всего по штату полагалось 200 воспитанниц. Они делились на 4 возраста: 6-9, 9-12, 12-15 и 15-18 лет. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый возраст проводился раз в 3 года. Принимать положено было 50 человек, но это впоследствии не соблюдалось - принимали несколько больше.

Первый прием тянулся целый год. Дворяне не слишком торопились отдавать детей в новое, неслыханное прежде учебное заведение, да еще с обязательством не требовать их обратно в течение 12 лет. Пришлось даже несколько ослабить строгости при освидетельствовании дворянского происхождения воспитанниц.

В уставе общества было сформулировано, в чем состоит «совершенное молодых девиц воспитание». Это христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, чистое, к добру склонное сердце, приличная благородным особам скромность и великодушие. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику и архитектуру, рисование, музыку, танцы. Давали девушкам также и некоторые знания в области домашней экономии.

Воспитательному обществу благородных девиц и Екатерина II и Бецкой уделяли много больше непосредственного внимания, чем другим учебным заведениям. На него были отпущены достаточные, даже излишние, средства. Бецкой часто бывал в Смольном институте, устраивал воспитанницам веселые праздники, прогулки в Летний сад, поездки в Царское Село.

Но и из смольнянок не получилось «новой породы людей». И это только подтверждает, что провал замыслов «Генерального учреждения» объясняется не частными причинами, а их нереальностью, умозрительностью. Смольнянки оставались людьми той же самой «породы», что их матери и отцы. Правда, это не значит, что пребывание в закрытом воспитательном заведении проходило совсем бесследно. Оно накладывало на «монастырок» (так их называли в обществе) неизгладимый отпечаток. Родителям порой казалось, что их дети - люди совсем другого склада, чем они. Воспитанные в искусственных, тепличных условиях, напичканные «возвышенными» идеями, смольнянки, «выйдя в жизнь», часто были беспомощны и беззащитны.

При Смольном институте было отделение для 200 девушек-мещанок. Наиболее способных из них готовили в учительницы для обоих отделений института, в домашние учительницы. Но главной целью было познакомить девушек с элементарными знаниями и обучить рукоделиям и домашним работам. В 90-х годах и на мещанское отделение стали принимать девочек-дворянок.

Созданные по планам Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. Между тем потребность в образованных людях быстро росла. Закрытые училища не могли решить этой задачи. Жизнь требовала более широкой системы народного образования.

5. Школьная реформа 1782-1786 гг.

Внимание Екатерины II привлекла австрийская школьная система, созданная в интересах феодально-абсолютистского государства. По рекомендации австрийского императора Иосифа II в Россию приехал известный своим участием в создании школ в Австрии серб Ф. И. Янкович де Мирйево (1741-1814 гг.). Он хорошо знал русский язык, исповедовал православие что было особенно угодно русским правящим кругам.

Для руководства реформой в 1782 г. была образована Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П. В. Завадовским. Основные документы и план реформы были составлены Янковичем. По этому плану в городах создавались «народные училища» двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездах. Малые училища были двухклассными, их учебные планы совпадали с учебными планами 1-го и 2-го классов главных училищ, которые были четырехклассными (4-й класс двухгодичный).

Элементарное образование, обеспечиваемое первыми двумя классами главных училищ и малыми училищами, заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехизисе.

В старших классах главных училищ изучались: закон божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история всеобщая и русская, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика. Что касается иностранных языков, то предполагалось изучать такой язык, «какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее по употреблению его в общежитии» (например, в южных губерниях - греческий, в Иркутской - китайский). «Для желающих учение свое продолжать в высших училищах и университетах» дополнительно вводился латинский язык, Екатерина II продолжала верить в силу воспитания. В 1782 г. она говорила: «...В 60 лет все расколы исчезнут; сколь скоро заведутся и утвердятся школы, то невежество истребится само собой; тут насилия не надобно». Поэтому главной целью училищ было поставлено воспитание. Но воспитание теперь уже не рассматривалось как средство создания новой породы людей. Оно понималось как «...руководство к закону божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства, что воспитанием называется». Поэтому в центре всего курса было толкование правил для учащихся и книги «О должностях человека и гражданина». Книга начинается вступлением, в котором выясняется, что «всяк человек желает себе благополучия», «навсегда и вечно». Благополучными могут быть и бедные, и богатые. Истинное благополучие не в богатстве, а в доброй совести, здоровье и довольстве своим состоянием. Для приобретения этих свойств необходимо «напоить душу нашу добродетелью», заботиться о здоровье, исполнять свои общественные обязанности («должности») и знать правила хозяйства.

Структура и содержание книги отвечают задаче направить стремления детей к достижению «истинного благополучия» и помочь им в этом. В первой части книги дается понятие о душе и «душевных силах» - памяти, разуме, воле, желаниях и намерениях, о добродетели, о должностях к богу, к ближнему, к самому себе. Вторая часть посвящена «попечению о теле».

Школьная реформа Екатерины II (1782-1786) предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786).

Федор Иванович Янкович последователь Я.А. Коменского. Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате «О человеке», о его смертности и бессмертии раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

Николай Иванович Новиков – один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа, выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы.


28.Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И. Г. Песталоции

Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования - дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа - единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы - линия, как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова - звук. Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.

Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах - чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения. Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели - вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления.

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.

Екатерина II

Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России".Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг).

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.

Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:

руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию;
полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.;
руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр.
Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ.

В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. И.И.Бецкой родился в Стокгольме, где его отец Иван Юрьевич был в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И.Бецкой считался в России "незаконнорожденным" сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией Бецкой. Первые свои годы он провел в Швеции, затем был привезен в Россию, где воспитывался в семье отца. В 1721 году получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 году получил чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился в путешествие по Европе, где знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро. В 1762 году Бецкой возвращен в Россию и назначен доверенным лицом Екатерины II. Ему было поручено создание системы воспитательных учреждений. В 1762 году И.И.Бецкой возглавил академию художеств, при которой уже существовало Воспитательное училище. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.

В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе . По докладам и уставам Бецкого были открыты:

Воспитательный дом в Москве (1764г.)
Воспитательный дом в Петербурге (1772г.)
Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)
Коммерческое училище (1772 год).
Все это были строго сословные закрытые учебные заведения.

Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон:

физической (в здоровом теле здоровых дух);
физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);
моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).
В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости благотворительности, и деньги были собраны. Первоначально Воспитательный дом находился при Смольном монастыре, затем его перевели в большой дворец царевны Наталии (часть дома № 35 а на Шпалерной улице). 14 мая 1797 года Император Павел I издал указ о придании самостоятельности Петербургскому Воспитательному дому. В том же 1797 году он разместился в зданиях на набережной реки Мойки, приобретенных у генерала фельдмаршала Разумовского (ныне 5 корпус) и графа Бобринского (2 корпус).

Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так:

до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек,
с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе,
с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д.,
с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.;
в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.


Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:

1. Люди способные к наукам и искусствам
2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию
3. Люди способные лишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока. При хорошем воспитании наказания излишни, так как от них дети делаются притворными, мстительными, угрюмыми, но в случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки, стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания: создание "особой породы людей свободных от пороков общества".

При Воспитательном доме для неимущих рожениц имелся госпиталь на 20 коек. Этот госпиталь обслуживали всего 6 человек. Родившихся в этом госпитале передавали в Воспитательный дом, позже этот порядок отменили - отдавали лишь тех младенцев, от которых отказывались матери. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Ежегодно сюда поступало около трех тысяч детей. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.

Ниже приводится отрывок плана И.И. Бецкого: "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (1764 год).

"Ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть последнего же с успехом можно только избрав средства, к тому прямые и основательные. И остается произвести способом воспитания "новую породу людей", которые бы были свободны от пороков современного общества. Сие намерение следует исполнить учреждениям воспитательного училища для обоего пола детей, сюда принимать не старее 6 лет и довести обучение неусыпными трудами до 18-20 лет. Сородичи хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не иначе как в самом училище. При училищах первое полагать возбуждению трудолюбия, и чтоб срамились праздности, обучать домостроительству, углублять их в склонности к чистоте и опрятности. Но прежде следует рассмотреть его склонности и охоту и выбор оставить ему самому. Искоренять следует все то, что скукою, задумчивостью, прискорбием называться может. Но пред организацией училищ следует принять правило: или делать и делать целое и совершенное или так оставить и не начинать".
Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786г.).

В разработке этих документов принимал участие сербохорватский мыслитель и педагог, директор народного училища в Петербурге Федор Иванович Янкович де Мариево. Устав провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. Утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства. Устав решил положительно преподавание на "родном", то есть русском языке. Согласно уставу в городах открылись:

малые народные училища
главные народные училища.
Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения.

Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений.

Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили: история, естествознание, архитектура. Для желающих: латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский языки. Тут можно было получить и педагогическое образование. Из училищ были устранены представители церкви. Устав утвердил классно-урочную систему. Учитель обязан был работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала рекомендовалось проводить опрос. Для ответа ученику следовало поднять левую руку. Появляется расписание уроков и классный журнал посещаемости учащихся. Установлены сроки начала и окончания занятий.

Видным деятелем русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 - 1814гг.).

Образование Ф.И. Янкович де Мариево получил в Венском университете, где прослушал камерные науки, юриспруденцию. В 1773 году был определен первым учителем и директором народных училищ. Хорошо знал русский язык. Именно поэтому для организации народного просвещения в России он был приглашен Екатериной II. Он перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, переделал и издал учебники: "Российский букварь", "Руководство к арифметике" и др.

Он проработал в России в области народного просвещения более 20 лет. Главные теоретические основы были изложены в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783 г.)

Руководство было составлено по австрийскому образцу и содержало такие рекомендации: нужно учить всех совокупно, то есть вместе всех разом одному и тому же. Для этого учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а весь класс. Когда ученик читает или отвечает, то весь класс следит за ним. Книги должны быть у всех одинаковыми.

Совокупное наставление и чтение реформировало школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавали особые задания, у каждого были разные книги. Теперь учитель разучивал урок с классом, читал сам и читали ученики, писал на доске, писали и учащиеся, при ответах класс внимательно следил за ответом. Были разработаны методы преподавания по арифметике, которую следовало бы изучать только после освоения чтения. Рекомендовалось учителю самому на доске решить пример задачи, затем у доски решает задачу лучший ученик, затем задачу решают все ученики. Учитель должен обладать рядом добродетелей: быть миролюбивым, быть порядочным, иметь постоянную бодрость духа и тела, быть терпеливым и внимательным, быть справедливым. Телесные наказания запрещены, допускаются наказания в виде лишения приятных вещей. Но данная система применялась ограниченно. Почему?

не было педагогических кадров - на всю Россию была открыта лишь одна учительская семинария в Петербурге и ту вскоре закрыли. Подготовку педагогических кадров возложили на главные училища. Учительская семинария подготовила всего 420 учителей, которые работали в различных учебных заведениях. Нередко они были плохо подготовлены и вследствие этого, приглашали иностранцев (школа пастора Эрнеста Глюка).
к делу просвещения не привлекалась общественность (такие как Н.И.Новиков убирались с поля действия). Иностранцы работали гувернерами, учителями. Знатные люди посылали своих сыновей за границу - все это усиливало иностранное влияние на российскую систему образования. В качестве примера может служить "Устав для учительских семинарий, главных народных училищ" от Фельбигера.
Николай Иванович Новиков
(1744 - 1818 гг.)
Журналист, публицист, издатель. Настоящим своим делом он считал издательство: на типографию и книжную лавку положил он лучшие годы и силы своего ума и сердца. Именно как книгоиздатель Новиков сослужил русскому просвещению большую службу. Организованная им в 1784 году типографская компания издавала школьные и другие учебные книги. Среди издаваемых книг, важная роль отдавалась педагогической тематике. Это были его собственные сочинения, произведения иностранных авторов. После освобождения Н.И.Новикова из Шлиссельбургской крепости, куда он был заточен Екатериной II за "вольнодумство" ему не удалось наладить издательскую деятельность в прежних масштабах. Новиков финансировал две частные школы и поездки людей за границу.

Свои педагогические взгляды он изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783 г.) В воспитании им определены главные направления: физическое, нравственное, умственное. Такое воспитание содействует формированию человека и гражданина.

"Воспитание имеет три главных части: воспитание физическое, касающее до одного тела, нравственное имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей и разумное воспитание для просвещения или образования разума. Таким образом, воспитывать детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами". Новиков был за общедоступное образование.

Именно в XVIII столетии трансформируются традиции семейного воспитания, меняются традиции религиозного воспитания и др. Причиной тому является изменение социума. Характерно влияние французского опыта (закрытые учебные заведения при монастырях), применен при создании Смольного института, выражено влияние идей. Ж-Ж. Руссо ("Эмиль, или о Воспитании"), Дж.Локка ("Мысли о воспитании"), Д.Дидро и др., влияние германского опыта.

Нельзя не отметить, что период 1730 - 1765 гг. - это период борьбы М.В.Ломоносова за общенародное образование. Борьба М.В.Ломоносова выразилась, прежде всего, с немецким засильем в Московском университете.

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 - 1765 гг.)
Русский ученый, философ, поэт. Сын крестьянина Архангельской губернии. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1731-1735гг.). В 1736 году в числе 12 лучших учеников был направлен на обучение в Петербург, а затем за границу для продолжения образования. Адъюнкт физики в Петербургской Академии наук, профессор химии. Инициатор создания Московского университета.

Как ученый, Ломоносов отличался широтой интересов, обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, геологию, механику, историю, философию, пытаясь использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Защита интересов Отечества, борьба за развитие науки и просвещения характеризуют Ломоносова как просветителя.

Выдающейся заслугой Ломоносова - первого академика из русских, было создание российского университета. В ходе Петровских преобразований в первой четверти XVIII в. были сделаны значительные шаги вперед в развитии науки, создана светская школа. Ведущим центром новой школы и научных знаний стала открытая в 1723 году Петербургская Академия наук.

Для подготовки в России кадров ученых при Академии были учреждены университет и гимназия. Однако ни гимназия, ни академический университет с поставленной задачей не справлялись. В этих условиях М.В.Ломоносов и его единомышленники потратили много сил и энергии, чтобы удовлетворительно организовать работу учебных заведений при академии. Эта деятельность привела Ломоносова к идее о необходимости создания университета в Москве. И в 1755 году университет был создан. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Татьянин день 12(25) января 1755 года и опубликован 24 января (14 февраля). Церемония торжественного открытия состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 года, тогда же начала работать гимназия при университете (до 1812 года). Университет начал свою работу в центре Москвы на Красной площади в здании бывшей Главной аптеки, к концу XVIII в. университет переехал в новое, специально построенное здание за рекой Неглинной, неподалеку от Кремля. Первоначально в стенах университета имелось три факультета: юридический, медицинский, философский..

За 7 лет до открытия Московского университета, в Петербурге М.В.Ломоносов впервые в России прочитал лекцию студентам на родном языке. С момента основания университета лекции читались на русском языке. Московский университет с первых дней работы отличался демократическим составом студентов и профессоров. Решая проблему подготовки учащихся для обучения в университете Ломоносов подчеркивал, что "университет без гимназии как пашня без семян." Московский университет сыграл огромную роль в популяризации научных знаний. В апреле 1756 года при университете открывается типография и книжная давка. Тогда же стала выходить неправительственная газета "Московские ведомости (3) 14 июля 1756 года". Но лишь к концу XVIII в. Московский университет прочно встал на ноги и смог объединить лучшие умы России.

М.В.Ломоносов заложил демократические основы и традиции в развитии русской науки, школы и просвещения. Он вел непримиримую борьбу с засильем бездарных иностранцев в русской науке: "Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться". Ломоносов был против некомпетентного вмешательства церковных служителей в развитие научного знания. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии и Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое обучение, обучение наглядное. Ломоносов выдвинул принцип научности - ведущий принцип в обучении. Перу М.В.Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе, семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. "Российская грамматика"

"Повелитель многих языков, язык российский не только по обширностью мест, где он господствует, но собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе". "Если бы он был римский император V искусен российскому языку, то конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков".
Из письма И.И.Шувалову (1754 г.)


"На юридическом факультете: профессор всей юриспруденции вообще, профессор юриспруденции российской, профессор политики; на медицинском факультете: доктор и профессор химии, доктор и профессор натуральной истории, доктор и профессор анатомии; на философском шесть: профессор философии, профессор физики, профессор фактории, профессор поэзии, профессор истории, профессор древностей и критики ".
Так завершалось XVIII столетие.

Это была эпоха государственной педагогики, школа отделяется от церкви. Цель воспитания: воспитать светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывается государственная система образования:

приходские школы (1 год)
уездные школы (2 года)
гимназии (4 года)
Университеты.
В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:

первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.
Литература:

Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. - М.:ГИЦ "Владос".1999.
История педагогики в России:Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. - М.:ИЦ"Академия".1999.
История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. - М.:Просвещение.1981.
Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998.
Педагогическая энциклопедия /Гл.ред Каиров А.И.. Т2. - М.:Советская энциклопедия.1965.
Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч.пособие. -

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

4 период -- школьная реформа 1782--1786 гг. -- первая попытка создания государственной системы народного образования.

В 1782--1786 годах была осуществлена школьная реформа. Указом 7 сентября 1782 г. была создана Комиссия по учреждению в России народных училищ под руководством графа П. В. Завадовского. Был разработан План к установлению народных училищ в Российской империи, в соответствии с которым во всех губернских городах предстояло открыть всесословные государственные четырехклассные народные училища, а в уездных - аналогичные двухклассные малые народные училища. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года) Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.

Главные народные училища -- начальные учебные заведения в Российской империи. Первое главное народное училище было открыто в Санкт-Петербурге. в 1783 г. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф.И. Янкович де Мириево.

Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе -- повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").

В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории -- учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель.

Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.

В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.

После школьной реформы 1804 г. Главные народные училища были преобразованы в гимназии.

Малые народные училища -- начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.

Программа обучения малых народных училищ соответствовала программе первых двух классов главных народных училищ. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование.

В основе обучения в малых народных училищах лежало разработанное Ф.И. Янковичем де Мириево "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ".

Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет. Малоимущим ученикам учебники выдавались бесплатно.

В каждом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.

После школьной реформы 1804 г. малые народные училища были преобразованы в Уездные училища.

Выводы по второй главе

В результате изучения четырех периодов в развитии школы и просвещения XVIII в. сделаны следующие выводы.

В XVIII в. были достигнуты значительные успехи в истории математики.

Основными центрами развития математики, как и всей науки в XVIII в., являлись академии наук, при которых работали крупнейшие ученые. По сравнению с XVII в. значительно увеличился выпуск периодической литературы. Несмотря на все трудности, развитие наук все более ускорялось и приобретало международный характер.

С момента организации Академии наук начинается большой и богатый научными событиями период развития математики: основание университетов и гимназий, появление великих русских математиков, создание математических обществ и др.

Открытие Московского университета в 1755 г. с двумя гимназиями при нем для дворян и разночинцев, расширение сферы научных исследований в России, обучение наиболее способных выпускников российских учебных заведений способствовали формированию нового политического мышления. Увы, многие попытки возрождения школ оказались не очень успешными.

Главными причинами было отсутствие учителей и неспособность найти среди государственных деятелей лиц, сумевших бы поставить народное образование на ноги.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.