Научно исследовательская практика отчет тема. Отчет по научно-исследовательской практике. разработка и профессиональных или личностных профилей новых сотрудников

Научно-исследовательская практика магистрантов (далее – практика) выступает составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и подготовительной стадией к разработке и написанию магистерской диссертации. В связи с этим содержание отчета о прохождении научно-исследовательской практики и уровень ее защиты должны учитываться в качестве одного из основных критериев при оценке качества реализации профессионально-образовательных программ.

Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. В результате практики обучающийся должен освоить технологии научного исследования, развить умения нестандартно мыслить, готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

На подготовительном этапе определяются цели, место и порядок прохождения практики, формируются индивидуальные задания, устанавливаются перечень и последовательность работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по научно-исследо­вательской практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.

Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по научно-исследовательской практике и защищает его.

За время практики магистрант совместно с научным руководителем корректирует тему магистерской диссертации, составляет задание (детальный план работы со сроками выполнения). Для этой цели магистрант:

Проводит информационный поиск по теме диссертационного исследования;

Осуществляет систематизацию и анализ собранной информации;

Выявляет область и объект рассмотрения, планирует возможные проблемы и строит модели их решения;

Осваивает элементы профессиональной деятельности, необходимые для выполнения магистерской диссертации;

Рассматривает методики научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

Использует современные средства вычислительной техники и информационные технологии при обработке информации для магистерской диссертации;

Осуществляет построение методических схем для диссертационного исследования.

К отчету о прохождении научно-исследовательской практики предъявляются следующие основные требования:

Самостоятельность и системность в выполнении исследования по конкретной проблеме;

Отражение знаний законодательных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

Применение различных методов, включая экономико-математические методы, для написания отчета о прохождении научно-исследовательской практики;

Грамотное и логическое изложение результатов исследования.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования выступает одним из основных критериев оценки отчета о научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится на II курсе в соответствии с графиком учебного процесса. Ее проведение различно для двух групп магистрантов: по профильным и непрофильным направлениям магистратуры.

Магистранты первой категории проходят практику на их рабочих местах, магистранты второй категории – на объектах практики, с которыми вуз имеет договоры. Магистранты, работающие не по направлению, проходят практику в период предоставляемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ четырехмесячного отпуска.

Учебно-методическое руководство научно-исследова­тель­ской практикой осуществляет выпускающая кафедра.

В ноябре магистранты обязаны сдать на выпускающую кафедру заявления о выборе объектов исследования. Выпускающая кафедра до 10 декабря подготавливает проекты приказов о практике магистрантов на соответствующих объектах исследования.

В проекте приказов указываются: Ф.И.О. магистранта, объекты исследования, которых должно быть не менее двух (выбор одного объекта исследования допускается лишь в том случае, если в качестве такового выступает финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация и т.д., т.е. те компании, в которых предполагается участие нескольких организаций); научные руководители практики от вуза и организации.

Продолжительность рабочего времени магистранта при прохождении практики в организациях составляет не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Перед прохождением практики магистрант совместно с научным руководителем уточняет тему исследования и утверждает у руководителя план исследования. В зависимости от предполагаемой темы диссертационного исследования в программу научно-исследовательской практики включаются отдельные вопросы из следующего перечня: построение методических схем в диссертационном исследовании; использование частных и общих методов научного исследования; изучение и использование объективных экономических законов и закономерностей; применение методов математического моделирования и моделей в экономических исследованиях; изучение структуры предприятия, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений; изучение и анализ процессов планирования и управления на предприятии; изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия; оценка номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции; изучение механизма формирования эффективности и затрат ценообразования, а также вопросов, связанных со сбытом продукции; определение финансовых результатов деятельности предприятия; анализ информационного обеспечения управления предприятием; выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления предприятием и персоналом; анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; анализ управления с позиций эффективности работы предприятия; оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности.

На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрант должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его репрезентативность и достоверность для завершения разработки темы диссертационного исследования, оформить отчет о практике.

Научный руководитель практики от вуза:

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику (инструктирует по порядку прохождения практики и т.д.);

Устанавливает связь с руководителями практики от организаций;

Разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

Несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением магистрантами правил техники безопасности;

Контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка организации;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими программы практики;

Помогает магистрантам в выборе методов и подходов научного исследования;

Оценивает результаты выполнения магистрантами программы практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет об организации практики вместе с рекомендациями по совершенствованию практической подготовки магистрантов.

Магистрант в период прохождения практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации по теме научного исследования, выбрать методы и методологические подходы исследования.

По мере выполнения программы магистрант собирает материал и составляет отчет о прохождении практики. В десятидневный срок после окончания практики магистрант обязан сдать отчет на кафедру своему научному руководителю для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать справку, подтверждающую место и время прохождения научно-исследовательской практики, заверенную печатью предприятия (организации).

После окончания практики ее руководитель от вуза представляет руководителю программы отчет по установленной форме. Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и совете факультета вуза.

По результатам практики магистрант оформляет отчет не позднее чем за две недели до его защиты. В написании отчета о научно-исследовательской практике проявляются уровень теоретической подготовки магистранта, его способность к анализу и обобщению информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, планирования и управления предприятиями (организациями), овладение методами и подходами научного познания и научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, навык построения методических схем в диссертационных исследованиях. В отчете о прохождении научно-исследовательской практики требуется показать знание общих и специальных методов научного исследования, экспертных оценок в проведении исследования, технику проведения социологических исследований, а также знание действующих законодательных, нормативных актов, методических и инструктивных материалов, основных литературных источников.

Отчет выполняется в машинописной форме на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, верхнее и нижнее поля – по 2 см. Отчет должен иметь стандартный титульный лист.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, но меньшим кеглем – 12-м.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу без точки.

С новой страницы начинаются следующие структурные части работы: введение, общая характеристика объекта иссле­дования, заключение, список использованной литературы, приложения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параг­рафов. Интервалы между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Первая буква заголовка – прописная, остальные – строчные. Выделять жирным шрифтом следует только заголовки.

Например:

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами (глава – 1, параграф – 2.1, пункт – 2.1.1, подпункт – 3.2.1.1), после которых даются тематические заголовки. Слова Глава, Параграф, Пункт, Подпункт не пишутся. Заголовки должны отражать содержание рубрик.

Например:

1. Теоретические аспекты исследования системы
управления персоналом

1.1. Сущность управления персоналом
в современной организации

1.2. Тенденции в организации управления персоналом

1.2.1. Проблемно-ориентированный подход к развитию системы
управления персоналом в организациях сферы услуг

1.2.2. Особенности применения компетентностного подхода
к модернизации системы управления персоналом в сфере услуг

Весь текст, за исключением заголовков, должен быть одинаковым. Не допускается выделение жирным, курсивом или подчеркиванием. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др . (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации располагают по направлению часовой стрелки. Все иллюстрации должны иметь названия и нумерацию. Например: Рис. 1.; Рис. 2. и т.п. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенным словом смотри , например: (см. рис. 2).

Производственная практика

Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО по магистерской программе, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Так, цель производственной практики – приобретение обучающимся таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации и др.

Для достижения поставленных перед производственной практикой целей важное значение имеет место прохождения практики. Согласно программе практики базами практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые рекрутинговые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления, высшие учебные заведения и другие организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), в составе которых есть службы по управлению персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом.

В программу производственной практики входят: сбор информации об объекте производственной практики – организации, включая ее краткую характеристику, показатели производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности и их анализ, анализ системы управления персоналом и ее функций; кадровое, методическое, информационное и прочее обеспечение системы управления персоналом; изучение и анализ основных регламентирующих документов системы управления персоналом: Положения о персонале, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о службе управления персоналом и других её подразделениях, должностных инструкций, положений о найме персонала, об аттестации, стимулировании персонала и др. Важной частью практики является более углубленное изучение и анализ выполнения той функции или процесса управления персоналом, которые связаны с выбранной обучающимся темой выпускной квалификационной работы. Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.

3.5. Педагогическая практика

Педагогическая практика – важнейший компонент и составная часть учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе. Педагогическая практика базируется на изучении курсов «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Психология», «Культура речи и деловое общение».

Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и выступает связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.

Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению степени магистра.

Цель педагогической практики – формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО, владеющего современными образовательными технологиями.

Педагогическая практика решает следующие задачи:

Развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

Развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

Участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;

Практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Непосредственное руководство возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. К основным нормативно-методическим документам, регламентирующим работу студента магистратуры на практике, относятся программа практики и Дневник магистранта по практике.

Выполнение педагогической работы предполагает посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение фрагментов занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение занятия по плану учебной дисциплины с использованием мультимедийной и проекционной техники, разработка конспектов лекций и презентаций по отдельным учебным дисциплинам, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине, подготовку публикаций по теме учебной дисциплины, участие в работе кафедры, формирование отчета по педагогической практике.

Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенно новый вид деятельности – педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.


Похожая информация.


Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.

В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Дневника в период научно-исследовательской практики магистранта

Цель научно-исследовательской практики

Целью научно-исследовательской практики магистрантов направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование магистерские программы Педагогическая психология творческой деятельности, Практическая психология является применение и развитие научно-исследовательских компетенций в процессе теоретического обоснования проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), проектирования и проведения ее опытно-экспериментальной апробации с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики.

Задачи научно-исследовательской практики

Задачами научно-исследовательской практики являются:

— строить научно-исследовательскую деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

— актуализировать и применять практические способы поиска научной и профессиональной информации по теме магистерской диссертации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

— применять приемы, методы и практические способы создания проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), обеспечивающей решение проблемы магистерской диссертации;

— анализировать современный психолого-педагогический опыт и тенденции его развития, прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению на этапе апробации проекта созданной программы психолого-педагогической деятельности;

— апробировать созданную психолого-педагогическую программу на основе использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;

— применять современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации на контрольном этапе реализации проекта программы; инновационные технологии и активные методы обучения – на формирующем этапе; адекватно подобранные современные методы математической статистики – на этапе формулировки выводов о результативности апробированного проекта программы;

— разрешать конфликтные ситуации в процессе апробации проекта программы и оказывать поддержку субъектам образования в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики;

— обработать, обобщить и интерпретировать данные психолого-педагогического исследования, проводить сравнительный анализ данных (самостоятельно полученных на констатирующем и контрольном этапах с полученными в исследованиях других авторов), выделять существенные связи и отношения;

— овладеть умениями изложения обоснованных научно-исследовательских положений и полученных опытно-экспериментальных данных, их предъявления в виде научного отчета, научного доклада, научной публикации.

Структура и содержание практики

Разделы (этапы) практики Виды работ на практику, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Практический Завершение опытно-экспериментальной работы по теме исследования (формирующий этап). Проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Обработка данных. Анализ полученных данных. Собеседование по результатам
2. Интерпретационный Составление таблиц и диаграмм, включающих сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. Статистическая обработка данных. Анализ и интерпретация полученных данных в контексте темы исследования. Собеседование по результатам
3. Обобщающий Уточнение понятийного аппарата. Формулирование теоретических выводов и обобщений. Написание первого варианта практической части магистерской диссертации. Собеседование по результатам
4. Оформление результатов и рефлексии Оформление проведённого исследования в виде научной статьи. Оформление отчета о научно-исследовательской практике. Публичная защита выполненной программы практики

Магистранты в период научно-исследовательской практики:

1. Составляют индивидуальный план и программу практики.

2. Проводят опытно-экспериментальную работу по теме исследования (формирующий и контрольный этапы).

3. Оформляют данные и документацию о проведенном исследовании.

4. Составляют научный отчет о проделанной работе за период практики (публичная защита), пишут научную статью и первый вариант практической главы магистерской диссертации.

Основные требования по заполнению

дневника в период научно-исследовательской практики магистранта

1. Заполнить информационную часть (ФИО магистранта, ФИО научного руководителя практики, база практики, цель и задачи практики, тема магистерской диссертации и др.).

2. Совместно с научным руководителем практики составить индивидуальный план работы магистранта на период научно-исследовательской практики. Получить типовые и индивидуальные задания по профилю подготовки для квалификации магистра.

4. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.

5. Один раз в неделю (во время консультаций) предоставлять дневник на просмотр научному руководителю практики.

6. Получить отзывы руководителей практики от образовательного учреждения и кафедры.

ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Студента 1 курса юридического факультета

_______________________________________Кочубея Алексея Андреевича _____________________________

фамилия, имя, отчество

___________конституционного и муниципального права _____________________________

продолжительность__________8 недель, с 19.05 по 12.07.2015 года ____________________

кол. недель, сроки практики

Руководитель практики от университета

С 19.05. по 12.07.2015 года мною осуществлялось прохождение учебной (научно-исследовательской) практики, основной целью которой стал сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки и написания магистерской работы, изучения методов и средств самостоятельной исследовательской деятельности, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

По итогам прохождения научно-исследовательской практики были решены следующие задачи:

— изучена методология научно-исследовательской работы;

— освоены современные информационные технологии в юриспруденции;

— усовершенствованы навыки получения, обработки научной информации;

Перед тем, как приступить к научно исследовательской практике, мною совместно с научным руководителем согласован план научной работы

изучена программа прохождения научно-исследовательской практики, цели и задачи, получены образцы отчета о практике и дневника учета работы студента-практиканта.

В процессе прохождения практики мной:

— проведена работа с библиографическими источниками (в том числе электронными), собрана и обработана информация, осуществлено применение найденного материала при написании второй и третьей главы магистерской работы, а также проведено редактирование первой главы, создана база эмпирических данных;

Переведены на русский язык некоторые правовые источники Федеративной Республики Германии

— собран и систематизирован научный материал, в том числе с помощью справочно-правовых систем (научные статьи, монографии, учебные пособия) по исследуемой мною тематике «Конституционно правовые основы законодательного процесса в парламенте: сравнительно правовой анализ Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь»,

— обозначена методология научного исследования, дифференцированы научные методы в процессе решения определенных исследовательских задач;

— определена необходимая теоретико-методологическая основа для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской диссертации;

— изучены технические особенности оформления результатов проделанной работы, печати и редактирования (в соответствии требованиями действующего ГОСТа);

Собрана определенная база правовых источников Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь

Проведен сравнительно-правовой анализ изучаемых стран

— структурирована теоретико-методологическая составляющая моего исследования;

— сформировано собственное видение содержания изучаемой проблематики.

По итогам практики мною были приобретены следующие навыки:

— самостоятельной научно-исследовательской работы,

Поиска и систематизации полученной информации;

Анализа и обобщения собранного материала,

Научного анализа исследуемой проблематики;

Определения и применения необходимого методологического инструментария по исследуемой проблеме;

— работы с информационными программными продуктами и ресурсами сети Интернет и т.п.

Магистрант Кочубей А.А.

ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА

по учебной (научно-исследовательской) практике магистранта 1 года обучения кафедры конституционного и муниципального права

ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского Спелова А.А.

№ п/п Период Перечень выполненных действий
1. 18.05.- 19.05.2016 Перепроверка курсовой работы, написанной по итогам 1 курса магистратуры. Анализ ошибок в курсовой работе, изучены рекомендации научного руководителя по курсовой работе.
2. 20.05.2016 Поиск литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции.
3. 23.05. – 25.05.2016 Изучение литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции. Анализ полученных выводов.
4. 26.05. – 27.05.2016 Определение необходимой теоретической базы для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской работы. Составление примерного развёрнутого плана первой (теоретической) главы магистерской работы.
5. 30.05. – 03.06.2016 Поиск, подбор, изучение юридической литературы по вопросам: генезиса понятия «самовольная постройка», истории становления института самовольного строительства в России, сравнительного анализа института самовольного строительства в РФ и странах англо-саксонской правовой семьи. Составление развёрнутого плана второй главы магистерской работы.
6. 05.06. – 11.06.2016 Отработка судебной практики по вопросу о понятии «самовольной постройки»: толкование понятия арбитражными судами различных округов, судами общей юрисдикции, Конституционным судом. Сравнительный анализ собранной судебной практики.
7. 13.06. – 17.06.2016 Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: условий признания постройки самовольной, порядка признания постройки самовольной, круга лиц, имеющих права обращаться с требованиями о признании постройки самовольной.
8. 19.06. – 21.06.2016 Проведение консультаций с практикующими юристами — специалистами в области земельного права; споров, связанных с недвижимостью.
9. 22.06. – 25.06.2016 Анализ изменений, внесённых в ст. 222 ГК РФ изменений (ч. 4 ст. 222 ГК РФ). Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: срока исковой давности для признания постройки самовольной, градостроительных и строительных норм, подлежащих применению при решении вопроса о признании постройки самовольной. Систематизация и структурирование, полученной информации для упрощения её дальнейшей переработки и использования при написании магистерской работы.
10. 27.06. – 02.07.2016 Отработка судебной арбитражной практики по вопросам 2 главы магистерской работы. Сравнительный анализ сложившейся судебной практики в различных судебных округах РФ. Сопоставительный анализ практики судебных округов и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы.
11. 04.07. – 07.07.2016 Отработка практики судов общей юрисдикции по вопросам 2 главы магистерской работы. Сопоставительный анализ практики нижестоящих судов общей юрисдикции и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы. Сравнительный анализ арбитражной судебной практики и практики судов общей юрисдикции.
12. 08.07. – 09.07.2016 Изучение литературы и судебной практики по вопросу легализации самовольного строительства в досудебном и судебном порядке.
13. 10.07. – 12.07.2016 Поиск и изучение литературы, судебной практики по вопросу применения последствий самовольного строительства, снос самовольной постройки по решению суда и по решению ОМСУ. Поиск информации о незаконности сноса самовольных построек по решению ОМСУ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Научный руководитель:

___________________________

________________________________

г. Владикавказ

Введение……………………………………………………..………...……….…...3

Основная часть……………………………………………….…….……….………4

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……...………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………...……...…….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………7

Список использованных источников……………………………………………..8

Приложения

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сроки и место прохождения практики

В период с 28.11.2016 г. по 24.12.2016 г. в СОШ №25 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25» я проходила научно - педагогическую практику.

Анализ деятельности

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

Расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

Основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

Работа с учащимися;

Самосознание личности;

Работа с педагогическим коллективом;

Работа по сплочению коллектива обучающихся.

Критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

- педагогическое общение;

Сплоченность общешкольного коллектива;

- личностные результаты.

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как: качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

В XXI веке понимание качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого администратора и педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг в школе.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Таблица №2 Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вопрос №

Уровень

Общая сумма

Низкий

Средний

Высокий

Таблица № 3 Методика изучения самооценки «какой Я»

На вопрос: подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности, был получен ответ.

Оцениваемые качества личности

Да

Нет

Иногда

Не знаю

Хороший

83%

17%

Добрый

83%

1%

12%

Умный

95%

4%

Аккуратный

70%

8%

20%

Послушный

50%

12%

17%

8%

Внимательный

80%

17%

4%

Вежливый

80%

12%

8%

Умелый(способный)

83%

4%

8%

4%

Трудолюбивый

83%

12%

4%

Честный

93%

4%

4%

Из приведенных выше рисунков проведенных методик, мы видим что уровень педагогического взаимодействия между учителем и учеником высокий, но также присутствуют обучающиеся уровень которых не достигает и среднего.

1. Психологу совместно с классным руководителем разработать тему, для классного часа.

2.Регулярно проводить родительские собрания, а также работать с определенными родителями.

3. Каждую четверть проводить тренинги, и т.д.

Так в ходе практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка образовательной программы. Проводилась диагностика эффективности качества образовательного процесса в школе№25. Оформлена аналитическая работа для оповещения оценки системе управления качества образовательного процесса, выработаны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Заключение

В результате научно – исследовательской практики было проведено исследование в рамках написания магистерской диссертации, а именно проанализирован вопрос изучения особенностей управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе.

Мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении методик (анкетирования) на констатирующем этапе и положительная динамика результатов на экспериментальном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость постоянных;

Тренингов,

Психологу совместно с классным руководителем разрабатывать темы, для классного часа;

Организовать работу с родителями (родительским комитетом) для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Диагностика и анализ качества образовательного процесса школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством образовательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

Планирование образовательного процесса на основе диагностики уровня образованности и воспитанности учащихся.

Постоянное отслеживание динамики уровня качества образования учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогического коллектива, особенно классных руководителей к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики качества образовательного процесса.

Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Список используемых источников

1.Бабанский Ю.К. Педагогика М.2003.-С.366.

2.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С 37

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- С 320

5. Максимова В.Н. Диагностика обученности / / Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 56

6. Шипарева Г.А. Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом. Диссертация. М: 2013-с.4,34

Отчет по исследовательской практике магистранта — документ, в котором подробно анализируют место практики и всю выполненную в процессе ее работу. И с этим у студентов могут возникать трудности.

В первую очередь — с анализом места производственной практики. Многие забывают, что это так же важно, как выполнение заданий научного руководителя. От полученной информации будет зависеть, насколько хорошо практикант выполнит задания и справится с поставленными целями. Поэтому нужно тщательно изучить объект практики и только потом приступать к анализу и проработке информации.

Важная часть документа, выполнение которой вызывает немало трудностей, является рефлексия собственных достижений. Студент должен объективно оценить свою научно-исследовательскую деятельность на предприятии. Справиться с этим ему помогает дневник, куда он записывает все, что связано с практикой. Если студент ведет его плохо, то потом у него возникают проблемы на этапе рефлексии.

Факультет математики, информатики, физики и технологии

Кафедра информатики и методики обучения информатике

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Выполнил(а):

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Согласовано: научный руководитель

д. п.н., профессор

Омск – 2013

ПЛАН

научно-исследовательской практики магистранта

Гордейчик Елены Ивановны

на период с 7.01.2013 по 19.01.2013

(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)

Тема диссертации: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Исследовательские задачи

(в соответствии с тематикой магистерской диссертации)

Даты и сроки

Планируемые результаты

Заключение о выполнении

(визируется научным руководителем по окончании практики)

Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования.

Рукопись 8-10 стр.

Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Определить методы исследования.

Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования.

Рукопись 3–5 стр.

Руководитель магистерской программы____________________

Руководитель практики _______________________

Научный руководитель _______________________

Актуальность исследования

Развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей – основа модернизации российского образования.

Прежняя образовательная трансляционно-репродуктивная парадигма, готовившая кадры для уходящего индустриального общества, в современных условиях глобальной неопределенности, нестабильности, постоянных изменений оказывается неэффективной.

Работа с одаренными детьми – ключевое звено, благодаря которому можно преодолеть и образовательный, и культурно-мировоззренческий, антропологический кризис, переживаемый современной цивилизацией, остро нуждающейся в творческих, самостоятельных, ответственных, компетентных, целостных личностях.

Междисциплинарный подход к построению содержания обучения и модели креативного образования, возникнув и ярко проявив себя в педагогической работе с одаренными детьми, может и должен применяться в широкой образовательной практике, поскольку потенциально одаренными является большинство детей.

Современная социальная и экономическая ситуация в стране способствовала появлению новой стратегии образования, развитию технологического подхода к обучению, новому осмыслению содержания и самих целей школьного образования. В данный период система личностноориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования.

Повышение качества общего образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития , всегда являлось первостепенной задачей системы образования. Особенно остро она стоит сегодня – в эпоху социально-экономических преобразований и расширения информатизации образовательного пространства.

Кроме того, проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе общего образования, а также в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Противоречия

Между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

Между традиционным классическим преподаванием информатики в школе и дифференцированным подходом, нацеленным на развитие детской одаренности;

Между упрощенным, стереотипным пониманием информатизации как «организации компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

Между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;

Между высоким потенциалом информационных технологий и недостаточностью анализа передового опыта их использования в массовой школе.

Проблема

Теоретическое и практическое обоснование решения организационно-педагогических задач по внедрению дистанционных образовательных технологий в системе общего образования при работе с одаренными детьми.

Тема исследования: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Объект и предмет исследования

Объект исследования – процесс обучения одаренных учащихся основной школы на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Предмет исследования – использование дистанционных образовательных технологий, ориентированное на эффективное решение проблемы работы с одаренными детьми в основной школе.


Цель исследования: выявить и обосновать методологические принципы, разработать научно-педагогическое обеспечение (модель) эффективного использования дистанционных образовательных технологий для обучения одаренных детей (основная школа).

Гипотеза исследования

Методология и практика ДОТ как средства развития детской одаренности может быть построена как система проектирования при условии согласования и сбалансированности по времени, финансированию и другим параметрам реализации следующих процессов:

Изменение содержания образования и аттестации с учетом новых приоритетов в отношении целей образования и процессов, идущих в социальной среде;

Формирование и поддержка в системе образования кадрового потенциала, обладающего профессиональной ИКТ-компетентностью, вовлечение в процесс работы с одаренными детьми родителей, общественности, представителей власти;

Обеспечение доступа учащихся и учителей к открытому информационному пространству, контролируемому в образовательных целях;

Предоставление учащимся и учителям инструментов для поиска, сбора, анализа, организации, представления, передачи информации, моделирования и проектирования, организации образовательного процесса;

Изменение нормативной базы общего образования и локальной нормативной базы образовательных учреждений, в том числе образовательных стандартов и программ, норм, регулирующих уклад школы, при условии сосуществования как обновленной нормативной базы, так и традиционной;

Трансформация образовательного процесса, профессионально реализуемого ИКТ-компетентными педагогическими работниками, деятельность которых должна быть обеспечена технической и методической поддержкой, в целях эффективного достижения приоритетных и перспективных образовательных целей.

Задачи исследования

Разработать и обосновать проект научно-педагогического обеспечения процесса работы с одаренными детьми, ориентированный на приоритетные, общественно мотивированные образовательные цели и результаты, достигаемые за счет использования средств ИКТ и ДОТ.

Разработать организационно-педагогические требования системности и гармоничности процесса работы с одаренными детьми, оптимизирующие воздействие основных факторов, которые влияют на эффективность работы с одаренными детьми.

Разработать педагогическую модель «Программа работы с одаренными детьми основной школы», реализующую современную систему приоритетов общего образования на основе информационных и коммуникационных технологий.

Разработать и реализовать модель общего образования с применением дистанционных образовательных технологий для одаренных детей основной школы.

Методы исследования

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической, учебной и технической литературы по проблеме исследования;

Анализ и обобщение теоретических исследований по внедрению отдельных дистанционных образовательных технологий, по методическим основам использования информационных и коммуникационных средств в общем образовании;

Анализ практического опыта российских и зарубежных школ;

Проведение сравнительных международных исследований, в том числе SITES, и анализ их результатов в соответствии с международными методиками;

Анализ и обсуждение результатов исследования со специалистами, психологами, классными руководителями , учителями предметниками на научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах;

Наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся и учителей;

Педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы.

Исследования в области теории и методики обучения (, и др.);

Фундаментальные труды, посвященные истории и современному состоянию образования в мире (,);

научно-методические работы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, по гуманизации , дифференциации и индивидуализации обучения, по развитию творческих способностей учащихся (, и др.);

Исследования, посвященные общим вопросам внедрения информационных технологий в образовании (, и др.);

Работы по специальной психологии и педагогике (, и др.)

А также различные научно-педагогические статьи, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; нормативные и правовые акты ; исследования в области информатики и технических аспектов функционирования информационных технологий в образовании; публикации в периодической печати по соответствующей тематике; труды российских и международных конференций, семинаров, рабочих групп; статистические материалы; документы по стандартизации ; интернет-сайты, освещающие современное состояние информатизации общего образования.

Материалы для констатирующего этапа эксперимента

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: определение уровня одаренности учащихся основной школы.

Задачи констатирующего эксперимента

1) определить критерии уровня одаренности школьников основного звена;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня одаренности в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Рассматривая проблемы одаренности, выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:

Стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;

Признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;

Дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч. Спирмен и считал одаренностью;

Одаренность как среднее целого ряда разных функций;

Признание существования множества типов одаренности.

Одним из способов оценки одаренности детей является результат их участия в различных олимпиадах, проектах и конкурсах, в том числе и дистанционных. Обычно эти результаты отражаются в Портфолио учащегося.

Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов, однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д. Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической работы . В других случаях (например, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т. д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации.

Крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.

На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности.

Эти тесты адаптированы для проведения эксперимента учителями.

Опытно-экспериментальная база

На базе 9 (информационного) класса школы созданы 2 группы контрольная и экспериментальная. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы (1977) в адаптации. (Приложение 1)

Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Оценка должна отражать, насколько часто учитель наблюдает проявление каждой из характеристик.

Такую шкалу заполняют все учителя, работающие достаточно длительное время с ребенком.

Оценки разных учителей сопоставляются, обсуждаются, в спорных случаях необходимо просить описать конкретные ситуации, в которых проявлялась та или иная характеристика. В случае сомнений коллективное решение лучше принимать в пользу ребенка, то есть дать шанс показать себя в специальной программе по исследованию влияния дистанционного образования на развитие одаренности.

Для чистоты эксперимента, данная шкала также предложена родителям и самим ученикам, а также предполагается и взаимооценивание.

После выявления уровня одаренности учащихся 9 класса экспериментальной группы, с ними будет проведен телекоммуникационный проект, в результате которого им также будет предложено оценить себя по данным шкалам.

Фамилия, имя учащегося _________________


Дата __________

Школа № ______________ Класс ______________

Возраст_________________

Как давно Вы знаете этого ребенка?

______________________

Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристики ученика

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или "извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит

Умножьте на соответствующий коэффициент

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала II. Мотивационные характеристики

1. Полностью "уходит" в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала III. Лидерские характеристики

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу

3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит

4. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала IV. Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/а к иррациональному в себе (более свободное выражение "девчоночьих" интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствительны

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.г. № 000 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принята 03.04.2012г.;

4. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов от 01.01.2001 г.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. «Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей».

7. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

8. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

9. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

10. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

11. J. S. Renzulli, R. K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.